Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка

ЗАНЯТИЕ 2. Основные ступени формирования навыка чтения. Качества полноценного навыка чтения.

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью различных анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового), различных мозговых систем.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На основе зрительных процессов происходит соотнесение букв с соответствующими звуками, осуществляется звуковое воспроизведение зрительного образа слова, его прочтение. И, наконец, на основе соотнесения звуковой формы слова с его значением происходит понимание прочитанного.

Таким образом, в процессе чтения условно можно выделить две стороны: техническую и смысловую.

Техническая сторона процесса чтения включает узнавание букв, соотнесение зрительного образа написанного слова с его звуковой формой и слитное произнесение слога и слова. Смысловая сторона процесса чтения представляет собой основную его цель. Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Правильное понимание читаемого предопределяется точностью зрительного восприятия, речеслухового и кинестетического образа слова. С другой стороны, процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания прочитанного.

В процессе чтения взрослого человека осознаётся лишь смысл читаемого. Однако те психофизиологические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой, автоматически, неосознанно. Вместе с тем эти автоматизировавшиеся в процессе обучения грамоте операции являются сложными и многосторонними. Сложность технической стороны процесса чтения ярко проявляется уже при анализе движений глаз читающего.

Движение глаз опытного чтеца осуществляется быстрыми скачками, от одной точки фиксации (остановки) к другой.

В процессе чтения происходит движение не только вперёд, но и назад (влево). Такое возвращение к ранее прочитанному, движение глаз назад, носит название регрессии. Восприятие читаемого происходит в момент фиксации, остановки глаз на строке. В процессе же непосредственного движения глаз восприятие читаемого не происходит. Это подтверждается и длительностью этих процессов. Так, время остановок в 12 – 20 раз длительнее времени движения глаз на строке. Кроме того, при изменении условия чтения, при усложнении текста количество и длительность фиксации изменяются, в то время как скорость движения глаз от одной фиксации до другой остаётся неизменной. Количество фиксаций на строке может быть различным. Оно не зависит от количества слов или букв в строке, так как фиксации глаз могут быть как между словами, так и на середине слова.

Источник

Составляющие навыка чтения

Просмотр содержимого документа
«Составляющие навыка чтения»

Составляющие навыка чтения

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения.

Оценивая глубину и уровень понимания прочитанного, необходимо учитывать планы содержания текста: 1) фактический, предметный план и 2) смысл предметного плана.

К предметному плану можно отнести описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, всю событийную линию, значения слов, предложений, абзацев и так далее.

Техническую сторону навыка чтения составляют следующие компоненты: способ чтения, правильность, скорость или темп чтения, выразительность.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения.

Более других на иные стороны техники чтения воздействует способ чтения. Выделяется пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Чтение по буквам является самым непродуктивным. Самым продуктивным считается чтение словами и группами слов.

Темп (скорость) чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Он находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания прочитанного. Существуют ориентировочные показатели темпа чтения, которые обозначены программой по чтению, реализуемой учителем.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: 1) замены; 2) пропуски; 3) перестановки; 4) добавления; 5) искажения; 6) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

Ошибки при чтении возникают по разным причинам:

из-за непонимания или искаженного понимания текста;

в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания;

из-за непонимания значения прочитываемого слова или смысла предложения;

в результате нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознании буквы. Выразительность как компонент навыка чтения определяется

методистами как умение осознанно использовать важнейшие средства выразительности (темп, интонацию, паузы, логические ударения) для выявления содержания, смысла читаемого текста. Ученик при чтении должен суметь вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую ему этим знаком.

Здесь нельзя отождествлять выразительность как составную часть навыка чтения и выразительность как высший тип чтения.

Выразительное чтение как высший тип чтения применяется в школьных условиях преимущественно к художественным произведениям и более всего имеет место на заключительных этапах работы над текстом, когда он всесторонне рассмотрен, проанализирован и понят учениками.

Итак, комплекс умений и навыков, составляющий полноценный навык чтения, можно представить в общем виде следующей схемой:

Источник

Компоненты навыка чтения

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Компоненты навыка чтения

Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:

Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть картинку Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Картинка про Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.

Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть картинку Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Картинка про Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка

Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

1) значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле;

2) содержания каждого предложения;

3) содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);

4) основного смысла всего содержания текста.

При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор).

Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения.

Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие ее стороны.

Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть картинку Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Картинка про Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка

1. Плавное слоговое

Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть картинку Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Картинка про Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка

Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть картинку Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Картинка про Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка

2. Плавное слоговое
с целостным прочтением
отдельных слов

Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть картинку Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Картинка про Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка

3. Чтение целыми словами
и группами слов

Выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа (см. схему) относятся к непродуктивным. Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения.

Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.

Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В. Г. Горецкому).

Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть картинку Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Картинка про Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка

Если результат ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:

е) повтор букв (звуков), слогов, слов;

ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах;

з) ошибки в окончании.

Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у учащихся начальной школы желательно проверить этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов. Для проверки техники чтения и фиксации данных по каждому из компонентов мы предлагаем использовать таблицу:

Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть картинку Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Картинка про Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка

Примечание. При проверке навыка чтения выявляются:

– употребленных в переносном смысле.

2. Понимание содержания отдельных предложений:

– при затруднении по вопросам учителя.

3. Понимание, осознание основной мысли произведения.

Источник

Совершенствование технической стороны навыка чтения.

Параллельно работе над пониманием прочитанного ведется отработка технической стороны навыка чтения. При этом необходимо помнить о взаимосвязи и взаимодействии чтения вслух и молча, чтения говорения и слушания, чтения и понимания.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование технической стороны навыка чтения.»

Совершенствование технической стороны навыка чтения

Параллельно работе над пониманием прочитанного ведется отработка технической стороны навыка чтения. При этом необходимо помнить о взаимосвязи и взаимодействии чтения вслух и молча, чтения говорения и слушания, чтения и понимания.

Совершенствованию чтения способствует введение в ход урока разных его вариантов:

первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником;

первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися;

первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми «про себя»;

самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием;

чтение с четким проговариванием слогов;

хоровое и групповое чтение;

выборочное и комментированное чтение.

Изучив различную методическую литературу, использую в работе упражнения, помогающие развивать необходимый круг умений и навыков, снять технические трудности чтения.

I. Развитие речевого аппарата.

Цель: постановка дыхания, развитие подвижности речевого аппарата, четкости произношения.

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

отработка произношения гласных (а, о, у, ы, и, э), сочетаний гласных (a-у, a-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ), сочетаний гласных и согласных (ба, бо, бу, бы, бэ, би, тра, три), согласных (зсж, шжс, и др.).

игры на звукоподражание

Самолеты взлетают: у-у-у

Лошадки поскакали: цок-цок-цок

Рядом ползет змея: ш-ш-ш

Муха бьется в стекло: з-з-з Летела муха около уха: ж-ж-ж Летела оса около носа: с-с-с Летел комар и звенел: з-з-з

Сел на лоб, а мы его хлоп!

Источник

Освоение навыков чтения

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют речедвигательный, слуховой и речеслуховой анализаторы. Чтобы возник интерес к чтению, человек должен свободно владеть осознанным чтением, у него должны быть развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Одна из основных задач начального образования – научить детей беглому, правильному, выразительному и осознанному чтению. Это крайне важно, ведь этот процесс играет определяющую роль в развитии и воспитании ребенка.

Умение читать и понимать прочитанное – показатель развития познавательной деятельности ребенка, а также основа дальнейшего обучения и изучения предметов в школе. Также нужно помнить о том, что чтение является важнейшим источником получения информации, который по-прежнему остается актуальным, несмотря на всеобщую цифровизацию.

Чтение и его составляющие

В таком сложном психофизиологическом процессе, как чтение, можно выделить 3 основных момента:

Восприятие данных слов. Основа процесса чтения – это возможность по увиденным буквам понять и воспроизвести слово, которыми оно обозначается. Человек смотрит на буквы в тексте, понимает, какое слово обозначает их сочетание, поэтому он может прочитать данное слово. Помимо зрительной функции, в этом процессе участвует память и воображение человека.

Понимание контекста, который связан с прочитанными словами. Когда мы читаем какое-нибудь слово, то в нашем сознании происходят определенные изменения, которые связаны с пониманием только что прочитанного. В сознании может возникать какой-нибудь яркий образ, либо чувство или какой-нибудь логический процесс.

Оценка прочитанной информации. Процесс чтения предполагает не только сам факт того, что человек прочитал текст (рассказ, книгу), но и то, что он может проанализировать прочитанное, выделить основные моменты, рассказать о смысле текста.

Вдумчивое чтение является средством приобщения ребенка к культурной среде, его погружения в мир литературы, прочтение которой прямым образом сказывается на развитии личности.

Если вы хотите помочь малышу заговорить, научиться делать логопедический массаж, узнать все подводные камни при коррекции звукопроизношения вибрантов у детей и подростков, то предлагаем курс повышения квалификации «Современные практические методики коррекции речевых нарушений» на 144 ак. часа.

Вы научитесь проводить профилактику нарушений чтения и письма, выявлять типичные ошибки при обучении начальной грамотности, а также распознавать признаки расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте. Подробнее.

Мотивом чтения всегда является потребность. У ребенка – это первоначальное желание научиться читать, т.е. речь изначально идет об освоении звуковой системы, умении понимать слово на основании прочитанных букв.

Когда эти навыки освоены, у ребенка возникает другая потребность – понимать смысл прочитанного, что обозначает то или иное слово. По мере развития усложняются и мотивы чтения – теперь ребенок хочет понять смысл самого рассказа, мотивы и желания героев, анализ их поступков и т.д.

Для учеников 1-2 классов основной задачей является нахождение точки зрения героев и рассказчиков в тексте.

Для этого дети должны владеть следующими навыками:

Заинтересованность и эмоциональное сопереживание.

Работа с самим текстом в позиции читателя (под руководством преподавателя).

Формирование собственного высказывания (написание сочинения по прочитанному, рассказа от имени героя произведения и т.д.).

По мере взросления детей навыки усложняются. Ученики 3-4 классов уже должны уметь понимать общий смысл всего произведения, уметь разделять собственную позицию как читателя и то, что именно хотел сказать автор.

Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Смотреть картинку Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Картинка про Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка. Фото Что помимо скорости чтения относится к технической стороне навыка

Основные качества процесса чтения

Навыки чтения характеризуется следующими необходимыми качествами:

Правильность. Под этим понимается процесс чтения без каких-либо искажений, которые могут повлиять на основную мысль прочитанного.

Сознательность. Подразумевается понимание основной мысли, которую заложил автор при написании произведения. Ребенок должен не только понимать смысл высказывания, но и уметь формировать свое собственное отношение к прочитанной информации.

Беглость. Существуют определенные стандарты скорости чтения (как правило, количество слов в одну минуту). При этом ребенок должен читать бегло, но без искажений и вреда для понимания смысла текста.

Выразительность. Это выражение главной мысли произведения (а также собственного отношения к прочитанному) слушателям при помощи средств устной речи. Под выразительным чтением понимается умение интонационно выделять паузы в тексте, соблюдать интонации утверждения, вопроса. Чтение не должно быть безликим и монотонным – важно придавать голосу эмоциональную окраску, при этом не допускать ошибок при прочтении слов.

Обучение чтению предполагает работу над всеми вышеперечисленными качествами, потому что они связаны между собой. В частности, беглость чтения подразумевает темп, т.е. она может считаться средством выразительности при прочтении текста.

Основные этапы становления навыков чтения

Процесс освоения чтения очень сложный и достаточно длительный. При формировании навыков этого процесса выделяют 3 основных этапа – аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап представляет собой начальный этап чтения, когда ребенок читает по слогам. Слоговое чтение основывается на слогозвуковом анализе и синтезе. В данном случае, все 3 компонента чтения (восприятие, произнесение и осмысление) разорваны. Ребенок должен увидеть гласную букву, потом соотнести ее со слогом-слиянием. Он озвучивает увиденный графический слог, делает это плавно, чтобы он мог понять само слово.

Синтетический этап предполагает, что все 3 компонента происходят одновременно. Ребенок уже полноценно читает слова, а не по слогам. При этом для этого этапа важно, чтобы ребенок не только читал слова, но и использовал интонацию, а это возможно только в том случае, если есть понимание общего смысла прочитанного.

Этап автоматизации предполагает, что ребенок уже читает в автоматическом режиме, т.е. не задумываясь об этом процессе. Он не концентрируется на понимании отдельных слов, а стремится понять смысл всего текста, используемых автором художественных средств. На этом этапе уже характерно чтение про себя. Основными признаками этапа автоматизации являются эмоциональная реакция на прочитанное, стремление поделиться своими мыслями по поводу героев, идеи произведения.

Такой поэтапный процесс овладения навыками чтения возможен только при определенных обстоятельствах.

Имеется в виду именно работа самого учителя, который должен выстроить правильный образовательный процесс:

Занятия по формированию навыков чтения должны быть ежедневными.

Тексты, которые используются на занятиях, не должны подбираться в хаотичном порядке. Важно учитывать их сложность, возраст детей и их психологические особенности.

Систематическая работа по предупреждению неправильного чтения.

В случае возникновения у детей ошибок в процессе прочтения текстов, нужно реагировать на это, не допуская того, чтобы эти ошибки вошли в привычку.

Должна вестись работа по приучению детей к чтению про себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *