Что помогает человеку быть ближе к богу

Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу?

Окончание беседы с старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).

Что необходимо сделать для того, чтобы приблизиться к Богу?

Достичь более тесной связи с Богом нам мешает мирское мудрование. Освободившись от него – мы обретем Божественную благодать и будем (как первые христиане) уже в этой жизни чувствовать радость Рая. Об этом говорит Сам Спаситель: «Царствие Божие внутрь вас есть». То есть всякий, кто приносит истинное покаяние, имеет уже в своей земной жизни ощущение Царствия Небесного. Ведь в Таинстве Исповеди Бог подобно огню уничтожает грех, и наполняет человека светом Своей Благодати.

После того как человек покается и придет в себя – он становится сосудом благоговения и благочестия. Ему не обязательно что-то говорить или делать, чтобы свидетельствовать окружающим о Боге.

Увы христианину, пытающегося принести пользу через изложение своих мыслей, знаний, взглядов, теорий. Толку от этого не будет.

Без смирения не может быть настоящего богословия. Если у человека нет смиренного сердца, в нем не будет обитать Бог.

В чем значение монашества?

– Монах – это человек живущий в покаянии, а монашество – это средоточие христианства. Иноки – это передовой отряд Церкви. Монахи призваны последовать Евангелию в полной мере. Не рассуждать о заповедях, а стараться их исполнять.

Если монах, оставив мир, начинает размышлять о преимуществах мирской жизни – он сам разоряет свои духовные достижения. Более того, он искажает саму суть монашества.

Почему человек может утерять Божественную благодать?

Через покаяние мы вновь обретаем себя, восстанавливаем нашу разрушенную связь с Богом.

Что еще может отдалить нас от Бога?

– Неправильное отношение к вещам. Когда человек свою любовь от Бога переносит на вещи – он становится ненасытным. Страсть сребролюбия фактически становится формой язычества, ведь человек поклоняется уже не Творцу, а твари.

А что представляет собой человек вернувшийся в свое естественное состояние?

– Он становится живой иконой Бога.

Чтобы драгоценные камни засверкали, они должны пройти определенную огранку. Так же и человек. Образ Божий был искажен в нас грехом и Бог подобно мастерам, обрабатывающим алмазы, отсекает от нас лишнее, придавая нам первозданную красоту.

Мы смотрим на ограненный алмаз и он сверкает со всех сторон, то же самое происходит и с вернувшимся в свое естественное состояние человеком. Этот свет и красота уже были у него внутри, но если бы Бог не отсек все наносное, они бы так и остались замурованы и не реализованы.

На первый взгляд христиане, уходя от злых дел мира, теряют связь и с самим миром. Но это не так: обретая связь с Богом, человек выстраивает правильные отношения и со всем миром. И наоборот: по мере потери связи с Творцом, мы словно оказываемся в тумане, а наши взаимоотношения с миром утрачивают гармонию.

Каждый христианин – икона Христа, которая становится видимой и изобразимой по мере того, как он очищается от греха. Но если мы будем ориентироваться не на Христа, а на этот мир – загубим данные нам Богом таланты и возможности.

Каждый человек сотворен для того, чтобы сделать что-то прекрасное и достойное Бога, а мы растрачиваем себя на пустые и никчемные вещи. Во время Таинства Крещения мы обещались Богу и отрицались Сатаны и всех дел его. Так почему же теперь хотим хоть краешком захватить и вкусить греховных «наслаждений»?

Что нам может дать мир? Бесконечно бедный и убогий в сравнении с Богом.

Какому Господину мы служим, от того и получим награду. Будем творить добро – нас вознаградит Господь. Но что значит «творить добро»? Значит преобразить себя и стать достойным Бога.

1 Отрывок из «Дидахи» (учения (12 апостолов), раннехристианского памятника, содержащего уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи.

2 «Совершенство чистоты – есть начало богословия». (Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. М., 1873. С. 306.)

3 «Тварный мир представляет собой неделимое целое; таким образом, спасение каждого человека неразрывно связано со спасением всего человечества и даже, еще шире, со спасением всей вселенной. Вот почему слова апостола Павла «Мы члены друг Другу» (Еф. 4:25) должны быть осмыслены во всей широте их значения… Именно это чувство космического единства выражено преподобным Силуаном Афонским: Кто носит в себе Духа Святого. тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа (Епископ Диоклийский Калист «Спасение по учению преподобного Силуана Афонского).

Источник

Православная Жизнь

Человека, который смиряется, Бог наполняет благодатью и защищает от всякого зла и несправедливости.

Что помогает человеку быть ближе к богу. Смотреть фото Что помогает человеку быть ближе к богу. Смотреть картинку Что помогает человеку быть ближе к богу. Картинка про Что помогает человеку быть ближе к богу. Фото Что помогает человеку быть ближе к богу

Божия Матерь – образец того, каким может стать обычный человек, главное – отворачиваться от гордыни и стараться быть смиренным. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в проповеди во время Литургии перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры 28 августа 2019 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Предстоятель рассказал, как произошло дивное Успение Богородицы и подчеркнул, что «Божья Матерь, Которая является наибольшим примером смирения и святости, – образец того, каким может стать и быть обычный человек».

«Люди часто думают, что если человек будет смиренным, то другие его затопчут, будут обижать. Ничего подобного! Того человека, который смиряется, Бог наполняет благодатью, того человека Бог защищает – от всякого зла и несправедливости. Писание говорит, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5)», – пояснил Предстоятель.

Поэтому, продолжил Архипастырь, очень важно приучать себя к смирению и молитве.

«Надо приучать себя не говорить лишних слов, а говорить те слова, которые имеют значение, надо молиться и читать Священное Писание, как Матерь Божия любила это делать. Потому что и молитва, и Слово Божие помогают человеку понять, что такое свет и что такое тьма, что есть добро, а что есть зло», – сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Напоследок Предстоятель пожелал, чтобы Матерь Божия Своим омофором «покрывала нас от всякого зла, которое может встретиться на нашем земном пути».

За праздничной Литургией в Лавре Его Блаженству сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополит Нежинский и Прилукский Климент, архиепископ Бучанский Пантелеимон, епископ Вознесенский и Первомайский Алексей, епископ Дионисий (Константинов), епископ Васильковский Николай, епископ Шепетовский и Славутский Евсевий, епископ Барышевский Виктор и духовенство монастыря.

На малом входе Первосвятитель удостоил братию Киево-Печерской Лавры богослужебных наград.

За Литургией возносились сугубые молитвы о мире в Украине и единстве Православной Церкви.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий совершил диаконскую хиротонию над Сергеем Мытей, клириком Михайловского храма г. Боярка Киевской области.

По окончании Литургии архипастыри, духовенство, прихожане и многочисленные паломники во главе с Предстоятелем прошли крестным ходом вокруг Лавры от Успенского собора в Ближние пещеры. Здесь был совершен молебен, после которого все молящиеся были окроплены освященной водой.

Источник

Девять советов, чтобы стать ближе к Богу

Предоставлено Марианна Холман Прескотт, штатный сотрудник Church News

Во время Божественного часа СЦО для молодых взрослых, который состоялся 2 марта 2014 г., сестра Линда К. Бертон поделилась девятью способами как стать ближе к Богу.

Основные моменты статьи

Трансляция была переведена на многие языки для молодых взрослых по всему миру. [Посмотрите трансляцию здесь.]

Сестра Бертон поделилась девятью способами, чтобы помочь людям в их стараниях приблизиться к Богу и услышать Его голос, обращенный к ним.

Мы можем начать с понимания того, что наш Отец на Небесах хочет общаться с нами.

1. Молиться искренне и смиренно.

2. Без промедления действовать в ответ на духовные внушения.

Сестра Бертон показала видеосюжет о случае, произошедшем в жизни Президента Томаса С. Монсона, где рассказывается о том, что жизненно важно отвечать на внушения Духа незамедлительно. Затем она говорила о том, как важно действовать и проходить через сложные ситуации так, как указывает Дух.

3. Изучать Священные Писания ежедневно.

Цитируя слова старейшины Роберта Д. Хейлза, члена Кворума Двенадцати Апостолов, сестра Бертон сказала: «Когда мы хотим поговорить с Богом, мы молимся. А когда хотим, чтобы Он поговорил с нами, мы читаем Священные Писания; ибо Его слова звучат через голос Его Пророков».

Рассказывая о ситуации, которая произошла с ней в двадцатилетнем возрасте, сестра Бертон поделилась как ей было необходимо получить ответ на искренние молитвы когда она пыталась принять сложное решение. В разговоре с ней отец предложил ей обратиться к Священным Писаниям, чтобы помочь принять решение.

4. Жить по закону поста.

Через пост приходит дух пророчества и откровения и появляется возможность получить совет от Господа.

5. Быть достойными и служить в храме.

Сестра Бертон процитировала слова Президента Джорджа Альберта Смита: «Каждый из нас имеет право на вдохновение от Господа пропорционально тому, насколько Богоподобна наша жизнь».

6. «Не относись легкомысленно к тому, что свято» (У. и З. 6:12).

7. Быть готовым с верой двигаться вперед.

Сестра Бертон рассказала, что когда они с мужем были помолвлены и планировали будущее, они воспользовались советом живущего Пророка.

8. Позволять Господу определять детали того, что Он решит открыть нам и когда Он это сделает.

Когда расписание Господа не соответствует нашим желаниям, верьте, что Господу необходимо, чтобы мы прошли через какие-то подготовительные события до того, как получим ответы на наши молитвы»

9. Внимать предупреждениям Пророков.

Поделившись некоторыми предупреждениями современных Пророков, сестра Бертон говорила о том, что благословения приходят, если мы обращаем сердце к голосу Духа.

Из всех даров, которые наш Небесный Отец мог бы дать Своим сыновьям и дочерям, когда мы выходим из вод крещения, Он решил дать нам дар Святого Духа.

Источник

Как приблизиться к Богу?

Что помогает человеку быть ближе к богу. Смотреть фото Что помогает человеку быть ближе к богу. Смотреть картинку Что помогает человеку быть ближе к богу. Картинка про Что помогает человеку быть ближе к богу. Фото Что помогает человеку быть ближе к богу

Самая главная радость для христианина – пребывание с Богом. Что нужно делать, чтобы приблизиться к Богу?

На вопрос отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов.

Спросил ученик у старца: «Как найти Бога: постом ли, трудом ли, бдением или милостию?» И старец на это отвечал так: «Многие изнурили плоть свою безрассудно и не получили от того пользы. Уста наши дышат постом, мы наизусть изучили Писание, а чего ищет Бог, того не имеем – страха Божия, любви и смирения».

В этих словах заключено все христианское благочестие. Надо ли ходить в храм по воскресеньям? Конечно, без этого ничему не научишься. Надо ли поститься? А как же, без поста нет духовной жизни. Надо ли дома молиться? А как же, конечно. Надо каждый день Священное Писание читать? Конечно. Но кто ходит в храм, кто постится, кто знает хорошо Священное Писание, тот еще не христианин. Просто человек всем этим создает условия, на которых может произрасти истинное христианство. А заключается оно в том, что человек достиг, во-первых, страха Божия.

Что это значит? Это значит – жизнь благоговейная, когда человек боится словом, или мыслью, или делом, или чувством оскорбить Бога; все время об этом помнит; все время живет очень «опасно»; думает, как бы ему не нарушить мира с Богом; все время боится кого-то обидеть, опечалить, боится полениться, сказать грубое слово, рассердиться, позавидовать – и так все время боится, боится, боится.

Вот это «боится» и есть страх Божий – боязнь оскорбить Божие величие своей жизнью. Это первое условие, без этого нет христианства.

Что помогает человеку быть ближе к богу. Смотреть фото Что помогает человеку быть ближе к богу. Смотреть картинку Что помогает человеку быть ближе к богу. Картинка про Что помогает человеку быть ближе к богу. Фото Что помогает человеку быть ближе к богу

Второе – смирение. Надо обязательно видеть себя хуже всех, ни над кем не превозноситься, никого не учить; не думать, что тебя уничижают; считать, что все, что с тобой происходит, тебе поделом, так тебе и надо. Стараться, как Господь, сказал, «кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». То есть смиряться во всем, всегда и перед всеми.

Ну и третье,что уже человеком недостижимо, – любовь. Страх Божий достижим с большим трудом, смирение – еще с большим, а любвь вообще недостижима. Любовь – это всегда дар, который Бог дает тому, кто старается поступать по любви. Что это значит? Это значит все время поступать против своего эгоизма. Например, с кем-то мы повздорили, вышла неприятность. По своему эгоизму хочется нагрубить в ответ, сказать «сам дурак» или не разговаривать с этим человеком. А по любви наоборот: относиться к нему так, как будто ничего вообще не случилось. Пусть он даже тысячу раз не прав, а все равно это все преодолеть. И так поступать всегда и со всеми, прав человек или не прав, хорош он или плох, – всегда по любви, то есть против себя, против своего эгоизма, против себялюбия.

Что помогает человеку быть ближе к богу. Смотреть фото Что помогает человеку быть ближе к богу. Смотреть картинку Что помогает человеку быть ближе к богу. Картинка про Что помогает человеку быть ближе к богу. Фото Что помогает человеку быть ближе к богу

Вот раздражает тебя человек – а ты свое раздражение преодолеваешь, обидел тебя – а ты стараешься его простить, покрыть, не обижаться, делаешь над собой усилие. И так во всем, все время такой труд. Когда Господь видит, что человек старается, хочет любить, действительно этого хочет, а не на словах – на словах-то мы все друг друга любим, мы все насквозь православные, – а вот именно на деле, тогда Господь дает ему истинную любовь, которая есть высшее блаженство. Потому что уже ни на кого не обижаешься и все тебе хорошо, все тебе весело, ничего тебя не может из седла выбить, все воспринимаешь легко, ни о каких потерях не скорбишь, любую клевету против себя услышишь – и то как-то тебя не затронет: да Бог с ними. Потому что забота-то одна только: не что люди скажут, а что Бог. А перед Богом душа чиста. И вот тогда радость бывает на сердце. Это и есть духовная радость и блаженство.

Источник

Чтобы быть с Богом

Многие привыкли, что для Бога у нас отведено определенное время и место: воскресное утро в храме, время молитвы перед иконами дома, минуты чтения душеполезной литературы или размышлений о Господе. Но правильно ли полагать границы духовной составляющей своей жизни? Как освятить свой быт в его повседневности, который включает и работу, и уборку, и поход за покупками, и отдых? Публикуемая беседа с архимандритом Андреем (Конаносом) посвящена раскрытию темы присутствия Божия в обыденной жизни человека.

Что помогает человеку быть ближе к богу. Смотреть фото Что помогает человеку быть ближе к богу. Смотреть картинку Что помогает человеку быть ближе к богу. Картинка про Что помогает человеку быть ближе к богу. Фото Что помогает человеку быть ближе к богу

Наша повседневность не мешает нам чувствовать Господа, достаточно иметь только чистую и спокойную совесть, спокойствие в сердце, достаточно иметь благословение Христа в повседневной жизни. Вот ты порядочный человек, порядочная мать, которая работает на дому или в офисе, или на другой работе. Мать, которая каждый день готовит кушать, моет пол, моет посуду, подметает – не обвиненная Богом. Господь создал тебя с удивительной и превосходной целью – познать Христа, Который любит всех великих святых, и Он хочет, чтобы и ты полюбил(а) Его. Господь, Который проходит через закрытые двери, не испытывает никаких трудностей, чтобы найти тебя там, где ты находишься, – на кухне, во время стирки, вязания, уборки квартиры, похода за покупками, и здесь находится Христос, среди нас, в нашей повседневной жизни.

Родители своих детей, работающие почтенно и искренно, ожидая чего-то лучшего, но не зная чего именно, хотят почувствовать что-то хорошее и подсознательно ищут Христа, Который удовлетворяет все благородные желания честного человека. Эти люди тоже могут почувствовать Христа, и это нечто уникальное, что делает нашу жизнь значимой. Эта жизнь ценна, когда мы хоть немного почувствуем Христа, узнаем Его и ощутим Его.

Архимандрит Софроний (Сахаров) был учеником св. Силуана Афонского, его агиограф говорит, что когда он был в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, его духовник сказал ему, чтобы он выучил греческий язык, чтобы отвечать на письма греческого правительства, грекам, которые писали в монастырь, потому что там все говорили по-русски. Отец Софроний очень любил молиться, чувствовал Господа, ощущал Его и сказал своему духовнику:

– Батюшка, если необходимо выучить греческий язык, я должен иметь словари, чтобы читать, чтобы изучать грамматику, но это отнимает время, и я боюсь, что у меня не останется времени для молитвы, я потеряю Христа из-за того, что вы простите меня сделать. Если это возможно, могу ли я этого избежать?

– Нет, дитя мое, – ответил его духовник, – ты сделаешь то, что я говорю. Ты выучишь греческий язык и увидишь, что если ты сделаешь это со смирением, любовью, послушанием и доверием, как говорит св. ап. Павел, – как будто, ты делаешь это для Господа, как будто ты делаешь это для Самого Христа, тогда почувствуешь Христа в том, что ты делаешь.

Архимандрит Софроний проявил послушание и перестал читать книги «Добротолюбия», постоянно молиться с четками, как до сих пор он это делал. И он стал читать книги по изучению греческого языка, учить глаголы, делать упражнения по синтаксису, по грамматике. И хотя он думал, что не почувствует Христа и что потеряет то драгоценное чувство, которое имел в своей душе, случилось обратное – его душа наполнилась еще большей любовью к Христу, и он очень явственно почувствовал Господа рядом с собой.

Таким образом, повседневность не является препятствием для того, чтобы Христос мог войти в твою жизнь. Не является препятствием то, что ты ученик, студент, рабочий, служащий, работаешь в супермаркете или в любом другом месте, даже если у тебя есть внешние раздражители. Ничего тебе не мешает – звуки, шум, автомобили, движение. Однако в твоей душе есть таинственное пространство, очень тихое, совсем бесшумное, куда не может долететь ни один звук из этого мира, только сильный ветер Утешителя, Духа Святого, этот голос Святого Духа, который можно услышать даже в очень шумных Афинах, – в твоей душе есть пространство, которое предназначено только для Христа, и если Христос увидит, что ты готов, скромен, почтенно трудишься, Он придет и найдет тебя. Даже если ты не делаешь чисто духовных вещей – это очень большое заблуждение, которое определенно царит в нашей христианской жизни, думать, что наш Господь близок к нам только в духовных вопросах. Говоря другими словами, два часа на воскресной Литургии или один час, когда все мы в храме, несколько минут во время утренних и вечерних молитв, минуты чтения чего-то духовного, – и этим все заканчивается. Это ошибка. Бог присутствует в нашей жизни не только в строго определенное время. Что значит духовная жизнь? Это жизнь, которая наполняется благодатью Святого Духа. Означает ли это, что Святой Дух делает благодатной жизнь человека только в редкие моменты? Нет.

Ты разделил свою жизнь на части и говоришь:

– Эта часть принадлежит Богу. Эта часть – работе, эта часть – еде, эта часть – сну, а вот эта часть – уборке в квартире.

Это напоминает мне ребенка, который играл в школьном дворе, и иногда говорил непристойные слова. Я сказал ему:

– Послушай себя! То, что ты говоришь, является неформальной лексикой.

– А-а-а, батюшка, – ответил он, – сейчас мы не на уроке вероучения! Сейчас мы играем!

Это ошибка, если ты не веришь, что Христос может войти туда, где ты занимаешься спортом или где ты играешь со своими друзьями, или туда, где ты работаешь. Он везде, где ты находишься, – в спальне, на кухне. Можешь ли ты представить себе Господа, Который будет отсутствовать хоть даже мгновение твоей жизни? Неужели ты веришь в Христа, Который не входит в твою жизнь в ее повседневности? Туда, где ты находишься со своими детьми, со своим мужем, вне зависимости от того, что ты делаешь. Получается, ты разделил свою жизнь на хорошие и плохие периоды, на достойное и недостойное время? Христос всегда должен отсутствовать, если ты делаешь что-то греховное, и ты всегда должен избегать грешить, но если то, что ты делаешь, не является плохим и греховным, тогда неправильно отдалять Господа от этих моментов жизни.

Мы отстранили Христа от своей жизни, мы считаем, что о духовных вещах можно говорить только тогда, когда мы говорим по богословским вопросам. Но духовно может говорить какой-либо духовник, ничего о Боге и не говоря, а говоря о других вещах, и во всех его словах, его шутках ощущается присутствие Христа. Поразительно то, что старцы и святые, которые жили в прошлом веке – старец Порфирий, старец Иаков, старец Паисий, – не говорили все время только о Господе, они удивительно шутили, говорили на темы связанные с повседневностью, с историей, с актуальными новостями, и при всем этом ощущалось присутствие Господа, Христа. Это такое величие – Господь входит в нашу повседневную жизнь.

Все становится духовным и святым в свете благодати Святого Духа. Дух Святой наполняет всю Вселенную, все имеет свое бытие и существует, потому что Святой Дух живо его орошает благодатью и поддерживает, даже игры ребенка. Когда играет ребенок, Бог защищает его, и это движение ребенка не только игра, но и духовное движение, в этом тоже благодать Святого Духа. Молитва – это прямая связь с Богом, и что бы ты ни делал, можешь иметь в себе Божью благодать. Когда ты ведешь машину, разве ты не живешь духовной жизнью? Живешь, потому что ты это делаешь со страхом Божиим, – не только чтобы принести деньги в свой дом. Это ли не любовь, это ли не смирение? Разумеется, это и то и другое. А где есть смирение, не привлекается ли Божья благодать? Все это связано с благодатью и освящено.

Мы должны перестать свою жизнь делить на части, говоря: «Сейчас я принадлежу Христу, а позже буду принадлижать мирской жизни». Это ошибка. Некоторые люди возвращаются из церкви, снимают с себя праздничную одежду, одевают повседневную, моют машину, начинают жить другой жизнью и думать, что так как Св. Литургия закончилась, то можно материться, произносить грязные шутки, говорить без благоговения и уважения с другими. Раз я не в храме, то можно позволить себе больше! Тем не менее, и твой дом, и твой автомобиль, и твоя комната могут стать храмом. Пусть наша жизнь не напоминает рынок, где продается куча всевозможных вещей, и лишь где-то в закоулке сидит женщина, которая продает ладан. Среди всех этих вещей есть кто-то, кто продает немного ладана. Так мы думаем и о нашей жизни, так мы думаем и о Церкви. Будто церковь можно поставить в каком-нибудь закоулке в нашей жизни посреди мирского хаоса и отыскать ее там при необходимости. Нет. Церковь во всем, она то, что орошает благодатью все мои личностные проявления, все мои дела, политику, историю, искусство… Во всем может вместиться Христос.

Можно видеть Христа, читая грамматику, как это делал о. Софроний, а кто-то может почувствовать Христа в своем огороде, копая землю. Тогда душа человека смиряется и помнит, что он взят из праха земного, и в этом прахе он видит творческое дыхание, которое Бог вложил в него, и каждая вещь может увести или привести к Богу. То есть если ты искренен, то все, что тебя окружает, может возвести к Богу. Но только если человек имеет искреннее желание, подлинное стремление, настоящий поиск Бога, тогда Христос придет и найдет его, что бы он ни делал. Христос найдет тебя. Разве ты не веришь во Христа? Если у тебя нет веры, но есть небольшое благорасположение, попроси Его, чтобы Он пришел и нашел тебя. ИОн придет. Ищи Христа, Его присутствия и скажи ему: «Господи, я слышал, что Ты есть, слышал о Тебе, я не могу почувствовать Тебя. Я не верю в Тебя, но я хочу, чтобы Ты нашел меня. Я этого не могу сделать, но Ты можешь. Ты должен прийти! Как я могу понять Бога, как мой ограниченный разум может постичь бесконечного Бога, как моя душа может чувствовать Христа, Который над всем тем, о чем мы думаем и что делаем».

Он сделал первый шаг. Он возлюбил нас. Теперь нам надо сделать ответный шаг. Ему необходимо найти Свое место в нашей душе. Нам нужно искать жадно, даже искреннее сомнение, возникшее у нас, не должно нам помешать искать Бога, но подвигнуть к еще более активному поиску. Господь – это Личность, Которая избегает людей, научившихся жить с легкостью, с комфортом, склонных искать Бога в своей греховности, но оттуда Бог удаляется.

— Достаточно одного злого помысла, – говорит преп. Силуан, – чтобы прогнать Христа, одна плохая мысль, ревность, ненависть, неприязнь, презрительный взгляд на другого человека, и это уже прогоняет Христа. Но если у тебя есть настоящая искренность и желание видеть Господа, Он найдет тебя, даже если ты ошибешься, даже если потеряешь немного своей веры, то наступит момент, когда Христос найдет тебя.

Когда увидишь Христа, когда приобретешь личный опыт богообщения, когда почувствуешь Его прикосновение к твоему сердцу, как чувствуешь прикосновение человека, то убедишься, что то, что ты испытал, не было ложью. Надо иметь благопроизволение, искренно искать Христа, и тогда ты увидишь Его настолько, насколько хочешь, чтобы Он к тебе приблизился. Я не знаю, каким образом Он найдет каждого человека, но это будет настолько великим событием в жизни, связь с Богом будет настолько сильна, что ничего не сможет нас разобщить.

Если кто-то и скажет тебе, что твой опыт ненастоящий, ты не обратишь внимания на эти слова. Представьте себе двух супругов, которые любят друг друга, и вот приходит кто-то чужой и начинает влагать в их уши слова клеветы друг на друга. Если между супругами есть пламенная любовь, что бы ни говорили другие люди, их слова не касаются сердца. Они воспринимаются как нечто непонятное, чуждое, потому что супруги живут как бы в другом месте, нечто другое проживают – свою любовь, свой эрос, свое счастье, и злые слова людей их не касаются.

Ответь клеветникам так:

— Я вас не понимаю. Не понимаю, о чем вы говорите. Я не могу вас убедить. и даже не хочу этого делать, но если вас не убеждают радость и счастье, написанные на моем лице, я больше ничего не могу сделать. Вы должы сами это понять!

Разумеется, это видение лица Христа, опыт встречи со Христом связан с тем, как мы строим отношения с нашими братьями. То есть мы не можем пройти мимо нашего брата и прийти непосредственно ко Христу. Все зависит от того, каковы наши отношения с людьми – если у тебя хорошие отношения с ближними, и ты любим, дружелюбен, смиренен, снисходителен, не гневаешься, не сердишься, не разговариваешь грубо, то тогда ты реально открываешь путь для Христа, чтобы Он появился в твоей жизни. Поэтому в своих соборных посланиях св. Иоанн Богослов говорит, что человек не может любить Бога и в то же время не любить своего брата, которого видит рядом с собой, не ощущать его, как близкого человека. Бог далек, ты не видишь Его. И как можешь говорить, что имеешь живую веру и любовь к Богу, если не видишь Его, а своего брата, которого видишь, огорчаешь?

Господь говорит нам, что даже вашей молитвы Я не хочу, если нет спокойствия между вами! Иди и помирись. Не можешь Мне приносить дары, хлеб, свечи, елей в церковь, не подружившись со своим ближним. Если в состоянии вражды хочешь почувствовать Христа, ничего не получится. Бога нельзя купить, за опыт встречи со Христом нельзя заплатить. Господь предпочитает, чтобы мы полюбили друг друга, а затем Он принимает наше служение и является в нашей душе. Поэтому много раз Бог встречается нам в лице обычных людей. Иногда мы видим своего ближнего и в нем чувствуем Христа, через своего ближнего находим ответ, который дает Христос, находим само присутствие Христа.

Вы знаете случай, когда некая женщина сказала: «Господи, приди, найди меня!»

Пришли к ней три гостя – три бедных человека, и она закрыла перед ними дверь. А Господь сказал: «Я там был. Я был в этом бедном человеке. И ты закрыла передо Мной дверь».

А вечером женщина сказала: «Христос не пришел, а обещал, что придет, чтобы найти меня!»

Господь является в лице людей, которые находятся рядом с тобой. Ты не можешь полюбить своего ближнего, а хочешь почувствовать Христа? Это очень трудно сделать. Поэтому св. Силуан, удивительный святой, очень любимый многими христианами, говорит, что любовь к врагам – это то, что дает почувствовать Христа. Люби своего врага, и все! Если любишь своего врага, то обязательно увидишь Христа! Самое совершенное – это не иметь врагов. Если мы хорошо подумаем, то увидим, что не существует врага. Единственные враги – это дьявол и наше эгоистичное «я». Никто нам не враг. Бог позволяет разным людям приходить в нашу жизнь, беспокоить нас, чтобы помочь нам понять, что они не виноваты, а виноваты мы. Это мы злые, и мы задумываем месть, начинаем ненавидеть, завидовать. А ведь плохих людей нет.

Итак, когда научишься любить своего брата, то и почувствуешь Христа, и это очень прекрасно и хорошо. Многие люди чувствуют Христа, но особенно те, кто испытывает боль. Те, кто испытал огромную, сильную боль. Боль – это когда у тебя болит зуб, когда у тебя болит голова, когда у тебя от боли голова кружится, когда ты страдаешь от бессонницы, когда ты не можешь уснуть, когда у тебя обнаружили какую-то болезнь, когда ты страдаешь болезнью почек, когда тебе регулярно делают уколы, когда ты часто ходишь в больницу. Боль – это химиотерапия, лучевая терапия, трудная беременность, когда женщина в течение нескольких месяцев остается прикованной к постели и почти неподвижной. Боль – это паралич… если мы все это смирено примем. Все испытывают боль, нет человека, который бы не чувствовал боли, но не все видят Христа, потому что боль не дает плода. Если не примешь этот дар Божий со смирением, он будет бесплоден. Если ты испытываешь боль, но ворчишь и говоришь: «Почему я должен это терпеть?!», – не сможешь увидеть Христа.

Никто не сказал, что все, кто испытывают боль, спасутся, но те, кто испытывают боль со смирением, как подобает отвечать Господу на его дары, только такие люди через боль увидят Бога. Боль дает знание, божественное просветление и божественный опыт. Много раз Сам Господь, Пресвятая Богородица и Ангелы являлись людям, которые испытали боль, которых оклеветали, которые лежли в больницах, в реанимации, таким людям во время боли являлись святые и Сам Господь. Ибо Он видит, что ты беспомощен, безутешен, и приходит тебя утешить Тот, Кто является Утешителем. Утешитель – это не только Святой Дух, Утешитель – это Господь Иисус Христос и Бог Отец, вся Троица – это Утешитель, и Он утешает нас. Один человек в своей агонии боли увидел своего духовника, который преобразился и стал как Христос. Об этом пишет св. Силуан, это произошло на Святой горе Афон – он увидел своего духовника, который стал Христом, а другой человек увидел священника во время Литургии, который уже не выглядел как батюшка, но как Христос. Эти два примера более естественные, то есть увидев чудо, узрев Христа во время Литургии, можно сказать: «Ну да, я понятно». Но вот увидеть Христа в отделении интенсивной терапии, в больнице, где все тебя бросили и ты сейчас один в больничной палате, –это впечатляющее чудо, это парадокс, которого не ждешь, это удивительно и очень утешительно.

Одна монахиня реально увидела Христа в Св. Причастии, то есть почувствовала Христа, и старец Паисий сказал о ней: «Она определенно скрывает какую-то боль».

Он вызвал ее и прямо сказал ей: «Расскажи мне о себе!»

Она рассказала ему о некоторых своих проблемах, которые были у нее дома с родителями, причинявшими ей боль. Но она не огрызалась им, никого не обвиняла, проявляла огромное терпение днем и ночью, и лишь спустя годы ее родители умерли. Старец Паисий сказал: «Теперь я понял. Потому она и почувствовала Христа, что согласилась испытывать боль. Она переносила боль без протеста. Боль дает Божие знание».

Сейчас мы теоретизируем. Но Господь и через слова людей может сделать плавную перемену в нас. Человек только начнет подозревать, что что-то происходит у него внутри. Я даю тебе маленький намек, приоткрываю тайну чудес и присутствия Христа. А ищет тебя Он, чтобы ты увидел, чтобы ты насытился, чтобы ты употребил не то малое, что дают чьи-то слова, а изобилие, бесконечность, которые дает тебе Христос. Приближение к Христу происходит внезапно, там, где не ожидаешь. Нельзя поставить границы для Бога и сказать: «Сейчас я хочу это сделать и почувствую Тебя, хочу, чтобы Ты пришел, хочу, чтобы Ты явился мне!»

Нет. Господь является неожиданно, не существует способа, тактики, метода, что вот ты достигнешь пяти уровней, и Он явится тебе. Как учат философские и парарелигиозные движения – йога, буддизм, где существуют разные уровни – первый, второй и т.д., а на пятом уровне ты достигаешь своего просветления. В Церкви нет ничего подобного. Божию благодать нельзя поставить в определенные рамки, Христа нельзя ограничить каким-либо пределом, Он приходит внезапно, как говорит преп. Исаак Сирин. Ничего не предопределено, нельзя предсказать появление Бога. Где не ожидаешь, там и приходит Христос, когда начинаешь отчаиваться, Господь неожиданно является и удивляет тебя. Вспоминаю, что на Святой Горе какой-то подвижник сказал мне:

– Особенно в последние три года я потерял чувство Бога, не чувствую Христа. Раньше я чувствовал Его. Как Он внезапно явился мне, так внезапно Господь решил бросить меня. Почему? Чтобы научить Его любить, не позволяя мне почувствовать Его присутствие, любить Его с верой, просто верить. Хотя я подвизаюсь, но не чувствую многие вещи, с высохшей душой, которая похожа на пустыню, на Сахару, которая находится здесь, где я живу, на Святой Горе Афон. Я подвизаюсь, но не имею ни одной слезинки, молюсь и чувствую, что Господь не дает того, что давал мне, но Он Бог, я не могу поставить Бога в свои рамки. Если захочет и когда захочет, Он придет. Спустя время снова вернется этот дар Божий, но я вел ту же борьбу – Господь знает, что чувствует каждый человек.

Кто-то соблюдает строгий пост и ничего не чувствует, другой может есть скоромную пищу и хвалить Бога, пить и спать, и Бог дает ему откровенную любовь. Св. Дух дует куда хочет, Святой Дух, благодать Христова и присутствие Его бывает там, где Он Сам захочет.

Когда мы почувствуем Бога, то поймем Его и не будем спрашивать, есть ли Христос, потому что мы лично Его почувствуем и уже не будем задаваться вопросом: «Действительно ли Он существует?»

Никто не спрашивает о своей матери: «Существует ли моя мама? Это ли моя мать? Действительно ли она моя мама?» Человек это чувствует, имеет внутреннюю убежденность в себе, чувствует при прикосновении, что это мать. Это его отец, его братья, его дом. Когда Христос станет нашим домом, станет нашим пространством, нашим Другом, нашим Господом и Богом, тогда недоумения исчезнут, и на их место придет огромное удивление. Наступит бесконечное славословие, мы почувствуем Господа и обрадуемся, что в большом городе, среди суматохи, среди автомобилей, среди работы, среди нашей повседневной жизни мы проживаем вечное, абсолютное, совершенное, превосходное, и тогда мы поймем, почему Бог привел нас в этот мир – именно для того, чтобы мы познали и полюбили Его. Нет никакой другой причины, чтобы жить 90-100 лет в этом мире, все другие причины являются вспомогательными способами, чтобы привести нас к этой конечной цели. Если хотите убедиться в истинности того, о чем я говорю, посмотрите, как долго продолжается все то, что мы выбираем своей целью? В какой-то момент все заканчивается. Но только Христос и Его любовь никогда не заканчиваются, потому что Он является Целью, Абсолютным Благом, Совершенным Даром. Пусть Бог даст нам этот Дар, давайте протянем руки, чтобы получить этот Дар, и пусть наши руки будут настолько чистыми и настолько пустыми, чтобы этот Дар мог их заполнить, и мы могли правильно удержать Его, почтить Его и отдать миру, всем людям, с любовью. Пресвятая Богородица сказала старцу Партению в видении, что стать монахом означает освятить себя ради всего мира, стать святым. Что означает святой? – Посвященный Христу. Что бы ты ни делал, чувствовать Христа для твоего бесконечного счастья и благословения всему миру. Когда ты свят, когда ты чувствуешь Христа, ты помогаешь себе, но также ты являешься великим благословением миру, большим даром на земле, помогаешь всем невидимым и видимым образом, делая то, что Бог призывает тебя делать в своей жизни.

Перевод с болгарского – магистр богословия Виталий Чеботар

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *