Что помогает делать светская этика
Видеоурок: «Что такое светская этика?»
Вы живёте среди множества людей, и каждый день вам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для вас лично, но и для окружающих. Например, ваших родителей или одноклассников.
Но как же тяжело иногда сделать правильный выбор!
А как вы думаете, почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше?
На все эти и многие другие вопросы помогает ответить такая наука, как этика.
Это наука, которая рассматривает все поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель.
Принято выделять религиозную и светскую этику.
Религиозная этика — это представления о поведении человека, которые опираются на Божественные заповеди, как они изложены в Священных Писаниях мировых религий. Например, «Не убивай», «Не кради», «Не наговаривай на ближнего» и многие другие запреты, которые есть в каждой мировой религии.
От нарушения этих правил человека прежде всего должна останавливать возможность Божественного наказания за совершённые им плохие поступки.
В отличие от религиозной, светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло. Что только от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим, и что только он сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.
Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
P.S. Нам важно знать, по каким учебникам вы занимаетесь с детьми, чтобы темы в наших разработках полностью совпадали с теми, которыми пользуетесь вы. Поэтому предлагаем вам принять участие в небольшом опросе. В нём всего несколько пунктов, и много времени он не займёт. Зато вы точно будете уверены, что получите именно тот материал, который понадобится вам в работе.
Ссылка на участие в опросе: https://goo.gl/forms/aL5HYEhyQ66xOZ3W2
Будем рады любым пожеланиям и предложениям.
Урок 2: Что такое светская этика
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2010.
Компьютер, проектор, тесты, презентация
Основные термины и понятия
Культура, мораль, этика.
Ход урока
1 Организация деятельности учащихся
Слышите, звенит звонок?
Начинается урок!
2 Повторение. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Вспомните тему первого урока. (Россия – наша Родина)
Игра-интервью:
3 Беседа с учащимися. Примерный план
Презентация «Что такое светская этика»
Содержание презентации
Тема урока: Что такое светская этика
Повторение пройденного материала.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Вспомните тему первого урока.
Прочитай пословицы и закончи их
Подумай над значением пословиц
Что нового ты узнал на уроке?
Что такое духовный мир человека?
Духовный мир человека – это знания, информация, которая содержится в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми.
Что такое культурные традиции?
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.
Для чего они существуют?
Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
Назови несколько традиций, принятых в вашей семье.
Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
Обсуждение темы урока с учащимися
Как вы думаете что такое светская этика?
Этика – это наука, которая рассматривает отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
Это понятие ввел древнегреческий философ Аристотель.
Основные понятия
В Древней Греции все науки назывались философией.
«Фило» — любовь, «София» — мудрость. Получается, что философия – любовь к мудрости.
Аристотель считал, что этика – часть философии.
Этика изучает мораль.
Мораль — это привычки, обычаи, правила поведения. Всё вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность».
Слова «мораль» и «нравственность» синонимы.
Люди бывают разные
В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.
Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?
Выбор
Выбор
В повседневной жизни мы часто оказываемся в ситуации выбора того или иного поступка, действия, стиля поведения.
Ответы на эти и многие другие подобные вопросы далеко не всегда даются нам легко и просто.
Как поступить? Каждый день человек сталкивается с необходимостью выбора.
Чтобы принять правильное решение, а главное – сделать свой нравственный выбор, о котором потом не пришлось бы жалеть, нужно иметь чёткие представления о нравственных ценностях, или, как их именовали древние греки, об «этических добродетелях».
Нравственный выбор
Кроме того, надо обладать такими качествами, как ответственность и воля, ведь в конечном счёте твой поступок – это всегда выбор между добром и злом.
И ещё нужно иметь в виду, что нравственный выбор должен быть свободным в своём проявлении, так как даже самый прекрасный поступок, совершённый по принуждению, не имеет нравственной ценности.
В обычной жизни принято считать, что всем хорошо известно, каким следует быть человеку, чтобы отвечать нормам общественной морали. К сожалению, эти представления часто выглядят следующим образом:
Ну, честным надо быть, добрым, трудолюбивым, в общем, человеком надо оставаться…
Светская этика предполагает
Светская этика предполагает, что человек сам может определить,
Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
Закрепление изученного
Проверка знаний
Пройдите тест по материалам урока, чтобы проверить себя (см. Дополнительный материал к уроку).
Творческое задание
Подберите синонимы к словами Родина, Россия, Отечество, патриот, флаг, президент, духовные ценности.
Ответы оформите в виде таблицы.
Беседа дома
4 Домашнее задание
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями
Простая этика поступков
Урок 25. Основы светской этики 4-5 классы ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Простая этика поступков»
Вы уже знаете, что простая и важная истина состоит в том, что любые наши действия не должны быть во вред кому-либо. Ведь главное — благо человека, его жизнь. Давайте с вами посмотрим, как эта истина выглядит в повседневной жизни.
Вот список ситуаций. Наверняка многие из них вам знакомы. А теперь подумайте и закончите эти высказывания, но при этом помните, что ваши действия должны быть положительными.
· Заходя утром в класс, я непременно здороваюсь со всеми.
· Учитель, неся стопку тетрадей, случайно уронил часть из них, и я со словами «я помогу вам» стал быстро их поднимать.
· Встав утром после завтрака из-за стола, я благодарю за завтрак и целую маму.
· Если мама или бабушка идёт в магазин, я предлагаю свою помощь.
· Прибежав к остановке автобуса, я не стараюсь протиснуться вперёд.
· Если кто-то в классе расстроился, я стараюсь ободрить, как-то помочь.
· Когда при мне дерутся, я стараюсь этому помешать.
· Когда меня дразнят, я не реагирую.
· Когда дразнят кого-то другого, я стараюсь это прекратить.
· Если мне про кого-то сплетничают, я вежливо прошу этого не делать.
Как вы думаете, играя, мы совершали поступки? Конечно же, да. Ведь мы делали свой нравственный выбор в той или иной ситуации, то есть мысленно совершали действие, поступок.
Только поступки по-настоящему раскрывают человека, только благодаря им мы можем узнать об истинных намерениях. Как ни прискорбно об этом говорить, но нередко бывает, что слова не соответствуют действиям. Люди дают обещания, клянутся помочь, но отказываются от своих слов и при случае убегают от ответственности. Бывает, что пустые слова люди не могут подтвердить своими поступками. Поступки – это зеркало души.
В нашем мире существуют как хорошие, так и злые поступки. И это выбор каждого. Но на поступки влияет много факторов. Только от воспитания человека зависит многое. Ребёнок всё повторяет за родителями, следовательно, семья должна быть примером для ребёнка и подавать хороший пример. Общество не менее значительно, оно также имеет большое влияние на поведение человека.
Мы видим каждый поступок, который осуществляет человек. По телевидению мы часто наблюдаем за убийством, войной, и это не имеет положительного влияния на подрастающее поколение, да и на общество в целом. На улице мы видим много событий, которые происходят каждый день. И все эти факторы помогают человеку сделать выбор.
Что помогало нам сделать этот нравственный выбор — как поступить в той или иной ситуации?
Этот выбор подсказывали нам наши знание и понимание того, что хорошо и что плохо. Как можно было бы выразить это знание и понимание одним простым правилом?
Правильно! «Поступай во благо человеку».
Это, казалось бы, простое правило, обеспечивает главные и простые ориентиры этики поведения каждого в его отношении к любому человеку: быть доброжелательным и уважительным в своих проявлениях, уметь видеть состояние другого, чтобы понять, в чём и как ему помочь, разделить как печаль, так и радость.
Пусть это простое, но очень важное правило будет постоянным ориентиром в вашей жизни, ведь оно подсказано вековым опытом жизни людей.
Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошёл себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет решил он найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло? Это был я. Прости меня, – сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, – ответил слепой.
Как вы уже поняли, большинство наших поступков имеют отношение к ежедневным обязанностям. Если человек, исполняя эти обязанности, придерживается правил морали, у него есть все основания считаться добрым, порядочным.
Есть такие ситуации, когда следует поступиться собственными удобствами ради других людей: предложить сесть в транспорте пассажиру преклонного возраста, проведать больного товарища, собрать мусор на берегу реки, позаботиться о бездомном животном и тому подобное. Такие действия являются этически правильными и свидетельствуют о небезразличном отношении к другим, то есть добрыми поступками.
Слово «поступок» в этике употребляют и в другом, более узком значении, имея в виду действие, направленное на утверждение определённых моральных ценностей в ситуации, где эти ценности ставят под сомнение или отрицают. Например, в группе подростков, где нормальным и даже геройским считается употребление грубых слов, поступком будет простое неупотребление ругательств.
Ведь своей вежливой речью мы будем утверждать моральные правила поведения, которыми пренебрегают в такой группе. При этом следует быть готовым к тому, что другие истолкуют такие действия как недостойные, смешные, даже трусливые. Ведь подростки часто гордятся тем, что отрицают правила, установленные, как они считают, взрослыми. Поэтому обычное соблюдение установленных правил общения в описанной ситуации будет поступком, так как будет требовать от нас усилий над собой: намного удобнее в компании друзей быть таким же, как и они.
Согласитесь, что каждому важно и приятно, когда окружающие стараются увидеть в нас хорошее. Ведь на фоне этого лучшего по-другому будут восприниматься привычки, манеры, особенности человека, который почему-то не нравится вам. Вы терпимее будете относиться к этим особенностям, потому что хорошие человеческие качества важнее для общения и взаимодействия. Согласны?
Давайте подумаем в связи с этим, в каких жизненных ситуациях важно проявлять терпимость к человеку, если даже вы не разделяете его взглядов, позиций.
Прежде всего нужно быть терпимыми к проявлению особенностей, связанных с национальностью, вероисповеданием, традициями и обычаями народов.
Представьте себе большой праздник людей разных национальностей. Все они в своих национальных костюмах, вместе поют, танцуют, читают сказки, рассказывают легенды. Согласитесь, что вам наверняка захочется присоединиться к общему празднованию наравне со всеми.
На таком празднике интересно, легко и весело всем. При этом люди все разные, но их человеческое «Я» от этого не страдает. И каждому важно именно проявление этого «Я»: общее дружелюбие, соединённое интересом друг к другу, умение радоваться вместе тому, что хорошо для всех. И для каждого это и уважение, и принятие другими его традиций, национальных особенностей, умение считаться с его человеческим достоинством.
Способны ли вы это увидеть в человеке, который не похож на вас, но доброжелательно к вам относится, и понять его? Подумайте об этом на досуге.
В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.
1. В чём основа этики поступков?
2. На какие этические правила вы ориентируетесь в повседневной жизни и почему?
Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян
Интервью с преподавателями новой школьной дисциплины
Во всех школах нашей страны, в четвертом классе, появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот предмет представляет собой целых шесть принципиально разных курсов: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Выбор, какой именно курс будет посещать ребенок, остается за родителями.
Нам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они ведут самый популярный модуль – «Основы светской этики».
Но прежде чем привести отрывки из интервью с учителями, несколько слов о программе курса «Основ светской этики». Официальный учебник состоит из 30 глав-уроков, которые носят названия «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?», «Моральный долг», «Род и семья – исток нравственных отношений» и т. д. Среди заданий для детей-четвероклассников встречаются, например, такие: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные». Или: «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примерами для подражания», «эти люди» – Ирина Слуцкая, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Чулпан Хаматова.
Основы светской этики, согласно учебнику, должны «дать знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки». В многочисленных методичках встречаются и другие интерпретации. Например, в изданной департаментом образования и науки Тюменской области можно встретить такое обращение к учителям: «Помогите ребёнку смотреть на мир глазами души, «умными очами». Как говорили в старину, «Отверзь умные очи». Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений».
Мы ни в коем случае не выступаем на стороне авторов программы и не осуждаем их (хотя выбор персоны Ирины Слуцкой как идеала для подражания представляется нам спорным). Мы лишь приведем несколько цитат учителей, которые по долгу службы в рамках учебного курса ОРКСЭ должны доносить до 10-летних детей базовые представления о мире – что такое добро и зло, справедливость, честь и достоинство. И заметим, что все опрошенные учителя выразили положительное отношение к самому предмету, поскольку «от него добром веет».
Интервью 1 с учителем основ светской этики, г. Москва
– Как вы считаете, это правильно, что предмет преподается именно в четвертом классе?
– Наверное, все-таки да, в четвертом классе. Потому что есть некоторые темы, которые, например, первачкам было бы очень трудно понять, особенно вот эти темы о нравственности, нравственные там отношения, поступки и потом там честь и достоинство – вот такие понятия для первачков еще как бы далеки.
– Есть какие-то сложные темы, которые четвероклассникам сложно воспринимать?
– Есть. Например, такая тема, как добродетель и порок. Потому что такие понятия сейчас у нас не используются, и поэтому пришлось их знакомить, что такое добродетель, что такое порок, то есть это более уже из старых… Потом, что мораль – тоже термин, который уже, считайте, вышел из нашего обихода. Ну и как, еще такие понятия, как альтруизм и эгоизм. Эгоизм они знают, а альтруизм они не знали, поэтому пришлось их познакомить, теперь они знают.
Учитывая то, что по телевизору показывают этот расизм, межнациональность, а у нас же в классе-то много национальностей-то теперь, и поэтому, чтобы они все-таки понимали, что если ты другой национальности, то это не значит, что ты должен по-другому поступать. Это такой же человек, как и ты, дети стали более терпимы друг к другу и не стали указывать там, что ты не такой, как я, там, как все.
Были такие случаи, например, я даже говорю: в интернете посмотрите понятия, ну какие-нибудь понятия, например, что такое стыд, что такое вина и так далее. То есть мы начинаем урок, когда новая тема, например, стыд и вина, я говорю: пишем заголовок в тетради (так как у нас тетрадь есть), напишите, как вы понимаете, свое мнение. Да, спрашиваю некоторых детей, они говорят: вот то-то, то-то, я говорю: ну а теперь запишите мое понятие, ну тоже беру из учебника или из интернета более приемлемое, более доступное.
Интервью 2 с учителем основ светской этики, г. Москва
– Вообще, по вашему мнению, основная цель предмета – она в чем заключается, для чего его ввели? Просто чтобы дать знания – или что-то привить, какие-то качества?
– Как бы всё сразу: и получить новые знания, да, и привить какие-то нравственные качества, и научить чему-то в тот же момент, каким-то таким христианским обычаям, традициям или там обычаям других религий. Здесь же даже не идет там как бы речь – верит ребенок или не верит, просто он должен знать такие вещи. Мы об этом говорим и как бы просто обсуждаем, что эта вещь, откуда это появилось на Руси, как это всё… и не только на Руси, как это всё зарождалось. И такие вещи – они нужны, потому что где они еще это услышат?
…как-то я не могу сказать, что я была сторонницей вначале этого предмета, честно вам говорю, потому что, ну, естественно, новый предмет, новый курс, из-за одного предмета отправляться на большие курсы… Ну, я думаю, что все не особо проявляли к этому интерес, но когда я начала его вести, я поняла, что все-таки это замечательный предмет, и то, что он есть, – это хорошо. Потому что у нас нет другого такого предмета, где мы можем вот такие вещи поднимать, разбирать.
Интервью 3 с учителем основ светской этики, г. Москва
– Как вы считаете, этот предмет вообще нужен или нет?
– Основы светской этики? Безусловно. И по православию и по мировым религиям. По православию я, как человек вероисповедания православного, я думаю, что да. И я думаю, что это должен преподавать именно человек, который знает, о чем он будет говорить. А основы светской этики – конечно, потому что это то, что каждый уважающий себя человек должен знать, все вот эти понятия: добродетель, порок – всё вот это. И проблемы морального этого выбора, нравственности, я думаю, что ребенок любой национальности, любого вероисповедания должен знать в любом случае.
Они [дети] стали более покладистые за этот год. Они стали более послушные, и с ними как-то так уже договариваться стало легче, с детьми. Потому что на некоторые вопросы у них были принципиально свои позиции… но мы так их с Галиной Николаевной стараемся все-таки убеждать ну не то что с позиции своего возраста, что мы старше и что мы умнее, просто потому, что вот так, так правильно, скажем.
Интервью с учителем основ мировых религий, г. Москва
Самое главное – какую мы цель перед собой ставили, и я довольна, что они в конце поняли, что к какой бы религии ни принадлежали их ученики, друзья, там, одноклассники или другие люди, что каждое верование нужно уважать в принципе. И в этих документах всех – и в Коране, и в Евангелие – везде ведь это проповедуется то, что нужно уважать другого человека.
…они [дети] выразили свое мнение, и мне понравилось, что основным мотивом у них прошло то, что вот именно уважение к другой религии, что надо жить дружно, вместе, не разжигать ничего такого.
В этом пространстве, где дистанционные курсы [речь идет о курсах обучения учителей], там в принципе и презентации уже готовые были по религиям очень удачные, интересные: о буддизме, очень интересная презентация была православие, во-первых… Я и сама очень многое знала, конечно, хотя православную эту религию предпочитаю, но всё равно очень много узнала, и что храм – это как корабль, колокольня – это как мачта, что купола бывают четырех цветов, и каждый что-то обозначает. То есть я сама с удовольствием это проходила, и думаю, что и им [детям] было интересно.
…вот у меня было два мальчика, которые, вот они ислам проповедуют, у них в семье, но они один – так спокойно всё, а другой – прям когда был урок, касающийся его религии, он прям тянул ручку и с таким удовольствием отвечал, глазки горели, в принципе видно было. Но сначала он так немножко настороженно, когда про православие, а когда увидел, что мы там далеко не идем, а вот именно это как знакомство, посмотри, что бывает еще такое, то он как-то так нормально пошел.
Интервью 4 с учителем основ светской этики, г. Москва
– Скажите, какие из модулей предмета основы религиозных культур и светской этики преподаются в вашей школе?
– В этом году у нас преподавались основы светской этики, а на следующий год мы даем три модуля, да, мы даем мировые религии, православие и оставляем светскую этику. У нас здесь рядом часовня Иоанна Русского – приходили оттуда, но он очень туманно себе представляет, что такое преподавание.
Нам нужны пособия, а нам пока никто учебников не дал. Нам дали по светской этике, но нам-то теперь еще и другие нужны, а их пока нет. Никаких пособий нам никто, кроме учебников, не дает, но может быть, какие-то и будут диски, но извините, вообще-то это маловато. Хотелось бы иметь действительно что-то в помощь, а никакой реальной помощи я что-то не вижу.
вообще четвертые классы маловаты для культур религиозных. Я бы лично делала это бы только в старшей школе. Как завидовал 11-й класс, увидев: ой, какие учебники, ой, нам бы. Вот именно, им бы, потому что у них готовое сложилось какое-то мнение, зачем мы будем торопиться с мнением? Это прежде всего семейное дело – религии. Светская этика – другое, светская этика – это общие правила поведения, а это что? Спешим, ох, спешим.
– То, что мы сможем им дать, то, что они сочтут для себя возможным. Допустим, такое качество как патриотизм – этому уделяется очень большое внимание, человечность, всё то, что лучшее выработало человечество в нас. У нас идет всё… благородство, наконец – почему нет? Всё это нужно. И они очень так приятно к этому делу относятся, им нравится. Собственно говоря, мы бы с удовольствием оставили этот предмет, мы не хватались бы за религии в четвертом классе, но на этом настаивают.
– Родители, да?
– Нет, родителей можно убедить. Родители как раз считают, что это их дело – заниматься религиозным воспитанием своих еще малолетних детей. Потом прошел вот этот религиозный бум, народ уже успокоился, они уже понимают, что никто ничего их детям навязывать не будет, в конце концов, ну есть же воскресные школы. Ну а, допустим, преподать основы ислама в достаточной степени, я полагаю, мы просто не сможем. Для этого самим нужно быть верующим человеком – но откуда у нас эта вера? Ну ладно, православие – это еще полбеды, но как можно говорить обо всех религиях с четвертого класса? Такие предметы должны подводить итог каких-то знаний. То есть об исламе мы говорим в шестом классе, о христианстве мы говорим на протяжении всего курса отечественной истории, не разумно ли подвести итог? Буддизмом мы подробно вообще никогда не будем заниматься.
– Как вы думаете, в чем состоит основная цель этого предмета?
– Воспитать людей достойных и таких, чтобы мы могли ими гордиться. Мы недавно выходили, нас пригласили в 711-ю школу нашего Западного округа, где показали программу, спектакль, посвященный Великой Отечественной войне. То есть мы там были 30 апреля – и как раз напомнили о том, что была создана специальная программа в Соединенных Штатах подрыва морального духа наших людей. Ведь благодаря именно моральному духу мы выиграли Великую Отечественную войну. Можно было всё рассчитать, можно, например, посчитать, что все жители Ленинграда должны были умереть с голоду, но моральный дух поддержал этих жителей, и моральный дух направил на победу. Вот этого нас хотят лишить. Этот предмет направлен на то, чтобы поддержать наш моральный дух, потому что он очень нужен. Этот предмет вносит свою лепту, чтобы не допустить деградации моральной нашего народа, на что очень рассчитывают за границей. Пока мы живы, мы этого не позволим. Мы в ответе перед теми, кто нас произвел на свет, кто нас воспитал. Мои родители – военного поколения, мои учителя – военного поколения, какое право я имею об этом забыть? только сейчас у нас реальная есть возможность действительно осуществлять то, что мы называем свободой совести, сейчас это работает. Этого не было, естественно, в царской России, когда навязывалось православие, этого не было в советское время, когда навязывался атеизм. Сейчас ничего не навязывается – пожалуйста, полная свобода выбора, ради бога. Но при любом раскладе люди должны быть людьми, и светская этика этому всецело способствует, слава богу.