Что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

Учиться понимать людей другой культуры

Людей разных национальностей, с непривычными традициями и нравами среди нас становится все больше. Как научиться вместе жить и лучше понимать друг друга? Психофизиолог Виктор Аршавский предлагает взглянуть на проблему с точки зрения. нашего мозга.

Psychologies: Почему в сегодняшнем мире, где расстояния стремительно сокращаются, цивилизации и культуры сближаются и взаимодействуют, мы продолжаем делить людей на «своих» и «чужих»?

Виктор Аршавский: Это заложено в нашей природе. Мы отличаемся друг от друга не только внешностью, характером или религией, которую исповедуем, – наш мозг устроен по-разному! Правая и левая его половины, как известно, асимметричны. В любой сложной психической деятельности принимают участие оба полушария мозга, но у одних из нас активнее правое, у других – левое. Правое связывает нас с внешним миром с помощью образов (все дети рождаются правополушарными и остаются таковыми примерно до 8–10 лет). Благодаря работе левого полушария мы понимаем других людей и культурные коды, в первую очередь язык. В идеале каждый из нас должен быть способен перерабатывать информацию либо правым, либо левым полушарием в зависимости от требований конкретной среды или ситуации. Но так не происходит: включается то из них, которое определяет тип мышления, характерный для данного человека. Больше того, можно предположить, что по этому признаку разделены и цивилизации – западные и восточные.

Читайте также

Для каждой характерен один из двух типов мышления?

В. А.: Именно так. Западная цивилизация устремлена к активному изменению мира, пристрастно анализирует причинно-следственные связи. Она базируется на языковом и логическом мышлении, за которое отвечает левое полушарие. Некоторые восточные цивилизации воспринимают мир как неизменную данность и ориентированы на приспособление человека к нему. Для этого они используют в основном возможности пространственно-образного (правополушарного) мышления. Доминирующий тип мышления передается из поколения в поколение.

Поэтому человек другой культуры и кажется нам неадекватным?

В. А.: Так и есть: он неадекватен для нашего восприятия мира, так же как и мы – для его.

Как же найти общий язык с тем, кто воспринимает мир иначе?

В. А.: Для начала постараться не вмешиваться в его жизнь. Приведу пример: в Магадане, во времена СССР, я был свидетелем настоящего апартеида северных народов. Палеоазиаты, к которым относится большинство северян, – это люди с образным типом мышления. В чукотской семье мать не скажет ребенку: «давай научу», она скажет: «встань и смотри». И вот сюда двинулись европейцы – на заработки, а заодно и с миссионерскими задачами: они приезжали и вели себя так, словно знали, как будет лучше коренным жителям. Дети неграмотны – значит, их надо отобрать у матерей и поместить в интернаты. И дети чукчей, гонимые тоской по дому, ранней весной убегали на лыжах по заснеженной тундре в свои стойбища, за 100–200 километров. Как-то я спросил одного мальчика, как он нашел дорогу домой. Он ответил: «Тундра ведь пахнет. » Эти дети находили дорогу по запаху! Могли ли понять их европейцы? Обратный пример: датское правительство в свое время строго регламентировало въезд европейцев в Гренландию. В результате полностью адаптированные эскимосы, сохранив свой психологический статус, восприняли значительную необходимую им часть европейской культуры. И самый яркий пример – японцы: им удалось сохранить традиции своего общества, а в результате они вывели страну в авангард технической цивилизации.

Получается, что самое конструктивное – это длительное, ненасильственное, терпеливое проникновение одной культуры в другую? Но на это требуется много времени, как в Гренландии.

В. А.: Или как у якутов, которые в ходе трехсотлетней ненасильственной христианизации приобрели наиболее адаптивный смешанный тип полушарного реагирования.

Но у нас, похоже, этого времени нет: люди другой культуры – уже наши соседи по дому, равноправные партнеры по выживанию.

В. А.: Пока мы воспринимаем «чужое» как чуждое, оно и остается чужим – тогда возникает потребность его подавить или уничтожить. Каждая цивилизация выработала свои принципы мышления, свою систему контактов, свои особенности, позволяющие оптимально действовать в условиях стресса. Нам предстоит осознать, что наша культура – не единственно возможная норма. Бытовая культура практически любой современной цивилизации ориентирована на контакт, на открытость людей друг к другу. Если у вас в подъезде принято здороваться, то вы, естественно, поприветствуете дворника-таджика и в ответ встретите улыбку и доброе пожелание. Если такого правила нет – не удивляйтесь, что соседи (какой бы национальности они ни были) будут относиться к вам с недоверием.

Жители Кавказа, Средней Азии ориентированы на правополушарный тип мышления, как и другие восточные культуры?

В. А.: С большой вероятностью да. Но, разумеется, уповать на то, что каждый из нас, а тем более общество, выстраивая отношения с мигрантами, всегда будет делать поправку на физиологические различия, – утопия. Я убежден, что единственным инструментом в решении этой проблемы остается жесткое законодательство, предписывающее общие правила поведения для всех, кто живет на одной территории. Возможно, не все они – граждане этой страны, но все обязаны убирать, например, за своей собакой, выключать громкую музыку после одиннадцати вечера или отдавать своих детей учиться в школу. Это должны делать все, тогда не будет повода для конфликтов и агрессии, во всяком случае бытовой.

По сути, вы призываете научиться просто принимать мир во всем его многообразии?

В. А.: Это как раз самое сложное. Но и самое интересное! Это то, что надо воспитывать с детства. Умение мыслить в разных координатах дает безграничные возможности, это очень мощный резерв нашего мозга. Мы сможем договориться, только если согласимся развивать оба доступных нам типа мышления.

Источник

Проект. Что помогает нам лучше понимать друг друга.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания. Смотреть фото Что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания. Смотреть картинку Что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания. Картинка про Что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания. Фото Что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

Описание презентации по отдельным слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9 Г. ЯРЦЕВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. Учебно-исследовательский проект по обществознанию. Что помогает нам лучше понимать друг друга. Работу выполнила: ученица 10А класса Петрусёва Полина. Руководитель: учитель истории и обществознания Киселева И.С. Ярцево 2018

Цель работы: выделить основные факторы, влияющие на успешность социальной коммуникации. Задачи: 1) Изучить литературу по теме исследования. 2) Провести анкетирование для более объективного исследования. 3) Проанализировать полученные данные. 4) Создать буклет-памятку «Давайте жить дружно!» Объект: взаимоотношения между разными социальными группами и общностями. Предмет исследования: факторы, влияющие на успешность социальной коммуникации. Методы: анкетирование, анализ, систематизация.

Гипотеза: только семья является основным фактором, влияющим на успешную социальную коммуникацию. «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности, отзывчивости – это семья». В.А. Сухомлинский.

Социальная коммуникация – это всё многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни. К ним мы относим, прежде всего, общение и межличностные отношения.

Тест. 1. Влияет ли семья на формирование толерантности? А)Да, человека создаёт его семья Б)Нет, от семьи ничего не зависит В) Не особенно, всё дело в темпераменте. 2. Вы испытываете сложности в общении с другими людьми? (разной возрастной категории) А) Да, я не нахожу общих интересов Б) Нет, мне легко общаться со всеми людьми В) Только с представителями другой национальности. 3. Интересуетесь ли вы культурой других народов? А)Да, всегда интересно узнавать что-то новое Б)Нет, мне это не нужно В) Пусть они интересуются моей культурой 4.Часто ли вы общаетесь с представителями других наций, конфессий? A) Да, я общаюсь с друзьями по переписке Б) У меня не было такой возможности В) Против такого общения 5. На ваш взгляд, государство способствует развитию межнациональных отношений? А) Да, существуют различные программы Б) Нет, государство не интересуется такими вещами

Результаты исследования. Вы испытываете сложности в общении с другими людьми? (разной возрастной категории)

Результаты исследования. Часто ли вы общаетесь с представителями других наций, конфессий?

Факторы, влияющие на успешную социальную коммуникацию. Семья Темперамент Государство Возраст

Буклет-памятка «Давайте жить дружно!»

Выбранный для просмотра документ Проект.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №9 г. Ярцево Смоленской области.

Что помогает нам лучше понимать друг друга.

ученица 10А класса

учитель истории и обществознания

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие социальной коммуникации. Виды общения……….5- 6

1.2. Типы темпераментов…………………………………………. 7- 8

1.3. Возрастные особенности коммуникации……………………. 9-11

1.4. Национальная политика государства………………………….12-13

2. Практическая часть

2.1. Анализ результатов социологического исследования………..14-15

2.2. Обобщение полученной информации………………………..16-17

С появлением общества возникла необходимость находить общий язык, понимать друг друга. Чем дальше общество развивалось, тем больше появлялось проблем во взаимоотношениях между людьми. Невозможность понять и принять другого человека, культуру, народ в целом, нередко перерастала в конфликты и даже войны. Столько тысячелетий существует мир и, кажется, к XXI веку, люди уже должны научиться пониманию и бесконфликтному существованию. Но эта проблема актуальна по сей день. Более того межэтнические и межрелигиозные конфликты приобрели новые обороты и теперь нам как никогда ранее необходимо идти на уступки и компромиссы. А для этого нужно с ранних лет воспитывать в наших детях это умение, потому что именно в этом возрасте закладываются основы их поведения касательно других людей. В этом практическая направленность моего проекта: помочь детям научиться понимать друг друга.

Цель работы: выделить основные факторы, влияющие на успешность социальной коммуникации.

1) Изучить литературу по теме исследования.

2) Провести анкетирование для более объективного исследования.

3) Проанализировать полученные данные.

4) Создать буклет-памятку «Давайте жить дружно!»

Объект : взаимоотношения между разными социальными группами и общностями.

Предмет исследования: факторы, влияющие на успешность социальной коммуникации.

Гипотеза: только семья является основным фактором, влияющим на успешную социальную коммуникацию.

Методы : анкетирование, анализ, систематизация.

Этапы работы над проектом

Подбор необходимого для предварительного изучения материала. Предварительная формулировка темы проекта.

Постановка проблемы и формулировка темы проекта

Выявление проблемы и окончательное формулирование темы проекта.

Определение целей и задач проекта

Формулирование цели и задач исходя из поставленных проблем­ных вопросов.

Реализация проектной деятельности

сбор и изучение теоретического материала

отбор необходимой информации

анализ полученных результатов анкетирования

создание продукта проекта

Составление буклета-памятки «Давайте жить дружно!»

Выводы (итог) проекта

Достижение поставленной цели, подтверждение (опровержение) гипотезы, оценка собственных успехов в исследовательском проекте.

Изложение результатов и демонстрация буклета-памятки.

Понятие социальной коммуникации. Виды общения.

Социальная коммуникация – это всё многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни.

К ним мы относим, прежде всего, общение и межличностные отношения. (2)

Общение – это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Существуют разные классификации общения.

1. Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например, при проведении переговоров между враждующими сторонами.

2. В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное общение между двумя-тремя субъектами, личностно-групповое – общение между одним человеком и группой и межгрупповое.

3. В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым (1990).

Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества.

Манипулятивное- это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях.

Но для того, чтобы общение осуществлялось необходимо умение, желание общаться. Этому умению мы начинаем учиться с самого рождения и нашим проводником в этом нелёгком деле становится семья. Семья является первым социальным институтом, участвующим в процессе воспитания, именно она прививает нам манеры общения. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. С точки зрения Т. Парсонса, семья – основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности ребенка, ребенок – пустой сосуд, который надо наполнить культурой.

Но почему воспитанный человек может ответить грубо? Может быть это связано с его темпераментом?

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темпераменты людей исследовались еще со II века до н. э. Именно тогда Клавдий Гален выделил четыре типа, которые используются до сих пор.

Холерик. Люди с таким темпераментом неуравновешенны и вспыльчивы. Их настроение может измениться в любую минуту. Кроме того, им свойственны частые и бурные вспышки гнева или другие яркие проявления чувств.

Холерик думает, а, следовательно, говорит быстро и эмоционально. Ему трудно удержать мысль, потому он быстро переходит с темы на тему. Воспринимать информацию он так же быстро. Долгие и подробные объяснения могут даже его разозлить. Холерику нравятся собеседники, которые умеют вовремя задавать уточняющие вопросы, помогая удержаться в теме разговора и углубиться в неё. Чтобы добиться внимания холерика сообщение должно быть эмоциональным, образным и динамичным. В целом стиль общения холерика по эмоционально-волевой окраске отличается высокой экспрессивностью, яркостью, богатством используемых средств.

Флегматик очень основателен по жизни и в общении. Долго вникают в тему, но, вникнув, копает очень глубоко. В изложении мыслей последователен, но иногда слишком углубляется в детали. Очень стабилен эмоционально, поэтому создаёт впечатление хладнокровного, сдержанного собеседника. Флегматики любят, когда их основательность замечают и оценивают по достоинству. Пара уточняющих вопросов к его подробному объяснению помогут вам углубить контакт с ними.

Возрастные особенности коммуникации.

Но даже хорошо зная темперамент собеседника всегда есть вероятность войти с ним в конфликтную ситуацию. Чаще всего это происходит в силу разного возраста. Ссоры между старшим и младшим поколениями происходили всегда. Отец и сын, мать и дочь, бабушка и внук размолвки неизбежны, то что для одних пережиток прошлого для других лучшее будущее. И у каждого возрастного промежутка есть своя модель поведения.

А. Г. Рузская, в своей книге «Развитие общения дошкольников со сверстниками» (1989), выявила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстниками.

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.

2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
Общение со сверстниками достигает максимума в 11-13 лет. При этом желание помочь товарищу – довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежительную позицию, тот должен проявить большой такт, терпение, внимание к интересам и склонностям ребенка. У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает, причем в 7-8-м классе этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении со взрослыми.

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций. Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми: у юношей – с 16% в седьмом классе до 40% в девятом, у девушек – соответственно с 25 до 50%, что связано с формированием самосознания.

Источник

«.Что помогает нам лучше понимать другого»

«.Что помогает нам лучше понимать другого (представителя другой национальности, вероисповедания, иных мировоззренческих позиций)»

Оглавление:

1.Введение.

2.Основная часть.

3. Заключение. Вывод.

4.Список использованной литературы.

Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является чрезвычайно важным фактором его жизни. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него. Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо обществ Цель работы:

Понять восприятие людей разных культур и народов и выяснить, что способствует пониманию целей одних другими.

Задачи работы:

-Найти и изучить отношения людей между группами разных восприятий.

-Найти аргументы в пользу того, что понимание между людьми необходимо.

-Сопоставить полученные данные;

Объект исследования:

Общество, восприятия людей друг друга, а так же их совместное нахождение в одной системе.

Гипотеза:

Человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом? Артур Шопенгауэр (немецкий философ)

Основная часть.

Понимание людей

Каждый день мы встречаем множество людей, наблюдаем их поведение, слушаем то, что они говорят, думаем о них, пытаемся их понять. Нам кажется, что мы не только видим, какого цвета глаза и волосы у того или иного человека, высокий он или нет, худощавый или полный, но и то, грустно ему или весело, умный он или глупый, солидный или нет и так далее.

Существует множество факторов, влияющих на восприятие и понимание других людей. Среди них: возраст, пол, профессия, индивидуальные особенности личности, такие, как «Я» – образ и уровень принятия самого себя.

Широко распространено представление о том, что чем старше человек, тем лучше он понимает других. Это мнение, однако, в экспериментальном исследовании не подтвердилось. Исследования не подтвердили также и то, что женщины более проницательны, чем мужчины. Правда, в последнем случае вопрос до конца еще не выяснен.

Поучительны в этом отношении данные, полученные советскими психологами. Двум группам людей показали фотографию одного и того же мужчины и попросили дать этому человеку словесную характеристику. Первой группе сказали, что мужчина — герой, а второй группе ту же фотографию предъявили как снимок преступника. Те, кому сказали, что это фотография героя, дали характеристику «геройскую». «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое». По той же фотографии человеку, которого назвали преступником, дали «преступные» характеристики. Вот одна из них: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами…»

Факторы восприятия

«Чтобы изменить мир вокруг, вы должны изменить себя» (Махатма Ганди)

Человек, развивающий навыки общения, становится мудрее. Он всегда в более хороших условиях, в более хороших отношениях с людьми. Подобно тому, как мы следим за чистотой в наших домах — нам следует следить за порядком мыслей, поведения, манер и нашего общения. Изменяясь сами, мы изменяем мир вокруг нас. Если вы можете признать, что все мы уникальны и у всех нас есть различия, это будет первым шагом к вашей личной свободе. Это не легкая задача, однако если вы изо дня в день будете слушать и стараться понимать людей, вы будете находиться на пути к счастливой жизни. Представление человека о том, как его воспринимают окружающие, в значительной мере определяет его поведение. Как подметил Нуттин: «В присутствии другого человека мы ведем себя иначе, нежели в окружении предметов». По-видимому, не только отдельные индивиды, но и целые группы, организации или сообщества придают весьма большое значение тому, как их воспринимают и оценивают другие. Нередко люди готовы сделать очень многое, чтобы выглядеть определенным образом в глазах окружающих, и прилагают немало усилий, чтобы понять, какое впечатление они производят. Это явление представляет собой источник и основу процесса, который определяет результаты взаимного познания людей. В ходе этого процесса у каждого из партнеров складываются представления типа «я думаю о том, что он думает о том, что я думаю, что он думает» и т.д.

Я считаю, что ряд особенностей, связанных с индивидуальными чертами и качествами личности, имеют большее значение, нежели пол и возраст. Важную роль играет, например, образ «Я» и самооценка – они как бы являются психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения с людьми. Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно себя самого, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить.

Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: «Хорошо ли знают меня другие люди?», «Легко ли им понимать меня?», «Знаю ли и понимаю ли я сам себя?», «Помогаю ли я другим лучше понять меня?». Самой лучшей и самой непосредственной формой помощи здесь является наша собственная открытость.

Открытость означает умение поделиться своими впечатлениями об актуальной ситуации, а также переживаниями, связанными с прошлым, чтобы помочь партнеру лучше понять нас. Открытость – это готовность высказать другому свои соображения, выразить свои чувства в связи со сказанным или сделанным. Быть открытым – это вовсе не значит рассказать партнеру наиболее интимные подробности своей жизни, такого рода откровенность возможна лишь при настоящей близости. Но для того, чтобы поддерживать глубокие и искренние отношения, партнеры должны ясно представлять себе, что чувствует другой в данный момент. Открытость – это прежде всего умение быть честным и естественным в отношениях с людьми. Подобное поведение хотя и не является гарантией абсолютного взаимопонимания, но все же помогает другим лучше понимать нас. Чтобы открытость и искренность были взаимными, нужно уметь еще так реагировать на проявления откровенности со стороны партнера, чтобы он почувствовал, что его принимают и поддерживают.

Степень открытости не может носить случайный характер, она зависит от актуальной ситуации и особенностей развертывающегося контакта. Желательно, чтобы она была связана с тем, что происходит в данный момент в партнерах и между ними.

Некоторые люди в такие моменты подозревают другого в коварстве, и, к сожалению, это порой оправданно. Это одна из самых больших невзгод, которые сваливаются на человека. Я имею в виду несчастье утраты доверия к другим. Оно, как правило, проявляется в тотальной и слепой подозрительности. Трудно бывает преодолеть барьер такой подозрительности и сблизиться с подобным человеком. Очень часто глобальное недоверие к другим сочетается с недоверием к самому себе.

Естественно, трудно встретить такого человека, которого бы хоть раз в жизни кто-нибудь не обманул. Будучи однажды обманутыми, мы стараемся избегать впредь подобных ситуаций и связанных с ними разочарований. Стараемся быть осторожными, внимательными, подозрительными, решаем, что «никогда больше никому не будем доверять». Но все это является мнимой гарантией безопасности, потому что в результате мы оказываемся в одиночестве и изоляции. Я говорю о мнимых гарантиях, потому что мы, хотя уже и не рискуем, доверяясь другим, но и не избавляемся от чувства беспокойства и внутреннего напряжения, которые к тому же подкрепляются нашими воспоминаниями. Нас мучают при этом ужасные представления о том, что могло бы произойти, если бы мы вдруг открылись кому-то или позволили другим вести себя с нами более откровенно.

Мы можем помочь друг другу избавиться от подозрительности, если постараемся держаться более открыто и доверять партнеру. Однако все это очень нелегко, требует усилий и стараний, и, к сожалению, не существует готовых рецептов, как помочь в такой ситуации. Ведь когда мы пытаемся изменить что-то в лучшую сторону, у нас нет гарантий, что все будет действительно хорошо.

Каждый из нас располагает более или менее разнообразным репертуаром ролей, позиций и ситуаций, которые мы можем воспроизвести в воображении, и понятно, что у двух разных людей не может быть двух одинаковых репертуаров. Все эти представления о возможных формах поведения, мыслях и чувствах других как бы прячутся за кулисами нашего сознания. Но вот наступает момент, когда нам надо представить себе, что происходит во внутреннем мире какого-то человека, и мы обращаемся к уже готовым образам, пытаясь выбрать среди них те, которые кажутся нам подходящими для данного человека.

Хотя такое внутреннее представительство мира других является частью нашей личности, иногда возникает чувство, будто мы действительно проникаем во внутренний мир другого человека. Это чувство сопровождается уверенностью: «Я знаю наверняка, что с ним происходит». Конечно, такая уверенность иллюзорна, поскольку никогда нельзя быть уверенным в том, что абсолютно точно представляешь себе состояние чувств и мыслей другого. Мы не знаем в точности, каков механизм формирования подобных представлений. Известно, однако, что их выбор основывается не на систематической и упорядоченной мыслительной деятельности, а посредством интуиции. Интуицию можно развивать, совершенствуя навыки адекватного представления о том, что происходит во внутреннем мире других. Самым лучшим критерием оценки правильности наших представлений о переживаниях другого человека является его реакция на наши предположения, подтверждающая или опровергающая их обоснованность.

Проблемы личностей

Всего исследователи выделили 18 основных проблем, с которыми сталкиваются индивиды в ситуации межкультурного взаимодействия. Ситуации, отражающие эти проблемы, можно сгруппировать в три более широкие рубрики:

3.Заключение.

Великой мудростью в жизни является понимание того, что вы видите и воспринимаете мир иначе, чем его воспринимают другие. А великая задача в жизни заключается в том, чтобы научиться понимать людей. Ведь понять человека иногда не так просто. Некоторые из нас идут по жизни, принимая решения в зависимости от того, как только мы думаем – и никто другой. Мы часто действуем исходя только из наших представлений о том, как именно жизнь должна происходить и как другие должны действовать или реагировать на наши слова и дела. А когда дела идут не “по-нашему”, или окружающие нас люди действуют не так, как мы думаем – это приводит нас к разочарованию. Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы вы могли принять или понять чужую точку зрения. Как правило, в большинстве случаев мы считаем себя правыми в какой-либо ситуации. Иногда мы все-таки можем увидеть другую точку зрения, но, по большей части, последнее слово все равно остается за нами. Строить отношения с другими и понимать людей – одна из самых сложнейших задач в жизни. Это весьма непросто. Посмотрите на это так – мы все являемся частью большой семьи. Мы все абсолютно разные, и это делает жизнь очень интересной. Было бы вам интересно жить, если бы вас окружали только ваши двойники?

Список использованной литературы

Просмотр содержимого документа
««.Что помогает нам лучше понимать другого»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43»

Школьная конференция исследовательских работ

«.Что помогает нам лучше понимать другого (представителя другой национальности, вероисповедания, иных мировоззренческих позиций)»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *