Что помогает найти отгадку загадки

Консультация «Учимся отгадывать загадки»

Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть фото Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть картинку Что помогает найти отгадку загадки. Картинка про Что помогает найти отгадку загадки. Фото Что помогает найти отгадку загадки Карина Чернышова
Консультация «Учимся отгадывать загадки»

Консультация: «Учимся отгадывать загадки».

Что такое загадки? Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания, которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что далёкие предки русских тоже очень любили загадки и даже устраивали вечера загадок. Эти вечера обычно проходили в зимнее время, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова (а именно к таковым и относились загадки, т. к. они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немного повеселиться, отдохнуть, вот тогда и устраивались эти праздники загадок и всевозможных гаданий.

Несомненно, что загадки – один из древнейших жанров поэзии. Но интересно, что большинство возникших давным-давно загадок, воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка про морковь: «Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» — одинаково воспринималась и в глубокой старине и сейчас. Что же явилось толчком для появления на свет первых загадок. Считается, что люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно обмануть животных и растения, воздействовать на силы природы, которые якобы способны понимать человеческий язык. Животные, а так же предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или, наоборот, не навлечь на себя или домашний скот беду. Поэтому в русских сказках и загадках волк не иначе как бирюк или серый, лиса – рыжая или Патрикеевна, медведь – Михайло Потапыч или косолапый. Кстати о медведе. Ранее его имя звучало как «орктос», но произносить название этого лесного пугала было нельзя, чтобы не было худа. Вот и выдумали древние люди заменитель имени – медоед – который не обладал никакой силой и не мог повлечь за собой опасности. Но через несколько поколений наши предки, видимо забыли, что слово «медведь» совсем не опасное, и стали его снова заменять называя то «Мишкой», то «Топтыгиным», то «Косолапым», лишь бы обойти его настоящее медвежье имя. А в загадках он почему-то называется ещё и коровой.

Как предполагают, учёные, загадки являлись в древности средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайных слов. Много столетий назад загадки использовались в военных, дипломатических делах, а также в разного рода состязаниях мудрости и находчивости во время свадебного обряда. Следует отметить, что загадки всегда служили важным средством передачи сведений об окружающем мире старшими поколениями младшим. В чём же секрет, оригинальность загадок и почему они не потеряли актуальности до сих пор? Загадки – это жанр народного творчества, в котором нашли своё отражение быт и нравы народа, окружавшая его природа. Развивая мышление, загадка стремилась через своё поэтическое «Окошечко» познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь его внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые не всегда видимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки. Загадки – это курс народного мировидения. А как строятся загадки? Обычно в них используются сравнения, противопоставления, отрицания, но чаще всего душой загадки является метафора. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична! И в самом деле, разве может быть, например, живое существо без рук, без ног и чтоб рисовало! Оказывается, может – мороз! Вслушивание в звучание загадок, умение чувствовать особую интонацию, рифму, ритм загадок развивают речевой слух.

В загадке важно каждое слово. Поэтому его нужно произносить чётко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы. Загадывать загадку – значит как бы ставить задачу.

Ещё одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Итак, пора подводить итоги.

Загадки:

• учат молодых иносказательной речи;

• учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;

• расширяют кругозор и представления об окружающем мире;

• помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ; развивают воображение, речь, любознательность; тренируют память. Ох, не простое это дело отгадывать загадки! Но сколько же надо было иметь таланта, мастерства, изобретательности, выдумки, юмора, чтобы такие загадки создать!

Держит девочка в руке

Облако на стебельке.

Что это? Догадались? Ну конечно же – это одуванчик!

А теперь попробуйте сами составить загадку про любой цветок для своего ребёнка. Можете потренироваться вместе с нами, придумав продолжение загадки:

Наш цветок похож на звонок…

(Только он растёт не в школе, а в поле.)

Только он звенит не на урок.

Только очень нежный и душистый.

Какой вариант вам нравится больше? Нам второй, т. к. рифмуются слова (звонок – урок).

Потренируйтесь в составлении загадок, учите детей отгадывать

и самим придумывать загадки! Для этого не нужно много времени. Идёте с ребёнком домой из детского сада и придумываете загадки про то,что видите вокруг: про листья, про деревья, про качели и дома…

Удачи вам в ваших начинаниях, дорогие родители!

Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть фото Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть картинку Что помогает найти отгадку загадки. Картинка про Что помогает найти отгадку загадки. Фото Что помогает найти отгадку загадкиКонсультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?» Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы:Что? Откуда?Зачем? Из чего сделано?;и показывают разные грани предмета:.

Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.

Консультация для родителей старших дошкольников «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.

Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.

Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть фото Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть картинку Что помогает найти отгадку загадки. Картинка про Что помогает найти отгадку загадки. Фото Что помогает найти отгадку загадкиКонсультация для родителей «Учимся правильному произношению с помощью игр» У вашего ребенка есть проблемы с произношением определенных звуков,иногда дети меняют их на другой звук. Не сложные и забавные игры с.

Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть фото Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть картинку Что помогает найти отгадку загадки. Картинка про Что помогает найти отгадку загадки. Фото Что помогает найти отгадку загадкиКонсультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста» Дети дошкольного возраста – это наши «маленькие учителя». Они всегда находятся рядом с взрослыми, и каждого из нас превращают в учителей.

Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть фото Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть картинку Что помогает найти отгадку загадки. Картинка про Что помогает найти отгадку загадки. Фото Что помогает найти отгадку загадкиРекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть фото Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть картинку Что помогает найти отгадку загадки. Картинка про Что помогает найти отгадку загадки. Фото Что помогает найти отгадку загадкиУчимся рисовать. МК «Попугай» Важный пестрый попугай Прилетел на ветку. огляделся и сказал: «как живете, детки?» Мы опять рисовали с помощью геометрических фигур.

Источник

Консультация для родителей «В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать»

Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть фото Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть картинку Что помогает найти отгадку загадки. Картинка про Что помогает найти отгадку загадки. Фото Что помогает найти отгадку загадки денисова ольга
Консультация для родителей «В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать»

В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать

Родители не всегда знают и не задумываются о пользе загадок для детей. Загадка играет немаловажную роль в развитии ребенка.. Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадки:

-учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;

-расширяют кругозор и представления об окружающем мире;

-помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать худ. образ;

-развивают воображение, речь, любознательность; тренируют память.

Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень интересно и весело. Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость. Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.

Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки являются своеобразной зарядкой для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать, делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления и таким образом развивают умственные способности у ребенка.

Учите ребенка разгадывать загадки. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет. Если ребенку трудно отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения и, что немаловажно, объяснять и доказывать правильность своего ответа.

Придумывайте с ребенком загадки сами. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами.Например: В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в нужный момент.

Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова. После того как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслеи и при необходимости подкорректировать выводы. Важно, чтобы загадкибыли на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.

Внимание ребенка необходимо сосредоточить на тематику загадки и ее озвучить. Например, загадки про овощи.

Начиная разгадывать загадки с ребенком, не стоит ждать от него быстрых и правильных ответов сразу. Не стоит с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией. Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребенка и будет стимулировать его к новым разгадкам! Развивайтесь весело!

ПРИЕМЫ ОТГАДЫВАНИЯ Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей отгадывать загадку, правильно решать логическую задачу. Чтобы решение было безошибочным, надо знать логический механизм отгадывания, владеть соответствующими приемами. Учитывая особенности содержания загадки как логической задачи, рассмотрим специфику и последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании. Чтобы отгадать загадку, нужно сначала выделить признаки предмета, указанные в загадке, т. е. произвести анализ. Затем сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т. е. произвести синтез. На основе установления связей и объединения признаков делается вывод, строится умозаключение, т. е. правильная отгадка. Непременность каждого из этих этапов в указанной последовательности определяется тем, что без достаточного анализа (выделения всех указанных признаков) процесс синтеза (установления связей) может быть неполным, односторонним, а следовательно, и вывод будет неточным или ошибочным. Причины ошибок детей при отгадывании Между анализом, синтезом и умозаключением существует тесная зависимость. Чем больше признаков будет выделено в загадке, тем легче произвести синтез, установить связи между признаками, тем безошибочнее сделать вывод, т. е. определить отгадку.

Способы отгадывания загадок Основой отгадывания является понимание вопроса загадки — в нем всегда содержится своеобразная задача,которую надо решить: что надо Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е.найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке. Одни признаки указывают на область поисков — где искать отгадку, другие характеризуют сам предмет загадки — кого, что надо искать, третьи обращают внимание на связи и зависимости данного явления с другими. Вот почему для успеха в отгадывании ничего нельзя пропустить в загадке: в ней важно все, каждое слово. Таким образом, приемы отгадывания загадок весьма разнообразны. Но они всегда основываются на содержании и форме загадки и в каждом конкретном случае определяются ими. Найти приемы отгадывания — значит понять логический механизм загадки и овладеть им.

Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть фото Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть картинку Что помогает найти отгадку загадки. Картинка про Что помогает найти отгадку загадки. Фото Что помогает найти отгадку загадкиКонсультация для родителей «Польза детского сада для развития ребенка» Если прежде все наши заботы были направлены к тому, чтобы ребенок был сыт, ухожен, одет и обут, то теперь мы гораздо больше обращаем внимания.

Консультация для родителей «Чему можно научить ребенка 2–3 лет» Развитие детей после первого года идет разными темпами, что напрямую связано с заложенными данными и усердием родителей. Для каждого ребенка.

Консультация для педагогов «Как научить ребёнка отгадывать загадки» КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ. Все виды загадок малыши очень любят и с удовольствием их отгадывают Как известно, все малыши любознательны.

Консультация для родителей «Как научить ребенка самостоятельно одеваться» Памятка для родителей «Как научить ребенка самостоятельно одеваться» Годовалые малыши, научившись ходить, начинают подражать взрослым –.

Консультация для родителей «Как научить ребенка дружить» Как научить ребенка дружить… С чего начинается дружба? Как и всему остальному в этом мире, дружбе ребенка тоже надо учить. Общение со.

Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать» Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав.

Консультация для родителей «Как научить ребенка вырезать ножницами» Консультация для родителей «Как научить ребенка вырезать ножницами». Подготовила воспитатель средней группы Котельникова Ольга Ивановна.

Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть фото Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть картинку Что помогает найти отгадку загадки. Картинка про Что помогает найти отгадку загадки. Фото Что помогает найти отгадку загадкиКонсультация для родителей «Польза мозаики в развитии ребенка» Мозаика – это не просто детская игра, а своего рода интересное превращение, в процессе которого из маленьких различных форм единичных кусочков.

Консультация для родителей «Польза оригами для развития ребенка» Развитие ребенка, всегда вызывает удивление и радость у взрослых. Проходи 6-7 лет и ребенок оказывается у порога школы и к этому времени.

Консультация психолога для родителей «Кружки и секции для ребенка: польза и вред» СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА КРУЖКИ И СЕКЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА И ВРЕД Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать.

Источник

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРИ РАБОТЕ С ЗАГАДКАМИ.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Я работаю в детском доме учителем-логопедом, занимаюсь с детьми дошкольного возраста и учащимися начальной школы. Дети, поступающие в детский дом, как правило, имеют большие отклонения в речевом развитии. В работе приходится постоянно использовать всевозможные методы и приёмы с целью заинтересовать учащихся и настроить их на рабочий лад. Одной из находок считаю использование загадок. Загадка – это мини-произведение, способствующее активизации познания ребёнком окружающего мира, формированию у него навыков логического мышления, развитию наблюдательности, сообразительности. Загадки несут определённую информацию, расширяя кругозор детей, формируют их мировоззрение. При разгадывании загадок развивается фонематический слух ребёнка, совершенствуются звукопроизношение, темп речи; прививается любовь к народному творчеству и родному языку.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРИ РАБОТЕ С ЗАГАДКАМИ.

Отгадать загадку и:

подобрать проверочное слово к слову-отгадке

«Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой махнёт – в лесу подснежник расцветёт» (весна);

подобрать к слову-отгадке однокоренные слова

«Зимний дождь в воздухе искрится,

А потом на землю скатертью ложится» (снег);

разобрать слово-отгадку по составу

«Этот гриб – любимец мой, с ножкой толстой и прямой.

Красной шапкой он накрылся, под осинкой схоронился» (подосиновик);

4) к слову-отгадке дописать суффикс, чтобы получилось новое слово

«Прекрасна, грациозна и стройна,

Но в руки не возьмёшь – в шипах она» (роза);

определить склонение существительных-отгадок

«Дождик небо украшал, воду с солнышком мешал,

Краски взял семи цветов – разноцветный мост готов!» (радуга);

«Без рук, без топорёнка построена избёнка» (гнездо);

«Это конь не ест овса, вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём» (велосипед);

от слов-отгадок образовать слова других частей речи

«Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клёны, на окошке – лес густой,

Только белый, не зелёный, лес чудесный, не простой (мороз);

«Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала,
Но не съела ни куска: знать невкусная доска» (пила);

определить, мягкая или твёрдая основа у слов-отгадок

«Под Новый год пришёл он в дом таким румяным толстяком,

Но с каждым днём терял он вес и, наконец, совсем исчез» (календарь);

«Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна в норке прячется она» (мышь);

произвести фонетический разбор слова-отгадки

«И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт» (иней);

со словом-отгадкой образовать словосочетание

«Он учиться помогает, информацию хранит,

В игры он с тобой играет, с дисков музыка звучит» (компьютер);

со словом-отгадкой составить распространённое предложение

«Он расцвёл в тиши лесной, граммофончик голубой.

А звенит он или нет – только лес нам даст ответ! (колокольчик);

выполнить морфологический разбор слова-отгадки

«Этот зверь сильнее всех, носит мягкий тёплый мех,

Любит ягоды и мёд, разозлится – заревёт.

А когда зима настанет, то следов его не станет» (медведь);

12)разделить слово-отгадку на слоги

«Посмотрите, дом стоит, до краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы!» (аквариум);

13)разделить слово-отгадку для переноса

«Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют» (листья);

14)найти значение слова-отгадки в «Толковом словаре русского языка»

«Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи» (малина);

15)рядом со словом-отгадкой написать 3 слова в том же роде и числе

«Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире.

Честь мундира берегу: служу людям, как могу» (картошка);

16)составить предложения так, чтобы слово-отгадка стояло в винительном и предложном падежах

«Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла,

И сады, и огороды всей округи полила» (гроза);

17)составить мини-рассказ, применив слово-отгадку как заголовок

«В густом лесу под ёлкой, осыпанной листвой,

Лежит клубок с иголками, колючий и живой» (ёж);

18)среди записанных слов найти отгадку и исправить в ней все ошибки

«Из-под снега вылез друг, и весной запахло вдруг» (ручей, патснежниг, гриб);

19)записать рядом со словом-отгадкой 3 слова, чтобы они оканчивались на тот же согласный

«С колпачком на голове, будто в путь готовый,

Он скрывается в листве дуба золотого» (жёлудь);

20)в тексте загадки найти слово с той же орфограммой, что и в слове-отгадке

«Что за звёздочки такие на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке» (снежинки);

21)составить с данным словом предложение и разобрать его по членам предложения

«Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода);

22)записать отгадку с предлогами

«Долго лисонька старалась, много дней в земле копалась –

Рыла яму под землёй, чтобы жить с своей семьёй.

Здесь её никто не сыщет. Как назвать её жилище?» (нора);

23)к слову-отгадке подобрать синоним

«Привязан кустик к колышку, на кустике – шары,

Бока подставив солнышку, краснеют от жары» (помидоры);

24)к слову-отгадке подобрать антоним

«Хоть сама и снег, и лёд, а уходит – слёзы льёт» (зима).

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть фото Что помогает найти отгадку загадки. Смотреть картинку Что помогает найти отгадку загадки. Картинка про Что помогает найти отгадку загадки. Фото Что помогает найти отгадку загадки

Я работаю в детском доме учителем-логопедом, занимаюсь с детьми дошкольного возраста и учащимися начальной школы. Дети, поступающие в детский дом, как правило, имеют большие отклонения в речевом развитии. В работе приходится постоянно использовать всевозможные методы и приёмы с целью заинтересовать учащихся и настроить их на рабочий лад. Одной из находок считаю использование загадок. Загадка – это мини-произведение, способствующее активизации познания ребёнком окружающего мира, формированию у него навыков логического мышления, развитию наблюдательности, сообразительности. Загадки несут определённую информацию, расширяя кругозор детей, формируют их мировоззрение. При разгадывании загадок развивается фонематический слух ребёнка, совершенствуются звукопроизношение, темп речи; прививается любовь к народному творчеству и родному языку.

Отгадать загадку и:

1) подобрать проверочное слово к слову-отгадке

«Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой махнёт – в лесу подснежник расцветёт» (весна);

2) подобрать к слову-отгадке однокоренные слова

«Зимний дождь в воздухе искрится, А потом на землю скатертью ложится» (снег);

3) разобрать слово-отгадку по составу

«Этот гриб – любимец мой, с ножкой толстой и прямой. Красной шапкой он накрылся, под осинкой схоронился» (подосиновик);

4) к слову-отгадке дописать суффикс, чтобы получилось новое слово

«Прекрасна, грациозна и стройна, Но в руки не возьмёшь – в шипах она» (роза);

5) определить склонение существительных-отгадок

«Дождик небо украшал, воду с солнышком мешал, Краски взял семи цветов – разноцветный мост готов!» (радуга);

«Без рук, без топорёнка построена избёнка» (гнездо);

«Это конь не ест овса, вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём» (велосипед);

6) от слов-отгадок образовать слова других частей речи

«Удивительный художник у окошка побывал, Удивительный художник нам окно разрисовал: Пальмы, папоротники, клёны, на окошке – лес густой Только белый, не зелёный, лес чудесный, не простой (мороз);

«Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала,
Но не съела ни куска: знать невкусная доска» (пила);

7) определить, мягкая или твёрдая основа у слов-отгадок

«Под Новый год пришёл он в дом таким румяным толстяком, Но с каждым днём терял он вес и, наконец, совсем исчез» (календарь);

«Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна в норке прячется она» (мышь);

8) произвести фонетический разбор слова-отгадки

«И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт» (иней);

9) со словом-отгадкой образовать словосочетание

«Он учиться помогает, информацию хранит, В игры он с тобой играет, с дисков музыка звучит» (компьютер);

10) со словом-отгадкой составить распространённое предложение

«Он расцвёл в тиши лесной, граммофончик голубой. А звенит он или нет – только лес нам даст ответ! (колокольчик);

11) выполнить морфологический разбор слова-отгадки

«Этот зверь сильнее всех, носит мягкий тёплый мех, Любит ягоды и мёд, разозлится – заревёт. А когда зима настанет, то следов его не станет» (медведь);

12)разделить слово-отгадку на слоги

«Посмотрите, дом стоит, до краёв водой налит, Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы – все умелые пловцы!» (аквариум);

13)разделить слово-отгадку для переноса

«Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют» (листья);

14)найти значение слова-отгадки в «Толковом словаре русского языка»

«Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи» (малина);

15) рядом со словом-отгадкой написать 3 слова в том же роде и числе

«Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире. Честь мундира берегу: служу людям, как могу» (картошка);

16)составить предложения так, чтобы слово-отгадка стояло в винительном и предложном падежах

«Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла, И сады, и огороды всей округи полила» (гроза);

17)составить мини-рассказ, применив слово-отгадку как заголовок

«В густом лесу под ёлкой, осыпанной листвой, Лежит клубок с иголками, колючий и живой» (ёж);

18) среди записанных слов найти отгадку и исправить в ней все ошибки

«Из-под снега вылез друг, и весной запахло вдруг» (ручей, патснежниг, гриб);

19)записать рядом со словом-отгадкой 3 слова, чтобы они оканчивались на тот же согласный

«С колпачком на голове, будто в путь готовый, Он скрывается в листве дуба золотого» (жёлудь);

20)в тексте загадки найти слово с той же орфограммой, что и в слове-отгадке

«Что за звёздочки такие на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке» (снежинки);

21) составить с данным словом предложение и разобрать его по членам предложения

«Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода);

22) записать отгадку с предлогами

«Долго лисонька старалась, много дней в земле копалась – Рыла яму под землёй, чтобы жить с своей семьёй. Здесь её никто не сыщет. Как назвать её жилище?» (нора);

23)к слову-отгадке подобрать синоним

«Привязан кустик к колышку, на кустике – шары, Бока подставив солнышку, краснеют от жары» (помидоры);

24)к слову-отгадке подобрать антоним

«Хоть сама и снег, и лёд, а уходит – слёзы льёт» (зима).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *