Что помогает отгадать загадку
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Детский центр «Восхождение» город Ярославль
Эмблема школы
Удивительный мир загадок
Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. В коротеньких красочных и интригующих вопросах, которые составляются про абсолютно все на свете, была собрана мудрость и опыт ни одного поколения.
Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки помогают научить наших детей простым жизненным истинам, познакомить их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом.
Сам же процесс загадывания и отгадывания загадок никогда не является скучным занятием. Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень интересно и весело.
Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость. Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.
Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки являются своеобразной зарядкой для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать, делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления, и таким образом развивают умственные способности у ребенка.
Учите ребенка разгадывать загадки. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет. Если ребенку трудно отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения и, что немаловажно, объяснять и доказывать правильность своего ответа.
Придумывайте с ребенком загадки сами. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами.
В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в нужный момент.
Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова. После того как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслей и при необходимости, подкорректировать выводы.
Важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про растения и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.
Внимание ребенка необходимо сосредоточить на тематике загадки и ее озвучить. Например, загадки про овощи.
Не стоит, с первого раза, загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией. Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребенка и будет стимулировать его к новым разгадкам!
Загадки -вопросы
Перед ребенком выставляется несколько предметов, например: игрушечные кошка и зайчик, машинка, расческа, варежки, чашка. Взрослый задаёт вопросы-загадки: «Кто умеет мяукать?», «У кого длинные уши?», «На чём можно ездить?», «Чем мы причесываемся?», «Что мы надеваем на руки?», «Куда наливают молоко?». Малыш должен найти соответствующий предмет, показать его и назвать.
Загадки
На начальном этапе загадывайте ребенку загадку, а в это время выкладывайте картинку–отгадку. Конечно, ребенок при ответе будет ориентироваться на иллюстрацию, и это поможет ему уловить смысл загадки. Первые загадки должны быть простыми и описательными.
Ползун по лесу ползёт,
На иголках грибочки везёт.
(Ёжик)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц)
Роет, роет,
Ход подземный строит.
Роет, строит ловко
Спальню и кладовку.
(Крот)
Отгадай загадку
Выложите перед ребенком на столе несколько предметных картинок с изображением животных (от 3-х до 5-и). Загадывайте загадки, а малыш пусть догадается и покажет, о ком идёт речь:
Летом, в болоте вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?
(Лягушка)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.
(Лиса)
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь)
Загадки –прятки
Теперь несколько усложняем задачу. Выложите карточку с нарисованной отгадкой на стол изнаночной стороной вверх.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
(Котенок)
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(Медведь)
Сидел на заборе, пел да кричал,
А как все собрались, взял да замолчал.
(Петух)
Загадки с договариванием
Загадывая ребенку загадки с договариванием, нужно выделять голосом слово, которое рифмуется с отгадкой. Например: краса – лиса, на опушке – кукушки, от страха – черепаха и т.д.
Быстро прячется от страха
В панцирь твердый…
(Черепаха)
Примерный перечень загадок:
Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам жить дает. (Корова.)
Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки. (Мыши.)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)
В воде купался, сухим остался. (Гусь.)
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)
В лесу ползет, иглы везет. (Еж.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Мягкие лапки, на лапках царапки. (Кошка.)
На деревьях живет и орешки грызет. (Белка.)
На опушке стоит дом, он построен без углов. (Муравейник.)
Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (Волк.)
Не огонь, а жжется. (Крапива.)
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковка.)
Сто одежек и все без застежек, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
Без окон без дверей, полна горница людей. (Арбуз.)
Стоят столбы белы, на них шапки зелены. ( Береза.)
На лугу сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашки.)
ТРУД, ТЕХНИКА, ИНСТРУМЕНТЫ
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор.)
Остры, зубасты, а не кусаются. (Вилы)
В ясный день в углу стою, в ненастный день гулять хожу. (Зонт.)
Не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.(Книга.)
Принялась она за дело, завизжала и запела, ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила.)
Идет пароход то взад, то вперед, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг.)
45 интересных загадок на логику с ответами, от простых к сложным
Увлекательные загадки на логику и сообразительность для детей и взрослых – на сайте и в приложении ЛогикЛайк. Вопросы с подвохом, смешные и серьёзные, простые и сложные – более 3500 заданий. У нас есть всё, что вы искали!
Отгадывайте загадки онлайн, решайте логические задачи и головоломки ЛогикЛайк!
Кому и чем полезны загадки и задачки?
Самые интересные логические загадки
Онлайн-сборник загадок и задач от ЛогикЛайк растет каждую неделю:
Простые загадки на логику для детей
Это кто то тут, то там
тускло светит по ночам?
Словно горстка звезд с небес,
опустилась ночью в лес.
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий непременно
найдет иголку в стоге сена.
Hа суку сидит ворона. Что надо сделать, чтобы отпилить сук, не потревожив ворону?
Дождаться пока она улетит.
Странный дождь порой идет:
сотней струй он кверху бьет.
Вот так чудо! Вот так диво!
Как сорвался он с обрыва,
так уже который год
все никак не упадет.
Можно выполнять задания онлайн. Собирайте звёзды, соревнуйтесь и развивайте интеллект!
Как каплю превратить в цаплю?
Заменить букву «к» на «ц».
Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится.
В клетке находились 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?
Одной девочке дали кролика вместе с клеткой.
У отца Мэри есть 5 дочерей: Чача, Чичи, Чече, Чочо. Как зовут 5 дочь?
Кто может поднять и передвинуть и коня, и слона?
Нужны ещё похожие детские загадки? Перейти к загадкам на логику для детей: простые и сложные, загадки на внимательность и с подвохом.
ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития мышления у детей и их родителей. Разгадывайте загадки, решайте головоломки и развивайте логику в игровом формате!
Логические загадки и вопросы с подвохом
Висит груша — нельзя скушать. Не лампочка.
Любят, с искренностью всей, в дом пускать они гостей,
Но в гостях, скажу вам сразу, сами не были ни разу.
Растет в саду берёза.
У нее 5 больших веток.
На каждой большой ветке по 10 маленьких веточек,
на каждой маленькой веточке — по 1 яблоку.
Сколько всего яблок растет на этом дереве?
А разве яблоки на берёзах растут?
Электричка едет на восток со скоростью 80 км/час. В какую сторону летит дым?
Электрички не дымят (если нет пожара).
Алиса написала на листке бумаги число 86 и спросила у своей подружки Иришки:
«Можешь увеличить это число на 12 и показать мне ответ, ничего не зачеркивая, и не дописывая?»
Иришка справилась. А вы сможете?
Переверни листок на полоборота и увидишь 98.
Бывает лёгкой и тяжёлой, но ничего не весит.
Бывает быстрой и медленной, но не ходит, не бегает, не летает.
Что же это?
Быстро топчешься на месте,
Он летит с тобою вместе.
Хотите ещё загадки с подковыркой? Смотрите другие загадки и вопросы с подвохом – отгадывайте и развивайте нестандартное мышление.
Смешные и шуточные загадки на логику
Какой рукой нужно размешивать чай?
Чай нужно размешивать ложкой, а не рукой.
Что делает сторож, когда у него на голове сидит воробей?
На уроках будешь спать —
За ответ получишь …
Два, скорее, а не пять.
Две стройные колонны
Держат замок огромный:
С двумя окошками,
Уступами, подножками.
Колонны не стоят на месте,
Всегда гуляют с замком вместе.
На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Вот короткая загадка:
У кого за носом пятка?
Обувь / туфли / ботинки.
Есть ли где такое поле,
Где конь через коня прыгает?
Нужны ещё весёлые загадки? Смотрите подборку смешных и шуточных загадок на логику.
решают и разгадывают по 10-20 задач и загадок на сайте ЛогикЛайк. А сколько сможете вы?
Рифмованные загадки-обманки
Во дворе трещит мороз,
шапку ты надень на …
Моим сестричкам маленьким
купили к лету …
босоножки (не валенки).
На прививки и уколы
мамы деток водят в …
поликлинику (не школу).
Подобрать себе я смог
пару варежек для …
Хоккеистов слышен плач
пропустил вратарь их …
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно …
У Иринки и Оксанки
трехколесные есть …
велосипеды (не санки).
Хотите ещё загадки-обманки? Переходите к подборке загадок-обманок, тренируйте внимание и развивайте чувство юмора.
Загадки и вопросы на логику для взрослых
Что принадлежит вам, однако другие этим пользуются чаще, чем вы сами?
Не ружьё, а стреляет, не змея, а шипит. Не водка, а …
В небе одна, в земле нету, а у бабы их целых две.
На столе 70 листов бумаги.
За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов.
Сколько секунд понадобится, чтобы отсчитать 50 листов?
Что делать, если вы сели в машину и собрались ехать, а ноги не достают до педалей?
Пересесть на водительское сиденье.
Завязать» можно,
А развязать не получится.
Нужны ещё хорошие загадки для взрослой компании? Смотрите нашу подборку загадок для взрослых: на логику и с подвохом, смешные и серьезные.
Сложные логические загадки и задачки
Что не является вопросом, но требует ответа?
Звонок в двери или по телефону.
Из половины коробки с деталями у робота Клапана получается 3 фигурки роботов.
Сколько фигурок он сможет сделать из 2 таких коробок?
Когда всё видишь, то её не видишь,
А когда ничего не видишь, то её видишь.
Зайка очень любит шутить. Он задал маме такую загадку:
«Если бы я был тяжелее медведя, но легче божьей коровки, кто был бы самым лёгким?»
Что вчера было «завтра», а завтра будет «вчера»?
Дед Вруниш (всегда лжёт) и дед Правдиш (говорит только правду) решили взять домой одного бездомного кота.
Правдиш: Рыжего кота брать не будем.
Вруниш: Возьмём белого.
Какого кота возьмут в дом?
Что тяжелее: рюкзак или чемодан?
Сперва сравни массу Клапана с массой чемодана и рюкзака.
Загадка
Содержимое публикации
Адрес: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская 9А-34,624132
Тема занятия: «Загадка»
Занятие внеурочной деятельности, по программе «Хочу всё знать», разработано для учащихся 2-го класса. На занятии используются проблемно-поисковый метод, ИКТ, технология обучения в сотрудничестве. В ходе исследовательской деятельности у второклассников формируются предметные умения. Для эксперимента «Создание радуги» используется инструментарий-набор «Свет и цвет: 100 красочных экспериментов в домашней лаборатории» под редакцией Д. М. Жилина, О. А. Поваляева. Учащиеся работают в группах по 3 человека. Учитель использует следующие приемы работы: беседа, презентация, поощрение, создание ситуации успеха, наблюдение.
Цель занятия: формирование представления о загадке.
Образовательная:сформировать понятие, что такое загадка; сформировать представление о видах загадок, зачем нужны загадки, когда появились ; продемонстрировать процесс образования радуги – отгадки.
Развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, развивать вариативность мышления.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение между сверстниками при выполнении совместной работы, интерес к окружающему миру.
познавательные УУД: формирование умения работать с различными источниками информации; преобразовывание информации в устные высказывания, грамотное оформление своих мыслей;
регулятивные УУД: развитие саморегуляции при работе по алгоритму; формирование навыка самооценки;
личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации; воспитание интереса к к миру науки.
Предметные:научатся отгадывать загадки.
Личностные: овладеют умением проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
овладеют умением слушать и понимать речь других, сотрудничать с учителем и друг с другом (Коммуникативные УУД).
овладеют умением проводить исследовательскую работу; будет формироваться интерес к изучению объектов окружающего мира (Познавательные УУД).
— инструментарий-набор для опыта «Свет и цвет: 100 красочных экспериментов в домашней лаборатории»
I . Мотивация к учебной деятельности.
Цель: смотивировать учащихся к учебной деятельности.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь. (1 слайд)
— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнитесь и мне, пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости. Я вам желаю, чтобы все у вас получилось, чтобы сегодняшнее занятие принесло вам радость и хорошее настроение.
Планируемый результат: учащиеся смотивированы к открытию новых знаний.
Цель: Зафиксировать цель и тему урока
— Ребята, разгадайте ребус. (2 слайд)
Подсказка к слову гадюка, если учащиеся затрудняются назвать эту змею.
Знать твёрдо нужно детворе,
Что где-нибудь в лесу, в траве,
Её случайно можно встретить,
И сразу даже не заметить.
Она по-своему прекрасна,
Но – ядовита и опасна!
Её совсем не стоит злить –
Она ведь может укусить.
На всех шипит змеюка-злюка
— Ребята, какое слово получилось?
— Сформулируйте тему занятия.
— Вы знаете, что такое загадка?
— Сформулируйте цель занятия. (3 слайд)
Учащиеся разгадывают ребус.
Получилось слово ЗАГАДКА
Цель занятия: узнать, что новое о загадке
Планируемый результат: учащиеся определяют тему и цель занятия.
III . Планирование и организация деятельности
Цель:организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется место и причина затруднения.
— Ребята, вы знаете, как появились загадки? Какие виды загадок есть?
— Зачем люди придумывали загадки?
— На какие вопросы будем искать ответы?
История возникновения загадок.
Какие бывают виды загадок?
Зачем нужны загадки?
Планируемый результат: учащиеся определили план учебной деятельности
IV .Осуществление деятельности по достижению поставленной цели
Цель:определить средства достижения поставленной цели
— Ребята, работа будет организована самостоятельно в группах, для этого вспомним правила работы в группе.
— Для работы каждой группе вы получаете нетбук с информацией о загадке и карточка со своим вопросом, на работу 10 мин. (Приложение)
— Заслушаем каждую группу.
– Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Тогда я загадываю, а вы отгадываете. (5 слайд)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
Украшал ночную синь
От него осталась долька.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
Он длиннющий, он большущий,
Он от тучи до земли.
Пусть идет он пуще, пуще,
— Ребята, к какому виду относятся эти загадки
— Как догадались, что загадано слово дождь?
— То есть нам отгадать загадки помогает описание того или иного предмета, явления и т.д.
— Откуда мы берем эти описания?
— Давайте немного отдохнем
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
— Вот вам ещё 1 загадка (6 слайд)
Очень редкое явление,
Всех приводит в изумление.
Над землёй, небесный мост,
После дождика подрос.
Волшебство семи цветов,
Разноцветных семь подков.
Изогнулись над планетой,
И … короновали лето.
Отвести глаз не могу,
— Ребята, а как вы догадались, что это радуга, по каким признакам? (7 слайд)
— Кто может объяснить, как получается радуга?
— Я посмотрела в орфографическом словаре и выяснила, что радуга это преломление света, которое образуется из-за того, что когда идет дождь и светит солнце, лучи солнца попадают на дождь и отражаются семи цветами. (8 слайд)
— А как выдумаете, можно ли проверить эти признаки радуги сейчас, в классе.
— Постараемся на практике проверить наши предположения.
— Для этого у нас есть исследовательское оборудование, и мы будем работать в группа.
— Нам потребуется: (9 слайд)
2. дифракрасная решетка (как преломитель света)
— Ребята, у вас для каждой группы приготовлена инструкция проведения опыта. Распределите в группе, кто за что отвечает, не забываем правила работы в группе: умение договаривать и уважение к другому человеку.
Этапы опыта: (10 слайд)
Налейте в кювет воды.
Поставьте экран за кювет с водой.
Подключите белый диод к источнику питания.
Направьте свет диода на экран через дифракрасную решётку и кювет с водой.
—Ребята, какие признаки подтвердились?
— дисциплина в группе;
— уважение к однокласснику;
— выбрать ученика, который будет отвечать.
Самостоятельная работа в группе.
Дети зачитывают свои ответы.
Приходят к выводам:
Загадка — описаниепризнаков предмета, которое предполагает разгадку.
Загадка сначала служила для того, чтобы помочь молодым охотникам выучить «тайный» язык леса.
Существуют виды загадок:
Загадка имеет большое значение в формированииинтеллекта.
(дети разводят руки в стороны и помахивают плечами)
(движения, как в 1-ой строке)
Дети хлопают в ладони, показывая какой сильный дождик
1. У радуги 7 цветов.
2. В виде полукруга.
5. Это летнее явление.
Учащиеся знакомятся с оборудованием.
Учащиеся распределяют свои обязанности, проговаривают правила работы в группе.
Проговаривают этапы проведения опыта.
Радуга появилась при преломлении лучей света. Радуга в форме полукруга и у неё 7 цветов.
Планируемый результат: в ходе исследовательской работы учащиеся достигли цели занятия, в ходе опыта подтвердили признаки радуги.
V . Рефлексивно оценочные действия
Цель:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности
— Какая тема сегодняшнего занятия?
Как мы может разгадать загадку?
— Откуда мы берём признаки загадки?
— То есть всё, что загадано, мы можем пронаблюдать в реальной жизни.
— Ребята, у вас есть три капли. Красная капля означает знания, которые вы сегодня приобрели.
Синяя капля означает, насколько вы были активны на занятии.
Жёлтая капля означает ваше настроение.
— Итак, поместите свою каплю на радугу:
1. по приобретенным знаниям;
2. насколько вы были активны.
— Молодцы! Посмотрите, какая радуга получилась.
Спасибо за работу! (11 слайд)
По описанию признаков.
Из наблюдений за природой, за бытом человека.
Учащиеся оценивают свою деятельность
Планируемый результат: учащиеся в ходе рефлексивно-оценочных действий оценивают свою учебную деятельность.
Учащиеся оценивают свою деятельность по трем критериям:
по приобретенным знаниям;
активность на уроке;
Каждая капля помещается на радугу. Нижняя дуга – «Не получилось», средние дуги – «Получилось, но не все», верхняя дуга «Все получилось».
В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».
И люди в те времена, собираясь на охоту, старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с охотой. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники особый «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того ислужила, чтобы помочь молодым охотникам «тайный» язык выучить.
Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому, загадка имеет большое значение вформировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагаетналичие знаний,представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор,приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.
Различаются3 вида загадок:
Образные загадки:«Не дерево, а листья есть, не шуба, а сшита»
Загадки-вопросы:«На что похожа половина яблока?»
Загадки-задачи:«На каждом углу кошка, перед каждой кошкой по три кошки. Сколько кошек всего в комнате?»
Потематике загадки условно делятся на группы: