Что помогает отыскивать первоначальное значение слова
Этимология
Практические задания
1.Подберите к словам из первой группы однокоренные слова из второй группы. Определите, в чем заключается смысловая связь между ними.
2. Надменный, упряжь, колесо, упругий, шить, заноза, вежливый, вонь, горло, перси, праздный, узы, кров, баять, лесть, трус, утро, гарь.
2.Какие из следующих слов являются мотивированными в современном русском языке, а какие немотивированными?
3.Установите по внутренней форме слов, какой признак обозначаемых ими предметов лег в основу их наименования.
1. Веялка, кипятильник, колотушка, помазок, тягач, головастик, соусник, черника, холодильник, песочница, грелка, синяк, белок, курятник;
2. горец, старик, речник, сибиряк, пахарь, мудрец, синька, тракторист, стекольщик, ходок, швея, болтун, горбун, фокусник.
4.Найдите в каждой группе слов однокоренные. При затруднениях обращайтесь к этимологическому словарю.
а) водитель, водонос, ведущий, вожатый, важный, провести, всесведущий, вывод, повесть, сводник, ведомство;
б) площадь, плоский, плотоядный, плотный, оплачивать, плотник, плащ, сплачивать, воплощение, плотина, плотва, пласт;
в) свести, свечка, светелка, свиток, просвещать, священный, кругосветный, светать, осведомитель, светофор, святки;
г) волость, владыка, вламываться, волосатый, уладить, область, волоком, влажный, Владимир;
д) погода, годиться, погожий, годовой, рогожа, догадаться, выгода, пагода, негодник, гадкий.
5.Какие названия дней недели в русском языке не имеют внутренней формы? Название какого дня недели имеет одинаковую внутреннюю форму в русском и немецком языках?
6.Определите слова, в которых имеется связь между значением слова и его внутренней формой.
Русск.:вертолет, чайник, резец, закон, знобить, пепелище, первенец, рыло, песец, жила, жидкость, пустырь, долголетие.
Англ.:actor, handshake, happiness, dressmaker, misadventure, always, window, snowdrop, reaction, driving, assistant, flashlight, nightly.
7.В каких сложных словах внутренняя форма ясна, а в каких она утрачена частично или полностью?
Душегрейка, звукоряд, междоусобие, высокомерие, закономерный, полеводство, суеверие, треклятый, худосочный, бытописатель, однопалый, целомудрие, чистоган, косоглазый, зверобой, мелководье, плотоядный, тихомолком, местоимение, живописец, местонахождение, новолуние, пищевод, клинопись.
8.Определите, какую внутреннююю форму имеют следующие слова, называющие сходные или одинаковые предметы.
зарплата – получка – жалованье;
поварешка – черпак – половник;
перчатка – рукавица – варежка;
ухажер – волокита – донжуан – юбочник;
9.Укажите, какое явление лежит в основе искажения следующих литературных слов.
Спинжак (пиджак), мазелин (вазелин), больмашина (бормашина), кружинка (пружинка), журчей (ручей), ветролет (вертолет), копатка (лопатка), клейкопластырь (лейкопластырь), мелкоскоп (микроскоп), семисезонное (демисезонное).
Вопросы по теме «Этимология»
1. Что такое этимология?
2. Каковы основные принципы этимологического анализа?
3. Что помогает отыскивать первоначальное значение слова?
4. Как восстанавливается первоначальный фонетический облик слова?
5. Что такое мотивированные слова?
6. Что такое внутренняя форма слова?
7. Что такое деэтимологизация? Приведите примеры слов, подвергшихся деэтимологизации.
8. Каковы причины деэтимологизации?
9. Что такое ложная этимология?
10.Каковы причины и пути реэтимологизации? Как используются «ложные этимологии» в речи? Могут ли они стать языковой нормой?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Этимологический анализ слова на уроках русского языка
aksen
Этимологический анализ слова на уроках русского языка
Этимологический анализ слова на уроках русского языка.
На уроках русского языка учащиеся часто встречаются со словарными словами, написание которых нельзя объяснить, используя лексику современного языка. Написание таких слов в учебных пособиях чаще всего предлагается запомнить. Однако история происхождения слова в некоторых случаях помогает легко объяснить его правописание.
Профессор Лев Владимирович Щерба утверждал: «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно. Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы». И чем раньше наши ученики начнут вникать в этимологию различных слов, тем прочнее у них закрепится «привычка вдумываться в язык».
Науку о происхождении слов называют этимологией. Это один из древнейших и интереснейших отделов языкознания. Основателями его были древнегреческие философы, в трудах которых появился и сам термин этимология, составленный из двух греческих слов: etymon, (истина, и logos (учение). То есть сначала этимологией называли учение об истине, об истинном значении слова.
Применение этимологического анализа и его элементов позволяет развить языковое чутье, расширить словарный запас, а самое главное, помогает запомнить целый ряд слов с непроверяемыми написаниями.
В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением.
Большую пользу приносит сопоставление написания слов, являющихся историческими родственниками,например: акварель – аквариум, балкон – балка, брошюра – брошь (брошка).
Другим приемом, который помогает осознать правописание трудного слова, является прием сопоставления его непосредственно с той основой, с тем корнем, от которого оно образовано или к которому восходит. К этому приему можно прибегать в тех случаях, когда в современном русском языке отсутствует этимологический родственник. Примерами таких словмогут быть следующие: величина, витрина, ветеран, вермишель.
Правописание слов долина и одолеть помогут объяснить их этимологические «родственники» – слова дол, то есть низ, и подол – нижний край платья. Долина — это низина между горами.Мы говорим: горы и долы. Одолеть врага или всадника первоначально означало сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз. Поэтому мы пишем слова долина и одолеть с буквой О в корне, проверяя их словом дол.
Несомненна польза применения этимологического анализа и при изучении непроизносимых согласных в словах. Легко проверить непроизносимые согласные в таких словах, как вестник, честность, тростник, местный, солнце, гигантский и т. д. Но из этой группы выделяются слова,написание которых следует запомнить: наперсник, ровесник, сверстник, яства, окрестность. С помощью исторического комментария данных слов можно легко определить их написание.
Слово наперсник образовано от древнерусского слова перси – груди, т. е. буквально – «вскормленный грудью одной и той же женщины». В современном языке означает «друг», «товарищ», «доверенное лицо».
Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое с тобой количество вёсен; твой одногодка. Слово сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек – восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины.
Слово окрестность можно проверить вышедшим из языка словом окрест – вокруг. По происхождению связано со старославянским словом крест.
Следовательно, вдумываясь в состав слова и правильно подбирая проверочные слова, можно преодолеть орфографические трудности, связанные с сочетанием согласных в слове.
Полезно обратиться к этимологическому анализу и при изучении темы, связанной с правописанием приставок. В процессе опрощения изменяется состав слова: приставки становятся частью корня, но правила написания «бывших приставок» сохраняется,например: исчезнуть, прекрасный.
Этимологический анализ на уроке русского языка может быть применен в процессе урока по мере необходимости, связанной с объяснением написания слова, поэтому учителю важно помнить исторические толкования часто употребляемых при изучении той или иной темы слов, так как порой приходится к экскурсам в историю слова прибегать спонтанно.
Вопросам этимологии можно и нужно уделять внимание и на отдельных уроках при изучении таких тем, как «Словообразование», «Морфемика», «Лескика», а также при подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку.
Большой интерес у учеников вызывают исследовательские задания, связанные с изучением этимологии слова.
Так, например, можно предложить ответить на вопросы, почему имена существительные «сословие», «благословение», «слово» являются этимологическими родственниками, влияет ли установление родственных связей между этими словами на усвоение их правописания. Выполнение задания предполагает использование этимологических и толковых словарей. Велика польза заданий, предполагающих поиск слов,связанных своим происхождением: так, родственными древнерусскому слову «велий» (большой) оказываются великий, величие, увеличить, велика, вельможа и другие, а древнерусское слово «стремя» (крутой, обрывистый) связано с такими современными словами, как стремление, устремиться, стремительный и т. д.
Этимологический анализ слова может стать основой различных дидактических игр, которые можно применять как на уроках, так и на факультативных занятиях.
Игра «Пара – не пара»заключается в следующем: перед учащимися ставится задача установить, являются ли они этимологическими родственниками;прокомментировать орфограммы:
• Благовоние, об. няние.
• Благоденствие, д. нщик.
• корабль, корыто, корица и короб
• медведь, невежда, невежливый
Установить, верно ли выполнены задания, помогает работа с этимологическим словарем. (Словарные статьи можно заранее включить в презентацию к уроку).
манера, монархия, маникюр, манжета, монограмма, манускрипт, монолог, манипуляция, манифест, монолит.
Несомненную пользу в овладении грамотностью может оказать ведение этимологического словарика, в котором будут постепенно накапливаться слова, вызывающие интерес с точки зрения происхождения, написания и значения.
Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм. Обращение к истории слова, выяснение его первоначального значения часто помогает по-иному понять его современное значение, учит вдумываться в его глубинный первоначальный смысл. Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. Знакомство школьников с этимологией вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов, развивает логическое мышление.
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978
2. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001
3. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. – М. : Дрофа, 2002
5. Школьный словарь иностранных слов / В. В. Одинцов и др. – М., 1994
Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.
Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.
Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.
Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.
Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.
Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).
Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.
Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.
Семантика и первоначальное значение слова
МОУ КОЛБАСНЯНСКАЯ РСОШ-ДС»
УЧИТЕЛЬ русского языка и литературы
УДК 80
Введение
Тема «Значение слова» — основная в разделе «Лексика» в IV классе, так как усвоение лексических понятий предусмотренных программой по русскому языку для этого класса (многозначность слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы), прежде всего связано с выяснением понятия «значение слова»
Основной целью данной статьи является выявление компонентов семантической структуры для того, чтобы показать отличительные признаки семантической структуры полисемантического слова от моносемантического слова.
Цель статьи определила постановку следующих задач:
1.Ознакомление научной литературы, посвященной семантике лексических единиц в отечественном языкознании;
2.Выделение своеобразия компонентов семантической структуры первончального значения слова;
3.Определение смыслового стержня семантической структуры первоначального значения слова.
Новизна статьи состоит в том, что данная работа – попытка семантического анализа первоначального значения слова с учетом анализа нескольких словарей.
Осознание значения слова способствует пополнению словаря учащихся помогает им выбрать из своего лексикона на наиболее точное слово и правильно с точки зрения грамматических и стилистических норм употребить его в речи, в контексте, с учетом определенных условий и темы высказывания.
И. И. Срезневский указывал, что надо научить детей «всматриваться и вдумываться в средства, представляемые языком для выражения мысли».
Знание значения слова необходимо не только для активизации словаря учащихся, но и для усвоения морфологических и синтаксических понятий. Как известно, слово обозначает какой-либо предмет, явление, признак, действие, свойство или отношение. Основная функция слова — номинативная, т. е. служить названием всего того, что окружает нас. На базе лексических значений формируются категориальные значения частей речи: значение предметности (существительные), признака (прилагательные) и т. д.
Сочетаемость слов также зависит от их лексических значений. Так, можно сказать болотная трава и нельзя сказать «болотистая трава»; можно – болотистая местность и нельзя «болотная местность».
От правильного понимания учащимися значений слов во многом зависит и орфографическая грамотность (например, правописание таких слов как спеши–спиши, пребывать –прибывать, приемник–преемник, презирать–призирать, развевался – развивался и т.д. связано с семантикой)
Следовательно, работа над значением слова должна проводиться на протяжении изучения всех основных тем школьного курса русского языка.
Работа по выяснению значения слова в первую очередь связана с толковым словарем русского языка.
Значение слова складывается из лексического и грамматического значений. «Слово, — писал В. В. Виноградов, — представляет собою внутреннее, конструктивное единство лексических и грамматических значений»
Лексическое значение слова — это содержание слова, соотнесенность его с каким-нибудь внеязыковым фактом (предметом, явлением, качеством, процессом) действительности. Так, слово партер обозначает «нижний этаж зрительного зала в театре, кино и т.п.», оранжевый — «цвет, средний между красным и желтым, цвет апельсина» пряный — «ароматный и острый по вкусу н запаху», накрениться — «наклоняться (набок, в сторону)» и т. д.
Грамматическое значение слова выражает отношения (между словами в словосочетании или в предложении, отношение говорящего к сообщаемому, отношение к лицу, производящему действие, отношение сообщаемого факта к действительности и времени и т. п.)
Грамматическое значение слова выражается различными языковыми средствами. Такими средствами в русском языке являются грамматические формы слова (формы числа, падежа, рода, лица, времени, вида и др.).
Знакомя учащихся с лексическим и грамматическим значением слова, весьма важно остановиться на разграничении понятии «лексическое значение» и «грамматическое значение», так как в школьной практике наблюдается смешение этих понятий. Например, если на вопрос учителя: «Что обозначает слово холодильник?» – ученик не задумываясь отвечает: «Слово холодильник обозначает предмет. Это имя существительное», – и далее называет род, число, падеж и склонение этого слова – ученик показывает незнание разницы между лексическим и грамматическим значением слова вообще и слова холодильник в частности.
Для предотвращения подобных ошибок можно рекомендовать задания на сопоставление лексического и грамматического значения слов одной лексико-грамматической категории. Например, указать лексическое и грамматическое значение слов каждой пары
Анализируя приведенные слова, учащиеся установят, что слова первой группы имеют близкие лексические значения и отличаются друг от друга одним из своих грамматических значений; и наоборот, слова второй группы имеют одинаковое грамматическое значение, но совершенно различны по своему лексическому значению.
Следовательно, говоря о значении слова, необходимо обращать внимание учащихся на две его стороны, лексическую (служит названием определенных предметов, признаков, действий) и грамматическую (относится к той или иной части речи, имеет определенные признаки и выражает грамматическое значение тех или иных форм). Нужно научить школьников видеть в слове эти две стороны.
В дальнейшем при изучении частей речи следует систематически знакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением слов той или иной части речи, раскрывать разницу между этими значениями, так как части речи –это лексико-грамматические разряды слов, которые характеризуются общностью лексических и грамматических значений.
Значение лексического и грамматического значения слов различных частей речи понадобится и во время изучения синтаксиса, особенно синтаксиса простого предложения.
Весьма важно рассказать учащимся о том. из чего складывается собственно лексическое значение слова. В образовании значения слова принимают участие различные морфемы. Носителем основного значения слова является корень. Однако лексические значения многих слов определяются не только корнем. Другие морфемы (словообразующие приставки, суффиксы), присоединяясь к корню, изменяют, конкретизируют его значение. Так, корень бег выражает общую идею движения определенного вида, но с приставкой или суффиксом значение этого слова иное: про-бег («спортивное состязание»), на-бег («внезапное нападение»), бег-ство («беспорядочное отступление»).
Следовательно, слова пробег, набег, бегство различны по значению, хотя и имеют один и тот же корень бег. Вместе с тем следует отметить, что значение слова не сводится к простей сумме значений составляющих его морфем, что значение многих слов является немотивированным, т. е. мы нс можем определить их значение по сумме значений морфем (имеются в виду слова типа белок).
Приведенный анализ слов показывает, что различные формы слова выражают только различные отношения, т. е. имеют различные грамматические значения, лексическое же их значение не меняется.
Сведения о том, что лексическое значение слова заключено в основе, а грамматическое чаще всего передается с помощью окончаний, целесообразно закрепить путем выполнения упражнений, данных в учебнике русского языка для IV класса. Можно предложить и такое упражнение:
Составьте словосочетания или предложения, употребив приведенные слова в разных падежах или в разных глагольных формах; сопоставьте лексическое и грамматическое значение образованных форм и данных: прогулка, ураган; храбрый, хороший; работать, говорить.
Изменилось ли лексическое значение слов? А грамматическое?
Работу по выяснению лексического и грамматического значения слов уместно связывать со словообразовательным анализом и с грамматическим разбором слов.
Правильное осознание лексического значения слова помогает учащимся осмысленно воспринимать грамматическую форму слова, прочно усваивать словообразовательные модели языка, правильно образовывать словосочетания, понимать синтаксическую функцию слова,
Для закрепления знаний о лексическом и грамматическом значении слов можно предложить и такие упражнения лексико-семантического характера:
1. Выясните по толковому словарю значение слов;
Аквариум, бескрайний, буран, горн, заглавие, ирис, кабина, лютый, обронить, одобрять, оранжевый, планета, радио, спартакиада, стадион.
С выделенными словами составьте словосочетания или предложения.
2. Прочитайте и толковом словаре словарные статьи к следующим словам;
вокзал, лиловый, иглистый, сигнализировать, тундра, фигурист.
Составьте предложения, включив данные слова. Определите лексическое и грамматическое значение этих слов.
3.Объясните, почему данные слова имеют разнос значение, хотя у них один и тот же корень. Укажите значение приставок и суффиксов.
Лес, лесник, перелесок, лесистый; гора, горец, пригорок, гористый; белить, перебелить; бросить, бросок, перебросить, выбросить.
4. Сравните лексические значения первого и второго слова в каждой паре слов. Почему изменилось значение слова? Какое общее значение у слов с суффиксами?
Бетон—бетонщик, набор—наборщик, паркет—паркетчик, ракета — ракетчик, лететь — летчик, колхоз — колхозник, трактор — тракторист, парашют — парашютист, водить — водитель, преподавать— преподаватель.
5. При помощи приставок и суффиксов образуйте новые слова. Выясните по словарю значение новых слов. Сравните лексическое значение данных слов со значением новых.
Город, цвет, воз, ход, рост, добрый, школа,море, бежать, писать, лететь, камень, стрела, стол, учить, гора, парашют, звезда.
Приведенные упражнения предполагают анализ лексического и грамматического значения слов, развивают мышление учащихся, закрепляют навык пользования толковым словарем.
После того как учащиеся получат представление о лексическом значении слов и выполнят указанные задания, следует перейти к приемам раскрытия лексического значения слова.
В методике преподавания русского языка, а также в практике работы школы известны различные приемы толкования лексического значения слов. Остановимся на основных способах объяснения лексического значения слова, при этом указывая, какие из них целесообразно использовать при разъяснении слов, принадлежащих к тем или иным лексическим пластам.
Можно выделить три основных способа толкования лексического значения слов: наглядный, семантический и контекстуальный.
Наглядный способ обычно применяется при объяснении лексического значения общеупотребительных слов, главным образом обозначающих конкретные предметы, вещи. Чаще всего этот способ используют на уроках русского языка и на уроках чтения в начальных классах. Удобен он и при объяснении слов, обозначающих различные виды животных, растений и т. д.
Семантический способ разъяснения лексического значения слова является наиболее распространенным. При помощи этого способа можно объяснить значение любого непонятного слова, принадлежащего к одному из лексических пластов: общеупотребительные слова, заимствованные слова специальные слова (термины), устаревшие слова, неологизмы, диалектные слова и т. д.
Cемантический способ включает следующие приемы толкования лексического значения слов: синонимизацию, логическое определение слова, структурно-семантический анализ слова.
Прием синонимизации является наиболее распространенным в школьной практике. Он состоит в том, что неизвестное слово заменяется другим словом (или словами), близким по значению и знакомым учащимся. В толковых словарях русского языка многие слова объясняются при помощи синонимизации, например: лозунг «то же, что н призыв», оповестить «то же, что известить», парадность «торжественность, пышность, праздничность», авиатор «то же что летчик», лексион «словарь», недоумение «сомнение, удивление» и др.
Не менее распространенным приемом толкования значения незнакомых слов является логическое определение слова. Сущность его состоит в том, что значение слова разъясняется путем словесного описания того предмета или явления действительности, которое обозначается этим словом. Это описание сопровождается вычленением родовых и видовых признаков предмета или явления. Например: поземка — «вьюга, во время которой дует низовой ветер», палас— «двусторонний ковер без ворса».
Заключение
Итак, изучив литературу по теме «Семантика и первоначальное значение слова», мною сделаны следующие выводы:
Одним из возможных путей описания смысловой структуры языковых единиц является их непосредственный семантический анализ. Он позволяет одновременно показать и методику изучения лексического значения, и его «устройство».
Итак, в заключении нужно сказать, что цель и задачи данной статьи достигнуты:
· рассмотрены научные материалы, посвященные лексикологии и семантике, в основном это труды Шмелева Д.Н. «Проблемы семантического анализа лексики», Апресяна Ю.Д. «Избранные труды. Лексическая семантика».