Что помогает понять этика 4 класс

Урок ОРКСЭ с презентацией в 4 классе на тему «Этика – наука о нравственной жизни человека».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Урок ОРКСЭ 4 класс Никитина В.Н.

Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать словом «нравы», ОТ которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» И «нравственность» являются синонимами.

Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.

Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим ИЛИ плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья – это надежное прибежище. Для того чтобы совершить благородные поступки, необязательно царить над сушей и морем. В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Жить – значит делать вещи, а не приобретать их.

Задание 1 У вас день рождение. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени., стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2 Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3 Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4 Дополни предложение. Этика – это наука, которая рассматривает отношение между ________ с точки зрения представления о __________ и ___________.

Закончи предложение. Сегодня я узнал.. Было интересно…. Я понял, что….. Я научился…. У меня получилось…. Мне захотелось……

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе

Тема:Этика – наука о нравственной жизни человека.

Цели:

Оборудование: выставка фотографии, подготовленных детьми по теме домашнего задания, иллюстрации, слайды (по возможности) с изображением знаменитых людей России, пословицы и поговорки о вежливости и доброте, карточки с ситуациями, тетради, учебник ОРКСЭ, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме «Россия – наша Родина».

Проверка домашнего задания в опорных листах.

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.

IV. Изучение нового материала.

В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.

Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:

Как нужно было поступить в этой ситуации? (Разыграть ситуации в группах и рассмотреть их с точки зрения всех участников ситуации)

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Откроем учебник на стр.4 и прочитаем что такое ЭТИКА.

Так что же такое Этика?

Кто был основателем этой науки?

Что означает слово «мораль»?

Назовите виды Этики.

Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.

Откроем опорные листы выполните задания 1 и 2.

Игра.

— Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)

А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.

Обратимся к опорным листам задание 3.

V. Закрепление изученного материала.

Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

— В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

— Какое поведение вы не одобряете?

VI. Итог урока.

— С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

— Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

VII Рефлексия. Закончи предложение.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1591

Конспект урока по предмету «ОРКСЭ. Основы светской этики»

Педагог: Шаргородская Наталья Викторовна

Предмет: ОРКСЭ. Модуль» основы светской этики».

Автор учебника : А.И.Шемшурина.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения; сформировать умение применять их; научить сопоставлять добро и зло.

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация на воспитание нравственной культуры, на уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.

Регулятивные действия: отслеживание собственных поступков и их анализ.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

I . Организационный момент урока.

Ребята, мы знакомимся с новым для нас предметом. Положите перед собой учебник, рассмотрите его внимательно, пролистайте аккуратно. Учебник яркий, интересный. Он будет вам верным помощником! Берегите его!

II . Актуализация знаний

-Но что мы будем изучать? Прочитайте название учебника. Кто-нибудь знает, что означает слово этика?

-Давайте узнаем. Ответ мы найдём в стихотворении В.В. Маяковского.

Показ мультфильма « Что такое хорошо, что такое плохо» (часть 1).

— Так что такое этика? (Ответы детей).

III . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика.

IV . Изучение нового материала.

— Вспомните основные правила работы в парах. Положите перед собой маршрутные листы. Подпишите их.

— Просмотрите мультфильм дальше. Запишите основные черты героев мультфильма в два столбика, разделив их на положительные и отрицательные. (Приложение. Задание 1).

Те люди, которые обладают положительными качествами, называются в обществе воспитанными, вежливыми людьми.

Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо).

Уступить место пожилому человеку… (вежливо).

Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо).

В автобусе при встрече с другом громко прокричать приветствие…(невежливо).

Выбросить фантик в мусорное ведро … (вежливо).

Расхваливать себя перед собеседником…(невежливо).

Честно сказать учителю, почему опоздал на урок … (вежливо).

3. Проблемное задание.

— Ребята, слово «Вежливость» произошло от слова «Вежа». Это слово означало «знатока правил поведения», человека, с которым приятно общаться.

4. Работа с учебником.

— Прочитаем мексиканскую сказку «Вежливый кролик». (Чтение по цепочке либо чтение по ролям).

— Какими качествами обладала змея?

— Какое качество спасло кролику жизнь? Объясни.

— Какова мораль этой сказки? (Вежливость никогда ещё никому не повредила).

V . Закрепление изученного материала.

1. Работа с пословицами.

— Посмотрите на иллюстрации и устно подберите подходящие пословицы из приложения (Приложение. Задание 3).

Вежливости открываются все двери.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Смола — не вода, брань — не привет.

Ласковое слово — что весенний день.

Невежа и бога гневит.

Не пригоже есть лежа.

Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.

Часть 2 (Если есть время). (Приложение. Задание 4)

Источник

Конспект урока по теме «Что такое светская этика» (ОРКСЭ, 4 класс).

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Что такое светская этика?

1. Познакомить детей с понятием светская этика, со стандартными приёмами этических форм поведения.

2. Развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

3. Воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Оборудование: иллюстрации, слайды (по возможности) с изображением знаменитых людей России, пословицы и поговорки о вежливости и доброте, карточки с ситуациями, тетради, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

а) Тест по теме «Россия – наша Родина» (слайд 1-5). Самопроверка+самооценка.

б) Прочитайте и ответьте на вопрос (слайд 6-7).

Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?

Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

Как нужно было поступить в этой ситуации? (рассмотреть с точки зрения всех участников)

III. Сообщение темы и целей урока.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА. (слайд 8)

Откройте учебник с.6. Прочитайте тему нашего урока.

Запишите название темы в тетрадь.

Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке?

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.

IV. Изучение нового материала.

Откроем учебник на стр.6 и прочитаем что такое ЭТИКА.

Так что же такое Этика?

Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

ЗАПИШИТЕ определение в тетрадь.

Кто был основателем этой науки? (слайд 11)

Назовите виды Этики (слайд 21)

Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.

Что изучает Этика? (слайд 12)

Что означает слово «мораль»? (слайд 13-20)

А теперь послушайте пословицу (слайд 23).

Попробуем вместе понять ее мудрость.

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.

V. Изучение нового материала

Прочитаем о втором понятии – этикет, с.18-20.

Когда возникли первые правила этикета?

Что означает слово рыцарь?

Какими добродетелями должен обладать рыцарь?

Когда возникло само слово ЭТИКЕТ?

На какие вопросы мы должны были сегодня ответить?

Что же такое этике? Что изучает? Нормы, правила поведения. Что такое хорошо, а что такое плохо.

Что такое этика? Что изучает? Правила хорошего тона, как себя вести

VII. Д/з – с.17-22 (читать, отв.на вопр.)

VIII. Закрепление изученного материала.

Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

— В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

— Какое поведение вы не одобряете?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Что такое светская этика (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Урок 2
Что такое светская этика
Учитель МБОУ СОШ №25 пос. Ботаника
Стеценко Людмила Георгиевна
2012год

Описание слайда:

Что такое светская этика?

Описание слайда:

Этика – наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле

Описание слайда:

Основатель этики – древнегреческий философ Аристотель( IV в.до н. э.)
Аристотель

Описание слайда:

Фреска Рафаэля(1483 – 1520)
«Афинская школа»

Описание слайда:

В древней Греции все науки назывались философией.

Описание слайда:
Описание слайда:

Получается, философия – любовь к мудрости

Описание слайда:

Аристотель считал, что этика – часть философии

Описание слайда:

Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в древнем Риме.

Описание слайда:

Слово «мораль» обозначает
Привычки
Обычаи

Описание слайда:
Описание слайда:

Слово «мораль» обозначает «правила поведения»

Описание слайда:

Привычки, обычаи, правила поведения, всё вместе можно назвать словом нравы

Описание слайда:

От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность»

Описание слайда:

Слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Описание слайда:

Этика помогает разобраться каким путём достигается нравственность

Описание слайда:

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты

Описание слайда:

Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить

Описание слайда:

Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

Описание слайда:

1.Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?
2. Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
3. Как наградить человека, сделавшего добро?
4.Как не делать зла?
5. Как сделать жизнь людей лучше?
На все эти вопросы помогает ответить этика.

Описание слайда:

Различают этику религиозную и светскую.

Описание слайда:

Этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

Описание слайда:

Домашнее задание
1.Кто был основателем науки «Этика»?
2. Что означает слово «Этика»?
3Что означает понятие «светская этика»?

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Светотень в изображении предметов

ЗАГАДКА Ворона

Осень

Наша школьная страна

Эвакуация

Знатоки пословиц

Путешествие в страну Букваря

Умножение на 4

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5371415 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года

Время чтения: 2 минуты

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть фото Что помогает понять этика 4 класс. Смотреть картинку Что помогает понять этика 4 класс. Картинка про Что помогает понять этика 4 класс. Фото Что помогает понять этика 4 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Класс: 4

Ключевые слова: светская этика

Презентация к уроку

Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.

Основные термины и понятия: «этика», «светская этика», «религиозная этика», «мораль», «нравственность».

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.

Оборудование: проектор, презентация «Что такое светская этика?», толковый словарь Ожегова, рабочие листы.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности

Слайд 1.

— Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?

— Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое светская этика?»

— Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

Слайд 2.

— На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.

II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока

1. Работа со словарём.

– Ребята, а где мы можем уточнить значение слова «этика»? Проверить, верны ли наши предположения?

— У вас на партах лежит толковый словарь С.И.Ожегова. Найдите в нём значение слова «этика».

Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.

2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).

— Откройте учебник на стр. 6.

— Найдите и зачитайте определение слова «этика» данное в учебнике. Слайд 4.

— Запишите определение слова в рабочие листы.

— Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.

— На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?

— Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.

III. Физминутка

IV. Работа по теме урока

1. Коллективная работа.

— Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)

Слайд 5.

— Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.

Слайд 6.

В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в

Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.

Слайд 7.

Перед вами фреска одного из самых знаменитых художников того времени Рафаэля «Афинская школа».

(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)

Слайд 8.

Аристотель считал этику частью философии.

Слайд 9.

Наукой он назвал этику, когда писал книгу о нравственных законах жизни человека для своего сына Никомаха. Книга называлась «Этика для Никомаха», или «Никомахова этика». Это был свод правил поведения в обществе.

2. Работа с учебником.

— Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)

Слайд 10.

Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.

Слайд 11.

— Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.

— Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)

Слайд 12.

— От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность».

Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.

(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)

— Для того чтобы жить в обществе, человеку нужно соблюдать нравственные нормы. Основой нравственных норм является принцип «не навредить», т.е. не сделать больно, не обидеть.

— Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)

— Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.

Слайд 13.

— В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)

3. Работа в группах.

Слайд 14.

— В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.

1 гр. – запишет положительные черты человека.

2 гр. – отрицательные черты человека.

4. Проверка работы групп.

Слайд 15.

Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.

Слайд 16.

— Почему же так происходит?

— Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

— Как наградить человека, сделавшего добро?

— Как сделать жизнь людей лучше?

— На все эти вопросы помогает ответить этика.

5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.

— Что означает слово «светская» этика? («Мирская», «гражданская».)

— Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)

Слайд 18.

— Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 19.

— Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 20.

— Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)

Слайд 21.

— Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)

— Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)

V. Подведение итогов урока

Слайд 22.

— Какая бывает этика?

— Что такое светская этика?

— Что предполагает светская этика?

— Что такое религиозная этика?

— Назовите синоним слову мораль?

— Кто является основателем этики?
— Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?

VI. Рефлексия учебной деятельности

Слайд. 23-24

— Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?

— Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.

VII. Домашнее задание

К учебнику: «Основы светской этики. 4-5 классы», Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *