Что помогает разгадать загадку 5 класс литература
Что помогает разгадать загадку помогите я5а класс?
Что помогает разгадать загадку помогите я5а класс.
Помогите разгадать загадку?
Помогите разгадать загадку!
Один раз глотает и рот смыкает.
Русские и зарубежные пословицы.
Что помогает придумывать и отгадывать загадки?
Что помогает придумывать и отгадывать загадки?
Разгадать загадку : рассыпался горох на тысячу дорог?
Разгадать загадку : рассыпался горох на тысячу дорог.
Что представляют собой загадки?
Что представляют собой загадки?
Что в них выражается?
Что помогает разгадать загадку?
Назовите знакомые вам образные средства языка, используемые в загадках.
Знаете ли вы загадки в числами?
Помогите разгадать слово 4 класс?
Помогите разгадать слово 4 класс.
Помогите разгадать загадку?
Помогите разгадать загадку.
Разгадать загадку раскупили до конца кроме дяди продавца?
Разгадать загадку раскупили до конца кроме дяди продавца.
Помогите разгадать загадку?
Помогите разгадать загадку.
В 3 котлах вроде так должно быть.
A)3метра, 300см б)750см, 7м в) 2м, 15см.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Ну потрибно щоб в тебе був нормальной глузд приймати правильн1 р1шеня.
Урок литературы в 5-м классе «Загадки»
Разделы: Литература
Цели: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.
Словарная работа. Загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение, метафора.
Оборудование: карточки с загадками, иллюстрации острова загадок, летучего корабля.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по стране Фольклора. И из царства сказок отправимся на остров Загадок.
II. Проверка домашнего задания.
Но прежде, чем мы отправимся на остров, давайте вспомним,
Какие виды сказок вы знаете?
Как сказки дошли до нас?
Какие средства передвижения используют сказочные герои?
III. Сообщение темы и целей урока. На доске: «ЗАГАДКИ».
А совершим мы наше путешествие на летучем корабле. Поудобнее устраивайтесь. Отправляемся на остров загадок. А чтобы вы не скучали во время путешествия; мы с вами узнаем, как появились загадки, будем учиться их отгадывать, а также попробуем сами сочинить загадку.
IV. Сообщение учителя.
Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.
Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.
В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.
– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.
Что ходит утром на 4 ногах,
В полдень – на 2 ногах,
А вечером на 3 ногах?
Почему вы так думаете?
Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.
Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.
– Как создаются загадки?
– Кто создает загадки?
А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть «красного петушка, что по жердочке бежит», или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:
«Сидит девица в темнице,
Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она «без лица в личине». Настоящее лицо загадки скрывается под «личиной», и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.
V. Как “сделана” загадка.
«Стоит девица в избе,
А коса – на дворе».
Кого надо нам разоблачить?
Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.
Что это за предмет?
Как получилась эта загадка?
Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.
В каждой загадке есть главные слова.
На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?
«Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)
Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.
«Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон». (Гора.)
Первое движение (1 строка) – руки потянулись вверх,
Второе движение (2 строка) – руки опустились вниз,
Третье движение (3 строка) – руки пошли волнами (широким округлым движением показываем что-то большое и округлое).
Загадки бывают различных типов.
1. Где перечисляются различные признаки:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз.)
2. Краткая характеристика предмета:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
(Здесь признак предмета и сравнение.)
3. Сравнение. Отрицательное сравнение.
Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)
Воет, а не зверь. (Ветер.)
4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.
Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).
Отгадывание загадок и определение их тематики.
Итак, кратко о загадке мы можем сказать следующее:
Предмета (метафора)
VI. Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок.
Со страницы книжки в гости
К вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,
Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,
А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.
На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.
– Из рассыпанных слов составить загадку.
1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик.)
2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река.)
3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица.
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)
Перед вами иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, угадайте, к какой. (Сказка о царе Салтане.)
– Каждая девица загадывает загадку и нам необходимо отгадать их.
1) Все его любят,
А поглядят на него,
Так каждый морщится. (Солнцею)
2) Расколи лед –
Возьми серебро.
Разрежь серебро –
Возьми золото. (Яйцо.)
3) Зелена, а не луг,
Белая, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Береза.)
VII. Подведение итога урока.
Д/з: приготовить «рассыпную» загадку, попробуйте сочинить свою.
Урок литературы в 5-м классе «Кто хочет на загадки отгадки находить»
Разделы: Литература
Цели урока: Расширение представлений о загадках и их разновидностях.
I. Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока посвящена загадкам. Вы будете много отгадывать загадок, загадывать друг другу, узнаете о загадках-шутках и о загадках-шарадах.
Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Загадки занимают немаловажное место в нашей жизни. Они расширяют кругозор, знакомят нас с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
Особенно интересны народные загадки. Так же, как и народные пословицы и поговорки, они всегда образны, поэтичны, интересны. Загадки бытовали и записывались главным образом в среде крестьян, видимо, поэтому и мир вещей, в них отражённых, принадлежит, прежде всего, деревне.
Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Поэтому, прежде чем отгадывать загадку, необходимо внимательно её выслушать и понять. Очень быстро находят ответ на загадку те, кто часто обращается к ним, интересуется различными жанрами устного народного творчества. Таких людей называют находчивыми и сообразительными.
А вам, ребята, было дано задание – приготовить загадки для отгадывания ребятам других рядов. Сейчас мы посмотрим, кто из вас сумел подобрать самую интересную загадку и кто сможет быстро дать ответ на неё.
II. Конкурс между рядами.
1) Ребята по очереди загадывают друг другу загадки, определяется ряд-победитель, самая интересная загадка и самый сообразительный разгадчик загадок (в качестве жюри могут выступить приглашённые на урок коллеги, представители администрации, родители или сами ребята, заранее пожелавшие выступить в этой роли).
2) А теперь каждый ряд попробует отгадать мои загадки:
III. Знакомство с разновидностями загадок.
А теперь, ребята, познакомимся с другим видом загадок – шарадой. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например: верх-ушки, град-ус. Я вам буду зачитывать по необходимости несколько раз загадку-шараду, а вы внимательно слушайте, можете записывать.
1. Моё начало – буква алфавита,
Оно всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. (Ш-мель)
2. Начало – нота,
Потом оленя украшение,
А вместе – место оживлённого движения. (До-рога)
3. Предлог стоит в моём начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (За-дача)
IV.Заключительный этап урока.
1. Нет конца у строчки,
Где стоят три точки…
Кто придумает конец,
Тот и будет … (молодец)
2. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я … (тетрадь)
3. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я … (линейка)
4. Я с собой её ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая … (ручка)
5. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? … (самолёт)
6.Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился … (парашют)
7. Распустился алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)
8. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой … (велосипед)
9. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляется в полёт
Наш российский … (вертолёт)
— Подведём итог. О каких загадках узнали?
— Какие разновидности загадок вам ещё известны?
— Какое значение в нашей жизни имеют загадки?
V. Домашнее задание.
1) Составьте красочные кроссворды на тему русских народных загадок (можно обратиться к загадкам и других народов).
2) Оформите красочную книжку-раскладушку, посвящённую загадкам какого-либо народа.
И в том и другом случае можете дополнить работу собственными загадками. Попробуйте в этом творческом деле свои силы и убедитесь в том, что смекалка, свойственная простому народу, никуда не исчезла.
Урок литературы в 5 классе по теме «Русские загадки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Поэзия слова. Русские народные загадки.
Тройка подана. Проводница-матрёшка вновь ждёт нас. Садимся поудобнее. Чу! И вот мы уже летим на русской тройке с лентами и колокольчиками меж ветвистых русских красавиц берёз по русскому царству, фольклорному государству… давайте вспомним знакомые нам «города» этого государства: разгадаем кроссворд «Жанры и виды УНТ»
кроссворд «Жанры и виды УНТ» «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» «Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, выколпаковать» «В трёх соснах заблудился» «Ох, милка моя, Семечко рассадно… До сих пор неграмотна, Разве не досадно?» 1 2 3 4 5 6 7 8
кроссворд «Жанры и виды УНТ» Ключевое слово – загадка – тема нашего урока. Что же такое загадка? 1с к а 2з к а 3 С к о р о г о в о р к а 4 п о г о в о р к а 5 ч а с т у ш к а 6 д р а з н и л к а 7 п о т е ш к а 8 п о с л о в и ц а
Что же такое загадка? Загадки – это что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; иносказание или намёки, окольная речь; короткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.
Урок литературы в 5-м классе «Кто хочет на загадки отгадки находить»
Разделы: Литература
Цели урока: Расширение представлений о загадках и их разновидностях.
I. Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока посвящена загадкам. Вы будете много отгадывать загадок, загадывать друг другу, узнаете о загадках-шутках и о загадках-шарадах.
Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Загадки занимают немаловажное место в нашей жизни. Они расширяют кругозор, знакомят нас с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
Особенно интересны народные загадки. Так же, как и народные пословицы и поговорки, они всегда образны, поэтичны, интересны. Загадки бытовали и записывались главным образом в среде крестьян, видимо, поэтому и мир вещей, в них отражённых, принадлежит, прежде всего, деревне.
Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Поэтому, прежде чем отгадывать загадку, необходимо внимательно её выслушать и понять. Очень быстро находят ответ на загадку те, кто часто обращается к ним, интересуется различными жанрами устного народного творчества. Таких людей называют находчивыми и сообразительными.
А вам, ребята, было дано задание – приготовить загадки для отгадывания ребятам других рядов. Сейчас мы посмотрим, кто из вас сумел подобрать самую интересную загадку и кто сможет быстро дать ответ на неё.
II. Конкурс между рядами.
1) Ребята по очереди загадывают друг другу загадки, определяется ряд-победитель, самая интересная загадка и самый сообразительный разгадчик загадок (в качестве жюри могут выступить приглашённые на урок коллеги, представители администрации, родители или сами ребята, заранее пожелавшие выступить в этой роли).
2) А теперь каждый ряд попробует отгадать мои загадки:
III. Знакомство с разновидностями загадок.
А теперь, ребята, познакомимся с другим видом загадок – шарадой. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например: верх-ушки, град-ус. Я вам буду зачитывать по необходимости несколько раз загадку-шараду, а вы внимательно слушайте, можете записывать.
1. Моё начало – буква алфавита,
Оно всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. (Ш-мель)
2. Начало – нота,
Потом оленя украшение,
А вместе – место оживлённого движения. (До-рога)
3. Предлог стоит в моём начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (За-дача)
IV.Заключительный этап урока.
1. Нет конца у строчки,
Где стоят три точки…
Кто придумает конец,
Тот и будет … (молодец)
2. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я … (тетрадь)
3. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я … (линейка)
4. Я с собой её ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая … (ручка)
5. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? … (самолёт)
6.Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился … (парашют)
7. Распустился алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)
8. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой … (велосипед)
9. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляется в полёт
Наш российский … (вертолёт)
— Подведём итог. О каких загадках узнали?
— Какие разновидности загадок вам ещё известны?
— Какое значение в нашей жизни имеют загадки?
V. Домашнее задание.
1) Составьте красочные кроссворды на тему русских народных загадок (можно обратиться к загадкам и других народов).
2) Оформите красочную книжку-раскладушку, посвящённую загадкам какого-либо народа.
И в том и другом случае можете дополнить работу собственными загадками. Попробуйте в этом творческом деле свои силы и убедитесь в том, что смекалка, свойственная простому народу, никуда не исчезла.