Что помогало людям запоминать сказки

Методы и приёмы работы со сказками

Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки Светлана Левская
Методы и приёмы работы со сказками

Сказка занимает особое место в жизни ребёнка. С самого раннего возраста мы знакомим его с миром сказок и волшебства. Не зря ученые называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Через сказку он знакомится с миром человеческих отношений и со всем миром в целом. Сказки важны, потому что в культурном плане они рассказываются маленьким детям, у которых еще нет таких фильтров, которые заставили бы взрослого отвергнуть ошибочную или явно нелогичную идею. Дети «впитывают» сказки, и вместе со сказками они впитывают убеждения, ценности, «мораль» и «уроки», которые скрыты внутри сказки.

Сказка не учит ребенка напрямую, она как бы «намекает» как нужно поступить в той или иной ситуации. Ведь дети не любят наставлений. Сказка способствует формированию у детей нравственных качеств. Ребенок учится быть добрым, честным, отважным.

Существует много методов и приемов знакомства со сказкой.Рассмотрим некоторые из них:

4. Драматизация. Данный метод помогает привлечь ребенка к участию в инсценировке. Драматизация способствует формированию таких качеств, как смелость, уверенность, артистизм. Использование масок, костюмов, нарядов поможет детям быстрее войти в образ героев.

5. Беседа по сказке. Воспитатель к беседе должен подобрать такие вопросы, которые помогут детям проанализировать поступки героев в разных ситуациях, подвести к морали сказки, сделать выводы. Во время беседы нужно акцентировать внимание на поступки героев, на их моральные качества, на мотивы их поступков.

Также можно использовать нетрадиционные методы и приемы работы со сказкой:

1. Составление словаря по сказке. Педагог знакомит детей новыми словами из сказки, дает их лексическое значение, а затем предлагает наклеить картинку с изображением данного слова в словарь, например, слова «амбар», «короб», «сусек», «лавка» из сказки «Колобок». Словарь можно использовать при знакомстве с другими сказками.

2. Изготовление книги по сказке. Воспитатель предлагает детям создать книгу по сказке из различных материалов, в разной технике, например, нарисовать иллюстрации, сделать аппликацию по сказке. Данный метод помогает обогащению речи ребенка, развивает творческое воображение, мелкую моторику рук.

4. Помоги герою из сказки. После прочтения сказкипедагог предлагает детям поставить себя на место героя и спрашивает: «Как бы вы поступили в такой ситуации?», «Как можно помочь герою?».

6. Поможем герою найти свою сказку. Педагог показывает сюжеты из 2-3 сказок и картинки со сказочными героями, а дети подбирают к сюжету сказки сказочного героя. Цель. Способствовать развитию памяти, мышления, внимания.

7. Покажи мимикой и жестами. Воспитатель выбирает водящего и говорит ему героя сказки. Водящий должен мимикой и жестами передать черты характера героя, а дети отгадывают, кого загадал воспитатель.

8. Правильно-неправильно. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например, стоит в поле теремок, прискакала царевна-лягушка…Внучка за кошку, кошка за мышку…

9. Хорошо или плохо? Цель. Способствовать формированию умения находить положительные и отрицательные стороны в любой ситуации. Например, пришел медведь-топтыш и раздавил теремок. Это хорошо или плохо? Почему? Или, рано утром встала лиса,съела курочку и говорит: «А где же моя курочка, давайте мне за неё гусочку». Хорошо ли поступила лисичка? Какая лиса?

Используя в своей деятельности разные методы и приемы работы со сказкой, можно помочь каждому ребенку пережить много ситуаций, с которыми он встретится во взрослой жизни, а также расширить его мировоззрение, способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказкиИллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа) Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Речевого центра, содействия в реализации плана самообразования по теме «Развитие речи.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Источник

Как помочь детям легче запомнить любимую сказку! Занятие по развитию речи для детей дошкольного возраста

Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки лиза
Как помочь детям легче запомнить любимую сказку! Занятие по развитию речи для детей дошкольного возраста

Малыши очень любят слушать сказки, но не умеют их пересказывать. Мы знаем как помочь им легче запомнить любимую сказку!

Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки

анятие по развитию речи в средней группе.

ТЕМА: Пересказ сказки В. Сутеева «Петух и краски».

Задачи:учить детей пересказывать небольшую сказку с использованием знаковой символики; выразительно пересказывать прямую речь персонажей; формировать диалогическую речь; активизировать в речи прилагательные; подбирать антонимы, используя модели настроения, осмысливать устойчивые словосочетания; воспитывать интонационную выразительность у детей.

Ход занятия.

Организационный момент: психологическая игра «Мы подружились!» (дети берут по очереди друг друга за руки и,здороваясь, называют своё имя. «Здравствуйте! Я- Оля!»).

1. Дидактическая игра «Детки, отзовитесь!»- с использованием четок из пуговиц. Воспитатель называет домашнее животное, а дети-детёнышей животного, как эти детёныши говорят. Одновременно с этим дети отодвигают на четках по одной пуговице.

Усложнение: воспитатель умышленно называет одно-два диких животных. Дети должны определить, что это не по правилам игры.

-Он клювом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

3. Сообщение темы занятия без установки на пересказ:

— Сейчас я вам прочитаю сказку про петуха, которая называется «Петух и краски», а написал её Сутеев.

4. Чтение сказки с работой над новыми словами (с использованием моделей настроения):

а) не печалься. Что это значит? Как можно сказать по-другому? (не грусти, не переживай, не расстраивайся).

б)нераскрашенный. Как вы думаете, что это значит? Какое настроение у нераскрашенного петуха (показ моделей настроения с выразительным проговариванием фразы:»Я такой нераскрашенный!»).

в)»Какой ты красивый!» (какое теперь настроение у Петуха?Покажите (дети используют модели настроения).

г)работа по моделям настроения:

-о весёлом человеке можно сказать какой он (счастливый, радостный.);а о грустном (несчастный, печальный.).

5. Вопросы по сказке:

-Что забыл сделать Вова? (раскрасить Петуха);

-Почему удивилась собака (потому что Петух нераскрашенный);

-Что посоветовала собака Петуху (Сходить за помощью к краскам);

-Что сказали животные, когда увидели Петуха раскрашенным(«Вот теперь ты настоящий Петух!»).

6. Физкультминутка «Птичий двор»:

-Во саду ли, в огороде много разного народа.

Вот красавец-петушок, на макушке гребешок.

Важно головой кивает, крылья кверху поднимает.

На своих коротких ножках утка ходит по дорожке.

Вперевалочку похаживает, малым хвостиком помахивает.

Осторожно, словно кошка, от стола и до окошка

(дети выполняют движения согласно тексту).

7. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ и показом знаковой символики на доске (т. е. план пересказа).

-А сейчас я вам прочитаю сказку ещё раз. Вы должны слушать внимательно, потому что потом будете пересказывать сами. А чтобы вам было легче запомнить, я вам покажу весёлые картинки (знаковая символика). Слушайте внимательно и смотрите.

8. Пересказ сказки детьми. Начинает пересказ сильный ребёнок, по очереди пересказывают остальные дети. В конце пересказать всю сказку может один ребёнок.

9. Физкультминутка «Кот и старушка»:

-Кот катушку размотал,

Разозлил старушку. дети делают вращательные движения руками.

Он на всю катушку! «Старушка» пятнает детей.

3 часть. Итог занятия. Настрой на продуктивную деятельность детей: раскрасить после занятия петушков, заранее обведенных по трафарету каждым ребёнком.

Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки

Мини-проект «Добрый волшебник Владимир Сутеев» Тип проекта: комплексный Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы Продолжительность: 1 неделя Цель: познакомить детей.

Источник

Для чего нужны сказки людям и их детям?

Для чего детям нужны сказки?

У каждого из нас есть свой душевный опыт, связанный с проживанием сказок, и я сейчас хочу немного рассказать о своем личном. В детстве я очень любила сказки, буквально-таки жила ими, могла часами погружаться в воображаемый мир, который порой казался более реальным и интересным, чем действительный.

И хочется выделить две наиболее значимых для меня сказки, который, как я сейчас понимаю, во многом определили мою судьбу.

Чем мне помогли сказки Андерсена?

Первая – это «Гадкий утенок» Андерсена, которая неплохо помогла мне в развитии. В свой четыре-пять лет я только ею и жила, постоянно просила родителей перечитывать ее мне, могла рассказать наизусть.

С чем же это было связано? Конечно с тем, что я бессознательно отождествляла себя с главным героем, поскольку я была очень чувствительным, обидчивым ребенком, и из-за этого часто не складывались отношения со сверстниками, и возникали чем-то похожие ситуации. И судя по всему, история гадкого утенка помогала мне это пережить и в глубине души верить, что когда-нибудь я смогу стать прекрасным лебедем.

Так оно впоследствии и произошло, но для этого мне, в отличие от героя Андерсена, все-таки пришлось немало потрудиться, и, перефразируя нашего классика, по капле выдавливать из себя гадкого утенка. И так же, как и он, я со временем нашла свою стаю – тех, кто близок мне по духу, и с кем можно лететь дальше.

Чему нас могут научить сказки?

Второй сказкой, оказавшей на меня серьезное влияние, был «Волшебник Изумрудного города» Волкова. В то время я уже умела читать, и открывшейся через эту книжку волшебный мир захватил меня целиком. Я отождествляла себя с главной героиней, девочкой Элли, мысленно проживала все ее приключения и придумывала свои, которых в сказке не было.

С другой стороны, отождествляя себя с героиней книжки, я бессознательно перенимала ее качества, которые были мне необходимы – доброта, отзывчивость, смелость. Но помимо всего выше перечисленного, как мне думается, в этом погружении в волшебный мир было нечто еще, очень важное для души.

Оказывается, сказки для тех, кто может их понять и проанализировать немножечко глубже могут дать массу интересных для саморазвития открытий. Ведь что такое на самом деле Изумрудный город? Это место, где все зеленого цвета, а зеленый, как мы знаем – это цвет сердечной чакры, отвечающей за любовь.

Создатель Изумрудного города Гудвин, с одной стороны, — великий обманщик, но с другой стороны – и великий мудрец, ведь именно он научил жителей смотреть на мир сквозь зеленые очки, то есть видеть его глазами любви.

И недаром перед своим отлетом предупреждает, что если снимите очки – придут великие бедствия. И именно это и случилось с нашим миром, когда люди перестали смотреть на него глазами любви. И о себе могу сказать, что я всю сознательную жизнь строю Изумрудный город в своей душе, чтобы видеть мир, залитый зеленым цветом любви.

Как сказки могут помочь человеку?

И еще раз возвращаясь к своему детскому опыту, могу сказать, что через погружение в сказку я ощущала потребность в некой иной жизни, где есть чудо, волшебство, и при этом оно воспринимается как что-то само собой разумеющееся.

Ведь для героя сказки вполне естественно, что с ним может заговорить зверь или птица, дубинка сама начинает колотить врагов, а в нужный момент волшебные силы приходят на помощь. И именно в такой мир я всей душой мечтала попасть и часто уносилась в него в своих детских фантазиях, проживая там то, чего не хватало в действительности.

Что же это было, и могут ли сказки помочь человеку по-настоящему, или это всего лишь выдумки? Что это было для меня, только ли психологическая компенсация или же нечто большее? Думается, что второе.

Как выяснилось позже, не я одна испытывала подобные чувства, и как справедливо замечает современный христианский философ Мария Каинова, через сказку у ребенка зачастую неосознанно проявляется потребность в Боге, и «именно сказка учить нас многому из того, что становится впоследствии таким жизненно необходимым в общении с Господом».

Как сказки расширяют наш разум?

«В первую очередь сказка – это история чуда. Именно чуда мы ждем с замиранием сердца, чудо вызывает в нас по-детски непосредственную радость, ликование всех чувств. Оно учит нас, что мир не ограничивается лишь видимым и рациональным, чудо помогает нам преодолеть конечность и обыденность окружающей действительности, увидеть незримое и поверить в несбыточное. И тем самым сказка готовить нас к встрече с Богом». М. Каинова.

И с этим я не могу не согласиться, сказки действительно расширяют разум и мировоззрение ребёнка и настраивают его на возможность чуда.

Оглядываясь назад, могу сказать одно – именно эта потребность в чуде так захватывала меня и вызывала желание очутиться в мире, где возможно все – где животные разговаривают, а на деревьях растут волшебные плоды, где положительному герою в борьбе со злом всегда приходят на помощь волшебные силы, и он оказывается победителем, как бы не был силен враг.

Сказки — это мудрость, переданная нам от наших предков?

И очевидно это была та самая интуитивная, основанная на мудрости предков вера, что так на самом деле и должно быть, и что это возможно. Некоторые люди вообще говорят, и скоро вы узнаете так ли это на самом деле, что многие сказки — это мудрость, переданная нам от предков славян в виде определенного кода, и что на них вполне можно учиться.

Она состоит в том, что человек может и должен жить в гармонии с природой, понимая язык животных и растений, и она за это платит ему добром, и когда ты сражаешься со злом, но при этом в душе добр и светел, Вселенная приходит к тебе на помощь.

И эта вековая мудрость и заложена в очень многих русских сказках, если уметь их правильно читать и понимать, где в символической форме рассказывается о том, как на самом деле мир устроен, что он утратил, но при желании может обрести снова.

И именно эта тоска по потерянному раю, по изначальной гармонии человека и Вселенной будит в восприимчивой душе желание оторваться от обыденности, от забот материального мира и найти иное царство – прекрасное и справедливое.

И если это действительно так, то выходит что сказки просто необходимы людям и их детям для правильного саморазвития, но и это всего лишь верхушка айсберга, а о том, что это за царство, и как его следует искать в правильных сказках и в настоящей жизни, мы поговорим подробнее уже в следующей статье посвященной тому, чему учат сказки взрослых и детей. А также наш видеоканал обучения и саморазвития на ютуб.

Источник

Детские сказки: зачем нужны и как выбрать

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Как выбрать правильные сказки, может ли книга навредить, что делать, если ребенок прочитал что-то неприличное или страшное и спрашивает об этом папу и маму? И наконец, почему хорошими родителями не рождаются, а становятся, и чего боятся в сказках взрослые и дети. Обо всем этом мы беседуем с Екатериной Асоновой — кандидатом педагогических наук, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.

Что такое сказка

Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки

— Екатерина Андреевна, что такое сказка?

— В ХХI веке взрослые люди обычно под словом сказка подразумевают именно литературную, авторскую сказку. Человек старше двадцати лет сейчас считает классической сказкой, например, «Щелкунчик» Гофмана, где есть сказочное пространство, хэппи-энд и понятные мотивировки.

В народной же сказке главное — сюжет, где есть понятные троекратные повторения типичных ситуаций, например, три раза старик закидывает невод в море, где есть плохие герои и хорошие герои, но не понятно, почему они действуют именно так.

В ХХI веке человек уже не понимает многих сюжетных мотивировок народной сказки: «девушку выдали замуж, потому что надо выйти замуж». Для нас это совершенно немыслимо, что замуж надо выйти просто для того, чтобы выжить, потому что есть мужская и женская работа и только вместе мужчина с женщиной могут обеспечить себе пропитание. Мы не живем в такой системе координат, нам это трудно понять.

Поэтому многие современные сказки сочетают в себе архаичный сюжет, например, о принцессе и ее спасителе, и его новую трактовку, которая понятна современникам. Например, в «Шреке» Уильяма Смейга есть два внешне ужасных героя, которые становятся счастливыми, найдя друг друга, но при этом остаются такими же безобразными, как и в начале истории. Мораль у этой истории проста — если любишь, то уродливое для других кажется прекрасным для тебя.

— Сказка — это детское чтение?

— С самого начала народная сказка — это не рассказ для детей. Это был жанр, похожий на современные сериалы. Задача сказки — заполнить досуг, рассказать занятную историю, которую слушают, выполняя какую-то несложную домашнюю работу для того, чтобы отвлечься, отдохнуть. Современный человек смотрит сериал так, как человек слушал сказку тогда, когда она родилась и активно рассказывалась.

Зачем нужна сказка

— А сейчас, в век сериалов и компьютеров, сказка вообще нужна?

— Безусловно. В наши дни есть сказочники, продолжающие традицию Ганса Христиана Андерсена. Именно Андерсен для многих родителей — это образец сказки: истории с волшебством, с иносказаниями, с миром, где иголка может стать героем. Вот этот язык иносказания, аллегории приобретает абсолютно новое звучание, новое значение, когда он обращен к детям. Это тот образ, через который взрослый пытается что-то ребенку передать.

— То есть сказка — это способ сделать своего ребенка «хорошим»?

— Нет. Все родители помнят фразу: «Сказка — ложь, да в ней намек». Взрослые думают, что сказка дает правильные представления о добре и зле, но это очень поверхностный уровень восприятия.

На самом деле, например, сказка «О рыбаке и рыбке» совсем не рассказывает о добре и зле. Она скорее может сильно запутать читателя. Первое, что приходит в голову, — старуха наказана за жадность. Жадность — это плохо, следовательно, жестоко наказывать за жадность, отнимая у человека всё — хорошо. На самом деле такое прочтение сказки — результат простейшей манипуляции со стороны родителей.

Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки

Мы иногда пытаемся за счет сказки сделать ребенка удобным. Пытаемся ему объяснить, что слушаться — это хорошо, а не слушаться — это плохо. Но такой подход совсем не работает.

Гораздо интереснее читать вместе с ребенком и обсуждать поступки героев: почему старуха гоняла своего старика к рыбке, почему сказка так кончается. Но это опять же не про то, как стать «хорошим». Скорее о том, что мир довольно сложно устроен, в нем нет «добрых» и «злых» героев. Так бывает только в вымышленном мире сказки. Если вернуться к фразе про ложь и намек, то главное – научиться дмысливать то, на что указал намек.

— Тогда получается, что сказка для родителей — вещь бесполезная. Добру не учит, жить не помогает, зачем же тогда ее читать.

— Вряд ли в природе существуют такие родители — абсолютные прагматики. Чаще всего родитель подбирает сказки для того, чтобы их читать вслух и общаться с ребенком.

Одна из самых важных функций этого жанра — чтение вслух. Сказка — занимательная история, которую здорово и читать, и воспринимать вместе. И эту функцию она блестяще исполняет. Потому сказка нужна и никуда не денется из семьи.

Взрослый человек может остановиться, взять в руки книжку и читать вместе с детьми. Это те минуты или часы, которые проводят с ребенком, которые ему отдают.

Мальчик или девочка точно знают, что сказка ему гарантирует время мамы, папы или бабушки, которое будет принадлежать им.

У сказки есть важнейшая функция — это эмоциональное поле, которое она создает вокруг себя.

Читать вместе с ребенком — здорово, занятно, интересно, ярко, неожиданно. За каждой новой строчкой может быть тот поворот, которого ты не ждешь, это всегда читательский драйв. Сказка позволяет вместе переживать. Это сильные, но не зашкаливающие эмоции. Это здорово — вместе радоваться, вместе удивляться, вместе печалиться. Кроме того, ребенок, когда переходит к самостоятельному чтению, сохраняет эту ниточку удовольствия и ниточку безопасности. То есть он читает сказку — и в этот момент чувствует себя в безопасности, потому что чтение сказки было связано с присутствием рядом любимого взрослого.

Может ли сказка навредить

— А может ли сказка научить младшего школьника чему-то плохому, напугать его? Допустим, прочитал я про Карлсона и стал есть только варенье с печеньем…

— Вообще-то плохому скорее может научить не сказка. Может ли ребенок подражать действиям героев? И да, и нет. Надо понимать, что прочитать сказку как разрешение есть варенье банками сможет лишь тот человек, который и так уже это хотел сделать. Сказка даст ответ тому, кто этот вопрос уже задал.

Если у ребенка внутри нет потребности делать что-то, о чем рассказано в сказке, то он не станет так поступать.

Другое дело, что у литературного произведения есть возможность включить у читателя воспоминания о каком-то неприятном событии или опыте. Чисто теоретически любая книга может испугать, если активизирует память ребенка, если сказочная история совпадает с каким-то личными неприятными или страшными переживаниями.

— Правильно ли я понял, что, например, приемному ребенку не стоит читать «Мальчика-с-пальчика», где родители отводят детей в лес и там их оставляют?

— Не, неправильно. Не существует общих рекомендаций «для всех детей». И литература, и искусство прекрасны своим разнообразием и возможностью любому читателю предложить то, что ему нужно.

Один ребенок-сирота себя узнает в мальчике-с-пальчике, а другой ребенок-сирота себя не узнает. Он прочитает эту сказку иначе. Один может испугаться того, что его снова бросят, другой научится у героя этой истории преодолевать трудности, а третий вообще останется равнодушным к мальчику-с-пальчик, потому что ему этот опыт не близок.

Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки

— Тогда получается, что взрослые почему-то боятся и считают «вредными» совершенно безобидные сказки?

— У каждого папы и мамы есть свои страхи, которые они приобрели не из книг, а из личного опыта. Мы, взрослые, слишком часто пугаем друг друга, предъявляем к себе и окружающим разные требования.

Чтение — это один из ключевых маркеров. То, что ты читаешь, то, что читает твой ребенок, показывает окружающим, хороший ты родитель или плохой.

Многие родительские страхи связаны именно с этим маркером. «Я — хорошая мать, если я контролирую своего ребенка везде и абсолютно», об этом заблуждении часто говорят психологи.

Поэтому, например, «Красная шапочка» — сказка про «плохих» родителей. Если взрослая женщина сейчас читает «Красную шапочку» и обнаруживает там модель поведения, которая не укладывается в идею полного контроля, то ей кажется, что это страшная сказка. Она действительно пугает, только не детей, а взрослых.

Запретные темы

— Но ведь любой родитель понимает, что какие-то книги ребенку в 6-9 лет читать рановато В каждой семье есть свои табуированные темы, которые иногда затрагиваются в сказках.

— Обычно табуированы все сказки, которые содержат в себе излишние физиологические подробности. Запрещенным в детских текстах оказывается все, что касается внутренностей человека, его интимных отношений или смерти.

— Что делать, если ребенок все-таки прочитал сказку с запретными темами и приходит к родителям с вопросами?

— Все зависит от конкретной семьи. Можно сказать: «Я не знаю» или «Мне трудно об этом рассказать». Еще можно придумать свою сказку, которая бы как-то решила проблему, но универсального совета у меня нет.

Как лучше читать с ребенком

— Чтобы ребенок пришел к папе и маме с вопросами, родители должны читать с ним вместе сказки. А как это лучше делать?

— Примерно лет с трех сначала вслух ребенку, а потом уже и с ребенком нужно читать книжки. Если делать это каждый день по 5-10 минут, то сын или дочь привыкнут, что читать — это важно и хорошо.

Книжка должна ассоциироваться с удовольствием общения с родителями: сперва смотрим картинки, потом читаем и обсуждаем сказку. Поэтому правило здесь не столько в систематичности или времени, сколько в эмоциональном настрое – чтение в радость, для мира и покоя.

Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки

Белый кролик («Алиса в стране чудес»). Фото LauraLA2008/www.flickr.com

— Читаем или пересказываем своими словами?

— Можно делать и так, и так — в зависимости от того, какая это сказка, каков возраст ребенка. В принципе, иногда стоит сказку именно пересказывать, не заглядывая при этом в книгу. Меняем иностранные имена на родные и смело придумываем свою историю. Причем так пересказывать можно не только сказки. Если родителям интересно, они могут ребенку рассказывать хоть о «Мертвых душах» Гоголя.

Нужно помнить о том, что сказка изначально существовала в устной форме, ее именно рассказывали, а не читали.

Когда вы рассказываете и смотрите в это время на ребенка, между вами нет посредника в виде книжки, и такое общение производит совершенно другой эффект – другой эмоциональный, доверительный контакт возникает. Не бойтесь, если вы что-то забудете или пропустите, вы уже вместе с детьми создали свою сказку.

Как стать хорошим родителем

— Иногда книга нужна взрослым для «защиты от ребенка». Прочитал определенное число страниц и свободен, а с пересказом так не получится. Ситуация непредсказуема.

— Родитель часто боится показать ребенку что-то то, чего он сам в себе пугается. Мы боимся открыться детям, ошибиться. Мы боимся показать, что сами не очень точно знаем материал. Мы боимся сказать: «Я не знаю». Мы боимся, что потеряем авторитет, признавшись в своих слабостях, но на самом деле он лишь окрепнет от этого. От честности, от способности общаться с сыном или дочерью на равных. Если вы не готовы обсуждать с ребенком какие-то вопросы в три-шесть лет, то, став подростком, он уже не придет к вам со своими проблемами. Даже лет в восемь ребенок подумает, стоит ли задавать вопрос родителям, которые боятся откровенности и общения с ним.

В этом смысле совместное чтение и обсуждение книг с детьми еще и прекрасный способ научиться быть мамой или папой. Мы не рождаемся родителями. Родителями становятся по мере роста ваших детей.

В XXI веке любые проблемы надо решать вместе с детьми, а не за детей, нужно совместно узнавать что-то новое и учиться.

Беседовал Андрей Зайцев

15 рекомендаций для чтения с ребенком от 6 до 9 лет

от Екатерины Асоновой

Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть фото Что помогало людям запоминать сказки. Смотреть картинку Что помогало людям запоминать сказки. Картинка про Что помогало людям запоминать сказки. Фото Что помогало людям запоминать сказки

1. Шарль Перро. «Золушка», «Кот в сапогах»

2. Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

3. Ганс Христиан Андерсен. «Огниво», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и др.

4. Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио»

5. Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»

6. Владимир Одоевский. «Городок в табакерке»

7. Алан Александр Милн. «Винни-Пух»

8. Александр Волков. «Волшебник изумрудного города»

9. Фрэнк Баум. «Удивительный волшебник из страны Оз»

10. Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч»

11. Евгений Клюев. «Сказки на всякий случай»

12. Сергей Седов. «Сказки «Детского мира»»

13. Джанни Родари. «Путешествие Голубой стрелы»

14. Астрид Линдгрен. «Ронья, дочь разбойника»

15. Кейт ДиКамилло. «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *