Что помогало общаться древним людям речь жесты или письма
Дописьменные способы общения людей
Автор: Егорова Ксения
Дописьменные способы общения людей
В древнейшие времена люди еще не знали письменности. Для общения они придумали свои сигналы, которые без слов что-то обозначали, запрещали или разрешали.
Например, к анадские индейцы разводили костры, дым которых был далеко виден. Этот дым мог многое сообщить людям на большом расстоянии. У австралийских аборигенов было даже специальное слово, обозначающее «читать дым».
А вот в Европе при приближении опасности на холмах или сторожевых башнях зажигались сигнальные огни. Огонь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвертом, пятом холме и т. д. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну.
В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана – тамтама. До сих пор жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости. Ведь человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко. Говорят, что в о время Второй мировой войны этот остров был захвачен фашистами. И партизаны стали передавать друг другу сообщения языком свиста, а враги ничего не понимали.
В древнейшие времена возникли такие дописьменные способы общения, как предписьменности ( древние знаковые средства) : предметное письмо и рисунчатое письмо.
ных предметов: палочек, камней, раковин, глиняных геометрических фигурок, нитей с узелками. Ими «записывали» количество скота, продуктов питания и прочих ценностей, иногда они служили календарями. Этот вид предписьменности известен с X тысячелетия до н.э.
В первобытные времена появились «охотничьи» и «дорожные» знаки, в качестве которых использовались ветви деревьев или поломанные стрелы.
на обочине информир овала о длине пути и возможных на нем препятствиях
и опасностях. Такое письмо использовали древние скандинавы, аборигены
Австралии и Новой Зеландии.
(от wampumpeag – «нити с раковинами»). Он представлял собой полосу
переплетенных шнуров с нанизанными на них раковинами. Его могли носить
как пояс или использовать в качестве денег, но главным его назначением
была передача сообщений от племени к племени. Содержание сообщения
выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин. Так,
раковины, окрашенные в разные цвета, имелиопределенное значение: красный
Предметное письмо явилось важным шагом на пути развития письменности, но оно не могло передать всю полноту устной речи человека. Современной системой письма в основу был взят не предмет, а рисунок.
примитивное рисунчатое письмо. Возникло в VIII-VI тыс. до н.э. на основе
первобытной живописи. Посредством рисунка (пиктограммы) передавалось
Пиктография засвидетельствована у племён Северной Америки, Меланезии,
Африки и на северо-востоке России (у коряков и юкагиров). Она просуществовала вплоть до начала XX вв. Ученые до сих пор спорят о табличках с острова Пасхи, об ацтекском письме: это – предписьменность или уже настоящее письмо?
Американский поэт Г. Логфелло живо и
красочно рассказал о создании рисунчатого письма у древних индейцев
в поэме “Песнь о Гайавате».
Но возможности пиктограмм малы и не были приспособлены для передачи
более детальной и сложной информации , то н еобходима была настоящая
письменность.
На основе рисунчатого письма возник ла настоящая письменность.
Первыми ее видами являются шумерская клинопись и египетские иероглифы,
появившиеся около 5000 лет назад.
Человечество прошло длительный исторический путь до изобретения
Что помогало общаться древним людям Ответы : (а) речь (б) письма (в) жесты?
Что помогало общаться древним людям Ответы : (а) речь (б) письма (в) жесты.
Древние люди тогда не умели общаться с помощью речи.
А письменности тем более не было.
Остаётся один вариант.
Речь жесты мимика это функциональные орудия труда?
Речь жесты мимика это функциональные орудия труда.
Помогите по природоведению?
Помогите по природоведению.
1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?
2. Как вы думаете, можно ли сравнить современное и первобытное искусство?
Свой ответ аргументируйте.
3. Узнайте, на территориях каких современных стран жили древнейшие люди?
Как помогают слабым людям в исламе?
Как помогают слабым людям в исламе?
Как родились древние люди?
Как родились древние люди?
Какой металл первым научились плавить древние люди?
Какой металл первым научились плавить древние люди?
Какое значение использование металлических изделий имело в хозяйственной жизни древних людей?
Как растения и животные помогают людям?
Как растения и животные помогают людям.
5 класс РиКО?
И какие приборы будут не нужны?
Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени.
Кто такие ученые?
Деньги на которые мы покупаем товар, и т. Д.
Нет, не может, никогда не слышала такие фразеологизмы.
Mağazaya gitmeyeceksinKolya okula gitmiyorNatasha yemekleri yıkamıyorKitabı okumuyorsunSen ve arkadaşın provaya gitmiyorsunTV çalışmıyor.
1) сез пойдете кибеткә 2) коля бармый мәктәпкә 3) наташа түгел моет посуду 4) сез дә укыйсыз, китап 5) сез беребез белән генә барасыз бу кабатлый 6) телевизор эшләми.
Это разновидность растения примула.
Я хзьвлсслсьчолсслл л л л л о о о о о оо о дорого о. Оо.
Тукранның 10 төре очрый. Иң зур тукран – кара тукран. Аның томшыгы ак төстә була. Безнең якларда зур чуар тукран яши. Тик ата тукранның гына башында кызыл тап була икән. Тукран бөҗәкләр белән туена, ә кыш көннәрендә күркәдәге орлыкларны да ашый.
На этот вопрос много ответов. Самый простенький и понятный это то, что этих букв достаточно для того чтобы выразить любую мысль.
Урок по русскому языку»Жесты и мимика как невербальные средства общения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«ЖЕСТЫ И МИМИКА КАК НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»
«Каждое движение души имеет
в голосе, жесте, мимике».
— Сегодня у нас необычный урок – урок по культуре речи, урок исследование. Запишите, пожалуйста, число и классная работа.
— Ребята, при помощи чего мы общаемся, понимаем друг друга?
(При помощи речи, слов)
— Как вы думаете, для чего люди общаются друг с другом?
(Чтобы сообщать и узнавать новости, не чувствовать себя одиноким, узнавать новое, познавать мир вокруг себя, оценивать свои поступки благодаря общению)
— Велика сила слова. И это отметил в одном из своих стихотворений известный поэт Вадим Шефнер:
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
—Но, оказывается, многое можно передать, не произнося ни единого слова. Как это можно сделать? При помощи чего?
— Правильно, используя специальные невербальные средства общения: жесты и мимику.
— И сегодня на уроке мы с вами поговорим о жестах и мимике как невербальных средствах общения. (Слайд 1)
— Ребята, слова жесты и мимика вы, конечно же, слышали, а вот слово невербальные вам, наверное, вам не знакомо. Что же оно означает?
— Слово вербальный означает «словесный, устный», догадаетесь ли вы, что значит «невербальный»? (Слайд 2) (Без слов).
— В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла высказывание Цицерона, римский оратора и философа.
— Понятно ли вам, о чём говорит Цицерон?
— Где мы можем точнее узнать о значении слова? (В Толковом словаре)
— Давайте запишем в тетрадь данные определения.
Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон.И сегодня мы с вами познакомимся с наиболее распространёнными невербальными средствами общения и научимся применять их в различных ситуациях, так как культура общения, как и культура речи – неотъемлемая черта каждого культурного человека.
— Обратимся к истории жестов и мимики. Многие из них имеют свою историю и связаны с национальными особенностями.
-Вам, без сомнения, знаком такой жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.
-Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
-А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу кулаком по голове и плечам.
— Лапландцы трутся носами.
— Представители ново-гвинейских племен при встрече щекочут друг друга подбородком.
-Рассказывать об истории жестов можно много и долго.
-А где еще мы встречаемся с языком жестов и мимики?
(В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; а в школе, на уроках — подсказки.)
Решение ситуативных задач.
— А теперь, ребята, давайте попробуем вместе при помощи жестов и мимики изобразить действия и состояния участников, попавших в разные ситуации.
1 ситуация. «На улице».
— Вы гуляете по тротуару. Прохожий, подойдя к вам, спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?
(Жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем.)
-За завтраком вам предлагают съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.)
— А как сказать словами, чтобы не обидеть повара?
-Вы вернулись в Интернат в отличном настроении и молча сообщаете Марине Николаевне, что получили «5». С помощью какого жеста, с помощью какой мимики вы это покажете? Давайте мы с вами придумаем этому жесту название.
-Итак, что каждый из вас для себя вынес из решения этих ситуативных задач? В некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения – жесты и мимику.
-Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы — есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.
— Кроме этого в Москве есть Театр мимики и жеста, в спектаклях которого играют исключительно глухонемые люди.
—Мир мимики и жестов очень богат. Установите соответствие между жестом и их значением. Найти соответствия
Высунуть язык — жест-дразнилка,
стукнуть полбу — жест-воспоминание,
грозить кулаком — жест-угроза, |
поднять брови — жест-удивление
-Описание жестов и ситуаций, в которых они употребляются, вы найдете в лингвострановедческом словаре «Жесты и мимика в русской речи» под редакцией А. А. Акишиной, X. Кано, Т. Е. Акишиной (М., 1991).
Решение коммуникативно-ситуативных задач.
-А сейчас мы с вами поговорим. О чем поговорим, вам подскажет стихотворение:
Муравей сороконожке повстречался на дорожке.
— С добрым утром! Как дела? —
сорок лапок подала.
И пока он лапки жал,
тут и вечер набежал.
Русский писатель А. И. Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере.
-Например, подать два пальца — это высокомерное приветствие, протянуть руку «лодочкой» — человек смущен, долго жать руку — дружеский или фамильярный интерес к тебе и т. д.
Но запомните: чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.
-Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч.
1-я ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
— Давайте посмотрим на запись, оформленную на доске.
Ра..говаривая с человеком, мы воспринимаем не только его речь, но и его жесты и мимику. Они часто оказываются более правдивыми, чем речь.
Жестом можно ог..рчить развеселить об..яснять ум..лять. При помощи мимики можно выразить самые разные эмоции. Жесты и мимика обладают огромной эмоциональной силой.
— Можно ли данную запись назвать текстом?
-Какова тема этого текста?
— Выпишите слова с пропущенными орфограммами, обозначьте условия их выбора графически.
— Найдите предложение с пропущенными знаками препинания, объясните их постановку.
Написать сочинение- миниатюру на тему «Роль жестов и мимики в культуре общения»
— В заключение нашего урока хочется поговорить об очень важной мимике лица- улыбке. Известный вам мультфильм «Крошка Енот».
— А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми?
— Хочу напомнить вам прекрасные слова В. Солоухина : «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка.Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
-Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Подведение итогов урока:
—Мы с вами сегодня увидели, что наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо еще работать.Я надеюсь, что сегодняшний урок вас чему- то научил.
С помощью жеста выразите своё отношение к нему.
Как правильно применять ораторские жесты. Развитие жестикуляции
Ораторские жесты так же важны для публичного выступления, как и верно подобранные слова. Почему же зачастую спикеры не “дают воли рукам”? Потому что людям свойственно идти на поводу у сформировавшихся стереотипов.
Вы где-то слышали или читали, что жестикуляция руками лишит вашу речь весомости, вы будете выглядеть нелепым и суетливым? Вы смотрите ТВ, где постоянно видите стиснутые в замок руки политиков и воспринимаете такую модель как эталон солидности?
А ваши руки как себя ведут: безвольно висят вдоль тела и “не рыпаются”? Или совершают неконтролируемые мелкие монотонные движения кистями, потому что не отваживаются на большее? Скованность рук и повторяющиеся навязчивые жесты — следствие внутренней зажатости, неподготовленности и недостаточного внимания к инструментам оратора.
Жестикуляция руками активизирует мозг оратора и помогает аудитории воспринимать речь
Исследованиями ученых давно доказана связь развития рук и мозга. В работах отечественных физиологов (В. М. Бехтерева и др.) подтверждено, что движения рук оказывают влияние на развитие речи. Жестикуляция руками помогает снять напряжение и даже усталость, устранить зажатость губ и улучшить произнесение многих звуков.
Центр речи Брока в коре головного мозга человека активизируется от импульсов, которые поступают вследствие жестикуляции руками. Именно он управляет мышцами лица, гортани, языка, челюстей — то есть, артикуляционным и частично голосовым аппаратом. Эта зона мозга обеспечивает правильный порядок слов и формирование осмысленных высказываний.
Конечно, процесс произнесения речи гораздо более сложный, потому что речь связана ещё с мышлением, памятью, эмоциональным регулированием, которое контролирует интонации, темп и громкость голоса. А также словесно передаваемая информация неразрывно связана с мимикой и жестами. Теперь, надеюсь, понятно, что физиологически человек устроен так, что жестикуляция руками — это неотъемлемый процесс выражения своих мыслей и эмоций.
Проще говоря, жестикуляция делает работу мозга эффективнее. Жестикулируя, оратор помогает себе мыслить в процессе публичного выступления. При этом, обдуманные жесты благотворно влияют и на восприятие речи. Это подтвердили эксперименты психологов из Чикагского университета, где сравнивались результаты объяснений, сопровождаемых жестами, и без них.
Как жесты способствуют успешным публичным выступлениям
Во-первых, жесты в публичных выступлениях обеспечивают оратору состояние уверенности. Если ваши локти буквально “прилипают” к бокам, то язык тела транслирует зрителю, что вы боитесь или слишком волнуетесь. Ведь, испытывая страх, человеку чаще всего хочется сжаться и занимать как можно меньше места. Если же вы с первых фраз демонстрируете широкий открытый жест, отрывая локти от тела, вы будете занимать гораздо больше места. Таким образом, раскрываясь внешне, вы воздействуете на внутреннее состояние и ощущаете себя свободнее и увереннее.
Во-вторых, жесты помогают удерживать внимание аудитории. Хороший жест, тот который называют красноречивым, существует не сам по себе. Он помогает спикеру выделять важные мысли, облеченные в слова, и визуализировать информацию. Не стоит всецело полагаться на подготовленные наглядные пособия: презентацию, флипчарт или плакаты.
Когда я была студенткой актёрского факультета, руководитель нашего курса часто говорил, что инструмент скрипача — скрипка, строителя — молоток, писателя — слово, а для актёра инструмент — он сам: его движения, речь, взгляд, чувства. Оратор не писатель, ему нужно для воздействия на аудиторию не только слово, но и он сам — его голос, мимика, взгляд и жесты.
В-третьих, жестикуляция усиливает энергетику оратора. Тот, кто вышел выступать перед аудиторией, транслирует не только информацию, свои мысли и чувства, но и энергию. Если вы увлечены темой и выступаете эмоционально, то, скорее всего, у вас есть потребность дополнить свой рассказ жестами.
Вы наверняка знаете, что все знаменитые ораторы умели убеждать, вдохновлять и заряжать аудиторию энергией. Хорошо, когда внутри от лёгкого впрыскивания адреналина в кровь достаточно внутренней энергии. А если выдавать нечего? Попробуйте неоднократно сделать обеими руками простой жест, обозначающий “Ещё, ещё!” с ускорением, и вы почувствуете, как становитесь энергичнее.
Полагаю, теперь вы согласитесь с тем, что для успешных публичных выступлений оратору важно владеть жестикуляцией, потому что с жестами спикеры выглядят куда естественнее, живее, увереннее и энергичнее.
Какие существуют ораторские жесты и как ими пользоваться
Чаще всего под словом жест мы подразумеваем движения руками и кистями, потому что это наиболее выразительные и бросающиеся в глаза движения. При этом слово “жест” пришло к нам из латыни, где gestus означает движения тела, то есть оно имеет более широкое значение. Жестами являются любые телодвижения головы, плеч, рук, бедер и ног с целью подчеркнуть смысл слов или даже заменить ими слова.
Мы используем в обыденной жизни общеизвестные жесты руками:
Люди кивают и покачивают головой, чтобы дать положительный или отрицательный ответ, делают лёгкие поклоны в ответ на похвалу или комплимент, положение или движения ног могут быть тоже весьма красноречивыми.
Кроме того, известно, что самая большая доля информации поступает для обработки мозгом благодаря зрению (около 60%). Поэтому так важны невербальные сигналы, иначе называемые языком тела. Нам свойственно неосознанно настораживаться и ощущать недоверие, когда слова и жесты не соответствуют друг другу.
Если нас встречают со скрещенными на груди руками (это закрытая оборонительная поза), то несмотря на улыбку и слова о том, что нас рады видеть, мы сомневаемся в искренности слов. Когда замечаем отрицательные кивки головой, договариваясь о новой встрече — у нас возникает чувство, что вряд ли эта встреча состоится. Очень познавательны на эту тему исследования Питера Коллета, и я предлагаю вам посмотреть его фильм “Язык тела”.
Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем. Именно невербальные сообщения являются тем фактором влияния, которые подсознательно вызывают положительные или отрицательные эмоции окружающих.
Учитывая всё это, мне непонятно, как можно выступать публично без жестов, использовать закрытые жесты, иметь скованные или безвольно висящие руки. Вот почему непременно стоит научиться управлять жестами.
Выступление оратора похоже на дирижирование оркестром, он управляет зрителями, как дирижер музыкантами. Своими невербальными сигналами: жестами, мимикой и позой он создает контакт с аудиторией и подсказывает, соглашаться со сказанным или поставить под сомнение.
Ораторские жесты имеют определённую классификацию:
Все эти жесты уместны в соответствующем контексте по мере необходимости.
Важный момент! Между жестами должны быть паузы! Нельзя непрерывно размахивать руками, ведь не каждое высказывание нуждается в подчеркивании.
Жесты оратора, которых стоит избегать
Согласитесь, что поведение во время публичного выступления должно невербально сообщать аудитории об уверенности и доброжелательности. При этом есть немало индивидуальных жестов оратора, которые может быть и придают ему индивидуальность, но создают психологический барьер между ним и аудиторией.
Часто повторяющиеся жесты, которые не несут никакой смысловой нагрузки, называют жесты-паразиты. Особенно сильно они проявляются когда спикер нервничает, и это не только не добавляет хорошего впечатления от выступления, но и отвлекает зрителей от содержания речи.
Самое заметное и неприятное из них — это переступания с ноги на ногу. От этого гарцевания, как лошадка, несложно избавиться, главное зафиксировать его у себя. Ужасно нервирует зрителя и вращение какого-то предмета в руках.
Очень полезно записать тренировочное видео и беспристрастно проанализировать его. Возможно, вы заметите, как поминутно поправляете волосы или очки, потираете нос или подбородок.
Если обнаружили подобные жесты — старайтесь сознательно их избегать. Ну а если никак не получается — создайте такие условия, когда их сделать невозможно: волосы соберите или приколите, очки снимите. А некоторые жесты можно заменить на похожие, но несущие смысловую нагрузку. К примеру, не галстук поправлять, а положить руку на сердце, не тереть подбородок, а принять позу задумчивости.
Жестикуляция от которой нужно постараться избавиться:
Посмотрите видео с ярким примером такого типа жестов в юмористическом стиле.
Упражнения для развития пластичности рук и красивых ораторских жестов
Что ж, теории было больше, чем достаточно — приступайте к упражнениям для развития жестикуляции, которые помогут вам развить и укоренить красноречивые жесты.
Упражнение “Мельница”
Поднимите локти рук до уровня плеча, а предплечья оставьте “болтаться” внизу. Из этого положения вращайте предплечьями, описывая круги по направлениям:
После этого обычно ощущается лёгкая усталость в мышцах плеч. Если вы её не почувствовали, то можно добавить количество вращений. А также очень полезно массировать и разогревать упражнениями кисти рук, чтобы они позволяли делать вам мягкие и плавные жесты.
Игра “Крокодил” (иначе Ассоциации или Показуха)
В мои студенческие годы без этой игры не обходилась ни одна вечеринка. Пожалуй, её можно назвать одной из лучших по развитию “изобразительных” жестов. В 2010 — 2012 годы эту развлекательную игру даже подхватило телевидение.
Посмотрите фрагмент телеигры на Муз-ТВ с участием группы “Фабрика”. Правила у телеверсии отличаются, но суть та же. Необходимо за определенное время, используя лишь жесты и мимику, показать слово, загаданное ведущим.
К сожалению, когда игра ведётся на время, участники точечно обозначают объекты. Но даже так можно сразу заметить у кого жестикуляция развита, а кому следует поработать над ней.
Загадывать можно не только слово, а целую фразу: пословицу, название фильма или строчку из песни. Отгадывающие должны догадаться какое слово скрывается за пантомимой. Показывающий участник использует, а попутно и развивает два типа жестов:
Когда слово отгадано, показывающим становится тот, кто его угадал.
Упражнение “Расскажи и покажи”
В упражнении надо показывать руками произносимый текст, используя изобразительные жесты. Для тренировки можно взять любой художественный текст, к примеру, А.С. Пушкина “Сказку о золотой рыбке” или “У лукоморья дуб зелёный”. Смотрите видео, где я поделилась парой упражнений, которые помогут разогреть руки, чтобы сделать их пластичными. И демонстрирую выполнение этого упражнения.
Заинтересованы выглядеть уверенно и профессионально как спикер? Тогда вам как можно быстрее надо заняться выработкой естественных и красноречивых ораторских жестов. В программе ораторского курса “Говори свободно и убедительно!” предусмотрено развитие жестикуляции и поиск наиболее удобных для каждого базового положения рук.