Что помогло ему победить 4 класс
Расскажи с какими трудностями столкнулся нинурта в борьбе с драконом что помогло ему победить?
Расскажи с какими трудностями столкнулся нинурта в борьбе с драконом что помогло ему победить.
НИНУРТУ ПОМОГЛО ПОБЕДИТЬ КАПЬЕ.
Что помогло нам победить фашизм?
Что помогло нам победить фашизм?
Сочинение миниатюра : Что помогло золотоискателю в борьбе за жизнь?
Сочинение миниатюра : Что помогло золотоискателю в борьбе за жизнь?
В каких сказках семья помогла героям справиться со всеми трудностями?
В каких сказках семья помогла героям справиться со всеми трудностями.
Сказка?
Подвиги бога нинурты Вопрос.
Расскажи с какими трудностями столкнулся Нинурта в борьбе с драконом.
С какими трудностями столкнулся бог Нинутра в борьбе с драконом?
С какими трудностями столкнулся бог Нинутра в борьбе с драконом?
Вспомни и расскажи, какие первые открытия в детстве помогла тебе сделать мама?
Вспомни и расскажи, какие первые открытия в детстве помогла тебе сделать мама.
Что помогло Александру Невскому одержать победу?
Что помогло Александру Невскому одержать победу.
Помогите пж какими качествами человечискими наделили шумеры бога Нинурту кто читал подвиги бога Нинурты?
Помогите пж какими качествами человечискими наделили шумеры бога Нинурту кто читал подвиги бога Нинурты.
Лучше огорчится от правды чем радоваться от лжи.
Наверное, у каждого человека есть воспоминания о поступках, которых он стыдится или о которых сожалеет. Мы же не ангелы и не святые, а обычные люди. Есть такое воспоминание и у меня. Обычно я выгуливаю свою собаку, как только прихожу из школы. Но..
Здравствуйте, Дорогой Ветеран – Ветеран Великой Отечественной войны! Мне многое хочется Вам сказать, о многом спросить, многое пожелать… Но на ум приходят только эти слова : Спасибо тебе, Дедушка, за то, Что я смотрю на это небо, Что я смотрю на эти..
Два главных героя данной сказки : Минос, Эгей (цари).
Бородино или что то иное как этот расказ.
Как по мне про волшебное ну и что то связано про войну.
Дружба кая и геры была очень сильная и без сорная пока что не заколдавала края злая снежная королева но Герда не здалась и пыталась помочь каюГерда пошла на все что бы спасти кая.
Остап (Это отрывок из произведения «Тарас и Бульба» ).
Сходство : 1. Время жизни2. Участие в осаде Трои3. Оба странствовали и совершали подвиги4. Оба выросли в царских семьях5. Оба в неладах с богами6. Подвиги совершали в качестве наказания7. Не гнушались обманывать женщин и даже сражаться с нимиО..
Любовь к Родине, восхищение ею проходят через все стихотворение. Блок в этом стихотворении, как и во многих других, сравнивает Россию с любовью к женщине. Но и жалеть он ее не хочет, в эту загадочную женщину можно «только верить» и восхищаться. Я.
Конспект урока по литературному чтению на тему «Мифы. Шумерский миф » Подвиги бога Нинурта» в 4 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель начальных классов
Обрынина Анна Владимировна
Тема урока: Мифы. Шумерский миф «Подвиги бога Нинурта»
Цели: открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов в общей культуре человека; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, воспитывать умение работать в группе.
• познакомить учащихся с мифами;
• формировать умение составлять план учебной статьи; развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;
• находить ответы на поставленные вопросы словами текста;
• давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.
• умение слышать и слушать друг друга;
• развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия);
• формирование границ собственного «знания» и «незнания»;
• ориентация на выполнения моральных норм;
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;
2) Логические универсальные действия:
• формируем умение представлять информацию в виде схемы;
• анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков;
• построение логической цепи рассуждений;
• формирование умений работать в группах;
• умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;
• формировать умение определять цель деятельности на уроке;
• принимать и сохранять учебную задачу;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Э.Э.Кац 1 часть, 4 класс, рабочая тетрадь № 1, мультимедийная презентация.
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Сегодня окунемся в мифологию
Они рождались из тревоги,
Из горя, бедствий, катастроф,
Из тех загадочных миров,
Что землю окружали вновь!
2. Актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы
— Какие задачи мы будем решать на сегодняшний урок?
Что такое миф с точки зрения литературы;
Выяснить чему учит миф;
Выяснить значение мифов для общечеловеческой культуры.
А что такое миф? На этот вопрос ответить нелегко.
С древних времён в нашей стране не знали даже самого слова «миф», оно возникло под влиянием других языков лишь в прошлом веке. Само слово «миф» очень легко вводит в заблуждение, так как оно включает в себя понятие удивительного и необычайного. Мифы – это огромная сокровищница художественных образов, прекрасных произведений искусства. Они помогут вам понять многие произведения мировой живописи, музыки, поэзии.
С греческого это слово переводится как «предание, сказание». Появились мифы задолго до возникновения письменности; складывались они не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире.
-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор изучаем мифы?
-Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы, жизнь и события древних………)
-Что мы должны сегодня извлечь из мифов?
( доказать, что мифы учат нас, содержат полезную информацию, выяснить, что пытались объяснить древние о жизни человека на земле, о его месте в окружающем мире)
— Мы сегодня будем работать со статьёй «Мифы». Познакомимся с шумерским мифом «Подвиги бога Нинурта».
3.Чтение текста ( учебник, с.4-5 ).
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. О риентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. У мение работать в паре и в группах.
4. После прочтения статьи о мифе предлагаем детям выделить в каждом абзаце предложение или фрагмент предложения, выражающий главную мысль. Например: «Древний человек наделял все предметы и явления мира душой».
«Древний человек искал помощи у могучих сил природы».
«…люди стали создавать сказания – мифы…» и т. д.
Выделенные предложения можно записать, создав, таким образом, план статьи. Читаем статью о шумерах (с. 5). Учитель может сообщить дополнительные сведения об этом народе, взятые из книги Самюэля Крамера «Шумеры. Первая цивилизация на Земле». – М.: Центрполиграф, 2002.
5. После чтения мифа о Нинурте выясняем, с какими трудностями столкнулся Нинурта в борьбе с драконом (вопрос № 1, с. 7).
Можно задать вопрос: «В каких произведениях русского фольклора встречается дракон, несущий страдания людям? Кто и как победил его? В паре учащиеся размышляют над вопросом № 2: «Что помогло богу Нинурте победить?»
В ответе на этот вопрос может прозвучать мысль о сострадании к измученным людям, о чувстве стыда за проявленную слабость.
Целесообразно рассказать ребятам о том, как тесно связан рассказ об ужасе, обрушившемся на землю после гибели Асага: «Не осталось на земле свежей воды… Поля не орошались» (из книги «Шумеры…»), с той практической деятельностью, которую вели шумеры.
«Шумеры обладали особым техническим изобретательским талантом. Уже древнейшие поселенцы пришли к идее орошения, что дало им возможность собирать и направлять по каналам богатые илом воды Тигра и Ефрата, чтобы орошать и оплодотворять поля и сады. Восполняя отсутствие минералов и камня, они научились обжигать речную глину, запас которой был практически неисчерпаем, и превращать ее в горшки, блюда и кувшины. Вместо древесины они использовали нарезанный и высушенный гигантских размеров болотный тростник, росший здесь в изобилии, вязали его в снопы или плели циновки, а также, применяя глину, строили хижины и загоны для скота. Позже шумеры изобрели изложницу для формовки и обжига кирпича из неисчерпаемой речной глины, и проблема строительного материала была решена. Здесь появились такие полезные орудия, ремесла и технические средства, как гончарный круг, колесо, плуг, парусное судно, арка, свод, купол, медное и бронзовое литье, шитье иглой, клепка и пайка, скульптура из камня, гравирование и инкрустация. Шумеры изобрели систему письма на глине, которая была заимствована и использовалась на всем Ближнем Востоке на протяжении почти двух тысяч лет».
6. Завершаем урок размышлением над вопросом № 3. «Какими человеческими качествами наделили шумеры бога Нинурту?» Речь идет не только о мужестве, о чувстве ответственности, об умении думать о людях и желании помогать им. Следует остановиться на внимании древних шумеров к отношениям между сыном и матерью: гордость матери своим отважным и мудрым сыном, любовь сына, благодарность за поддержку и т. д.
Подведем итог сказанному в виде синквейна-пятисти-шия.
Древний, увлекательный рассказ
Влечет, таит и учит
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
ΙV. Домашнее задание.
Стр.4-7 выразительно читать, отвечать на вопросы
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Л.Н. Толстой “Как боролся русский богатырь”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
Л.Н. Толстой “Как боролся русский богатырь”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
Почему Ивана назвали богатырем? Отметьте ответ галочкой.
Иван богатырь, потому что победил печенега.
2. Поиск
Как сказал Иван о своей силе? Найдите ответ в тексте и запишите.
Иван не знал своей силы, говорил, что ее надо испытать.
3. Точное слово
Как вы думаете, почему силач-печенег не смог поднять Ивана? Отметьте ответ галочкой или запишите свой.
Ивана держала сила русской земли.
4. Точное слово
Где происходили события? Какой уговор был принят до начала боя? Подчеркните.
События происходили на Руси, под Киевом, на реке Трубеже.
Уговор был о борьбе двух богатырей.
5. Поиск
Какие исторические слова встретились в былине? Запишите.
В тексте встретились исторические слова Однова, Кушак, Одолеть, Печенеги, Сам-четверт.
Классный час «И это помогло нам победить»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час в 11 классе на тему: «И это помогло нам победить. »
— показать роль искусства и роль прекрасного в годы ВОВ; познакомить учащихся с историей создания известных песен; со стихами, написанными в годы войны;
— воспитывать патриотизм, чувство гордости за соотечественников, сумевших выжить и победить в той страшной войне, чувство уважения к людям старшего поколения.
Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация по теме, видеозапись интервью с ветераном ВОВ, плакаты на военную тематику, музыкальное сопровождение, кадры военной кинохроники.
Вступительное слово ученика-ведущего:
Дорогие мои одноклассники, уважаемые гости! Сегодня, в преддверии Дня освобождения г.Гуково и Дня Защитника Отечества, по нашей доброй традиции мы собрались, чтобы вспомнить годы Великой Отечественной и поговорить о том, что помогло нашим соотечественникам не только выжить, но и победить в той страшной войне. Прежде чем приступить к подготовке классного часа, мы с нашим корреспондентом побывали в гостях у ветерана ВОВ, участника боёв на Курской дуге, Дёгтева Петра Павловича и задали ему этот вопрос.
(Интервью с ветераном в видеозаписи)
Годы Великой Отечественной не забудутся никогда. Чем дальше, тем живее и величественнее разворачиваются они в нашей памяти, и не раз ещё сердце наше захочет пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда вся страна встала на защиту своего Отечества. Но даже в то страшное время солдаты хранили в своём сердце любовь к дорогим людям и старались выжить ради них, ради своей любви к ним…
( Звучит мелодия «Прощание славянки» на фоне кадров военной кинохроники)
Ученик (в военной форме, обращается к девушке и держит её руки в своих руках):
Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Это значит…сырая земля.
Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.
Только вам я всем сердцем внемлю,
Только вами и счастлив был:
Лишь тебя и родную землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.
И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!
Ученица (в летнем платьице, белых носочках, с косичками на голове):
Пусть тебя не мучает тревога,
В синие глаза твои гляжу,
Про такого парня боевого
Ничего плохого не скажу.
На твоём пути большие сёла
И морей не молкнущий прибой…
Всем скажу, какой ты развесёлый,
И что бредят девушки тобой.
С этой думой, ясной и простою,
И разлуку я перетерплю!
Буду, буду ждать тебя весною,
Потому что я тебя люблю!
Ведущий: Война… Странное и суровое время… И в душах солдат, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, детям, женщине. Эта любовь помогала им выстоять, выжить и победить! Она жила в их сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем.
Ученица (с письмом в руках):
Дорогой мой! Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.
Я с тобой, мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то тёплое, ласковое, хочу и не могу!
Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твоё последнее письмо, знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки обогрелись.
Какое это счастье – получить твоё письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.
Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на изуродованные города, на убитых. Родная, дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом.
Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе!
Исполнение песни «В землянке» (группа юношей)
Так ждать, чтоб даже память вымерла,
Чтоб стал непроходимым день,
Чтоб умирать при милом имени
И догонять чужую тень,
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить,
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Чтоб вздох и тот зажать в руке.
Так ждать, чтоб, мёртвый, он почувствовал
Горячий ветер на щеке.
Ученик (читает стихотворение К. Симонова «Жди меня»):
Жди меня, и я вернусь,
Жди, когда наводят грусть
Жди, когда снега метут,
Жди, когда других не ждут,
Жди, когда из дальних мест
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Всем, кто знает наизусть,
Пусть поверят сын и мать
Пусть друзья устанут ждать,
Выпьют горькое вино
Жди. И с ними заодно
Жди меня, и я вернусь.
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Не понять не ждавшим им,
Как я выжил, будем знать
Просто ты умела ждать,
Ты войдёшь бородатый,
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной,
Но улыбка останется.
Не в стихах, не во сне
И, наверное, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…
Ты поднимешь мне голову,
Непривычной рукой по щеке проведёшь,
от ресниц и от счастья.
На душе у солдата было легко и тепло, когда он знал, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит о тебе, думает, любит.
Согревал душу воина и скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения. Он наполнял нежностью сердца, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу.
Букетик цветов, поставленный заботливой рукой медсестры у изголовья раненого, возвращал его к жизни. Цветами встречали наших воинов жители освобождённых городов. Цветы в знак скорби и благодарности возлагали на могилы павших героев.
И не случайно в стихотворениях и песнях, посвящённых подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, поэты не раз обращались к образу цветов России как символу Родины, мирной счастливой жизни, за которую поднялась на смертный бой вся страна.
Под огнём, на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.
И бойцы, уже не слыша гула
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.
Синевой небесной, нестерпимой,
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.
Через миг усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков,
Им казалось, что глядит Россия
Синими глазами васильков.
Поля России в годы войны. Здесь каждая былинка, каждый уцелевший колосок напоминали бойцам о мирной жизни, нарушенной войной, о том, что вернуться к мирному труду на полях предстояло только через победу.
Я всю весну провёл в одном окопе,
И мне теперь подробно был знаком
С воронками и редким сосняком.
Земля была мертва: но за канавой,
Обозначавшей наши рубежи,
Среди обрывков проволоки ржавой
Качался стебелёк цветущей ржи.
Ещё вчера какой поток металла
Обрушился на этот край земли,
Какие укрепленья разметало,
Какие здесь ребята полегли!
А вот, возьми, былинка уцелела.
И каждый раз, взглянув наискосок,
Я снова видел в зоне артобстрела
Живой, неистребимый колосок.
Над ним тяжёлый дым клубился тучей,
Снаряды глухо ухали во мгле,
А он стоял, щетинистый, колючий,
Весь – утвержденье жизни на земле.
На нелёгких фронтовых дорогах, среди пепла и руин, оставшихся на местах сожжённых врагом деревень и городов, не раз видели наши солдаты цветущие наперекор смерти сады, посаженные когда-то мирными людьми в расчёте на мирную жизнь. И тогда с новой силой овладевали ими гнев и ненависть к врагу.
У пыльной военной дороги
Мы сделали краткий привал.
Горели усталые ноги,
В лощине ручей ворковал.
Шмели перед нами сновали,
Сердито гудя на лету.
И я увидал на привале
Шиповник. В пыли и цвету.
Он был от корней до макушки
Изранен, как воин в бою.
Видать, проходившие пушки
Замяли его в колею.
Но, словно назло этой силе,
Шиповник поднялся с земли,
Зацвёл, отряхаясь от пыли,
Чтоб мы его видеть могли.
Когда было больно и тяжко
В недоброй чужой стороне,
Когда прилипала рубашка
За смертью летучей,
За далью во всю широту
Казалось бы, какая сила исходит от цветущей ветки, полевого или лесного цветка, мельком замеченного солдатом среди дыма и пороха сражений?
Я помню, ухали снаряды,
Ревели в роще тягачи…
Цигарки вспыхнули в ночи.
В холодном небе звёзды стыли,
Заря зажглась, и ветер стих.
И мы в молчании хоронили
Друзей – товарищей своих.
Потом свалились на валежник.
Струилась влага у виска…
У расщеплённого пенька.
Светил он искоркой манящей
Каким-то чудом устоявший
В огне весенний стебелёк.
И с изморозью спорил,
Напоминая мне о том,
Что есть не только боль и горе
На нашем поприще крутом.
Когда тоска сбивает с ног,
Я всё ищу, ищу, как друга,
Ищу целебный стебелёк.
Невозможно представить нашу Родину без берёзовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней. В дни военных испытаний берёза волновала сердца, поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу.
Сколько о берёзе сложено стихов!
Может быть, довольно? Но куда же деться,
Если песня в сердце созревает вновь?
Потому что помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И берёзы тихо мне вослед глядели,
Русский посылая до земли поклон.
Потому что помню небо в грозных грозах.
И, когда упал я, ранен, чуть живой,
Надо мной склонилась белая берёза
Доброй милосердия сестрой.
И во мне воскресли молодые силы,
Солнце засияло, засветила высь!
Красота России, чистота России
В ней, в берёзе белой, на века сплелись.
Не зачерствели души наших солдат в пороховом дыму сражений.
(Кадры военной кинохроники)
Кто сказал, что надо бросить
После боя сердце просит
Эти слова из поэмы « Василий Тёркин» Александра Твардовского отвечали потребности наших бойцов в песне.
Послушайте отрывок из этой поэмы, и вы поймёте, как нужны были песни на войне.
Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
От машин заиндевелых
Шёл народ, как на огонь.
Кто играет, чья гармонь.
Только двое тех танкистов,
Тот водитель и стрелок,
Всё глядят на гармониста –
Словно что-то невдомёк.
Что-то чудится ребятам,
В снежной крутится пыли.
Будто виделись когда-то,
Словно где-то подвезли…
И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь завёл о трёх танкистах,
Трёх товарищах рассказ.
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся?
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.
А боец зовёт куда-то,
Далеко, легко ведёт –
Ах, какой вы все, ребята,
(Танец «Яблочко» в исполнении двух одиннадцатиклассников, одетых в военную форму)
Воевал наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
— Ребята, кто из вас знает песни, которые были написаны на войне или о войне?
Я хочу рассказать, как была написана песня «Синий платочек».
Однажды старейший артист эстрады В. Ф. Коралли, многие годы выступавший с К. И. Шульженко, спросил: «Хотите узнать, как была создана песня «Синий платочек»?» Его попросили рассказать об этом.
− Лейтенант Максимов! – отрапортовал он и протянул мне листок. – Прочитайте, пожалуйста.
Не помню, как это получилось, но тот листок заметила Клавдия Ивановна Шульженко.
− Откуда у тебя эти стихи? – спросила она. – Вот бы музыку к ним написать…Получилась бы великолепная песня.
Но мы понимали, как трудно было найти в тех условиях композитора. Чуть подумав, Клавдия Ивановна сказала:
− Помнишь, Володя, до войны мы слушали вот эту песню. – И она тут же стала ее напевать. Только ее память могла удержать забытую мелодию малоизвестного музыканта Ежи Петербургского.
И Клавдия Ивановна вполголоса запела:
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч…
−Это что, стихи с того листка? – удивленно спросил я.
Вместо ответа Клавдия Ивановна продолжала уже в полный голос:
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь…
12 апреля 1942г. в железнодорожном депо на станции Волхов К. И. Шульженко впервые исполнила песню «Синий платочек». Не будет преувеличением сказать, что она стала всенародной песней.
В том же 1942г. вышел фильм «Концерт – фронту», в котором приняли участие известные артисты. А. Райкин представил публике К. И. Шульженко. Она пела всем полюбившийся «Синий платочек».
Нельзя не вспомнить об одном факте. Кинофильм «Концерт – фронту» показывали в Ленинграде. Его посмотрел замечательный мастер В. А. Заикин. Во время блокады он изготовлял в маленькой мастерской на одном прессе вручную диски, которые почти ничем не отличались от патефонных пластинок, выпускавшихся до войны на Коломенском заводе. Владимир Александрович записывал на своих дисках призывы к ленинградцам, инструкции «Как тушить зажигательные бомбы», «Как сохранять порядок при бомбежке», «Первая медицинская помощь при ранении и обморожении».
На обратной стороне одного из таких дисков он переписал из кинофильма «Концерт – фронту» песню «Синий платочек», которую пела К. И. Шульженко. С этой самой пластинки не раз звучала она по ленинградскому радио. В минуты затишья от бомбардировок, боев люди слышали знакомый проникновенный голос, певший:
Желанных, любимых таких,
Что был на плечах дорогих.
Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной Мы распрощались с тобой… Нет больше ночек! Где ты, платочек, Милый, желанный, родной?
Помню, как в памятный вечер Падал платочек твой с плеч, Как провожала и обещала Синий платочек сберечь.
И пусть со мной Нет сегодня любимой, родной, Знаю, с любовью ты к изголовью Прячешь платок голубой.
Письма твои получая,
Слышу я голос живой.
И между строчек синий платочек
Снова встаёт предо мной.
И часто в бой Провожает меня облик твой, Чувствую, рядом с любящим взглядом Ты постоянно со мной.
За них, родных,
Любимых, желанных таких,
Строчит пулемётчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!)
У каждой песни – своя жизнь. Одна проживает ее мгновенно, как мотылек, едва появившись, тотчас умирает. Но есть песни со счастливой судьбой – долго живут и не старятся, всегда любимы народом.
Песню «Катюша» поэт М. В. Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом поселке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку: «выходила на берег Катюша», Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Конечно, люди, повторяя эти слова, представляли берег своей реки – Волги, Днепра, Амура или еще какой-нибудь другой.
Сначала было несколько строчек, написанных стремительно, на едином дыхании. И, как часто бывает, продолжения не последовало. Дальше было дело случая. М. В. Исаковский случайно встретился в коридоре редакции газеты «Правда» с композитором М. И. Блантером.
Исаковский задумался, потом ответил:
Неожиданно он будто спохватился:
− А знаете, я написал кое-что, но не до конца. Может, вдохновитесь, тогда можно будет дописать.
Блантер изъявил желание тут же услышать стихи.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Теперь Блантер при каждой встрече с Исаковским интересовался, когда получит от него полный текст будущей песни.
Летом 1938г. Михаил Васильевич передал композитору стихи. Матвей Исаакович завороженно повторял их и не переставал удивляться глубокому содержанию, простоте, предельной ясности стихов. Вскоре мелодия была им написана. Теперь оставалось найти певицу. Композитор обратился к В. Н. Кнушевицкому – художественному руководителю и дирижеру Джаз-оркестра СССР. Тот, послушав песню, решительно заявил:
− Замечательная песня. И солистка есть достойная.
Исполнительницей «Катюши» стала молодая певица Валентина Батищева. Впервые песня прозвучала 28 ноября 1938г. на сцене Колонного зала Дома союзов.
Песня стала популярной. Ее пели всюду: в городах, селах, на «дальнем пограничье».
Во время Великой Отечественной войны каждый солдат, певший или слушавший «Катюшу», испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращен призыв сберечь родную землю.
Песня стала символом высокого духа, мужества советского человека. Вот что рассказал сам М. В. Исаковский. Это произошло во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня «Катюша». Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню второй раз.
− Братцы! – вдруг вскричал молоденький солдат. – Да ведь это наша «Катюша» у немцев в плену!
− Не бывать тому! – воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из советского окопа звучала «Катюша».
На берегу реки Угры в поселке Всходы на Смоленщине установлен памятник в честь песни «Катюша» и открыт музей, посвященный ей.
А уж когда война закончилась, Победу праздновали и с пляской и с песней. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные комплексы, места боёв отмечены обелисками, памятники с красными звёздами хранят имена погибших бойцов. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
А песни тех далёких лет мы поём и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
Я предлагаю исполнить песню «Катюша» всем вместе:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.