Что помогло мальцеву снова прозреть
Помогите по литературе
В рассказе. В прекрасном и яростном мире
1. Кто главный герой произведения?
2. Почему Мальцев ослеп?
3.Когда и при каких обстоятельствах мы узнаём имя помощника Мальцева?
4.Зачем Костя взял Мальцева на паровоз?
5. Что помогло главному герою снова прозреть?
6. Платонов назвал наш мир «прекрасным и яростным». Каков смысл этих определений?
Сюжет рассказа сводится к происшествию, случившемуся с машинистом Мальцевым. Во время одной из поездок на паровозе он слепнет от разряда молнии, а затем прозревает вновь. И хотя катастрофы паровоза чудом удаётся избежать, Мальцева отдают под суд. Рассказчик Костя, служивший его помощником, пытается помочь осуждённому машинисту. Но в результате эксперимента с электричеством Мальцев снова слепнет. Костя становится машинистом и берёт в одну из по ездок освобождённого, но слепого Мальцева. Сидя в кабине машиниста и вспоминая о своей любимой работе, Мальцев вновь обретает способность видеть. Автор назвал мир прекрасным и яростным. Он действительно прекрасен. Костя с удовольствием рассказывает о том, каким замечательным машинистом был Мальцев, как он вёл паровоз, каким наслаждением было работать с таким человеком. «Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста», он «понимал машину точнее», чем другие. Однако совершенство Мальцева угнетало его самого, он чувствовал себя одиноким. С яростью, стихией мира Мальцев столкнулся во время грозы, когда он не смог контролировать паровоз. Всё его умение было бесполезным. Силы природы оказались неподвластны человеку. Пыльный вихрь, грозовая туча неслись навстречу паровозу. «Свет поим нем вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели заскрежетали по железному телу паровозa. Людям стало трудно дышать, а паровоз не мог пробиться сквозь пыль и ветер. Произошедшее изменило Мальцева. Его самоуверенность исчезла, он превратился в больного пожилого человека. Мальцев очень скучал по паровозам и проводил всё время, сидя около железной дороги. Вновь обретя зрение, Мальцев стал всё видеть по другому. Теперь он нуждался в участии, в душевной теплоте других людей. Рассказчик провёл с прозревшим Мальцевым всю ночь, боясь оставить его наедине с прекрасным и яростным миром. Что было бы с Мальцевым, не случись с ним та кого несчастья? Он продолжал бы вести жизнь идеальную, но одинокую, скучную, лишённую душевной близости с другими людьми. А окружающий мир тем и прекрасен, что в нём остаётся частица, неподвластная человеку.
Как заканчивается рассказ и о чём говорит этот финал
Как заканчивается рассказ и о чём говорит этот финал? Что помогло победить слепоту Мальцева?
Ответ
Когда поезд пришел на место назначения, Мальцев прозрел. Но никто, кроме его помощника рассказчика, не поверил в эту историю, и Мальцева судили и посадили в тюрьму за халатность. Рассказчик не мог с этим смириться и предложил провести опыт с установкой Тесла: посмотреть, как реагирует организм Мальцева на электрический разряд. Невиновность Мальцева была доказана, он был освобожден, но какой ценой: он ослеп, и теперь, казалось, навсегда.
Мальцев был несчастен, он часто встречал поезда, хотел хотя бы услышать звуки, которые они издают, почувствовать их запах. Ему не хватало все того, чем он жил. И вот, однажды, когда рассказчик сам выучился на машиниста, он взял с собой в поездку Мальцева: чтобы он мог вспомнить все те мгновения прошлого, снова почувствовать вкус скорости. Он посадил его на место машиниста и вместе с ним вел машину. На обратном пути он и вовсе отпустил руки Мальцева, позволив ему самому снова повести поезд, — и о чудо! Мальцев прозрел, когда очутился в своей родной стихии, он выздоровел.
После этого рейса рассказчик пошел вместе с Мальцевым к нему домой, и они вместе просидели весь вечер и всю ночь.
Рассказчик относится к своему герою с отцовской любовью, вниманием и заботой, не оставляет его в трудное время его жизни и даёт возможность снова почувствовать себя человеком. Именно эта вера в силы Мальцева, понимание его чувств, внимание и забота помогают победить слепоту машиниста.
Краткое содержание — «В прекрасном и яростном мире»
«В прекрасном и яростном мире»
Главными героями рассказа являются Мальцев Александр Васильевич и рассказчик Костя.
Мальцев — талантливый человек, машинист, который чувствует машину, любит ее, знает. Он скучает от своего таланта, так как чувствует, что достиг в своем деле высшего мастерства, но передать его никому не может, так как невозможно выразить талант словами. Кроме того, в жизни он не может найти себе равного и оттого страдает. Именно отсюда вытекает и его отношение к людям — слегка пренебрежительное, даже высокомерное. Важно заметить, что Мальцев даже по имени никого не называет. И только когда он попадает в беду, ощущает свое бессилие, он зовет рассказчика по имени: «Костя!» Когда Мальцев ослеп, он стал обычным смертным, ему нужна помощь, поэтому он перестает ощущать себя выше и лучше других.
Рассказчик — человек, который восхищался талантом и умением Мальцева, он добрый, чуткий. Всеми силами старается Костя помочь осужденному Мальцеву, так как понимает, что тот невиновен. И он придумывает эксперимент с установкой Тесла, в результате которого Мальцев окончательно слепнет. Рассказчик ощущает чувство вины перед Мальцевым, и он готов отвечать за свой поступок. Но его предложение было продиктовано добротой и любовью по отношению к Мальцеву.
В рассказе есть интересная фраза: «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?» По мнению Платонова, именно в этой дилемме и проявляется ярость мира. Мир враждебен человеку, не позволяет властвовать собой и сокрушает он избранных, таких как Мальцев. Но именно избранные бросают вызов этому миру. Так, Мальцев, поведя состав в грозовую тучу, бросил вызов яростному миру и проиграл.
Но мир не только яростен, он также и прекрасен. Прекрасен тем, что в нем есть место творчеству, любви, красоте, возможности проявления доброты, взаимопонимания. И рассказчик понимает эту «прекрасность» мира. Кроме того, он понимает, что человек может противостоять ярости мира, противопоставить ему свою волю, мужество, желание помочь, заботу и любовь. И Костя решает во что бы то ни стало бороться, помочь Мальцеву. И он берет Мальцева на паровоз. Этот поступок характеризует рассказчика как человека, который несет ответственность за людей, волей судьбы оказавшихся рядом с ним, за людей, которым требуется его помощь.
И Мальцев прозревает — не только потому, что вновь ощущает машину, но и потому, что он стал кому-то нужен, кто-то заботится о нем, проявляет понимание. Силой своей любви и заботы Костя смог вернуть Мальцеву зрение. И оба героя понимают, что все прекрасное в жизни создается трудом, но это не только труд человека-профессионала, это еще и труд человеческой души. А потому человек должен быть всегда готов к борьбе с этим яростным миром за то, чтобы он стал прекрасным.
КИМ по литературе на тему «Платонов А.П. «В прекрасном и яростном мире»» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Составитель: Гаврикова Анна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы.
РБ «Прибайкальский район»
КИМ по литературе ФГОС
«В прекрасном и яростном мире»
Познавательная компетенция ( уровень А ).
Выберите правильный ответ из предложенных:
1.Место действия в произведении…
2. Какие чувства вызывала у рассказчика Кости работа на мощном пассажирском провозе серии «ИС»?
А) радость, как при первом чтении стихотворений Пушкина;
Б) страх от неуверенности;
3. В чём была причина того, что паровозный машинист Мальцев перепроверял работу помощника, казался равнодушным?
А) не доверял напарнику;
Б) понимал машину лучше, точнее;
В) привык работать один.
4. Чем закончилось следствие по поводу чуть не случившейся катастрофы?
А) следствия не было, никто об этом не узнал;
Б) Мальцева посадили в тюрьму;
В) Мальцева оправдали.
5. Что предложил напарник Костя для спасения Мальцева?
А) экспертизу на установке Тесла;
Б) опрос свидетелей;
В) осмотр Мальцева врачом.
6. Какая цена была названа слишком дорогой за освобождение из тюрьмы?
Б) слепота Мальцева;
В) доказать невиновность Мальцева посредством несчастья.
7. Победил ли слепоту Мальцев?
В) об этом не сообщается в рассказе.
8. Почему слепой машинист мог какое-то время вести паровоз?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) надеялся справиться своим умением и талантом
2) видел дорогу внутренним зрением и считал, что всё в порядке
3) считал, что и так доведёт паровоз до станции
4) боялся признаться бригаде, что не видит
9. Каков был состав паровозной бригады?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
2) помощник машиниста
10. Правильно сопоставьте слова с их характеристиками.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) группа сцепленных между собой вагонов, прикреплённых к локомотиву
2) элемент колесной пары, на котором укрепляются колеса
3) рычаг паровоза для переключения езды вперёд-назад
4) предприятие, обеспечивающее эксплуатацию и ремонт вагонов, локомотивов, мотор-вагонных секций железной дороги
11. Каков примерно был возраст Мальцева, указанный в рассказе? Указать числом.
1. Когда происходят события в произведении?
2. Как работали напарники?
А) общались, рассказывали о себе;
Б) шутили, вспоминали весёлые истории;
3. Почему чуть не произошла авария: крушение курьерского поезда?
А) Мальцев ослеп от удара молнии;
Б) Мальцев заснул от усталости;
В) Мальцев отвлёкся, разговаривая с помощником.
4. Почему работа помощнику машиниста перестала приносить радость?
А) у него появился страх после случившегося с Мальцевым;
Б) он очень уставал от работы;
В) он скучал по Мальцеву.
5. Чем закончился опыт на установке Тесла?
А) ничем: опыт не разрешили проводить;
Б) Мальцев ослеп опять, но приговор отменили;
В) Мальцева поместили в больницу.
6. Как решил «воспротивиться» повторной слепоте Мальцева рассказчик, бывший помощник машиниста?
А) брал Мальцева с собой на паровоз серии «СУ»;
Б) покупал Мальцеву дорогие лекарства;
В) навещал Мальцева, общался с ним.
4) дорогого человека
8. На паровозе какой системы работал Мальцев?
9. Каков был состав паровозной бригады?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
2) помощник машиниста
10.Правильно сопоставьте слова с их характеристиками.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) группа сцепленных между собой вагонов, прикреплённых к локомотиву
2) элемент колесной пары, на котором укрепляются колеса
3) рычаг паровоза для переключения езды вперёд-назад
4) предприятие, обеспечивающее эксплуатацию и ремонт вагонов, локомотивов, мотор-вагонных секций железной дороги
11. Каков примерно был возраст Мальцева, указанный в рассказе? Указать числом.
Регулятивная компетенция ( уровень В ).
Ответьте на предложенные вопросы одним словом или словосочетанием.
Определите, к какому роду относится произведение. Определите жанр произведения.
Какое средство выразительности языка используется в следующих отрывках произведения: «железное тело паровоза», «мечи молний…вонзались в землю», «паровоз пробивался…в щель света»?
Как в литературе можно назвать следующее описание природы: «С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту»?
Установите соответствия между элементами композиции произведения и предложениями из текста:
4)В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев.
Коммуникативная компетенция ( уровень С ).
Напишите мини-сочинение по одной из предложенных тем:
Объясните смысл названия произведения ««В прекрасном и яростном мире».
Что, по-вашему, лучше, быть слепым, но оправданным или зрячим, но невинно осужденным?
Как повлияло участие лирического героя и следователя на судьбу Мальцева?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1091127
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
КИМ по литературе для 7 класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КИМ по литературе ФГОС 7 класс А.П.Платонов
«В прекрасном и яростном мире»
Познавательная компетенция (уровень А). Выберите правильный ответ из предложенных:
1. Место действия в произведении…
А.паровозное депо Б.аэропорт В.порт
2. Когда происходят события в произведении?
А.август Б.январь В.июль
3. Что выделяло Мальцева среди остальных?
А.высокомерие Б.талант В.необщительность
4. Из-за чего Мальцев ослеп в первый раз?
А.удар молнии Б.короткое замыкание в машине В.взрыв в машине
5. Почему Мальцев продолжал вести машину?
А.самонадеянность Б.легкомыслие В.он не понял, что ослеп
6. Почему Мальцева отдали под суд?
А.он вновь стал видеть Б.сам отдал себя в руки правосудия В.его осудили помощник и кочегар
7. Как удалось доказать невиновность Мальцева?
А.повторная травма зрительного нерва Б.появились новые свидетели В.появились новые факты в деле
8. Что за человек следователь?
А.ему безразлична судьба заключенных Б.его интересуют люди, винит себя в слепоте Мальцева
9. Почему ослепший Мальцев гонит от себя людей?
А.ненавидит зрячих, т.к. завидует им Б.необщительный человек, люди ему в тягость
В.не хочет людской жалости, гордый человек
10. Почему помощник продолжает навещать Мальцева?
А.боится людского осуждения Б.чувствует себя ответственным за этого человека и в последствиях эксперимента считает себя виноватым В.они всегда с Мальцевым были близкими друзьями
11. Куда приходит ослепший Мальцев?
А.паровозное депо Б.аэропорт В.порт
12. Почему Мальцев приходит на место своей бывшей работы?
А.ему не хватало общения с людьми Б.чтобы ему все сочувствовали В.ему трудно было жить без любимой работы, трудно смириться со своей слепотой
13. Что помогло Мальцеву вновь прозреть?
А.привычная работа Б.хороший доктор В.самостоятельные упражнения
Регулятивная компетенция (уровень В). Ответьте на предложенные вопросы одним словом или словосочетанием.
1. Определите, к какому роду относится произведение. Определите жанр произведения.
2. Какое средство выразительности языка используется в следующих отрывках произведения: «железное тело паровоза», «мечи молний…вонзались в землю», «паровоз пробивался…в щель света»?
3. Как в литературе можно назвать следующее описание природы: «С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту»?
4. Установите соответствия между элементами композиции произведения и предложениями из текста:
1)Перед поездкой я, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все ее обслуживающие и вспомогательные механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке.
2)Раздались взрывы петард под бандажами наших колес.
3)-Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!
4)В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев.
Коммуникативная компетенция (уровень С). Напишите мини-сочинение по одной из предложенных тем:
1. Объясните смысл названия произведения ««В прекрасном и яростном мире».
2. Что, по-вашему, лучше, быть слепым, но оправданным или зрячим, но невинно осужденным?
3. Как повлияло участие лирического героя и следователя на судьбу Мальцева?
КИМ по литературе ФГОС 7 класс А.П.Платонов
Познавательная компетенция (уровень А). Выберите правильный ответ из предложенных:
1. Настоящее имя Юшки?
А.Ефим Дмитриевич Б.Ефим Иванович В.Иван Дмитриевич
2. Где работал Юшка?
А.на мельнице Б.в кузнице В.в мастерской
3.Как Юшка относился к деньгам?
А.был жаден, копил деньги и прятал их Б.постоянно тратил деньги на собственные развлечения
В.экономил деньги, чтобы потратить их потом на девочку-сироту
4.Как дети относились к Юшке?
А.любили и уважали его Б.дразнили и боялись В.любили, но обижали, т.к. не могли правильно выразить свои чувства
5.Как взрослые относились к Юшке?
А.били его из-за страха и отвращения, которые он внушал Б.любили и жалели его
В. его жалели, но, т.к. он был беззащитен, озлобившиеся люди срывали на нем свою злость
6.Как закончил свою жизнь Юшка?
7.Почему без Юшки людям стало жить труднее?
А.он был очень интересный рассказчик, без него стало скучно
Б.он помогал родителям следить за их детьми
В.людям не на ком стало срывать свою злобу, теперь они стали обижать своих близких
8.Почему Юшка разозлился?
А.его очень больно ударили Б.его оскорбили В.при нем обидели ребенка
9.Какой след оставил после себя Юшка?
А.девушка-врач Б.построили церковь там, где Юшка умер В.о нем написал А.П.Платонов книгу
10.Что хотел сказать А.П.Платонов смертью своего героя?
А.надо уметь защищать себя от грубостей окружающих
Б.надо быть милосердными и внимательными друг к другу
Регулятивная компетенция (уровень В). Ответьте на предложенные вопросы одним словом или словосочетанием.
1. Определите, к какому роду относится произведение. Определите жанр произведения.
2. Какое средство выразительности языка используется в следующих отрывках произведения: «злое горе», «лютая ярость», «светлая воздушная теплота»?
3. Как в литературе можно назвать следующее описание героя: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы»?
4. Установите соответствия между героями и их высказываниями:
1)Вон Юшка идет! Юшка, ты правда или нет?
2)Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом…
3)Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие. Вы, должно быть, любите меня. Отчего я вам всем нужен.
4)У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь– народ тебя любит. Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты живешь?
Коммуникативная компетенция (уровень С). Напишите мини-сочинение по одной из предложенных тем:
1. Прав ли Юшка, говоря, что его любит народ?
2. Как вы понимает слова автора: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»?
3. Как вы понимаете слово «сострадание»? Кто из героев произведения А.П.Платонова умеет сострадать, а кто – нет? Бывали ли в вашей жизни ситуации, которые вызывали сострадание к людям?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
«Описание материала:
«Выдержка из материала:
«Познавательная «компетенция ( «уровень «А ). «Выберите «правильный «ответ «из «предложенных :
«Познавательная «компетенция ( «уровень «А ). «Выберите «правильный «ответ «из «предложенных :