Что помогло отроку справиться с заданием воеводы
1) что помогло отроку справиться с заданием воеводы. 2) какие черты характера вы увидели в отроке. 3) какая тема является осно
1) что помогло отроку справиться с заданием воеводы.
2) какие черты характера вы увидели в отроке.
3) какая тема является основной в произведении.
Пожалуйста полные ответы.
1) Первым помощником стала находчивость, в некой мере, хитрость. В названии летописи говорится о хитрости Претича, но и отроку она тоже сослужила хорошую службу. У парня был четкий план преодоления вражеской «полосы препятствий». Он вооружился знанием печенежского языка и уверенно вышел за стены города. Отрок говорил печенегам, что потерял коня и теперь ищет его. К счастью юного героя, его обману поверили. Здесь нельзя не упомянуть и внутренней силе отрока. Ведь на самом деле очень сложно оставаться спокойным, уверенно играть придуманную роль, зная, что над тобой висит Дамоклов меч.
2) Отвага, смелость, находчивость, патриотизм.
3) Военная хитрость может помочь победить малыми силами.
главные художественные приёмы в отрывке-
олицетворение и сравнение.
Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается,
человек – как зверь, и в этом проявляется их близость.
«Он застонал, как человек»
Метафорические эпитеты передают:
душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность,
внутренний порыв: бешеный скачок, страшной смертью,
метафоры: “Бой закипел”
Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую
картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину
Конспект урока на тему «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Дать представление пятиклассникам о древнерусской литературе на примере «Подвига отрока. «
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»»
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА»
Цели урока: 1. Дать представление о древнерусской литературе;
2. Познакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока…»;
3. Развивать умение формулировать тему произведения,
4. Делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
Наглядность: Иллюстрации по теме урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
В Х веке на Русь приходит новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.
Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых-филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется «кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность угасает.
С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.
Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» – XII в., различные «Жития…»
Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в.
«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.
Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.
II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» (учебник, с. 45).
III. Работа над вопросами и заданиями учебника, данными после статьи.
IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.
Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.
V. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
3. Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?
4. Какие черты характера вы увидели в отроке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)
VI. СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА.
1. «Пришли… печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце…»
2. «…затворилась Ольга в Киеве со внуками…»
3. «Осадили печенеги город…»
4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону…»
5. «Вышел отрок с уздечкой».
6. «Сообщил о беде дружине».
7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».
8. Хитрость Претича.
9. «И подали они друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.)
10. «…послали киевляне к Святославу…»
11. «Святослав… сел на коня и пришел в Киев с дружиною… прогнал печенегов… и был мир…»
VII. Пересказ повести по плану.
VIII. Наблюдение над языком повествования.
Разбор вопроса 2 (учебник, с. 49).
IX. РАБОТА НАД РЕПРОДУКЦИЕЙ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА А. ИВАНОВА «ПОДВИГ МОЛОДОГО КИЕВЛЯНИНА».
Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем плане картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится).
Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева – «Прошлое должно служить современности!»
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
Литература. 5 класс
Конспект урока
«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Летопись – свод записей об исторических событиях
Киев – столица древнерусского государства
Святослав – великий князь, правил Киевом в 957-972 гг., совершил много военных походов, заключил договор с Византией
Печенеги – кочевые племена, совершавшие набеги на Русь
Воевода – предводитель дружины
Дружина – отряд воинов на службе у князя
Воевода Претич – великий воевода, хитростью помог спасти Киев от печенегов
Отрок – подросток, переплывший Днепр и предупредивший дружину о нападении печенегов
1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. «Литература. 5 класс» Учебник. В 2-х частях. ФГОС— М. : «Просвещение», 2015. Ч.1 – 304 с.; Ч.2 – 304 с.
1. Дёмина Е. Н. Повесть временных лет // Перевод: Лихачёв Д. С. – серия классика / подарочное издание – Москва, ОлмаМедиаГрупп / Просвещение, 2015 – стр. 304
2. О. М. Гладкова Первые книги Святой Руси – Москва, Даръ, 2005 – стр. 560
3. Акунин Борис Повесть временных лет. Галицко-Волынская летопись (сборник) // Перевод: Лихачева О. П., Творогов О. В.– Москва, АСТ, 2014 – стр. 304
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Гдз-класс.pф URL: http://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/load/5_klass/5 (Дата обращения 03.06.2019)
2. Информационно-образовательный портал Hiztory.ru URL http://hiztory.ru/rus/rus.html (Дата обращения 03.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Считается, что первые, рукописные исторические хроники стали создаваться в конце X века. Именно в это время иноки в монастырях стали вести записи – летописи.
В этих хрониках отражались и повседневные события, например, какой был урожай в этом году или сколько собрано пожертвований; описывались удивительные явления природы, например, солнечные или лунные затмения, а также – выдающиеся военные походы князей, или вражеские набеги на русскую землю.
Монах Нестор жил в Киево-Печерском монастыре (Лавре) на рубеже XI–XII веков. Его называют первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первым памятником древнерусской письменной литературы.
Летопись – это жанр древнерусской литературы, представляющий собой хронику исторических событий.
Разумеется, монах не мог быть свидетелем всех событий, описанных в этой летописи. Он, как и многие иноки, переписывал то, что было написано до него. Ведь печатный станок ещё не был изобретен, и создать ещё одну книгу можно было только тщательно переписав предыдущую.
Иногда переписчики что-то добавляли от себя, приукрашали.
Первоисточники, с которых монах Нестор делал списки, до нас не дошли.
Исследователи отнесли рукопись «Повесть временных лет» к началу XII века.
Повествование начинается со слов «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».
Старец Нестор рассказывает об истории становления Русской земли.
Название «Русская земля» упоминается в первых летописях в 6360 году (852 по современному календарю).
Когда русы подошли к Царьграду – столице Византийской империи, самому богатому и влиятельному государству в то время.
Защищать Царьград от нападения русских князей византийцам помогали печенеги – воины-кочевники.
Вы уже заметили, что события в «Повести временных лет» обозначаются двумя датами.
Дело в том, что в летописи летоисчисление велось от библейской даты, которая называлась сотворением мира.
В современном календаре точкой начала нашей эры является Рождество Христово.
Столицей древнерусского государства тогда был город Киев, располагавшийся на высоком холме над рекой Днепр.
Со всех сторон он был обнесён крепостной стеной.
Печенеги вынашивали планы по захвату Киева и ждали удобного момента.
И вот, в 6476 году (968), воспользовавшись тем, что князь Святослав отправился в поход, и его мать княгиня Ольга осталась в Киеве под охраной небольшой дружины, враг осадил город.
Согласно летописи, осада произошла, когда и этой небольшой дружины не было в городе. Войско защитников Киева находилось на другом берегу Днепра.
Княгиня Ольга попросила у горожан совета, как отправить послание о набеге князю и воеводе. Летописец делает акцент на этом обращении к народу – для него важен патриотический подъем, сплочение людей перед общей опасностью вне зависимости от их сословия. Патриотизм присущ многим историям из «Повести временных лет».
В опасную экспедицию отправляется подросток, умеющий говорить на печенежском. Юноша вышел из города и прикинулся, что потерял своего коня. Автор подробно останавливается на опасном пути киевлянина к дружине: вплавь через Днепр под стрелами печенегов. Каждым словом подчеркивается, что он не воин, что он не может противостоять захватчику, но делает все, чтобы спасти родной город.
Именно в этом и есть его подвиг.
Кульминация рассказа: встреча воеводы Претича, спешащего к стенам Киева, с печенежским ханом. Воевода – воин, он готов погибнуть, защищая родную землю. Так в чём его подвиг? Летописец и тут подробно рассказывает, что подвиг воеводы в том, что он не погубил напрасно свою дружину, а смог убедить противника в том, что за ним идут огромные силы князя. Несмотря на суровые времена, описанные в повести, мы видим, что воевода заботится о своих подчиненных, и наши симпатии, как и симпатии автора – на его стороне. Хотя в самом тексте никакими изобразительно-выразительными средствами эта симпатия не выражается.
Сам же князь Святослав всё время, пока разворачиваются события, как бы остается вне нашего поля зрения. Его возвращение в Киев стало развязкой. С одной стороны, это счастливый конец, потому что захватчики разгромлены, а с другой – никто не восхваляет князя. Наоборот, народ укорил его: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих».
Этот монолог народа, передает и нам авторскую оценку события, как бы сам летописец ни старался бы остаться беспристрастным.
Теоретический материал для углубленного изучения
«Повесть временных лет» – самый древний литературный памятник, дошедший до наших дней.
Летописи, исторические произведения XI-XVII веков, в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» – отсюда название – летопись. Это важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от её начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, об их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с другими народами и странами. Вместе с тем летописи являются предвестниками художественной литературы, потому что в текстах часто проявляется авторская оценка событий.
«В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения: летописи, исторические повести, жития. Литература повествовала только о том, что, по мысли их авторов, было, существовало в прошлом, – вернее, происходило в прошлом, совершалось. Поэтому, для того чтобы показать значительность события, надо было его сравнить с большими событиями прошлого: ветхозаветного, новозаветного или с прошлыми событиями истории Древней Руси…
Героями литературных произведений Древней Руси были по преимуществу люди высоких иерархических положений: князья, иерархи церкви или «иерархи духа»; выдающиеся храбрецы или святые; люди, занимающие высокое положение, даже конкретно высокое… Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Прошлое должно служить современности!» (из книги Д. Лихачёва «Земля родная»)
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчеркните верный вариант ответа. Чего боялась княгиня Ольга и киевский народ?
Варианты: голода; холода; поражения князя Святослава; нападения печенегов; победы воеводы Претича.
Обучающийся должен вспомнить изученный материал и из представленных вариантов подчеркнуть верный. Он анализирует пройденный урок, вспоминает, какие исторические события описываются в «Повести временных лет», кого опасались правители Руси в то время, и находит нужный ответ. Задание основывается на материале, пройденном на уроке.
Правильный ответ: нападения печенегов.
Выбор элемента из выпадающего списка.
Выберите правильный ответ, в чём заключался подвиг отрока-киевлянина.
В чём заключался подвиг отрока-киевлянина? Варианты:
— отрок в одиночку победил всех врагов-печенегов;
— отрок сам притворился печенегом, чтобы переплыть на другую сторогу реки и рассказать о беде киевским воинам;
— отрок разгромил печенегов вместе с воеводой Претичем.
В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал, вспомнить, каким именно поступком восхищался монах Нестор, какую хитрость проявил отрок, почему дружина воеводы смогла защитить город, и на основании этих знаний дать ответ на вопрос. После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что отрок-киевлянин говорил на печенежском языке, и это позволило ему прикинуться чужаком.
Верный ответ: отрок сам притворился печенегом, чтобы переплыть на другую сторогу реки и рассказать о беде киевским воинам.
Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». ЧЕРТЫ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Древнерусская литература Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы Урок литературы в 5 классе
Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока. » развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному обучать составлению цитатного плана.
Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными книгами, которые были привезены из Византии греческими священниками. Первая славянская азбука была разработана солунскими братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому именно церковные тексты стали тем источником знаний, по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились псалмы, жития, молитвы и проповеди, церковные легенды, поучение повесть слово Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались в жанры светских произведений. Другие же остались строго в церковных рамках.
Жанры религиозной литературы Житие это произведения, посвященные описанию жизни и деяний святых. Речь не идет только об апостолах, продолживших проповедническую деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и пострадавшие за веру. Это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.
Отличительные признаки ЖИТИЯ Во-первых, оно составлялось о реальном человеке. Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого. Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.
Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества. Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались. И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык. Здесь много риторических восклицаний, обращений, слов и выражений с библейской символикой.
Жития преподобных Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума – непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век). По сути, это первая автобиография, рождение нового литературного жанра.
Псалмы В псалмах ярко выражены многие чувства и переживания человека: покаяние и смирение, сознание своего не достоинства перед величием Божиим, благодарение за Его великие милости, надежда на милосердие Вседержителя и взывание к Нему о помощи. Монашеский хор прекрасно передает эти чувства слушателям.
Летопись В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето. » (т. е. «В год. ») — отсюда и название летопись. Летопись. Летописание. Погодная запись (год).
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям. Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения. В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.
«Повесть временных лет» первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально- патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению. Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок. В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов. Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.
Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов Воевода – предводитель дружины Дружина – отряд воинов на службе у князя «Я муж его»… я служу князю «в сторожах» – с передовым отрядом Отчина – земля отцов, родина Сокрушался – сильно печалился Княжичи – дети князя
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ: Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события? Какой подвиг совершил отрок-киевлянин? В чем заключалась хитрость воеводы Претича? Что помогло отроку справиться с заданием воеводы? Какие черты характера вы увидели в отроке? Какая тема пронизывает это произведение?
Стилистические особенности произведения Обратите внимание на повторение союзов и, а. Какую роль они играют в тексте? Что вы можете сказать о диалогах в тексте? Как их можно назвать: многословными или лаконичными? Часто ли встречаются в отрывке прилагательные, существительные, глаголы? Почему? Глаголы очень выразительны, например: затворились, изнемогали, тужить, устремились, умчим, подступите, погубит, затрубили, закричали, пригрозить, сокрушался, собрал, прогнал (важное значение имели не только свойства или качества предметов, но и их действия)
Андрей Иванович Иванов (русский классицизм) А. И. Иванов «Подвиг молодого киевлянина» 1810 г
Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная» Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»? Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
Составление цитатного плана Цитата — точная выдержка из какого-нибудь текста. Запомним правила оформления цитаты «…цитата» «Цитата…» Задание Прочитаем статью Л.Дмитриева в учебнике на с.47 Составим цитатный план по статье
Домашнее задание Закончить составление цитатного плана в тетради, подготовить пересказ повествования