Что помогло первобытным людям

Родовые общины охотников и собирателей

Автор: Воробьева Алена Эдуардовна
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.

Тема «Родовые общины охотников и собирателей»

Автор: Воробьева Алена Эдуардовна

Урок по Всеобщей истории. Истории Древнего мира. 5 класс

Тема: « Родовые общины охотников и собирателей ».

Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формиро вание умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия груда, черты первобытного человека.

П. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнейшие люди»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.

КАРТОЧКА № 2 П одготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?» Для этого вспомни:

— Когда появились на Земле первобытные люди?

— Где жили древние люди?

— Как выглядели первобытны е люди? (Сравни с обликом совре менного человека.)

— Чем отличались древние люди от животных?

— Какие занятия существовали у первобытных людей?

Сделай вывод. _____________________________________________

Примерный ответ учащегося

2. Творческая работа (2 ученика).

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев. »

3. Индивидуальная работа (5 человек). Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».

— Как они его сохраняли?

— Почему потеря огня считалась несчастьем?

4. Работа с классом. Проверка знания терминов.

— Дайте определение понят ий «Всемирная история», «истори ческий источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

5. Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.

— Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

1) Жизнь в суровых климатических условиях.

2) Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

1.Работа с текстом учебника

— Что помогло первоб ытным людям выжить морозными зи мами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, ры ть землянки, шить одежду; при думали новые охотничь и орудия: копье с каменным нако нечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

2. Работа с иллюстрациями учебника.

3. Сообщение учащегося (в объеме учебника).

ВАРИАНТ ИГРОВОГО УРОКА

Более детальная, логически обоснованная цепочка должна по ощряться учителем.

Ученики должны предлагать свои варианты и их обоснование. Авторы наиболее длинных и в месте с тем подтвержденных аргу ментами цепочек должны получить оценку пять.

Источник

Древние люди (5 класс, история): как жили, орудия труда, стада

Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не имел собственного языка. Его называют “человек умелый” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.

Что помогло первобытным людям. Смотреть фото Что помогло первобытным людям. Смотреть картинку Что помогло первобытным людям. Картинка про Что помогло первобытным людям. Фото Что помогло первобытным людям

Как жили древние люди: быт

В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.

Орудия труда и огонь

Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, выдалбливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.

В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.

Что помогло первобытным людям. Смотреть фото Что помогло первобытным людям. Смотреть картинку Что помогло первобытным людям. Картинка про Что помогло первобытным людям. Фото Что помогло первобытным людям

Рис. 1. Древний человек добывает огонь.

Охота и собирательство

Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?

Они не только использовали облавы, но и рыли ловушки, делали капканы.

И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.

Что помогло первобытным людям. Смотреть фото Что помогло первобытным людям. Смотреть картинку Что помогло первобытным людям. Картинка про Что помогло первобытным людям. Фото Что помогло первобытным людям

Рис. 2. Первобытный охотник.

Земледелие и скотоводство

Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.

Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.

Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.

Появление неандертальцев

Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделываение шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанный рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.

Что помогло первобытным людям. Смотреть фото Что помогло первобытным людям. Смотреть картинку Что помогло первобытным людям. Картинка про Что помогло первобытным людям. Фото Что помогло первобытным людям

Рис. 3. Неандерталец.

Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, “людьми разумными”.

Что мы узнали?

Источник

В чем первобытный человек превосходил современных людей?

Итак, возьмем двух наших прямых предков: кроманьонца и неандертальца, при всей их внешней несхожести, они оба повлияли на наш генофонд, так как случаи метисации между ними вполне доказаны.

Мозг кроманьонца примерно на 10- 20% был крупнее, чем у современного человека! Объем мозга у нас около 1300 куб.см, а у жившего в ледниковой Европе предка аж 1550! Да, мы знаем, что не вес решает а нейронные связи и извилины, однако при малых объемах мозга человек резко сбавляет в обучаемости и интеллекте.

Зачем кроманьонцу такой мозг? Скорее всего, без письменности, они вынуждены были держать в памяти массу информации об окружающем мире, чтобы просто выжить. Благодаря письменности мы избавлены от этого, но расплатились меньшим объемом мозга.

Кроманьонский человек был очень высокого роста, сложно говорить о средних величинах не видя всей популяции, но чаще всего мужские особи были выше 180-185 см, едва ли не каждый 4-й приближался в двум метрам роста. Поэтому среднюю величину оценивают в примерно 190 см.

Неандерталец может опередить современного человека в физической силе и мышечной массе. Мощью телосложения, средний неандерталец превосходил современных борцов, причем именно по массе скелета и толщине костей. Полярный климат, мясная диета, постоянная физическая борьба отбирали наиболее крепких из них.

При среднем росте в 165-170 см, обычный неандерталец весил более 100 кг. И это была почти сухая мышечная масса и массивный скелет. Земледелие и уменьшение физического труда сделали из современного человека куда более слабое и тонкое существо, которое при том же росте будет весить вдвое меньше.

Неандертальцы не знали проблем с зубами, по крайней мере с кариесом, в отличие от современного человека.

Строение челюстей было таким, что крупные и редкие зубы отлично справлялись с пережевыванием сырого мяса. Беззубый первобытный человек был обречен, поэтому выжили те у кого зубная ткань была самой прочной, а редко посаженные зубы не давали распространяться зубным болезням. К 40 годам, первобытный человек стачивал зубы, но до такого возраста они доживал и редко.

У первобытного человека было больше свободного времени, чем у нас! Что привело к созданию религию и культурному развитию.

Источник

Освоить огонь древним людям помогли социальные связи

Что помогло первобытным людям. Смотреть фото Что помогло первобытным людям. Смотреть картинку Что помогло первобытным людям. Картинка про Что помогло первобытным людям. Фото Что помогло первобытным людям

Быстрое освоение людьми огня и других, более сложных технологий может говорить о том, что культурный обмен у древних людей существовал ещё до появления человека разумного.
Фото Aziz Acharki/Unsplash.

Что помогло первобытным людям. Смотреть фото Что помогло первобытным людям. Смотреть картинку Что помогло первобытным людям. Картинка про Что помогло первобытным людям. Фото Что помогло первобытным людям

Орудие, изготовленное по технологии Леваллуа.
Фото Leiden University.

Что помогло первобытным людям. Смотреть фото Что помогло первобытным людям. Смотреть картинку Что помогло первобытным людям. Картинка про Что помогло первобытным людям. Фото Что помогло первобытным людям

Что помогло первобытным людям. Смотреть фото Что помогло первобытным людям. Смотреть картинку Что помогло первобытным людям. Картинка про Что помогло первобытным людям. Фото Что помогло первобытным людям

Освоение огня по праву считается одним из важнейших этапов социальной эволюции человека. С помощью огня люди наконец перестали зависеть от короткого светового дня, научились отпугивать хищников, готовить пищу, обогревать жилище.

Около миллиона лет назад ныне вымершие виды людей уже использовали огонь, однако существует мало доказательств его регулярного и преднамеренного разведения.

Учёные из Лейденского университета в Нидерландах считают, что технология зажигания огня распространилась подобно лесному пожару около 400 тысяч лет назад на территории Африки, Европы и Азии. При этом происходило это совершенно не случайным образом.

Исследователи сделали дерзкий вывод: популяции древних людей обменивались технологиями ещё до появления человека разумного, которого принято считать «изобретателем» культуры и социума.

Авторы работы, опубликованной в издании PNAS, считают освоение огня древними человеческими популяциями первым археологическим признаком культурной диффузии у древних людей.

«До сегодняшнего дня считалось, что культурная диффузия по-настоящему началась лишь 70 тысяч лет назад, когда [по миру] начали распространяться современные люди, Homo sapiens, — объясняет ведущий автор работы Кэтрин Макдональд (Katharine MacDonald) из Лейденского университета. — Однако свидетельства использования огня теперь показывают, что, похоже, это произошло гораздо раньше».

Авторы работы отмечают, что люди начали регулярно использовать огонь со второй половины среднего плейстоцена (около 400 тысяч лет назад). Более ранние признаки использования огня человеком редки и неоднозначны.

Однако в какой-то момент на стоянках древнего человека на территории Северной Африки, Израиля, Азии и Европы начали всё чаще появляться следы разведения огня, такие как обгоревшие кости, уголь и термически обработанная порода.

Конечно же, не исключено, что разрозненные популяции людей на разных континентах получили навык разведения огня независимо друг от друга. Но относительно быстрое его распространение по всему Старому Свету (Европе, Азии и Африке) всё же указывает на то, что этот навык передавался от человека к человеку. Причём таким образом он распространялся даже за пределы отдельной популяции.

Что помогло первобытным людям. Смотреть фото Что помогло первобытным людям. Смотреть картинку Что помогло первобытным людям. Картинка про Что помогло первобытным людям. Фото Что помогло первобытным людям

Получается, миф о Прометее, укравшем у богов огонь и подарившем его людям, может отчасти отражать реальность: некий первооткрыватель поделился своим «ноу-хау» с другими людьми. И молва пошла по миру…

Кроме того, освоение огня не было единственным навыком, который столь быстро распространился среди разных человеческих популяций того времени.

Примерно через 100 тысяч лет после «бума» технологии разжигания огня такое же активное развитие получила индустрия Леваллуа — особая технология обработки каменных орудий.

Ещё быстрее, чем использование огня, индустрия Леваллуа распространилась на территории Северо-Западной Европы и Ближнего Востока. При этом сама технология Леваллуа была гораздо сложнее, чем технология добычи огня: чтобы научиться обрабатывать камень определённым образом, требовались время и наработка опыта.

Это значит, что для передачи новых техник и методов было недостаточно случайных коротких встреч представителей разных человеческих популяций.

Что помогло первобытным людям. Смотреть фото Что помогло первобытным людям. Смотреть картинку Что помогло первобытным людям. Картинка про Что помогло первобытным людям. Фото Что помогло первобытным людям

Авторы нового исследования считают, что такое «скоростное» развитие примитивных технологий требовало создания достаточно стабильных социальных связей между популяциями, жившими в разных местах.

Если предположения исследователей из Нидерландов верны, это значит, что масштабные социальные сети существовали ещё до появления Homo sapiens «на мировой арене».

Эта радикальная гипотеза открывает новое поле для пылких научных дискуссий.

Даже если это предположение не получит широкой поддержки, оно, без сомнения, привлечёт внимание к вопросу об уникальности современной человеческой культуры. Ведь, как известно, нет дыма без огня.

К слову, недавно мы сообщали о том, что неандертальцы создавали «предметы искусства» ещё до прихода человека разумного. Также последнее время появляется всё больше генетических свидетельств того, что разные виды древних людей скрещивались между собой. Так, на территории Китая недавно был обнаружен неизвестный ранее вымерший родственник Homo sapiens.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе «Наука» на медиаплатформе «Смотрим».

Источник

Урок истории «Родовые общины охотников и собирателей»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по истории Древнего мира по теме:

« Родовые общины охотников и собирателей»

Цель: выяснить, как и по каким причинам стали появляться родовые общины;

— что способствовало появлению охоты, при помощи каких средств охотились первобытные люди

— подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.

Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания: Устный опрос

— Когда появились на Земле первобытные люди?

— Где жили древние люди?

— Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом совре­менного человека.)

— Чем отличались древние люди от животных?

— Какие занятия существовали у первобытных людей?

— Как первобытные люди познакомились с огнем?

— Что огонь дал людям?

Задания на доске на логику

Палка- копалка, дубина, лук. Выберите лишнее и объясните свой выбор.

Подберите к каждому прилагательному из левой колонки, соответсвующее существительное из правой колонки.

1. Каменное а) человек

2. Деревянная б) рубило

3. Разумный в) дубина

III. Подведение учащихся к теме урока:

— сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру, рассмотрим родовую общину, её состав.

— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

1. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии.

2. Охота стала важнейшим занятием. Лук и стрелы.

IV. Изучение нового материала

— Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь.

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

Люди стали учиться выживать морозными зимами. Что им помогало в этом?

Прочитать пп. 1 § 2 на с. 13-14

· Что помогло первобытным людям выжить морозными зи­мами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи орудия: копье с каменным нако­нечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

Что же помогло человеку выжить в таких холодных условиях? Запишем :

2) изобретение новых орудий труда

3) научились шить одежду из шкур

4) пещеры и землянки стали использовать под жилище

2. Охота стала важнейшим занятием.

Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.

Как на него охотились? Точно не известно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы – ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками – копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку.

Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.

В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.

В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи. Власть в первобытных общинах принадлежала женщине.

По прежнему сохранялось разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.

Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой.

5.Закрепление изученного материала

— Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жи­лищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *