Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности

Идентичность и работа с жизненной историей ребенка

Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть картинку Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Картинка про Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности

Карих Анастасия Викторовна,

педагог-психолог отдела МиПС МКУ ГЦ «Семейный совет»

Идентичность и работа с жизненной историей ребенка

(для специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, для замещающих родителей)

Что такое «идентичность»

ИДЕНТИЧНОСТЬ (от лат. idem тот же самый, англ. Identity) – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям. Также отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

Знание того, из каких частей состоит наша личность, принятие себя в этом разнообразии составляют суть нашей идентичности. Это результат анализа собственного опыта и ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?». Осознание самого себя происходит через усвоение социальных нормативов и установок, через присвоение общезначимых ценностей.

Формирование идентичности у детей-сирот

У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «Мы», и для него вопрос «Кто я?», по сути, значит «Чей я?». Вплоть до подросткового возраста семья служит «психологической утробой», эмоционально питая и защищая его. Принадлежать семье – это значит еще и знать ответы на вопросы: «Откуда я?», «К чему я иду?», которые задают направление жизненного пути ребенка. В противовес одиночеству ощущение принадлежности – это источник жизненных сил: «Я – их, я нужен, меня любят – я есть».

Дети – социальные сироты – оказываются в ситуации чрезмерно ранней социальной эмансипации от семьи. Разлука с близкими приводит не только к разрыву отношений привязанности, но и к перемене социального и психологического статуса. С утратой основных ориентиров (семья и ближайшее окружение) нарушается восприятие себя и собственной жизни – оно приобретает неустойчивый и фрагментарный характер.

При этом положение детей из неблагополучных семей оказывается более выигрышным, чем у детей из домов ребенка: даже плохая реальность лучше, чем совсем ничего. Знание о своих предках и своей семье – «чувство корней» – помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи и в жизни в целом. Это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.

Сохранение важных для ребенка связей с другими людьми, допустимых привычек, личных, в том числе памятных вещей, восстановление жизненной истории и сбор сведений о его семье (составление «Книги жизни») частично смягчают боль потери.

Однако идентичность ребенка несет в себе как положительные, так и отрицательные черты его родных. Этим объясняется частое стремление к воспроизведению детьми поведенческих моделей, принятых в кровной семье. Дети, разлученные с родителями, которых они помнят, страдают не только от разлуки, но и потому, что не получили «родительского благословения» на свой дальнейший путь, разрешения жить счастливо и убеждения в том, что они не виноваты в разрыве.

Рекомендации педагога-психолога

1. Необходимо научить ребенка дифференцировать свое чувство любви к кровным родителям от стремления «следовать за ними». Сохранение уважения к ним и благодарности за свою жизнь – естественное и необходимое чувство, отсутствие которого ведет к глубоким психологическим проблемам. Но это не значит, что ребенок должен повторять «семейные» ошибки. Именно из любви к ним ему предстоит научиться справляться с трудностями и добиваться успеха, строить свою жизнь и отношения с людьми – то есть сделать то, чего хотели, но не смогли его родители.

2. Часто можно встретить расхожее мнение заботящихся о ребенке взрослых: «Он ненавидит своих родителей». На самом деле дети, обвиняющие и ругающие родных, «застряли» в фазе острого аффекта переживания утраты. Это препятствует их дальнейшему личностному развитию и отношениям с людьми. То, что по-настоящему нужно ребенку в такой ситуации, – это при помощи взрослых отреагировать свой гнев приемлемым образом, и перейти к стоящей за ним потребности в родительской любви, постоянстве и заботе.

3. Психолого-педагогическая работа будет особенно эффективной, если одновременно с ней в жизни ребенка появится и новая семья. Принятие личности ребенка, укрепление привязанности с ним, терпеливое поощрение развивающихся положительных черт, поддержка и предоставление альтернативных, социально адекватных моделей поведения постепенно приводят к тому, что новый опыт усваивается и начинает приносить плоды.

Источник

Подростковый кризис

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Источник

Идентичность приемного ребенка

Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть картинку Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Картинка про Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности

Основной задачей здорового воспитания приемного ребенка является создание у него положительного представления о себе, формирование идентичности и чувства уверенности в своих силах. Бывает так, что, несмотря на все старания приемных родителей, поведение малыша говорит о его низкой самооценке. На идентичность влияют не только поведение родителей и отношение нему, но и представление ребенка о том, почему его усыновили, какой была его жизнь до этого момента. Поэтому приемным родителям знать, как важно правильно формировать идентичность и как ребенок приходит либо к позитивному, либо к негативному представлению о себе.

Кризис идентичности ребенка

Кризис идентичности психологи часто называют «поисками себя». Человек экспериментирует, пытается обнаружить свои таланты и возможности, находится в поисках своего места и роли в жизни. Успешное завершение таких поисков у приемных детей во многом зависит от обратной связи с новыми родителями и их надежности. Кроме того, ребенок вспоминает свое прошлое и пытается представить, каким он будет в будущем.

Разрыв с кровными родителями, отсутствие возможного общения с близкими родственниками, безусловно, являются огромным стрессом для ребенка. Психологи единогласно говорят о том, что скрывать от ребенка подробности его усыновления не стоит. Нужно лишь постараться говорить с ребенком на его языке, объяснить ему обстоятельства усыновления приемлемым образом. Не стоит отзываться о кровных родителях плохо. Простыми и понятными словами расскажите, почему он оказался в новой семье. Ребенок должен понимать, что ждет его дальше.

Приемным родителям не нужно пропускать мимо ушей эмоциональные проблемы ребенка. Если малыш боится темноты – надо помогать ему бороться с этим страхом. Стоит привлечь специалистов, на этапе адаптации сотрудники социальной службы обязательно помогут решить различные проблемы. Многие дети часто вспоминают своих кровных родственников. Это могут быть как позитивные воспоминания – «а моя мама готовила лучше», так и негативные – «мой папа меня часто бил». Дайте ребенку возможность высказаться. Вы ничего не можете сделать с его воспоминаниями, но в ваших силах предоставить ему стабильное настоящее и будущее. Как можно чаще обсуждайте с ребенком предстоящие события. Обещайте только то, что действительно можете выполнить. Разделяйте все переживания и проблемы ребенка. Не пытайтесь переделать его «под себя». Оставьте за ним право сохранить некоторые привычки из прежней жизни, игрушки, полюбившиеся вещи.

Восстановление идентичности ребенка

Одна из задач приемной семьи – помочь ребенку в восстановлении идентичности.

Этот процесс невозможен без четких связей с его прошлым. Малышу нужно предоставить максимально полную информацию о его кровной семье. Соберите его фотографии в младенчестве, фотографии его бабушек и всех дальних родственников. Обобщите в «семейный альбом». Если нет возможности достать фотографии – найдите время и предложите ребенку нарисовать семью такой, какой он её помнит. Уделяйте больше внимания позитивным воспоминаниям.

Попытайтесь осторожно спросить у ребенка, что он думает о расставании со своей родной семьей. Не стоит негативно воспринимать желание ребенка встречаться со своими кровными родителями (в случае, если они лишены родительских прав). Любой ребенок будет любить свою настоящую семью, не смотря на травматический опыт в прошлом.

Самое важное, что могут сделать приемные родители для сохранения идентичности ребенка – это открыто обсуждать все возникающие проблемы. Ни один вопрос ребенка, ни одно его воспоминание не должно уходить «в никуда». Надо понимать, что, если ребенок хочет знать все подробности о своем рождении и своей семье – это не значит, что он отвергает приемную. Будьте рядом постоянно, и однажды приемная семья станет ему родной. И проблема кризиса идентичности приемного ребенка просто перестанет существовать.

Советы приемным родителям

Елена Кононова

На что вы готовы пойти ради своего ребенка? Ответьте на вопросы теста, составленного психологами портала «Я – родитель», и он дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания детей.

Источник

Учимся справляться с возрастными кризисами

Поделиться:

Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть картинку Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Картинка про Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности

Как сказал Харуки Мураками, «в любой, даже самой размеренной жизни когда-нибудь наступает кризис». Мы привыкаем к определённым моделям поведения. Но в какой-то момент они или перестают работать, или вдруг становятся неподходящими для дальнейшей жизни человека. Тогда кризис неизбежен. И если грамотно проходить через него, мы меняем свои принципы, убеждения и развиваемся, вступая в новый жизненный этап.

Кризис идентичности

Он наступает в ранней зрелости. Начинается лет в 14–15, а длиться может и до 22 лет. «Кто я? Зачем я живу? Смогу ли достичь успеха? Чем мне заниматься?» Человек ищет себя и старается понять, к какой группе общества он принадлежит.

В начальной стадии этого периода ему иногда трудно формулировать свои мысли, сложно анализировать свои поступки и прогнозировать их последствия. Именно поэтому подросток может наносить вред своему здоровью девиантным поведением. А попытки суицида в период с 14 до 19 лет, к сожалению, являются второй по частоте причиной смерти молодых людей.

В это время формируется оценка собственной личности и социальная идентификация. Приходит понимание и принятие себя, своих чувств, своего тела. Поэтому важно поддерживать подростка, его самостоятельность и разумную независимость. Взрослым следует слушать и давать возможность сказать о своих чувствах.

Кризис идентичности совпадает с колоссальной гормональной нагрузкой, из-за чего подросток может быстро утомляться, подолгу спать, чувствовать апатию.

Это нужно понимать и не упрекать ребёнка в лени. А ещё стоит научить его осознавать свои потребности и уметь заявлять о них.

Во второй стадии этого периода – в возрасте с 19 до 22 лет – если человек вступил в брак, его состояние может совпасть с семейным кризисом, а именно, с пресыщением и потерей влюблённости в молодой паре. Тогда появляются другие вопросы: зачем мы вместе? Не ошибся ли я в выборе? А что, если это не навсегда? В этом случае важна поддержка партнёра и понимание, что кризис имеет временные рамки.

Кризис среднего возраста

Переломный момент в жизни человека может начаться в 30 лет и продлиться до 45. Это достаточно продолжительный период, во время которого может возникать ощущение, что он упустил свои шансы, не реализовал цели и мечты. В то же время достижения обесцениваются, а проблемы со здоровьем культивируются. Мысли отягощаются пониманием неизбежности старости и страхом перед будущим.

Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть картинку Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Картинка про Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности

Хочется взять да и изменить себя и всю свою жизнь. «Бросить всё и уйти!», «Всё, что прожито, всё зря!», «Я уже не та, что была раньше!» – подобные мысли приводят к тому, что именно в этом возрасте чаще всего происходят переезды в другие страны, дауншифтинг, смена работы, профессии, разводы, измены, пластические операции.

У женщин кризис среднего возраста часто отражает конфликт между карьерой и материнством. Переживание может подкрепляться окружением, которое подталкивает её к тому, чтобы любой ценой выйти замуж и родить.

Мужчины в этот период могут проживать два сценария: у них либо увеличивается ценность собственного здоровья, личного времени и отношений, либо они обесценивают созданную ранее семью. Во втором случае возникает желание повысить уверенность в себе и своей силе за счёт более молодой партнёрши. Именно про такие случаи и говорят: седина в бороду, бес в ребро.

Кризис 50+

К сожалению, мы часто обижаемся на наших родителей из-за того, что они слишком пессимистичны и тревожны. Но именно это состояние является признаком кризиса, который часто развивается на фоне неврологических и соматических заболеваний. И всё это возникает не на пустом месте.

В России людей после 60 лет нередко воспринимают как некую помеху: их профессиональный и жизненный опыт оказался не востребован, а убеждения, ценности и вкусы кажутся смешными и неактуальными. Постепенно люди этого возраста начинают терять себя и свою ценность, а переживаемые ими чувства становятся схожи с чувствами во время кризиса идентичности.

Через кризисы к счастью

Может возникнуть ощущение, что жизнь человека – это сплошной непрекращающийся кризис, но это не так. Да, каждый протекает в течение нескольких лет. Но выше указаны периоды времени, на который они приходятся. Сами же кризисы длятся значительно меньше.

Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть картинку Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Картинка про Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности

По статистике, женщины быстрее справляются с переломными моментами, чем мужчины. В среднем у них это может занять два-три года, у мужчин доходит и до пяти лет. В любом случае важно понимать, что кризис – это естественный процесс и пройти его важно для развития личности человека.

Правила жизни в кризис

Главное, что следует сделать, – это осознать свои чувства и потребности, так как их подавление ведёт к излишней тревожности и раздражительности.

Попросите помощи и поддержки. Всегда есть человек, который готов выслушать вас. Но часто окружение может не догадываться о ваших переживаниях.

Ищите интересные занятия. В переломные моменты жизнь кажется «безвкусной» и неинтересной, но всегда можно вспомнить, что вам было интересно до их наступления.

Обращайте внимание на позитивные стороны ситуаций и жизни в общем. В любой всегда есть что-то хорошее, но чаще мы не умеем это замечать. Однако любой навык можно развить, в том числе и навык поиска позитива.

Заботьтесь о себе. Помните, что кризисный период переживает и ваше тело. Старайтесь, чтобы пища была здоровой и питательной. Высыпайтесь, отдыхайте и не забывайте о физических нагрузках.

Помогайте другим. В нас заложена потребность принадлежности к чему-то большему и в чувстве собственной значимости. Именно помощь другим даёт возможность её реализовать и ощутить свою нужность и важность.

Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть картинку Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Картинка про Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности

Медитируйте – это поможет расслабить тело, отпустить мысли и отдохнуть. Иногда этот способ воспринимают как духовную практику, но его можно использовать и для расслабления. Достаточно принять удобное положение, сконцентрироваться на дыхании и представить себя в приятном месте.

Замечайте свои успехи и достижения. Достижения – это не обязательно золотая медаль или красный диплом. Прожитый день с концентрацией на позитиве – это тоже достижение. Реализация своей потребности или поддержка кого-либо – это тоже успех.

Поддерживайте и хвалите себя. Что бы вокруг ни происходило, мы всегда есть у себя! Мы лучше других знаем, в каких словах нуждаемся в тяжёлой ситуации, но чаще ждём их от других. Это приводит к постоянному поиску одобрения и скачкам настроения. Хвалите себя, сначала это может быть сложно, но постепенно вы ощутите волшебство процесса.

Желаю вам гармоничного прохождения кризиса, благодаря которому вы получите развитие и движение вперёд!

Влада Олейник, психолог, системный семейный терапевт, сексолог

Источник

Психологические проблемы подросткового возраста

Детальный анализ особенностей подросткового развития и связанных с ним проблем

Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Смотреть картинку Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Картинка про Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности. Фото Что поможет ребенку сохранить ощущение собственной идентичности

Взросление – это процесс преобразования ребенка во взрослого человека, процесс постепенного формирования определенных способностей, позволяющих удовлетворить требования, которые ставят перед ним взрослые, будущая роль родителя, супруга, работника, члена общества и жизнь в целом.

Подростковый период, о котором говорится в данной статье, охватывает анатомические, гормональные, психоэмоциональные изменения и изменения социального функционирования подростка.

Все они выражаются в переходе отдельных функций от незрелости к зрелости.

Эмоциональное развитие подростка напрямую зависит от степени формирования интеллектуальной зрелости, происходящих гормональных и физических изменений, а также от социально-культурных факторов.

Эмоциональное развитие характеризуется:

Как уже упоминалось, огромное влияние на развитие и формирование подростка оказывают социально-культурные факторы и в особенности семейные взаимоотношения. Максимально значимой в подростковый период является поддержка, оказываемая родителями. Кроме того, семья имеет очень широкий спектр значений.

Задачи семьи заключаются в следующем:

В период подросткового развития происходит также изменение силы влияния семьи на ребенка. Наступает кризис авторитета родителей и взрослых в целом. Учащаются конфликты с родителями, происходит конфликт поколений, вызванный повышением критичности подростка, наблюдением родительских ошибок, более высоким уровнем мышления, что в результате приводит к ослаблению эмоциональной связи с семьей.

То есть происходит рост интеллектуальных возможностей и смекалки, способности ребенка наблюдать и давать всему свою собственную независимую оценку и, следовательно, более критично относиться к недостаткам родителей. Подросток приходит к выводу, что заявленные взрослыми правила и принципы не соблюдаются ими самими, а значит, их теории не находят отражения на практике. Это приводит к общей потере доверия ко взрослым и, как уже было сказано, конфликту поколений. При этом состояние ссоры с родителями, которое приобретает форму доминирующего фона, атмосферы, царящей в родном доме, в свою очередь приводит к ослаблению эмоциональной связи с семьей и безразличию к ее проблемам.

Следующим следствием подросткового периода является признание родителям того факта, что поведение их ребенка является сигналом и подтверждением того, что он больше не нуждается в сильной поддержке и любви, которые получал раньше. Но нельзя представить ничего более далекого от истины – подростка, в контексте удовлетворения психоэмоциональных потребностей, следует рассматривать ровно так же как и маленького ребенка, хотя, конечно, это очень тяжело по причине его высокомерия, конфликтности, а часто и неблагодарности. Возможно, здоровая дистанция взрослых по отношению к молодому человеку, выражаемая посредством слов и общения в определенной форме, поможет предотвратить его психоэмоциональное дистанцирование от семьи.

Причинами происходящих изменений во влиянии семьи являются:

Помня об огромном значении влияния семьи на процесс взросления ребенка и, чтобы предотвратить его ослабление и падение, стоит обратить внимание на атмосферу и стиль воспитания, которые способствуют правильным отношениям в доме.

Демократическая атмосфера выражается в следующем:

В период взросления ведущей задачей ребенка в дополнение к удовлетворению физических и социальных требований является построение своей собственной личности, самоидентификации, образа самого себя. Способствуют этому:

Адекватно сформированная самооценка определяет самочувствие человека и его отношение к миру. Поэтому принятие самого себя идет рука об руку с толерантностью по отношению к другим людям, а также с добротой и доброжелательностью. Для довольного, уверенного в себе, эмоционально уравновешенного подростка мир и окружающие его люди кажутся лучше и более благосклонными.

В заключение: трудности воспитания, появляющиеся в период взросления ребенка, и наблюдаемые нарушения поведения чаще всего связаны с негативной внутренней картиной собственной личности, низкой самооценкой и отсутствием веры в собственные силы и возможности. Родители должны помнить об этом с ранних лет жизни ребенка, так как в первую очередь именно они являются источником сигналов, определяющих значимость малыша, его ценность.

Следовательно, родители в огромной степени определяют самооценку, самоощущение, принятие себя, внутренний настрой, чувство идентичности и отношения ребенка к людям и миру в целом. Они также имеют наибольшее влияние на то, как ребенок справится с проблемами своего подросткового развития. Поэтому постарайтесь быть максимально деликатными и любящими родителями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *