Что понимает пьер в плену
Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. IV, ч.1, гл. XI, XII.)
Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Жизнь его — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер — натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя — поиск успокоения, согласия с самим собой, стремление к жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила моральное удовлетворение.
Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной.
Постоянный портретный признак — массивная, толстая фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? Не такая, как у других. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое — детское, доброе. В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни.
Большой душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим движением во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передал свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий.
Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение бить Наполеона. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, Пьер совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявился авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке. Толстой видел его в слиянии с народом и природой.
Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми.
В плену Пьер обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Здесь он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей. Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И вот наконец с помощью Каратаева этот вопрос разрешен.
Самое существенное в Каратаеве — верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует и Пьер. В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развил свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей.
Счастливая семейная жизнь в браке с Наташей Ростовой не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви, истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.
Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость.
Анализ эпизода, когда Пьер Безухов оказался в плену
Предыстория эпизода
Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.
Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.
Он и Наташа Ростова в этом плане похожи. Иногда геройство заключается не только в смелости на поле битвы, но и в обычной жизни — заступиться за слабого или, как Наташа, отдать нужные себе подводы раненым.
Описание главного героя
Пьер Безухов — ключевой персонаж. Его портрет воплотил в себе духовность, счастье и гармонию. Читатель наблюдает за его жизненными разочарованиями, житейскими трудностями, переживаниями.
Краткое содержание
Л. Н. Толстой показывает Безухова крупным и довольно сильным человеком, с короткой стрижкой и очками. Пьер немного неуклюж, считается непривлекательным, но при этом вызывает симпатию. Это улыбчивый, дружелюбный, робкий и умный мужчина, очень наблюдательный. Главный герой проживал за границей в течение 10 лет. Там он получил образование, а в 20 лет вернулся на родину.
Пьер Безухов — внебрачный ребенок богатого и знатного вельможи. После смерти отца ему перешло все его наследство. Это сделало графа богатым и завидным женихом. В светском обществе героя недолюбливали из-за его странного поведения, простоты. Этим он отличался от светских бездельников и лицемеров.
Вместе со своим другом Болконским он считал Наполеона важным и великим деятелем в истории, но спустя время изменил свое мнение. После получения наследства его дядя задумал провернуть сделку. Он решил женить Безухова на своей дочери Элен. Эта женщина оказалась изменницей. Их брак был несчастен. Разочарования в семейной жизни натолкнули героя на вступление в масонство. Со временем он выйдет из этой организации, так как не получит то, что искал.
Выйдя из плена, Безухов признается Наташе Ростовой в своих чувствах и предлагает ей выйти за него замуж. Они женятся и заводят 4-х детей. Пьер обрел счастье рядом с близкими. Семья стала для него смыслом жизни. Безухов и Наташа оба чувственные и добродушные. Они благородны и патриотичны. Эпизод с подводами, когда Наталья их отдала солдатам, доказывает это.
Черты характера
Безухов — противоречивая натура, так как он благороден, но при этом поддается разным безумствам, он добр, но подвержен вспышкам гнева. Примером могут стать ситуация во время ссоры с Элен, разговор с Курагиным. Ему присущи следующие черты:
Его противоречия порой доводят до неприятностей (например, когда Пьера выслали из Петербурга за дебош). Безухов — единственный герой, который близок следующим персонажам:
Он одновременно эмоционален и рационален, близится к народу. У него происходит духовное развитие на фоне борьбы внутренних чувств и интеллекта.
Значение заточения
Пьера сковывал страх, о котором он в заточении вспоминал: «…Как ужасен страх, и как позорно я отдался ему!» Но он помнил и о том, как простые люди стойко держались и шли в бой, не заботясь о собственной жизни. После этого Пьер и захотел сблизиться с ними, понять их и «проникнуться тем, что делает их такими».
В плену исчезли все противоречия и различия между людьми, стали неважны принадлежность к сословию, уровень богатства, воспитания или образования, русский ты, венесуэлец или француз. У пленников общая беда, сострадание друг к другу и желание помочь. Из заточения Пьер вышел крепким молодым человеком, полнота ушла, пришла сила не только физическая, но и моральная. Его страхи улетучились, он понял, что «на свете нет ничего страшного».
Граф Безухов у врага
Платон Каратаев
Ключевым поворотом в судьбе Пьера стала встреча с Платоном Каратаевым. Этот герой по замыслу Толстого олицетворяет весь русский народ. Автор описывает его словом «круглый». Каратаев показывает Пьеру другое отношение к жизни. Он считает, что жизнь нужно принимать такой, какая она есть и не пытаться противостоять судьбе.
Злоключения каждого человека заключаются не в недостатке денег или других средств, а в их избытке.
Новое понимание счастья
Благодаря Платону Каратаеву и пребыванию в заточении граф понял, что счастье заключается в приобщении к народу и естественной правде. Эта истина помогает Безухову принять себя, смириться с тем, что его взяли в плен.
Пьер Безухов в неволе находит смысл жизни, который он так долго искал в браке или в масонстве. Счастье для графа теперь заключалось в отсутствии страданий.
Роль Каратаева в судьбе героя
Так же, как Пьер, попал в плен и Платон Каратаев — простой крестьянский мужик с собственной философией человеческого существования. Никто другой не смог объяснить Безухову, что настоящий смысл жизни — в детях и работе, в благодарности и любви. Простые слова, на которые Пьер посмотрел другими глазами. Не в деньгах счастье — это правда, если понять, что многие проблемы людей не из-за недостатка средств, а из-за их излишества.
Деятельный Каратаев даже в плену всегда занят делом:
Поведение Безухова мало объяснимо, когда его друг заболевает: он не хочет лишний раз к нему обращаться, не подходит и не поддерживает, прекрасно понимая, какая участь того ждёт.
Толстой явно симпатизирует этому персонажу. Образ Платона Каратаева отражает жизненную позицию самого автора: никогда не сдаваться, идти своей дорогой, учиться, ошибаться и ещё учиться. Общаясь с Каратаевым, Пьер и сам начинает на жизнь смотреть спокойнее, прислушиваться к себе, своим эмоциям, а не к разуму. В беседах с простым мужиком Безухов успокаивается и понимает, что счастлив здесь и сейчас, зачем лишний раз переживать.
Речь Платоши
Речь может многое рассказать о таком герое, как Платон Каратаев. «Война и мир» — характеристика психологического мира персонажей, так как в этом романе Толстой очень много внимания уделяет особенностям языка и поведения тех, о ком хочет рассказать более подробно.
Первые слова, с которыми наш герой обратился к Безухову, наполнены простотой и лаской. Речь Платона Каратаева напевная, она пронизана народными поговорками и присказками. Его слова не просто отражают собственные мысли, но и выражают народную мудрость. «Час терпеть, а век жить», — так говорил Платон Каратаев.
Характеристика этого персонажа невозможна без упоминания о его повествовании про купца, который был приговорен к каторге за чужое преступление.
Речь Платона Каратаева, его высказывания — это отражение идей христианской веры о смирении, справедливости.
Жизнь после пленения
Месяц в неволе сильно изменил характер Пьера Безухова. Он, наконец, перестал искать высший смысл, руководящий его жизнью, для него стало ценным каждый прожитый день, а на смену разочарованию пришло смирение и мудрость. На всю жизнь он запомнил сцену казни пленных в первый день своей неволи, он видел реакцию французов и не мог понять, почему совершается такое зло. Трагичность событий, ужас неизбежности останутся с Безуховым навсегда. Кратко изложенный роман всегда включает в содержание главы, посвящённые Безухову, попадающему в плен, и смысл его пребывания там.
После освобождения из плена Пьер ещё долгое время старается жить, придерживаясь каратаевских принципов. Краткая встреча Безухова с Каратаевым стала знаковой. Однако, его энергичная натура не позволяет просто принимать данность жизни. Он продолжает искать себя, но ко всему происходящему он относится намного проще.
В конце романа герой кардинально отличается от себя самого, но более раннего. Да, он стал заботливым семьянином, но и общественные интересы для него имеют первостепенное значение, что он с присущим ему рвением доказывает и в масонской ложе, и в кругах аристократов.
Знакомство читателя с Пьером
Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его
Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь — это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», — размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.
Бородинское сражение
Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.
Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.
Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.
Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.
Пьер Безухов в плену
В период своего становления оба персонажа романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов и его друг Андрей Болконский восторгались Наполеоном. Они хотели походить на него, видели величие и разум правителя. Однако реальная жизнь расставила всё по местам. Всё меняется, Пьер в плену у французов понимает ужас и бессмысленность людских смертей.
Платон Каратаев и его мудрость
В заточении Безухов знакомится с простым крестьянином Каратаевым Платоном, тот делится своим пониманием жизни. Это очень важный момент в биографии героя: жизнь начинает обретать настоящий смысл. Простой человек даёт герою больше, чем 10 лет, проведённых за границей в роскоши и безмятежности. Каратаев учит Пьера пониманию того, что жизнь дана человеку для того, чтобы приминать то, что она даёт с благодарностью, любить, растить детей, работать. Самые простые истины становятся откровением для Пьера, в том числе и то, что все проблемы от излишества, а не от недостатка денег.
В плену Каратаев постоянно чем-то занят, он чинит вещи, латает то, что рвётся, готовит еду, подсказывает другу-аристократу, как уберечь своё здоровье. Через персонажа из простого народа Толстой делится своей жизненной позицией: человек должен искать, ошибаться и снова искать, получать знания и идти своей дорогой дальше, не оставаясь в подчинении того, кто делится своими знаниями. Пьер учится жить эмоциями, а не разумом, прислушиваться к себе, относиться ко всему просто и спокойно. Разговоры с Каратаевым успокаивают душу героя, он видит свою жизнь другими глазами, понимает, что счастлив здесь и сейчас. Автор так говорит о случайном духовном наставнике Безухова: он был “как бы живой сосуд, наполненный чистейшей народной мудростью”.
Эпизод в плену – его значение в развитии образа Пьера Безухова
Там, в плену у французов, Пьер переосмыслил все составляющие своей реальности. Ушли различия в происхождении, сословиях, богатстве, воспитании и образовании. Всех объединила общая беда, сострадание, желание помочь друг другу. Там Пьер обретает хорошую физическую форму, его полнота уходит остаётся крепость и сильное тело, он становится сильнее не только физически, но и морально. Пьер понимает, что больше ничего в жизни не стоит бояться, “он узнал, что на свете нет ничего страшного”. Ужас пережитый в первые дни плена, когда перед Безуховым произошла сцена расстрела двоих пленных, оставил отпечаток на всю жизнь героя. Понимание того, что не только русские, но и французы против убийства и насилия, делают эти события ещё более трагичными и абсурдными.
Пьер Безухов в плену в романе «Война и мир» Толстого: описание, анализ
Пьер Безухов (актер Сергей Бондарчук) |
Граф Пьер Безухов является одним из главных героев знаменитого романа «Война и мир» Толстого. Пребывание Пьера в плену у французов является одним из ключевых эпизодов в его биографии.
В этой статье представлена краткое описание жизни Пьера Безухова в плену в цитатах из романа «Война и мир» Толстого, анализ событий.
Пьер Безухов в плену в романе «Война и мир» Толстого: описание в цитатах
Как Пьер Безухов попадает в плен?
Осенью 1812 г. французская армия занимает Москву. Пьер Безухов остается в городе и 3 сентября 1812 г. отправляется на поиски Наполеона, чтобы лично расправиться с ним:
Пьер признался, что это была правда. » (том 4 часть 4 глава XVII)
«Пьер проснулся 3-го сентября поздно.» (день попадания в плен, том 3 часть 3 глава XXXIII)
«На вопрос, что̀ он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu’il avait sauvé des flammes* (*спасенного им из пламени). — Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что. Его остановили: это не шло к делу.» (том 4 часть 1 глава IX)
«Нет, я пошел на пожар, а тут они схватили меня, судили за поджигателя.» (том 4 часть 1 глава XII)
«Тут приехал разъезд и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.» (том 4 часть 4 глава XVII)
Подробнее о причинах попадания Пьера в плен читайте в томе 3 части 3 главах XXXIII и XXXIV.
«Преступников расставили по известному порядку, который был в списке (Пьер стоял шестым), и подвели к столбу. Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души.» (том 4 часть 1 глава XI)
«Повели пятого, стоявшего рядом с Пьером — одного. Пьер не понял того, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни.» (том 4 часть 1 глава XI)
«Перед вечером, караульный унтер-офицер с двумя солдатами вошел в церковь и объявил Пьеру, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных.» (том 4 часть 1 глава XII)
«Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными.» (том 4 часть 3 глава XII)
«В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было 23 человека пленных солдат, три офицера и два чиновника. Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского доброго и круглого.» (том 4 часть 1 глава XIII)
«Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.» (том 4 часть 1 глава XIII)
«— Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека — дурачка.» (воспоминания Пьера, том 4 часть 4 глава XVII)
«Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. Несмотря на то, что французы предлагали перевести его из солдатского балагана в офицерский, он остался в том балагане, в который поступил с первого дня.» (том 4 часть 2 глава XII)
«Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел всё тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергическою, готовою на деятельность и отпор — подобранностью. Ноги его были босые.» (том 4 часть 2 глава XI)
Несмотря на все трудности, именно в плену Пьер обретает спокойствие и довольство собой, которые безуспешно искал в масонстве, светской жизни, любви и т.д.:
«И именно в это-то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что̀ так поразило его в солдатах в Бородинском сражении — он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве.» (том 4 часть 3 глава XII)
«Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, т. е. образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека. Здесь, теперь только, в первый раз Пьер вполне оценил наслажденье еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, сна, когда хотелось спать, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос. Удовлетворение потребностей — хорошая пища, чистота, свобода — теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием, а выбор занятия, т. е. жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким легким делом. » (том 4 часть 3 глава XII)
«В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных, человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину — он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что как нет на свете положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был вполне несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка. » (том 4 часть 3 глава XII)
«6-го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинною, на коротких, кривых ножках, лиловою собаченкой, вертевшеюся около него.» (том 4 часть 2 глава XI)
«. как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и согревая другую; что, когда он бывало надевал свои бальные, узкие башмаки, он точно так же страдал как и теперь, когда он шел уже совсем босой (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками.» (том 4 часть 3 глава XII)
«Из всего того, что потом и он называл страданием, но чего тогда он почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие его, согревали его тело). Одно было тяжело в первое время — это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал, что невозможно ступить на них; но когда все поднялись, он пошел прихрамывая и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру еще страшнее было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.» (том 4 часть 3 глава XII)
«Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Всё сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул.» (том 4 часть 3 глава XV)
«Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из 330-ти человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста.» (том 4 часть 3 глава XII)
«В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.» (том 4 часть 3 глава XI)
«Перед восходом солнца его разбудили громкие, частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
— Les cosaques!* (*Казаки!) — прокричал один из них и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог Пьер понять того, что̀ с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
— Братцы! Родимые мои, голубчики! — плача кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали, кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и плача целовал его.» (том 4 часть 3 глава XV)
«В день своего освобождения. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. В тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Всё это Пьеру казалось тогда только странно.» (том 4 часть 4 глава XII)
«Пьер, как это бòльшею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел, и на третий день своего приезда, в то время как, он собрался в Киев, заболел и пролежал в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.» (том 4 часть 4 глава XII)
«Но как только он приехал в Орел, он заболел.» (том 4 часть 4 глава XII)
«В конце января Пьер приехал в Москву и поместился в уцелевшем флигеле. Все торжествовали победу; всё кипело жизнью в разоренной и оживающей столице.» (том 4 часть 4 глава XV)
«Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года. » (эпилог часть 1 глава X)
«— Говорят: несчастия, страдания, — сказал Пьер, — Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или с начала пережить всё это? Ради Бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, что как нас выкинет из привычной дорожки, всё пропало: а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, — сказал он, обращаясь к Наташе.» (том 4 часть 4 глава XVII)
«Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А, между тем, впоследствии и во всю свою жизнь, Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время.» (том 4 часть 2 глава XII)
Это было краткое описание жизни Пьера Безухова в плену в цитатах из романа «Война и мир» Льва Толстого, анализ событий.