Что понимается по термином шум в информационных процессах
Что понимается по термином шум в информационных процессах
Вы, конечно же, замечали, что в наше время находятся такие люди, которые любят активно дискутировать на разные темы. Я не имею ввиду популярных ныне персон, которые навязывают нам исполнение правил нашей жизни вроде бы на благо нашей жизни. Нет, речь пойдёт об обычных людях, к которым можно отнести и наших родных, и наших друзей, и наших коллег, и тех, кто активно проявляют себя, например, в социальных сетях.
Они утверждают, что многое знают по какому-либо вопросу, но почему-то во время общения или переписки с ними обнаруживаются только их поверхностные знания, даже не так — обрывочные.
Эти люди также, в большинстве своём, вообще не понимают и причинно-следственных связей в огромном объёме получаемой информации. Им только кажется, что они становятся более информированными и просвещенными. На самом деле это не так.
Как вы прекрасно знаете, мы живём с вами в эпоху информационной революции, когда информация перестала быть недоступной, ценной и фундаментальной.
Раньше, чтобы получить редкую и хорошую книгу, необходимо было отстоять в очереди или достать её по блату.
Специальных обучающих курсов для обычных людей практически не существовало, а рецепты приготовления еды передавались по наследству, и к советам старших прислушивались как к самому важному.
Теперь в один клик можно изучить Вселенную, понять правила ведения бизнеса, узнать 25 рецептов салата оливье, осилить технологию нанесения декоративной штукатурки.
Приправьте это сверху блогами, лайфхаками, цитатами, комментариями, отзывами, почтой, сообщениями в мессенджерах и прочими информационными продуктами.
Таким образом, появляется, так называемый, информационный шум, который представляет из себя неотфильтрованный поток информации, где полезность полученных данных уменьшается прямо пропорционально количеству этих данных.
Есть такое понятие в передаче данных, как «сигнал/шум». Оно определяет величину и качество приёма информации относительно помех (шума) от источника к приёмнику.
Так вот, если шум сильный или преобладает над полезностью информации, то система будет работать неустойчиво и с ошибками и, соответственно, неправильно выполнять поставленные задачи.
Всё это можно отнести и к современному человеку.
В чём заключается опасность этого информационного шума?
Раньше ценилось умение хорошо воспринимать информацию, усваивать, а главное, использовать её.
Сейчас всё совсем по-другому: надо уметь упорядочивать и фильтровать потоки информации, а главным становится её поиск.
Не зря появились сервисы хранения различных заметок, приложения для управления списком сохранённых статей, видео, изображений из Интернета, закладки, облачные хранилища.
Человеческий мозг не может уже усвоить всю информацию, он просто помнит, где и как она хранится. Он уже не хочет запоминать причинно-следственные связи, анализировать и воспринимать информацию. Человек начинает привыкать к потоку информации, не вникая, что там. А мозг превращается в быстрый компьютер.
И в этом, как раз и кроется главная опасность: вырабатывается зависимость от информации.
Лафхаки, блоги, статьи, короткие заметки, видео, фотографии, сообщения в мессенджерах — на это тратится много энергии и времени, а толку на выходе зачастую ноль.
Каковы же главные источники информационного шума?
Первое место занимает главный злодей нашего времени – это телевидение.
Мегапотоки ненужной информации: реклама, телевизионные шоу, новости, пошлые и глупые сериалы.
Второй по величине генератор информационного шума – это Интернет.
С появлением Интернета разрушились все барьеры на пути к нужной и ненужной информации. Человек полагает, что он владеет ситуацией в Интернете, что попадает именно туда, куда он хочет. Но это иллюзия, которую, конечно же, не хотят признавать люди.
Вот, вы не замечали, как за поиском ответа на какой-либо ваш вопрос или запрос вы просматриваете десяток сайтов, прочитываете липовые отзывы и комментарии, а ещё натыкаетесь на появляющуюся рекламу? И вы думаете, что ваш мозг отфильтровал необходимую информацию хорошо? Нет.
Третьим по величине генератором шума является радио.
Аудиоканал – это мощный источник. Обсуждение пустых тем в прямом эфире, масса бесполезных новостей и рекомендаций, музыка различных направлений, реклама.
Реклама сама по себе является очень мощным генератором шума, она находится практически везде и повсюду, обволакивая нашу жизнь: баннеры, билборды, буклеты, плакаты, вывески, бегущие строки, контекст.
С ней по-настоящему сложно бороться: на неё все равно обращаешь внимание, как ни крути, она въедается уже на уровне бессознательного.
Как сейчас работает реклама? Совсем недавно исследование провели американцы.
Главными техниками манипулирования в рекламе сейчас являются следующие:
— товары или услуги в рекламе выглядят лучше, чем в реальности, что оказывает большее воздействие на сознание с применением иммерсивных технологий (человека пытаются погрузить в виртуальный мир комфорта);
— искусственный вызов у потребителя эмоций — создание эмоциональной связи с рекламируемым продуктом через реалистичные сценарии, вызывающие острые переживания;
— таргетирование на эмоциональную уязвимость людей — когда анализируются физиологические показатели человеческого организма различными датчиками, что позволяет определять разные эмоциональные состояния и делать их триггерами определённых рекламно-маркетинговых сценариев;
— эмоциональные манипуляции через гиперперсонализацию — дипфейки и симуляции, имитирующие людей и события, которые оказывают значительное эмоциональное воздействие на потребителя.
Ещё один генератор информационного шума – это. Так называемый, информационный фон.
Сюда относятся: разговоры, сплетни, пустые обсуждения или трёп, картинки, видео и сообщения в мессенджерах ваших телефонов, различные сенсационные разоблачения и рекомендации по выживанию, деятельность всевозможных организаций по улучшению мира, литература провокационного характера, приложения в телефонах и многое другое.
Фактически – мы живём с информацией каждый день, мы ей буквально пропитаны.
Поэтому, нам необходимо научиться избавляться от этого информационного шума.
Следует понять самое главное, что всё знать и за всем уследить невозможно.
Что понимается по термином шум в информационных процессах
Центр стратегических оценок и прогнозов
Автономная некоммерческая организация
Что такое информационный шум
В наше время можно заметить, что многие люди не очень хорошо разбираются в теме, на которую активно дискутируют. Они утверждают, что знают многое по этому вопросу, но почему-то во время беседы чувствуются только поверхностные знания, даже не так — обрывочные. Люди в большинстве своём не понимают причинно-следственных связей в огромном объёме получаемой информации.
Сейчас происходит информационная революция, информация перестала быть недоступной, ценной и фундаментальной. Раньше, чтобы получить крутую книгу, необходимо было отстоять в очереди или достать её через десятые руки — такое издание было на вес золота. Специальных обучающих курсов для обычных людей практически не было. Рецепты приготовления еды передавались по наследству, а к советам старших прислушивались как к самому важному.
Теперь в один клик можно изучить Вселенную, понять правила ведения бизнеса, узнать 25 рецептов салата оливье, осилить технологию монтажа гипсокартона. Приправьте это сверху блогами, лайками, цитатами, почтой, сериалами и самым вкусным с ТВ.
Информационный шум — это неотфильтрованный поток информации, в котором полезность полученных данных уменьшается прямо пропорционально количеству этих данных.
Есть такое понятие в передаче данных, как «сигнал/шум». Оно определяет величину и качество приёма информации относительно помех (шума) от источника к приёмнику. Так вот, если шум сильный или преобладает над полезностью информации, система будет работать неустойчиво и с ошибками и, соответственно, неправильно выполнять поставленные задачи. Всё вышесказанное можно отнести и к человеку.
Для того чтобы улучшить качество приёма, в инженерии ставят фильтры или улучшают источник (приёмник). В ситуации с людьми можно выполнять похожие действия.
В чём заключается опасность
Раньше ценилось умение хорошо воспринимать информацию, усваивать, а главное, использовать её. Сейчас всё немного по-другому: надо уметь упорядочивать и фильтровать потоки информации, а главным становится её поиск. Чувствуете разницу?
Не зря появились Evernote, Pocket, закладки, облачные хранилища. Человеческий мозг не может уже усвоить всю информацию, он просто помнит, где она и как хранится. Он уже не хочет запоминать причинно-следственные связи. Мозг превращается в быстрый компьютер.
Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить как человек, а в том, что человек однажды начнёт мыслить как компьютер.
Человек теперь не хочет анализировать и воспринимать информацию, он начинает привыкать к простому инфопотоку, не вникая, что там (вспомните чтение по диагонали). Но в этом и кроется главная опасность: вырабатывается зависимость от информации. Курсы, блоги, статьи, видео, фотографии — на это тратится много энергии и времени, а толку на выходе зачастую ноль.
Источники шума
Телевидение
Главный злодей нашего времени. Мегапотоки ненужной информации: реклама, ТВ-шоу, новости, фильмы, а ещё просто переключение каналов в поисках чего-нибудь интересного.
Интернет
Второй по величине генератор информационного шума. С появлением интернета разрушились все барьеры на пути к нужной и ненужной информации.
Человек полагает, что он владеет ситуацией в интернете, что попадает именно туда, куда он хочет. А вы не замечали, как за поиском ответа на свой вопрос вы перелопатили десяток сайтов, прочитали несколько липовых отзывов, просмотрели пару рекламных блоков, а ещё частенько проверяли почту и отвечали в чате социальной сети? И вы думаете, что ваш мозг отфильтровал необходимую информацию хорошо? Скорее всего, нет.
Радио
Мощный источник шума — аудиоканал. Обсуждение пустых тем в прямом эфире, музыка различных направлений, реклама. Но основной поток шума мы воспринимаем тогда, когда включено радио в общественном месте: оно накладывается на уже имеющийся шум и забивает мозг полностью.
Газета
Раньше газеты являлись единственным источником внешней информации, они были не так забиты хламом. Сейчас же страшно открывать газету, особенно рекламного типа. Даже в хорошем журнале National Geographic 30% информации составляет элитная реклама, и всё равно её приходится читать: очень сложно этого не делать.
Реклама
Она везде и всюду, она обволакивает нашу жизнь: баннеры, билборды, буклеты, бегущие строки, контекст. С ней по-настоящему сложно бороться: на неё все равно обращаешь внимание, как ни крути, она въедается уже на подсознательном уровне.
Информационный фон
Сюда относятся все остальные источники: разговоры, книги, смартфоны, указатели, инструкции и так далее. Из всего можно сделать простое заключение: мы живём с информацией каждый день, мы ей буквально пропитаны.
Как бороться с информационным шумом
Главная рекомендация — понять, что всё знать и за всем уследить нельзя. Мозг не компьютер, он, к сожалению, не многозадачен. Нужно уменьшить спектр необходимых для вас знаний на текущем этапе жизни.
Ограничьте использование интернета
Если вы блогер. Многие сейчас пишут об интернет-зависимости: люди не могут без почты, чтения статей, подписок, других блогеров. И эту зависимость очень сложно побороть. Да, они правы, но главная причина проблемы, как ни парадоксально, — это блог. Уберите блог — исчезнет проблема.
Как уменьшить шум: почистите информационную ленту, закладки, подписки по почте, любимые группы в соцсетях, сайты до того минимума, с которым вам станет комфортно. Оставьте только необходимую информацию. Делать это надо жёстко: убрали и забыли.
Создайте свою буферную информационную зону, оградите себя от всего лишнего. Не стоит бесполезно читать и общаться с другими из-за блогерской вежливости.
Перестаньте читать по диагонали. Так вы расслабляете свой мозг. Прекратить читать то, что не относится к вашему направлению развития. Хотите почитать что-то другое — сохраните информацию в закладках, и если она не будет востребована в ближайшее время, то смело удаляйте навсегда, даже не читайте.
Должен быть режим проверки почты и комментирования. Кто как хочет: либо утром, либо вечером с кофе и печеньками — но этот режим должен быть обязательно.
Если вы простой интернет-пользователь. Здесь другая проблема — социальные сети. Блогеры просто меньше сидят в соцсетях. Надо понять, что социальные сети для создания информационного шума в вашей голове — самое то. Столько бесполезной информации не генерирует ничто (даже телевидение проигрывает): лайки, фотографии, цитаты, тексты, комменты, конкурсы, новости ни о чём — всё это в невообразимом количестве.
Теперь представьте: есть люди, у которых более 1 000 друзей, более 60 групп в избранных, более 300 фото и видео. Сколько из-за этого забито информационных кластеров в голове? Если бы не моя профессиональная деятельность, я бы давно удалился из социальных сетей.
Сократите пребывание в социалках до одного часа в день, отфильтруйте свою ленту новостей, оставьте только необходимых вам людей и группы. А лучше вообще удалите свои ненужные аккаунты. Вы даже не представляете, насколько голова станет чище. Проведите эксперимент: не заходите в Facebook, «ВКонтакте» и другие социальные сети неделю. Получится? Думаю, с трудом.
Прекратите комментировать всё подряд и вести пустую переписку на форумах. Больше гуляйте, занимайтесь спортом, используйте интернет только для профессионального и творческого роста и не забывайте о жёстком фильтре.
Исключите телевидение
Рекомендация простая: убрать ТВ из жизни в принципе. Поверьте, ничего вы от этого не потеряете. Всю важную информацию вы и так будете узнавать, проверено на практике. Детям телевизор противопоказан вдвойне.
Иногда поражает гонка за большими ТВ-комбайнами, и чем меньше доходы семьи, тем большего размера дома телевизор.
Фильтруйте радио
Это момент спорный. Есть хорошие радиопередачи, с рассуждениями и интересными историями. Но большинство всё же имеет развлекательный характер и сопровождается рекламой.
Можно слушать аудиокниги и свою музыку, причём из готовых плейлистов, по настроению. Слушайте минимум передач, которые действительно вам будут полезны. Когда попадаете в среду, где играет чужое радио, попросите выключить (приглушить) или слушайте свою аудиоколлекцию.
Устраивайте дни тишины
Отдыхайте иногда от информации: гуляйте, выберитесь за город, сходите на выставку, займитесь спокойным хобби или ремонтом. Или просто поспите столько, сколько хочется, никуда не торопясь (это очень полезно). Ограничьте поток входящей информации до нуля, отлично в этом помогает деревня или дача.
Читайте полезные книги
Простой совет, но многие даже его не выполняют. При этом читать надо в спокойной обстановке, когда никто и ничто не отвлекает. Чтобы во время чтения работала память, творческое мышление, появлялись аналитические выводы. Читайте полезную литературу, но не в гигантских количествах. Не используйте скорочтение. Избегайте бульварного чтива.
Осознавайте информацию
Поймите, всего знать нельзя, за всем не успеть, всё не прочитать. Лучше осознать фундаментальную информацию по одному важному вопросу, чем поверхностную по пяти. Сёрфить в интернете — это плохо, а вот понять и установить причинно-следственную связь — действительно круто.
Если вы это осознаете, то поймёте, какая информация вам нужна, а на что даже не стоит тратить драгоценное время. Не думайте, что чтение 150 сайтов или блогов вас развивает. Боритесь с рассеянностью.
Не генерируйте шум
Напоследок самое интересное: важно не генерировать шум самим. Мы сами зачастую являемся спамерами в информационном пространстве. Лайки, ссылки, комментарии, письма, фотографии, видео. Не надо делать действие ради действия, потому что все так делают или из вежливости. Подумайте, а нужна ли эта ваша информация другим? Не засоряете ли вы информационный канал?
Помните: каждое слово должно быть на вес золота.
Информационный шум
С самого рождения большинство людей испытывают на себе непрестанные звуковые (шумовые) воздействия разного рода — от тиканья часов до рева самолетов и гула большого города. Человек привык по мере возможности не замечать их, психологически отстраняться в процессе своей жизнедеятельности. Важным условием для адаптации при этом является не столько интенсивность звука, сколько его регулярность, повторяемость. Последнее часто бывает просто невыносимо.
Вред шумового «давления» для физического и психического здоровья граждан общеизвестен. Отрицательно сказывается данный фактор и на производительности труда человека. Поскольку шумовой аккомпанемент является неотъемлемой частью нашей жизни, обществу приходится разрабатывать различные «барьерные» способы его устранения или смягчения, в том числе правовые. Борьба идет постоянная и с переменным успехом.
В последние годы обычным явлением стали так называемые информационные перегрузки — новая «болезнь» информационного общества. Человеку в настоящее время доступна практически любая информация в неограниченном объеме. Он отправляет и получает электронную почту, загружает в память компьютера картины, звукозаписи, наконец, может практически одновременно связываться с любым числом пользователей для обмена информацией. Однако вопрос заключается в том, насколько необходим человеку такой объем информации, может ли он его целиком усвоить и в дальнейшем использовать. Однозначного ответа на данный вопрос пока нет, но его постановка представляется вполне актуальной, особенно если речь идет об образовании подрастающего поколения.
Подобно тому, как физические звуковые волны, нужные в той или иной ситуации или слишком сильные, — воспринимаются человеком как шум, нечто подобное происходит и с волнами информационными. Поэтому появляется все больше оснований для выделения и исследования шумовых воздействий особого рода. Речь идет об информационном шуме, как мы его назвали. Разберемся, из каких компонентов он состоит и так ли опасен для здоровья общества и каждого отдельного человека. Затронем только некоторые компоненты, на наш взгляд, в настоящее время наиболее существенные.
Обилие информационных потоков, знако-символьная архитектура бытия современного человека (жителя мегаполиса, в первую очередь) неизбежно приводит к «дубляжу» или, наоборот, разрозненности сведений; перенасыщение каналов восприятия диктует неспособность индивидуального сознания справиться с массивами поступающей информации. Иначе говоря, главной причиной информационного шума выступает излишек информации, особенно если последняя не затребована. Данное явление не так уж безобидно, как может показаться на первый взгляд, поскольку лишняя, «фоновая», информация, отвлекая внимание человека от поставленных целей, способствует истощению его интеллектуальных сил, повышает энергетические затраты.
В связи с этим нельзя не отметить роли рекламных кампаний в данном процессе. Используя все возможные средства и приемы, нащупывая слабые места в «глухой обороне» здравого смысла, они добиваются одного: спроса, вне зависимости от внутренней потребности. Естественно, помимо «захламления» нашего сознания реклама в определенной степени выполняет функцию информативную, определяет подчас выбор того или иного решения индивида (граница между информированием и навязыванием, однако, чрезвычайно тонка). Надо сказать, что соотношение рекламных информационных продуктов в области теле- и радиовещания неоднократно подсчитывалось, вместе с тем нет обобщающих данных о том, какую долю информационного фона в общем объеме информационной насыщенности человека и всего общества они составляют. Тем более открытым остается вопрос о способах и формах компенсации данных тех или иных «шумовых» информационных атак.
Ближайшая родственница рекламы, занимающая почетное место в семействе информационных шумовых воздействий, — это пропаганда. Прежде всего имеется в виду политическая пропаганда, направленная на восхваление властных структур, ключевых партий и идей. Испеченная закулисная «сдоба», пропитанная патокой и украшенная глазурью, имеет мало отношения к информации как к таковой — не сообщает потребителю ничего нового и некачественно отражает действительность. Особенно сильным информационный шум от пропаганды становится накануне всеобщих или региональных выборов.
Спастись от него можно только одним способом — полностью блокировать каналы средств массовой информации. Однако сделать это трудно, хотя бы по той простой причине, что человеку требуется объективная информация о происходящих в стране и мире событиях. Отделить одно от другого в процессе передачи чаще всего оказывается весьма трудно. Впрочем, устраивать себе передышку от масс-медиа всегда имеет смысл и в любое время, так как именно они являются главным источником информационного «зашумления» сознания человека.
По мере продвижения информационных инноваций часто приходится слышать нелицеприятную и в общем во многом справедливую оценку феномена глобальной сети. Всемирная паутина — гениальный прорыв и сокровищница человеческой мысли, знаний и информации. Но она же, по мнению многих, — грандиозная «помойка», хранящая в своих недрах «тюки» бесполезной информации вкупе с залежами весьма ценных вещей. Отрыть последние сквозь толщу наваленного мусора бывает крайне тяжело. Помимо недостаточно разработанных поисковых сервисов, существует и другое объяснение данной проблемы.
Ресурсы Сети наполняются разнородной информацией, предлагая как профильные сведения, так и дополнительные, носящие рекламный характер. Конечно, включая в себя по большей части не финансируемые государством объекты, глобальная информационная сеть не может функционировать исключительно за счет энтузиастов. Выделение, соответственно, части пространства под прямую рекламу и ссылки держателями информационных страниц — явление закономерное и обоснованное, покуда оно не переходит рамки этики и здравого смысла.
Другое дело — «бомбежка» пользователей электронной почты, так называемым, спамом, являющимся в чистом виде информационным шумом. Например, на сайт Русского гуманитарного интернет-университета на официальную почту ежедневно приходит от 600 до 1000 писем спам. Чтобы просматривать и отсеивать их, требуется немало времени и средств. Несмотря на то, что многие почтовые сервисы имеют настройки для автоматического отсеивания подобных писем, статистика их поступления достаточно высока. Вынужденная реакция на присланный материал (обусловленная опасением пропустить действительно важные и ожидаемые сведения) влечет за собой, как уже отмечалось, ощутимую потерю времени и сил. Направленная же борьба со спам-технологиями требует значительных капиталовложений, а самое главное, разработки новых методических приемов распознавания нужной и ненужной для каждого отдельного человека. Сегодня эта задача не решена, а информационный шум не только остается, но и постоянно и даже ускоренно возрастает.
Доселе мы говорили о той составляющей информационного шума, которая формируется из лишней, бесполезной для индивида и незатребованной им информации. Однако существует и проблема чрезмерного накопления в принципе нужной, но повторяющейся информации. Это, прежде всего, создает информационные шумы в науке. Можно увидеть, что с каждым днем выходит все больше публикаций, в частности, в гуманитарных областях общественного знания. К сожалению, львиная доля учебной и научной литературы не содержит сколько-нибудь новых идей и примеров, из книги в книгу шествуют шаблоны, разбавленные словесной «водой». И приходится серьезным исследователям выуживать необходимую информацию буквально по крупицам из тонн прочитанного сходного и никому не нужного информационного материала. Невольно вспоминаешь слова В. Маяковского, сказанные, правда, по другому поводу: «Изводишь единого слова ради тысячи тон словесной руды».
Еще одним фактором создания информационного шумового фона выступает критерий полезности информации, понимаемый неодинаково. Бывает так, что информация, предназначенная для одного круга лиц, действительно в ней заинтересованных, волей-неволей «мозолит» глаза другим пользователям сетей. Обычно большая часть «всплывающих» попутно данных отбрасывается сразу, но какое-то их количество все-таки «застревает» в голове человека в его информационном пространстве и в качестве мертвого груза хранится в памяти еще долгое время, пока не сотрется другими информационными напластованиями, нередко таким же информационным шумом.
Можно еще много сказать и написать (и кстати на эту тему написано немало хорошей литературы), но важно осознать, что от информационного шума не так легко избавиться, точнее, от него невозможно устраниться, также как отвлечься от шума городского. Информационный шум также есть в основном порождение урбанистического процесса. Можно только держать информационный шум в некоторых разумных, допустимых, безвредных рамках. Но для это требуется тщательное и многопозиционное исследование многих специалистов такого специфического феномена, как информационный шум.
Как нам кажется, сегодня еще никто не занимался этими проблемами, но скоро они встанут во весь рост и, по всей видимости, потребуют своего решения, в том числе и законодательного. Шум убивает ресурсы, в данном случае ресурсы интеллектуальные, так же как шум в технических информационных ресурсах убивает их производительность и качество прохождения сигнала. В технических системах уделяют этому большое внимание и научились более или менее с этим бороться.
В информационных процессах пока что не считают шум большой проблемой и в результате практически не уделяют этому должного внимания. Иногда только пишут о засилье рекламы или хаоса Интернета, но этого мало. Больше об этом говорят сами средства массовой информации. Ученые в области социальной информатики пока что совсем не исследуют данную проблему.
Несмотря на кажущую понятность, тем не менее понятие «культура информационного пространства» и роль человека в нем остается сложной и до конца не понятой. Чаще всего это связано с возникновением все новых и новых задач, которые требуют нередко весьма кардиального пересмотра этих и других понятий. Например, появление компьютера и Интернета представило содержание понятия как общей, так и частной (профессиональной) культуры практически в новом ракурсе. Например, что такое этика — хорошо известное понятие применительно к информационному пространству Интернета и пр.
Пока ответа на этот вопрос нет, наверно, и не может быть, учитывая столь небольшой срок развития Интернета и соответственно существования нового, как иногда говорят, виртуального сообщества. Мы можем предложить для данного вида социального взаимодействия набор этических нор, принятых в повседневной жизни, и это, без сомнения, будет полезно. Однако полностью реализовать эти нормы в сети будет очень сложно, что и показывает современный Интернет. То, что нельзя делать публично в обыденной жизни, оказывается вполне дозволительно анонимно в Интернете. Не случайно, постоянно говорят, и вообщем-то вполне справедливо, об установлении если не цензуры (против чего мы категорически возражаем), то по крайней мере неких фильтров. Однако вопрос этот сложный, и решение ему можно найти только по прошествии многих лет самостоятельного и независимого от каких-либо навязанных, в самых лучших побуждениях, этических норм функционирования информационного пространства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет