Что понимается под аттестацией кандидатов в аудиторы

Что понимается под аттестацией кандидатов в аудиторы

С 01.01.2022 Закон дополняется ст. 10.2 и 10.3 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 ч. 2 ст. 11 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии осуществляются с предварительного согласия совета по аудиторской деятельности. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 30.12.2020 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;

3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.

(п. 3 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма устанавливаются саморегулируемой организацией аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 30.12.2020 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

С 01.01.2022 в ч. 9 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Источник

Аттестат аудитора

Аттестат аудитора – это документ, подтверждающий квалификацию аудитора и необходимый для подписания аудиторских заключений.

Аттестация аудиторов осуществляется в форме квалификационного экзамена.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

Однако при этом каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора

Таким требованиями являются:

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора:

Единый квалификационный аттестат

Начиная с 1 января 2012 года аудит целого ряда организаций, обычно называемых общественно значимыми хозяйствующими субъектами (ОЗХС), могут проводить только аудиторы, имеющие единые квалификационные аттестаты.

Организации, аудировать которые могут только аудиторы с «едиными» аттестатами это:

Повышение квалификации

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов.

Эта программа утверждается Министерством финансов Российской Федерации в объеме не менее 40 академических часов в год.

Остались еще вопросы? Задайте их на аудиторском форуме.

Источник

Единый квалификационный аттестат аудитора

Порядок получения и срок действия Единого квалификационного аттестата аудитора регулируется законодательством РФ.

Как получить Единый квалификационный аттестат аудитора

Согласно статье 11 Закона квалификацион­ный ат­те­стат ауди­то­ра вы­да­ет­ся со­от­вет­ству­ю­щей са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мой ор­га­ни­за­ци­ей (СРО) при усло­вии, что пре­тен­дент на его по­лу­че­ние:

имеет стаж работы в сфере аудита или буху­че­та более трех лет. При этом из по­след­них трех лет не менее двух лет долж­но при­хо­дить­ся на ра­бо­ту в ор­га­ни­за­ции, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щей­ся на ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти.

К ква­ли­фи­ка­ци­он­но­му эк­за­ме­ну до­пус­ка­ют­ся только те лица, которые имеют высшее об­ра­зо­ва­ние по ак­кре­ди­то­ван­ной го­су­дар­ством об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­ме.

Таким образом, аудитор, сдавший успешно квалификационный экзамен и обладающий всеми необходимыми качествами, предусмотренными статьей 11 Федерального закона от 30.12.08 г. № 307 «Об аудиторской деятельности», получает единый квалификационный аттестат аудитора, который дает ему право вести аудиторскую деятельность в любой экономической области.

Отметим, что экзамен яв­ля­ет­ся платным и про­во­дит­ся единой ко­мис­си­ей, сфор­ми­ро­ван­ной СРО аудиторов в уста­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке.

Ко­мис­сия долж­на быть неза­ви­си­мой и объ­ек­тив­ной.

В каких случаях может быть отказано в вы­да­че Единого квалификационного аттестата аудитора

От­ка­зать в вы­да­че ат­те­ста­та могут по сле­ду­ю­щим ос­но­ва­ни­ям:

пре­тен­дент не сдал эк­за­мен и (или) не имеет необ­хо­ди­мо­го опыта ра­бо­ты в сфере ауди­та;

об­ра­зо­ва­ние пре­тен­ден­та не со­от­вет­ству­ет уста­нов­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям;

пре­тен­дент об­ра­тил­ся за вы­да­чей ат­те­ста­та спу­стя более года после сдачи эк­за­ме­на.

Необходимые документы для сдачи квалификационного экзамена

Для получения аттестата необходимо сдать квалификационный экзамен и предоставить следующие документы:

заявление на допуск к квалификационному экзамену по установленной форме,

копию диплома, заверенную нотариально,

копию трудовой книжки, заверенную нотариально,

документ об оплате взноса за проведение аттестации,

При успешной сдаче экзамена выдается аттестат аудитора установленного образца.

Если в течение двух лет с момента его получения аудитор не приступил к аудиторской деятельности, то аттестат потеряет свою силу, а значит, придется заново сдавать квалификационный экзамен.

Срок дей­ствия Единого квалификационного аттестата аудитора и повышение квалификации

Срок дей­ствия ат­те­ста­та не огра­ни­чен, од­на­ко ауди­тор обя­зан еже­год­но про­хо­дить обу­че­ние, преду­смот­рен­ное утвер­жден­ны­ми СРО про­грам­ма­ми по­вы­ше­ния квалификации.

К обучению предъявляются следующие требования:

Программа обучения должна быть утверждена саморегулируемой организацией, членом которой является аудитор.

Срок обучения составляет не меньше 20 часов в год.

За три подряд идущих года срок обучения в сумме должен быть не менее 120 часов.

СРО аудиторов может устанавливать свои минимальные сроки обучения, но они не должны быть меньше тех, что установлены ФЗ № 307.

Ограничения для аудиторов без Единого квалификационного аттестата аудитора

С 1 января 2012 г. российские аудиторы, не получившие единый квалификационный аттестат, не имеют право подписывать аудиторские заключения, если ценные бумаги аудируемой организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

При этом аудитор, являющийся членом одной из СРО аудиторов и имеющий аттестат, выданный до 1 января 2011 г., вправе с 1 января 2012 г:

в качестве аудитора (индивидуального аудитора) участвовать в обязательном аудите (проводить обязательный аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, за исключением организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;

в качестве аудитора (индивидуального аудитора) участвовать в инициативном аудите (проводить инициативный аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности любых организаций, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;

в качестве работника аудиторской организации участвовать в аудиторской группе, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;

в качестве аудитора участвовать в оказании сопутствующих аудиту услуг (оказывать сопутствующие аудиту услуги) любым организациям, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности»;

участвовать в оказании прочих связанных с аудитом услуг (оказывать прочие связанные с аудитом услуги) любым организациям, включая организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности».

Когда Единый квалификационный аттестат аудитора могут аннулировать

Несмотря на то, что по закону аттестат аудитору выдается на неопределенный срок, его могут аннулировать.

Произойти это может в следующих случаях (ст. 12 закона № 307-ФЗ):

Выявление факта предоставления подложных документов при получении аттестата.

Вынесение решения суда о запрете на право заниматься аудиторской деятельностью.

Выдача аудитором заключения, которое заведомо является ложным.

Нарушение аудиторской тайны.

Нарушение требований проведения аудита, которые прописаны в ФЗ № 307.

Неучастие в проведении аудиторских проверок в течение трех лет. В данном случае есть исключения, которые устанавливаются на законодательном уровне. Например, это правило не касается участников коллегиального исполнительного органа аудиторской СРО.

Непрохождение ежегодного обучения в объеме, установленном на законодательном уровне.

Уклонение от внешней проверки качества аудиторской работы.

Решение об аннулировании аттестата принимает либо СРО, в котором состоит аудитор, либо СРО, выдавшее аттестат.

Заключение

Квалификационный аттестат аудитора выдается на неопределенный срок, но при этом каждый год необходимо проходить обучение по программе повышения квалификации.

Аттестат может быть аннулирован при нарушении правил, установленных на законодательном уровне.

Остались еще вопросы? Задайте их на аудиторском форуме.

Источник

Как бухгалтеру стать аудитором?

Для многих из нас карьерный рост — залог жизненного успеха. Как известно, границы профессионального совершенства у каждого свои. Какие перспективы у бухгалтера? В статье мы расскажем, как бухгалтеру стать аудитором, и в чем плюсы и минусы «нового статуса».

Многие практикующие бухгалтеры со стажем работы 5–7 лет задумываются о смене профессии. Главный бухгалтер, который заинтересован в карьерном росте, может стать финансовым аналитиком, аудитором, консультантом по налогам и сборам. Основанием для такого выбора служит отсутствие необходимости ежедневно вести учет, ездить в налоговую инспекцию для представления отчетности, прохождения сверок, выполнять рутинные операции по оформлению первичной документации, формированию отчетности и т. д. Остановимся на профессии аудитора.

Аудитор — призвание или наказание?

Аудитор — интересная и хорошо оплачиваемая профессия, но стать им может далеко не каждый желающий. И не только потому, что существуют высокие требования к кандидатам на получение квалификационного аттестата, необходимого для аудиторской деятельности. Специалист, решивший стать аудитором, должен обладать большим объемом знаний в разных областях бухгалтерского учета, налогового и гражданского законодательства.

Работа аудитора имеет «сезонный» характер. Как правило, основная нагрузка по проведению проверок приходится на период с ноября по апрель. По окончании каждой проверки необходимо составить отчет и выдать клиенту заключение. Также необходимо заполнить ряд документов, предусмотренных внутрифирменными стандартами. Порой аудитор пишет отчеты дома поздно вечером. Поэтому за выбором профессии стоит не только ее статус, но и личные характеристики специалиста.

Деятельность аудитора связана с частыми командировками. Поэтому нужно быть готовым к тому, что большая часть работы будет проходить за пределами офиса, а порой в других городах.

Обязательные требования к претендентам

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора является наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Также претендент может иметь документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства. В этом случае придется предъявить свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании.

Еще одно обязательное условие — наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти.

Порядок проведения аттестации

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Проверка проходит в форме квалификационного экзамена, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры (УМЦ) определенный перечень документов. Одним из требуемых документов является копия свидетельства о присвоении физическому лицу ИНН. Если по каким-либо причинам вы его не получили — поспешите.

Существует список учебно-методических центров, с которыми Минфин заключил договоры на проведение аттестации и повышение квалификации аудиторов (по состоянию на 1 июня 2007 года). Занятия в этих центрах проводятся по программе, утвержденной Минфином России. В любом случае предпочтение стоит отдавать известным, зарекомендовавшим себя на образовательном рынке учебным центрам.

Обратите внимание!

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора:

Как проходит экзамен?

Экзамены состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы. Формирование экзаменационных комплектов билетов и тестов осуществляется централизованно методом выборки из базы данных, сформированной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Претенденты, не имеющие при себе таких документов либо опоздавшие на экзамены, считаются не явившимися на экзамен.

За прохождение экзамена придется отдельно заплатить 2000 рублей. Учтите, что при неудовлетворительных итогах аттестации эта сумма претенденту не возвращается. С условиями набора групп и прохождения обучения вы можете ознакомиться в таблице 1.

Таблица 1. Условия набора групп и обучения

Повышаем квалификацию

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов. Эта программа утверждается Министерством финансов Российской Федерации в объеме не менее 40 академических часов в год.

Курс по программе повышения квалификации можно пройти в том же учебном центре, где проходили обучение перед экзаменом на получение квалификационного аттестата. Стоимость курса колеблется от 4500 до 8400 рублей. По окончании курса повышения квалификации выдается сертификат для продления аттестата.

Аттестат получили. Что дальше?

После успешной сдачи экзамена и получения аттестата можно претендовать на должность аудитора. Средняя заработная плата для начинающего специалиста, не имеющего опыта проверок, — 35 000–45 000 рублей. С опытом работы аудитором от года, с сертификатом о прохождении повышения квалификации диапазон оплаты труда значительно повышается — 55 000–75 000 рублей. Впрочем, заработная плата опытного главного бухгалтера находится в том же диапазоне. Заметим, что совмещение работы аудитора и главного бухгалтера нецелесообразно и практически невозможно.

Необходимо определиться, в какой сфере деятельности вам интересней работать, и сделать свой выбор.

А. Деменко, ведущий налоговый консультант Группы компаний «РУСКОНСАЛТ»

Что понимается под аттестацией кандидатов в аудиторы. Смотреть фото Что понимается под аттестацией кандидатов в аудиторы. Смотреть картинку Что понимается под аттестацией кандидатов в аудиторы. Картинка про Что понимается под аттестацией кандидатов в аудиторы. Фото Что понимается под аттестацией кандидатов в аудиторы

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Что понимается под аттестацией кандидатов в аудиторы

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Определен перечень общественно значимых организаций

Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)

УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Публичные акционерные общества (ПАО)Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам*XОрганизации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг*XКредитные организации*XГоловные кредитные организации банковских групп*Головные организации банковских холдингов*Страховые организации*XОбщества взаимного страхования*Организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг*Бюро кредитных историй*Клиринговые организации*Организаторы торговли*Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)*XУправляющие компании инвестиционных фондовУправляющие компании паевых инвестиционных фондов*Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов*Государственные корпорацииXГосударственные компанииXПублично-правовые компанииXОрганизации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25%XИные организации, которые представляют и/или раскрывают отчетность в соответствии с ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»X

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке

Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.

Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:

Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм

Введены новые обязанности аудиторских фирм

СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ

ПРИМЕЧАНИЕ

Предоставлять аудируемым лицам информацию о внесении сведений об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО аудиторов)Аудиторские фирмы, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям

Аудиторские организации на финансовом рынкеИнформацию аудиторская фирма предоставляет при оказании аудиторских услуг по требованию аудируемого лицаВести сайт аудиторской организацииВсе аудиторские организации–Раскрывать информацию о своей деятельности на сайте (ранее Совет по аудиторской деятельности лишь рекомендовал аудиторским организациям раскрывать информацию на своем сайте)Все аудиторские организацииПеречень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на сайте, а также сроки раскрытия устанавливает Минфин.

Для аудиторских организаций на фин. рынке ЦБ вправе устанавливать дополнительные требования к перечню, срокам и форме раскрытия информации.Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него (с 2023 г.)Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, в т. ч. аудиторские организации на фин. рынкеПорядок предоставления и получения таких документов устанавливает Федеральное казначействоОбеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Банк России и получать такие документы от него (с 2023 г.)Аудиторские организации на финансовом рынкеПорядок предоставления и получения устанавливает ЦБНазначать руководителей аудитаВсе аудиторские организацииВведена обязанность назначать руководителей аудита (см. далее в статье)Осуществлять взаимодействие с Банком РоссииАудиторские организации на финансовом рынкеОпределен порядок взаимодействия аудиторских фирм с Банком России (см. далее в статье)Сообщать об отказе аудируемого лица – общественно значимой организации на финансовом рынке либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в ЦБАудиторские организации на финансовом рынкеНе позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме об отказе или принятия решения об отказе

Расширен предмет аудита

Дополнительно предметом аудита определены:

Аудиторская тайна

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.

В связи с этим аудиторская организация не вправе:

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:

Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).

Вот ещё требования, которых ранее не было:

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕ 01.01.2023

Аудиторская фирма собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациямНа основании трудовых договоров по основному месту работы – не менее трёхНе менее пятиАудиторская фирма, сведения о которой внесены в Реестр оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынкеНе менее семиНе менее двенадцати

Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ОКАЗЫВАЮЩАЯ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

(* – АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ)

ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Публичные акционерные общества (ПАО)XОрганизации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгамX*Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумагX*Кредитные организацииX*Головные кредитные организации банковских группX*Головные организации банковских холдинговX*Страховые организацииX*Общества взаимного страхованияX*Организации – профессиональные участники рынка ценных бумагX*Бюро кредитных историйX*Клиринговые организацииX*Организаторы торговлиX*Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)X*Управляющие компании инвестиционных фондовX*Управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФ)X*Управляющие компании негосударственных пенсионных фондовX*Государственные корпорацииXГосударственные компанииXПублично-правовые компанииXОрганизации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25%XИные организации, которые представляют и/или раскрывают отчетность в соответствии с ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»XЛица, отличные от указанных выше организацийXX

В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *