Что понимается под богатством речи

богатство речи

Смотреть что такое «богатство речи» в других словарях:

БОГАТСТВО РЕЧИ — БОГАТСТВО РЕЧИ. Коммуникативное качество речи, для которой характерно широкое применение средств лексической и синтаксической синонимии, большое количество интонационных моделей, повышенная вариативность в использовании языковых средств … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Богатство речи — коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь язык. Б. р. можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации… … Педагогическое речеведение

богатство речи — То же, что и разнообразие речи … Учебный словарь стилистических терминов

Речи развитие — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. Первый этап довербальный. Это первый год жизни ребенка. Хотя ребенок еще не умеет говорить, в этот период складываются… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Богатство — (ст. слав.) – качественная характеристика высокого уровня материально экономического обеспечения жизни и деятельности индивида, семьи, организации (производства), государства. В разговорной речи – это изобилие, обилие, избыток, зажиточность.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

богатство совокупное — Комплекс языковых средств. Это богатство организации и динамики языковых средств в речи, ее информативная насыщенность. 2. Умение применять комплекс языковых средств в речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

богатство лексическое — 1. Одно из слагаемых совокупного богатства речи. 2. Умение пользоваться разнообразными лексическими единицами … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

богатство синтаксическое — 1. Одно из слагаемых совокупного богатства речи. Насыщенность текста разнообразными синтаксическими моделями и вариантами моделей. 2. Умение пользоваться синтаксическими средствами языка … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

термины и понятия культуры речи — могут быть описаны как система, если применить информационные модели коммуникативных качеств речи Модели позволяют систематизировать терминологический материал по культуре речи. Так, 365 терминов и терминологических словосочетаний, применяемых в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Богатство речи

Полезное

Смотреть что такое «Богатство речи» в других словарях:

БОГАТСТВО РЕЧИ — БОГАТСТВО РЕЧИ. Коммуникативное качество речи, для которой характерно широкое применение средств лексической и синтаксической синонимии, большое количество интонационных моделей, повышенная вариативность в использовании языковых средств … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

богатство речи — Одно из коммуникативных качеств речи, основанное на разнообразии языковых знаков, входящих в структурную единицу речи, максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

богатство речи — То же, что и разнообразие речи … Учебный словарь стилистических терминов

Речи развитие — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. Первый этап довербальный. Это первый год жизни ребенка. Хотя ребенок еще не умеет говорить, в этот период складываются… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Богатство — (ст. слав.) – качественная характеристика высокого уровня материально экономического обеспечения жизни и деятельности индивида, семьи, организации (производства), государства. В разговорной речи – это изобилие, обилие, избыток, зажиточность.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

богатство совокупное — Комплекс языковых средств. Это богатство организации и динамики языковых средств в речи, ее информативная насыщенность. 2. Умение применять комплекс языковых средств в речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

богатство лексическое — 1. Одно из слагаемых совокупного богатства речи. 2. Умение пользоваться разнообразными лексическими единицами … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

богатство синтаксическое — 1. Одно из слагаемых совокупного богатства речи. Насыщенность текста разнообразными синтаксическими моделями и вариантами моделей. 2. Умение пользоваться синтаксическими средствами языка … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

термины и понятия культуры речи — могут быть описаны как система, если применить информационные модели коммуникативных качеств речи Модели позволяют систематизировать терминологический материал по культуре речи. Так, 365 терминов и терминологических словосочетаний, применяемых в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Богатство как коммуникативное качество речи. Богатство языка и богатство речи.

Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи

Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи

Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи

Богатство – очень важный компонент не столько собственно речи, сколько именно культуры речи, поскольку она предполагает выбор языковых и речевых средств из нескольких вариантов, а богатство языка и речи дает возможность для осуществления этого выбора.

Богатство языка и речи в целомотражает обилие разнообразных средств языка и речи, которые могут быть использованы в любой ситуации общения и в любом речевом жанре. Богатство речи –это показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств. Любой язык богат, но богатство речи каждого конкретного человека, говорящего или пишущего на данном языке, определяется не столько уровнем богатства языка, сколько тем, какую часть этого общего языкового и речевого богатства конкретный человек может использовать.

Многие люди склонны рассматривать богатство речи только как украшение речи, заботу исключительно об эстетической ее стороне. Эстетическая функция богатства действительно очень важна как показатель ее высокого качества. Но богатство речи в целом и его эстетическая составляющая оказываются еще более важными в коммуникативном и этическом плане, так как:

— богатая речь отражает высокий уровень культуры ее автора и тем самым способствует повышению его статуса в общении;

— забота о богатстве речи – это способ проявить уважение автора речи к ее адресату;

— способность автора речи использовать разнообразные языковые и речевые средства помогает существенно повысить уровень понимания речи адресатом;

— богатство речи адресата, в свою, очередь, способствует лучшему пониманию им чужой речи и т. д.

В то же время излишнее многообразие, без учета уместности и целесообразности речи, вредит единству речи и затрудняет восприятие, поскольку требует от слушателя (читателя) гораздо больших усилий по соотнесению слов с подразумеваемым значением и необходимостью перекодирования информации.

Выделяются два основных вида богатства: богатство языка и богатство речи.

Богатство языка – это разнообразие единиц всех уровней языка – те сокровища языка, из которых строится речь. Большая часть этих богатств собрана в словарях. Существуют словари толковые, словообразовательные, фразеологические, словари синонимов, антонимов, паронимов, иностранных слов, словари терминологические по той или иной области знаний и т. д.

Но богатство языка – это только основа, база для богатства речи. Богатство речи каждого носителя языка – это плод его личных «накоплений», причем накоплений, заработанных в процессе активного овладения речью. Богатство речи достигается только осознанным стремлением к постижению новых для личности средств языка и активным их освоением – стремлением разнообразить свою речь, использовать те средства, которые дает нам язык, постичь его красоту и возможности в процессе совершенствования своей речи.

Богатство языка и богатство речи тесно взаимосвязаны, поскольку не только язык «питает» речь, но и индивидуальное речевое творчество (например, новые слова) пополняет богатство языка.

Богатство речи определяется не только уровнем знания разнообразных средств языка и речи, но и степенью осознания таких компонентов речи, как содержание, жанрово-стилистическое оформление речи и т. д. В связи с этим необходимо заботиться, что не менее важно, о богатстве содержания высказывания, а это предполагает разнообразие фактов, идей, мыслей, чувств, переживаний, лежащих в его основе. Другими словами, если человеку есть что сказать, он будет стремиться сделать свою речь разнообразной и выразительной.

В этом автору речи помогают основные речевые механизмы, связанные с возможностью выбора того или иного средства. В первую очередь это механизм памяти: выбор тех или иных средств языка и речи совершается (особенно в устной речи) на основании того, что человек хорошо знает, что ему доступно для извлечения из «копилки» памяти. Не менее значимым является механизм эквивалентных замен, то есть перекодирование полученной информации на другой «язык», например, пересказ статьи, фильма, новостей «своими словами». Или «перевод» сложной инструкции на более понятный для себя язык.

Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи

Эти и другие речевые механизмы показывают, что богатство речи – это продукт культуры и ее инструмент.

Русский язык состоит из единиц, принадлежащих к одному из его уровней: фонетическому, словообразовательному, лексическому, морфологическому и синтаксическому. Соответственно, богатство русского языка также складывается из богатства каждого его уровня.

Источник

Общее понимание богатства речи

Богатство — очень важный компонент не столько собствен­но речи, сколько именно культуры речи, поскольку культура речи предполагает выбор языковых и речевых средств из не» скольких вариантов, а богатство языка и речи дает возможность для осуществления этого выбора.

Богатство речи — качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различ­ных языковых и речевых средств. Соответственно речь разно­образную называют богатой, а речь однообразную — бедной.

— богатая речь отражает высокий уровень культуры ее автора и тем самым способствует повышению его статуса в об­щении;

— забота о богатстве речи — это способ проявить уважение автора речи к ее адресату;

— способность автора речи использовать разнообразные языковые и речевые средства помогает существенно повысить уровень понимания речи адресатом;

— богатство речи адресата, в свою очередь, способствует лучшему пониманию им чужой речи и т. д.

Таким образом, богатство речи — обязательное условие успешного общения в разных ситуациях и потому одно из важ­нейших ее достоинств. В этом плане богатая речь — это норма, речь бедная — отступление от нормы, ее нарушение.

Излишнее многообразие без уче­та уместности и целесообразности речи вредит единству речи и затрудняет восприятие, поскольку требует от слушателя (чита­теля) гораздо больших усилий по соотнесению слов с подразу­меваемым значением и необходимостью перекодирования ин­формации. И если подобные усилия в художественной речи мо­гут быть расценены как средство активизации ее восприятия, то в нехудожественной речи создание дополнительных трудно­стей адресату редко бывает оправданно. Следовательно, богат­ство оценивается как достоинство речи только тогда, когда раз­нообразные средства языка и речи употреблены целесообразно.

Выделяются два основных вида богатства: богатство языка и богатство речи.

1). Богатство языка — это разнообразие единиц всех уров­ней

· Фонетическое богатство (поэзия)

2). Речевое богатство основывается не только на языковых, но и на собственно речевых единицах.. Речевое богатство в целом — это гораздо более широкое и емкое понятие, чем языковое.

· Интонационное богатство( паузы, ударения и т.д.)

· Семантическое богатство — это богатство смыслов, которые могут выразить в речи языковые единицы.

Значение каждой языковой единицы определяется, во-пер­вых, в ее сопоставлении с другими единицами того же уровня, что дает возможность рассматривать их в одном ряду, устанав­ливать общие и различительные признаки; во-вторых, значение каждой языковой единицы определяется ее способностями соче­таться с другими единицами того же уровня. Другими словами, семантическое богатство относится только к речи и основыва­ется на синтезе ее языковых и речевых сторон.

. Речь сама по себе бесконечно разнообразна:

— по целям, поскольку и содержательная насыщенность, и выражение чувств или воли ее автора имеют множество ва­риантов по направленности воздействия речи, ее интенсивности, по смыслам и оттенкам их значений;

— по тематике (предмету речи), поскольку высказывание может быть посвящено абсолютно всем фактам, событиям и яв­лениям жизни;

— по формам (вспомните материал о видах общения);

— по стилям и жанрам;

— по набору словесных и несловесных средств;

— по средствам выразительности и т. д.

Соответственно каждая форма речи имеет свои разнооб­разные особенности.

Богатство речи проявляется не только при создании текс­тов, но и при их восприятии, потому что чем богачи языковой и речевой багаж человека, тем проще и точнее происходит узнавание и распознавание различных элементов речи, и осо­бенно — их перекодирование на «свой язык».

III. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

Точной называют речь, если значения слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи. Стремясь создать точную речь, автор заботится о том, чтобы ее нельзя было понять приблизительно, неправильно или по-разному.

Точность речи достигается только тогда, когда полностью ясна ее цель. Культура речи в этом плане определяется ясностью (точностью и логичностью) мышления, а также соответствием поставленных целей этическим и ком­муникативным нормам.

В письменной речи более жесткие требования к точности обусловлены тем, что пишущий обычно не в состоянии восполнить информацию, поэтому письменная речь требует большей раз­вернутости, полноты и определенности в изложении мыслей.

Правильность речи – это соотвествие речи нормам литературного языка.

Точность речи – это правильное осмысление объективной действительности и правильное отражение ее в речи.

Логичность речи – это соотвествие речи законам логики.

Уместность речи – это подбор и организация языковых средств, отвечающих целям и условиям общения.

Ясность речи – это отсутствие двусмысленности, восприятия текста именно в том значении, которое подразумевалось говорящим.

Краткость речи – это умение передать мысль наименьшим количеством слов языковых средств.

Чистота речи – это отсутствие в речи некодифицированных языковых средств (просторечий, диалектизмов, жаргонизмов), слов, оскорбляющих нравственность собеседников, слов-паразитов, слов-сорняков.

Богатство речи – это максимальное разнообразие использующихся в речи языковых средств.

Выразительность речи – это все особенности речи, которые привлекают к ней внимание собеседника.

15. КОНТРОЛИРОВАНИЕ И БЕЗКОНТРОЛЬНОСТЬ В РЕЧИ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ/ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ЛОЖЬ В РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ. ПОСЛЕДСТВИЯ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КОММУНИКАЦИИ.

Человеческий интеллект делится на сознательное и бессознательное; мотивы человеческого поведения могут лежать в зоне как сознательного, так и бессознательного. В конкретном человеческом поступке, в частности в речевом, проявляется и то, и другое: сознательные мотивы и бессознательные.

Рассмотрим эту проблему подробнее применительно к особому виду речевой коммуникации — попытке обмануть.

Когда человек говорит, особенно когда вы его видите, он передает:

1) собственно информацию, которая является обычно зоной сознательного;

2) свое отношение к этой информации;

3) свое отношение к тем людям, к которым он обращается с речью.

Свое отношение к информации и людям человек, как правило, хочет скрыть, потому что отношение к людям у него не всегда достаточно доброжелательное, а если он обманывает, то и отношение к информации у него — как к недостоверной. На уровне естественного языка (ЕЯ) в письменной речи разоблачение его отношения к информации и к речевым коммуникантам может быть затруднено, а на уровне устной речи практически не может быть скрыто, потому что знаки Body Language ( BL ) демонстрируют бессознательное желание скрыть эмоциональную информацию.

Следует понимать, что разоблачив вас во лжи, слушающий сделает это внутренне, для себя и не будет декларировать, что он не очень доверяет вашим словам. Если вы его обманываете, он почувствует ваше негативное отношение к себе (если вы к нему именно так относитесь) и даст соответствующую ответную эмоциональную реакцию. Причем любопытно, что эту информацию он, как правило, также примет не сознательно, а бессознательно, т.е. почувствует внутреннее неудовлетворение по поводу речевой коммуникации, и в результате этого неудовлетворения ответная реакция может быть весьма для нас нежелательной.

Естественный язык и Body Language как знаковые системы принципиально отличаются друг от друга. Основное отличие заключается в том, что ЕЯ линеен, a BL — это вертикально организованная парадигматическая колонка, где много знаков реализуются одновременно, а последовательный текст выстроить невозможно.

Это означает, что все мыслительные усилия в этот момент падают на сознательное: человек напряженно думает о том, что говорит, а знаковая система BL функционирует совершенно стихийно и еще больше его выдает, потому что для контроля над ней не остается интеллектуальных сил.

Ложь — одна из коммуникативных функций. Ложью в речи называется неверие самого человека в истинность того, что он говорит. Объективная ложь, как и объективная истина, не даны человеку в знании, но вера дана. Любопытно, что есть ложь, никто не знает, но, когда человек обманывает, он всегда понимает, что обманывает.

Определить категорию лжи с терминологической точки зрения не представляется возможным, словарные толкования не дают понимания, но каждый человек знает, что это такое.

механизм коммуникации во время лжи

Говорящий передает дезинформацию, одновременно с дезинформацией помимо своей воли знаками BL он передает свое отношение к ней и свое отношение к речевому коммуниканту. Внутреннее отношение человека к дезинформации негативное: мозг любую интеллектуальную неадекватность воспринимает мучительно, нервная система входит в состояние стресса. На этом принципе построены детекторы лжи. Детектор лжи воспринимает нервные импульсы, т.е. возбуждение центральной нервной системы. Когда человек обманывает, центральная нервная система оказывается в состоянии стресса, что фиксируется датчиками. То же негативное состояние возбуждения без помощи детектора лжи через знаки BL воспринимается слушающим.

Обманывая, человек испытывает сильный психический дискомфорт.

Кроме собственно информации, про которую он не знает, правда это или ложь, слушающий фиксирует нервозность и внутреннее беспокойство собеседника.

Когда человека обманывают, ему, конечно, приносят зло. Так как внешний мир проецируется на наше сознание с большой мерой погрешности, особую ценность приобретает каждая крупица истины: она помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. Когда вы человека обманываете, вы лишаете его полезной для него информации. И мир в его сознании искажается еще больше. Это сравнимо со слепым человеком, вошедшим в незнакомую комнату с тремя окнами, последнее из которых открыто. Если слепого обмануть, сказав, что в комнате только два окна, он, ощупав их, успокоится, и очень вероятно, что погибнет, выпав из третьего.

Таким образом, во время обмана возникает следующая коммуникативная ситуация: слушающий

1) принимает информацию, не зная, подлинная она или нет;

2) улавливает раздражение центральной нервной системы говорящего, и это его настораживает, вызывая в нем ответную нервозность;

3) чувствует, что к нему плохо относятся. Ответная реакция — точно такая же: Человек даже не понимает, что он сформировал ответное отрицательное отношение, но это уже произошло, и действовать он дальше будет в соответствии со своим душевным состоянием.

Мы рассмотрели речевую коммуникацию в условиях неразоблаченной лжи. Совсем иначе выглядит коммуникативная модель в ситуации лжи разоблаченной (особенно — публично).

В этот момент возникает очень опасная для говорящего ситуация, связанная с полной потерей авторитета в глазах не только того человека, который разоблачил его во лжи, но и в глазах всех присутствовавших при разоблачении. Одновременно с потерей авторитета происходит потеря доверия. Авторитет и доверие принадлежат к категориям, которые трудно достигаются, очень легко теряются и практически не восстанавливаются.

Важным аспектом рассматриваемого типа коммуникации является аспект нравственный. Ложь есть зло по отношению к речевому коммуниканту, и всякий раз, когда человек его совершает, следует подумать, в какой мере он сам хочет, чтобы подобное зло было направлено на него. Никто не любит быть обманутым. С нравственной точки зрения, людей обманывать не следует. Но нравственный барьер — это барьер, который каждый человек устанавливает для себя сам, он не может быть навязан никем извне. Поэтому в той мере, в какой вы позволяете себе греховное отношение к другим людям, вы позволяете себе входить с ними в ложную коммуникацию.

Источник

Богатство и разнообразие речи

Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи

Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи

Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи

Расширение индивидуального словаря говорящего. Использование многозначных слов, синонимов, неологизмов, оценочных слов в речи. Словесные штампы.

Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речиЛексическое богатство русского языка отражено в различныхлингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 г., содержит около 115 тыс. слов. В.И. Даль включил в «Сло­варь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» — око­ло 90 тыс. слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из более 120 тыс. слов.

А каким может быть словарный запас одного человека?

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, пре-зрение и удовлетворенность.)

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрач­ный случай», «мрачный кот» и т. д.)

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение.

Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка.

Богатство языка определяется и смысловой насыщенностыо слова, т.е. его многозначностью.

Многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Так, например, академик Д.С. Лихачев написал для юношества книгу «Земля родная». Слово земля имеет восемь значений: 1) третья от солнца планета; 2) верхний слой земной коры; почва, грунт; 3) рыхлое вещество темно-бурого цвета, входящее в со­став земной коры; 4) суша (в отличие от водной поверхности); 5) обработанная, используемая в сельскохозяйственных целях почва; 6) страна, государство; 7) устар. поле, фон ткани, по которому сделан рисунок; 8) спец. составная часть названий некоторых красок.

Какое же значение имеет слово земля в названий книги? На этот вопрос автор дает ответ в предисловии: «Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово земля в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названий моей книги слово земля может быть понято во всех этих смыслах». Вот каким емким стало содержание заглавия, как о многом оно говорит!

Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речи

Возьмем, например, цикл слова знаменитый (в применении к человеку), с которым конкурируют известный, выдающийся, замечателъный и большой. Все әти слова обознача-ют, конечно, одно и то же, но каждое подходит к одному и тому же понятию с несколько особой точки зрения: большой ученый является как бы объективной характеристикой; выдающийся ученый подчеркивает, может быть, то же, но в аспекте несколько более сравнительном; замечателъный уче­ный говорит об основном интересе, который он возбуждает; известный ученый отмечает его популярность; то же делает и знаменитый ученый, но отличается от известный ученый превосходной степенью качества. [75, 122]

Каждый из синонимов, таким образом, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность каче­ства предмета, явления или какой-то признак действия, а в совокупности синонимы способствуют более глубокому, всестороннему описанию явлений действительности.

Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, придают экспрессию. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуютея отрицательной экспрессией.

Очень много в русском языке слов, эмоциональне окрашенных. Это объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение. Об этой отличительной черте русского языка писал еще М.В. Ло­моносов:

. умилительных имен, как дворик, платъице, девушка, не во всяком языке равное довольствие. Российский и итальянский весьма оными богаты, немецкий скуден, французский еще скуднее.

Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией. Выражения положитъ в долгий ящик, мамаево побоище, тяжела ты, шапка Мономаха, аракчеевский режим, вот тебе, бабушка, и Юръев денъ и многие другие, получившие переносное значение, связаны с историей рус­ского народа, его прошлым. Сколько тонкого народного юмора, иронии содержат фразеологизмы: попасть паль- Что понимается под богатством речи. Смотреть фото Что понимается под богатством речи. Смотреть картинку Что понимается под богатством речи. Картинка про Что понимается под богатством речи. Фото Что понимается под богатством речицем в небо, сестъ в калошу, переливать из пустого в порожнее, прийти к шапочному разбору, пожарная ка­ланча, от горшка два вершка.

Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами.Если русский язык сравнить с другими языками, то он выгодно отличается по разнообразию и количеству способов образования новых слов. Новые слова со-здаются спомощью приставок, суффиксов, чередования звуков вкорне, сложением двух или нескольких основ, путем переосмысления (звено, пионер), расщепления слов на омонимы (месяц — луна и месяц — отрезок времени) и т. д. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, спомощью которого от одного и того же корня создаются десятки новых слов. Так, от корня уч- образованы слова: учителъ, изучать, выучитъ, поучатъ, обучать, переучиватъ, заучиватъ, приучитъ, научить, учение, ученостъ, ученик, ученичество, ученый, учителъ, учебный, наука, научный и др. По данным «Словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова, словообразовательное гнездо сэтим корнем включает более 300слов.

Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой иоригинальной. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблоны, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания.

Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, о его речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается сбедностью, серостью и неоригинальностью мысли.

Стократ прав К.И. Чуковский, написавший в книге «Живой как жизнь»:

Не для того наш народ вместе с гениями русского слова — от Пушкина до Чехова и Горького — создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, пора-жающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз.

Сказать это нужно с категорической строгостью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *