Что понимается под договором комплексного природопользования

Статья 45. Договор и лицензия на комплексное природопользование

Статья 45. Договор и лицензия на комплексное природопользование

Природопользователь и Администрация области, или орган местного самоуправления, на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование заключают договор на комплексное природопользование.

Договор и лицензия на комплексное природопользование являются документами, удостоверяющими право пользования природными ресурсами.

Приступить к использованию природных объектов возможно только после оформления документов, указанных в части 1 настоящей статьи.

Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается соответствующим Комитетом по охране природы области по согласованию с соответствующими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды с указанием видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов производства.

Порядок лицензирования комплексного природопользования и заключения договора регулируется законодательством Российской Федерации и области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Статья 47. Договор и лицензия на комплексное природопользование

Статья 47. Договор и лицензия на комплексное природопользование

1. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и администрацией области на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.

ГАРАНТ:

Об экологической экспертизе см. также:

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»,

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698

2. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.

3. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:

видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.

ГАРАНТ:

См. также Временное положение о порядке выдачи лицензии на комплексное природопользование, утвержденное приказом Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. N 273

4. Порядок лицензирования комплексного природопользования и заключения договора регулируется законодательством Российской Федерации и области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Статья 18. Договор и лицензия на комплексное природопользование

Статья 18. Договор и лицензия на комплексное природопользование

1. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.

2. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.

3. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:

видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.

ГАРАНТ:

О порядке выдачи лицензии на комплексное природопользование см. Временное положение, утвержденное приказом Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. N 273

О требованиях к экологическому обоснованию лицензий на природопользование см. Инструкцию по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденную приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Тема 12. Экологическое право

Цели и задачи:

Ознакомившись с данной темой, Вы будете:

Оглавление

12.1. Понятие и метод экологического права. Объекты экологического права

Главное назначение экологического права – обеспечить конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. 2. ст. 42 Конституции РФ).

Экологическое право – система правых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности. Экологическое право как развивающаяся отрасль права включает в себя:

Объектами экологического права являются:

Предмет экологического права составляют общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. Различают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду- проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов. Оценка воздействия на окружающую среду и т. д.

Особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В данной отрасли права применяется своеобразное сочетание императивного и экономического, гражданско-правового методов регулирования.

Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха; водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов. Комплексные экологические отношения касаются прав природопользования и охраны природных ресурсов в целом – т. е. и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон. Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права. Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специально уполномоченные и иные государственные органы, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.

Совокупность различных мер и методов, способов защиты и использования объектов экологического права является формой правовой охраны природной среды обитания. По характеру осуществления формы правовой охраны можно разделить:

Например, законодательством предусмотрена система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды:

1) органы общей компетенции;

2) специально уполномоченные органы: федеральные органы комплексного управления; функциональные органы; координационные органы.

Что понимается под договором комплексного природопользования. Смотреть фото Что понимается под договором комплексного природопользования. Смотреть картинку Что понимается под договором комплексного природопользования. Картинка про Что понимается под договором комплексного природопользования. Фото Что понимается под договором комплексного природопользования

Что понимается под договором комплексного природопользования. Смотреть фото Что понимается под договором комплексного природопользования. Смотреть картинку Что понимается под договором комплексного природопользования. Картинка про Что понимается под договором комплексного природопользования. Фото Что понимается под договором комплексного природопользования

Что понимается под договором комплексного природопользования. Смотреть фото Что понимается под договором комплексного природопользования. Смотреть картинку Что понимается под договором комплексного природопользования. Картинка про Что понимается под договором комплексного природопользования. Фото Что понимается под договором комплексного природопользования

12.2. Развитие экологического законодательства. Источники экологического права

Историю развития в России экологического права можно разделить на три периода: до 1917 г.; в советский период; на современном этапе.

На сегодняшнем этапе экологическое право развивается с учетом определенных факторов, в том числе: наличие определенных пробелов, несовершенства экологического законодательства, введение различных форм собственности на природные ресурсы. Развитие рыночных отношений в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических отношений. В настоящий момент государством разработана экологическая доктрина (с основными направлениями и приоритетными), и можно выделить основные направления развития экологического законодательства:

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права имеют ряд особенностей, предопределенных комплексным характером самой отрасли в системе российского права.

Выделяют следующие виды источников экологического права:

Основой экологического базиса являются конституционные акты

Конституция РФ и Конституции республик РФ. Например, ст. 2, 9, 36, 42, 72, 114 Конституции РФ

Экологические и экологизированные международные нормативно-правовые акты 1

Ст. 15 Конституции РФ как составная часть Российской правовой системы;

общепризнанные принципы и нормы международного права

Законы: федеральные и субъектов РФ

Специальный (полностью экологизированный)

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

федеральные законы (природоохранительные и поресурсные);

законы субъектов РФ;

другие нормативные акты (Основы законодательства, кодексы и т. д.)

Обычно частично или полностью экологизированные подзаконные акты

Указы и распоряжения Президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

нормативно-правовые акты субъектов РФ;

Региональные нормативные акты и решения органов местного самоуправления, их администраций (ст. 132 Конституции РФ)

и иные ведомственные нормативные акты, например приказы, инструкции, издаваемые федеральными министерствами для осуществления функции регулирования, использования и охраны отдельных природных ресурсов.

12.3. Система экологического права и классификация экологических правовых норм

Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом праве выделяют общую и особенную части. Кроме того, ряд норм составляет специальную часть экологического права.

Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: недро-, водо- и лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ. Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов: международно-правовая охрана окружающей среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос. Правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды – нормы экологического права. Различают нормы: отраслевые – по охране и использованию природных объектов, таких как земля, недра, вода, леса и т. д.; комплексные – по охране и использованию природных комплексов, природной среды в целом; экологизированные, которые содержатся в других отраслях права (административном, уголовном, хозяйственном и т. д.) и требуют соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.

Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

Версия для печати

Хрестоматия

Ознакомление с данными статьями КоАП РФ необходимо для выполнения практических заданий по теме.

Источник

Договор комплексного природопользования

Существование подобного договора предусмотрено законом РФ «Об охране окружающей природной среды». Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей среды (ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды»), а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования.

Под комплексным природопользованиемпонимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других ресурсов.

Например, лицензии на разработку недр с целью добычи полезных ископаемых не регулируют вопросов охраны земель, вод, лесов. А эти вопросы должны быть затронуты при развертывании добычи полезных ископаемых, иначе хозяйственная деятельность такого рода неизбежно приведет к разрушению природной среды. Поэтому заключение и исполнение договора по комплексному природопользованию позволит устранить этот пробел. Такому заключению должно предшествовать решение всех вопросов, связанных с пользованием конкретными ресурсами и конечными последствиями такой эксплуатации. И только завершающим этапом может служить выдача лицензии.

На основе лицензии природопользователь ставит перед органами охраны окружающей природной среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологии города, района, области, края, республики изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.

Таким образом, лицензия и положительное заключение экологической экспертизы являются основными документами, которые требуются по Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» для заключения договора о комплексном природопользовании. Заключение договора осуществляется исполнительной властью города, района, края, республики в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых он выполняет полномочия собственника либо владельца.

Договор возлагает на природопользователя обязанности порациональному использованию ПР и соблюдению требований охраны окружающей природной среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несет ответственность и обязан возместить причиненный вред. Договор на комплексное природопользование является новым видом договорных связей в области природопользования. К сожалению, еще не разработаны типовые формы договоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету.

Дата добавления: 2014-12-22 ; просмотров: 2403 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *