Что понимается под достоинством личности в полиции

Достоинство личности (ст. 21 Конституции России)

Охрана государством достоинства личности закреплена в Консти­туции России, предусматривающей, что ничто не может быть основа­нием для умаления достоинства личности.

Достоинство личности рассматривается с двух сторон. С одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституци­онных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека и государства. С этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализа­ция являются проявлением принципа достоинства личности.

С другой стороны, достоинство личности является самостоятель­ным субъективным правом человека. Достоинство личности предпо­лагает определенную оценку со стороны общества и самооценку лич­ностью своих моральных и интеллектуальных качеств. Государство обязано защищать достоинство личности от рождения и до смерти вне зависимости от каких-либо обстоятельств. При этом личность в ее взаимоотношениях с государством является равноправным субъ­ектом, который может защищать свои права всеми незапрещенными способами, в том числе оспаривая решения и действия государства в лице его органов.

Гарантией достоинства личности является конституционное тре­бование о том, что никто не должен подвергаться пыткам, наси­лию, другому жестокому или унижающему человеческое достоин­ство обращению или наказанию. Кроме того, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Требования защиты достоинства личности в широком объеме со­держатся в отраслевом законодательстве.

В частности, граждане вправе требовать от редакции средства мас­совой информации опровержения не соответствующих действитель­ности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (статья 43 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Федеральный закон «О полиции» запрещает сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему че­ловеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пре­секать действия, которыми гражданину умышленно причиняется боль, физическое или нравственное страдание (статья 5).

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд юри­дических механизмов защиты достоинства личности. Так, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, досто­инство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Наряду с опровержением таких сведений гражданин вправе требо­вать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их рас­пространением (статья 152).

Серьезной проблемой, связанной с защитой чести и достоинства личности, в по­следнее время выступает распространение оскорбляю­щей достоинство человека информации в сети Интернет. Для защиты чести и достоин­ства человек должен пред­ставить в суд доказательства распространения в Интернете порочащих сведений. В дан­ном случае достаточно эффективной формой защиты нарушенных прав может выступать обращение к нотариусу для обеспечения доказательств, включая заверение нотариусом соответствующей интернет-страницы, на которой содержится порочащая информация.

Основные законодательные акты:

Источник

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.
Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируются Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.
Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Юрисконсульт правовой группы
Отдела МВД России по г. Ессентуки
Светлана Коньшина

Источник

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Источник

Профессиональная этика сотрудников и деловая репутация органов внутренних дел

Высшей ценностью в современном обществе являются человек, а также его права и свободы. К наиболее важным ценностям, принадлежащим человеку, несомненно, относят честь, достоинство, деловую репутацию.

Репута́ция (англ. reputation), реноме́ (фр. renommée) – закрепившееся определённое мнение о человеке или группе людей.

Понятие деловой репутации в различных научных исследованиях определяют по-разному. А.М. Эрделевский считает, что деловая репутация относится к общественно значимой деятельности лица, его оценка обществом, мнение общества о качествах, достоинствах и недостатках этого лица». В то же время М.Н. Малеина считает, что деловая репутация – это набор оценок и качеств, с которыми человек, к которому относятся эти оценки и качества, ассоциирируется в глазах своих клиентов, потребителей, контрагентов, поклонников (для шоу-бизнеса), коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности.

Эти нематериальные блага являются особо значимыми и поэтому закреплены на конституционном уровне. В соответствии с частью 1 статьи 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Кроме того, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова ethos, обозначающее образ мыслей, обычай, характер.

В основе деятельности людей определенной профессии заложены моральные принципы и категории этики, которые являются основой этой деятельности граждан в той или иной области, а также нравственные качества и нормы, которыми должны обладать люди той или иной профессии. К профессиональной этики относятся такие категории, как «служебное достоинство», «профессиональный долг и честь», «честь мундира»

Профессиональная честь каждого сотрудника правоохранительных органов – это и моральный авторитет органов внутренних дел в обществе и достоинство каждого, кто посвятил себя этой профессии. Именно поэтому, не посягательства на честь и достоинство любого сотрудника затрагивают честь всех, кто посвятил себя службе в органах внутренних дел.

Оценка обществом моральных качеств сотрудников органов внутренних дел это признание обществом достоинства личности, которыми она обладает. Так как в основе чести и достоинства лежит единый критерий нравственности и морали, то они имеют между собой тесную и неразрывную связь.

Деловая репутация относится к общественно значимой деятельности гражданина и включает в себя его оценку обществом, мнение общества о его качествах, достоинствах и недостатках. Она сопровождается положительной оценкой общества отражение деловых качеств деятельности органа государственной власти в общественном сознании. Она формируется, главным образом, благодаря его публичной деятельности.

Присуща ли деловая репутация сотрудникам? Для ответа на этот вопрос можно привести сложившуюся судебную практику. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 26 октября 2015 года по делу № 38996/15 указано: «суд правильно исходил из того, что унижение деловой репутации представителя власти, независимо от занимаемого субъектом статуса неминуемо наносит ущерб нормальному осуществлению властных полномочий, нарушая при этом порядок нормального функционирования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел».

Частью 6 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В настоящее время, в век высоких технологий, деятельность сотрудников органов внутренних дел стала более прозрачной и общественно заметной. Поэтому общественное мнение, которое складывается на основе не только результатов деятельности полиции, но и методов работы сотрудников, является как бы «лакмусовой бумажкой», которая реагирует на процессы, проявляющиеся в деятельности органов внутренних дел.

Многочисленные публикации и видеоролики, размещенные в сети Интернет, зачастую демонстрируют повседневную работу сотрудников правоохранительных органов, а по работе отдельного взятого сотрудника, его морально-деловым и нравственно – профессиональным качествам граждане составляют свое мнение о деятельности органов внутренних дел в целом, о всех ее сотрудниках.

Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел всегда на виду, является публичной и, поэтому всегда является объектом пристального внимания и интереса со стороны отдельных граждан и общества в целом, а честь, достоинство и деловая репутация сотрудников полиции подвергаются постоянным угрозам. Поэтому реагирование государства на любое посягательство на честь, достоинство и деловую репутацию сотрудника и деловую репутацию правоохранительных органов приобретает огромное значение, так как способствует укреплению авторитета государственной власти и не дает формироваться процессам дестабилизации в стране.

В связи с этим закономерно, что основными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел являются высокие нравственные и моральные качества, обладать которыми должен каждый сотрудник правоохранительных органов. Безусловно, что самыми важными качествами являются честь, достоинство, справедливость, долг и совесть.

Данные требования нормативно закреплены в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где сказано, что сотрудник органов внутренних дел обязан заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Нельзя не отметить, что вопросы чести и достоинства полиции предусмотрены и международными документами. В 1979 году Парламентской ассамблеей Совета Европы была принята Декларация о полиции. В ней прямо указывается, что «профессиональные, психологические и материальные условия, в которых полицейский должен выполнять свои обязанности, в свою очередь должны защищать его честь, достоинство и беспристрастность». Положения, которые изложенны в Декларации о полиции, также закреплены и в Европейском Кодексе полицейской этики, принятом в качестве дополнительного регулятивного документа Совета Европы 19 сентября 2001 года.

После принятия Европейского кодекса полицейской этики произошли значительные изменения в понимании важности таких этико –деонтологических вопросов, как защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников полиции.

Международными организациями была проделана большая работа по обобщению опыта служб полиции. На основе работы международных организаций по обобщению опыта служб полиции Интерполом приняты Кодекс этики сотрудников правоохранительных органов и Кодекс поведения сотрудников правоохранительных органов.

Таким образом, принятые на международном уровне стандарты указывают на необходимость построения взглядов и принципов сотрудников правоохранительных органов в соответствии с морально – правовыми и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются честь, достоинство и деловая репутация. Реализация требуемых стандартов должна привести к высокому уровню и профессионализма, этики, культуры сотрудников.

Безусловно, государственные служащие, к которым относятся и сотрудники органов внутренних дел, находящиеся при исполнении обязанностей, подпадают под расширенные границы допустимой критики, чем частные лица. Так, в Постановлении Европейского суда по правам человека по делу «Гринберг против Российской Федерации» отмечено, что государственный служащий «неизбежно и сознательно открывает себя для тщательного наблюдения за каждым своим словом и поступком со стороны журналистов и большей части общества и, следовательно, он должен проявлять большую степень терпимости».

Несомненно, защита чести, достоинства и деловой репутации является предпосылкой более эффективной работы органов внутренних дел. В связи с этим, в настоящее время принятая нормативная правовая база, которая регламентирует механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел, является достаточно эффективной.

Законодательство Российской Федерации уделяет очень пристальное внимание вопросам защиты принадлежащих гражданину нематериальных благ, среди которых присутствует деловая репутация. В статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации деловая репутация отнесена к числу неотчуждаемых нематериальных благ, принадлежащих гражданину, в связи с чем ее защита в установленном законом порядке возможна.

Статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин имеет право в судебном порядке потребовать опровержения сведений, которые порочат его честь, достоинство или деловую репутацию, при условии, что лицо, распространившее такие сведения не докажет соответствие их действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении указал, что право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц – одним из условий их успешной деятельности.

Таким образом, согласно действующему законодательству, сотрудники правоохранительных органов, а также и юридические лица, к которым относятся и органы внутренних дел, имеют право на защиту чести, достоинства и деловой репутации.

При реализации права на защиту чести, достоинства и деловой репутации имеют значение факт распространения сведений, их порочащий характер и несоответствие действительности. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств суд отказывает в удовлетворении иска.

Под распространением сведений, которые порочат честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, понимается публикация этих сведений в печати, трансляция по радио и телевидению, и других средствах массовой информации, а также распространение в сети Интернет, в том числе и с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Не соответствующими действительности являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Приведенное определение порочащих сведений особенно актуально для сотрудников и органов внутренних дел в целом. Сотрудники органов внутренних дел призваны стоять на страже Закона и обеспечивают охрану прав и свобод граждан. Они призваны бороться с любым проявлением противоправных действий, а распространение сведений о нарушении сотрудниками правоохранительных органов прав и свобод граждан уже подразумевает совершение ими нечестного поступка, нарушение Закона. Поэтому порочащие сведения, в случае их несоответствия, конечно же, умаляют честь и достоинство сотрудников и подрывают авторитет органов внутренних дел.

Защита чести, достоинства сотрудников и деловой репутации органов внутренних дел является такой же первостепенной задачей, стоящей перед органами правопорядка, которому руководство МВД России уделяет самое пристальное внимание. Об этом свидетельствует издание 19.12.2018 года Приказа № 850 «Об организации защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в связи с осуществлением ими служебной деятельности, деловой репутации подразделений системы МВД России».

Данным приказом предусмотрен порядок оказания сотрудникам органов внутренних дел правовой помощи по защите чести и достоинства.

Так почему же соблюдение сотрудником требований профессиональной этики и деловая репутация органов внутренних дел взаимосвязаны и являются одной из основ успешной деятельности органов внутренних дел?

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, которая призвана обеспечить защиту прав и свобод граждан. Поэтому предъявляя высокие требования к нравственному, профессиональному и морально-этическому облику сотрудника, служба в органах внутренних дел, в тоже время, признает особую ответственность органов внутренних дел перед государством, обществом и каждым гражданином. Ничто не должно порочить авторитет и деловую репутацию, сотрудника, поведение которого всегда и при любых обстоятельствах должно оставаться безупречным и соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно – этическим принципам стража правопорядка.

Свод нравственно – этических требований сформулирован в Кодексе этики и служебного поведения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460).

Кодекс принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации и соответствует принципам служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации. При его разработке были учтены принятые нормы поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые ООН, а также рекомендации Европейского Кодекса полицейской этики.

Документ определил нравственный эталон поведения сотрудника органов внутренних дел.

Главный его замысел направлен на формирование деловой репутации деятельности органов внутренних дел, способствующей эффективному выполнению оперативно – служебных и служебно-боевых задач, которая складывается из профессиональной этики, служебного этикета и культуры поведения.

Кодекс является основой для формирования требуемой в условиях современного общества профессиональной морали; он призван помочь сотруднику правильно ориентироваться в сложных нравственных ситуациях, в том числе, и конфликтных, которые складываются из особенностей его службы; он также выступает как инструмент общественного контроля над поведением сотрудников.

Для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время. В том числе, на них возложены особые обязанности заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти в целом. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел обязательств, предусмотренных законодательством, приводит к подрыву морального престижа, деловой репутации органов внутренних дел, что в свою очередь приводит к процессам дестабилизации в стране и ослаблению государственной власти.

Таким образом, гражданин, поступающий на службу в органах внутренних дел, должен осознавать, что добровольно принимая на себя обязательства службы в органах внутренних дел, обязан не только добросовестно выполнять свой служебный долг, но и конечно соответствовать высокому званию сотрудника органов внутренних дел, так как репутация отдельного сотрудника формирует и общественное мнение об органах внутренних дел в целом. Именно поэтому профессиональная этика сотрудника и деловая репутация органов внутренних дел тесно взаимосвязаны и являются неотъемлемыми составляющими успешной деятельности органов внутренних дел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *