Что понимается под эффективностью образования
Эффективность образования
Источник:
«МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ»
Смотреть что такое «Эффективность образования» в других словарях:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ — степень соответствия результатов образовательной деятельности поставленным целям … Профессиональное образование. Словарь
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ — термин, отражающий роль образования в приросте национального дохода. Понимается как отношение всей совокупности финансовых затрат на образование к доле прироста национального дохода, получаемой благодаря подъему образовательного и… … Профессиональное образование. Словарь
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОТОСИНТЕЗА — 1) доля световой энергии, ассимилированная растениями; расчет основан либо на чистой продукции (чистая эффективность фотосинтеза), либо на общей продукции (общая эффективность фотосинтеза); 2) скорость образования первичной продукции в… … Экологический словарь
ЭФФЕКТИВНОСТЬ — (от лат. effectus исполнение, действие) степень соизмерения результатов с затратами. Применительно к сфере образования различают социальную и экономическую эффективность. Социальная эффективность проявляется в повышении уровня образования,… … Профессиональное образование. Словарь
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА — отношение полезного рез та (эффекта) к затратам на его получение; отражает планомерную взаимообусловленность затрат обществ. труда и получаемого об вом конечного рез та. Эффектно все то, что в наибольшей мере способствует скорейшему достижению… … Российская социологическая энциклопедия
Институт гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО) — Основан 1992 Расположение Россия, Москва Юридический адрес 105264, Россия, Москва, м. Первомайская, ул. Верхняя Первомайская, д … Википедия
Экономическая эффективность — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Экономическая эффективность (эффективность производства) это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса … Википедия
Психология образования — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… … Википедия
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ — раздел экон. теории, изучающий специфику разл. форм образоват. деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного произ ва и нематериального накопления; науч. дисциплина, разрабатывающая конкретные экон. проблемы развития… … Российская педагогическая энциклопедия
Министерство образования и науки Камчатского края — (Минобрнауки Камчатского края) … Википедия
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Смотреть что такое «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ» в других словарях:
Эффективность образования — оценочная категория, характеризующая результаты образовательной деятельности по критерию соответствия поставленным социальным целям. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ … Официальная терминология
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ — термин, отражающий роль образования в приросте национального дохода. Понимается как отношение всей совокупности финансовых затрат на образование к доле прироста национального дохода, получаемой благодаря подъему образовательного и… … Профессиональное образование. Словарь
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОТОСИНТЕЗА — 1) доля световой энергии, ассимилированная растениями; расчет основан либо на чистой продукции (чистая эффективность фотосинтеза), либо на общей продукции (общая эффективность фотосинтеза); 2) скорость образования первичной продукции в… … Экологический словарь
ЭФФЕКТИВНОСТЬ — (от лат. effectus исполнение, действие) степень соизмерения результатов с затратами. Применительно к сфере образования различают социальную и экономическую эффективность. Социальная эффективность проявляется в повышении уровня образования,… … Профессиональное образование. Словарь
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА — отношение полезного рез та (эффекта) к затратам на его получение; отражает планомерную взаимообусловленность затрат обществ. труда и получаемого об вом конечного рез та. Эффектно все то, что в наибольшей мере способствует скорейшему достижению… … Российская социологическая энциклопедия
Институт гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО) — Основан 1992 Расположение Россия, Москва Юридический адрес 105264, Россия, Москва, м. Первомайская, ул. Верхняя Первомайская, д … Википедия
Экономическая эффективность — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Экономическая эффективность (эффективность производства) это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса … Википедия
Психология образования — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… … Википедия
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ — раздел экон. теории, изучающий специфику разл. форм образоват. деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного произ ва и нематериального накопления; науч. дисциплина, разрабатывающая конкретные экон. проблемы развития… … Российская педагогическая энциклопедия
Министерство образования и науки Камчатского края — (Минобрнауки Камчатского края) … Википедия
Внутренние экономические эффекты образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие эффективности
В общем виде понятие эффективности рассматривается в качестве степени приближения к наибольшему, максимальному, наиболее желательному или оптимальному результату при минимальных негативных последствиях и затратах.
Чаще всего эффективность рассматривают как основную характеристику функционирования определённой системы. Эффективность определяет возможность выявления степени реализации цели и достижения намеченного результата.
Самым распространенным подходом к эффективности является отношение результата или полученного эффекта к формирующим его затратам. Повышение эффективности означает достижение наибольшего хозяйственного результата при минимальных издержках в трудовых, финансовых и материальных ресурсах.
В этом случае важно учесть, что качественное состояние эффективности чаще всего может быть наполнено новым содержанием при ускоренном научно-техническом прогрессе.
Эффекты образования
Было предпринято очень много попыток экономистов в оценке эффективности результата деятельности образовательных учреждений. Первой попыткой являлся расчёт ценности населения Англии, который был проведён Петти в 1664 году.
Исследования в конце XIX начала XX века, которые проводили и Янжула, Чупров, Воробьёв, Лосицкий, отражали связь образовательного уровня, грамотности, трудового стажа и заработка населения, а также его профессионально отраслевую структуру.
Можно выделить несколько видов эффектов, которые характерны для образования:
Готовые работы на аналогичную тему
Экономический эффект образования можно определить в качестве превышения стоимостной оценки результата над оценкой совокупных издержек за весь период обучения.
Внутренние эффекты образования
Эффективность образования подразделяется на внутреннюю и внешнюю эффективность. Внутренняя эффективность рассматривается в качестве педагогической эффективности или эффективности действия всей системы образования.
Внешняя эффективность рассматривается в качестве экономической эффективности, которая подразумевает отдачу и получение выгоды от использования образовательного фонда, который представлен подготовленными специалистами и конечной образовательной продукцией.
Комплексная, обобщающая, многовекторная оценка эффективности образования состоит из оценивания множества самых разных факторов.
Невозможным является вычленение роли каждого фактора из общей оценки эффективности образования. Более приемлемым является применение обобщающей оценки по отдельным критериям.
Определение эффективности образования
Эффективность образовательных учреждений можно определить в качестве социально-экономических характеристик, определяющих возможность с соответствующей степенью достоверности использовать для ее оценки стоимостные показатели.
Единая оценка социальных факторов в терминах экономической эффективности используется для возможного выбора оптимального решения при учёте экономических и социальных последствий. По этой причине социальная эффективность образования является обобщенной характеристикой системы образовательных учреждений, которые определяют их движение в ценностном целевом пространстве.
Эффективность отдельной образовательной организации в качестве элемента системы может быть определена ее вкладом в достижение общей цели. Комплексная оценка социальной и экономической эффективности образования осуществляется по интегральным показателям, которые состоят из нескольких критериев:
Качество подготовки специалистов представляет собой соответствие уровня и содержания знаний, которые они получают в результате обучения, уровню и содержанию требования, которые предъявляются к ним и экономии их трудовой деятельности.
Образовательные учреждения должны обеспечивать качество подготовки специалистов, которое должно определяться внутренними и внешними критериями. Примером внутреннего критерия является успеваемость, внешние критерии оценивают по отношению к образовательным организациям.
Составная часть этого процесса включает результаты достижения целей образования, то есть образованность. Уровень образованности способен характеризовать индивида и общество в целом, проявляется содержание образования в характере и поведении человека
В чем измеряется эффективность образования
В Указе №204 от 7 мая 2018 г. президент РФ поставил цель сделать российское образование конкурентоспособным на международном уровне. Также особое внимание государственной образовательной политики уделяется инклюзии — созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами. Для оценки эффективности работы по достижению поставленной цели необходимы четкие, количественно измеримые критерии, которые позволят выявить слабые места и обозначат потенциал для дальнейшего роста. НИУ «Высшая школа экономики» и группа компаний «Российский учебник» ежегодно анализируют индекс образовательной инфраструктуры регионов страны: комплекс факторов, которые влияют на успешность обучения и формирование компетенций.
Художник: Юрий Аратовский
Зачем исследовать образовательную инфраструктуру
«Российский учебник» и Институт образования НИУ ВШЭ отмечают, что существующие подходы к оценке качества образования не полностью отвечают современным требованиям. Например, во многих исследованиях оценивается только один параметр — академические результаты учеников. Всероссийские проверочные работы проводятся самими школами, что не позволяет использовать их для сравнения организаций и территорий. Поэтому уже третий год проводится исследование индекса образовательной инфраструктуры российских регионов. Оно затрагивает почти все уровни образования, кроме высшего и дополнительного профессионального. Также из выборки исключена Москва, поскольку столица значительно опережает регионы и искажает реальную картину по стране.
Авторы задались вопросом, насколько образовательная инфраструктура влияет на образовательные результаты. Будут ли, например, выпускники школ, в которых есть электронные доски и быстрый интернет, более компетентными, чем выпускники школ с более скромными возможностями? Что по-настоящему имеет значение в рамках создаваемых условий для получения качественного образования?
Для оценки брали составные части образовательной инфраструктуры: кадровый состав, материально-техническое и информационно-методическое оснащение, инклюзивные возможности. Отдельно оценивались разные уровни образования: дошкольное, школьное, дополнительное и среднее специальное.
Дошкольное образование
Целевое субсидирование регионов помогло улучшить инфраструктуру дошкольного образования. Однако, несмотря на повышение заработной платы педагогам, полностью проблему кадрового обеспечения в регионах решить не удалось. Благоустройство и техническое состояние зданий имеют высокие индексы, а вот оснащенность физкультурными залами, бассейнами и доступными дошкольникам компьютерами остаются на низком уровне.
Инклюзия оценивается по двум показателям. Индекс доли детей-инвалидов в общей численности воспитанников составляет 0,33, а индекс доли детей с ОВЗ — 0,40. Нередко родители сами предпочитают домашнее воспитание, потому что детские сады не готовы принять таких детей. Неготовность выражается в отсутствии необходимого материально-технического оснащения или неумении педагогов работать с такими дошкольниками.
Школьное образование
Индекс инфраструктуры школьного образования по стране достаточно стабилен: за последние годы он почти не изменяется. Наиболее развито материально-техническое обеспечение образовательного процесса (0,61). Обеспеченность школ кадрами (0,47) и литературой (0,48) выглядит средне. Индекс инклюзии школьного образования имеет самое низкое значение (0,23).
Инфраструктура школьного образования сильно зависит от региона. Показатели регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров по одному и тому же критерию отличается в 3–4 раза. Наибольший разброс по индексу информационно-методического обеспечения: максимальное региональное значение в 13 раз превышает минимальное. Но это во многом связано с единичными субъектами, далеко оторвавшимися от основной группы как в большую, так и в меньшую сторону.
У большинства педагогов есть высшее профессиональное образование: в некоторых субъектах РФ их 95% от общего числа учителей. Еще один показатель: доля преподавателей, имеющих наиболее эффективный (по оценкам экспертов) стаж работы — от 5 до 10 лет, когда уже накоплен опыт, но еще не наступило профессиональное выгорание. В большинстве субъектов Российской Федерации доля «эффективных» педагогов крайне мала: в 67 регионах она меньше 10%.
Инклюзия в контексте образовательной инфраструктуры субъектов РФ представлена достаточно слабо. В среднем по стране условия для беспрепятственного доступа инвалидов созданы в 33,7% школьных зданий. Чаще всего речь идет только о двух позициях: пандусах и «желтых кругах», которые не решают всех проблем детей этой категории.
Дополнительное образование
Благодаря высокой доле внутреннего совместительства педагогов кадровое обеспечение учреждений дополнительного образование достаточно благополучно. Серьезные и тревожные тенденции отражают два других показателя. Во-первых, молодых педагогов становится все меньше. Это говорит о старении педагогических кадров и отложенной проблеме сокращения их численности в среднесрочной перспективе. Во-вторых, мероприятия, направленные на повышение охвата детей дополнительным образованием, зачастую реализуются за счет увеличения нагрузки педагогов.
Среднее профессиональное образование (СПО)
Федеральный мониторинг системы образования показывает, что пока материально-техническая база СПО отстает от требований, предъявляемых новыми профессиями и специальностями. Особенно это ощущается в части компьютерного оборудования: доступа к высокоскоростному интернету и количеству учебных компьютеров на 100 студентов. В СПО по-прежнему высока доля высококвалифицированных преподавателей, однако их количество по отношению к числу студентов свидетельствует о высокой преподавательской нагрузке. В целом на всех уровнях образования достаточно высокие индексы у благоустройства и технического состояния зданий. А вот инклюзия на всех уровнях остается низкой, по этому показателю выделяется только один регион-лидер — Тюменская область.
Однозначного вывода о влиянии социально-экономических и демографических особенностей регионов на их образовательную инфраструктуру сделать нельзя: часть субъектов в каждом кластере имеют индекс выше общероссийского значения, часть — ниже.
Эффективность образовательной инфраструктуры
При построении индекса образовательной инфраструктуры регионов РФ на экспертных обсуждениях был сформулирован вопрос: как включить в анализ состояния образовательной инфраструктуры эффективность ее использования и что вообще понимать под такой эффективностью. Другой вопрос, требующий решения, — определение взаимосвязи между образовательной средой и образовательной инфраструктурой. В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) понятие «образовательная среда» используется, но не имеет нормативного определения. Практика показывает, что образовательная среда, кроме инфраструктурных условий, включает взаимосвязи и отношения между педагогами, учениками, родителями, администраторами, из которых складывается школьный климат. Эти отношения определяются как нормативными рамками, так и культурными традициями, создающимися в рамках формального (управленческие решения) и неформального (образовательные и иные социальные связи) взаимодействия.
Исходя из этого, можно разложить образовательную среду на составляющие ее основные элементы:
Основным инструментом работы в этом проекте стал метаанализ российских и зарубежных источников, позволяющий объединить и обобщить опубликованные результаты исследований по этой проблеме. Большинство экспертов считают самыми важными факторами для создания качественной образовательной среды квалифицированные педагогические кадры (88% опрошенных) и качественную материально-технической базу (84%). 54% респондентов относят к таким факторам наличие компетентной управленческой команды.
При этом характерно, что для директоров школ до сих пор нет выстроенной системы подготовки кадров. По данным ВШЭ, только 5% школьных директоров в России проходят специальное обучение. Стандартная схема карьерного роста выглядит так: педагог — завуч — директор. Директорам, как правило, приходится совмещать три роли: педагога, администратора и руководителя. Каждая из них требует специфических компетенций, которые не всегда развиты в достаточной мере у одного человека.
Представители сельских и городских школ выделяют специфические для себя факторы. Например, для города характерны более высокие оценки значимости современных передовых педагогических технологий (в 2,5 раза больше выборов), современная образовательная программа с упором на новые компетенции (в 1,6 раза больше). Для сельских школ важнее факторы, связанные с материальными условиями: фонд заработной платы (в 1,6 раза больше выборов), современное программное обеспечение (в 1,7 раза).
Большинство современных зарубежных и отечественных исследований считают человеческий фактор наиболее важным для обеспечения качества образовательных результатов. Никакие факторы материальной среды или учебные материалы сами по себе не обеспечивают качественного образования. Бывают случаи, когда образовательные учреждения перенасыщены современными средствами обучения, располагаются в современных зданиях, однако это не создает необходимых предпосылок для активной познавательной деятельности и формирования современных навыков. Учитель, родители, окружение ученика и общество в целом имеют намного большее влияние, чем компьютеры, благоустройства или классные помещения.
Внешний облик школы
Проектировка российских школ и эффективное использование учебных площадей также вызывает вопросы. Строительные и санитарные нормы вступают в противоречие с современными образовательными технологиями. Например, требование «окна универсальных и специализированных классов выходят на юг, восток или юго-восток, а кабинетов информатики — на север» позволяло создавать комфортные условия в школах, построенных в прошлом веке. Для школ емкостью до 825 мест включительно это требование не создает серьезных проблем. Однако в городах-миллионниках строят школы на 2000 учеников и более. От «тела» с общешкольной группой помещений расходятся «ноги» учебных блоков. Из-за сложной планировки и длинных коридоров школьники порой не успевают за перемену перейти из одного класса в другой.
Концепция «самостоятельная функция — самостоятельное помещение» (столовая, актовый зал, библиотека с читальным залом и книгохранилищем, зальная рекреация) приводит к нерациональному использованию пространства. По предварительным оценкам, если отказаться от санитарных ограничений, общая площадь объекта может сократиться на 10–15%, что дает соответствующую экономию на коммунальных расходах на этапе эксплуатации. Особенно критична ситуация в сложившихся застройках: более половины «пустырей» непригодны для строительства социальных объектов из-за норм освещенности. Междисциплинарный пересмотр и актуализация нормативно-правовой базы будет способствовать массовому строительству современных образовательных объектов.
Автор: Кристина Фирсова
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Социальная эффективность образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
В современном обществе вопрос образования является одним из ключевых показателей успешности человека. Именно ему люди уделяют большое количество времени и именно на этот показатель обращают внимание при устройстве на работу или ведении профессиональной деятельности. Однако наличие образования уже давно не означает владение всеми необходимыми навыками для работы в конкретной сфере.
Критерии оценки эффективности образования
Рисунок 1. Критерии оценки эффективности образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Образовательные системы можно оценивать по некоторым критериям или параметрам. К примеру:
Когда речь идет о социальной эффективности образования, очень тесно с ним фигурирует такой термин как качество образования.
Качеством образования называется способность учебного процесса удовлетворять необходимые потребности участников этого процесса и соответствовать требованиям к его проведению.
Эффективность этого процесса показывает, сколько было затрачено ресурсов для того, чтобы достичь необходимого ожидаемого результата в конечном итоге. Кроме того, это дает возможность понять целесообразность функционирования данной системы и возможность заблаговременно распознать возможные нецелесообразные расходы ресурсов.
Готовые работы на аналогичную тему
Принципы оценки эффективности образовательной системы
При анализе образовательных систем учитываются следующие принципы:
Очень важным показателем в расчете эффективности образования является социальная эффективность. Она определяется как уровень контактирования с разными образовательными площадками и институтами. Социальная эффективность выражает удовлетворенность участниками учебного процесса самим процессом.
Чем лучше будет социальная составляющая, тем выше поднимается продуктивность труда учащихся, их желание учиться и развиваться. В условиях низкой социальной эффективности, плохих условий учебного процесса, отсутствия заинтересованности у студентов или учеников, низкого уровня квалификации преподавателей и уровня образования в целом, мотивация и социальный настрой участников конкретного учебного заведения теряются и значительно ухудшаются.
В таких условиях достичь хорошей результативности учебного процесса становится практически невозможным. В обратной же ситуации, когда человек чувствует улучшения на себе лично и готов развиваться, у него не возникает никаких мотивационных трудностей или проблем. Эффективность учебного процесса увеличивается вместе с показателями социальной. Такая тесная связь требует от образовательной системы налаживание не только экономических вопросов образовательного процесса, но и контроль над соблюдением социальных.
Экономическая эффективность образования
Экономической эффективностью образовательной системы выражается отношение полезных конечных результатов функционирования к затраченным на это временным и материальным ресурсам.
Такое объяснение понятия обозначает целесообразность повышения данного показателя. С его увеличением количество затраченного времени будет уменьшаться вместе с другими использованными ресурсами, а размер полученного в итоге конечного продукта будет наоборот, увеличиваться.
В отличии от других сфер жизнедеятельности, эффективность образования нельзя рассматривать с точки зрения возможного уменьшения затрат. Это нецелесообразно и не является нормальным явлением для современного общества. Более важно целесообразное распределение денежных средств для финансирования данной сферы деятельности.
Образование является ключевой составляющей социально-экономической сферы. Именно его результативность влияет на будущее экономическое положение конкретной страны или региона. Улучшение в этой сфере достигаются не за счет уменьшения финансовых затрат, а за счет увеличения продуктивности и эффективности работы конкретных органов.
Социальная эффективность в разных сферах жизнедеятельности очень часто игнорируется вышестоящими органами. Если речь идет о коммерческих проектах, очень часто основным приоритетом является именно получение прибыли. В случае с образовательной системой увеличение прибыли не является приоритетным или даже возможным явлением. Но при этом, социальная составляющая также крайне редко берется во внимание.
Улучшение уровня образования студентов и учеников может достигаться простыми действиями по улучшению условий учебного процесс, обеспечению необходимыми аппаратными средствами и квалифицированным персоналом.
Именно в таких условиях при игнорировании возможного снижения экономической расходной составляющей можно достичь улучшения уровня образования. Социальная составляющая является одной из ключевых, так как отвечает за мотивационную составляющую. Именно она, в свою очередь, отвечает за продуктивность образовательного процесса.
Показателями социальной эффективности образования являются: