Что понимается под экономической безопасностью коммерческой деятельности
Оценка экономической безопасности предприятия
В условиях нестабильной среды, повторяющихся экономических кризисов и усиления конкуренции, вопросы экономической безопасности выходят на первый план для каждого хозяйствующего субъекта. Собственники и руководители бизнес–структур вынуждены постоянно принимать решения в целях нейтрализации различных угроз и повышения устойчивого развития предприятия. Обоснованность данных решений во многом зависит от правильной оценки текущего уровня экономической безопасности предприятия и факторов, на него влияющих.
Экономическая безопасность предприятия является комплексным понятием и включает в себя совокупность факторов, связанных не только с внутренним состоянием самого предприятия, но и с воздействием факторов внешней среды, с которыми предприятие вступает во взаимосвязь, следовательно, под экономической безопасностью предприятия понимается такое состояние защищенности хозяйствующего субъекта, при котором предприятие защищено от внешних и внутренних угроз, а также направлена на получение стабильного дохода в условиях бесперебойной работы и при задействовании всех ресурсов, имеющихся у предприятия.
Комплексный подход предполагает оценку экономической безопасности предприятия на основе сравнения фактических показателей функциональных сторон деятельности предприятия с индикаторами– показателями, для которых установлены пороговые значения. Необходимо отметить, что критерием оценки выступает и уровень эффективности использования ресурсов предприятия по всем функциональным составляющим экономической безопасности (финансовой, технико– технологической, интеллектуально–кадровой, политико–правовой, экологической, информационной, силовой).
Показатели эффективности использования ресурсов оцениваются в динамике с применением различных методов: горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, индексный метод и др. Методики, в рамках комплексного подхода, как правило, включают в себя нахождение интегрального показателя уровня экономической безопасности предприятия, рассчитанного на основе значений других промежуточных показателей. Промежуточными показателями могут выступать критерии оценки каждой отдельной функциональной составляющей экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Комплексный подход к оценке экономической безопасности предполагает расчет сводного коэффициента экономической безопасности предприятия на основе показателей оценки финансовой, технико– технологической и кадровой составляющей, что позволяет более точно и объективно оценить эффективность использования ресурсов, а также возможные угрозы экономической безопасности.
В таблице 1.1 представлена методика расчета сводного коэффициента экономической безопасности предприятия с учетом предложенных показателей. Применение комплексного подхода к оценке экономической безопасности будет способствовать более высокой степени надежности полученных результатов, позволит учесть особенности предприятия, сделает возможным своевременное принятие обоснованных решений, направленных на предотвращение и нейтрализацию факторов, негативно влияющих на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта.
Методика расчета и интерпретации сводного коэффициента экономической безопасности предприятия
Показатель экономической безопасности
2,3
1
Кооб
Кт=Оц(Кф+Кизн+Кг+Кобн+Мо)/5
Кф
Сокращение показателя в динамике
Материалоотдача
Рост показателя в динамике
Птр
0,76–1 – уровень экономической безопасности – высокий;
средний;
Используя данный подход, предприятие при помощи наблюдения за изменением показателей деятельности сможет определить негативные тенденции и провести диагностику всего спектра мероприятий по снижению угроз экономической безопасности.
Подход учитывает производственные, рыночные и правовые признаки, контролирует все изменения, которые происходят в ходе деятельности предприятия, а также использует систему мониторинга, при помощи которой можно анализировать все изменения как внешней, так и внутренней среды, которые могут повлиять на деятельность всего предприятия в целом.
Экономическая безопасность бизнеса: что, где и с кем?
В современных условиях успех бизнеса в значительной мере зависит от степени его защищенности. Проблемы экономической безопасности предприятия приходится решать не только в кризисные периоды, но и при работе в стабильной экономической среде. Руководители вынуждены практически ежедневно принимать ряд решений и искать ответы на десятки вопросов, касающихся сферы экономической безопасности бизнеса…
Что такое экономическая безопасность?
Экономическая безопасность бизнеса (ЭБ) — один из основных элементов современного менеджмента предприятия. От эффективности организации экономической безопасности в значительной степени зависит успех деятельности предприятия на рынке.
Под экономической безопасностью понимают совокупность мероприятий (организационных, правовых, режимных, технических, информационных), направленных на достижение достаточного уровня безопасности от воздействия различных угроз внутренней и внешней среды.
Еще не так давно к числу наиболее распространенных причин нарушения стабильной деятельности предприятия относили стихийные бедствия, пожары и хищения материальных ценностей. Сегодня все чаще приходится сталкиваться с мошенничеством, недобросовестной конкуренцией, коррумпированностью чиновников, посягательствами на коммерческую тайну и интеллектуальную собственность, криминалом. Недостаточно высокая эффективность государственных органов по защите законных прав кредиторов вынуждает руководителей предприятий уделять вопросам обеспечения безопасности своего бизнеса все более серьезное внимание.
Вместе с бурными девяностыми годами ХХ века ушел в прошлое и приоритет силовых методов обеспечения безопасности бизнеса. Бизнесмены все меньше стреляют и все больше анализируют информацию и считают риски.
В настоящее время выделяют несколько основных групп средств и методов обеспечения экономической безопасности бизнеса:
Основные задачи
К важнейшим задачам обеспечения экономической безопасности предприятия относятся:
Наличие многочисленных факторов, несущих в себе угрозы экономической безопасности предприятия, делает актуальным вопрос о создании системы мониторинга с целью заблаговременного предупреждения опасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия.
Рецептов безопасности нет
Мировая практика свидетельствует, что для обеспечения безопасной работы компании необходимо создание системы комплексной защиты. Типовых рецептов для этого не существует: в силу индивидуальности каждого предприятия и его бизнеса.
Обеспечение экономической безопасности компании начинается с поиска ответа на вопрос: кому поручить решение этой важной задачи? Вот тут-то и встает выбор между двумя стратегиями.
Создание собственной службы безопасности на предприятии
Создание собственной службы безопасности (СБ) начинается с выбора ключевой фигуры — руководителя, которому можно доверить практически всю информацию о фирме, ее деятельности, сильных и слабых сторонах, возможностях и потенциальных угрозах.
Сосредоточение конфиденциальной информации в узком кругу внутренней СБ, то есть в рамках своего предприятия, — это безусловный приоритет первой стратегии.
Подбор руководителя СБ представляет собой весьма сложную задачу. Человек на этом посту должен удовлетворять ряд специфических требований.
Во-первых, в настоящее время недостаточно, чтобы он был выходцем из силовых структур и имел там хорошие контакты. В ряде случаев это может нести в себе и угрозы для бизнеса (искусственное создание внешних проблем и демонстрация своих способностей по их решению).
Во-вторых, руководитель СБ должен быть знаком не только с силовыми методами борьбы, но и с маркетингом, экономическими аспектами работы предприятия, источниками экономической информации. Необходимость проведения аналитической работы с целью выявления и оценки рисков бизнеса предполагает наличие у руководителя СБ качеств маркетолога. Ведь самую высокую доходность приносят наиболее рискованные сделки, а риск невозможно оценить без знания специфики и динамики рынка, потребительского спроса, позиций партнеров и конкурентов, влияния факторов законодательства и др.
Руководитель СБ должен владеть современными методами делового маркетинга или, иными словами, экономической разведки и уметь организовать ее проведение в интересах фирмы в рамках действующего законодательства.
Наличие у руководителя СБ вышеперечисленных качеств дает возможность, в случае необходимости, организовать контроль сотрудников своего предприятия (маркетологов, менеджеров по продажам, логистиков, бухгалтеров, юристов и других) с целью оценки их действий в интересах фирмы, а также оценки внутренних факторов риска. Кроме того, желательно, чтобы он располагал формальными и неформальными контактами с ведущими специалистами в соответствующих областях.
Руководитель СБ постоянно использует информацию как важный компонент для решения задач экономической безопасности предприятия. Проведение информационно-аналитической работы предполагает необходимость создания и постоянного обновления собственных информационных ресурсов. Не каждое предприятие, особенно малого и среднего бизнеса, способно организовать процесс сбора данных из различных источников.
Особенности и недостатки
Существует некий барьер создания эффективной собственной службы. Помимо зарплаты персонала, это затраты, связанные с приобретением необходимых информационных ресурсов.
К тому же оплата труда руководителя СБ и других сотрудников данного подразделения — это лишь незначительная часть затрат на обеспечение безопасности. Ведь для эффективной деятельности СБ необходима достоверная информация о конкурентах, партнерах, поставщиках, потребителях, обстановке в регионе. И хотя около 90% сведений можно получить в ходе анализа информации из открытых источников, остаются еще 10%, требующие дополнительных расходов. Как правило, о создании собственной СБ руководители предприятий начинают задумываться при годовом обороте примерно от 5 млн. грн. и численности персонала 20–30 человек. При отсутствии внутренней СБ решение задач по обеспечению экономической безопасности предприятия можно возложить на специализированные фирмы, предоставляющие услуги в этой области.
Передача функций обеспечения ЭБ предприятия в аутсорсинг
Обеспечение безопасности предприятия может осуществляться внешними организациями, профессионально специализирующимися в данной области, в форме абонентского обслуживания или оказания разовых услуг. Такую организацию работ сегодня называют аутсорсингом.
Несмотря на то, что этот сектор растет значительными темпами, руководители многих предприятий все еще стремятся самостоятельно решать возникающие проблемы, в том числе и обеспечивать безопасность своего предприятия.
Сегодня многочисленные охранные фирмы в Украине и России, а также агентства по предоставлению информационно-консультационных услуг в области безопасности бизнеса предлагают аутсорсинг по обеспечению ЭБ. В подавляющем большинстве — это предприятия, которые профессионально осуществляют физическую охрану объектов и личную охрану руководства, взаимодействуют с правоохранительными органами, а также готовят различные информационные бизнес-справки о деловых партнерах и конкурентах, о положении в отдельных секторах рынка и регионах. Свои услуги по урегулированию правовых вопросов активно предлагают юридические фирмы. Финансовые стороны работы предприятия могут решить независимые финансовые консультанты, аудиторы.
Однако их привлечение для комплексного обеспечения ЭБ содержит очень серьезную угрозу, связанную с возможной утечкой конфиденциальной информации. Чем больше внешних структур обслуживает предприятие, тем выше этот риск. Чем больше людей и организаций посвящены в дела компании, тем труднее контролировать защиту безопасности, и тем выше вероятность ее нежелательного распространения. В стремлении обеспечить ЭБ, частью которой является и защита информации, заказчик открывает свои секреты не одному партнеру (руководителю своей СБ или охранному агентству), а нескольким. Такое сотрудничество — немногим менее рискованная ситуация, чем нелояльность или чрезмерная дороговизна собственной компетентной службы безопасности.
го использования конфиденциальной информации заказчика можно сосредоточением в одной партнерской структуре всей или большей части работ по обеспечению ЭБ. Желательно в такой, которая самостоятельно поддерживала бы на высоком уровне собственную информационную безопасность.
Индивидуальные особенности
Услуги аутсорсинга носят индивидуальный характер, что гарантирует дополнительную защиту информации о вас и вашей компании. Если экономическая безопасность предприятия — это его иммунная система, то предоставление индивидуальных услуг по обеспечению безопасности — это своего рода «врачебная тайна».
Известно, что именно соблюдение конфиденциальности является одним из уязвимых мест аутсорсинга. И хотя достоинств у этого механизма сотрудничества больше, чем недостатков, защита коммерческой тайны остается под вопросом, а снижение этого риска — одним из главных факторов успеха партнеров по аутсорсингу.
Опыт западных стран и России показывает, что в ближайшее время в Украине аутсорсинг обретет закономерную популярность. Вопрос лишь в том, как и с кем строить аутсорсинговое сотрудничество?
Экономическая безопасность
Большинство управленцев знают, как выглядит график безубыточности, многие на его основе планируют развитие производства и получение прибыли. В основе лежит следующая идея: рост объема выпуска продукции позволит «догнать и перегнать» точку безубыточности, так как постоянные затраты остаются неизменными, а переменные растут пропорционально объему выпуска продукции. В итоге через некоторое время доходы должны превысить сумму постоянных и переменных расходов. При таком подходе ситуация, когда с увеличением объемов производства растут убытки, естественно, кажется абсурдной. Однако практика доказывает обратное, противопоставляя верности расчетов и логике анализа не менее веский аргумент — человеческий фактор.
В работе кризис-менеджера antifraud-функция (Fraud, англ. — мошенничество, обман; т.о., под antifraud-функцией подразумевается комплекс задач по противодействию корпоративному мошенничеству) реализуется неизбежно. Для кризисных предприятий характерны ослабление защиты и рост потерь от корпоративного мошенничества. «Антикризисное» урезание компаниями затрат на персонал существенно сокращает доходы сотрудников, в то время как рост цен на товары и услуги только увеличивает потребность в деньгах. Субъективный фактор — желание работников сохранить качество жизни и уровень доходов — усиливается объективным — «тектоническими» сдвигами в системе товародвижения и ценообразования, что в итоге дает мощный импульс для роста корпоративного мошенничества.
Для собственников, ориентированных на прибыльность бизнеса, настоящая беда — злоупотребления топ-менеджеров. Дело не только и не столько в существенных суммах причиняемых убытков, сколько в негативных последствиях для компании. Мошенники, подстраивая бизнес под свои интересы, негативно влияют на конкурентоспособность, репутацию, отношения с клиентами и будущее бизнеса. Существуют несколько ключевых должностей, занимая которые мошенник наиболее опасен для компании.
Общеизвестно, что предупреждение дешевле исправления. Если описанные меры не будут приняты как комплекс мероприятий и мошенничество в организации примет массовый характер, то никаких ресурсов не хватит для достижения удовлетворительного состояния.
Махинации на производстве
О «мошенничестве», «хищениях» и «злоупотреблениях» на производстве оправданно говорить, когда установлена вина конкретного лица, чьи функции, полномочия и ответственность закреплены во внутренних документах (положениях, регламентах, приказах и должностных инструкциях). Для анализа возможностей их совершения как потенциальных экономических угроз правильнее использовать другое понятие — «непроизводственные потери», т.е. потери, возникающие по причинам, не связанным с самим производственным процессом и коммерческими рисками. Источником непроизводственных потерь служит персонал предприятия, использующий определенные «схемы» — последовательность действий с материальными ценностями и отчетной документацией, в результате которых некоторые работники получают выгоду, а предприятие несет дополнительные необоснованные издержки. В итоге несколько процессов небольшого масштаба могут привести производственную систему к полной деградации экономической функции. Именно так можно охарактеризовать ситуацию на одном из металлургических предприятий (ОАО «Р»), с которой автору довелось столкнуться на практике.
Ценовые манипуляции при закупках
Суть механизма злоупотреблений в отделе закупок сводится к тому, что закупщики за вознаграждение предоставляют конкретному поставщику возможность «поработать с заводом» на невыгодных для последнего условиях.
Чтобы исключить такие ситуации, многие предприятия организуют закупки в форме конкурса. Однако на каждую процедуру находятся свои обходные пути. Пример с ОАО «Р» лишний раз демонстрирует, что конкурсная форма проведения закупок не служит серьезным препятствием для различного рода махинаций. Так, для выбора поставщика электродов на предприятии с полным соблюдением регламента формировался конкурентный лист. Из последнего со всей очевидностью следовало, какую именно фирму стоит выбрать в качестве победителя конкурса.
Соответствующее решение (о выборе поставщика) утверждалось у высшего руководства. После чего исполнители обменивались гарантийными письмами, и в итоге поставлялись более дешевые электроды (например, китайского производства), причем по ценам, которые не являются лучшими в этой ценовой категории.
«Качественный» прием сырья
Множество крупных предприятий получает основное сырье непрерывным потоком, часто круглосуточно, и сразу от нескольких поставщиков. Естественно, через несколько часов после поставки идентифицировать конкретную партию сырья практически невозможно. К примеру, на ряде металлургических предприятий лом принимает мастер шихтового участка по весу и качеству. Причем если вес можно определить инструментально (взвешиванием), то проверка качества, как правило, ограничивается визуальным осмотром.
Таким образом, проверка качества конкретной партии сырья, которая по объективным причинам возможна только в момент разгрузки, проводится субъективно. С этого простого обстоятельства и начинаются непроизводственные потери. Простейший вариант злоупотреблений при приеме сырья на ОАО «Р» заключался в следующем. Поставщик отправлял сырье (лом) худшего качества по сравнению с тем, которое декларировалось в сопроводительных документах (например, более мелкая фракция, наличие роторов, содержащих медь, остатки масла, мазута, гудрона, клея, краски и т.п., а также неметаллических предметов (бетона, камня, кирпича) и другого мусора). Прием оформлялся с лучшими показателями качества в соответствии с документами и вразрез с реальным состоянием. Соответственно, у поставщика возникал дополнительный доход, часть которого выплачивается в качестве вознаграждения мастеру, принявшему партию некачественного сырья.
Как правило, до высшего руководства доходят только вопиющие случаи подобных злоупотреблений. Например, когда в вагонной поставке из 60 т лома оказалось около 12 т формовочной земли. Настоящее «золотое дно» для махинаций при приеме — поставка партии спецметаллов и элементов (феррохрома, ферросилиция, ферромарганца, ферровольфрама и др.), которые используются при выплавке стали для получения заданного химического состава и структуры. Стоимость таких материалов составляет от 1 тыс. до 35 тыс. долл. США за тонну. Непроизводственные потери спецметаллов возникают следующим образом:
— недовес (кладовщик принимает меньший вес упаковки и «списывает» недостачу при передаче материалов на производство);
— скрытая пересортица (кладовщик или мастер участка принимают упаковки «биг-баг» с материалами по весу, хотя они не соответствуют по качеству, поскольку имеют некондиционную фракцию, содержащую меньший процент активного элемента или другой более дешевый элемент;
— вынос работниками цеха (банальная кража: «взял, насыпал и унес»).
Неучтенное производство
Основа схемы — завышенные технологические нормы расхода сырья, материалов, энергоносителей и (или) неучтенное сырье, которые дают на выходе неучтенную товарную продукцию. Если на новых производствах, оснащенных импортным оборудованием, обоснованные нормы, как правило, отсутствуют, то производства, оставшиеся с советских времен, по-прежнему используют уже устаревшие нормы. В советский период каждый из «красных директоров» в министерствах и профильных институтах решал одну задачу — увеличение «научно»-обоснованных норм.
Считалось, что завышенные нормы — это директорский запас, который покрывает потери, недостачи, разгильдяйство и обычные хищения. Однако проблема не только в самих нормах. Важнее то, что процесс изменения, разработки и совершенствования этих норм отдан на откуп производственникам — кадрам, которые «выкованы» в те же советские времена.
Зачастую появление неучтенного сырья бывает следствием завышенных норм на предшествующих стадиях производства. Такие цепочки существуют в алкогольной промышленности (зерно —спирт — ликероводочные изделия), в мебельной (древесина — плита ДСП — мебельные детали).
Если неучтенная продукция образовалась, то ее реализация — уже дело техники. Вывоз осуществляется различными способами: через дыру в заборе, автомобилями со скрытыми полостями, по сговору с охраной, по подложным документам, по реальным документам с двойным вложением. Например, на работника предприятия оформляется реальная продажа продукции с вывозом на личном транспорте. Только в реальности вывоз осуществляется несколько раз. Если охрана не осматривает багажник, то «контрабанда» удалась, если же заглядывает туда, то предъявляются подлинники документов на «покупки на личные нужды».
Завышенные технологические нормы расхода сырья, материалов, энергоносителей и (или) наличие неучтенного сырья на предприятии обусловливают появление «дополнительной» товарной продукции. Выявить ее помогает регулярный анализ производственных и экономических показателей производственного процесса. Если по всем базовым критериям зафиксирован перерасход (в сталеплавильном производстве к таковым относятся, например, объемы лома и легирующих элементов, удельный расход электродов, удельные затраты электроэнергии, длительность плавок), есть все основания подозревать наличие «неучтенки». В дальнейшем остается только проверить полученную информацию оперативным путем.
В случае с ОАО «Р» проверка произошла весьма нестандартно. Металлургическое производство было остановлено на несколько недель по форс-мажорным обстоятельствам. В связи с этим потребитель определенной марки стали (постоянный заказчик завода, в роли которого выступала аффилированная компания) попытался сделать альтернативные закупки небольшой партии на местном рынке. В итоге найти сталь нужной марки ему не удалось, хотя ранее на рынке действовало сразу несколько предложений об ее поставке от небольших фирм, не являвшихся заказчиками завода. Отсутствие каких бы то ни было разумных объяснений тому, почему с остановкой производства на ОАО «Р» в городе исчезли все остатки данной спецстали, только подтвердило обоснованность подозрений руководства завода.
Выпуск неучтенной продукции, как правило, осуществляется в ночное время и выходные дни, когда на предприятии отсутствует руководящий и контролирующий персонал. Способы и механизмы ее появления частично зависят от специфики производства. В сталеплавильном производстве наиболее характерны три способа:
— «двойные плавки»: выплавка стали фактически осуществляется два раза, а плавильная карта заполняется на одну плавку;
— «псевдобрак»: часть годной продукции списывается как брак, возникший вследствие проблем при разливке стали в изложницы;
— «теоретические веса»: стальные слитки учитываются по теоретическому весу, который определяется один раз на долгое время по результатам контрольного взвешивания, о проведении которого всем известно. Фактический вес немного (на 2–4%) превышает теоретический вес слитков, поступающих на следующий передел — прокатку. Теоретический вес предполагает, что толщина полосы (подката) будет идеально точной. Прокатка осуществляется в зоне отрицательных допусков, т.е. толщина всегда ниже номинальной. Первое (лишний вес) и второе (меньший размер) дают фактический выход продукции выше нормативного.
Неудивительно, что программа тотального взвешивания материалов (сырья, продукции, полуфабриката и отходов) реализовывалась около двух лет с величайшим сопротивлением, а запуск контрольных точек взвешивания и переход на практические веса выявили излишки металла около 2%.
«Контрабанда» через забор
Особое внимание стоит обратить на «крылатый металл» алюминий. Он используется в процессе выплавки стали, уходит в шлак и, следовательно, отсутствует в показателях химического состава. Потому химанализ стали не может показать, добавлялся ли в нее алюминий в процессе выплавки. Его отсутствие сказывается позже, когда на последнем переделе (при обработке давлением) происходит увеличение брака.
Поставляется алюминий в слитках по 20 кг, что удобно для незаконных «полетов» за территорию предприятия. Как правило, возможность хищения недешевого металла — привилегия сталевара или бригадира.
Так, однажды сотрудники правоохранительных органов обнаружили в гараже по соседству с заводом ОАО «Р» около 40 слитков вторичного алюминия, полностью идентичного тому, который использовался на предприятии. Все версии относительно механизма их появления в столь необычном месте мгновенно свелись к одной, когда были задержаны люди, пользующиеся гаражом: ими оказались работники завода и того самого цеха.
Приписки и пересортица
Приписки и пересортица широко распространены в сфере поставки сырья и материалов, используемых в производстве. При приемке, например, металлолома, легирующих материалов или семян подсолнечника приписывается несуществующий объем, лучшее качество, большее содержание активного элемента, меньший засор и т.п. В случае взвешивания масса «добирается» землей, кусками железобетона, некондиционной фракцией и т.п. Известны случаи откровенного «беспредела»: после первого взвешивания машины даже не разгружались и ехали на второй круг.
Поставщик оплачивает приписки приемщику или его руководителю, причем иногда прямо на месте. Схема работает в сочетании с ослабленным входным контролем (Входной контроль — инструментальные измерения количества и качества поступающих материалов. Бывает сплошным либо выборочным) и бесконтрольным списанием затрат на производство.
Аналогичная схема применяется и в отношении товарной продукции. Так, слитки дорогих металлов вывозятся под видом более дешевых. Полиграфическая продукция нормального качества «бракуется» и продается как некондиционная по сниженным ценам (как правило, одной и той же фирме), а потом реализуется на потребительском рынке по ценам, близким к рыночным.
Повторная закупка и списание
Махинации с ценными объектами, запчастями, оборудованием могут осуществляться по следующей схеме: закупка (реальная) — списание (часть — реально, часть — фиктивно) — закупка (фиктивная). В сговоре участвуют поставщик, лицо, осуществляющее прием и хранение деталей, и лицо, ответственное за их установку, использование и списание.
По схеме повторной закупки и списания хорошо «проходят» запасные части, узлы для транспорта и оборудования, арматура и оснастка.
Встречались и весьма неординарные случаи. Так, комиссия в составе четырех человек два дня проводила инвентаризацию деталей, узлов, материалов и конструкций по службе главного механика одного из производств. В результате оказалось, что шесть из восьми 20-тонных контейнеров заполнены уже «списанными» ценностями. В таких условиях повторная закупка труда не составит, особенно если на предприятии несколько производств.
Другой вариант той же схемы: основное оборудование списывается как металлолом, вывозится за границу и модернизируется, а затем ввозится под видом нового. «Заграница» в этой схеме необязательное звено — модернизация может происходить и внутри страны.
«Откаты» и другие манипуляции с ценами
«Откатные» схемы как способ злоупотреблений работников могут использоваться в самых различных вариантах: покупки по завышенным ценам, предоставление низких цен по индивидуальным заказам, более высокие скидки. В любом случае фирма-контрагент получает дополнительную сумму денег, из которой платит сотруднику, осуществляющему корректировку цены. Аргументы прикрытия известны: важность клиента, срочность исполнения, надежность поставщика, отсутствие другого варианта и т.п.
Существует и другой вариант ценовых манипуляций: действующие цены скрываются, а покупателю предлагаются более высокие. Когда покупатель просит «решить вопрос за вознаграждение», ему предлагают цены из действующего прайс-листа. Такая безобидная на первый взгляд «игра» на деле влечет реальные потери для компании: искажение ценообразования и трудовой мотивации и, как следствие, снижение доходности продаж. Все эти схемы действуют при отсутствии работающих регламентов ценообразования и анализа конъюнктуры цен.
Некоторые разновидности манипуляций не зависят от эффективности ценообразования. Например, сотрудник фирмы-продавца оформляет продажу (отделочных материалов) обычному клиенту (собственнику квартиры) на клиента, который имеет более высокий уровень скидок (дизайнер), а разницу в ценах присваивает.
Есть вариант «обратного отката», который встречается при сложных и дорогих продажах. Денежные средства, предназначенные для коммерческого подкупа закупщика, делятся, и часть остается у продавца.
Махинации при осуществлении подрядных работ
При осуществлении подрядных работ способы злоупотреблений ограничиваются разве что фантазией и возможностями работников. Поскольку все способы сложно перечислить, рассмотрим пять основных.
Приписки в объемах. Наиболее распространены следующие варианты искажения данных в документах:
— завышение метрических единиц в смете по отношению к объекту;
— завышение площади скрытых работ по подготовке поверхности (выравнивание, штукатурка, шпатлевка, грунтовка, герметизация);
— завышение объемов вывезенного грунта, отсыпки гравия и укладки асфальта при ремонте автомобильных и железных дорог;
— списание более дорогих и использование более дешевых материалов.
Необоснованное применение повышающих коэффициентов. Надбавки могут начисляться за несуществующие неблагоприятные или стесненные условия труда, фиктивное использование грузоподъемных механизмов или лесов и т.п.
Удвоение затрат. Здесь возможны два варианта схемы:
1) удвоение затрат по расценкам: в смете одновременно применяются комплексные и единичные расценки на дублирующие работы;
2) удвоение затрат по материалам: фактически используемые материалы заказчика одновременно включаются в сметный расчет для оплаты подрядчику (это осуществимо, когда бухгалтерия не ведет списания затрат по объектам).
Повторяющийся ремонт объектов или оборудования. Один из таких «лакомых кусков» — ремонт подкрановых путей: комплексные расценки на один погонный метр высоки, в то время как фактические расходы на ремонт минимальны.
Регулярный капремонт основной технологической установки непрерывного производства. В советский период предприятия работали по принципу автономности и располагали всем необходимым для капремонтов установок непрерывного цикла. Теперь же капремонты делают только подрядчики. На поверку практика оказывается другой: акты закрываются на подрядчиков, а работы выполняются персоналом предприятия и оплачиваются «в конвертах». Известен случай, когда новый генеральный директор отказался от услуг «незаменимых» подрядчиков. Капремонт технологической установки был выполнен в те же сроки, в большем объеме и с уменьшением затрат в 2,5 раза.
Встроенный бизнес. В общем виде «карманный» бизнес чаще всего организуют по М. Жванецкому: «кто что охраняет, тот то и имеет…». Коммерческий директор «пристраивает» продающую фирму, директор по снабжению — фирму-поставщика, директор по производству — поставщика или использует схему промышленной кооперации, директор по персоналу — учебный центр или рекрутинговое агентство. Реже встречается бизнес, «пристроенный» от финансового директора, хотя в одном случае попалась фирма, занимающаяся «обналичкой». Есть и примеры высокого мастерства «встраивания» внутри группы компаний. Так, металл, украденный в одном подразделении предприятия, скупался за территорией и служил сырьем для производства полуфабриката, который приобретался другим подразделением.
Эффективность работы предприятия не в малой степени зависит от личности руководителя, его внутренней мотивации, так что наличие сторонних экономических интересов у высших менеджеров сильно вредит основному бизнесу. Не обошлось без такой истории и в случае с ОАО «Р». На позицию руководителя производственной единицы был пригашен опытный специалист по металлургии, имевший собственный бизнес по поставке и вторичной переработке металлургического сырья. «Матерый» металлург, не понаслышке знающий, как «варить сталь», представлялся перспективным руководителем, способным организовать процесс выплавки без потерь и проблем с качеством.
Инициативные предложения со стороны нового начальника не заставили себя ждать. Суть их сводилась к вторичному использованию лома с высоким содержанием никеля и вольфрама. Вскоре начались поставки такого лома, пошли плавки и появились обнадеживающие перспективы. Однако все они рухнули, как только была проведена первая поверхностная проверка.
Сначала обнаружилась фальсификация конкурентных листов, по которым был выбран поставщик (им стала компания, принадлежащая директору). Дальнейшее расследование показало, что стоимость вольфрама, содержащегося в отходах, превышала рыночную стоимость чистой формы металла. Таким образом, весь экономический эффект от технологии вторичной переработки и еще «немного наценки» директор оставил своей фирме, а очередные непроизводственные потери достались заводу. К чести руководства завода надо отметить, что контракт с директором-экспериментатором был прекращен сразу после выяснения данных обстоятельств.
Манипуляции в тендерах. Бытует мнение, что все тендеры «заряжены», т.е. победители заранее известны. Если запрограммированный победитель — реальная фирма, то все участники схемы получают свою часть коммерческого подкупа. Если победитель — «своя» фирма, то контракт перепродается одному из реальных производителей вместе с фирмой или как субподряд. Остальные действия направлены на создание видимости проведения тендера. Если избежать проведения тендера под предлогом бесполезности, отсутствия реальных альтернатив и срочности, которая зачастую создается искусственно, не удается, то в ход идут другие методы.
Снижение реальной конкуренции независимых участников достигается путем ограничения информации о проведении тендеров и об особенностях сложных проектов, а также за счет создания формальных критериев и одновременно препонов для своевременной регистрации и предварительного отбора.
Ограничение возможности победы независимых участников — с этой целью реализуются следующие приемы:
— участие ряда «своих» фирм;
— занижение цены ради победы в тендере с последующим ее пересмотром по причине индексации, изменения спецификации, дополнительных и непредвиденных работ;
— подгонка технического задания и условий под конкретное предложение;
— определение технических параметров под конкретного производителя;
— установление завышенных требований и последующая приемка более низких параметров.
Манипуляции с техническими параметрами занимают особое место в рейтинге мошеннических приемов. По оценке специалиста известной фирмы — продавца технологического и энергетического оборудования, подкуп специалистов, отвечающих за определение технических параметров, обеспечивающих победу на крупных тендерах, имеет место практически во всех случаях.
А вот другая история из практики. Две компании были заинтересованы в поставке своих красок производителю упаковочного материала. Одна из них уже осуществляла поставки в течение некоторого времени, другая намеревалась перехватить клиента, предложив лучшие условия, которые понравились высшим менеджерам.
Однако неоднократно проведенные опытные испытания не давали положительных результатов. В процессе испытаний на красках нового конкурента установка постоянно «выпадала» из технологического режима, а параметры температуры, скорости, натяжения и расхода красителя все время оказывались разбалансированными. При этом на красках традиционного поставщика все шло хорошо. Таким образом, очевидно более привлекательное предложение было заблокировано на уровне рабочего персонала, эксплуатирующего установку.
Мошенничество топ-менеджеров
Коммерческий директор
Самый распространенный способ злоупотребления со стороны коммерческого директора — создание аффилированной дилерской компании (так называемого «карманного» предприятия). В роли учредителей и руководителей фирмы могут выступать родственники, друзья, доверенные лица. Растет и развивается такой бизнес за счет компании-«донора» — основного работодателя коммерческого директора.
«Карманному» предприятию передаются интересные клиенты, обеспечивается отсрочка платежа, предоставляются максимальные скидки и наилучшие условия, первоочередные отгрузки, минимальные сроки исполнения заказов, в отдельных случаях — просто эксклюзивные права. Бывает, что донором обеспечиваются складские запасы и комплектование заказов, а также формирование штата «сейлзов». Создается и развивается побочный бизнес беззатратным путем, «на всем готовом». Если «донор» производит продукт относительно дефицитный, то большая часть сбыта может контролироваться аффилированными перепродавцами. Когда продукт имеет конкурентов, то еще хуже: рано или поздно «карманное предприятие» начинает торговать продукцией конкурентов.
В некоторых случаях дело доходит до логического конца: коммерческий директор уходит и возглавляет свое предприятие, взращенное в тени и на средства «донора».
Однако далеко не каждый склонный к злоупотреблениям директор стремится уйти в самостоятельное плавание на корабле, который снаряжен за чужой счет. Многие продолжают извлекать доходы из преференций трейдерам, откатов, заниженных цен, рекламных и маркетинговых мероприятий. В некоторых случаях уверенность в безнаказанности и жадность приводят таких деятелей на скамейку подсудимых.
В начале 2009 г. у ЗАО «Кузбасс-элемент» (г. Ленинск-Кузнецк) возникли серьезные проблемы с задолженностью по заработной плате. Проведенная правоохранительными органами проверка установила, что коммерческий директор предприятия Виталий Сизиков вопреки законным интересам завода создал посредническую фирму ООО «Русток-Кузбасс», через которую на предприятие с наценкой поставлялись сырье и оборудование. Таким образом, доход, полученный «карманным» предприятием в результате посреднической деятельности в 2007–2008 гг., составил 2,8 млн руб. 6 марта 2009 г. СУ при УВД по г. Ленинск-Кузнецкий возбуждено уголовное дело в отношении В. Сизикова по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). В ходе проверки также были выявлены факты фиктивного ремонта зданий ЗАО «Кузбассэлемент» на сумму 8 млн и 5 млн руб. 17 апреля 2009 г. возбуждены два уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере с использованием служебного положения).
Еще одно поле для злоупотреблений коммерческого директора — махинации при закупках. Таковые зачастую связаны с несанкционированными изменениями условий закупки, в частности установлением контрактной цены, применением скидок или иных условий поставки. Коммерческий директор при этом обычно мотивирован поставщиком или имеет иные интересы в процессе.
В одной из торговых компаний коммерческий директор, отвечавший за процесс закупок, лично вел переговоры от имени компании с поставщиками и добился от многих из них значительных скидок. Однако данный факт не был доведен до сведения высшего руководства и акционеров. Договоры по сниженным ценам (с учетом скидок) заключались с фирмами-посредниками, аффилированными с коммерческим директором, а продажи самой компании заказчику осуществлялись по ценам без учета скидок. Потери компании составили несколько сотен тысяч долларов.
Финансовый директор
Наиболее распространенные злоупотребления финансовых директоров (откаты и обеспечение ускоренной оплаты поставленных товаров или оказанных услуг) характерны для крупных промышленных компаний, а также для предприятий, имеющих проблемы с платежеспособностью.
В данном случае содействовать финансовому директору могут руководители отдела снабжения или технических служб, которые также получают вознаграждение в процентах от суммы. Встречаются и более интересные варианты. Один из них рассмотрим на примере следующей ситуации.
Предприятие финансировалось материнской компанией ежемесячно на сумму около 10 млн долл. США без особых задержек. Тем не менее для покрытия дефицита ликвидности предприятие постоянно (без перерывов) использовало овердрафт и платило проценты банку. Случайно финансовый директор имел в том же банке счет доверительного управления (при том, что услуга для данного банка не является типовой). Не исключено, что во времена экономического роста и безудержного кредитования финансовый директор стал участником «программы стимулирования» при подписании договора на интересных (для банка) условиях. Во всяком случае, когда на предприятии приняли на работу нового финансового директора, не имеющего счета доверительного управления, и отрегулировали платежный календарь, уже банк стал платить предприятию проценты за остатки на счетах.
В других случаях реализация личных интересов финансового директора на первый взгляд не приносит компании прямого ущерба. В первую очередь речь идет о собственном бизнесе топ-менеджера, который напрямую не пересекается с деятельностью компании-работодателя.
К примеру, финансовый директор сделал start-up своего IT-проекта, где одним из первых крупных заказчиков был завод, в штате которого он и трудился. Ключевой отдел этой «московской» фирмы находился в том же поволжском городе, что и завод. И ведь этим отделом кто-то руководил… Вот тут и возникает вопрос: какова реальная полезность такого финансового директора для предприятия? Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что финансовые директора менее, чем другие «топы», склонны к корпоративным злоупотреблениям.
Технический директор
Еще один фокус капитального ремонта — металлолом. Один пытливый специалист посчитал на своем заводе баланс металла за несколько лет и выяснил, что завезли для ремонта примерно в два раза больше металла (лист, прокат, трубы, арматура), чем потом сдали в лом. Куда пропал металл? Конечно, что-то «съела» коррозия, что-то завезли только на бумаге, что-то, наоборот, вывезли без учета, а кое-что осталось в неучтенных запасах — «уже списано».
Другой источник наживы для технического директора, также связанный с ремонтами, — дорогостоящие диагностические исследования состояния сложного оборудования, сосудов под давлением, резервуаров для огнеопасных и токсичных веществ. Конкурентов, как правило, нет, цена высокая, затраты на услугу — напротив, небольшие. К тому же «мотивирующие» выплаты вполне приличны.
Основа таких схем — минимальные бюджеты на ремонт, изношенность оборудования и коммуникаций. Потому на аварийные ремонты средства получить несложно. Сначала подписывается договор, цена которого не подвергается экспертизе ввиду срочности. Тем самым плохое техническое состояние объекта превращается в удобный способ избежать контроля обоснованности цен.
Дружественный техническому директору подрядчик уже наготове. В итоге происходит завышение стоимости и (или) объемов работ, иногда — просто фиктивные ремонты. Ключевыми обстоятельствами, позволяющими извлекать средства из завышенных смет, выступают контроль сметчиком технического директора и «стимулирование» подготовки «правильных» смет. Так, для срочного обеспечения подключения новых абонентов технический директор подготовил договор на несколько миллионов долларов. На поверку оказалось: если компания самостоятельно закупит кабель и наймет подрядчика, то потратит в два раза меньше. Что касается срочности, с которой надлежало заключить договор… прошло 1,5 года, и проблем без этого кабеля не возникло. Когда «завернули» другой договор (всего на миллион рублей) на срочный ремонт подстанции, то и в этом случае проблем не возникло. Самое неприятное, что технический директор, работающий в таком режиме, никогда не будет искать оптимальные технические решения. Для него ремонт и затраты — способ заработать. Риторика такого «спеца» типична: «мне главное, чтобы это нечто работало, а сколько оно стоит — не мой вопрос».
Помимо рассмотренных вариантов махинаций стоит упомянуть об откатах. Специфика выполняемых функций дает техническому директору пространство для такого рода злоупотреблений.
В марте 2009 г. сотрудники УБЭП МВД России по Республике Татарстан задержали технического директора фирмы «Смартс-Казань» за незаконное получение денежных средств в размере 65 тыс. руб. В ходе оперативно-розыскных мероприятий выяснилось, что он заключил договоры подряда на монтаж базовых станций с одной из казанских фирм на сумму свыше 3 млн руб. Работа по данным соглашениям была выполнена в полном объеме с обеих сторон. Однако технический директор потребовал от руководства этой фирмы за подписание акта приема-сдачи выполненных работ вознаграждение в размере 130 тыс. руб. По данному факту следственной частью ГСУ МВД России по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 204 УК РФ (вымогательство коммерческого подкупа).
Директор филиала
Бывает, что после реорганизации бывшие начальники цехов становятся директорами «как бы независимых» фирм. Головная структура (как правило, управляющая компания) пребывает в спокойствии, так как финансовые потоки централизованы и никаких несанкционированных действий быть не может. В это время новоиспеченные директора, получив печати, творят свое маленькое дело: вывозят со складов «подчистую» остатки по ценам 10-летней давности, принимают уголь и пиломатериалы явно худшего качества, чем заявлено, принимают или размещают убыточные заказы и, конечно, проводят взаимозачеты. К тому времени, как вышестоящие финансисты доходят до этих первичных операций, если вообще когда-нибудь доходят, то уже поздно — компенсировать ущерб невозможно. В лучшем случае директора филиала можно уволить, и то не всегда, так как указанные действия входят в служебные полномочия, а то, что произошло, так это просто «коммерческая ошибка».
По результатам служебного расследования, проведенного контрольно-ревизионным управлением и службой безопасности страховой компании «МАКС», директор филиала ЗАО «МАКС» в Ставрополе Александр Турьев уволен по п. 9 ст. 81 ТК РФ. Службой безопасности компании подготовлено заявление в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 «Мошенничество» УК РФ. В ходе комплексной проверки деятельности филиала установлено, что руководителем филиала присвоены денежные средства по 3883 договорам страхования. Тем самым было допущено фактическое нарушение прав застрахованных, нанесен ущерб деловой репутации страховой компании.
Кроме того, выяснилось, что более 90% страховой премии филиала оформлялось через подставных лиц, в качестве которых выступали родственники руководителей филиала, которым неправомерно выплачивалось агентское вознаграждение.
Генеральный директор-партнер
Особый случай — генеральные директора — младшие партнеры. Как правило, они выступают в роли получателя средств (инвестиций и оборотных средств) и операционного менеджера одновременно, что создает серьезный конфликт интересов и проблему контроля.
Вот типичный случай. Директор магазина (младший партнер) за счет средств старшего партнера, маневрируя предоплатой и отсрочкой, пополнял оборотные средства своего собственного магазина. Проблема, как часто бывает, «всплыла» случайно — жалобы продавцов на нехватку ассортимента дошли до родственников старшего партнера. В другом случае младший партнер, директор рекламного агентства выводил часть средств через штрафы-неустойки контрагентам.
Из недавних случаев можно привести факт злоупотребления должностными полномочиями руководителем организации, выявленный сотрудниками ОБЭП УВД по городскому округу Орехово-Зуево ГУВД Московской области. Как установили оперативники, 59-летний генеральный директор заключил договор с другой фирмой на выполнение работ по химической промывке системы отопления пяти домов, расположенных в деревне Малая Дубна. Однако все необходимые работы выполнялись слесарями фирмы-заказчика, а для порядка в документах сдачи-приемки работ были указаны работники фирмы-исполнителя. Все денежные средства, как и следовало, перешли на расчетный счет исполнителя, откуда впоследствии попали в руки руководителя-злоумышленника. Таким образом, с целью извлечения выгоды для себя, существенно нарушив права и законные интересы остальных учредителей организации, заключив данный договор, директор незаконно присвоил себе около 500 тыс. руб. В отношении предпринимателя возбуждено уголовное дело по ст. 201 УК РФ.
Директор по экономической безопасности
Служба экономической безопасности должна была бы пресекать схемы хищений, но и она небезгрешна. Так, некоторые сотрудники службы не утруждают себя сбором документов и доказательств. Бывает, что и сами они становятся источником злоупотреблений: покрывают схемы вывоза продукции, организуют «свой» ЧОП или нелегальную автостоянку на территории предприятия, продают неучтенные пропуска. Более редкий случай — «крышевание» участников тендеров. На одном заводе участникам тендеров предлагалось заплатить, чтобы у них не возникало проблем при проверке, конкурсном отборе и поставках.
Возможны потери, не имеющие непосредственной стоимости, — предоставление информации третьим структурам. Наиболее очевидный и не требующий доказательства пример описан Уралом Сулеймановым (Правила охоты на «крыс», или как бороться с внутрикорпоративными хищениями. М.: Ось-89, 2008.)). Список выплат «черным налом» для подкупа сотрудников клиентов попал через службу безопасности в руки внешнего специалиста по борьбе с корпоративным мошенничеством и, судя по всему, был использован в деле.
Предупреждение злоупотреблений
Не все методы предупреждения корпоративного мошенничества эффективны. Так, не работают громогласные угрозы увольнением и другими неприятностями. Большинство персонала в курсе, что при существующем состоянии учета собрать доказательную базу на нарушителя практически невозможно и все, к кому были такого рода претензии, без каких-либо других проблем уволились по собственному желанию. Существует мнение, что проблемы можно решить с помощью совершенного регламента согласования и подписания договоров. Разрабатываются многостраничные приказы, на юристов возлагают надежды и обязанности по заключению «хороших» договоров. Однако недостатки у этой системы более чем очевидны: регламенты существенно усложняют и удлиняют заключение договоров, юристы попадают под критику руководства, а преимущества — существенные результаты в предотвращении слабых пунктов в договоре, которые способствуют злоупотреблениям, не появляются.
Юристы не могут быть специалистами во всех видах деятельности, чтобы правильно понимать распределение обязательств и рисков, описанных в договоре, или оценить, насколько их требования соответствуют реалиям рынка. Теоретически площадками для выбора лучших альтернатив должны были бы стать тендерные и бюджетные комитеты (комиссии). В жизни эти ожидания часто не оправдываются. Тендеры не работают, а становятся формой легализации злоупотреблений. Бюджеты превращаются в «соглашение детей лейтенанта Шмидта» о разделе сфер влияния — кто будет каких «овец стричь». И снова регламент (процедура) не является главным аргументом. Действительно решающим фактором является формирование в коллегиальных органах критической массы конструктивных и некоррумпированных менеджеров, заинтересованных в наилучшем результате для предприятия.
Речь идет не о том, чтобы убрать регламенты договорной работы «как бесполезные» тендерные процедуры и бюджетное управление. Это основа упорядочения бизнеса. Они необходимы, как словарь для изучения иностранного языка. Однако словарь не дает знания языка. За деньги нельзя купить знание. Только процесс изучения языка в совокупности с ресурсами (время, деньги, информация) при соответствующей мотивации может дать — владение иностранным языком. Речь о том, что бесперспективно ожидать решения проблемы вследствие обеспечения только минимально необходимого условия.
Основные составляющие противодействия
Важным компонентом мотивации к мошенническим действиям является наличие оправдания, обоснования нормальности недопустимых поступков. Соответственно, задача противодействия — лишить персонал оправдания на уровне ценностей, личных примеров, показательных разборов и увольнений, а также возбуждения уголовных дел. Персонал, решая примкнуть к первым или вторым, все-таки реагирует на появляющиеся возможности и ситуацию в компании. Учитывая возможности для злоупотреблений, выделим основные составляющие системы противодействия им.
Четкое разделение допустимого поведения и злоупотребления. Часть мошеннических схем, чтобы не быть очевидной, сопровождается информационной завесой — «трескотней» о развитии, продвижении, имидже фирмы, стратегически важных партнерах, выходе на новые сегменты и продукты и т.п. Разобраться со всеми нагромождениями и проверить всю совокупность тезисов не представляется возможным, да и не нужно. Чтобы расчистить поле и сузить возможности «боковых течений», необходимо определить главные цели и приоритеты, отклонение от которых, мягко говоря, не приветствуется.
Наличие тщательно подобранного кадрового резерва. Другое способствующее обстоятельство: в компаниях практически всегда отсутствует полноценная «скамейка запасных». Вследствие этого и желания минимизировать проблемы руководство «закрывает глаза» на злоупотребления и идет на компромиссы в тех случаях, когда есть признаки нарушений («да, он виноват, но нам неким его заменить, так что строго предупредим и будет работать»). Даже когда получивший строгий выговор сотрудник больше не допускает нарушений, остальные делают свой вывод: первый раз попался — не выгонят. Мера простая только на первый взгляд, однако трудная в реализации — ввести практику очищения организации с первого раза. От руководства потребуется принципиальность, а от директора по персоналу — хорошая работа, чтобы кадровый резерв существовал не только на бумаге.
Сочетание учета и контрольных мероприятий. Несовершенство учета не позволяет свести баланс, определить размеры потерь и провести внутреннее расследование. А ведь без этого даже подать заявление в правоохранительные органы невозможно. Тут мы приходим к необходимости осуществления постоянного учета и контроля. Для этого потребуется реализация простых и скучных, но безальтернативных мероприятий, требующих много времени и тщательного исполнения:
— надлежащая организация мест хранения;
— изоляция брака и некондиционной продукции;
— оформление материально-ответственных лиц;
— замкнутый контур взвешивания сырья (материалов, продукции, отходов);
— ревизия норм расхода материалов;
— баланс основного сырья, аналитический учет затрат по видам и местам их формирования.
Принятие должных мер реагирования по фактам выявленных нарушений. Также необходима постоянная работа профессионалов по выявлению и расследованию злоупотреблений, мошенничества, пересортицы, недостач и излишков. Но что если она проходит, как в следующем примере.
Руководитель (директор) производственного подразделения завез сырье по «не самым оптимальным» ценам. На подготовку документов и пару телефонных звонков у него ушло полчаса. Для того чтобы препарировать ситуацию, пять человек в общей сложности потратили два человеко-дня. Результат рассмотрения: генеральный менеджер просто принял информацию к сведению. То есть по соотношению усилия — результаты «наказанными» оказались сотрудники, которые защищали интересы компании. Так правильное дело становится взысканием для правильных людей. В другой раз желающих работать «на корзину» уменьшится. Чтобы число сторонников интересов компании не убывало, необходимо на уровне затрат усилий и оргвыводов поддерживать счет в пользу сторонников эффективности.
Практические решения
Эффективность универсальных мер объяснятся очень просто: большинство предприятий страдает не столько от недостаточно жесткого контроля, сколько от отсутствия базовых регламентов перемещения, использования и учета материальных ресурсов, создавать которые иногда приходится фактически заново.
Взвешивание. Определение веса необходимо осуществлять на всех переделах — от поступления на площадку до отгрузки потребителю. При формировании первичных документов, отражающих хозяйственную деятельность предприятия, и составлении баланса металла по всему предприятию за основу должны быть взяты реальные показатели веса, а не расчетно-теоретические.
Хранение. В отсутствие оборудованного места для хранения ценностей (изолированного, запираемого и охраняемого помещения) за их пропажу никто не отвечает. Только при соблюдении надлежащих условий хранения (в том числе промежуточного) возможно реальное, а не фиктивное действие договора о материальной ответственности лиц, осуществляющих прием и выдачу материалов. Это, в свою очередь, дает основания для взыскания недостач, мотивацию к ведению реального учета и возможность точно установить, как были распределены ресурсы.
Отнесение и нормирование затрат. Все затраты, перерасходы и потери должны быть отнесены на конкретные плавки и бригады. Затем перерасход и потери относятся на уменьшение фондов оплаты труда соответствующей бригады. Тем самым результаты работы влияют на оплату труда конкретной бригады, а не доходы предприятия в целом. Более того, снижаются возможности бесконтрольного списания материальных ценностей на затраты.
Введение на предприятии минимально необходимого условия позволяет двигаться дальше — к оптимизации и снижению затрат на производство продукции. В большинстве случаев нормы расхода могут и должны быть уменьшены, поскольку изначально находятся на верхней границе или середине диапазона допустимых значений. Прежде всего полномочия по определению норм расхода, которыми наделены производственные менеджеры, целесообразно передать технологам (не находящимся в подчинении у директора по производству) или внешним специалистам. В то же время оценка экономической эффективности и утверждение новых норм, безусловно, являются прерогативой гендиректора.
Контроль вложений и перемещений. Для материалов, которые «не видны» в химическом составе стали (например алюминий), необходимо вводить регламенты, позволяющие фиксировать отдачу в плавку. В случае с ОАО «Р» контроль их соблюдения был поручен сотрудникам ЧОП, которые находились внутри цеха. Одновременно появилось еще одно ограничение: перемещение продукции и полуфабрикатов по территории предприятия стало возможным только при наличии сопроводительных документов c уникальными номерами и реквизитами.
Контроль производственного процесса руководством. Простой расчет показывает, что при непрерывном производстве топ-менеджеры могут контролировать занятых в нем сотрудников только 25–30% от времени их работы. В ночные смены и выходные дни персонал предоставлен сам себе, причем не только в вопросах дисциплины. Анализ показателей брака и нарушения технологии в ОАО «Р» показал, что потери в это «неконтролируемое время» выше на 30–50%. Снизить этот показатель удалось за счет усиления контроля в выходные дни и ночные смены и перехода руководства с «конторского» на скользящий график.
Поскольку многие злоупотребления персонала носят ситуативный характер, а «благоприятных» ситуаций может быть достаточно много, подчеркнем, что приведенный перечень вариантов мошенничества — далеко не полный и подчеркивает лишь разнообразие практики. В ситуациях, когда решающую роль играет человеческий фактор, можно с уверенностью утверждать, что нет такой инструкции, которая не может быть обойдена или приспособлена под нужды мошенников. Тем более если они сами участвуют в ее создании. Не дают настоящего эффекта и уникальные, суперэффективные регламенты.
Решение здесь простое — создание системы, предотвращающей риски, опережающей события и направленной против источников мошенничества. Непрозрачность и неэффективность рабочих процессов — вот основные причины корпоративного мошенничества, которые надо устранять.
Кроме того, система противодействия мошенничеству должна иметь «корни» на высшем уровне руководства и согласованно задействовать несколько элементов, на рассмотрении которых остановимся подробнее.
Малочисленность, снижение эффективности и сила мелочей, которых много, приводят к тому, что службы экономической безопасности не могут обнаружить и расследовать все случаи и большинство фактов мошенничества выявляется случайно.
Тем не менее расследование каждого серьезного случая независимо от результатов имеет большое значение, поскольку демонстрирует персоналу, что компания занимается противодействием мошенничеству и бесконтрольности не будет.
Качественная диагностика предполагает получение и обработку сигналов, а также определение направлений для детального анализа ситуации или расследования. В зависимости от особенностей деятельности компании, основанием может послужить единичный ярко-выраженный сигнал или совокупность сигналов, связанных с одним сотрудником или группой лиц.
Обеспечение достоверности отчетности. Финансовые работники и аудиторы (внутренние и внешние) затрачивают много усилий, чтобы в интересах инвесторов, акционеров и кредиторов обеспечить достоверность финансовой отчетности. Однако для реальной защиты интересов часто требуется смещение акцентов. Достоверность состоит не в том, что баланс и отчет о прибыли сходятся с первичными документами, а в том, что первичные документы отражают существо производственной деятельности и формирования затрат.
Применение совокупности данных методов позволяет предотвратить и существенно минимизировать потери от возможных схем мошенничества, использующих бесконтрольное списание сырья, материалов, узлов и агрегатов.
Процедуры контрактации. Процедуры контрактации — совокупность действий по определению потребностей, формулированию заказа, выбору изделия или технического решения и поставщика, согласованию и контролю условий договора. Процедуры контрактации — элемент системы, имеющий максимальный антимошеннический ресурс. Известно, что эффективность затрат формируется не в момент подписания платежных документов и даже не в момент заключения договоров, а в момент формулирования технических решений и распределения рисков. Не стоит ждать от юристов идеального регламента документооборота, который решит проблему, ведь ее первопричина — в процессе принятия решений и качестве их содержания.
Можно выделить два последовательных этапа осуществления выбора: 1) что закупать; 2) у кого закупать.
На первом этапе принципиально важным является определение того, что действительно нужно приобрести исходя из соображений эффективности бизнеса, а не то, что хотелось бы приобрести, исходя из общих рассуждений, личных предпочтений, стремлений к самой «крутой» комплектации и созданию необоснованных запасов. Так, для ремонтно-восстановительных работ первоочередной задачей является составление дефектной ведомости. Объективный документ должен содержать реальные виды и объемы работ, условия их осуществления, необходимость применения техники и перечень используемых материалов. На основании реальной «дефектовки» можно получить справедливую стоимость работ и обоснованный сметный расчет.
Для проектов модернизации или внедрения технологии ключевыми будут закрепление ответственности за формирование параметров проекта и последующий мониторинг их достижения. В число параметров могут входить показатели производительности, свойств и качеств продукта, удельных затрат, эксплуатационных расходов, а также отсутствие внеплановых закупок и работ.
«Назначение» виновных постфактум не тормозит, а напротив, подстегивает мошенничество, потому определение ответственности за декларируемые параметры проекта будет носить превентивный характер. Еще на ранних стадиях обсуждения и выработки технических решений руководители и специалисты должны понимать, что каждая цифра, определяющая стоимость и эффективность проекта, будет утверждена «под роспись» и проконтролирована в процессе реализации, а также станет фактором личной ответственности и строкой в программе мотивации, а в отдельных случаях может оказаться и предметом расследования.
Второй этап — выбор контрагента на альтернативной основе — требует соблюдения четырех условий:
1) принятие эффективного решения на первом этапе;
2) наличие широкого круга участников и полный объем информирования потенциальных участников;
3) обеспечение свободного (без дискриминации) доступа к участию;
4) сохранение конфиденциальности информации о конкурирующих предложениях.
Значительно повышает эффективность репутация компании как организации, осуществляющей закупки на конкурентной основе и проводящей тендеры реально. Закупки на конкурентной основе немыслимы без оперативного мониторинга конъюнктуры рыночных цен. Он позволяет избежать существенного превышения закупочных цен над среднерыночными. Однако во многих случаях рыночные цены уже содержат стоимость коммерческого подкупа и не гарантируют отсутствия мошеннической составляющей. Дальнейшее снижение этой составляющей и приближение к оптимальной цене возможно в условиях эффективной конкуренции. Для этого на реальных тендерах в одном месте и в один момент времени сводят несколько независимых поставщиков.
Помимо упомянутых выше мер проверенными для целей противодействия злоупотреблениям топ-менеджеров можно назвать следующие.
1. Системный подход к ценообразованию и установлению скидок. Цены (особенно по индивидуальным и эксклюзивным заказам) необходимо устанавливать с учетом независимого экспертного мнения, хотя, как правило, отделы маркетинга подчинены коммерческим директорам. Регулярность такого пересмотра — от 1 до 6 раз в квартал, в зависимости от рынка и продукта. Система скидок должна быть хорошо стандартизирована и учитывать не менее 3–4 факторов. Например, объем, размер (срок) предоплаты, доходность за период, размер партии, регион, закупки у конкурентов и др.
Таким образом, творчество руководителей должно быть направлено на выявление главных факторов ценообразования и определение размеров преференций по этим факторам, а не на «придумывание» цены и скидки для отдельного «стратегически важного» случая.
2. Анализ дилеров предполагает: расчет валовой прибыли и сравнение с другими, активные продажи продукции главных конкурентов, наличие продаж в том же городе, где находится предприятие, частота использования транспорта предприятия, объемы возврата претензионной продукции, наличие аффилированных лиц и бывших сотрудников предприятия.
3. Разделение руководства розничной и оптовой продаж на двух руководителей одного ранга.
4. Тотальный контроль качества и объема возврата претензионной продукции, особенно подлежащей вторичной переработке.
5. Установление всех аффилированных лиц топ-менеджеров и участие этих лиц в учредителях и органах управления. При этом надо учитывать, что сами топ-менеджеры редко становятся учредителями компаний-подрядчиков. Они регистрируют их на супругов или родителей, их родственников. Реже используется опосредованное учредительство, и еще реже — зарубежные (в том числе офшорные) компании.
6. Контроль за доходами и крупными покупками. Простой, но достаточно эффективный способ. Немногие менеджеры способны удержаться в рамках потребления «по зарплате» при наличии регулярных мошеннических доходов. Они покупают автомобили, недвижимость (часто — на близких родственников). Причем надо иметь в виду, что выявляется обычно только регистрируемое имущество.
Поскольку речь идет о высшем уровне управления, где менеджеры обладают наибольшим объемом полномочий и специальной информации, практически невозможно обойтись без привлечения внешних ресурсов, способных обеспечить:
— экспертизу экономической безопасности и выявление мошенничества;
— контроль в процессе дефектовки и приемки скрытых работ;
— ревизию подключения абонентов и учета потребления тепло- и электроэнергии;
— независимый мониторинг рыночных цен и скидок, применяемых конкурентами;
— экспертизу эффективности управления ресурсами;
— независимый мониторинг соблюдения процедур и поддержания конкуренции при организации тендеров и закупок.
- Что понимается под экономическими ресурсами
- Что понимается под экономической деятельностью