Что понимается под экономической политикой

Классификация экономической политики государства

Экономическая политика: определение и сущность

Экономическая политика — это проводимая государством ключевая линия экономических мер для достижения определенных целей и решения социально-экономических проблем. Это переход из одного экономического состояния в другое, происходящий по разработанной правительством программе.

Ее объектом и областью исследований выступает экономическая система в рамках территориальной границы.

Цели:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Функции государства в сфере экономики:

Субъекты:

Государство представляет собой главный субъект экономической политики. Законодательные органы оформляют экономические направления в виде указов и законов, затем их реализует исполнительная власть в лице правительства.

Негосударственные союзы могут осуществлять отдельные управленческие задачи. Пример: региональные управления по страхованию в Германии.

Как результат глобализации среди субъектов возникают также институты надгосударственного характера, функционирующие на основе международных соглашений (Европейский союз).

Экономическая политика включает в себя тактику и стратегию.

Тактика — совокупность приемов и способов ведения экономической деятельности для реализации задач стратегии.

Стратегия система решений и направлений деятельности, осуществление которых путем расходования ресурсов способствует достижению конкретных целей.

Экономическая политика напрямую зависит от проводимой правительством внутренней и внешней политики, идеологии и военной тактики. Она отражает политические предпочтения правительства и одновременно создает финансовые предпосылки для осуществления национальной политики внутри страны.

Существует несколько классификаций экономической политики.

По направлению деятельности:

По сферам действия:

По времени существования:

Особенности сочетания видов экономической политики

Остановимся на некоторых направлениях более подробно.

Фискальная объединяет бюджетную, налоговую и политику расходов и доходов. Включает в себя меры государства по управлению финансовыми ресурсами и их использование в социально-экономических целях. Действует в отношении мобилизации и привлечения денежных средств, их распределения.

Ее основная задача заключается в поиске источников и методов формирования государственных денежных фондов для реализации публичных целей. Путем такой политики государство регулирует экономические процессы, поддерживает устойчивость финансовой системы, денежное обращение, финансирует государственный сектор.

Ее основные инструменты:

Монетарная или денежно-кредитная политика

Регулирует денежную массу и обращение денег в стране путем непосредственного воздействия или через мероприятия центрального банка.

Ее цель стабилизация экономической системы, повышение эффективности работы хозяйственной подсистемы, борьба с кризисами, обеспечение занятости населения и темпов роста.

Основные задачи:

Ее средства:

Структурно-инвестиционная

Влияет на отраслевую и региональную структуру производства, оказывает воздействие на пропорции и соотношения между производством разных групп отраслевого продукта.

Ее проявлением служат научно-техническая политика, использование инноваций, а также промышленная, аграрная поддержка отраслей. Цель: использовать все достижения науки и техники для максимального удовлетворения потребностей населения, внедрение прогрессивных методов в производство, обеспечение экономической независимости.

Социальная

Направлена на социальную защиту и поддержку населения, поддержание достойного уровня жизни, защиту окружающей среды.

Включает:

Региональная

Направлена на рациональное размещение производственных возможностей и сбалансированное развитие разных регионов внутри страны.

Включает отношения между федерацией и субъектами, помощь ослабленным регионам.

Институциональная

Ориентирована на ликвидацию устаревших финансовых институтов и внедрение новых.

Внешнеэкономическая

Охватывает отношения с другими странами, внешнюю торговлю, культурное взаимодействие, привлечение иностранного капитала, внешние займы.

Включает в себя следующие методы проведения:

Инструменты института

Экономическая политика использует инструменты в виде формальной документации в письменном виде, содержащие обязательства, при помощи которых правительство добивается выполнения намеченных задач.

Примеры инструментов:

Методы политики

Все меры воздействия делят на две группы:

Источник

2.5 Экономическая политика и экономические цели

Экономическая политика и экономические цели

Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

В основе экономической политики лежит экономическая стратегия государства, т. е. искусство управлять экономикой для достижения своих экономических целей.

Между политикой и экономикой существует тесное взаимодействие. Экономика проявляется в политике, что позволило В. И. Ленину заметить: «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах… Полн. собр. соч., т. 42. С. 278–279).

В то же время экономическая политика не может не иметь первенства над экономикой, так как без правильного политического подхода экономика обречена на провал.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических целей как на макро-, так и на микроуровне.

Содержанием экономической политики (достижения целей) правительства на макроуровне являются:

стремление к полной занятости населения (борьба с безработицей);

обеспечение стабильности цен (борьба с инфляцией);

достижение экономического роста и равновесия платежного баланса;

проведение разумной фискальной политики (изменение налоговых ставок и государственных расходов);

обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики (контроль над денежной массой и процентными ставками);

управление валютным курсом.

На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные на стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработку, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей.

Содержанием экономической политики правительства на микроуровне является эффективное использование ограниченных ресурсов.

В реальной жизни одновременное достижение всех этих целей практически невозможно, поэтому необходимо выделить приоритеты, которые зависят от идеологии правительства. Правительство, придерживающееся левой идеологии, положительно относится к расширению государственной собственности и к усиленному вмешательству государства в экономику. Правительство, придерживающееся правой идеологии, положительно относится к ограничению государственной собственности и к минимальному вмешательству государства в экономику. Поскольку экономические цели у правительств правой и левой ориентации различны, постольку и ценностные суждения по принципиальным проблемам развития общества у них расходятся.

Ценностные суждения (vudgement) – это суждения о том, что желательно или нежелательно, что правильно или справедливо и что неправильно или несправедливо.

Это касается таких, например, вопросов, как распределение доходов между людьми, когда разные правительства выражают желание помочь одним группам населения за счет других. Кроме того, правительства придерживаются различных оценочных суждений относительно приоритетов, которые они отдают национальной обороне, безопасности и охране порядка, защите окружающей среды и многим другим неэкономическим вопросам. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы страны. Именно поэтому и политики, и их советники-экономисты должны крайне взвешенно относиться к своим решениям. Дж. М. Кейнс по этому поводу заметил: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром» (Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. – М., 1978. С. 458).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней»

3. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней» В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов

§ 2 Экономическая политика государства

§ 2 Экономическая политика государства Каковы сущность и цели экономической политикиЭкономическая политика проводится от лица государства правительством. Она представляет собой главную линию действий правительства в области производства, распределения, обмена и

2.5 Экономическая политика и экономические цели

2.5 Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства

ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства 1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны

1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи

1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и

2.4 Государственное управление и экономическая политика

2.4 Государственное управление и экономическая политика Государственное управление является критически важным фактором в период трансформации экономики. Одна из характерных черт переходного периода в России — слабое государство. Это обусловлено:• сохранением после

Новая экономическая политика

Новая экономическая политика Пожалуй, Максимильен де Бетюн, барон де Рони, получивший впоследствии от своего короля титул герцога Сюлли, может считаться первым реформатором финансов в истории Нового времени.До эпохи Генриха IV экономика практически всех европейских

49. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г

49. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г В феврале 1986 г. состоялся очередной XXVII съезд КПСС, главными задачами которого выступали борьба с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 %

Политика и экономическая преступность

Политика и экономическая преступность К числу основных политических факторов экономической преступности в современной России следует отнести:• системную коррупцию в сферах государственного управления финансами, лицензированием и квотированием, таможенным делом,

77. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1987 Г. ПРОГРАММА «500 ДНЕЙ»

77. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1987 Г. ПРОГРАММА «500 ДНЕЙ» В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс,

6.5 Социально-экономическая политика в сельской местности

6.5 Социально-экономическая политика в сельской местности Похоже, что современное сельское хозяйство впитало в себя худшее от социалистической и капиталистической систем. В России и странах Центральной Европы реформы, одинаково начавшись с отрицания социалистических

Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая теория технического прогресса

Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая

1. Классическая экономическая теория — истоки. Экономические взгляды У.Петти

1. Классическая экономическая теория — истоки. Экономические взгляды У.Петти Мы уже говорили о том, что меркантилизм как экономическая теория был господствующим направлением экономической мысли на протяжении почти трех веков (с начала шестнадцатого до первой половины

5.6. Экономическая политика Екатерины II

5.6. Экономическая политика Екатерины II Ко второй половине XVIII в. в феодальной экономике России произошли серьезные изменения. Создание всероссийского рынка, активное участие страны в международной торговле привели к усилению товарно-денежных отношений. В 1754 г. были

3. Общественно-полезная экономическая политика

3. Общественно-полезная экономическая политика Экономика как наука порождает два принципиально разных класса теорий. Одни учат тому, как отдельному предпринимателю или структуре набить собственные карманы безотносительно к общественному благосостоянию. Вторые ставят

Источник

Понятие экономической политики государства

Экономическая политика государства – это система социально-экономических идей и целей развития страны, основных задач, средств их достижения, а также принципов деятельности органов государственной власти и управления по их реализации. Таким образом, экономическая политика – это деятельность, направленная на достижение заранее поставленных экономических целей. Она начинается с анализа состояния экономики, постановки соответствующих целей, выбора средств их достижения и механизма использования этих средств. На макроуровне экономическая политика реализуется посредством механизмов государственного регулирования национальной экономики.

К основным элементам экономической политики государства следует отнести:

Стратегические цели экономической политики:

Функции экономической политики:

К методам осуществления региональной экономической политики можно отнести следующее:

К средствам реализации региональной экономической политики можно отнести:

К основным формам реализации региональной экономической политики относятся прогнозирование и программирование. При разработке прогнозов и программ особое место отводится региональному аспекту, что дает регионам необходимые ориентиры для дальнейшего развития.

Главное назначение прогнозов – оценка развития происходящих и ожидаемых процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, т.е. это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если…или что необходимо сделать для получения определенного результата.

Источник

Экономическая политика

Содержание

Истоки формирования экономической политики

Экономические процессы, происходившие в XVIII и XIX веках создали качественно новую ситуацию в обществе, создав основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства.

Первые попытки реализации экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В этих условиях как относительно самостоятельные направления рассматривались таможенная, аграрная, промышленная и социальная формы политики. Позднее, в начале XX века на смену такому разрозненному подходу пришел вариант комплексного, взаимосвязанного подхода. Экономическая политика приобрела более комплексный общеэкономический характер.

Содержание и направления экономической политики

На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются:

Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики могут выступать [6] :

Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений экономической политики. Отвечает за её реализацию исполнительная власть — правительство. Правительство, в свою очередь, ставит задачи и передаёт права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти.

К негосударственным субъектам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоёв общества и групп населения. Это могут быть профессиональные союзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации. Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния (давления) на власть. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей.

Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определённые группы и институты общества. К ним следует отнести: политические партии и организации, средства массовой информации, влиятельные личности (учёные, политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы, её структурой.

В развития процессов глобализации среди субъектов экономической политики появились также институты, имеющие надгосударственный характер. Основой их деятельности являются межгосударственные соглашения. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Таким образом в последне время возникает форма надгосударственной экономической политики. Примером тому является деятельность Европейского союза.

Инструменты реализации экономической политики

Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики

Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы [7] :

Административные меры

Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.

Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.

Экономические меры

К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:

Институциональные меры

Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».

Различными вариантами распространения институциональных форм являются [7] :

Применение методов реализации экономической политики

Применительно к различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.

В рамках Фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоёв населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры».

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Что понимается под экономической политикой. Смотреть фото Что понимается под экономической политикой. Смотреть картинку Что понимается под экономической политикой. Картинка про Что понимается под экономической политикой. Фото Что понимается под экономической политикой

Экономическая политика

Экономическая политика — это система мероприятий, методов, инструментов и форм государственного влияния на социально-экономические процессы.

Главная цель экономической политики заключается в создании социально-экономических условий развития общества и обеспечении процесса общественного воспроизводства в соответствии с экономическими и социальными целевыми установками.

Сущность экономической политики

Существует много определений понятия «экономическая политика». Рассмотрим основные из них.

Экономическая политика – это целенаправленное влияние на социально-экономические процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование условий экономического развития, соответствующих определенному общественному строю.

Государственная экономическая политика — это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый уровень благосостояния страны. Любое государство имеет свою стратегию развития, а экономическая политика является инструментом реализации стратегии государства.

Экономическая политика – политика государства, обращенная к экономической системе: определение целей и перспектив ее развития, выбор и создание средств достижения целей. Строго говоря, это не вполне точное определение. Экономическую политику нельзя ставить в один ряд с другими направлениями: социальной политикой, военной политикой, внешней политикой, культурной политикой и т.п. Экономика пронизывает все поры общества и его жизни, поэтому экономическая политика неразрывно связана со всеми перечисленными направлениями. Поэтому, правильнее говорить о социально-экономической политике государстве в самом широком смысле этого термина.

Экономическая политика государства — это процесс реализации его функций для достижения определенных экономических целей.

Экономическая политика — это система мероприятий, проводимых государством с целью регулирования экономической деятельности. На макроэкономическом уровне государство стремится достичь полной занятости, стабильности цен, экономического роста и равновесия платежного баланса, а на микроэкономическом уровне — эффективного использования всех имеющихся ресурсов. Однако практически добиться решения всех задач одновременно не представляется возможным, поэтому государство вынуждено определять приоритеты. В выборе приоритетов отражается идеология находящегося у власти правительства.

Правительство, в котором преимущественно представлены партии левого толка, обычно отдает предпочтение государственной собственности на средства производства и политике регулирования. Правительство правой ориентации стремится ограничить государственную собственность и свести к минимуму вмешательство в экономику, полностью полагаясь на рыночный механизм.

Государственная политика должна согласовываться с различными оценочными суждениями или мнениями, которых придерживается правительство по поводу справедливого распределения дохода среди граждан, влияния его политики на отдельные группы населения, оказания помощи отдельным категориям граждан. Правительство также может отдавать предпочтение в первую очередь национальной безопасности, соблюдению законности, защите окружающей среды или каким-либо другим неэкономическим задачам. Все эти так называемые «нормативные» факторы оказывают влияние на разработку направлений экономической политики.

На макроэкономическом уровне государство широко использует инструменты налоговой и денежно-кредитной политики, политики цен и доходов, а также методы регулирования валютного курса. Кроме того, государство предпринимает меры по стимулированию инвестиций в промышленность, научные и исследовательские разработки и по защите интересов потребителей.

Экономическая политика зависит от того, в какой стадии находится национальная экономика, какой формируется тип экономической политики государства. Экономическая политика реализует в себе политические взгляды правительства, поэтому политические партии, движения способны оказывать существенное воздействие на проводимую экономическую политику.

В процессе формирования бюджета и принятия экономических решений государство вынуждено учитывать социальные потребности разных слоев населения, т.к. социальные протесты способны влиять на реализацию отдельных элементов планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

Понятия «государственная экономическая политика» и «государственное регулирование экономики» часто отождествляются. Однако наиболее близким к истине будет утверждение, что экономическая политика – это основа, на которой базируется государственное регулирование экономики.

Сущность, функции, цели и объекты государственного регулирования экономики

Государственное регулирование – это:

Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:

Объекты государственного регулирования экономики – сферы, отрасли, регионы, явления, ситуации и условия социально-экономической жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно:

Основные функции государственного регулирования экономики:

Основные цели государственного регулирования экономики:

Виды экономической политики

Различают следующие виды экономической политики:

Способы, методы и инструменты государственного регулирования
экономики

Рассмотрим универсальные средства государственного регулирования,
применяемые в последнее время.

По способам государственное регулирование делится на:

Методы государственного регулирования экономики – влияние государства на предпринимательство, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.

Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы государственного регулирования экономики классифицируются по двум признаками:

По формам влияния методы государственного регулирования экономики делят на две группы:

Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование
субъектов рынка. К ним относятся:

Основные инструменты прямого государственного регулирования: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы, целевые программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии,
квоты, бюджетные затраты, лимиты и т.д.

Методы косвенного регулирования предполагают воздействие государства
на экономические интересы товаропроизводителей, т.е. государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создает условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

К методам косвенного регулирования относятся:

Инструменты косвенного регулирования – это инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других политик, методы морального убеждения.

Из сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. Косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, ничем ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних. Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия.

По способам влияния выделяют:

Правовые методы государственного регулирования экономики – деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения. Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений.

Административные методы государственного регулирования экономики – инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения. Признаки административных методов:

Существуют такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение необходимо — это:

Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснованы.

Экономические методы государственного регулирования экономики – экономическое регулирование, осуществляемое инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики.

Пропагандистские (нравственно-этические) методы государственного регулирования экономики – обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т.п.). Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и т. п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции и установки относительно деятельности государства.

Применение методов реализации экономической политики

К различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.

В рамках фискальной (бюджетно-налоговой) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, осуществляются государственные закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг.

Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания). Посредством повышения налоговых ставок государство ограничивает потребление (например, налог на роскошь), а через установление налоговых льгот — стимулирует развитие тех или иных отраслей. Для поддержки стратегических или социально-значимых предприятий государство может предоставлять субсидии.

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры» (идиоматическое выражение, применяемое для характеристики ситуации, когда принятое для разрешения некой проблемы решение не разрешает эту проблему, а зачастую ведет к прямо противоположному целям результату).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *