Что понимается под философией и философствованием в обыденном употреблении этих слов
Задание 2. Что понимается под «философией» и «философствованием» в обыденном употреблении этих слов:
Что понимается под «философией» и «философствованием» в обыденном употреблении этих слов:
«глубокая философия на мелком месте»,
«моя жизненная философия»
«не философствуй, а мой посуду»,
«мы люди простые, нам не до философии»,
«развели философию, а дело-то простое»,
«отнесись к этому философски»?
Задание 3.
Есть такой старый анекдот. Студент пришел с приятелем в пивную, и когда перед ним поставили кружку с пивом, глубокомысленно сказал: «Жизнь все равно, что кружка пива». Заинтригованный приятель спросил: «А что между ними общего? Почему жизнь как кружка пива?» Студент глубоко вздохнул и ответил: «Откуда я знаю? Я ведь не философ».
Французскому писателю Андре Жиду принадлежит такое высказывание: «Когда философ отвечает на твой вопрос, забываешь сам вопрос» (вариант: «перестаешь понимать вопрос»).
Как Вы думаете, чем вызвано зачастую ироническое отношение к философии со стороны нефилософов?
Практическая работа №2.
Философия как знание и деятельность.
Практическая работа «Специфика философского знания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема 1.1. Специфика философского знания.
Практическая работа №1.
О значении термина «философия»
Слово «философия» греческого происхождения. Оно возникло из двух слов «люблю» и «мудрость» и буквально означает «любомудрие», «любовь к мудрости». Уже в античности в употреблении термина «философия» можно заметить различные нюансы.
А) В одном из сюжетов древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) лидийский царь Крез обращается к посетившему его мудрецу Солону: «Я слышал, что ты, философствуя, ради приобретения знания исходил много стран».
Б) У древнегреческого историка Фукидида (конец V в. до н.э.) есть упоминание о том, что афинский главнокомандующий Перикл в надгробной речи над павшими в бою афинянами, прославляя афинскую культуру, говорил: «Мы философствуем, не изнеживаясь».
В) Платон, отмечая, что его учитель Сократ употреблял слово «философия» в смысле «искание истины», «жажда знания», вместе с тем использовал его в несколько ином смысле, говоря «геометрия и другие философии».
В каком значении использовалось слово «философия» в каждом из этих случаев? Какой смысл (смыслы) придается ему сейчас?
Мориц Шлик «Будущее философии»:
«Открыв учебник по философии или перелистывая увесистое творение современного философа, мы часто видим, какие огромные усилия затрачиваются на того, что такое философия. Ни в одной другой науке этого нет. Физикам или историкам не надо исписывать многие страницы, чтобы разобраться, что такое история или физика. Даже признавшие философию системой самых общих истин, и те объясняют эту общность весьма по-разному. …Одни считают философию наукой о ценностях, будучи убеждены, что самые общие проблемы, к каким в конце концов ведут все вопросы, так или иначе ценностные. Другие говорят, что философия есть эпистемология, т.е. теория познания, поскольку та имеет дело с самыми общими началами, на которых основываются все частные истины. Один из обычных для приверженцев этой точки зрения выводов состоит в том, что философия – отчасти, либо всецело – является метафизикой. А метафизику они считают неким строением, возведенным и частично основанным на структуре науки, но устремленным в заоблачные выси, совершенно недосягаемые для наук и опыта».
В чем причины парадоксальной ситуации, что предметом размышлений философов является вопрос о сущности философии?
Что понимается под «философией» и «философствованием» в обыденном употреблении этих слов:
«глубокая философия на мелком месте»,
«моя жизненная философия»
«не философствуй, а мой посуду»,
«мы люди простые, нам не до философии»,
«развели философию, а дело-то простое»,
«отнесись к этому философски»?
Есть такой старый анекдот. Студент пришел с приятелем в пивную, и когда перед ним поставили кружку с пивом, глубокомысленно сказал: «Жизнь все равно, что кружка пива». Заинтригованный приятель спросил: «А что между ними общего? Почему жизнь как кружка пива?» Студент глубоко вздохнул и ответил: «Откуда я знаю? Я ведь не философ».
Французскому писателю Андре Жиду принадлежит такое высказывание: «Когда философ отвечает на твой вопрос, забываешь сам вопрос» (вариант: «перестаешь понимать вопрос»).
Как Вы думаете, чем вызвано зачастую ироническое отношение к философии со стороны нефилософов?
?.1.1.Философия в обычном словоупотреблении
Термин «философия» широко используется в повседневной жизни, периодической печати, художественной и научной литературе. Иногда этим словом называют всякого рода сентенции о жизни, смерти и бессмертии типа французского выражения «се ля ви».Полусерьезно, полушутя И.Г.Эренбург писал о том, что философствовать – значит «предаваться размышлениям о тщете жизни».
Бывает и так, что слово «философия», «философский», «философичный» употребляется в трудно уловимом значении. В критических статьях искусствоведов некоторые литературные произведения – поэмы, стихи, повести – оцениваются как произведения «эпического и философского звучания». Употребляются выражения типа «серьезным философским складом заметно выделяются стихи…» или «армейская тема не принизила бы его философских размышлений». Слово «философия» широко используется в периодической печати журналистами для придания публикациям оттенка глубокомыслия. Обороты речи, содержащие это слово, приобрели уже характер стертого стилистического штампа. Например, в статьях о музыке можно встретить обороты: «философское содержание симфонии…» и т.д. Те же самые обороты можно встретить и в обзоре театральной жизни. Там, где автор желает сказать, каким видится ему современный театр он обязательно напишет, что это должен быть «театр больших страстей, ярких характеров, театр глубоких и сильных философских обобщений».
Рассматривая подобное словоупотребление, можно констатировать, что при обыденном использовании слова «философия», скорее всего, имеют ввиду принципы, лежащие в основе того или иного способа поведения и действия. Обычный вопрос «Какова Ваша философия жизни?» имеет отношение к сумме первичных убеждений, в соответствии с которыми ведет себя человек.
Распространено также использование слова «философия» для обозначения нравственно-психологических качеств человека. Выражения «философское спокойствие», «философская невозмутимость» довольно прочно вошли в обыденную речь.
Словом «философия» многие называют размышления о жизни, рассуждения на исторические, нравственные, религиозные, политические темы. Ярким примером, иллюстрирующим такое словоупотребление, может служить рассуждение Александра Карамзина о «Философическом письме» Чаадаева: «Философия – самая ужасная вещь настоящего века, станешь философствовать, что вот-де как проводишь время, что-де молодость проходит самым подлым образом, что оскотинился, что чувства душевные тупеют приметно, что начинаешь походить на полену и пр. При этой философии начинает по всему телу проходить какая-то гадость, которая мало-помалу переходит в сонливость, станешь зевать, ляжешь да и всхрапе! А на другое утро в казарму. Видя такую всеобщую гадость в жизни, можно помешаться и даже написать вроде Чаадаева…».
Такое применение слова «философствование» часто встречается в русской литературе XIXв.
В научной литературе, претендующей на разработку теоретических проблем какой-либо науки, словом «философия», как правило, именуют теоретическое мышление. С этой точки зрения философствовать – значит мыслить, а философ – это вообще человек, обладающий развитой способностью мышления. По-видимому, в таком смысле используется слово «философия» при характеристике тех направлений современной теоретической мысли, которые охватываются общим для них названием «философские проблемы естествознания».
На Западе со времен Возрождения сложилась традиция обозначать светское знание словом «философия», чтобы отличать его от богословия.
В соответствии с этим значением в XYII и XYIIIв.в. философией называли все теоретические науки. Сочинение И.Ньютона по теоретической механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии». Первый естественнонаучный журнал в Англии получил название «Философские записки королевского научного общества». Издававшийся Томсоном журнал назывался «Анналы философии или химии, минералогии, механики, естественной истории, сельского хозяйства и искусств». Гегель отмечал обычай английских торговцев называть термометры и барометры философскими инструментами. В продолжение этой традиции и сейчас на Западе человеку, защищающему после окончания высшего учебного заведения теоретическую работу, скажем, по физике или лингвистике, присваивают ученую степень доктора философии.
Широко распространено использование слова «философия» как синонима слова «мировоззрение».
Когда французская писательница Жорж Санд в одном из писем пытается обрисовать свое религиозно-социалистическое мировоззрение, сложившееся под влиянием идей Руссо, то она называет его философией: «Это единственная философия, которая ясна, как день, и проникает в сердце, как евангелие; я погрузилась в нее и преобразилась, я нашла в ней покой, силу, веру и терпеливую, неизменную любовь к человечеству…».
В учебной и научной литературе термин «философия» используется также для обозначения особой формы общественного сознания, относимой к ряду: религия, искусство, мораль, политика, наука – и отличаемой от каждой из них как по мыслительным средствам, так и по содержанию.
Итак, наблюдение за употребление слова «философия» в языке газет, журналов, научных книг, литературных произведений позволяет сделать вывод, что философией называют: 1)
рассуждения о жизни, смерти и возможности бессмертия; 2)
размышления о тщете жизни и несовершенстве мира; 3)
совокупность принципов, лежащих в основе поведения и действия; 4)
нравственное, политическое, научное и прочее самосознание; 5)
размышления о смысле жизни; 6)
научное мышление, теоретическое содержание любой отрасли знания;
54. В чем разница между философией и философствованием?
54. В чем разница между философией и философствованием?
Каждый раз при столкновении с этим бесконечное количество раз промысленным вопросом открываются все новые и новые грани, аспекты, нюансы. Казалось бы, вопрос изучен абсолютно: философствование – это процесс, в котором свершается главное событие бытия, благодаря чему оно получает свое оправдание и смысл, а философия – рациональная фиксация этого процесса в доступных нашему мышлению и языку формах, присущих той или иной культуре. Соответственно, философствование как «живой процесс» может иметь различные формы выражения, диапазон которых необъятен и включает как невербальные, так и сверхвербальные формы. Здесь приемлемо практически все: даже музыка может всерьез рассматриваться как форма философствования, не говоря уже о живописи; поступки человека, особенно на грани нравственных проявлений, тоже могут восприниматься как своеобразный жизненный (в отличие от «трактатно-кабинетного») стиль философствования. Иными словами, философствование свершается в формах, не имеющих строго канонических форм. Притом что философия как рациональная форма отражения должна иметь определенные (преимущественно научные) формы. Этим разделением вопрос как бы исчерпывается; дело лишь за тем, чтобы иметь творческую волю к свободному философствованию, с одной стороны, а с другой – научную волю к рациональному осмыслению таких творческих проявлений. И судя по тому, что всегда достаточно много как философов, так и философоведов, подобное разделение на философию и философствование кажется вполне справедливым. Однако стоит повнимательнее присмотреться даже к самим этим словам – и увидишь, что в них заключено какое-то до конца не понятое различие. В других языках тоже есть аналогичное различение: философия – это существительное и субстанция, философствование – отглагольное существительное или субстантивированный глагол, то есть нечто подчеркивающее процессуальность явления. Однако при таком верном грамматическом и семантическом различении между ними пропадает какое-то еще едва схватываемое и уловимое сущностное различие. При переводе из области языка в область человеческих действий и проявлений все значительно усложняется. Нельзя же, например, считать философом исключительно того, кто лишь философствует, потому что он творчески более одарен; а тех, кто не может творчески философствовать, называть менее одаренными «учеными от философии». И несмотря на то что некогда было авторитетно заявлено, что философ не равен профессору философии, истины ради нужно сказать, что это тонкая грань: и философствующий прибегает к философии, и философия срывается в философствование. Все равно это какой-то единый процесс, какое-то событие философии; и неважно, как оно свершается – посредством ли свободного философствования или в качестве академической философии. Но различие все-таки имеется, и оно существенно. Что это значит: философствующий стремится к философии? Можно ли прийти к философии не через философствование? И обязательно ли философствование завершается именно в философии? Есть все-таки философия и философствование, и это – разные вещи. Здесь в русском языке обнаруживается до конца не понятый смысловой нюанс. Возможно, в этом заключена определенная перспектива для русской философии: в конечном счете расслышать именно в стихии русского языка различие между философией и философствованием.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
«РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ» МЕЖДУ ФИЛОСОФИЕЙ И ПСИХОЛОГИЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ М. РУБИНШТЕЙНА
«РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ» МЕЖДУ ФИЛОСОФИЕЙ И ПСИХОЛОГИЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ М. РУБИНШТЕЙНА Философское знание в отвлеченности своей зачастую стремится прочь от жизни, такая тенденция представлялась М. Рубинштейну пагубной и противоречащей исконному соблазну
III. Промежуточные члены между философией и религиозностью, литературой и поэзией
III. Промежуточные члены между философией и религиозностью, литературой и поэзией Системы великих мыслителей, в которых главным образом и несомненно излагается философия, и связь этих систем в истории привели нас к проникновению в саму функцию философии. Но из этой
III. Антагонизм между формальной и телеологической философией морали
III. Антагонизм между формальной и телеологической философией морали В этой главе я намерен поговорить о том принципиальном антагонизме в конструкции нравственного мира, который проходит через всю историю философии и который можно изобразить в виде антагонизма
α. Различие между философией и религией
?. Различие между философией и религией Мифическую сторону и между прочим историко-положительную сторону вообще интересно рассмотреть потому, что из такого рассмотрения сделается ясным различие в отношении формы, благодаря которому это содержание противоположно
Наследственный спор между философией и религией
Наследственный спор между философией и религией Историю немецкой философии начиная с Канта можно понимать как своего рода судебный процесс, на котором разбираются эти непросвещенные наследственные отношения. Эллинизация христианства привела к симбиозу религии и
c) не степень чудесности, но одинаковая чудесность и лишь разница ее объектов
c) не степень чудесности, но одинаковая чудесность и лишь разница ее объектов c) Итак, мифическая целесообразность, или чудо, применима решительно к любой вещи; и можно говорить лишь о степенях чудесности, вернее же – даже не о степенях чудесности, а, собственно, о степенях
«Утешение Философией»
«Утешение Философией» – Боэций – Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (ок. 480 – ок. 524 г.) – римский государственный деятель (сенатор, консул, первый министр королевства), философ-неоплатоник, теоретик музыки и христианский теолог.Боэций родился в Риме в
Вместо заключения Понятие «ученый» и взаимосвязь между философией и обществом
Вместо заключения Понятие «ученый» и взаимосвязь между философией и обществом Казалось бы, после рассуждений о науке, методологиях и методах, понятиях и категориях не составляет труда определить как бы самоочевидное слово – ученый. Другими словами, кого можно называть
НЕБОЛЬШАЯ РАЗНИЦА Восточная притча
НЕБОЛЬШАЯ РАЗНИЦА Восточная притча Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе мудреца – толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:– Повелитель, я должен сообщить тебе
РАЗНИЦА В ПОЛЬЗЕ КУРИЦЫ И СВИНЬИ Восточная притча
РАЗНИЦА В ПОЛЬЗЕ КУРИЦЫ И СВИНЬИ Восточная притча Старый монах собирал благотворительность для бедных. Он пришел к одному богачу, но тот захотел отделаться лишь маленьким пожертвованием.– Другие, которые гораздо беднее вас, дали значительно больше, – намекнул
Ибн-Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией
Ибн-Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией Публикуемый здесь перевод с арабского, осуществленный А. В. Сагадеевым, на русском языке дается впервыеЦель настоящего рассуждения — рассмотреть с точки зрения религии, является ли
Глава 1 Что такое в сущности базис операционных линий. — Разница между базисом операционных линий и самими операционными линиями. — Древние в таковых не нуждались
Глава 1 Что такое в сущности базис операционных линий. — Разница между базисом операционных линий и самими операционными линиями. — Древние в таковых не нуждались 1. Совершенно неоспоримо, что современные армии имеют огромную потребность в снабжении. Скольких лошадей
Небольшая разница
Небольшая разница Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. Напуганный, он призвал к себе придворного толкователя снов. Тот выслушал его и сказал:— Повелитель! Сон говорит о том, что вскоре ты потеряешь всех своих близких.Властелин
РАЗНИЦА МЕЖДУ ГНОСТИЧЕСКИМ ПОНЯТИЕМ ИСКУПИТЕЛЬНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ И НИЦШЕВСКИМ ВЕЧНЫМ ВОЗВРАЩЕНИЕМ
РАЗНИЦА МЕЖДУ ГНОСТИЧЕСКИМ ПОНЯТИЕМ ИСКУПИТЕЛЬНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ И НИЦШЕВСКИМ ВЕЧНЫМ ВОЗВРАЩЕНИЕМ «Бафомет» (гнозис или вымысел, восточное сказание) никоим образом не может демонстрировать истинную суть того подобия доктрины, каковым является ницшевское вечное
Философия и философствование. Способы философствования
Систематический курс
Философия академическая – системное упорядоченное знание фил-ких теорий, концепций, идей и социально организованная и соц. значимая деятельность.
Философствование – собственные поиски ответов на вечные вопросы. Способы фил-фания: академическое – излагается концепция идей в упорядоченном виде (Гегель). Сюжетное – изложение в романах, стихах, письмах (Достоевский). Знаковое – иконы схемы, музыка. Философия поступка – Сергий Радонежский, Диоген (бочка). Афористика – изъяснения с помощью коротких изречений. Конфуций.
Итак, есть живое философствование и есть академическая философия. Есть собственно философы — те, кто философствует, и есть преподаватели философии, делящиеся радостью узнавания чужого философствования. Парадокс заключается в том, что профессиональной философией считается второе, тогда как первично и существенно первое, а реализовываться оно — философствование — может где угодно, в каком угодно жизненном материале, а отнюдь не только в учебных аудиториях или на профессиональных философических конференциях.
Уже этот перечень делает ясным главное. Философствование есть попытка конечного существа понять бесконечный мир. Из этого следует, что философия, в принципе не является и не может быть наукой в самом точном смысле этого. И это несмотря на самые наукообразные и рациональные формы возможного философского осмысления.
Аналогично невозможно дать ответ на вопрос о смысле жизни, оставаясь в границах самой жизни. И тогда смысл жизни оказывается связанным с Богом, историческим прогрессом, воплощением определенной идеи, последующими поколениями и т.д. — всем тем, что превосходит жизнь отдельного человека. Но в своем осмысляющем порыве философия неизбежно сталкивается с проблемой смысла мира вообще, который может быть найден только с позиций «не от мира сего». Философствование по самой своей природе принципиально метафизично: вне- и над-природно. Из трансцендентности философствования следует ряд принципиальных обстоятельств, характеризующих любое его проявление.
Философствование дает человеку смысложизненное оправдание — таков «социальный заказ». Всякая философия, так или иначе, но отвечает на вопрос о смысле жизни.
Однако философия не является и не может быть учением о том, «как жить дальше». Философствование, как самоопределение, в конечном счете, есть путь и способ самопознания, самообъяснения и самооправдания
Как всюду плотная ткань осмысления действительности, философия подобна фольклору, «народной мудрости» — столь же универсальному (тотально-всеобъемлющему) осмыслению реальности, покрывающему и пронизывающему все ее сферы и проявления. Аналогия с фольклором важна — фольклорное осмысление дается с самых различных позиций, даже взаимоисключающих. Например, в паремиях — пословицах, поговорках — даются осмысляющие примеры и нормы на все случаи жизни, в том числе — на основе взаимопротиворечащих оценок. Они вполне могут исключать друг друга: «семь раз отмерь, один раз отрежь», но «кто не рискует, тот не пьет шампанское». Однако такая взаимопротиворечивость отнюдь не нарушает целостности фольклорного осмысления, а наоборот — укрепляет его целостность и полноту.
В философии прямым аналогом подобного мозаичного осмысления является философская афористика. Некоторые мыслители склонны именно к «паремиологическому» философствованию, позволяющему им наиболее полно (хотя и фрагментарно) выразить свое мировоззрение и миропонимание. Однако философствование может носить и сюжетный характер. Например, буддистские притчи и коаны являются, по сути дела, мировоззренческими паремиями, объединенными сюжетами. Общей чертой паремиологического и сюжетного философствования является необходимость толкования афоризма или сюжета для осознания полноты выраженного в них мировоззрения. Такое толкование может само стать способом философствования, сводящим результаты осмысления в некоторый герменевтический компендиум с различной степенью упорядоченности, «инвентаризации» мысли.
Способы философствования, очевидно, не исчерпываются рассмотренными «текстовыми» вариациями жанров. Существует философствование, реализуемое с помощью иконических знаков — схем, рисунков, изображений. Так, на геометрически-наглядном рассуждении основана античная математика. Но и философия оперирует наглядными образами. И не обязательно — словесными их описаниями. Есть философы, склонные к непосредственному оперированию с иконическими знаками. Причем характер используемых средств — схем, графиков, блок-схем, фигур, изображений и даже склонность к вполне определенным фигурам (или треугольникам, или кругам, или прямоугольникам, или стрелкам и т.д.) способны многое сказать о способе и стиле философствования. Недаром в свое время П.А. Флоренский задумал даже создание Symbolarium’ а — словаря иконических знаков-символов и их смысловой палитры: от точки до сложных фигур и конфигураций.