Что понимается под физическим развитием понимается
Что понимается под физическим развитием человека? От чего зависит физическое развитие и как его определяют?
Одной из основных задач физического воспитания является содействие правильному, гармоничному физическому развитию человека.
Физическое развитие –это процесс изменения форм и функций организма человека вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. В понятие физического развития наряду с такими признаками, как рост, вес, окружность грудной клетки, входят показатели развития основных двигательных способностей – быстрота, сила, гибкость, выносливость и способностей к овладению двигательными навыками.
Физическое развитиево многом зависит от наследственных признаков, однако направление физического развития, его характер, уровень, а также физические качества и способности в большей степени зависят от условий жизни и воспитания.
Под физическим развитиемпринято понимать количественные и качественные изменения признаков и показателей в процессе роста и жизнедеятельности организма пол воздействием окружающей среды. Изменение признаков, то есть морфофункциональных свойств, зависит не только от возраста и пола, но и в равной мере и от двигательной активности. Причём если внешние признаки физического развития, того, что мы называем телосложением, зачастую не выявляют отчетливую связь с двигательной активностью человека, то функциональные возможности (такие, например, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, координация и т.д.) непосредственно определяются двигательным опытом и соответствующей тренировкой.
Физическое развитие
Что же понимается под «физическим развитием»?
В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие», последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).
Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:
· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;
· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;
· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.
Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.
Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.
Для оценки физического развития детей и подростков определяют:
Понятие о физическом развитии
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Понятие о физическом развитии
Акселерация и ретардация развития
Понятие о физическом развитии
Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.).
Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.
Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные группы населения.
Основыфизического развития закладываются в детском возрасте. И, контроль параметров физического развития начинается в период новорожденности, продолжаются периодические осмотры детей и взрослых в различные возрастные периоды развития:
1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;
2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно;
3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках 2 раза в год;
4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах 1 – 2 раза в год;
5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;
6) допризывники – в военкоматах по местожительству;
7) рабочая молодежь – в МСЧ предприятий при проведении медосмотров;
8) военнослужащие – в медпунктах по месту службы при проведении углубленных медицинских обследований 1 – 2 раза в год;
9) спортсмены – в медико-санитарных учреждениях спортивных обществ и лечебно-физкультурных диспансерах в установленном порядке.
Важно контролировать уровень физического развития во все периоды постнатального онтогенеза, особенно до наступления зрелого возраста. Так как, физическое развитие характеризует здоровье ребенка и благополучность его роста, учитывает размеры и форму тела и соответствие их возрастной норме.
С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание, а также биологический возраст, конституция, состав тела. Существенные отклонения этих показателей от возрастной нормы, как правило, вызваны нарушением обмена веществ, патологическими изменениями в работе эндокринной и центральной нервной системы. При этом отставание в физическом развитии может быть даже менее опасным, чем значительное опережение, которое обычно свидетельствует о наличии гормональных нарушений.
Человеку с рождения и на протяжении всей жизни приходится приспосабливаться к действию двух важнейших физических факторов – температуры внешней среды и земного тяготения, влияние которых связано с геометрическими размерами тела. Соответственно, физическое развитие непосредственно воздействует на функционирование всех без исключения органов и систем организма.
Масса и площадь поверхности тела во многом определяют интенсивность обменных процессов. Для нормального функционирования клеткам организма необходима постоянная температура около 37 о С. Выработка энергии (тепла) тела зависит от массы, а отдача тепла в окружающее пространство – от площади его поверхности. При поддержании постоянной температуры тела небольшого размера проблемой является сохранение тепла (или его дополнительная выработка), а для тела большого объема – отвод лишнего тепла. Сразу вспоминается, как маленькие щенки или котята спят, тесно прижавшись друг к другу, и, наоборот, как часто утирают пот взрослые тучные люди. Дело в том, что маленький организм по своим пропорциям близок к шарику – самой экономичной форме теплоотдачи: в нем нагрузка на механизмы теплообмена наименьшая. Чем больше размер шаровидного тела, тем больше его относительная поверхность и, следовательно, теплоотдача.
Изменение размеров и пропорций тела в процессе роста и развития сказывается на балансе образования и отвода тепла и обязательно ведет к перестройке работы всех вегетативных систем, управляющих кровотоком, активностью дыхания и потоотделения, а следовательно, и систем управления – центральной нервной и эндокринной систем.
С возрастом изменяются вегетативные функции, снижается частота сердечных сокращений, относительная скорость кровотока, частота дыхания, а кровяное давление, наоборот, повышается. Этот процесс не протекает плавно, так как он связан с созреванием организма. Это еще один довод в пользу важности контроля за физическим развитием.
Стандартные показатели
Наиболее показательные характеристики физического развития – масса и длина тела, окружность грудной клетки, окружность талии. Дело не только в том, что эти размеры проще всего определить. Эти признаки несут информацию о темпах и особенностях роста организма, позволяют оценить сбалансированность питания и специфику обменных процессов, а стало быть, и функциональные особенности организма.
Наряду с этим часто оценивают и другие факторы – окружности отдельных сегментов тела (бедра, голени, плеча), кожно-жировые складки, а также силу кисти, становую силу, жизненную емкость легких.
При оценке физического развития определяют сначала длину тела, а затем соответствие ей массы тела и длин окружностей сегментов тела. Их соотношение позволяет описать три важнейшие составляющие физического развития: скелет, мускулатуру и жироотложение.
При любой длине тела (кроме резко сниженной или чрезмерно высокой) физическое развитие считается средним (или гармоничным), если значения окружности грудной клетки и массы тела отличаются от среднего не более чем на 1 s (s – стандартное отклонение).
Детям и подросткам среднего и выше среднего уровней физического развития присущи соответствующие функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошее развитие мускулатуры.
Для оценки показателей физического развития используют специальные таблицы – нормативы, или стандарты, физического развития. Они неодинаковы для ровесников, проживающих в разных климатогеографических условиях, а также в городе и на селе. В качестве стандартов используются результаты антропометрических измерений больших (не менее 100–150 человек), однородных по полу, возрасту и другим признакам групп населения. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем в пределах регионов, населенных разными этническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные отдельно для представителей этих групп. Это особенно важно для районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Кавказа, Поволжья и других регионов, где вместе проживают представители разных этносов, имеющих между собой существенные генетически предопределенные антропологические различия. Так, масса тела детей большинства северных народностей, как и их рост, в большинстве случаев ниже нормативных средних показателей. При этом относительно малый рост детей и взрослых вовсе не является фактором риска для здоровья, их физическое развитие гармонично.
Свойственная индивидуальному развитию неравномерность увеличения размеров тела усиливается еще более в зависимости от сезонных факторов (естественных – продолжительности светового дня, интенсивности солнечного и ультрафиолетового облучения, а также микросоциальных, связанных с учебными нагрузками, питанием, отдыхом и т.п.). Поэтому оценку показателей физического развития обычно стараются проводить в одни и те же периоды календарного года. Так легче выявить тенденции к задержке или отрицательным сдвигам характеристик физического развития, которые могут свидетельствовать о нарушении здоровья. Стандарты необходимо обновлять не реже 1 раза в 5–10 лет.
Темпы роста
По данным динамики роста и развития детей можно судить об их здоровье, физическом и психическом благополучии. Темп физического развития – важная характеристика для оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Умеренное ускорение или замедление его может зависеть от множества причин, но всегда должно учитываться и врачом, и педагогом, и психологом.
Рост организма – процесс неравномерный. Нормальную динамику роста нарушают хронические или длительно текущие заболевания, эндокринные нарушения, генетически обусловленные заболевания и состояния, влияние хронического стресса (в свою очередь вызывающего нарушения в работе желез внутренней секреции, «руководящих» работой всего организма), недостаточное или несбалансированное питание. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребенка соответствуют возможностям и потребностям его организма.
Заметное влияние на темп физического развития оказывают этническая принадлежность и влияние социальных, экономических и климатогеографических факторов. Физическое развитие ребенка сочетается с психическим – отсюда вытекает проблема «школьной зрелости» детей различных этнических групп и регионов страны. Поэтому при решении таких проблем необходимо участие не только педагогов, педиатров, психологов, но и антропологов.
Смешение различных групп населения с той или иной интенсивностью происходило на протяжении всей истории человечества. Это нормальный процесс, необходимый для существования любого биологического вида. Но в современном мире изменения общей политической или экономической ситуации могут стимулировать перемещение больших масс людей в очень короткие сроки, что может приводить к изменению демографической ситуации. Например, за время, прошедшее с начала «нефтяного бума» в Березовском районе Западной Сибири (с 1963 г.), из-за огромного количества мигрантов и большого числа межэтнических браков к коренному народу манси в последнее время себя причисляют лишь около 25% населения.
Периоды максимальной скорости прироста длины и массы тела у детей школьного возраста различных групп коренного населения северных регионов РФ задерживаются примерно на год по сравнению с русскими сверстниками, проживающими в Москве. При этом темпы роста и развития детей Российского Севера очень близки к их канадским сверстникам-северянам.
Процессы миграции, в том числе урбанизации, сказываются на изменениях в образе жизни. Модернизация жилища, изменение традиций питания, смена форм трудовой занятости и вариантов досуга, повышение или понижение уровня образования и медицинского обслуживания влекут за собой множество медико-биологических последствий. Однако наряду с индивидуальными и региональными в отдельные периоды наблюдаются популяционные сдвиги в темпах физического развития.
Теоретические вопросы к олимпиаде по физической культуре 9-11 классы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ВОПРОСЫ К ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 9-11 кл
1.Термин «Олимпиада» означает:
а)четырехлетний период между Олимпийскими играми;
б)первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры;
в) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр.
2.В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране:
г) еще не проводились?
3.Процес обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения :
б) ведущего звена техники ;
а)стремление к высшим спортивным достижениям:
б)разновидность развлекательной деятельности человека
в)часть человеческой культуры
5.Физическая подготовленность характеризуется:
а)высокой устойчивостью организма к стрессовым ситуациям
б)уровнем развития физических качеств
в)хорошим развитием систем дыхания и кровообращения
г)высокими результатами в учебной и трудовой деятельности
6.Укажите норму частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое у здорового нетренированного человека:
7.Основными показателями физического развития человека являются:
а)антропометрические характеристики человека
б)результаты прыжка в длину с места
в) результаты в челночном беге
г)уровень развития общей выносливости
8.Физическое упражнение –это :
а)одно из вспомогательных средств физической культуры, напрвленное на решение конкретной задачи
б)один из методов физического воспитания
в)основное средство физической культуры, способствующее решению задач физического воспитания
9.При выполнении физических упражнений нагрузка характеризуется:
а)сочетанием объема и интенсивности при выполнении двигательных действий
б)степенью преодалеваемых трудностей
10.Укажите диапазон предельно допустимой ЧСС во время физической нагрузки у нетренированного человека:
11.Что понимается под закаливанием:
а)купание в холодной воде и хождение босиком
б)приспособление организмак воздействиям внешней среды
в)сочетание воздушных и солнечных ванн с физическими упражнениями
12.Что называется осанкой:
а)качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие
б)пружинные характеристики позвоночника и стоп
в)привычная поза человека в вертикальном положении
13.Под физическим развитием понимается:
а)процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни человека
б)процесс совершенствования физических качеств
14.Главной причиной нарушения осанки является:
а)привычка определенным позам
в)отсутствие движения во время школьных уроков
г)ношение сумки, портфеля в одной руке
15.Под быстротой как физическим качеством понимается:
а)комплекс свойств человека, позволяющих передвигаться с большой скоростью
б)комплекс физических свойств человека, позволяющих быстро реагировать на сигналы и выполнять движения за кратчайший промежуток времени
в)способность человека быстро набирать скорость
16.Какая дистанция в легкой атлетике не является классической:
17.Что такое двигательный навык:
а)умение правильно выполнять двигательное действие под постоянным контролем сознания
б)двигательное действие, доведенное до автоматизма
в)знания о выполнении двигательного действия в нестандартных условиях
18.Чем характеризуется утомление:
а)отказом от работы
б)временным снижением работоспособности организма
19.Под силой как физическим качеством понимается:
а)способность поднимать тяжелые предметы
б)возможность воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений
в)возможность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему за счет мышечных напряжений
20.Под техникой двигательных действий понимают:
а)способ целесообразного решения двигательной задачи
б)способ организации движений при выполнении упражнений
в)последовательность движений при выполнении упражнений
21.Выносливость человека не зависит от :
а)функциональных возможностей систем энергообеспечения
б)быстроты двигательной реакции
в)настойчивости, выдержки, умения терпеть
22.Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости:
23.Физическая культура направлена на совершенствование :
а)морально-волевых качеств людей
б)техники двигательных действий
в)природных физических свойств человека
24.Под выносливостью как физическим качеством понимается:
а)комплекс свойств человека, обуславливающих возможность выполнять разнообразные физические упражнения
б)комплекс физических свойств человека, определяющих способность организма противостоять утомлению
в) способность сохранять заданные параметры работы
25.При развитии выносливости какая ЧСС вызывает поддерживающий режим:
26.Какое физическое качество развивается при длительном беге в медленном темпе
27.Первая помощь при ушибах заключается в том, что поврежденное место следует:
б)постараться положить на возвышение и постараться обратиться к врачу
в) нагреть, наложить теплый компресс
28.В каком году проводились первые Всемирные юношеские игры:
29.Укажите, с какого способа плавания начинается комбинированная эстафета:
30.На Олимпийских играх 776 г до н.э атлеты состязались в беге на дистанции, равной:
31.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья:
32.Укажите количество игроков волейбольной команды:
33.Отличительная особенность упражнений при развитии силы заключается в том, что:
а)их выполняют медленно
б)в качестве отягощения используется собственный вес тела
в)они вызывают значительное напряжение мышц.
34.Лучшие условия для развития ловкости создаются во время:
а)подвижных и спортивных игр
в)бега с максимальной скоростью
35.Укажите количество игроков баскетбольной команды:
36.Что означает баскетбольный термин «пробежка» при выполнении броска в кольцо:
а)выполнение с мячом в руках одного шага
б) выполнение с мячом в руках двух шагов
в)выполнение с мячом в руках трех шагов
37.Укажите количество игроков футбольной команды
38.Укажите,каким Олимпийским играм была впервые предложена Олимпийская эмблема из пяти переплетенных колец:
39.Какой континент символизирует кольцо красного цвета в олимпийской эмблеме
40.С какого цвета начинается эмблема колец Международного олимпийского комитета(МОК)
Правильные ответы на вопросы к ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-533904
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.