Что понимается под гармонией в архитектуре
Гармония
Гармония создает приведение разнообразных форм к общему единству. Поэтому она представляет прямое выражение принципа единства в многообразии: внешне гармония выражается в формальном единстве элементов произведений искусства (гармония форм, красок, звуков). Но эта гармония форм является не чем иным, как выражением цельности, ясности воплощенного в искусстве мировоззрения. Вне этого нельзя понять гармоничность архитектуры эпох античности и ренессанса, выдвинувших ясное, цельное сознание и понимание окружающей действительности.
Гармония в архитектуре В то же время гармонию, как закономерное, соразмерное связывание элементов произведения, не следует отождествлять со стилем, который означает единство всех основных идей, законов и выразительных средств произведений целой эпохой.
Можно создать безупречное с точки зрения элементарной гармонии форм произведение искусства, которое, будучи составлено из элементов различных стилей, режет глаз грубым нарушением стилевого единства.
Сочетания качественно различных предметов также подчиняются гармонии, ибо формы их, хотя и имеющие различную фактуру н цвет, также могут быть приведены к единству созвучия. Рассмотрим, каким образом гармонизируется ритмическое движение, и проследим путь создания гармоничной художественной формы. Это рассмотрение возможно пока только на простейших примерах.
Простейшая форма движения — путь точки, перемещающейся на плоскости. Движение точки по прямой нельзя рассматривать как гармоничное или дисгармоничное. Можно сказать только, что оно закономерно. О гармонии может идти речь только тогда, когда движение имеет сложный характер, т. е. сочетается из двух или нескольких движений. Движение точки, все время меняющей направление, случайно и незакономерно; его нельзя называть гармоничным.
Разнообразие форм, порождаемое этим движением, не радует глаз, это то «разногласящее разнообразие», о котором говорил Альберти. Гармоничная форма может возникнуть только в закономерном движении. Закономерность дает как раз то единство в многообразии движений, которое доставляет нам эстетическое наслаждение.
Простейшая форма закономерного криволинейного движения — это круговое движение точки. Это движение уже может производить на нас приятное впечатление.
Каждое мгновение направление движения меняется, но меняется закономерно, уклоняясь в сторону от предыдущего направления на одну и ту же величину. Однако это движение все же слишком элементарно и воспринимается, когда к нему присмотришься, как несколько монотонное.
Несравненно большее удовольствие получаем мы от созерцания кривых, образовавшихся в результате более сложного движения точки — линий переменной кривизны.
Гармония и красота города
Красота — одна из основных эстетических категорий и одна из главных ценностей человечества. Очень древнее понятие красоты чрезвычайно важно для людей и поэтому обсуждается в течение тысячелетий. Признано, что красивым предметам присущи точность пропорций, гармоничность форм, изящество, гибкость форм, соразмерность, естественность. Красота обычно воспринимается как слитный образ, синтез формы и содержания, тем более красота такого большого и разнообразного объекта, как город. «Прекрасное — это совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, выражена тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни. Тайна красоты заключена в гармоничных отношениях, образующих единство в многообразии».
Любовь к городу, основанная на сенсорном восприятии благоприятной, чистой, здоровой, гармонично разнообразной и красивой среды, на полном удовлетворении городом широкого комплекса потребностей, является основным показателем хорошего качества городской среды и основной целью всех участников процесса ее создания — архитекторов, строителей, работников муниципальных служб, жителей. Любовь к городу — это высшее достижение в работе его строителей и жителей. Город будущего — это, безусловно, гармоничный и красивый город, который любят его жители.
Пока на Земле построены в небольшом количестве два принципиально различных типа небольших и красивых экологичных городков, любимых их жителями: «города-сады» для богатых (несколько десятков), и экопоселения для обычных людей. Элитные поселки — это дорогие поселения, отличающиеся изысканной архитектурой коттеджей и высоким уровнем ландшафтного дизайна, тогда как экопоселения, наоборот, — дешевые в эксплуатации поселения, использующие естественные, недорогие материалы и возобновимую энергию.
И элитные, и простые экопоселения красивы и гармоничны, но их красота и гармония принципиально отличаются. Элитные городки для богатых не экологичны в полной мере, так как они созданы только для повышения качества жизни их обитателей. Красивые коттеджи, обилие зелени, бассейны, выразительные естественные ландшафты — все это создает благоприятную сенсорную среду, дополненную высоким уровнем удовлетворения потребностей. Но в остальном эти поселения обычны, они не направлены на обеспечение более устойчивого развития, поддержку социального равенства, сохранение природы за их пределами, экономию ресурсов, экологическое воспитание. Они активно потребляют природную среду, отличаясь большим размером «экологического следа». В то же время экопоселения, также создающие высокое качество среды для их жителей, одновременно обеспечивают более устойчивое развитие, экономию ресурсов, экологическое образование и воспитание. Поэтому сейчас можно говорить об особой — экологической — красоте городов.
Экологическая красота городов — это красота, достигнутая на основе использования экологических законов и правил, основанная на поддержании природы во всем ее многообразии, на экологической этике, на достижении экологического равновесия, устойчивого (экологически поддерживающего) развития. Именно эта красота может и должна служить примером и распространяться в более устойчивом мире.
Принцип эстетической гармонизации в архитектуре
Изменчивость модели гармонии в зависимости от эпохи. Исторические постройки эпохи Ренессанс: часовня при церкви Сан-Пьетро ин Монторио. Архитектурная гармония эпохи Неоклассицизма и Авангарда. Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные из стали и стекла.
Рубрика | Строительство и архитектура |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.12.2013 |
Размер файла | 30,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Принцип эстетической гармонизации в архитектуре
Гегель называл гармоническим то искусство, в котором форма соответствует содержанию, комическим-то, в котором формы больше, чем содержания (величественная форма прикрывает ничтожное содержание), а возвышенным-то, в котором содержания больше, чем формы (высокодуховный минимализм). Желая как-то конкретизировать эту идею, Цейзинг и начал вычислять золотые пропорции. Излагая логику этой модели гармонии, можно прийти к выводу, насколько она условна. В процессе решения своих уравнений, он нашел формулу «золотого сечения» и пропорцию, произведение искусства является гармоническим, если его форма больше его содержания в 1,61 раза.
Я не думаю, что последователи школы пропорционального анализа нашли гармонию. Кроме небольшой группы, люди в основном не склонны считать здания, спропорционированные в золотом сечении, особенно гармоничными. Те, кто опираются на «золотое сечение» для достижения гармонии, на мой взгляд, достигают ее скорее потому, что вообще хотят достичь гармонии, чем по пропорциональным соображениям. Но, несмотря на то, что формулы гармонии не найдено, эта группа мыслителей оставила у архитекторов и теоретиков общее ощущение, что найти формулу гармонии, пожалуй, можно, что абсолютная гармония исчисляема, подобно числу «?», «g» и другим константам (Цейзинг использовал букву «?»).
Если же попытаться назвать, какие здания называются гармоническими в истории архитектуры, то мы получим достаточно странный ряд и совсем не имеющий ничего общего. В своей работе хочу показать, какие постройки было принято считать моделями гармонии в разные эпохи истории архитектуры. Попытаться на примерах определенных зданий, доказать что гармония архитектуры в человеческом сознании не постоянна и релятивна.
1. Архитектурная гармония в эпоху Ренессанса
Рассмотрим наиболее гармоничную постройку эпохи Ренессанс, часовня при церкви Сан-Пьетро ин Монторио Монторио на месте распятия апостола Петра 1502, Донато Браманте Темпьетто.
С античности, через Средние века, до неоплатонизма Ренессанса круг считался идеальной фигурой, выражающей божественное совершенство, космическую гармонию.
Темпьетто стал первым по времени воплощением «идеального» круглого храма Ренессанса.
Все это вместе, особенно если представить окружающую здание высокую колоннаду, снова складывается в «иллюзионистическую» картину, некий спектакль визуальных условностей. Именно соображения перспективных точек зрения, помимо изощренной программы и строгой методики, диктуют архитектурные решения. Серлио отмечает, что в рисунке Темпьетто выглядит выше, а в реальности растягивается, особенно из-за «сдвоенного» карниза, и выглядит ниже, чем есть на самом деле. Браманте идет и на формальные трудности, и на перспективные искажения ради «визуальной геничности» постройки, ради восприятия ее зрителем, и «курватурный» результат сгармонизирован средствами живописи. Гуманистические законы гармонии, альбертианские «музыкальные» пропорции, переходя из трактата, из двухмерного чертежа в постройку Браманте, теряют свое метафизическое качество и становятся инструментом контроля изображения, которое, хотя и реализовано в материале, все еще мыслится как перспективное, представленное в картине. Это делает Темпьетто одним из ключевых архитектурных манифестов Ренессанса. Темпьетто можно счесть самым оригинальным архитектурным макетом среди всех прекрасных образцов той эпохи.
2. Архитектурная гармония эпохи Неоклассицизма
Обращаясь к истории, попытаемся выяснить, что же является идеей и основой столь невероятных и необычных по замыслу проектов.
Впрочем, с того момента, как скульпторы итальянского Возрождения принялись воздвигать памятники разного рода правителям и военным на площадях своих городов, то есть отдельно от непосредственного места упокоения, не стоит удивляться, что кого-то могли поминать необязательно в его присутствии, то есть у могилы. Для нас раздельное существование мемориала и человека, которому тот посвящен, давно уже стало чем-то привычным. Можно смело утверждать, что в тех самых проектах революционной Франции закладывались основы современного отношения и к уходу из жизни, и к поминовению ушедших. Не менее примечательно и то, что памятником человеку уже мог быть шар или какое-то здание, а не скульптурное изображение того, каким он был при жизни. Опять же, и такое нас тоже не смутит, тем более если памятник призван увековечивать какую-нибудь абстрактную идею.
3. Архитектурная гармония в эпоху Авангарда
Важнейшим памятником архитектуры эпохи Авангард, конечно, можно признать выставочный павильон Веймарской республики на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне с 20 мая 1929 года по 15 января 1930 года, разработанный под руководством выдающегося немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ.
Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей. Стремился к предельной простоте своих сооружений.
Павильон основная работа мастера и ключевой памятник архитектуры XX-ого века.
Особенная ценность Павильона заключается в его инновативном дизайне, который привнес радикальные изменения в планировку пространства и в большой степени повлиял на развитие современной архитектуры.
Павильон располагался у подножия горы Монжуик на главной оси выставки, справа от большого фонтана и парадной лестницы, ведущей к павильону Испании. Архитектор поставил павильон на цоколь из травертина с двумя бассейнами, которые были облицованы чёрным стеклом. Кровля опиралась на отдельно стоящие асимметричные стены из оникса, травертина, зелёного мрамора и на два ряда стальных, крестообразных в сечении, хромированных стоек. Интерьер разделяли прозрачные дымчато-серые и бутылочного цвета стеклянные перегородки. Светящуюся стену образовывали подсвеченные изнутри две плоскости из травлёного стекла. Золотистый оникс, чёрный ковёр и красный занавес символизировали цвета германского флага. На чёрном ковре располагалась мебельная композиция, состоящая из обтянутых белой кожей кресел, кушетки и прозрачного стола. Мебель была специально создана для павильона и оказалась столь удачной, что с 1944 года американская фирма «Knoll» стала её выпускать под названием «Барселона». Мебель «Барселона» выпускается и по сей день.
В павильоне не было ни замкнутых помещений, ни дверей. Центром всей композиции стала высеченная из зелёного мрамора «Танцовщица» скульптора Георга Кольбе.
По настоянию Миса ван дер Рое в павильоне не располагалось никаких выставочных экспонатов, а экспонатом являлся сам павильон.
После закрытия выставки в 1930 году павильон был демонтирован и отправлен в Германию, где бесследно пропал. В 1980 году власти Барселоны приняли решения восстановить павильон в его первоначальном виде. Работы по восстановлению павильона длились с 1983 по 1986 годы по сохранившимся фотографиям и оригинальным чертежам Миса ван дер Роэ. В настоящее время здание павильона является музеем.
Не так давно Международная академия архитектуры (МАА) обратилась к своим членам с просьбой назвать десять архитектурных шедевров двадцатого столетия. Быть может, это единственный случай в истории проведения подобных мероприятий, когда не было споров до хрипоты, интриг и кощунственной разницы во мнениях. Архитектурный шедевр ХХ века выбрали практически единогласно, склонив головы в немом восхищении перед Немецким павильоном в Барселоне, спроектированным в 1929 году Мис ван дер Роэ. И можно с уверенностью сказать что, его работы оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов.
Заключение
гармония ренессанс авангард архитектура
Я пришла к выводу, что архитектура каждый раз занимается гармонизацией человеческой разумности и окружающего мира. Она создает разумное, человеческое пространство, то есть такую физику, в которой фактор разумности человека не противоречил бы внеразумности всего остального мира. Она создает скульптурный, живописный, математический, исторический или абстрактный мир, который служит медиатором между миром физическим и человеческим разумом. Он непротиворечиво входит в физическое пространство и одновременно соответствует общепринятой форме человеческой разумности.
Я понимаю, что возможна и противоположная точка зрения, но в качестве вывода о проделанной работе, предлагаю считать, что почти ничего общего между этими зданиями нет. И смело заявляю что, в архитектуре нет никакой абсолютной и определенной гармонии, гармония изменчива, и зависит от конкретных исторических обстоятельств и событий.
1. Мартынов Ф.Т. Философия, эстетика, архитектура: Учебное пособие. Екб., «Архитектон», 1998.
2. «Эстетические ценности предметно-пространственной среды»; А.В. Иконников, Москва: Стройиздат 1990.
3. «Творчество, жизнь, искусство»; Г. Гачев, Москва 1980.
5. Г. Ревзин «Очерки по философии архитектурной формы» ОГИ Москва 2002.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Культурные черты эпохи Средневековья. Романский стиль искусства и его влияние на архитектурные сооружения эпохи. Романский стиль во Франции: церкви, крепости. Влияние романского стиля на Готическую архитектуру. Арки, нервюры и аркады готических строений.
реферат [35,5 K], добавлен 25.12.2014
Классицизм и барокко: два стиля одной эпохи. Логичность планировки и геометризм формы в архитектуре классицизма. Принцип симметрично-осевых планировочных систем. Особенности переломного периода между стилями. Искусство ансамбля в парковых усадьбах.
доклад [31,4 K], добавлен 08.12.2016
Рассмотрение основных стилей архитектуры: романский, готика, барокко, рококо, классицизм, модернизм и постройки эпохи Возрождения. Архитектура (зодчество) как система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей.
презентация [357,8 K], добавлен 10.03.2014
Предпосылки возникновения, историческая характеристика, строительные особенности, отличительные черты, критика и завершение эпохи барокко. Описание «идеального города» эпохи Возрождения. Специфика архитектурных форм и типов сооружений в стиле барокко.
реферат [472,6 K], добавлен 31.05.2010
Основные периоды архитектуры Возрождения в Италии, их краткая характеристика и особенности. Черты, получаемые городами эпохи Возрождения под влиянием общественных перемен. Идеологическая борьба буржуазии Италии против средневековых форм религии, морали.
реферат [25,2 K], добавлен 04.06.2009
История происхождения, особенности формирования и характеристика стиля барокко, его роль в мировой архитектуре. Описание храмовой архитектуры эпохи барокко. Специфические черты русского барокко, сущность и значение пятиглавых храмов в его архитектуре.
реферат [40,6 K], добавлен 17.04.2010
Характеристика особенностей использования стекла в архитектуре и дизайне. Виды стекла и основные способы его обработки: фьюзинг, шелкография, изготовление стемалита, гнутье или моллирование. Модные «стеклянные» решения в дизайне. Зонирование помещения.
реферат [591,1 K], добавлен 11.01.2012
Что понимается под гармонией в архитектуре
Введение
Архитектурные объекты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Мы даже не замечаем, что наше настроение порой зависит от того, какие здания нас окружают. Когда смотришь на величественное здание – все обыденное, привычное стирается.
Эти же чувства я испытываю, когда смотрю на центральный фасад здания нашей гимназии. Почему оно так привлекает? Почему вызывает такие эстетические чувства?
Тема моей исследовательской работы: «гармония архитектурного сооружения».
Цель данной работы: исследовать на гармоничность здание гимназии Жуковка-2.
Актуальность исследования обусловлена интересом к архитектурному зданию гимназии, в котором мы стали учиться в этом учебном году, наличия в нем «золотых» пропорций, а также, интересом к золотому сечению с точки зрения дальнейшего применения полученных знаний в будущей профессии.
Объект исследования: понятие гармонии в архитектуре
Предмет исследования: наличие золотых отношений в архитектуре здания гимназии Жуковка-2
Гипотеза: в архитектуре здания гимназии Жуковка-2 заложены пропорции золотого сечения
Задачи исследования:
Используя различные источники информации изучить понятие архитектурная гармония и его геометрический смысл;
Научиться делить отрезок в золотом отношении, строить золотые фигуры.
Провести эксперимент с учащимися 6-7 классов;
Исследовать здание гимназии Жуковка-2 на гармоничность его пропорций.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ литературы по данной теме);
2) общенаучные (личные наблюдения, анализ, сравнение);
3) статистические (обработка результатов эксперимента).
4) математические (измерения, вычисления отношений)
Новизна работы состоит в том, что в ней впервые исследуется здание гимназии Жуковка-2 с точки зрения гармоничности его пропорций.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы как дополнительный материал к урокам геометрии и во внеклассной работе по предмету. А также, навык построения «золотых» отрезков и «золотых» фигур, приобретенный мною в ходе работы, пригодится мне в моей будущей профессии архитектора.
Основная часть
Глава 1. Методика исследования.
В ходе исследования были проведены необходимые методологические мероприятия, которые можно разбить на несколько этапов.
Первый этап – подготовительный.
На данном этапе были определены:
тема исследования, проблемы, цели и задачи исследования;
выдвинута гипотеза, сформулированы новизна и актуальность исследования;
Второй этап – поисковый (исследовательский).
Изучена литература и Интернет-ресурсы по данной теме. Отобрана информация, необходимая для дальнейшего исследования.
Проведен эксперимент для учащихся 6-7 классов, а также, сделаны снимки частных домов в поселке Довиль, в архитектуре которых, на мой взгляд, присутствуют золотые отношения.
Третий этап – практический.
Сделаны фотографии здания гимназии Жуковка-2 с разного ракурса. Используя полученные фотографии сделан эскиз здания гимназии. Проведены необходимые измерения и математические расчеты нахождения отношений.
Четвертый этап- аналитический
Обработаны результаты эксперимента. Проанализированы результаты расчета отношений, некоторых составляющих здания гимназии, проведено сравнение полученных результатов с пропорциями «золотого сечения» и сделан вывод.
Пятый этап – презентация исследования
Оформлена содержательная часть исследования.
Глава 2. Понятие архитектурной гармонии.
Роза – символ совершенства,Мудрости и чистоты.Признано её главенство,Средь цветочной пестроты.В лепестках хранит царица,Тайну нежности, любви.Каждый может насладиться,Эталоном красоты.
Елена Цветкова
Есть свои эталоны красоты и в архитектуре. Человек всегда стремится воплотить в формах архитектуры свое стремление к красоте.
Главная ценность архитектурных сооружений в их красоте. Сооружение может быть прочным и полезным, но если оно нас не привлекает, не радует глаз, то оно воспринимается как обычное строение, но не как памятник архитектуры. Без искусства архитектуры нет.[8]
Человечество с самых ранних этапов своего существования пыталось постичь разумом законы гармонии, а значит, красоты. На протяжении всех веков стремились достичь гармонии в архитектуре. Благодаря этому стремлению на свет появлялись всё новые изобретения, конструкции и стили.
«Ярким, зримым, объективным и математически закономерным выражением архитектурной гармонии является пропорциональность Пропорция – это математическая закономерность, прошедшая через душу зодчего. Это поэзия числа и геометрии на архитектурном языке. На языке пропорций говорили зодчие всех времён и архитектурных направлений: древние египтяне, римляне и греки, средневековые каменотёсы и древнерусские плотники, представители барокко и классицизма, конструктивисты и модернисты.» [7]
Гармония в архитектурном сооружении зависит не столько от его размеров, сколько от соотношений между размерами составляющих его частей. Она математически выражается в законе золотого сечения.
Принцип «золотого сечения» был выявлен еще в древности. По этому принципу сотни лет назад были построены строения, которые сохранились до наших дней и восхищают наших современников. Этот принцип применялся в разных странах: все мировые архитектурные школы использовали концепцию «золотого сечения», так как она гармонична, надежна и красива.
«Парфенон был и остаётся совершеннейшим из архитектурных сооружений, архитектурной скульптурой, мраморным сводом законов античного зодчества. В нем сложная композиция пронизана единой закономерностью во всех ее частях, вплоть до самых мелких составляющих. Если принять за единицу ширины торцовый фасад храма, то получим прогрессию, состоящую из восьми членов ряда: 1 : j : j 2 : j 3 : j 4 : j 5 : j 6 : j 7, где j =1,618.
В частности, в золотой пропорции соотносятся главные вертикальные размеры портика: высота поддерживающих частей (основание и колонны) и высота поддерживаемых частей (антаблемент и фронтон).» [6]
Рис 1 Парфенон
При раскопках Парфенона обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В них заложены пропорции золотого деления.
Рис. 2. Античный циркуль золотого сечения
«Ведущим органом чувств, который обеспечивает восприятие природных объектов и художественного воплощения их в архитектурных сооружениях является глаз. Попадающий в поле зрения объект проецируется на сетчатку глаза в виде перевернутого, уменьшенного и неискаженного по форме изображения. Другими словами в виде геометрически подобного тому объекту, который попал в поле зрения.
Затем полученный на сетчатке образ передается в головной мозг. У нас появляется образ (уже не перевернутый) реального объекта. Зрение не измеряет, а соизмеряет, т.е. не сохраняет размеры, а пропорционально их уменьшает. Поэтому для полного представления о реальном объекте мы должны измерить его.» [8 ]
Таким образом, в основе нашего восприятия лежит принцип геометрического подобия. Этот же принцип позволяет нам использовать природные формы, их комбинации в архитектурных сооружениях, привнося в них природную красоту.
Глава 3 Геометрия архитектурной гармонии.
«Архитектурные пропорции – это математика зодчего. А математика – это универсальный язык науки, поэтому мы можем сказать, что пропорции – это универсальный язык архитектуры. По сравнению с композитором или скульптором архитектор находится в более сложном положении, потому что на пути к гармонии он должен заботиться не только о «красоте», но также и о «пользе» и «прочности». Франсуа Блондель» [ 9]
Исследуя пропорции архитектуры, будем рассматривать соразмерности архитектурной формы – геометрическую гармонию.
Соразмерность – отношение одного элемента к другому[1] Понятие пропорции объединяет в себе и понятие соразмерности частей (элементы, из которых возникает пропорция), и закономерности связи этих частей друг с другом внутри целого.
Гармония возникает как единство противоположностей: с одной стороны её основу составляет подобие, с другой – многообразие. Поэтому наблюдаемое в природе и на памятниках архитектуры отношение «золотого сечения» не самостоятельно, а лишь присутствует наряду с другими соотношениями.
Отличительной её чертой является многогранность связей, объединяющих все её звенья в единство простых (кратных) и сложных (иррациональных) отношений.
«Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. Приблизительная его величина – 1,6180339887. В округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситься как 62% на 38%. Это соотношение действует в формах пространства и времени. Древние видели в золотом сечении отражение космического порядка, а Иоганн Кеплер называл его одним из сокровищ геометрии. Современная наука рассматривает золотое сечение как «ассиметричную симметрию», называя его в широком смысле универсальным правилом отражающим структуру и порядок нашего мироустройства.» [4]
«Золотое сечение (золотая пропорция, гармоническое деление, деление в крайнем и среднем отношении) — соотношение числовых величин в математике и искусстве: отношение суммы двух величин к большей из них равно отношению большей величины к меньшей (рис.1). [3]
Геометрически построить деление отрезка в «золотом» отношении можно используя «способ архитекторов». который был известен еще в древности и сохранился до наших дней. В чем он заключается?
Деление отрезка в «золотом» отношении:
Провести отрезок АВ. С помощью циркуля и линейки разделить его пополам.
В точке В проведем перпендикуляр ВС к АВ равный половине АВ.
Далее проведём две окружности: одну с центром в точке С и радиусом ВС, а вторую – с центром в точке А и радиусом АД, где Д – точка пересечения первой окружности с отрезком АС. Точка Е, в которой вторая окружность пересекает отрезок АВ, делит его в отношении Ф, т. е АЕ : ЕВ = Ф
Это отношение обозначают буквой Ф. в честь древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V веке до н.э.
Фидий руководил строительством храма Парфенон в Афинах
В геометрии есть такие понятия как золотой треугольник и золотой прямоугольник.
Золотым называется такой равнобедренный треугольник основание и боковая сторона которого находятся в золотом отношении.
Стороны Золотого прямоугольника также находятся в пропорции 1.6
Построим золотой прямоугольник.
Начертим квадрат и разделим его на два равных прямоугольника.
В одном из прямоугольников проведем диагональ АВ.
Циркулем проведем окружность радиуса АВ с центром в точке А.
Продолжим основание квадрата до пересечения с дугой в точке Р и проведем под прямым углом вторую сторону искомого прямоугольника.
Измерив линейкой длины сторон построенного прямоугольника MNKP и вычислив отношения большей стороны к меньшей получим отношение сторон примерно равное 1,6.
Множество архитектурных шедевров построено с использованием принципов золотых фигур
Глава 4 Эксперимент
Гармония – вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории.
Произведения искусства и шедевры архитектуры воспринимаются как красивые, гармоничные и совершенные, если в них используется пропорция Золотого сечения. В течение нескольких веков золотое сечение составляет основу гармонического построения в архитектуре.
Если здание было построено без учета оптимальных соотношений золотого сечения, то оно не воспринимается нами как красивое.
Я провел эксперимент среди учащихся гимназии. Участникам эксперимента необходимо было выбрать из девяти предложенных зданий таких три, про которые, по их мнению, можно сказать, что они красивые и попытаться объяснить, почему они так считают. Среди этих зданий есть те, при постройке которых использовалась золотая пропорция. Но участникам эксперимента об этом не было известно.
Участники эксперимента, не подозревая выбрали те здания, при строительстве которых использовалась золотая пропорция, но они не смогли объяснить свой выбор. Полученные результаты эксперимента подтверждают, что мы подсознательно выбираем Божественную пропорцию и что золотая пропорция- это основа красоты и гармонии в архитектуре.
Глава 5. Исследование использования золотой пропорции в архитектуре исторического здания гимназии Жуковка-2
«Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции. Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы не украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…»
(французкий зодчий 17 века).
Глядя на центральный фасад нашей гимназии, я всегда испытываю эстетическое удовлетворение. Испытываю чувство гордости за то, что могу ежедневно любоваться этим зданием. Но почему оно так привлекает? Смогу ли я найти ответ на этот вопрос?
Рис.10 рис. 11
Мною была выдвинута гипотеза о том, что в архитектуре здания гимназии Жуковка-2 заложены пропорции золотого сечения
Для исследования мною было сделано несколько фотографий здания с разного ракурса. (рис 12 ) Используя фотографии, сделан эскиз здания.(рис13)
Все измерения на эскизе здания даны в миллиметрах. Приложение № 1
Рассмотрим прямоугольник, обрамляющий центральный фасад здания гимназии. Длина равна 165 мм, ширина 90 мм. (рис 14)
Отношение равно 165/90=1,833333….
Найдем отношение высоты всего здания к высоте фасада (рис 15):
Отношение крыши к фасаду равно (рис 15) : 46/90=0,5111…
Отношение длины первой ступеньки к длине последней ступеньки
равно (рис 15) : 70/90=0,77777777….
Анализируя полученные результаты можно сказать, что прямоугольник, обрамляющий фасад здания, представляет собой прямоугольник, отношения сторон которого равно 1,83 и отличается от значения Ф на о,2, а в процентном отношении на 12%. Эти значения близки к значениям «золотого» прямоугольника.
Наиболее близкое к значению Ф оказалось отношение всего здания к высоте фасада. Отличается от Ф на 8%.
Мои вычисления в точности не совпали со значением Ф, но это можно объяснить тем, что все вычисления я делал по эскизу, сделанного по своим фотографиям. Найти реальные размеры здания не удалось. Для этого необходимо было сделать официальный запрос в архитектурный отдел Московской области. А это могла сделать только управляющая гимназии.
« В книгах о “золотом сечении” можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторые пропорции в здании с одной стороны кажутся образующими “золотое сечение”, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. “Золотое сечение” дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.» [5]
Диапазон погрешностей (не совпадения с числом Ф) составил от 8% до 22%. Хотя мои расчеты в точности не совпали с «золотыми» отношениями, но, на мой взгляд, можно утверждать, что именно наличие «золотых» отношений придаёт зданию гимназии Жуковка-2 неповторимую архитектурную гармонию. А, следовательно, можно утверждать: гипотеза о том, что в архитектуре здания гимназии Жуковка-2 заложены пропорции золотого сечения, подтвердилась.
Принципы универсальной пропорции все чаще используются при строительстве частных домов. На смену экологии и безопасности строительных материалов пришли гармоничность конструкции и правильное распределение энергии внутри дома. Это можно наблюдать и в посёлке Довиль, где я живу.
Перед вами несколько фотографий, сделанных мною в своем поселке. На мой взгляд, в архитектуре этих зданий присутствуют гармоничные отношения.
« Современная интерпретация правила всеобщей гармонии давно распространилась за пределы привычной геометрии и формы объекта. Сегодня правилу подчиняются не только размерные цепи длины портика и фронтона, отдельных элементов фасада и высоты здания, но и площадь комнат, оконных и дверных проемов, и даже цветовая гамма внутреннего интерьера помещения.» [ 10]
«Благодаря использованию метода золотого сечения в строительстве и дизайне здания получаются не только комфортабельными, но и долговечными. Они выглядят гармонично и привлекательно. Интерьер тоже оформляют по универсальной пропорции. Это позволяет грамотно использовать пространство.» [ 11]
В дальнейшем я планирую продолжить изучение «золотой» пропорции, ее использование в дизайне интерьера. Это научит меня грамотно использовать пространство помещения (моей комнаты).
Заключение
Подводя итоги работы, можно сказать, что все задачи, поставленные в начале исследования, выполнены, цель достигнута.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Тем самым объясняя, почему мы испытываем эстетические чувства, глядя на здание гимназии. В архитектуре здания заложены отношения «золотой пропорции».
В ходе исследования, я не только изучил понятие архитектурной гармонии, но и научился делить отрезок в золотом отношении, строить золотые фигуры. Эти знания помогут мне в будущем, поскольку я планирую стать архитектором.
В течение нескольких веков золотое сечение составляет основу гармонического построения в архитектуре, оно успешно применяется и в наши дни Проведенный мною эксперимент для учащихся гимназии показал, что мы интуитивно считаем красивыми те здания, при постройке которых учитывали золотые отношения. Благодаря использованию метода золотого сечения в строительстве здания получаются не только комфортабельными, они выглядят гармонично и привлекательно.
Новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые исследовалось здание гимназии Жуковка-2 с точки зрения гармоничности его пропорций.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы можно использовать как дополнительный материал на уроках геометрии, во внеурочной деятельности. Материал можно использовать в качестве рекламы нашей гимназии.
В дальнейшем я планирую продолжить изучение «золотой» пропорции, ее использование в дизайне интерьера. Это научит меня грамотно использовать пространство помещения, например, моей комнаты.
Когда я стану архитектором я постараюсь проектировать и строить здания которые отвечают принципам архитектурной гармонии.