Что понимается под гетерохронностью развития
Гетерохронии развития
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность гетерохронии развития
Гетерохрония развития – это неравномерность созревания отдельных органов и функциональных систем, которые достигают необходимого уровня зрелости в разные возрастные периоды.
Гетерохрония развития направлена на обеспечение высокой приспособляемости организма на каждом из этапов онтогенеза и надежности функционирования всех биологических систем, проходящих этапы формирования и становления.
Созревание отдельных элементов органа в раннем онтогенезе протекает неравномерно и постепенно, соединяясь и объединяясь с элементами другого органа, созревшего несколько раньше. Тот орган, который созрел ранее, принимает участие в создании необходимой функциональной системы.
Таким образом, происходит необходимое минимальное развитие жизненно важных функций, которое принято называть «принципом минимального обеспечения».
В качестве примера можно рассмотреть развитие у ребенка сосательного рефлекса. В функциональной системе сосания одними из первых, еще во внутриутробном периоде, созревают круговые мышцы рта, а также мышцы, обеспечивающие поворот головы. Среди рецепторов языка первыми созревают механорецепторы и хеморецепторы, расположенные у корня языка. Механизмы по координации дыхания и глотания созревают ближе к рождению ребенка. Таким образом, осуществляется обеспечение самых необходимых операций, которые связаны с питанием новорожденного: захват, удержание ртом соска, вкусовые ощущения, сосательные движение и постепенное направление пищи по соответствующим путям.
Общая закономерность гетерохронного развития была описана на примере системы восприятия информации:
Готовые работы на аналогичную тему
Проявление гетерохронии развитии
Гетерохрония развития не имеет внешнего проявления. Наблюдая за развитием ребенка можно сказать, что оно протекает плавно, посредством перехода «от простого к сложному».
Однако развитие протекает поэтапно, каждый новый этап – это результат сложных межфункциональных перестроек. При этом различные психофизиологические функции формируются с различной скоростью. Так, одни функции на конкретном возрастном этапе опережают другие, становятся ведущим. Однако со временем скорость их формирования и развития может уменьшаться, а функции, которые были отстающими на новом этапе, напротив, могут развиваться быстрее. Это все и является гетерохронией, которая проявляется между развитием отдельных функций.
В ряде случаев гетерохрония может быть временной, факультативной или постоянной.
Примером гетерохронии развития наиболее ярко проявляется в развитии речи, которая в своем развитии может опережать иные функции развития.
Так, у детей от 2-х до 5-ти лет можно наблюдать опережающее развитие речи и восприятия по отношению к движениям и действиям, которые развились значительно ранее, а на этапе развития речи они замедляются. Кроме того, на данном этапе восприятие по отношению к решению строится на основании гностического принципа. Данный принцип предполагает то, что ребенок пытается назвать и обозначить словами, все, что он видит вокруг себя.
Слуховое же восприятие, внутри развития речи, осуществляется значительно раньше, нежели речепорождение. То есть, экспрессивную речь опережает импрессивная.
Таким образом, гетерохрония на примере развития речи проявляется в том, что внутри данного развития ее составные элементы (речедвигательный, слуховой и т.п.) развиваются с различной скоростью, следуя друг за другом, например, у детей 2-5 лет, отмечается опережение развития речи и восприятия по отношению к действиям и движением. Ведущее место в иерархии по отношению к речи занимает восприятие.
Виды гетерохронии развития
Различают следующие виды гетерохронии развития:
Внутрисистемная гетерохрония – проявляется в постепенном усложнении каждой конкретной функциональной системы в процессе ее развития.
Данный вид гетерохронии характеризуется тем, что первоначально формируются исходные элементы, которые обеспечивают простые (исходные) уровни работы, которые в дальнейшем, в процессе развития усложняются и включают в себя высшие психические процессы.
Так, в сфере наглядного отражения – это процесс перехода от элементарных сенсорных процессов к восприятию и полноценно сформированной общей картины мира. В мышлении – переход от определенных простых понятий к разнообразным уровням абстракции и обобщения.
Межсистемная гетерохрония – представлена неодновременной закладкой и формированием различных систем организма.
Межсистемная гетерохрония характеризуется тем, что первоначально на уровне психики развивается такое межфункциональное отношение, как ассоциативные, которые позволяют на время объединить разномодальные ощущения в комплекс на основании их пространственно-временной близости. В процессе дальнейшего развития данные межфункциональные связи усложняются и начинают характеризоваться наличием ведущих и фоновых уровней в построении психической деятельности.
Гетерохронность
Что такое гетерохронность
Дословно в переводе с греческого языка «гетеро» — другой, «хронос» — время.
Гетерохронность — это неравномерность развития отдельных органов и функций человека.
Впервые представление об этом явлении было сформулировано во второй половине XIX в. немецким педагогом и психологом Э. Мейманом. Он обратил внимание на то, что у ребенка быстрее всего развиваются те функции, которые ему нужнее.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Дети сначала обучаются ориентироваться в пространстве, а только потом во времени.
В XX в. учение о гетерохронности разрабатывалось в рамках биологии и психологии. Советский специалист в области физиологии П.К. Анохин определял гетерохронность как процесс, заключающийся в неравномерном разворачивании наследственной информации.
Гетерохронность психического развития
На скорость психического развития человека влияют как наследственные факторы, так и экзогенные (внешняя среда). Гетерохронность существует на всех стадиях развития, а не только в детском возрасте.
Выделяют два вида гетерохронности:
Основные закономерности у человека
Психическое развитие человека подчиняется следующим законам.
Периоды проявления гетерохронности развития
Развитие обусловлено общим законом: первыми развиваются те функции, которые наиболее востребованы.
Снижению инволюции психических функций способствуют:
Например: российский хирург А.И. Левушкина оперировала до 90 лет, при этом все психические функции у нее сохранялись на высоком уровне.
Гетерохронность развития человека в биологическом, психологическом и социальном планах
Гетерохронность на биологическом уровне проявляется как разновременное развитие отдельных органов и функциональных систем организма.
Сначала развиваются мышцы, отвечающие за глотание и сосание, потом — связанные с речью.
Психологический план связан с неравномерным формированием психических функций.
Дети в возрасте до 10-12 лет не способны к абстрактному мышлению. Они воспринимают мир в наглядно-чувственной, образной форме.
В социальном отношении люди также развиваются неравномерно. Скорость усвоения социальных норм и ролей зависит от целого ряда факторов. В первую очередь на успешность социализации влияет наследственность, семья, внешняя среда, особенности обучения и воспитания. При значительном отставании от нормы человек дезориентируется в сложно устроенном современном мире. Это может привести к различным формам невроза, уходу в изоляцию, снижению ценностно-мотивационной сферы.
Микрохронологическая характеристика индивидуального развития человека. Гетерохрония, неравномерность и противоречивость развития
Микрохронологический подход – изучает возрастную динамику определенных психологических функций и других психологических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, по показателям темпа, направленности и длительности изменений в отдельные отрезки жизни. Главная закономерность микродинамики является не закономерность развития.
Существует 2 основных закона микрохронологических изменений: закон неравномерности развития и закон гетерохронии.
Закон неравномерности развития – изменение отдельных психических функций имеет разные темпы как в период роста, так и в период старения. Это можно наблюдать на кривой изменения пороговых величин уровня чувствительности (слуховой, зрительной…). Все сенсорные функции изменяются непрерывно и с различной скоростью. В 20 лет достигается оптимум в развитии сенсорных функций, в 20-50 лет идет ускоренное ухудшение сенсорики, после 50 процесс старения замедляется (биофизик Лазарев). Функция памяти носит колебательный характер, особенно в 12-27 лет, затем снижается.
Гетерохронность – неравномерность и разномерность развития различных психофизиологических функций у человека (Н. Е. Яценко).
Закон гетерохронии – разновременность прохождения основных стадий и внутренняя противоречивость соматического, полового и нервно-психического развития человека.
Гетерохронность развития существует как в раннем (детство), так и в позднем (старение) онтогенезе. Общая закономерность такова: развиваются те функции, которые имеют наибольшее значение в данный момент; это экономит суммарный запас энергии, отпущенный человеку на жизнь.
Выделяется внутрисистемная (внутрифункциональная) и межсистемная (межфункциональная) гетерохронность.
Пример внутрифункциональной гетерохронности – возрастное снижение чувствительности к восприятию цвета. Наиболее долго сохраняется восприятие среднего участка спектра (желто-зеленый) и тренируемые.
Противоречивость временной структуры развития личности усиливает внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции человека. Один из моментов общей противоречивости развития выражен в последовательности фаз оптимального развития, пиков максимальных достижений функций и свойств человека: сенсорное и сенсомоторное развитие 18-25 лет; творческие и интеллектуальные достижения 35 и 47 лет, в том числе в некоторых областях (наука, литература) 40 и 55 лет; наиболее общие социальные достижения 55-65 лет.
Таким образом, сочетание филогенеза (общей эволюции психических функций) и онтогенеза (совершенствование профессионально важных функций) может приводить к неожиданным результатам, изменяя филогенетические закономерности.
Что понимается под гетерохронностью развития
Под развитием понимают три основных процесса:
1) рост – увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т. е. количественный процесс;
2) дифференцирование органов и тканей;
3) формообразование, т. е. качественные изменения.
Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.
Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма – функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.
Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр.
С учетом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды: 1-10 дней – новорожденный; 10 дней – 1 год – грудной возраст; 1–3 года – раннее детство; 4–7 лет – первое детство; 8-12 лет (мальчики) и 8-11 лет (девочки) – второе детство; 13–16 лет (мальчики) и 12–15 лет (девочки) – подростки; 17–21 год (юноши) и 16–20 лет (девушки) – юношеский; 22–35 лет – первый зрелый; 35–60 лет (мужчины) и 35–55 лет (женщины) – второй зрелый; 60–74 года – пожилой; 75–90 лет – старческий; 90 лет и более – долгожители,
В школьном обучении выделяют дошкольный возраст (до 6–7 лет), младший школьный (до 9-10 лет), средний (до 13–14 лет) и старший школьный возраст (до 16–17 лет, а в связи с продлением до 12-летнего срока обучения в школе – до 18–19 лет).
Особо отмечают период полового созревания (так называемый переходный, или пубертатный, период (греч. пубертис «оперение»), выделяя препубертатный период (11–13 лет),
1-ю фазу пубертата – мальчики 13–15 лет и девочки 11–13 лет,
2-ю фазу пубертата – мальчики 15–17 лет и девочки 13–15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастает утомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Заметным является пубертатный скачок роста – значительный годовой прирост длины тела – у девочек около 13 лет, у мальчиков – около 14 лет (рис. 46).
Рис. 46. Пубертатный скачок роста длины тела у девочек (I) и мальчиков (II)
Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч. гетерос. – «другой», хронос – «время»), т. е. неравномерность и разновременность роста и развития.
В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяжении первого года жизни и в период полового созревания: в среднем у девочек в 12–13 лет, у мальчиков в 14–15 лет. Речь формируется до 2–3 лет, а речевая регуляция движений с 4–5 лет. В возрасте 6–7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Основные позы тела осваиваются до одного года, а основной фонд движений закладывается до трех лет. В возрасте 6-12 лет достигается максимальное развитие иммунной ткани в организме. До 8 лет увеличивается длина шага, а с 8–9 лет нарастает темп ходьбы и бега. После 14 лет заметно нарастают масса тела и сердца.
Периодизация в развитии мозга проявляется в более раннем созревании первичных (проекционных) полей коры больших полушарий (до рождения и первые годы после рождения), затем – вторичных полей (зон опознания и осмысления информации) и в наиболее позднем созревании ассоциативных третичных полей (зон афферентного синтеза, прогнозирования и формирования программ поведения). Анатомически (по толщине и занимаемой территории) третичные поля к 7–8 годам созревают лишь на 80 % от размеров взрослого мозга, а функциональное их развитие продолжается вплоть до 18–20 лет и более.
В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве – возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию и пр.
НЕРАВНОМЕРНОСТЬ И ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ
В акмеологии рассматриваются разные варианты профессионализма и социализации в зависимости от характера неравномерности и гетерохронности психического развития человека. Отмечается, что с помощью акмеологических технологий можно воздействовать на эти процессы посредством разных форм организации профессиональной деятельности человека.
Полезное
Смотреть что такое «НЕРАВНОМЕРНОСТЬ И ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ» в других словарях:
Развитие (философ.) — Развитие (филос.) – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Под развитием обычно понимают: увеличение сложности системы;… … Википедия
Развитие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Развитие процесс, направлен … Википедия
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ — – членение возрастного развития на периоды, этапы, рассмотрение процесса, разворачивающегося во времени. Существуют периодизации, построенные на основе признаков, лежащих вне психического процесса в онтогенезе (биогенетическая теория, согласно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Ста́рость. Старе́ние — Старость, старение. Старость закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма;… … Медицинская энциклопедия
ЮНОСТЬ — школьная, ранняя юность, стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14 15 до 17 18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в ст. классах общеобразоват. школы или в ср. проф. уч. заведениях. Хронологич. границы этого… … Российская педагогическая энциклопедия
ЮНОСТЬ школьная, ранняя юность — стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14 15 до 17 18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в ст. классах общеобразоват. школы или в ср. проф. уч. заведениях. Хронологич. границы этого возрастного периода весьма… … Российская педагогическая энциклопедия
Юность( школьная) — ранняя юность, стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14 15 до 17 18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в старших классах общеобразовательной школы или в средних профессиональных учебных заведениях.… … Педагогический терминологический словарь