Что понимается под идентификацией опасных факторов

Что понимается под идентификацией опасных факторов

Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

1. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

3. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;

2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) результаты, полученные при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);

(п. 5 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

6) результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

4. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

5. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.

6. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

7. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона.

8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.

(часть 8 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

Источник

Идентификация опасностей и оценка рисков в процессе производственной деятельности

Понятие и порядок идентификации опасностей

Идентификация опасностей в процессе производственной деятельности – это процесс обнаружения, выявления и распознавания опасных и вредных производственных факторов и установления их количественных, временных, пространственных и других характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических мероприятий (предупреждающих и корректирую­щих действий), обеспечивающих безопасность труда.

В процессе идентификации составляется номенклатура опасности и вредности рабочей среды и трудового процесса, проводится ранжирование негативных факторов, выявляются вероятность, частота и условия их проявления, причины, локализация, возможный ущерб здоровью людей и окружающей среде и другие параметры, необходимые для выработки защитных мер.

Для идентификации опасных и вредных производственных факторов можно применять следующие методы: «Что будет, если. », проверочный лист, анализ опасности и работоспособности, анализ вида и последствий отказов, анализ «дерева отказов», анализ «дерева событий» и др. Краткие сведения об этих методах содержатся в ГОСТ Р 51901-2002.

Источниками информации для выявления опасностей и вредностей являются:

— Нормативные правовые акты и нормативные технические документы, справочная и научная техническая литература, локальные нормативные акты и др.;

— Протоколы, акты, справки и другие документы органов государственного контроля (надзора);

— Результаты производственного контроля за соблюдением требований промышленной, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологических требований;

— Результаты специальной оценки условий труда;

— Результаты санитарно-эпидемиологической опенки выпускаемой продукции;

— Предписания специалистов по охране труда, представления уполномоченных лиц по охране труда, предложения комитета (комиссии) по охране труда;

— Результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочими местами, работой подрядных организаций, внешними факторами (дорогами, организацией питания, климатическими условиями и др.);

— Результаты анализа анкет, бланков, опросных листов и пр.;

— Опыт практической деятельности;

— Результаты многоступенчатого контроля за условиями и охраной труда.

Ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на трех ступенях:

I. Первая ступень – в бригаде, в отделении, на участке, в смене – осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительною органа (трудового коллектива).

II. Вторая ступень – в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и пр.) – осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руко­водителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительною органа подразделения.

III. Третья ступень – на предприятии в целом – осуществляется комиссией, назначенной приказом работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, техно­лог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

В зависимости от численности работающих, количества самостоятельных подразделений, структуры управления организации контроль может осуществляться и по большему числу ступеней.

Руководство организацией ступенчатого контроля осуществляют руководитель организации и председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Результаты обследования записываются в журналы ступенчатого контроля за безопасностью труда первой и второй ступеней, результаты обследования третьей ступени оформляются актом.

Для облегчения процесса идентификации негативных факторов их делят на группы, связанные с источниками их возникновения.

Группы негативных производственных факторов, связанные с источниками их возникновения:

1. Опасности, связанные с профессиональной деятельностью работников.

2. Опасности, связанные с производственной деятельностью организации.

3. Опасности, не связанные с профессиональной деятельностью работников и производственной деятельностью организации.

4. Опасности, связанные с работниками, так называемый «человеческий фактор».

Результатом идентификации опасностей и вредностей производственной среды и трудового процесса являются:

1. Перечень (номенклатура) нежелательных событий.

2. Описание источников опасности и вредности, факторов риска, условий возникновения и развития нежелательных событий.

3. Предварительные оценки опасности и риска.

Идентификация негативных факторов завершается выбором дальнейшего направления деятельности, а именно:

1. Решение прекратить дальнейший анализ ввиду незначительности опасностей и вредностей или достаточности предварительных оценок (в этом случае под идентификацией опасности подразумевается анализ и оценка опасности).

2. Решение о проведении более детального анализа опасностей и оценки рисков.

3. Выработка предварительных рекомендаций по уменьшению, минимизации опасностей.

Задачи и порядок оценки рисков

После проведения идентификации негативных факторов осуществляется оценка рисков по каждой идентифицированной опасности.

Основными задачами оценки риска являются:

1. Определение частот возникновения инициирующих и всех не­желательных событий. При этом используют статистические данные об аварийных ситуациях, происшествиях, производственном травматизме и профзаболеваниях, логические методы анализа «деревьев событий», «деревьев отказов», имитационные модели возникновения инцидентов аварий в человеко-машинной системе, экспертные оценки путем учета мнения специалистов.

2. Оценка последствий неблагоприятных событий, которая вклю­чает анализ возможных негативных воздействий на людей, имущество и окружающую среду.

3. Обобщенная оценка риска, т.е. оценка степени или уровня риска, отражающая состояние условий и охраны труда с учетом показателей риска от всех нежелательных событий, которые могут про­изойти. Данная оценка основывается на результатах интегрирования показателей рисков, их взаимного влияния, анализа неопределенности и точности полученных результатов, анализа соответствия условий труда критериям допустимого риска.

4. Методика для расчета и оценки рисков приведена в ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Источник

Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить

«Кадровый вопрос», 2015, N 6

Понятие специальной оценки труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Вследствие проведения специальной оценки труда:

Специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако специальной оценке труда не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):

Кто проводит специальную оценку труда?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Когда проводится специальная оценка труда?

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н. Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н.

Специальная оценка проводится не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть, даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.

Надо отметить, что встречаются случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ):

Как проводится специальная оценка труда?

Специальная оценка труда проходит в несколько этапов.

1 этап. Создание специальной комиссии.

Работодатель должен издать приказ (распоряжение) в свободной форме, которым утвердит состав и порядок работы этой комиссии. Число членов комиссии должно быть нечетным. Возглавляет комиссию сам работодатель или его представитель. Помимо него в комиссию входят специалист по охране труда и представители выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).

Общество с ограниченной ответственностью «Сиеста» (ООО «Сиеста») ПРИКАЗ от 10 мая 2015 г. N 15 О создании комиссии по специальной оценке условий труда

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ст. 212 Трудового кодекса РФ и иными нормативно-правовыми актами и в целях организации выполнения работ по специальной оценке условий труда:

2 этап. Утвердить график специальной оценки труда.

График утверждается приказом (распоряжением) работодателя, составленным в свободной форме (ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

3 этап. Утвердить перечень рабочих мест, подлежащих оценке.

До начала выполнения оценки комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. В этом перечне должны быть указаны аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). При их выявлении специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). Обратите внимание, что аналогичными признаются рабочие места, если они отвечают в совокупности следующим условиям (ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ):

4 этап. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку.

С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.

5 этап. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Под идентификацией понимается сопоставление имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Указанный Классификатор утвержден Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Надо отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ):

При этом остальные процедуры, входящие в специальную оценку, в отношении указанных рабочих мест проводятся.

Итак, идентификация осуществляется экспертом специализированной организации, а ее результаты утверждаются комиссией, созданной работодателем (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона). В отношении таких рабочих мест работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок ее подачи должны быть установлены Минтрудом России (ч. 1 и 2 ст. 11 Закона). Указанная декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о специальной оценке. При этом срок ее действия может быть продлен на следующие пять лет, если с работником, занятым на задекларированном рабочем месте, не произошел несчастный случай на производстве и если у него не выявлено профессиональное заболевание (ч. 4, 5 и 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Если же вредные и (или) опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

6 этап. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

Повторимся: исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов производятся в отношении всех оцениваемых рабочих мест, за исключением тех, по которым условия труда были признаны допустимыми. То есть исследованиям подлежат:

Во время специальной оценки условий труда исследуются вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса.

К факторам производственной среды относятся (ч. 1 ст. 13 Закона N 426-ФЗ):

А к факторам трудового процесса (ч. 2 ст. 13 Закона N 426-ФЗ):

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, формируется комиссией. Делается это исходя из (ч. 2 ст. 12 Закона N 426-ФЗ):

Непосредственные исследования (испытания) и измерения осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками специализированной организации (ч. 3 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

Результаты этих исследований оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 6 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

По результатам исследований (испытаний) и измерений эксперт специализированной организации относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

7 этап. Подведение итогов специальной оценки.

Специализированная организация составляет отчет о проведенной оценке. Указанный отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

Форма этого отчета и инструкция по его заполнению должны быть утверждены Минтрудом России (ч. 3 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

Обратите внимание, что указанный отчет составляется не только когда обнаружены вредные и (или) опасные факторы, но и когда условия труда на рабочих местах признаны допустимыми.

8 этап. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки.

Работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

9 этап. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя.

При наличии официального сайта работодатель должен организовать размещение на нем сводных данных о результатах проведения оценки, а именно публиковать информацию:

Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

10 этап. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган.

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:

Какие классы и подклассы условий труда существуют?

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона N 426-ФЗ):

Оптимальными являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают нормативов, установленных в качестве безопасных.

К допустимым относятся условия, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов не превышают нормативов, а организм работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными признаются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы. При этом вредные условия труда делятся на подклассы:

Обратите внимание: если работники, занятые на местах с вредными условиями труда, применяют эффективные средства индивидуальной защиты, то класс (подкласс) может быть снижен на одну степень. Это может сделать комиссия по проведению специальной оценки условий труда на основании заключения эксперта организации, проводящей такую оценку (ч. 6 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). Кроме того, по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора допускается снижение класса (подкласса) более чем на одну степень (ч. 7 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). Порядок снижения классов (подклассов) осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. В настоящий момент эта методика не разработана.

И, наконец, к опасным условиям труда относятся такие, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда в 2015 году

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2015 г. административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать в том числе за непроведение специальной оценки условий труда:

С 1 января 2015 г. в КоАП РФ добавляется новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

Методика проведения специальной оценки условий труда

По итогам проверки в определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть если на этапе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) не выявлено их наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 г.

Если же при установлении по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах оптимальных и допустимых условий труда (1 и 2 классов соответственно) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям не осуществляется (Письмо Минтруда России), то в соответствии со ст. 7 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *