Что понимается под информационной технологией
Информационные технологии
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.
Основные черты современных ИТ:
Содержание
Дисциплина информационных технологий
В широком понимании ИТ охватывает все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.
Отрасль информационных технологий
История
Начало развития — с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).
Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.
Технологический потенциал и рост
Использование информационных технологий в бизнесе
Статистика по России
ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Термин «информационные технологии» появился в конце 1970-х гг. и стал означать компьютерную технологию обработки информации. Однако информационные системы, как и информация, и информационные технологии существовали с момента появления общества, поскольку на любой стадии его развития существует потребность в управлении. А для управления требуется систематизированная, предварительно подготовленная информация.
Под технологией понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Это высшее умение чего-нибудь делать. Когда мы говорим об информационной технологии, в качестве материала выступает информация. В качестве продукта – тоже информация. Но это качественно новая информация о состоянии объекта, процесса или явления. Технология представлена методами и способами работы с информацией персонала и технических устройств.
Информационная технология –система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации, т.е. реализации основных информационных процессов.
Информационная технология – это интегративный процесс, обеспечивающий решение профессиональных задач.
Каждая из информационных технологий представляет собой определенным образом организованную совокупность методов, средств и действий, обеспечивающих целесообразное количественное и качественное преобразование научно-технической, экономической, статистической и других видов информации.
Сопоставление основных компонентов технологий
Компоненты технологий для производства продуктов | |
Материальных | Информационных |
Подготовка сырья и материалов | Сбор данных или первичной информации |
Производство материального продукта | Обработка данных и получение результатной информации |
Сбыт произведенных продуктов потребителям | Передача результатной информации для принятия на ее основе решений fl |
Информационная технология реализуется в рамках информационной системы. В информационной системе могут использоваться много таких технологий. Эта система является средой для реализации технологии. Однако информационная технология шире, чем информационная система. Она может существовать вне ее.
Процесс развития информационной технологии можно условно разделить на четыре больших этапа. Началом каждого этапа явилось подлинно революционное событие в жизни общества: возникновение речи, изобретение письма, книгопечатания, создание ЭВМ. Каждое из этих событий, в свою очередь, коренным образом изменяло средства коммуникации между членами общества. Технические средства непрерывно расширяли возможности информационных процессов, современные технические достижения в области вычислительной техники, различных средств информационной и организационной техники продолжают расширять возможности информационных систем и коренным образом преобразуют структуру человеческой деятельности, проникая во все ее сферы.
Сферы применения ИТ можно разделить на семь основных областей:
• информационные системы организационного управления используют для обработки и предоставления бизнес-информации,
• вычисления на персональном компьютере. Компьютер, рассчитанный на одного пользователя, находит применение в разнообразных видах бизнеса и домашних дел, при этом используются такие производительные инструментальные средства, как программное обеспечение для обработки текстов, программное обеспечение для подготовки публикаций с помощью настольных издательских средств, программное обеспечение динамических электронных таблиц, системы управления базами данных и программное обеспечение компьютерной графики;
• наука и исследования: компьютер используется в качестве инструмента в процессе экспериментирования и разработки,
• управление процессом и устройством включает в себя прикладные компьютерные системы управления процессом или устройством, как, например, используемые в процессах производства и изготовления (автоматизированное производство (САР), автоматизированное изготовление (САМ), которые принимают данные по петле обратной связи);
• образование: компьютер используется для совершенствования процесса обучения;
• автоматизированное проектирование (CAD) – ИТ используется в процессах проектирования новых продуктов, позволяя пользователю создавать и обрабатывать экранное графическое изображение;
• искусственный интеллект (ИИ): область исследования, включающая в себя создание компьютерных систем со способностью рассуждать, обучаться или накапливать знания из важных категорий, таких как системы, основанные на использовании знаний, понимающие естественный язык и рукописный текст, и робототехнику (интеграция ИТ и роботов).
Очевидно, что для любой технологии необходима инфраструктура поддержки, все то, что обеспечивает функциональность данной технологии. В управленческой литературе такую инфраструктуру называют сетью поддержки технологий (TSN). Для информационной технологии в качестве TSN выступает информационная система, в рамках которой данная технологий реализована.
В теории управления технологиями вводится понятие высокой технологии, т.е. такой технологии, которая оказывает влияние на всю архитектуру (структуру и организацию) компонентов сети поддержки технологий. Высокая технология изменяет качественный характер задач, их выполнение, взаимосвязи, виды и состав используемых ресурсов, а также требуемую квалификацию, исполняемые роли, стили управления, всю организационную структуру.
Таким образом, новая информационная технология (НИТ) – это высокая технология, изменяющая не только средства и методы решения задач, но и всю информационную систему организации.
Новая информационная технология (НИТ) – это совокупность принципиально новых средств и методов обработки информации, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта оптимальным образом. Составные части новых информационных технологий и области их применения показаны на рис. 4.
Новые информационные технологии условно разделяют на сберегающие, рационализирующие и созидающие. Технологии первого типа экономят труд, материальные ресурсы, время (например, системы передачи информации, информационно-поисковые автоматизированные системы). Примером рационализирующих технологий могут служить автоматизированные системы заказа билетов, бронирование мест в гостиницах, системы финансовых расчетов и т.д. Эти технологии, в отличие от сберегающих, реализуют процессы обработки информации и повышают точность расчетных процедур.
Созидающие (творческие) информационные технологии представляют собой системы переработки и использования информации, включающие человека как составную часть. Созидающие технологии предназначены для переработки семантической информации. Примером такой технологии является технология организации телеконференций, телесовещаний, на которых может осуществляться «мозговой штурм» определенной проблемы с использованием баз данных, вычислительных средств, моделирования, статистических материалов.
Рис. 4. Составные части НИТ и области применения.
Конкретной реализацией технологии является технологический процесс. Технологический процесс обработки информации представляет собой совокупность операций, выполняемых в определенной последовательности.
Под операцией понимается логически неделимый комплекс законченных определенных действий, выполняемых более или менее однозначно.
Под технологической процедурой понимается совокупность однородных операций, связанных определенным образом с воздействием на информацию, посредством которых осуществляется реализация отдельного этапа технологического процесса. Операциями достигается не только преобразование информации в различных аспектах, но и первоначальное восприятие информации и ее потребление.
Технологический процесс детализирует каждую операцию, разбивая ее на элементарные операции. Под элементарной операцией понимается непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, т.е. однородная логически неделимая часть конкретного процесса. Выполнение каждой элементарной операции регламентируется инструкциями, программами или другими указаниями, определяющими используемые технические средства, необходимые ресурсы, условия и время проведения операции, стоимостные характеристики и т.д.
Деление процесса на операции позволяет рассчитать трудовые и стоимостные затраты на обработку информации. Разработанный технологический процесс должен обеспечивать конечную цель при минимальных затратах, максимальной точности и достоверности.
Особенностью автоматизированной обработки информации является большое разнообразие операций обработки и вариантов выполнения каждой операции. В технологический процесс целесообразно включать лишь типовые операции, которые могут быть реализованы в любых системах, обрабатывающих экономическую информацию.
В структуре информационной деятельности можно выделить следующие типовые технологические операции: сбор информации (первичные документы), аналитико-синтетическая обработка информации, хранение информации (формирование и ведение информационного фонда), поиск информации, репродуцирование (копирование, размножение) документов, передача информации, предоставление обработанной информации потребителям.
Из типовых операций составляются типовые технологические процессы.
Технологические процессы подразделяются на рабочие (исполнительские) и контрольные.
Рабочие операции составляют основу технологического процесса. Их можно разделить на подготовительные и основные. Подготовительные операции подготавливают данные к преобразованию или содействуют выполнению операций. Основные операции связаны, как правило, с математическим и логическим преобразованием информации.
Контрольные операции призваны обеспечить достоверность данных и результатов. Они подразделяются на операции предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный контроль следит за достоверностью входных данных, текущий обеспечивает качество исполнения операций (например, четкость печати), последующий обеспечивает достоверность результатов выполнения операций.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Взаимодействие информационной системы и организации обычно происходит на двух уровнях:
• микроуровне – который выражается во влиянии на отдельных индивидуумов и их работу, а также на работу отделов;
• макроуровне – на всю организацию, отрасль и общество в целом.
Внедрение новых информационных технологий приводит к изменению организационной структуры организации в рамках подразделений, реализующих функции производства (производство, сборка, обработка и хранение материалов, хранение и обслуживание инструментов, контроль качества) и появлению новых структурных подразделений, ответственных за автоматизацию и интеграцию. Кроме того, развитие информационных технологий приводит к ликвидации промежуточных звеньев внутри организаций и между ними. Это происходит потому, что информация является основным продуктом обмена при взаимоотношениях внутри организации, а также между организацией и поставщиком или потребителем. Она является основным продуктом договора, сделки или усилий по координации действий отдельных звеньев. В этом случае ликвидация промежуточные звеньев является следствием внедрения новых информационных технологий, поскольку становятся ненужными посредники между источником и получателем информации. Это в свою очередь приводит к изменению организационной структуры предприятия. Ликвидируются целые звенья, связанные с дополнительными затратами. Появляются более простые иерархические связи и более широкие системы контроля.
НИТ вносят большие изменения в содержание многих работ и профессий в организации. Результат внедрения информационных технологий – экономия времени специалистов за счет снижения количества рутинных операций. Единственный способ получения экономического эффекта от экономии времени – переориентация этого времени на выполнение интеллектуальных, аналитических операций.
При внедрении новых информационных технологий в организации необходимо выбрать один из двух основных подходов, а именно, структурный и процессный.
Первый подход ориентируется на существующую структуру организации, когда проектирование системы идет по структурным подразделениям. Технологии деятельности в этом случае описываются через технологии работы структурных подразделений, а взаимодействие структурных подразделений – через модель верхнего уровня. Информационная технология приспосабливается к организационной структуре и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации не претерпевают изменений, рационализируются только рабочие места. Функции распределяются между техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии минимальна, так как затраты незначительны, и организационная структура фирмы не меняется.
Процессный подход ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. Бизнес-процессы, в отличие от организационной структуры, меняются реже. Как правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного, обычно не более десяти.
Этот подход ориентируется на будущую структуру фирмы. Существующая структура при этом должна модернизироваться.
Данная стратегия предполагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми задачами.
К основным ее недостаткам следует отнести:
• существенные затраты на первом этапе, связанные с разработкой общей концепции и обследованием всех подразделений фирмы;
• наличие психологической напряженности, вызванной предполагаемыми изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей.
Достоинствами данной стратегии являются:
• рационализация организационной структуры фирмы;
• максимальная занятость всех работников;
• высокий профессиональный уровень;
• интеграция профессиональных функций.
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ
системами (ИС) и информационными технологиями (ИТ)
ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА
ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Появление новых информационных технологий, как правило, требует соответствующих организационных структур на предприятии. В управлении ИТ важную роль играет распределение ответственности между пользователями, руководителями подразделений ИТ и руководителями верхнего звена за формирование политики развития ИТ и за ее реализацию.
Введение в информационные технологии
1.1. Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
Современное развитие общества приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной технологии.
Информационный | Представляет собой процесс описания принципов и методов производства |
Социальный | Это кадры и их организация в процессе производства |
Инструментальный | Это орудия труда, посредством которых реализуется производство |
Единство понятий «технология» и «информационная технология» заключается, прежде всего, в том, что в основе и той и другой лежит процесс, под которым понимается определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. При этом любой технологический процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных методов и средств.
Методами информационных технологий являются методы обработки и передачи информации.
Сравнение технологии материального производства и информационной технологии приведено в табл. 1.1.
В целом можно выделить основные особенности информационных технологий ( рис. 1.1):
Информационная технология направлена на целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организации, учреждения, предприятия, а конечным продуктом является принятое решение. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации.
Основная цель информационной технологии достигается за счет:
Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации, ведет к сокращению сроков ее обработки и является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении.
Автоматизированная информационная технология непосредственно связана с особенностями функционирования предприятия или организации.
Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:
Основополагающим фактором для построения автоматизированной информационной технологии с привязкой ее к принятой модели управления и существующей информационной инфраструктуре является область функционирования экономического объекта, в соответствии с которой предприятия и организации можно разделить на группы, представленные в табл. 1.2.
Область функционирования предприятия или организации | Тип предприятия или организации в соответствии с производственно-хозяйственной или иной деятельностью |
---|---|
Органы власти | Местные, |
региональные; | |
федеральные | |
Государственные службы | Налоговые органы; |
органы социального обеспечения; | |
органы социального страхования; | |
органы медицинского страхования; | |
пенсионный фонд; | |
таможенные службы; | |
государственные нотариальные конторы; | |
арбитражные органы и другие | |
Государственные учреждения | Здравоохранение; |
образовательные учреждения | |
Сфера услуг | Банки; коммерческие страховые органы; |
клиринговые учреждения; | |
торгово-посреднические фирмы; | |
туризм; | |
консалтинговые фирмы; | |
лизинговые компании; | |
рекламные агентства; | |
факторинговые фирмы; | |
аудиторские фирмы и другие | |
Транспортная система | Железнодорожный транспорт; |
автомобильный транспорт; | |
водный транспорт; | |
воздушный транспорт; | |
трубопроводный транспорт | |
Предприятия связи | Объединенные; |
специализированные | |
Производственные предприятия, которые классифицируются по следующим признакам: | Отраслевой и предметной специализации предприятий и организаций; |
административно-хозяйственной принадлежности предприятия; | |
структурой производства; | |
мощностью производственного потенциала; | |
>типом производства; | |
типам хозяйственных объединений предприятий |
В свою очередь производственные предприятия, имеющие специфику промышленной деятельности, можно классифицировать по шести основным классификационным признакам, представленным на рис. 1.2.
В зависимости от требований по решению задач управления экономическим объектом формируется технологический процесс обработки информации в организациях и на предприятиях различного типа. При этом при внедрении автоматизированных информационных технологий основными критериям являются величина предприятия и область функционирования, в зависимости от которых делается выбор программно-аппаратного обеспечения для решения конкретных функциональных задач, на основе которых принимаются соответствующие управленческие решения.
На малых предприятиях различных сфер деятельности автоматизация информационной технологии, как правило, связана с автоматизацией задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
В средних предприятиях большое значение для управленческого звена играет организация электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам. Для таких предприятий характерно расширение круга решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы, организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах, предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты информации от несанкционированного доступа и т. д.
На крупных предприятиях автоматизированная информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент- сервер «, применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.
Непременным условием повышения эффективности производственных, экономических, управленческих и других процессов, происходящих на предприятиях, в учреждениях и организациях, является информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям.
Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией, программными продуктами и вычислительной техникой. Эффективность функционирования информационной технологии определяется ее основными свойствами, к которым относятся следующие, представленные на рис. 1.3.
Наличие компонентов и структуры.
Структура конкретной автоматизированной информационной технологии для своей реализации предполагает наличие трех основных взаимосвязанных составляющих:
Комплекс технических средств (КТС) | состоящий из средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники |
---|---|
Программные средства | состоящие из общего (системного), прикладного (программ для решения функциональных задач специалистов) и инструментального программного обеспечения (алгоритмических языков, систем программирования, языков спецификаций, технологии программирования и т. д.) |
Система организационно-методического обеспечения | включающая нормативно-методические и инструктивные материалы по организации работы управленческого и технического персонала конкретной ИТ |
Взаимодействие с внешней средой предполагает организацию взаимосвязи информационной технологии с объектами управления, внешними предприятиями, организациями, включая потребителей и поставщиков продукции, финансово-кредитные органы и т. д. Взаимодействие информационных технологий различных экономических объектов организуется посредством программных и технических средств автоматизации.
Целостность. Информационная технология является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов.
Применение автоматизированных информационных технологий позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных процессов. При этом предполагается экономия затрат труда, времени и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Поэтому автоматизированные информационные технологии играют важную стратегическую роль, которая постоянно возрастает. Можно выделить семь основных направлений, по которым информационная технология оказывает непосредственное влияние на развитие экономики и общества.
Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.
Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и т. д.
Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.
Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.
Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.
Объясняется это тем, что информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п.
Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.
Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиатехнологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.
Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.
На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.
Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными.
Использование информационных технологий может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.
Именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных техногенных аварий, представляющих повышенную опасность для общества.