Что понимается под информационными технологиями обучения

Информационные технологии в обучении

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Танков Сергей Иванович
Учитель информатики и ИКТ
МКОУ «Тогульская СОШ» Тогульского района Алтайского края

Информационные технологии в обучении

«Если вы входите в класс, от которого

трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит,

а главное, заговорит свободно…».

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из наиболее эффективных путей развития сферы образования является информатизация образования, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, что приводит к достижению качественно новых образовательных результатов.

Важной составляющей современного образования является материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, освоение учителями современных информационных технологий, которые, несомненно, оказывают положительное влияние на качество организации образовательного процесса.

Основные направления внедрения информационных технологий в образовании:

·использование в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

·использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

·использование в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования;

·интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Информационными технологии (ИТО) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности ).

Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий.

Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля знаний

Информационное обеспечение современного образовательного пространства должно находится на таком уровне, какой бы позволял педагогу решать все стоящие перед ним учебно-воспитательные задачи быстро и эффективно.

Информационные технологии позволяют найти решение (или набор решений) для той или иной педагогической ситуации. Новые информационные технологии в образовании в целом и в обучении истории, в том числе, могут быть применены учителем практически на всех этапах учебного процесса, в частности: при подготовке теоретического материала; при создании информационно-методического обеспечения по предмету; при разработке демонстрационных материалов для занятия; при проверке знаний обучаемых; для сбора и анализа статистики успеваемости. Данный перечень может видоизменяться и расширяться педагогом в соответствии со спецификой педагогической деятельности.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами.

В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск.

Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Дистанционное обучение осуществляется благодаря использованию новых информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым учебного материла, интерактивное взаимодействие учащихся и учителей, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

В современном обучении используются различные возможности дистанционной технологии в зависимости от поставленных целей, объективных условий, удалённости обучаемых, наличия каналов связи и их скорости, соответствующих разработанных материалов. Поэтому в рамках технологии дистанционного обучения выделяются следующие функции: передача печатной учебной и методической литературы; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; проведение дискуссий и семинаров посредством компьютерных телекоммуникаций; трансляция учебных программ по телевизионным каналам и радиостанциям.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения повышается.

— построить открытую систему образования;

— изменить организацию процесса обучения обучающихся;

— рационально организовать познавательную деятельность обучающихся;

— использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.

Источник

Информационные технологии в образовании

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Информационные технологии в образовании

Программные средства информационных технологий

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях

Внедрение информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить содержание, методы и формы обучения. Целью этих технологий в образовании является: повышение качества обучения, повышение активности обучаемых к познавательной деятельности, оптимизация поиска необходимой информации, развитие мышления, освоение навыков работы с информацией и различными программными продуктами. Также необходимо, чтобы компьютерное образование было согласовано с учебным планом.

Под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Программные средства информационных технологий

Наиболее широким понятием, применимым ко всем обучающим программам, учебникам и другим компьютерным продуктам, является программное средство учебного назначения. Программные средства учебного назначения имеют несколько целей: осуществление контроля и диагностики ошибок, облегчение образовательного процесса, представление учебной информации в удобном и интересном виде для обучаемого. Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, наиболее широко использующиеся в сфере образования.

Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые наиболее широко используются в системе образования.

Обучающие программы – это учебное пособие, которое предназначено для самостоятельной работы учащегося. Обучающие программы позволяют управлять своей учебной деятельностью, а также способны повысить активность обучаемого. Данные программы обязательно должны быть связаны с учебной программой, отвечать ее требованиям. Наиболее часто такие программы используют для визуализации образовательного процесса, самостоятельной работы, использования в качестве справочников и в качестве средств, помогающих расширить кругозор учащихся. Наиболее популярными обучающими программами являются различные курсы иностранных языков и различные мультимедийные энциклопедии.

Компьютерные тесты и кроссворды вызывают больше положительных эмоций у учащихся, чем аналогичные задания на бумаге, а также они позволяют сэкономить время на уроке и индивидуализировать обучение.

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях

Несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения в возможности сочетания логического и образного способов освоения информации: активизации образовательного процесса за счёт усиления наглядности. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Таким образом, я считаю, что информатизация образования ведет к изменению существенных сторон процесса обучения. Изменяется деятельность преподавателя и обучающегося. Учащийся может оперировать большим количеством разнообразной информации, обрабатывать ее, имеет возможность моделировать процессы. Преподаватель также освобождается от рутинных действий и получает возможность анализировать процесс обучения, отслеживать развитие ученика. Также информационные технологии в значительной мере повышают мотивацию людей к обучению, проведению различных научно-исследовательских работ, экспериментов, созданию инновационных проектов и статей. Я глубоко убежден, что в наш XXI век компьютеров, применение информационных технологий в образовании является необходимостью, способной подготовить учащихся к жизни и работе в современном информационном обществе.

Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании»

Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения
учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике

Источник

Рассмотрение информационных технологий обучения

Краткая характеристика информационных технологий обучения

Использование информационных технологий обучения, или ИТО в современном мире носит весьма актуальный характер. В образование активно внедряются ИТО. Они помогают:

Иными словами, ИТО повышают эффективность учебного процесса.

Информационные технологии обучения, или ИТО – совокупность электронных средств и способов функционирования, которые используются с целью проведения учебной работы.

Классификация ИТО

По дидактике ИТО делятся на:

Первые представляют из себя порционный вид информации (тексты, графика, видео), который получает учащийся в определенной последовательности. СПО осуществляют контроль над усвоением учебного материала.

ИСО обладают такими качествами, как:

Чтобы реализовать особенности ИСО используют методы и технологии искусственного интеллекта. В базу данных интеллектуальных систем входят:

Классификация компьютерных учебных программ

Виды компьютерных программ можно разделить на следующие инструментальные системы:

Для еще более упрощенного учебного образования создают программно-методические комплексы, или ПМК. Они формируются на основе программно-технических средств и реализуются с помощью методов учебного процесса. ПМК бывают:

Электронные учебники состоят из:

По сути, электронный учебник – это интегрированный ПМК.

Источник

Доклад на тему «Информационные технологии обучения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Информационные технологии обучения

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

а) предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;

б) целью процесса является получение информации;

в) средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

г) процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

д) критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.

Основу информационных технологий составляют три технических достижения:

появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски);

развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и в расстоянии, широкий охват населения средствами связи;

возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.

Информационные технологии делятся на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие.

Сберегающие экономят труд, время, материальные ресурсы.

Рационализирующие улучшают автоматические системы поиска, заказа и т. п.

Созидающие (творческие ) информационные технологии включают человека в систему переработки и использования информации. Примером может служить технология организации телеконференций, на которых может осуществляться «мозговой штурм» определенной проблемы с использованием баз данных, вычислительных средств, моделирования и т. п.

это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. Они подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.  Информационные технологии в обучении

В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий обучения:

1) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);

2) компьютерные средства телекоммуникаций ;

3) компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники ;

Необходимо различать такие понятия, как «компьютерное обучение» и «электронное обучение».

Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерное обучение  такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер.

Однако в настоящее время трактовка ТСО значительно шире. Так, современные разнообразные ТСО все больше развиваются на основе достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать более общий термин – электронное обучение, т. е. обучение с помощью систем и устройств современной электроники.

Различают два основных вида электронного обучения:

рецептивное восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных ТСО); 

интерактивное обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, а также в системах гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта, в экспертных обучающих системах и др. 

Особое распространение сегодня получают компьютерные образовательные программы. Среди их разнообразного массива выделяют несколько типов:

наиболее разработаны интегрированные обучающие системы. Учебный курс организован таким образом, чтобы его обучающие модели принимали во внимание, что усвоил студент, каковы слабые места в его знаниях и каким образом максимизировать эффективность усвоения материала;

общее прикладное программное обеспечение, включающее в себя текстовые процессоры, системы управления базами данных, различные базы данных, электронные таблицы и т. п. В результате обучающимся становятся доступны энциклопедии, словари, атласы и другие наглядно-справочные материалы;

пакеты обучающих программ для использования в аудиториях. Этот тип обучающих программ используется для тренировки определенных навыков, для моделирования информационной среды определенного типа;

программы дистанционного обучения, представляющие собой слияние трех типов информационных технологий: компьютерной, телекоммуникационной и телевизионной;

функциональная обучающая среда, которая используется как коммуникативная среда для интерактивного и совместного обучения.

Наиболее перспективным и интересным направлением в создании компьютерных обучающих программ может стать широкое внедрение систем мультимедиа, интегрирующих текст, звук и изображение. Подобные системы позволяют обучающимся изучать изобразительное искусство, литературу, музыкальные произведения и т. д.

процесс сложный, требующий определенного времени и поэтапности осуществления:  Информатизация образования

Первый этап: массовое освоение современных информационных технологий создание компьютерных классов, освоение средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путем базовой подготовки учителей и учащихся; 

Учителя сегодня стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видеокниги на лазерных дисках, электронные книги для микрокомпьютеров, системы мультимедиа. Неизбежен пересмотр организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий.

Эти тенденции усиливают необходимость смены образовательных парадигм. Учащиеся должны перестать пассивно воспринимать готовые факты, законы, понятия, суждения, они все чаще будут ставиться в ситуации самостоятельного решения проблемных задач.

Внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.

Уже сегодня можно сказать, что внедрение информационных технологий обучения способствует:

индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологи-ческих особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;

изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону большей самостоятельности и поискового характера;

стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;

усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;

повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;

изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и их досуга.

Ведущей задачей информатизации процесса обучения сегодня выступает формирование информационной культуры личности, выступающей как совокупность знаний и навыков об основных методах представления знаний вместе с умениями применять их на практике для решения и постановки содержательных задач. Информационная культура подразумевает также умение ученика адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению, компьютерную грамотность.

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИДАКТИКИ

В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Развитие дидактики обусловлено проблемами, вызванными новыми требованиями общества и личности к образованию, во многом возникшими в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное (информационное), а также проблемами, существующими в самой дидактике как отрасли научного знания (методологическими).

К методологическим противоречиям дидактики, на наш взгляд, можно отнести:

– отсутствие четких, однозначных, общепринятых определений основных дидактических понятий, таких как процесс обучения, содержание образования, методы, формы обучения, учебный предмет и т. п.;

– отсутствие четко сформулированных и признанных дидактическим сообществом закономерностей процесса обучения;

– преобладание в дидактических исследованиях методов естественных наук (наблюдение, эксперимент);

– проведение дидактических исследований в основном в русле традиционного (знаниевого) подхода; недостаточную исследованность личностно-ориентированного, компетентностного и других подходов.

К внешним факторам развития дидактики относятся: развитие общества – приобретение им характеристик информационного, разворачивание процесса обучения в информационной среде; развитие личности, то есть приобретение ею новых качеств.

Поэтому приоритетными, на наш взгляд, направлениями развития дидактики в условиях информационного общества являются следующие.

1. Исследование процесса обучения в условиях активного, свободного взаимодействия двух и более субъектов.

2. Определение дидактических характеристик информационно-образовательной среды.

3. Разработка показателей качества процесса обучения в информационной образовательной среде.

Процесс обучения – совместная, целенаправленная деятельность субъектов, разворачивающаяся в информационно-образова-тельной среде.

Подход к процессу обучения в информационно-образовательной среде изменяется от знаниевого к компетентностному / деятельностному.

Традиционно учитель идет от простого к сложному, от близкого к далекому, но сейчас может так оказаться, что у ученика уже будет представление о далеком: неполное, неточное, обыденное, но будет. Может возникнуть противоречие между тем, что говорит учитель, и тем представлением, которое есть у ученика и материал должным образом не будет усвоен.

Следовательно, процесс обучения должен строиться как активная познавательная деятельность ученика в информационной образовательной среде. Соответственно, дидактикой должны быть исследованы компоненты данной среды, их дидактические возможности, принципы и правила использования учеником; выявлены те качества, которые у ученика должны быть сформированы, чтобы ориентироваться, решать возникающие у него проблемы. Изменение дидактического подхода с традиционного (знаниевого) на системодеятельностный… оправданно.

При организации обучения в информационной образовательной среде пересматриваются основы классической дидактики: цели, функции, принципы процесса обучения.

Все эти функции присутствуют и в процессе обучения, организуемом в информационном обществе, но основными становятся функции, отражающие не воздействие педагога на ученика, а их взаимодействие. Ориентационная функция направлена на развитие способности ученика ориентироваться в информационном образовательном пространстве (осваивать способы поиска, использования, передачи информации); презентационная представляет поле возможностей деятельности в рассматриваемом пространстве, образцы способов действий; функция педагогической поддержки стимулирует продвижение школьника в своем образовании, корректирует его индивидуальную образовательную траекторию.

Принцип наглядности в дидактике информационного общества также присутствует: в процессе обучения остаются натуральная, или естественная, наглядность, словесно-образная, изобразительная, схематическая, символическая. Но все эти виды наглядности дополняются интерактивной на основе информационно-коммуникационных технологий, используя которую ученик может производить определенные действия.

Принцип сознательности в процессе обучения в информационной образовательной среде сохраняется. Известно, что усваиваются те действия, которые производятся сознательно. Более того, усиливается роль рефлексивной составляющей деятельности ученика, так как, самостоятельно организуя свою деятельность, он должен понимать, что делает, зачем, в каком порядке, и как совершенствовать свои действия.

Несколько по-иному при обучении в информационном обществе формулируется принцип доступности. Процесс обучения должен учитывать особенности личности, определяющиеся современной социокультурной ситуацией, например, так называемое «клиповое сознание», прагматическую ориентацию молодежи и т. д. Ученики лучше воспринимают информацию энциклопедического типа (краткую, полную, но фрагментированную), чем текст параграфа объемом в несколько страниц, на которых медленно и последовательно разворачивается мысль автора. Принцип доступности целесообразно трансформировать в принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *