Что понимается под институтами государственного управления
ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Элемента гу
Органы ГУ
2. гос служба/бюрократия/нормативные основания (ex помимо очевидного – ур оплаты, стимулирование)
3. процессы в системе ГУ (взаимодействие между органами, бюджетные, принятие законов, etc.) – + про микроуправление. Американские ученые в области менеджмента Гьюлик и Урвик выделили следующие основные процессы управления: планирование, организация, обеспечение персоналом, руководство, координация, бюджетирование и информирование.
4. условия для деятельности органов ГУ (полит режим (демокр/тотал), система законов, etc.) + про окружение ГУ
(1)Субъекты(группы, участники управленческих процессов)
Согласно теории рац. выбора, каждый субъект стремится максимизировать свою функцию полезности (свои предпочтения) в пределах соответствующих ограничений, так и структурой, отношениями и нормами органов госуправления. Сталкивающиеся интересы согласуются.
Макроуправление обращает внимание на взаимодействие между гос. организациями различных типов для осуществления поставленных перед ними целей:
Субъекты ГУ выделяются по различным признакам:
-по типу потребителей или гос. услуг (служба иммиграции, социальной защиты, комитет по делам молодежи и т.д.).
-по целевому признаку
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.
Последние многообразны и образуют как бы несколько слоев:
— фундаментальные отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества;
— социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи;
— отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями (группы интересов, политические движения, клубы, гражданские инициативы, партии).
Сознательно управляемые социальные системы, включающие как формальные, так и неформальные организации представляют особый интерес для теории государственного управления à взаимосвязь между государством и гражданским обществом. à влияние на систему ГУ à за счет формирования системы представительстваинтересов как граждан, так и организованных групп.
Именно через систему представительства, действующих в ее рамках формальных и неформальных организации происходит воздействие гражданского общества, экономической и социально-культурной среды на государственное управление.
Виды представительства интересов:
1. посредством участия индивида в политической жизни
2. посредством деятельности специально созданных для достижения своих интересов групп.
Оба вида представительства тесно взаимосвязаны друг с другом и только в своей совокупности решают проблему адекватного взаимодействия гражданского общества и государства
Ex: организации бизнеса и профсоюзы активно представляют интересы соответствующих групп общества в сфере трудовых и распределительных отношений, где государство обычно играет роль либо арбитра, либо посредника.
Президент РФ Дмитрий Медведевсчитает, что поменять нынешнюю анахроничную систему госуправления можно лишь в случае изменения системы подбора кадров для органов власти.
«У нас анахроничная система управления государством и такая же система набора кадров», – сказал глава государства на встрече, посвященной формированию «открытого правительства». По его словам, надо создавать новую систему набора персонала для госслужбы и, таким образом, менять систему управления.
ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществление функций управления государственными органами власти; распространяется на формирование и обеспечение соблюдения законов, выпуск нормативных актов в виде указов, постановлений, принятие стратегических решений в масштабе страны, оперативное регулирование политических, социальных, экономических процессов, отношений с другими странами.
В широком смысловом значении государственное управление рассматривается авторами как целостная сфера деятельности государственной власти, всех её ветвей, органов, должностных лиц, т.е. как реализация государственной власти во всех её формах и методах.
В узком, специальном значении термин «государственное управление» характеризует собственно управленческую деятельность государственных органов и должностных лиц, т.е. сферу деятельности исполнительной власти.
Управляющее воздействие государственных институтов – это целенаправленное воздействие на естественное состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп, стремление придать ему организованное функционирование в соответствии с установленными нормами, обеспечить его адаптацию к изменяющимся условиям среды, а также возможное его совершенствование и развитие. Сознательное воздействие на общество и его группы, на отдельных граждан с целью направления их поведения и деятельности в русло общественно политически необходимого и целесообразного – существенная черта государственного управления.
Рассматривая систему государственного управления О.М. Рой отмечает следующие принципы ее формирования:
Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. французским энциклопедистом Ш. Монтескье (1698-1755), предполагает разделение государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.
Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением.
Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает «верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимость государства в рамках международного правопорядка.
Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия населения в принятии решений государственного значения: формировании через избирательные процедуры органов власти, разработки программ территориального развития и т.д.
Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным. Сущность принципа гомогенности заключается в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.
Структура системы государственного управления.
Государственное управление как система имеет соответствующую структуру. Структуру государственного управления следует рассматривать как совокупность устойчивых связей в системе управления, обеспечивающих ее целостность.
Исследователь Н.И. Глазунова в качестве основных структурных элементов системы государственного управления выделяет следующие подсистемы:
· институциональная;
Институциональная подсистема – важнейший элемент системы госуправления, характеризующаяся наличием организационно структурированной системы институтов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
К институтам государственной власти федерального уровня относятся:институт Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ.
К судебным органам власти субъектов РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Институты местной власти — это представительные и исполнительные органы местного самоуправления.