Что понимается под издержками
Основные виды издержек производства
Издержки производства – расходы, сопутствующие созданию продукции. Фактически это оплата за различные производственные факторы. Издержки напрямую влияют как на стоимость, так и на себестоимость продукции.
Классификация
Издержки могут быть частными и общественными. Частными они будут в том случае, если данный показатель относится к определенной фирме. Общественные издержки – это показатель, относящийся ко всему социуму. Различают также следующие базовые формы издержек предприятия:
Для того чтобы узнать общий показатель, требуется сложить постоянные и переменные показатели.
В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства на предприятиях применяются такие основные методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции, как нормативный, попередельный и позаказный. Методы калькулирования себестоимости продукции позволяют изучать процесс формирования себестоимости конкретных видов продукции, сравнивать фактические издержки с плановыми, сопоставлять расходы производства на конкретный вид изделия с расходами на продукцию конкурентов, обосновывать цены на изделия, принимать решения об изготовлении рентабельных видов продукции.
Подробнее о методах калькулирования
Альтернативные издержки
Данная группа объединяет в себе ряд показателей.
Бухгалтерские и экономические издержки
Бухгалтерские издержки (БИ) – затраты на применяемые предприятием ресурсы. При расчетах фигурируют фактические цены, по которым были куплены ресурсы. БИ равны явным издержкам.
Экономические издержки (ЭИ) – это стоимость продуктов и услуг, сформированная при наиболее оптимальном альтернативном применении ресурсов. ЭИ равны сумме явных и неявных издержек. БИ и ЭИ могут быть как равными, так и разными.
Явные и неявные издержки
Явные издержки (ЯИ) рассчитываются на основании суммы трат компании на внешние ресурсы. Под внешними ресурсами понимаются резервы, не принадлежащие предприятию. К примеру, фирме приходится закупать сырье у стороннего поставщика. К перечню ЯИ относится:
Неявные издержки (НИ) – это затраты, при которых принимается во внимание стоимость внутренних ресурсов. По сути, это альтернативные траты. К ним могут относиться:
Фактор НИ не менее важен, чем фактор ЯИ.
Возвратные и невозвратные издержки
Существует два определения невозвратных издержек: широкое и узкое. В первом значении это траты, которые предприятие не может вернуть себе при завершении деятельности. Например, компания вложилась в регистрацию и печать рекламных листовок. Все эти затраты вернуть нельзя, ведь руководитель не будет собирать и продавать листовки для получения средств обратно. Этот показатель можно считать платой предприятия за вход на рынок. Избежать их невозможно. В узком значении невозвратные издержки – это траты на ресурсы, у которых нет альтернативного применения.
Возвратные издержки – это те траты, которые можно вернуть частично или полностью. К примеру, компания в начале своей работы приобрела служебное помещение и оргтехнику. Когда фирма завершит свое существование, все данные объекты можно реализовать. От продажи помещения можно даже извлечь некоторую выгоду.
Постоянные и переменные издержки
На протяжении краткосрочного времени одна часть ресурсов будет неизменной, а другая – корректируется с целью уменьшения или увеличения совокупного выпуска. Траты краткосрочного периода могут быть постоянными и переменными. Постоянные издержки – это те траты, на которые не влияют объемы производимых предприятием товаров. Это издержки постоянных факторов изготовления продукции. Они включают в себя следующие затраты:
Переменные издержки – это траты, находящиеся в зависимости от объема производимого товара. Считаются издержками переменных факторов. Включают в себя следующие затраты:
Рекомендуется отслеживать динамику переменных издержек, так как они отображают эффективность работы предприятия. К примеру, при увеличении оптимальных масштабов деятельности компании повышаются транспортные издержки. Требуется нанимать больше перевозчиков для возросшего количества продукции. Сырье необходимо оперативно переправлять на штаб. Все это увеличивает расходы на транспорт, что моментально сказывается на показателе переменных издержек.
Общие издержки
Общие (они же валовые) издержки (ОИ) – это траты на текущий период, которые нужны для изготовления основного продукта предприятия. Они включают в себя расходы на все производственные факторы. Размер ОИ будет зависеть от следующих факторов:
В самом начале работы предприятия (на момент его запуска) размер общих издержек составляет ноль.
Планирование издержек
Анализ и планирование предполагаемых расходов в обязательном порядке проводится каждым предприятием. Определение размера затрат позволяет отыскать пути снижения издержек, что важно для уменьшения себестоимости выпускаемой продукции, а также стоимости, по которой она предлагается покупателям. Снижение издержек необходимо для достижения таких целей, как:
Снизить издержки предприятия можно следующими путями:
Цель уменьшения издержек – снижение себестоимости продукции без ухудшения ее качества. Это правило крайне важно, так как практически всегда можно уменьшить траты, снизив качество товара, однако это не пойдет предприятию на пользу.
ВАЖНО! Планировать издержки нужно с учетом результатов ранее проводимых расчетов. Планируемый уровень затрат должен быть реалистичным. Ставить минимальные значения, которые невозможно исполнить, бессмысленно. За пример нужно брать примерный показатель прошлых периодов.
Отображение издержек в бухгалтерских документах
Сведения о тратах фиксируются в отчете «Об убытках» Составляется он по форме №2. В период подготовки показателей для их фиксации в балансе предварительные расчеты могут быть разделены на две категории: прямые и косвенные. Сведения должны заноситься в документы на регулярной основе для анализа деятельности крупного предприятия, отслеживания КПД.
Виды издержек
Себестоимость продукта или услуги — это все расходы, понесенные для их создания. Но затраты бывают разные, и каждая компания использует свою группировку. Кто-то считает переменные и постоянные траты, кто-то учитывает только прямые и косвенные и так далее. Выбор классификации зависит от специфики предприятия и системы управленческого учета внутри компании. Разберемся, какие виды издержек выделяют чаще всего.
Переменные и постоянные
Это очень популярная классификация. Издержки распределяются исходя из того, как они связаны с объемом производства.
Переменные затраты
Переменные издержки — это все затраты компании, которые зависят от объема производства. То есть, чем больше вы выпустите продукции, тем больше затрат понесете. Про эти траты мы подробно рассказали в статье «Что такое переменные издержки».
К переменным издержкам относятся:
Переменные издержки бывают разные. Часть из них прямо пропорциональна выпуску продукции, их так и называют — переменные пропорциональные. Есть те, которые растут медленнее, чем объем производства — дегрессивные издержки. А есть, наоборот, растущие быстрее выпуска — прогрессивные.
Постоянные затраты
Постоянные издержки противопоставлены переменным. Они никак не зависят от выпуска. Даже если компания не работает и ничего не выпускает, издержки все равно возникают. Например:
Про эти затраты мы подробно рассказали в статье «Что относится к постоянным издержкам».
Прямые и косвенные издержки
Для распределения на прямые и косвенные затраты компания должна определить, можно ли отнести определенную статью затрат на конкретный продукт или нельзя.
Прямые затраты
Прямые издержки можно прямо относить на себестоимость каждой единицы продукции. Например, затраты на воду, сахар и сироп для изготовления лимонада можно без проблем рассчитать на каждую единицу. К прямым затратам относят:
Косвенные затраты
Косвенные затраты связаны в целом с производством, отнести их на конкретный продукт нельзя. Например, для изготовления лимонада нужно ремонтировать оборудование, убирать цех и так далее. К косвенным издержкам относят:
Для расчета себестоимости косвенные издержки распределяются относительно какой-то базы. Например, относительно материальных затрат или фонда оплаты труда.
Прямые и косвенные издержки очень тесно переплетены с переменными или постоянными. Во многом они даже похожи, но не всегда. Например, затраты на доставку готовой продукции — это переменная статья затрат. Но если позиций много, распределить затраты на доставку на отдельный продукт нельзя. Поэтому достака — это переменная косвенная затрата.
Производственные и непроизводственные издержки
Затраты группируются в зависимости от того, участвуют ли они в производственном процессе или нет.
Производственные издержки
Это траты, связанные с производством. К ним относятся практически все переменные и прямые затраты:
Непроизводственные издержки
Это расходы, которые прямо с производством не связаны, но без них компания существовать не может. Например:
Явные и неявные или бухгалтерские и экономические издержки
Эта группировка встречается гораздо реже, чем предыдущие. Тут издержки определяются по принципу их фактического наличия.
Явные бухгалтерские издержки
Это все затраты, которые зафиксированы в бухгалтерском учете. Поэтому они явные, их очень легко определить. К ним относятся все постоянные и переменные издержки: зарплата, расходы на сырье, аренда, амортизация и так далее. С явными издержками проблем не возникает.
Явные издержки на виду. Всегда есть документы, доказывающие их наличие: счета, накладные, акты и так далее.
Неявные экономические издержки
Неявные издержки скрыты, их в бухучете не фиксируют. Это затраты, которые возникают из-за принятия тех или иных управленческих решений.
Например, компания занимается продажей сахара. Это биржевой продукт, цена на который меняется ежедневно. Руководитель может принять решение не продавать сахар сегодня по 60 руб/кг,а продать через неделю. Если цена упадет, это будут неявные издержки. В учете они не зафиксированы, но по факту они существуют, и их можно избежать, если принять другое решение. Неявные издержки — это упущенная выгода компании.
Предприниматель всегда оценивает каждый свой шаг. С кем подписать договор, в какой пропорции производить продукцию, по какой цене продавать. Он выделяет неявные издержки, чтобы понять, какое решение в итоге принесет больше прибыли.
Неявные издержки несет даже собственник бизнеса. Например, он мог пойти работать по найму, а не заниматься бизнесом. Мог вложить деньги в акции или на банковский депозит и получать процент, а не вкладывать их в дело и так далее.
Возвратные и невозвратные издержки
Затраты группируют в зависимости от того, вернутся ли вложенные деньги обратно или нет.
Возвратные издержки
Предполагается, что эта группа затрат рано или поздно вернется обратно. Например, это большая часть производственных расходов. Ведь сначала компания вкладывает деньги в производство, затем реализует готовую продукцию, тем самым возвращая понесенные затраты и получая прибыль. Примеры таких затрат: расходы на сырье, зарплату и так далее.
Невозвратные издержки
Эти затраты компания несет, но уже никогда не сможет вернуть. То есть они не участвуют в создании прибыли. Например:
Релевантные и нерелевантные издержки
Размер релевантных затрат зависит от принимаемого решения. Нерелевантные издержки компания несёт в любом случае.
Например, поехать в командировку можно на корпоративной машине или поезде. Релевантные затраты — это расходы на бензин или на билет. А вот транспортный налог — это нерелевантная затрата, так как его нужно платить при любом исходе.
Контролируемые и неконтролируемые издержки
Если издержки зависят от предприятия, их называют контролируемыми. Например, это затраты на сырье. Фирма сама устанавливает объем производства, а значит заранее определяет размер затрат на материалы, зарплату и так далее.
Неконтролируемые затраты компания несет независимо от того, хочет она этого или нет. Самый яркий пример — налоги.
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нем можно вести учет затрат по подразделениям и номенклатуре, строить другие управленческие отчеты. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Издержки
Издержки — это финансовое выражение использованных в производстве ресурсов, в результате чего субъект хозяйствования может производить и продавать продукцию.
Издержки — это отдельный элемент бухгалтерского учета, их их планируют и учитывают, в соответствии действующим законодательством. Предусмотрена классификация издержек, отражающая особенности их отдельных видов.
Издержки могут быть не очевидными, долгосрочными, из-за этого они могут наносить значительный ущерб различным сегментам экономики. Например, нанесенный ущерб окружающей среде. Предприятие получает прибыль, если выручка в результате продажи продукции больше совокупности издержек.
Издержки производства — это расходы производителя на покупку и использование всего необходимого для производства продукции. Экономические издержки бывают двух видов: внутренние и внешние.
Бухгалтерские издержки — это совокупность всех ресурсов, которые использует компания, выраженных в цене их покупки. Экономические альтернативные издержки — это цена на продукцию, которую можно приобрести максимально выгодным альтернативным способом. Альтернативные издержки основаны на принимаемых экономических решениях. Можно закупить оборудование по одной цене, а можно по другой, однако иногда выбор падает в пользу более высокой стоимости по причине более выгодного сотрудничества с тем или иным поставщиком, поэтому измерение альтернативных издержек доступно только в контексте изучения конкретной ситуации и возможностей.
При этом бухгалтерские издержки являются явными, а экономические состоят из явных и неявных. Явные издержки — это совокупность расходов компании на покупку внешних ресурсов, не принадлежащих этой компании:
Неявные издержки — это издержки, которые находятся внутри компании, то есть это его активы: оборудование, машины, здания. Бизнес постоянно несёт неявные издержки: он мог бы реализовать это имущество и получить прибыль.
Настроить интеграцию без программистов ApiX-Drive
Статьи о маркетинге, автоматизации и интеграциях в нашем Блоге
Тема 2. Затраты на производство, их классификация и поведение, организация учета
Цель
Цель изучения темы – сформировать у студентов представление об экономической сущности понятия «затраты», обосновать необходимость классификации затрат в управленческом учете и изучения их поведения.
Основные задачи:
Оглавление
2.1. Определение понятий «затраты», «издержки», «расходы»
В отечественной экономической науке и в практической деятельности предприятий, в том числе в бухгалтерском учете, используются такие понятия, как «затраты», «издержки», «расходы». При этом единое общепринятое определение перечисленных понятий в настоящее время отсутствует.
Как правило, «затраты» определяют как величину материальных, трудовых и финансовых ресурсов в денежном выражении, использованных на создание полезных ценностей, работ, услуг, обоснованную и определенную условиями производства.
Считается, что «издержки» – понятие более широкое, чем «затраты». Издержки помимо «полезно потребленных ресурсов» включают в себя и непроизводительные потери (потери от стихийных бедствий, простоев и т. д.).
Наряду с этим существует мнение о том, что «издержки» и «затраты» – это одно и то же. При этом полагают, что термин «издержки» следует использовать тогда, когда речь идет о затратах на осуществление какой-либо производственной или обеспечивающей деятельности – издержки производства, издержки обращения. Именно такой подход обусловливает использование понятий «затраты» и «издержки» как идентичных и взаимозаменяемых.
Расходы определяют как затраты за определенный период времени. Согласно ПБУ-10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.
ПБУ-10/99 является первым нормативным документом, содержащим определение понятия «расходы». При этом данное определение соответствует принятому в международных стандартах по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива.
В отечественной практике наряду с перечисленными понятиями широко используется понятие «себестоимость». Согласно общепринятому определению себестоимость – это выраженные в денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
2.2. Классификация затрат
Классификация затрат имеет важное значение для правильной организации их учета. Затраты в зависимости от целей планирования, учета, контроля, анализа классифицируют по различным признакам, в том числе:
Элементы затрат – экономически однородные по своей сути затраты независимо от того, где и в связи с чем они имели место. Элемент затрат не может быть разложен на какие-либо составляющие.
Группировка затрат по элементам необходима для определения общей величины затрат, произведенных предприятием при изготовлении продукции. Данная группировка показывает, какие именно ресурсы израсходованы предприятием для производства продукции. Группировка затрат по экономическим элементам используется ни только в бухгалтерском учете, но и в планировании, экономическом анализе, статистике. В целях планирования по экономическим элементам составляют сметы затрат.
В экономическом анализе группировка по элементам используется для определения структуры затрат на производство.
Классификация затрат по элементам является единой и обязательна для всех предприятий. Это позволяет обобщать информацию о затратах на производство в различных отраслях материального производства, что является задачей органов государственной статистики.
Перечень элементов затрат определен стандартом по бухгалтерскому учету ПБУ-10/99 «Расходы организации» и содержит пять следующих элементов затрат:
В перечень расходов, учитываемых в элементе «Материальные затраты» в денежной оценке, включаются:
В элементе «Затраты на оплату труда» учитываются затраты на оплату труда работников организации, физических лиц, связанных с их участием в производстве продукции и ее продаже, выполнении работ, оказании услуг, в управлении, с выполнением других работ и служебных обязанностей, а также другие выплаты работникам, предусмотренные действующим законодательством и коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и обусловленные выполнением работниками своих обязанностей.
В элементе «Отчисления на социальные нужды» учитываются суммы налога (обязательных отчислений по установленным законодательством Российской Федерации нормам) в связи с обязательными социальным страхованием работников, их пенсионным обеспечением и медицинским страхованием. В указанном элементе учитываются взносы организаций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соответствующие отчисления (платежи) по добровольным видам страхования, пенсионного обеспечения.
В элементе «Амортизация» учитываются суммы погашения стоимости амортизируемых в установленном порядке объектов имущества, используемого или предназначенного для использования в процессе производства и продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг, управления, но не относящихся к ранее перечисленным элементам.
К элементу «Прочие затраты» относятся все другие затраты, входящие в себестоимость продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.
В перечне элементов затрат, который приведен в главе 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организации», отсутствует элемент «Отчисления на социальные нужды». Это обусловлено тем, что, начиная с 2001 г., имевшие ранее место отчисления на социальные нужды замены вновь введенным социальным налогом, который, согласно Налоговому кодексу, относится к элементу «Прочие затраты».
Как отмечалось, классификация затрат по экономическим элементам используется для составления смет затрат на производство, которые определяют общую сумму затрат предприятия в целом и его структурных подразделений, в связи с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности.
Однако классификация затрат по элементам не позволяет определить их целевое назначение, величину затрат на производство конкретного вида продукции, работ, услуг, на осуществление какого-либо вида деятельности. С этой целью используется классификация затрат по статьям затрат или статьям калькуляции.
Статьи затрат – это разные по экономическому содержанию затраты, указывающие на их целевое назначение и место возникновения.
Перечень статей затрат зависит от вида деятельности предприятия, ее специфики и определяется отраслевыми методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости. Вместе с тем существует следующая типовая номенклатура статей затрат:
Классификация затрат по статьям используется для определения себестоимости по видам продукции (работ, услуг). При этом сумма затрат по статьям с 1 по 8 составляет цеховую себестоимость продукции, по статьям с 1 по 11 – производственную себестоимость продукции, по статьям с 1 по 12 – себестоимость реализованной продукции.
Ряд статей затрат по наименованию совпадают с элементами затрат. Отличие состоит в том, что эти затраты в элементах отражают расход соответствующих ресурсов на всю хозяйственную деятельность независимо от их направления, назначения. В статьях затрат показывается расход тех же ресурсов, но непосредственно на выпуск конкретного вида продукции, работ, услуг.
Кроме рассмотренных выше группировочных признаков, затраты также классифицируют по следующим признакам:
Основные – это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции и неизбежные при любых условиях и характере производства, вне зависимости от уровня и форм организации управления. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда рабочих с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др.
Накладные расходы не связаны непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции, а образуются под влиянием определенных условий работы по организации, управлению и обслуживанию производства.
Одноэлементные – это затраты, состоящие из одного экономического элемента. К ним относят сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.
Сложные (комплексные) – это затраты, включающие несколько разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение. К ним относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и коммерческие расходы.
Прямыми затратами называют экономически однородные расходы, относящиеся на себестоимость конкретного вида продукции прямо, непосредственно в соответствии с обоснованными нормами и нормативами. К ним относятся расходы на сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.
Косвенными затратами называют расходы, которые нельзя рассчитать по отдельным изделиям по признаку прямой принадлежности, поскольку они связаны с изготовлением нескольких видов продукции или с различными стадиями ее обработки. Их включают в себестоимость конкретных видов изделий путем распределения пропорционально какой-либо условной базе. К косвенным относятся расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, на подготовку и освоение производства, потери от брака, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие производственные расходы.
По отношению к объему производства различают затраты переменные и постоянные.
Переменные затраты – это затраты, изменяющиеся вместе с объемом производства (материальные затраты).
Постоянные затраты – это затраты, не зависящие от объема производства (арендная плата).
Различают также условно-переменные затраты, которые в одной своей части не зависят, а в другой – зависят от объема производства (оплата услуг телефонной связи).
По периодичности возникновения различают:
По участию в процессе производства различают затраты:
По эффективности различают затраты:
Международные стандарты предусматривают применение той или иной классификации затрат в зависимости от направлений (задач) учета.
Направления (задачи) учета затрат определяют потребители внутренней информации.
Выделяют следующие основные направления (задачи) учета затрат в рамках управленческого учета:
Для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли возможно использование классификации затрат:
Входящие затраты – это приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, использование которых должно принести доход в будущем. В балансе они отражаются как активы.
Истекшие затраты – это израсходованные ресурсы, которые принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.
Затраты отчетного периода (периодические затраты), как правило, непосредственно не связаны с процессом производства. К ним часто относят общехозяйственные и коммерческие расходы.
Затраты, включаемые в себестоимость – это производственные затраты: прямые и частично косвенные.
Для принятия управленческих решений затраты разделяют, как правило:
Затраты, принимаемые в расчет и не принимаемые в расчет при оценках, обусловлены различными альтернативными решениями и зависят от принятого решения.
Безвозвратные затраты – это затраты истекшего (прошлого) периода. Они возникли в результате ранее принятого решения и не могут быть изменены.
Вмененные (воображаемые) затраты учитываются при принятии управленческих решений, но реально в будущем их может и не быть. Такое понятие неприемлемо в финансовом учете.
Инкрементные (приростные) затраты возникают как дополнительные в случае увеличения объема производства, изготовления дополнительной партии продукции.
Маржинальные (предельные) затраты дополнительные затраты в расчете на единицу продукции.
Для осуществления процесса контроля и регулирования выделяют затраты:
Регулируемые затраты – затраты, величина которых зависит от действий, решений управленческого персонала.
Эффективные затраты – затраты, в результате которых получают доходы от реализации продукции.
Неэффективные затраты – это потери в производстве (от брака, от простоев и т. п.).
Контролируемые затраты – затраты, которые поддаются контролю со стороны лиц, работающих на предприятии.
Неконтролируемые затраты – затраты, которые не зависят от деятельности субъектов управления.
2.3. Поведение затрат
Поведение затрат – это их изменение в зависимости от объема производства или уровня деловой активности.
При изучении поведения затрат наиболее важной является классификация затрат на постоянные, переменные и условно-постоянные.
Переменные затраты изменяются в связи с изменением объема производства или уровня деловой активности. Как правило, они линейно зависят от уровня объема производства.
Принято определять коэффициент реагирования затрат (К). Значение этого коэффициента определяют как отношение прироста переменных затрат ( З перем ) к приросту объема производства (
V).
К = Прирост переменных затрат/Прирост объема производства = З перем /
V
Если К = 1, то имеет место прямо пропорциональная зависимость переменных затрат от объема производства, означающая что затраты изменяются с той же скоростью, что и объем производства (рис. 2.1).
Рис.2.1. Пропорциональная зависимость суммарных переменных затрат от объема производства
Если К > 1, то имеет место прогрессивная зависимость переменных затрат от объема производства, которая означает, что затраты увеличиваются быстрее, чем объем производства (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Прогрессивная зависимость суммарных переменных затрат от объема производства
Если К перем / V = З перем на 1 единицу продукции = const в любом случае
Рис.2.4. Зависимость удельных переменных затрат от объема производств
Величина постоянных затрат не зависит от объема производства и остается одной и той же при разных объемах производства (рис 2.5).
Рис. 2.5. Зависимость суммарных постоянных затрат от объема производства
Величина постоянных затрат в расчете на 1 единицу продукции тем меньше, чем больше объем производства (рис. 2.6).
З пост /V = З пост на 1 единицу продукции const
Рис.2.6. Зависимость удельных постоянных затрат от объема производства
Общие затраты на производство за определенный период времени могут быть представлены как сумма переменных и постоянных затрат (рис. 2.7).
З общ = З перем + З пост = З перем на единицу продукции х V + З пост
Рис.2.7. Зависимость общих постоянных затрат и их составляющих от объема производства
В связи с изучением изменения переменных затрат принимают во внимание производственные мощности. Под производственной мощностью понимают верхний предел объема производства предприятия при реально существующем объеме производственных ресурсов.
Производственная мощность может выражаться в человеко-часах, машино-часах или в количестве единиц продукции.
При анализе поведения затрат предполагают, что производственные мощности предприятия остаются постоянными и при этом имеют в виду, что при изменении производственных мощностей поведение затрат может (и будет) изменяться.
Различают производственную мощность теоретическую (идеальную), практическую, нормальную.
Теоретическая (идеальная) мощность – максимальный выпуск продукции, которого может достигнуть предприятие, если все машины и оборудование будут функционировать в оптимальном режиме без простоев. Она необходима для определения максимально возможных уровней производства.
Практическая мощность – это теоретическая мощность за вычетом нормальных рабочих простоев (для смены инструмента, для обслуживания оборудования, его ремонта, отдых рабочих и т. п.).
Теоретическая и практическая мощности редко достигаются предприятием. Это обусловлено тем, что, как правило, на предприятии имеет место зарезервированное оборудование (избыточные мощности, неиспользуемые мощности, применяемые только при ремонте основного оборудования или при оживлении рыночной конъюнктуры).
Нормальная мощность – это среднегодовой уровень производственной мощности, необходимый для удовлетворения потребности ожидаемых продаж. Эта величина уточняется сезонными компаниями деловой активности. Нормальная мощность – это реальная мера объема продукции, которую предприятие, вероятно, произведет, а не объема, который может производиться вообще. В управленческом учете предполагают, что предприятие работает с нормальной мощностью, а следовательно, имеет резервные производственные мощности, которые можно использовать в случае увеличения спроса на продукцию на рынке.
Традиционно зависимость переменных затрат от объема производства рассматривают как прямолинейную, т. к. ее легко анализировать, использовать и т. д. На самом деле большинство затрат находится в более сложной (нелинейной) зависимости от объема производства. Переменные затраты с линейной зависимостью легко планировать, контролировать и анализировать. Нелинейные затраты планировать трудно, но их также необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Для превращения реально существующей линейной зависимости затрат от объема производства в прямолинейную используют различные методы, в том числе метод линейной аппроксимации. Этот метод использует понятие релевантных уровней.
Релевантный уровень – это тот диапазон деловой активности (объем производства или объем продаж), при котором фактические операции осуществляются с достаточной степенью определенности, переменные затраты «ведут» себя как «прямолинейные», а постоянные не изменяются.
Метод линейной аппроксимации состоит в выпрямлении кривой зависимости затрат от объема продукции на некоторых ее участках (рис. 2.8).
Рис.2.8. Линейная аппроксимация и релевантный уровень
Таким образом, постоянные затраты могут оставаться неизменными только в пределах одного релевантного уровня. Изменение объема производства, обусловленное увеличением производственных основных средств, приведет к изменению амортизационных отчислений или арендной платы, т. е. постоянных затрат, что будет означать переход к новому релевантному уровню.
Переменные затраты на единицу продукции также могут измениться при переходе на другой релевантный уровень. Например, материальные затраты или затраты на оплату труда на единицу продукции могут сократиться при увеличении объема производства за счет нового, более эффективного оборудования.
Анализ поведения затрат должен проводиться отдельно в пределах каждого релевантного уровня.
Большинство затрат реально ведут себя как частично-переменные (условно-переменные) затраты.
Для целей управления затратами из общей их суммы выделяют постоянную и переменную составляющие (компоненты).
С этой целью используют разные методы, в том числе:
Наиболее точными являются первые два метода, однако это одновременно и наиболее сложные и трудоемкие методы. По этой причине на практике наиболее применим метод «min-max» (метод высшей и низшей точки).
Суть этого метода состоит в следующем:
Выбирают два одинаковых по продолжительности промежутка времени (2 месяца), в которых объем производства (или уровень деловой активности) был самым большим (V max ) и самым маленьким (V min ).
Определяют приходящиеся на эти промежутки времени затраты, рассчитывают разницу (отклонение) в объемах производства и величине затрат.
Затем определяют отношение изменения (отклонения) затрат к изменению (отклонению) объема производства. Полученное отношение покажет величину переменных затрат в расчете на единицу продукции (объема производства).
З перем /
V = З перем / 1 ед. продукции
Величину полученных переменных затрат на единицу продукции умножают на объем производства соответствующего периода и получают сумму всех переменных затрат за этот период.
З перем = З перем / 1 ед. продукции х V
Из всей общей суммы затрат вычитают величину переменных затрат и получают затраты постоянные, соответствующие данному промежутку времени.
По результатам расчетов строят уравнение затрат.