Что понимается под комплектованием личным составом вс рф

Комплектование ВС РФ

Комплектование Вооружённых Сил личным составом является составной частью военного строительства Российской Федерации и представляет собой установленную государством и регулируемую нормами военного права систему обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создания запаса военно-обученных людских ресурсов.

Система комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими представляет собой установленную действующим военным законодательством совокупность принципов, способов, условий и порядка обеспечения армии и флота военнослужащими, подготовки граждан к военной службе их военного обучения, а также нахождения в запасе военно-обученных ресурсов в интересах мобилизационного развёртывания.

К основным элементам системы комплектования Вооружённых Сил военнослужащими относятся: правовые основы комплектования; принципы комплектования; способы комплектования. Также в систему комплектования входят: условия комплектования; порядок подготовки граждан к военной службе; порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы; сроки военной службы и нахождения в запасе; порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов и другие аспекты.

Правовые основы комплектования Вооружённых Сил военнослужащими установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военного права. Так, статьёй 59 Конституции установлено, что гражданин России несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким базовым законом является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», который осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы.

Общий порядок комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации установлен Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», статья 12 которого предусматривает, что комплектование Вооружённых Сил осуществляется в соответствии с законодательством России военнослужащими путём призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу, а также гражданским персоналом путём добровольного поступления на работу.

Кроме того, порядок комплектования Вооружённых Сил регламентирован и подзаконными актами, в их числе: Положение о воинском учёте; Положение о призыве на военную службу; Руководство по комплектованию Вооружённых Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, Положение о порядке прохождения военной службы, Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, и др.

Комплектование Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими строится на основании принятых в России принципов и способов комплектования.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 9 ; Нарушение авторских прав

Источник

Комплектование ВС РФ

Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть картинку Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Картинка про Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть картинку Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Картинка про Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть картинку Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Картинка про Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть картинку Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Картинка про Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф

Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть картинку Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Картинка про Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф

Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть картинку Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Картинка про Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф

Комплектование Вооружённых Сил личным составом является составной частью военного строительства Российской Федерации и представляет собой установленную государством и регулируемую нормами военного права систему обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создания запаса военно-обученных людских ресурсов.

Система комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими представляет собой установленную действующим военным законодательством совокупность принципов, способов, условий и порядка обеспечения армии и флота военнослужащими, подготовки граждан к военной службе их военного обучения, а также нахождения в запасе военно-обученных ресурсов в интересах мобилизационного развёртывания.

К основным элементам системы комплектования Вооружённых Сил военнослужащими относятся: правовые основы комплектования; принципы комплектования; способы комплектования. Также в систему комплектования входят: условия комплектования; порядок подготовки граждан к военной службе; порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы; сроки военной службы и нахождения в запасе; порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов и другие аспекты.

Правовые основы комплектования Вооружённых Сил военнослужащими установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военного права. Так, статьёй 59 Конституции установлено, что гражданин России несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким базовым законом является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», который осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы.

Общий порядок комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации установлен Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», статья 12 которого предусматривает, что комплектование Вооружённых Сил осуществляется в соответствии с законодательством России военнослужащими путём призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу, а также гражданским персоналом путём добровольного поступления на работу.

Кроме того, порядок комплектования Вооружённых Сил регламентирован и подзаконными актами, в их числе: Положение о воинском учёте; Положение о призыве на военную службу; Руководство по комплектованию Вооружённых Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, Положение о порядке прохождения военной службы, Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, и др.

Комплектование Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими строится на основании принятых в России принципов и способов комплектования.

Источник

Правовое регулирование системы комплектования военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2008, стр. 11-17

Правовое регулирование системы комплектования военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

кандидат философских наук

Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Смотреть картинку Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Картинка про Что понимается под комплектованием личным составом вс рф. Фото Что понимается под комплектованием личным составом вс рфГАЦКО Михаил Федорович родился в 1961 году. Окончил Рижское высшее военно-политическое училище (1982), Военно-политическую академию (1991), адъюнктуру Военной академии имени Петра Великого (1997), Московский новый юридический институт (2001). Профессор Академии военных наук (1999), действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (2003).

Служил на различных должностях в юридической службе и органах воспитательной работы Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации.

Автор более 70 научных трудов, в том числе двух монографий. Лауреат конкурса на лучшую публикацию в журналах Министерства обороны Российской Федерации (2006). Является экспертом уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ Вооруженных Сил личным составом является составной частью военного строительства Российской Федерации и представляет собой установленную государством и регулируемую нормами военного права систему обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создания запаса военно-обученных людских ресурсов.

Отношения, связанные с комплектованием военной организации военнослужащими, образуют систему комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, которая представляет собой установленную действующим военным законодательством совокупность принципов, способов, условий и порядка обеспечения армии и флота военнослужащими, подготовки граждан к военной службе, их военного обучения, а также нахождения в запасе военно-обученных ресурсов в интересах мобилизационного развертывания.

Основные элементы системы комплектования Вооруженных Сил военнослужащими включают правовые основы комплектования, принципы комплектования, способы комплектования. В систему комплектования также входят условия комплектования, порядок подготовки граждан к военной службе, порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы, сроки военной службы и нахождения в запасе, порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов и другие аспекты.

Правовые основы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области военного права. Так, ст. 59 Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким базовым законом является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также поступления на военную службу иностранных граждан.

Общий порядок комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации установлен Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», ст. 12 которого предусматривает, что комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством России военнослужащими путем призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу.

Кроме того, порядок комплектования Вооруженных Сил регламентирован отдельными подзаконными актами.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими строится на основании принятых в России принципов и способов комплектования.

Принципы комплектования это установленный нормами права порядок комплектования войск исходя из места жительства военнослужащих, призываемых на военную службу и поступающих на военную службу добровольно, а также места постоянной дислокации войск.

Экстерриториальный принцип комплектования военной организации предпочтителен для федеративных государств с многонациональной и поликонфессиональной структурой населения, со значительной дифференциацией плотности населения по регионам, а также имеющих значительные воинские контингенты за пределами национальной территории.

Территориальный принцип комплектования принят, в основном, в государствах, где преобладает мононациональная структура народа, плотность населения сбалансирована равномерно, военная организация комплектуется на основе добровольного способа комплектования и нет необходимости нахождения значительного военного контингента за пределами национальной территории. Считается, что военнослужащие, проходящие военную службу по месту их жительства, в большей степени ощущают моральную и психологическую поддержку родных и близких, лучше обеспечены в материально-бытовом плане. Территориальный характер комплектования и принцип «землячества» считаются важным инструментом повышения эффективности армии и поддержания высокого морального духа военнослужащих.

Содержание территориальных войск значительно дешевле, чем экстерриториальной армии. Исходя из этого сегодня территориальный принцип комплектования армии используется в Беларуси, Словакии, Латвии и других государствах. В целях экономии денежных средств на перевозку призывников к месту службы в последние годы комплектование воинских частей вооруженных сил Казахстана организовано в основном по территориальному принципу.

Россия также имеет определенный опыт территориальной организации Вооруженных Сил. Так, в ходе военной реформы 1924-1925 годов во внутренних округах были созданы территориальные части, которые комплектовались по территориальному принципу и состояли из постоянного (командный, административно-хозяйственный, медицинский и т. д.) и переменного состава, проходившего ежегодные краткосрочные сборы. Территориальный принцип комплектования дивизий позволил в межвоенный период добиться существенного сокращения затрат на оборону при сохранении системы военной подготовки граждан, поступающих на военную службу.

Однако у территориального принципа комплектования имелись и существенные недостатки: уровень подготовки территориальных войск был слишком низким, а география их размещения не соответствовала потребностям обороны. Укомплектованные по территориальному принципу дивизии не имели современной техники, которая поступала в войска, уровень дисциплины и порядка в них был значительно ниже, чем в кадровых частях. Подготовка к предстоящей войне потребовала создания мобильной, обученной и высокодисциплинированной армии. В этой связи к началу 1939 года в СССР окончательно отказались от комплектования армии по территориальному принципу.

В настоящее время в Российской Федерации территориальный принцип комплектования войск военнослужащими не может быть реализован без негативных последствий для ее обороноспособности. Вследствие неравномерности социально-экономического и демографического развития регионов и субъектов Российской Федерации потребность войск в людских ресурсах не соответствует их наличию в районах дислокации войск ни в количественном, ни в качественном отношении. Например, на территории Дальневосточного военного округа численность граждан призывного возраста, которых можно призвать на военную службу, составляет порядка 4 % от общего числа такой категории в стране. В то же время потребность войск, дислоцированных на территории этого военного округа, в призывных ресурсах существенно превышает указанные возможности.

Сугубо территориальный принцип комплектования войск для России неприемлем также по причине многонационального и поликонфессионального состава ее населения. Нетрудно представить, какие трудности могут возникнуть, если воинские части, дислоцированные на Северном Кавказе или в других регионах с повышенной этнической конфликтностью, комплектовались бы по территориальному принципу.

В практике современного военного строительства в Российской Федерации приходилось сталкиваться с попытками отдельных республик установить собственные нормы, определяющие порядок прохождения военной службы и комплектования войск, противоречащие федеральному законодательству. Такого рода противоречия достаточно долго (с 6 ноября 1992 года по 10 мая 2002 года) содержались в ст. 58 Конституции Республики Татарстан, которая предусматривала для граждан Республики Татарстан исполнение воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики. С 10 мая 2002 года действует новая редакция части 1 статьи 63 Конституции Республики Татарстан, в которой ныне указывается, что граждане Республики Татарстан обязаны нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким образом, почти 10 лет потребовалось для изъятия из Конституции Республики Татарстан нормы, закреплявшей в нарушение федерального законодательства за гражданами Татарстана право исполнять воинскую обязанность только на территории своей республики.

Аналогичные противоречия содержались в ст. 68 Конституции Республики Башкортостан (в ред. от 3 ноября 2000 г.), которая предусматривала несение гражданами Башкортостана военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом. Однако в Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции), и граждане России несут военную службу только в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 59 Конституции). В этой связи субъекты Российской Федерации не вправе менять установленный на федеральном уровне порядок прохождения военной службы и комплектования войск.

В настоящее время противоречащая федеральному законодательству норма, предусматривавшая возможность несения гражданами Башкортостана военной службы в соответствии с законом этой республики из Конституции Республики Башкортостан изъята. Однако взамен в Конституцию Башкортостана не было внесено каких-либо указаний об обязанности граждан Башкортостана нести военную службу. В этой связи представляется целесообразным закрепить в Конституции Республики Башкортостан обязанность граждан республики нести военную службу в соответствии с федеральным законом.

Представляется, что в России целесообразно придерживаться смешанного принципа комплектования ее Вооруженных Сил: экстерриториального для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и территориального для военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту.

В настоящее время комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации гражданами, призываемыми на военную службу, осуществляется по экстерриториальному принципу, предполагающему комплектование воинских частей гражданами, проживающими вне места их дислокации. Этот принцип комплектования установлен подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», а также пунктом 4 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30).

Необходимо иметь в виду, что экстерриториальный принцип не абсолютизируется при комплектовании войск. В отношении некоторых категорий граждан нормативными правовыми актами допускается прохождение военной службы по призыву по месту постоянного жительства. Так, пунктом 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации определено, что призывники, имеющие детей, а также больных и пенсионного возраста родителей, при наличии возможности могут направляться для прохождения военной службы в воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации и другие воинские формирования, дислоцированные вблизи места их постоянного проживания.

На граждан, добровольно поступающих на военную службу по контракту, не распространяется требование о призыве на военную службу по экстерриториальному принципу. Следовательно, граждане, поступающие на военную службу по контракту, вправе проходить военную службу как по месту их постоянного жительства, так и за его пределами. В настоящее время комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, должностей рядового и сержантского состава осуществляется преимущественно по территориальному принципу. Должности же офицеров и прапорщиков комплектуются, как правило, по экстерриториальному принципу. Однако в условиях дефицита жилья для семей военнослужащих, прибывающих из других регионов, в последние годы особенно в крупных городах России наблюдается тенденция комплектования воинских частей офицерами и прапорщиками по территориальному принципу.

С принципами комплектования вооруженных сил органично взаимосвязаны способы их комплектования. В истории вооруженных сил известны различные способы их комплектования: народное ополчение, рекрутская повинность, наемничество, добровольчество, конскрипция, всеобщая воинская повинность (обязанность).

Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» установлены два способа комплектования: призывом военнообязанных граждан на военную службу и добровольным поступлением граждан России и иностранных граждан на военную службу по контракту. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Так, основным преимуществом комплектования Вооруженных Сил призывниками на основе воинской обязанности является возможность создания массовой многомиллионной армии. Призывная система позволяет готовить значительные военно-обученные резервы и, кроме того, расходовать значительно меньше средств на содержание призывника по сравнению с добровольцем, проходящим военную службу по контракту. Сохранение призывной системы комплектования дает еще одно преимущество: она позволяет иметь альтернативную гражданскую службу, необходимую для трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Вместе с тем очевидны и недостатки призывной системы, среди которых недостаточная профессиональная подготовка военнослужащих. Ввиду отсутствия материальных стимулов у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, наблюдается низкий уровень ответственности исполнения своих обязанностей и падение интереса к военной службе.

Россия, как и многие другие страны, кроме США, не может отказаться от призывной системы по объективным причинам, ибо содержание дорогостоящей полностью профессиональной армии российской экономике сегодня не под силу.

Необходимо учитывать также, что у России самая большая в мире территория и наиболее протяженные границы. Учитывая геополитические факторы, нельзя делать ставку исключительно на контрактников. В случае начала широкомасштабной войны контрактники, которыми комплектуются пограничные войска и части постоянной готовности, дислоцируемые на важных стратегических направлениях, понесут значительные потери, и. попросту некому будет воевать. Для обеспечения военной безопасности государства, кроме военнослужащих мирного времени, необходимы многочисленные военно-обученные резервы, подготовить которые в нужном количестве контрактная армия не способна. Очевидно, что с началом широкомасштабных военных действий на каком-либо стратегическом направлении (ТВД) значительное количество военнослужащих потребуется также для обеспечения защиты страны от нападения на других направлениях и участках границ. Отечественный военный опыт свидетельствует, что в случае войны потребуются людские ресурсы, значительно превышающие численность армии мирного времени. Таким образом, отказ от призыва в такой стране, как Россия, невозможен без потери ее обороноспособности.

Небольшую контрактную армию могут позволить отдельные европейские государства, которые, являясь членами блока НАТО, серьезно рассчитывают на военную мощь ведущих держав альянса, прежде всего США, имеющей почти полуторамиллионную профессиональную армию.

Российской Федерации в обеспечении своей военной безопасности приходится рассчитывать на собственные возможности, поскольку в настоящее время Россия почти не имеет достаточно надежных и мощных в военном отношении военно-политических союзников. Военное сотрудничество с государствами СНГ сдерживается имеющимися противоречиями. Сегодня и в обозримом будущем рассчитывать на военную помощь некоторых из них, строящих национальную политику военной безопасности, ориентируясь на перспективы вступления в НАТО, не приходится. Сотрудничество России с Китаем и другими странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) носит преимущественно экономический и политический характер и вряд ли в обозримой перспективе приведет к созданию на базе этой политической организации военного блока.

Таким образом, даже в мирное время для гарантированного обеспечения своей военной безопасности Российская Федерации должна постоянно иметь достаточно многочисленные Вооруженные Силы (порядка одного миллиона человек). Ввиду ограниченности экономических возможностей Российская Федерация сегодня способна перевести на контрактный способ комплектования только часть своей более чем миллионной армии. Впрочем, всю военную организацию переводить на контрактный способ комплектования и не требуется. Ведь в военное время перед Россией неизбежно возникнет задача мобилизации значительных военно-обученных людских ресурсов, для подготовки которых необходимо сохранить и комплектование части военной организации по призыву на основе воинской обязанности.

В Российской Федерации на контрактной основе в первую очередь целесообразно комплектовать пограничную службу и внутренние войска, подразделения спецназа, а также те виды и рода войск (ВВС, ВМФ, РВСН, KB), где требуется особая специальная и техническая подготовка военнослужащих, занимающих должности рядового и сержантского составов. Также целесообразно комплектовать на контрактной основе сержантский и старшинский состав армии и флота, поскольку от них во многом зависят вопросы боеготовности, а также дисциплины и порядка в воинских коллективах.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., № 23, ст. 2750.; 2000 г., № 1 (ч. 1), ст. 6.; 2004 г., № 27, ст. 2711.; № 35, ст. 3607.; 2005 г., № 15, ст. 1276.

Военная политика и военное строительство. Доклад Совета по внешней и оборонной политике от 2 апреля 2000 года // www.svop.ru/live/materials.

ФедоровВ.Ф., Погорелов А.В., Кобызев О.Ю., Байбородин В.А. К вопросу создания новой системы формирования и комплектования резерва ВС РФ на добровольной основе // Военная Мысль. 2005. № 1. С. 49-59.

Закон Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2002. 30 апреля.

Конституция Республики Башкортостан в ред. Закона Республики Башкортостан от 3 ноября 2000 года № 94-з // Газета «Республика Башкортостан». 2000. 6 ноября.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении «Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами» // Российская газета. 2000. 27 февраля.

Приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 года № 400 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. 1 ноября. № 44.

Российская армия и обороноспособность страны. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 634. 2007. 20 февраля // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *