Что понимается под компонентом образовательной среды образовательной организации

«Образовательная среда школы и её компоненты»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что понимается под компонентом образовательной среды образовательной организации. Смотреть фото Что понимается под компонентом образовательной среды образовательной организации. Смотреть картинку Что понимается под компонентом образовательной среды образовательной организации. Картинка про Что понимается под компонентом образовательной среды образовательной организации. Фото Что понимается под компонентом образовательной среды образовательной организации

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Образовательная среда школы и её компоненты» Шешенко Эдуард Викторович Учитель географии ГКОУ «Большемурашкинская школа-интернат для слабослышащих детей»

Условия создания благоприятной образовательной среды в учебном учреждении: 1.Культура и стиль взаимоотношений между детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении, сотрудничестве, заботе и поддержке, ценностном отношении к личности каждого. 2.Содержание образования: организация учебного материала в разных видах и формах, дифференциация учебного материала. 3.Применение личностно-ориентированных технологий, методов обучения, активных форм познавательной деятельности. 4.Использование групповых, парных и индивидуальных форм занятий. 5.Предоставление ученику возможности выбора учебных заданий и способов их выполнения. 6.Создание атмосферы творчества, выражающейся в использовании любой возможности для проявления творчества детьми: применение заданий, требующих творческого подхода, организация видов деятельности, предполагающих творчество. 7.Создание условий для приобретения учеником опыта в различных видах деятельности – учебной, художественной, творческой, спортивной, общественной.

Функции образовательной среды Обучающая – достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение УУД через практическое взаимодействие с технологиями среды, ОЭР. Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды. Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду. Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании личной образовательной среды. Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды.

Основные составляющие образовательной среды (атмосфера в школе и классе):

Источник

Компоненты образовательной среды

Требования к построению развивающей образовательной среды

Среда должна объективно через свое содержание и свойство создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития

В каждый момент жизни ребенка общение, предметная и развивающая деятельность присутствуют одновременно, как и учебная деятельность, но каждая из них проходит свой путь развития до того момента, в котором она становится ведущим видом деятельности. Например: в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, в дошкольном детстве – игра.

Среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка (Выготский И.П.: зона актуального развития – зона ближайшего развития; Поддъяков Н.Н.: область ясных знаний, область неясных знаний).

3. Функции развивающей образовательной среды

Основные закономерности воспитания и обучения детей позволяют сформулировать функции развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГТ.

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Компоненты образовательной среды

Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов

взаимодействие участников педагогического процесса;

содержание дошкольного образования.

Компоненты развивающей образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, содержание образовательной программы вносит специфику в организацию предметной среды, определяет направление педагогического поиска и самосовершенствование педагогов. С учётом специфики развития ребёнка дошкольного возраста большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.

Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

С введением ФГТ изменилась идеология во взаимодействии детского сада и семьи. Поэтому в содержании родительских уголков могут появится следующие разделы: психологические особенности детей; уголок краткой информации (высказывания великих людей, яркие строки стихов, меткие народные пословицы и поговорки по вопросам воспитания и обучения); послушайте вместе с детьми (специальная запись песен или стихов для прослушивания дома); уголок здоровья; наши успехи; знаете ли вы (рубрика содержит сообщения о новых исследованиях в области медицины, психологии); права детей (помещается информация по соблюдению прав детства в ДОУ и семье;

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предметно – развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:

В основной общеобразовательной программе предметная среда должна строиться как развивающая, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Предметно – развивающая среда включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности, она должно соответствовать противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт

Соблюдение основных принципов.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Установление контакта между взрослыми и детьми

Позиция партнерства «глаза в глаза»:

оборудование индивидуального места ребенка,

оптимальная дистанция при организации в разных видах деятельности

Принцип активности, самостоятельности, творчества

Он должен проявляться при формировании предметного окружения ребенка: крупные игровые и дидактические пособия, рисовальная стена творчества, живописные картинки со съемными элементами изображения (с застежками, пуговицами), использование гигиенической комнаты для участия детей во взрослой жизни (хозяйственный труд, опыты с использованием большого количества воды)

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения не пересекающихся сфер активности

Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и т.д.

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

Среда должно быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка

При создании среды необходимо учитывать условия для формирования развития полноценного образа «Я»

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Важно разметить в интерьере простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку знания об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, африканской

Принципы учета половых и возрастных различий детей

Создавая предметную развивающую среду, необходимо учитывать половые различия детей.

Среда должна предоставлять возможность, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности

Все принципы должны опираться на возрастные возможности детей

Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы

Второй аспект – это открытость культуре. В ее прогрессивных проявлениях

Третий аспект – это открытость обществу

Четвертый – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира

В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамик

Альбомы и папки с фотографиями хранятся в доступном для ребенка месте, что бы он мог по желанию рассматривать их

Принцип безопасности. Педагоги соблюдают правила пожарной безопасности, нормы СанПиНа и инструкций по охране жизни и здоровья детей;

Принцип рациональности и целесообразности— это удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичностьЕсли мы будем создавать предметно-развивающую среду вне реализации этих принципов, то наша среда превратится в мертвую дорогостоящую игрушку.

Предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Предметное пространство каждой возрастной группы носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. Все игры и игрушки расположены в доступном для детей месте, игровые и развивающие пособия расположены на уровне глаз детей. В игровых зонах расположен материал, используемый в процессе специально организованного обучения; иной, но похожий; «свободный», позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других областях.

При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание уделяется развитию детской индивидуальности, учета темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. Большое внимание уделяется свободной деятельности детей. Однако это не просто время, когда дети предоставлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Возможно, также в это время наблюдение за детьми с целью выявления способностей их к взаимодействию и деятельности..

Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования. Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ. Консервативные устои воспитателей, проработавших много лет по старым программам, и нежелание внедрять новые технологии тормозят этот процесс.

Интегрированность, разнообразие форм и методов, учёт индивидуальных особенностей воспитанников в освоении содержания образования способствует формированию у дошкольников основ творчества, любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества дошкольного образования.

Источник

Образовательная среда, её определение и компоненты

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Образовательная среда, её определение и компоненты

Реалии современной жизни все более подводят педагогов к необходимости учитывать возрастающее значение среды в развитии молодого поколения.

В общем случае под средой в педагогике понимается совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования и деятельности.

Образовательная среда – это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивидуальные черты личности студента.

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности студента.

В широком смысле под образовательной средой можно понимать «любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности».

Развивающая образовательная среда колледжа включает три компонента:

1. пространственно-предметный компонент включает здание, помещения и их состояние, технические средства обучения, информационные системы, учебная литература, т.е. всё, что окружает субъектов среды;

2. социальный компонент : корпоративность субъектов развивающей образовательной среды, атмосфера сотрудничества, морально-эмоциональный климат, традиции, имидж учебного заведения, сформированность у субъектов профессиональных интересов и ценностных ориентаций и т.д.;

3. системные связи между пространственно-предметным и социальным компонентами развивающей среды: эффективность использования всех образовательных ресурсов образовательной среды, направленность среды на развитие личностных качеств субъектов и т.д.

Образовательная среда нашего колледжа складывается во взаимодействии принятых Стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, технологичных образовательных средств и образовательного материала и нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: студентами, их родителями и педагогами.

Образовательная среда должна, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей личности студента, развитию уже проявившихся способностей во всех сферах его образовательной деятельности. Педагог, знающий о роли среды в воспитании, придает наиважнейшее значение усилению ее влияния. Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию студентом своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению. Особенно важным является формирование субъектных качеств личности, её самоутверждение и стремление к самосовершенствованию.

Развивающая образовательная среда является фактором процесса формирования готовности студентов к профессиональной деятельности, поскольку она:

— обеспечивает все необходимые условия для формирования у студентов готовности к профессиональной деятельности;

— стимулирует активность и самостоятельность субъектов в процессе творческой деятельности; является пространством для социально и профессионально значимой деятельности субъектов среды;

— обеспечивает возможность комфортного существования в образовательном пространстве субъектов;

— способствует осуществлению совместной продуктивной деятельности, конструктивному взаимодействию в процессе образования;

— активизирует возможности управления образовательным процессом, позволяет производить прогнозирование его развития и роста;

— обладает такими свойствами, как вариативность, диалогичность, толерантность, духовная и культурная насыщенность, самопреобразование, созидание и саморазвитие.

Однако, в среднем профессиональном, и особенно, в техническом образовании, как показывает практика, преобладают традиционные формы и методы обучения, поскольку большую часть преподавательского состава составляют инженерные, в лучшем случае инженерно-педагогические работники. Техническое профессиональное образование зачастую сводится к прагматичному обучению будущих специалистов знаниям, умениям и навыкам без учета потребностей в области духовной и нравственной жизни молодого поколения, связанных со сменой системы ценностей и социальных приоритетов в современном обществе.

Всё выше сказанное заставляет задуматься, а какие же требования в современной жизни предъявляются к педагогу профессионального обучения в условиях новых образовательных стандартов.

Профессиональное образование имеет целью подготовку студентов к значимой для общества и самой личности профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их творческие возможности на основе удовлетворения интересов, склонностей и потребностей. Подготовка специалиста не может соответствовать современным требованиям, если он овладел только знаниями и умениями, но не развил потребности в творческой познавательной и профессиональной деятельности.

Однако профессиональное образование сегодня как бы оторвано от потребностей производства, оно более консервативно к изменениям. Современные исследования показывают, что требования работодателей к уровню профессиональной подготовки молодых специалистов становятся более жесткими в связи с развитием промышленности, применением современных технологий, автоматизированных систем управления и т.д. Практика показывает, что выпускников приходится «доучивать» на рабочем месте основным способам профессиональной деятельности. Решение этой проблемы исследователи видят в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе их профессиональной подготовки.

Развитие промышленности, внедрение современных методов организации производства, информационных технологий и автоматизации требуют от молодых специалистов высокого уровня готовности к профессиональной деятельности, которая бы обеспечивала их активность, самостоятельность, гибкость мышления, нестандартный подход в принятии решений, готовность к постоянному повышению своей квалификации, самообразованию, саморазвитию и т.д. Но на самом деле н аблюдается серьёзный разрыв между теоретической подготовкой специалистов и профессиональной деятельностью; работодатели не всегда могут получить специалиста, готового к реальной практической деятельности. По данным исследований была отмечена необходимость дополнительной профессиональной подготовки молодых специалистов непосредственно на конкретном рабочем месте. По данным специалистов, затраты на «доучивание» работников в различных отраслях экономики могут отнимать до четверти дохода предприятия.

Избежать этих трудностей позволяют проводимые в образовательных учреждениях Конкурсы профессионального мастерства. А в условиях интеграции системы образования ЛНР в образовательное пространство Российской Федерации у наших студентов открылась возможность принять участие и в Чемпионате по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы» по методике ВОРЛДСКИЛС WorldSkills Russia.

Ранее мы останавливались на социальном компоненте образовательной среды, который подразумевает корпоративность субъектов развивающей образовательной среды, наличие атмосферы сотрудничества, комфортного морально-эмоционального климата, приверженность традициям учебного заведения, все это помогает сформировать у молодого поколения потребности в области духовной и нравственной жизни, расставляет приоритеты профессиональных интересов и ценностных ориентаций в современном обществе.

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки специалистов, в том числе, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; готовность решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений; готовность к повышению квалификации, к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности; высокий уровень активности, самостоятельности, профессиональной культуры специалистов, готовность к взаимодействию с другими людьми и др. Именно эти профессиональные качества сегодня являются критерием профессионализма специалистов и частью социального заказа общества.

Перечисленные выше требования это общие и профессиональные компетенции, которые прописаны в образовательных стандартах.

Развивающая образовательная среда является фактором процесса формирования готовности студентов к профессиональной деятельности, поскольку она стимулирует активность и самостоятельность студентов в процессе творческой деятельности. Велика роль научно-исследовательской работы в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов.

При этом в формировании образовательной среды по требованиям ГОС важна организация своего рода диалога различных технологий обучения и воспитания, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных условиях всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего. Это применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта парадоксальности, удивления (в данном вопросе компьютер просто незаменим; возможности моделирования явлений, трёхмерной графики, видео, мультипликации и звуков позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие). Все это формирует готовность выпускника к профессиональной деятельности.

Содержательный анализ компонентов развивающей образовательной среды колледжа показывает, что формирование готовности студентов к профессиональной деятельности находится в непосредственной зависимости от характера системных связей между пространственно-предметным и социальным компонентами среды, то есть от:

— эффективности использования всех образовательных ресурсов творческой образовательной среды;

— направленности процесса профессиональной подготовки на раскрытие и развитие личностного потенциала всех субъектов образовательной среды;

— способности этой среды удовлетворить весь комплекс потребностей субъектов в творческой профессионально-ценностной деятельности;

— уровня активности и самостоятельности субъектов среды.

Кроме того, влияние развивающей образовательной среды на формирование готовности студентов к профессиональной деятельности предопределено ее идейным, духовно-нравственным содержанием, культурой и отношениями субъектов данной среды.

Последствия нашей деятельности в значительной мере являются результатом не только наших намерений, но и воздействия среды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *