Что понимается под культурой в социологии

Конспект лекций по курсу «Социология».

4.1. Социологическое понятие культуры.

Культура (от лат. сulturа – возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин – философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

? гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

? социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

? коммуникативная (функция социального общения);

? образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

? регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

? интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая – развития культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые – духовную.

Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т. д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т. д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т. д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

Источник

Социальная культура. Понятие культуры в социологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие культуры в социологии

Понятие культуры в социологии рассматривается как многообразное явление, которое имеет социальную природу и выражается в социальных отношениях, направленных на формирование, осознание и последующее распространение идей, предметов, ценностных ориентиров, значимых для данного общества.

Сама по себе культура это явление сложное как по характеру, так и по форме. Составляющие ее элементы могут выступать в различных формах: идеи, верования, традиции, технологии, произведения искусства и т.д. Все эти элементы являются неотъемлемой частью формирования культуры общества.

Успешное развитие культуры зависит от того, насколько успешно развиты у членов общества способности к передаче имеющихся знаний следующим поколениям.

Культура это явление, которое не передается генетически, она создается людьми и ей необходимо обучаться. Каждое поколение передает свои знания в области культуры последующему – этот процесс составляет основу социализации.

Именно в результате освоения установленных в обществе норм, правил, ценностных ориентиров, идеалов происходит формирование личности ребенка.

Виды культуры в социологии

Каждое человеческое общество имеет свою особенную культуру. Отличия их связаны с особенностями условий жизни, наличием или отсутствием ресурсов, имеющимися ритуалами и традициями, уровнем социального развития.

В социологической науке выделяют два вида культуры:

Основные функции культуры

В социологии выделяют следующие функции культуры:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура способствует процессу эффективного формирования личности в процессе усвоения социального опыта, который необходим для выполнения предназначенных личности социальных функций.

Источник

Понятие культуры в социологии.

Что понимается под культурой в социологии Что понимается под культурой в социологии Что понимается под культурой в социологии Что понимается под культурой в социологии

Что понимается под культурой в социологии

Что понимается под культурой в социологии

Функции социологии культуры.

Основные функции культуры

Таким образом, с помощью культуры осуществляется историческая преемственность. Люди, лишенные культуры, превращаются в манкуртов.

2. Познавательная. Культура вооружает человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, т. е. для освоения мира. Любое общество поэтому развито настолько, насколько оно способно использовать все то, что содержится в культурном генофонде человечества (достаточно вспомнить в этой связи Японию).

3. Социализирующая. Культура делает человека личностью. Индивид становится личностью, когда приобщается к культуре, когда осваивает язык, знания, верования, нормы, ценности своей семьи, социальной группы, народа, всего человечества. Чем лучше и глубже усвоена культура, тем развитее личность.

4. Интегративная. Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность общества. Почему люди чувствуют себя американцами, китайцами, белорусами? Потому что у них есть общие история, язык, религия, традиции, представления о жизни и др. Все это и объединяет людей.

5. Регулятивная. Культура регулирует поведение человека, определяет те рамки, в которых человек может и должен действовать. В этой связи 3. Фрейд даже утверждал, что культура носит репрессивный характер по отношению к инстинктам. Культура, однако, не отменяет инстинкты. Она лишь определяет условия, при которых инстинкты удовлетворяются. Например, культура не стремится подавить сексуальное влечение, а лишь устанавливает определенные правила сексуального поведения.

Таковы основные функции культуры. Некоторые исследователи указывают и на ряд других функций. К их числу относят эвристическую функцию (производство новых норм, ценностей, значений, знаний, духовное творчество), функцию целеполагания (фиксация целей, перспектив, проектов человеческой деятельности), мотивационную функцию (формирование побуждений к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей субъекта), аксеологическую функцию (обеспечение человека той или иной системой ценностей), рекреационную функцию (создание различных форм разрядки, отвлечения от реальных трудностей, отдыха от жизненных проблем, развлечения, увлечения).

Выделяются основные функции культуры:

• человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);

• гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

• информационная — функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен — прошлого, настоящего и будущего;

• коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

• ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

• нормативно-регулирующая (управленческая), которая про является в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

Познавательная функция выступает как социальная и интеллектуальная память человечества, аккумулируя, сохраняя, перерабатывая и транслируя от поколения к поколению информацию об окружающем мире и о самой культуре. Причем эта информация транслируется не только рациональным, но и эмоциональным, чувственным путем, в частности через искусство в самых различных его формах.

Деятельностная находит свое выражение в деятельности людей, порождающей новые образы и культурные образцы, ценности и знания, нормы и правила, это творческая составляющая человеческого бытия.

Коммуникативная функция имеет глубокий онтологический статус именно в силу разнообразия культурных форм и образцов. Возможность реализации этой функции заложена в многообразии языков культуры, в которых кодируется социальный опыт человечества.

Что понимается под культурой в социологии

Символическая функция связана с коммуникативной. Коммуникация членов общества осуществляется в символических формах посредством обмена жестами, знаками, символами. Речь идет о «культурных текстах», которые позволяют фиксировать и транслировать социально значимую информацию, знания, представления, образы.

Методология социологических исследований в сфере культуры.

социология культуры использует весь арсенал методов и приемов, применяемых в эмпирической социологии, включая анкетирование, интервью, анализ статистики и документов и пр. В связи с этим нет оснований противопоставлять качественные и количественные методы исследования. Надо только ясно понимать, при каких условиях, какие методы лучше применять, при каких условиях те или иные методы эффективны.

Важная особенность социологии культуры обусловлена тем, что она имеет дело с фактами сознания, явлениями духовной жизни людей. Другие области социологической науки также сталкиваются с этой проблемой, например, социология политики, этносоциология. Однако для социологии культуры она является кардинальной. Ее интересуют не только поступки людей, но и то, какое значение они придают этим поступкам.

при изучении культуры используются методы смежных наук, в частности методы психоанализа, методы интертекстуального анализа и деконструкции текстов, методы биографий, насыщенных описаний, кейс-стади и др.

Понятие культуры в социологии.

Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как со творенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культу ра включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова пони мают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Типы культуры.

а) доминантная культура, обозначающая те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества, однако эта часть имеет возможность навязывать их обществу в целом, либо в силу того, что данные группы составляют этническое большинство, либо они располагают механизмами принуждения.

б) субкультура – это отличающийся от доминантной культуры стиль жизни и ценности этнических, религиозных, профессиональных, возрастных и многих других групп в обществе, при этом члены таких групп идентифицируют себя с точки зрения этих особых групповых ценностей.

подростково-молодёжные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность;

религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «АУМ Сенрике» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину.

в) контркультура – это разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с доминантной культурой (экстремисты, скинхеды, социологи в 1960-х годах в СССР, стиляги).

Элитарная— культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой восприимчивостью (культура, рассчитанная на элиту).

Предпосылки для выделения элитарной культуры заложены в трудах А.Шопенгауэра (делит всех людей «людей пользы» и «людей гения») и Ф.Ницше (выделял из основной массы людей «сверхлюдей», которые обладают волей к власти и особой восприимчивостью к культурным формам).

Источник

Социология культуры.

Что понимается под культурой в социологии Что понимается под культурой в социологии Что понимается под культурой в социологии Что понимается под культурой в социологии

Что понимается под культурой в социологии

Что понимается под культурой в социологии

Социология культуры – отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

Предмет социологии культуры в широком смысле – любые явления, процессы, нормы, сообщества, группы или институты, существующие в обществе и имеющие какое-либо касательство к культуре, если они рассматриваются под углом участия в них больших социальных групп людей, т.е. с социологических позиций.

Предмет социологии культуры в узком смысле – только те явления, процессы, события, сообщества, группы или институты, которые существуют не в обществе в целом, но лишь в одной из четырех ее сфер, а именно в культурной сфере. Культуру социология рассматривает под специфическим углом – как образ жизни больших масс людей.

К основным отраслям социологии культуры относят следующие:

Социология знания – отрасль социологии, изучающая процессы производства, хранения, распространения и использования различных типов знания социальными группами и классами; влияние культуры и общества на формирование знания, институциональные формы функционирования и развития знания.

Социология интеллигенции – направление в социологии, исследующее особенности интеллигенции как специфической группы работников высококвалифицированного умственного (творческого) труда.

Социология искусства – отрасль социологии культуры, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуру, функции и статусно-ролевое взаимодействие различных социальных групп, включенных в сферу творческой деятельности. Социология искусства включает в себя социологию кино, социологию театра и т.д.

Социология массовых коммуникаций – социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и роль в обществе.

Социология морали –отрасль социологии культуры, изучающая закономерности функционирования морали как системы взаимосвязанных норм, ценностей, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения.

Социология науки – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования науки как социального института; механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и социальных групп, участвующих в производстве научного знания; формирование научных сообществ. Она может входить во внутридисциплинарную матрицу социологии культуры либо рассматриваться наряду с ней как самостоятельная отрасль общей социологии.

Социология образования – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществеи взаимосвязь с другими социальными институтами; социальную политику в области образования; образовательные учреждения как социальные организации. В социологии образования выделяются внутриотраслевые направления, ориентированные на формирование социологических концепций отдельных проблем или элементов системы образования (социология школьного образования, высшей школы и др.).

Социология религии – отрасль социологии, изучающая религию как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в обществе, а также проблемы религиозности, секуляризации, поведения верующих.

Социология спорта – отрасль социологии культуры, изучающая профессиональный и любительский спорт, включая занятия физической культурой, как социальное явление, его структуру, функционирование и развитие.

Социология досуга – отрасль социологии, изучающая поведение людей во время досуга как элемента образа жизни, соотнося его с рабочим временем и трудом, социальными институтами <образованием, семьей), социальной структурой, культурой и т.д.

Социология языка – отрасль социологии культуры, изучающая взаимосвязь общества и языка, социальные функции языка, роль языка в обеспечении социального контроля, языковые различия как отражение социальной структуры и стратификации, корреляции между языковыми средствами, социальными статусами и ролями.

Что понимается под культурой в социологии

Социология книги – комплексная подотрасль социологии культуры, включающая в себя социологию литературы и социологию чтения.

Социология литературы – отрасль социологии культуры, изучающая внутрилитературные и внелитературные процессы, функционирование литературы как социального сообщества и ее влияние на поведение людей.

Социология чтения (и печати) – тематическое направление, формирующееся на пересечении социологии культуры, социологии литературы и теории коммуникации, изучающее распределение и колебания спроса и предложения на книжную и периодическую продукцию среди населения.

Социология музыки – активно развивающееся, особенно в США, исследовательское направление, в рамках которого изучаются музыкальные предпочтения различных категорий населения (мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей, богатых и бедных и т.д.) тех или иных жанров музыки (классики, рок-музыки, джаза и др.).

Социология тела – дисциплинарное направление социологии, в рамках которого разрабатываются такие темы, как украшение тела (татуировка, пирсинг и др.) и одежда, язык и символика тела, танцы, балет и язык жестов, спорт и гимнастика, пространственное размещение и восприятие тела, питание, сакрализация тела, технология тела, восприятие тела и др.

Прикладная социология культуры – научное направление в рамках социологии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрением практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, районе, губернии и т.д.

основные функции культуры:

Человекотворческая ( гуманистическая), т.е. развития творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности( главная функция);

· гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

1) адаптивная, благодаря которой обеспечивается взаимодействие людей со средой существования;

2) социализации – как усвоение культурных образцов, норм поведения, их интериоризация;

10) отвечая потребностям человека в эмоционально-эстетическом наслаждении, компенсации душевных сил, культура реализует рекреативнуюфункцию;

11) образовательно-воспитательная, тесно связанас функцией социализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *