Что понимается под личностью в социологии
Конспект лекций по курсу «Социология».
5.1. Социологическое понятие личности.
Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение таких близких понятий, как «человек», «индивид», «личность».
Человек – это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (hоmо sарiеns) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств. Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. А само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности.
Непременный и важный признак личности – индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик.
При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:
? личность присуща каждому человеку;
? личность есть то, что отличает человека от животных;
? личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
? личность есть индивидуальная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного человека от другого.
В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации (5.6), а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности.
Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность – это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.
При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но, преимущественно, как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду.
В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, нижний уровень которой составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший – социальные, престижные и духовные потребности.
Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.
Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) личности, существуют и внешние побудители – стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.
Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности – ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях. Согласно концепции известного российского социолога В. А. Ядова, диспозиции делятся на высшие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ценностные ориентации личности, определяющие общую направленность ее деятельности. Диспозиции среднего уровня – это установки на социальные объекты и ситуации, ^диспозициям нижнего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно-данных условиях.
Таким образом, социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.
Понятие личности в социологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Проблемное поле социологии личности
Познание личности и вопросы, которые касаются человеческого естества, уже давно занимают приоритетное место в социологической науке. Это связано с тем, что личность играет значимую роль в общественных отношениях. Без человека невозможно осуществлять различные виды деятельности, а также они невозможны без учета потребностей и интересов личности.
В обществе личность – это одновременно и потребитель, и продукт. Являясь объектом и предметом социологических исследований, человек рассматривается во всем многообразии своих ролей и статусов.
Совокупность социально значимых качеств, которые наделяют индивида чертами и характеристиками, называют личностью. Личность – это социальная характеристика человека, результат развития общества. Степень социализации определяет, насколько общественный опыт был усвоен личностью, принят ею, и как личность может влиять на окружающие события и явления.
Поскольку изучение личности занимает особое место в социологическом знании, то со временем образовалось новое направление – социология личности. На сегодняшний день оно все еще находится на стадии разработки, но многие вопросы и направления уже актуализировались, а проблемное поле отразило множество противоречий, которые нуждаются в разрешении. Например, существует ряд определений понятия «личность», которые отличают его от других, похожих по смыслу, но разных по значению терминов ( «человек» и «индивид»):
Готовые работы на аналогичную тему
Когда человек появляется на свет, то с точки зрения социологии он является индивидом. Ему еще предстоит пройти путь социализации, познать социальные нормы, принять ценности и научиться взаимодействовать с окружающими. Только после этого он может считаться личностью зрелой и сложившейся, безопасной для окружающих и способной адаптироваться под активно меняющиеся условия. Социализация осуществляется, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни. Индивид взаимодействует с социальной средой, узнает много нового, проявляет свои способности и предлагает новые идеи для улучшения жизни.
В ходе социализации опыт, который был приобретен личностью, усваивается в социальные и культурные ценности, проявляется и в восприятии моральных норм. Вырабатываются типичные поведенческие шаблоны, которые могут соответствовать ожиданиям окружения. Этот процесс имеет свое название – идентификация личности. Социализация реализуется в несколько этапов. Первая стадия выражается в адаптации, когда ребенок познает окружающий мир путем подражания, берет пример с родителей. Семья как социальный институт играет первостепенную роль в социализации индивида. Вторичная стадия – это индивидуализация. Она характеризуется достаточно критичным отношением к социальной среде. Индивид стремиться к самовыражению, ему хочется выделяться на фоне окружающих. Но здесь следует соблюдать все правила и нормы, поскольку некоторые виды самовыражения могут носить асоциальный и даже девиантный характер.
Социальные роли и статусы личности в социологии
Социальный статус – положение личности или социальной группы в общественной системе отношений. Социальный статус определяется набором прав и обязанностей, которыми обладают индивиды в процессе осуществления различных видов деятельности. Например, ученые занимаются научно-исследовательской деятельностью и имеют право преподавания, а статус юриста предполагает занятие юридической практикой. В то же время эти специалисты ответственны за качество исполнения своей работы, поэтому помимо прав они обладают и конкретными обязанностями.
Социальный статус неоднороден. В социологии исследователи выделяют несколько позиций индивида в обществе, которые связаны с другими позициями через правовую систему и систему обязанностей:
Что касается социальной роли, то это модель поведения, которая отвечает конкретным социальным нормам и ожиданиям со стороны окружающих. Социальная роль непосредственно связана со статусом личности, поскольку она определяется им. Социальные роли могут быть семейно-бытовыми и профессиональными, общественно-политическими и ситуационными. Последний тип социальных ролей считается смешанным и сложным, поскольку он сочетает в себе несколько показателей от профессиональных и общественно-политических ролей.
Неисполнение ожидаемой социальной роли может повлечь за собою порицание окружения, и различные санкции. К примеру, специалист, не справляющийся со своими обязанностями, может быть понижен в должности или уволен. Социальных ролей у личности также может быть множество, и одновременное исполнение нескольких ролей иногда провоцирует ролевые конфликты. Определяют социальную роль такие взаимосвязанные критерии, как соответствие социокультурным ожиданиям окружения, и функциональная целесообразность. В социологии личность, ее социальные роли и социальный статус анализируется в нескольких направлениях. Без исследования человека невозможно понять его мотивации и причины поступков, а также поведенческие особенности, которые приводят к тем или иным событиям и последствиям.
ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ЛИЧНОСТЬЮ В СОЦИОЛОГИИ?
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных тем, постольку для понимания сущности социальных процессов, системы взаимосвязи людей в обществе социолог должен понять, какое место в этом процессе занимает человек, являющийся носителем общественных отношений.
Прежде всего, необходимо выяснить соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность». Говоря о человеке, мы рассматриваем его как сложную систему, соединяющую биологическое и социальное, физическое и духовное. Следует различать три смысла этого понятия (М.С. Каган):
· Человек как представитель человечества, род Homo Sapiens
· Определенный тип человека, локализованный во времени и пространстве (первобытный человек, современный человек)
· Конкретный и единичный человеческий индивид («Прекрасный, замечательный человек!»)
Каждый конкретный человек – это индивид. Он отличается от других своей индивидуальностью, то есть только ему присущими чертами разума, воли, характера, потребностей и др.
Человеческий индивид – отправное понятие для формирования личности. Личность есть итог развития индивида. В момент рождения ребенок еще только индивид. Чтобы стать личностью, он должен пройти определенный и долгий путь развития. Непременными условиями этой эволюции являются: 1) биологические, генетически заданные характеристики; 2) наличие социальной и культурной среды, в которой ребенок живет
Личность формируется только при включении в систему социальных связей и отношений, когда индивид начинает выполнять определенные социальные роли или социальные функции. На это указывает этимология слова «личность», восходящее к древнерусскому слову «личина» (маска). Говоря о личности, мы тем самым характеризуем человека со стороны связей с другими людьми и социальной общностью, к которой он принадлежит. И в этом смысле личность есть совокупность интегрированных в ней социально-значимых характеристик, возникших в процессе взаимодействия. Образно говоря, она есть микрокосм социально-культурной системы своего времени. Нужно отметить также, что личность является продуктом не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Поэтому, понятие «личность» с одной стороны обозначает конкретного индивида в единстве его индивидуальных свойств и качеств, выступающего в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, а с другой стороны, личность выступает как объект, носитель устойчивой системы социально-значимых черт и общественных отношений.
Таким образом,личность – это динамическая, относительно устойчивая система социокультурных, интеллектуальных и морально-волевых качеств индивида, выраженные в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Феномен личности является объектом изучения ряда наук, прежде всего, философии, социальной психологии, этики и др. Философия занимается исследованиями биосоциокультурной сущности человека, смысла жизни, вопросами бытия, цели, идеалов и т.п. Психология рассматривает личность с позиции проявления психологических механизмов ее поведения, характеристик активности, эмоционального состояния, проявления чувств и т.п. Социальная психология исследует личность как субъекта сознательной деятельности через проблему мотивации и обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, способности, особенности поведения, то есть всего того, чем люди отличаются друг от друга. Этика изучает нравственные и моральные качества человека, его отношение к социальным нормам.
Социология при изучении личности выделяет социально-типическое, то есть те качества, которые делают людей похожими друг на друга. В центре ее внимания – социальные типы, когда человек выступает представителем той или иной социальной общности – демографической, классовой, этнической, территориальной, профессиональной и др. (к примеру, личность студента). По образному определению российского ученого В. Ядова, для социологии личность важна «не как индивидуальность, а как обезличенная деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность, как социальный тип». Социологию интересуют процессы формирования личности в неразрывной связи с развитием социальных отношений, ее связи с обществом, социальной группой и социальными институтами. Она занимается исследованием социальных мотивов, социального поведения, ценностных ориентаций человека и его самореализации. Некоторые проблемы являются общими для социологии, философии и социальной психологии, поэтому границы между ними бывают часто условными.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ЛИЧНОСТЬЮ В СОЦИОЛОГИИ?
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных тем, постольку для понимания сущности социальных процессов, системы взаимосвязи людей в обществе социолог должен понять, какое место в этом процессе занимает человек, являющийся носителем общественных отношений.
Прежде всего, необходимо выяснить соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность». Говоря о человеке, мы рассматриваем его как сложную систему, соединяющую биологическое и социальное, физическое и духовное. Следует различать три смысла этого понятия (М.С. Каган):
· Человек как представитель человечества, род Homo Sapiens
· Определенный тип человека, локализованный во времени и пространстве (первобытный человек, современный человек)
· Конкретный и единичный человеческий индивид («Прекрасный, замечательный человек!»)
Каждый конкретный человек – это индивид. Он отличается от других своей индивидуальностью, то есть только ему присущими чертами разума, воли, характера, потребностей и др.
Человеческий индивид – отправное понятие для формирования личности. Личность есть итог развития индивида. В момент рождения ребенок еще только индивид. Чтобы стать личностью, он должен пройти определенный и долгий путь развития. Непременными условиями этой эволюции являются: 1) биологические, генетически заданные характеристики; 2) наличие социальной и культурной среды, в которой ребенок живет
Личность формируется только при включении в систему социальных связей и отношений, когда индивид начинает выполнять определенные социальные роли или социальные функции. На это указывает этимология слова «личность», восходящее к древнерусскому слову «личина» (маска). Говоря о личности, мы тем самым характеризуем человека со стороны связей с другими людьми и социальной общностью, к которой он принадлежит. И в этом смысле личность есть совокупность интегрированных в ней социально-значимых характеристик, возникших в процессе взаимодействия. Образно говоря, она есть микрокосм социально-культурной системы своего времени. Нужно отметить также, что личность является продуктом не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Поэтому, понятие «личность» с одной стороны обозначает конкретного индивида в единстве его индивидуальных свойств и качеств, выступающего в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, а с другой стороны, личность выступает как объект, носитель устойчивой системы социально-значимых черт и общественных отношений.
Таким образом,личность – это динамическая, относительно устойчивая система социокультурных, интеллектуальных и морально-волевых качеств индивида, выраженные в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Феномен личности является объектом изучения ряда наук, прежде всего, философии, социальной психологии, этики и др. Философия занимается исследованиями биосоциокультурной сущности человека, смысла жизни, вопросами бытия, цели, идеалов и т.п. Психология рассматривает личность с позиции проявления психологических механизмов ее поведения, характеристик активности, эмоционального состояния, проявления чувств и т.п. Социальная психология исследует личность как субъекта сознательной деятельности через проблему мотивации и обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, способности, особенности поведения, то есть всего того, чем люди отличаются друг от друга. Этика изучает нравственные и моральные качества человека, его отношение к социальным нормам.
Социология при изучении личности выделяет социально-типическое, то есть те качества, которые делают людей похожими друг на друга. В центре ее внимания – социальные типы, когда человек выступает представителем той или иной социальной общности – демографической, классовой, этнической, территориальной, профессиональной и др. (к примеру, личность студента). По образному определению российского ученого В. Ядова, для социологии личность важна «не как индивидуальность, а как обезличенная деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность, как социальный тип». Социологию интересуют процессы формирования личности в неразрывной связи с развитием социальных отношений, ее связи с обществом, социальной группой и социальными институтами. Она занимается исследованием социальных мотивов, социального поведения, ценностных ориентаций человека и его самореализации. Некоторые проблемы являются общими для социологии, философии и социальной психологии, поэтому границы между ними бывают часто условными.
Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 80 ; Нарушение авторских прав
Вопрос 37: Понятие личности в социологии: сущность, структура и типология.
В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются, прежде всего, социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых, формируется поведение личности.
Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность- это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений. Сам же индивид- это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. Сущность личности проявляется через ряд общепризнанных исходных положений:
1)личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных;
3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
4) личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.
2) Структура личности по Рубинштейну С. Л. (выдающийся российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии). Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности. В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.
3) Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура – ценности и социальные нормы, деятельности – реализацию потребностей, желаний, интересов человека.
1)Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангеромв 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личностина основе их мотивационной направленности.
а)теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;
б) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;
в) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;
г) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
д) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
е) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.
2)Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий. Идеальный тип– это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.
3)Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом. Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению. В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.
4)Американский социолог Д. Рисмэнпредложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную». Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой. Внешне ориентированная личность лишена такой возможности. Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).