Что понимается под метафизическим мировоззрением
Что такое метафизическое понимание мира?
25 июля 2013 25 750
Всё, о чём я пишу в своих статьях, отражает мой взгляд на существующую вокруг меня реальность. Я придерживаюсь в жизни и в своём творчестве метафизических взглядов.
Слово «метафизика» означает что-то происходящее за пределами физического мира, за пределами физического сознания.
Тонкий мир и все понятия, связанные с ним, невозможно уложить в традиционные физические законы. Хотя нужно сказать, что современная наука, изучающая как микромиры, так и макромиры уже далеко вышла за пределы традиционной физики.
Так что слово метафизика, как и эзотерика, которая означает «тайные знания», утратили в современном мире остроту своей терминологии. Поскольку в современном языке пока нет более точных определений, я называю себя метафизиком.
Метафизический взгляд значительно отличается от многих ранее существовавших и существующих взглядов на Мир и окружающую нас действительность, как явную, так и скрытую от нас. Тем не менее, в настоящее время существует много людей и учений, с которыми, наши взгляды совпадают. Я постараюсь максимально кратко и конкретно их изложить.
Главной отличительной особенностью метафизики является отношение к Богу. Для метафизика Бог – это Высшее Сознание, обладающее всепроникающей, все пронизывающей и всё объединяющей собой энергией. Энергия Бога присутствует даже там, где нет вообще никакой другой энергии – это энергия Любви. Бог есть Любовь, а Любовь – это самая могучая энергия во Вселенной.
В каждом человеке, проживающем на нашей Планете, есть частичка Бога. Поэтому нам важно найти связь с самим собой, со своей частью Бога в нас, с нашим Высшим «Я». Для этого нам не нужны ни какие посредники.
Метафизики считают, что каждый свободен сам выбирать свой путь к Богу и уважают выбор каждого.
Метафизики не миссионеры, они никому не навязывают свои взгляды, но всегда готовы поделиться своими знаниями и убеждениями с людьми, обратившимися к ним.
В метафизике нет догм и каждый волен отдельные положения учения понимать по-своему.
У метафизиков не существует органа власти, а также церквей и молельных домов.
Все правила поведения каждый метафизик устанавливает и регулирует сам для себя, оно основывается на его уровне самосознания.
Метафизики считают Духовную составляющую человека вечной, которая проходя через многие воплощения, получает бесценный опыт и в результате своего развития сливается со своей Божественной частью, с Высшим «Я».
Метафизики не осуждают действий и поступков людей, так как считают, что мы не можем видеть в трёхмерном мире всей картины в целом, потому что всё, что происходит в нашем мире, только малая часть общей картины, происходящей в многомерности.
Большинство метафизиков верят в учение Иисуса об универсальной любви и претворяют эту веру в жизнь, но метафизики не поклоняются ему как Богу, и не считают, что Иисус сам этого хотел. Они верят, что Иисус мог быть ближе к Богу как к Чистой Любви, чем кто-либо и когда-либо на Земле.
Метафизики считают, что мы являемся Сознанием, мы способны управлять энергией, находящейся вокруг нас и внутри нас. В океане энергии мы черпаем столько энергии, сколько нам нужно и пропускаем ее через себя. Мы можем использовать эти энергии для своих нужд, для своего наивысшего блага и наивысшего блага всех.
Метафизики считают, что человек пришёл на эту планету для того, чтобы прожить свою жизнь радостно и счастливо и это главная его задача.
Вот коротко изложены основные положения, на чём основывается моё метафизическое понимание Мира. В следующей статье вы узнаете о переменах, которые ждут наш Мир. Эта статья написана для проекта Академия Экспертов. Напиши, понравилась ли она тебе? Есть вопросы к автору – смело пиши в комментариях! Также помни о своих друзьях. Ты можешь повлиять на их развитие. «Лайкни» статью (панель находится на этой странице слева) и поделись полезными советами с друзьями в соцсетях.
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Глава 8 Господство метафизического мировоззрения в естествознании XVII–XVIII веков
В течение XVII–XVIII вв. в биологии был накоплен обширный фактический материал, явившийся основой важных теоретических обобщений.
В ботанике и зоологии сложились представления о «естественной связи», «сродстве», прогрессивной ступенчатой «градации» животных и растительных форм. Одновременно были разработаны основные принципы систематики, а также накоплен некоторый материал об изменчивости растительных и животных видов.
Благодаря анатомическим и физиологическим исследованиям сложились представления о строении и жизнедеятельности организмов и были установлены некоторые общие закономерности в их строении и отправлениях. Развитие сравнительного метода позволило выявить ряд черт единства в организации животных и растительных форм. Было накоплено также много фантов, свидетельствовавших о теснейшей связи организмов с окружающей средой, их приспособлении к условиям существования.
Учение К. Вольфа об эмбриональном развитии выявило несостоятельность преформистской концепции и показало, что в процессе индивидуального развития организмов происходит новообразование, а не просто развертывание предсуществующих частей зародыша. Начали накапливаться данные о закономерной смене форм жизни на протяжении прошедших геологических эпох, об изменчивости организмов под влиянием изменения условий жизни.
Развитие биологии шло в теснейшей связи с развитием других отраслей естествознания, и в первую очередь, механики, физики, химии, геологии. Накапливавшийся в биологии материал создавал необходимыё предпосылки для формирования как отдельных биологических наук, так и некоторых общебиологических концепций и воззрений на природу и методы ее познания, характерных для этой эпохи.
Успехи естествознания дали также обширный материал для общефилософских выводов и построений. Борьба материализма и идеализма принимает в этот период новую форму, соответствующую новому уровню развития науки. С середины XVII в. и особенно в XVIII в. значительно усиливается взаимодействие философии и естествознания. Успехи естественных наук и разработка методов исследования природы были тесно связаны с развитием материалистической философии XVII–XVIII вв. «В течение всей новейшей истории Европы, и особенно в конце XVIII века, во Франции, где разыгралась решительная битва против всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреждениях и в идеях, материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п.», — писал В.И. Ленин[37].
Господство метафизического мышления.
Но как материалистическая философия, так и естествознание страдали в этот период исторически обусловленной метафизической ограниченностью. Ф. Энгельс удивительно ясно вскрыл причины господства метафизики в мышлении философов и натуралистов XVII–XVIII вв. и неизбежности ее преодоления впоследствии: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов. Надо сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят. Так именно и обстояло дело в естественных науках. Старая метафизика, считавшая предметы законченными, выросла из такого естествознания, которое изучало предметы неживой и живой природы как нечто законченное. Когда же это изучение отдельных предметов подвинулось настолько далеко, что можно было сделать решительный шаг вперед, то есть перейти к систематическому исследованию тех изменений, которые происходят с этими предметами в самой природе, тогда и в философской области пробил смертный час старой метафизики»[38].
Биология должна была тогда произвести, прежде всего «инвентаризацию» живой природы, изучить отдельные «вещи», а уж потом перейти к «систематическому исследованию изменений». Правда, были и отдельные наблюдения и описания изменений в природе; они служили одним из источников воззрений, противостоявших господствовавшей метафизике, но они не меняли общей картины.
Концепция постоянства видов и преформизм.
Метафизичность воззрений, господствовавших в естествознании XVII–XVIII вв., особенно ярко проявлялась в представлении о неизменности органических видов.
Крупнейший систематик XVIII в. Линней придерживался формул: «species sunt constantissimae» («виды являются совершенно постоянными») и «nullae species novae» («не возникает новых видов»). Он считал, что «видов столько, сколько разных форм вначале произвело Бесконечное Существо»[39] (т. е. бог). Подобным же образом вы сказывался Линней и в отношении такой систематической категории, как род: «Каждый род является естественным, созданным как таковой в самом начале мира»[40]. Правда, взгляды Линнея по этому вопросу в процессе его научных исследований несколько изменились, и он стал допускать возможность возникновения новых видов путем скрещивания (гибридизации) и их изменяемость под влиянием пищи, климата и культуры, но и в своих позднейших сочинениях он ограничивал это допущение всевозможными оговорками.
Идеалистическая трактовка органической целесообразности.
Особенно характерным проявлением метафизических воззрений этой эпохи была трактовка органической целесообразности. Проблема целесообразности интересовала философов и натуралистов с древнейших времен. Открытия XVII–XVIII вв. — углубление знаний об организмах и их жизненных отправлениях, о замечательных приспособлениях растений и животных к среде обитания — с еще большей остротой поставили вопрос об объяснении целесообразного устройства живых тел. Однако ответ на него оставался прежним; большинство ученых продолжало считать целесообразное устройство живых тел их изначальным свойством, проявлением «мудрой предусмотрительности» творца. При этом была распространена антропоцентрическая телеология, «доказывавшая», что все сотворено богом для блага человека.
Можно сослаться на труды ряда первоклассных натуралистов, которые отдали дань теологическим и телеологическим воззрениям. Так, Н. Грю издал «Священную космологию», где телеологически трактовал строение и функции листьев и цветков. Дж. Рей написал сочинение под характерным заглавием «Мудрость бога, открывающаяся в его творениях». Я. Сваммердам в книге «Библия природы» утверждал, что организмы создала «мудрость и всемогущая рука господа бога». Он обрушивается на мысль об их естественном возникновении, используя в качестве аргумента, прежде всего их целесообразное устройство. Гарвей телеологически истолковывает работу кровеносной системы. Реомюр видит целесообразность не только в строении животных, но и в той «мудрой предусмотрительности», с, которой в природе поддерживается равновесие между видами. Реймарус усматривает предустановленную целесообразность в инстинктах, которыми бог одарил животных. Спалланцани восторгается «высшей мудростью», заселившей семенную жидкость «червячками» (сперматозоидами), дабы использовать имеющиеся в ней питательные вещества, Ледермюллер доказывал мудрость создателя на микроскопических организмах. Немецкий философ Христиан Вольф, опираясь на воззрения Лейбница, пытался подвести «философское основание» под телеологическое истолкование природы.
В XVIII в. выходят многочисленные сочинения, посвященные «натуральной теологии», например «Физико-теология» Дерхэма (1712), «Пектинтеология» Цорна (1742), «Теология воды» Фабрициуса (1741), «Геология насекомых» (1743) и «Теология раковинных» Лессера (1744) «Теология рыб» Онефальшрихтера (1754).
«Высшая обобщающая мысль, до которой поднялось естествознание рассматриваемого периода, — пишет Ф. Энгельс, — это — мысль о целесообразности установленных в природе порядков, плоская вольфовская телеология, согласно которой кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца»[41].
Подобные взгляды на органическую целесообразность продолжали господствовать и в первой половине XIX в. — вплоть до появления трудов Дарвина.
Теологическим и телеологическим воззрениям соответствовали виталистические представления, согласно которым жизненные явления объяснялись наличием у живых существ особой непознаваемой «жизненной силы», «архея» и тому подобных мистических начал (Парацельс, ван Гельмонт, Шталь и др.). Виталистические представления легко согласовывались с религиозным учением о бессмертной душе, управляющей человеческим телом.
Следует отметить, что оживление витализма в конце XVIII начале XIX в. было связано в известной мере с неудачей предшествовавших попыток свести жизнедеятельность организмов к простейшим законам механики, физики и химии. С ростом биологических знаний ученые все более убеждались в сложности организма как целого. Не имея возможности объяснить сущность жизни, причины жизнедеятельности организмов, исходя из свойств самого живого, они прибегали к особым силам, внешним по отношению к организму. В какой-то мере этому способствовало распространение ньютоновской «динамической» концепции, с ее представлениями о «силах», определяющих взаимодействие между телами. При этом, если одни биологи, используя понятие «силы», вкладывали в него материалистическое содержание (например, «существенная сила» К. Вольфа), то другие истолковывали специфические «силы», действующие в живой природе, в виталистическом, мистическом духе. В новой форме был совершен возврат к схоластическим «тайным силам», управляющим природными явлениями.
Таковы особенности метафизического мировоззрения, господствовавшего в эту эпоху. Ф. Энгельс охарактеризовал ее следующими словами: «Но что особенно характеризует рассматриваемый период, так это — выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменямости природы… Земля оставалась от века или со дня своего сотворения (в зависимости от точки зрения) неизменно одинаковой. Теперешние „пять частей света“ существовали всегда, имели всегда те же самые горы, долины и реки, тот же климат, ту же флору и фауну, если не говорить о том, что изменено или перемещено рукой человека. Виды растений и животных были установлены раз навсегда при своем возникновении, одинаковое всегда порождало одинаковое… В природе отрицали всякое изменение, всякое развитие… Для естествоиспытателей рассматриваемого нами периода он был чем-то окостенелым, неизменным, а для большинства чем-то созданным сразу. Наука все еще глубоко увязает в теологии»[42]. Вместе с тем, уже в это время, под влиянием вновь установленных фактов, возникали сомнения в старых догмах, высказывались идеи, расшатывавшие представления о неизменяемости природы вообще, неорганического мира в частности. Постепенное формирование этих идеи в XVIII в. будет рассмотрено в следующей главе.
Что такое метафизика простыми словами, основные понятия и её принципы
Наука и технический прогресс развиваются семимильными шагами, и все больше возможностей у человечества познать и объяснить те или иные явления. Несмотря на это, каждый из нас, хотя бы однажды, сталкивается с событиями или вещами, которые мы не в состоянии объяснить с научной точки зрения.
Ученые разрабатывают теории, выдвигают предположения, и чем больше они пытаются при помощи различных методов проникнуть в “тайны мироздания”, тем больше этих самых теорий развеиваются как миражи.
А список непознанного не убывает несмотря на все возможности современной науки и техники. Ежедневно в мире происходят сотни событий, не поддающиеся законам физики. Сотни вопросов остаются без ответа: есть ли Бог, что такое душа, откуда произошел человек, как возникла вселенная, каким образом люди обретают неожиданное исцеление от неизлечимых болезней, что происходит после смерти и т.д. — ответы на эти вопросы за пределами понимания ученых, но все они лежат в области метафизики, как раздела философии.
Метафизика — это раздел философии
Древние греческие мыслители проникали в области философии и мудрости, созерцая истинную картину космоса и бытия. Поэтому и методы исследования в философии и науке не отличались. Платон выделял метафизику, как специально обоснованный метод, хотя и не разделял понятие мудрости на различные науки. Он же и очертил круг специфических проблем метафизики, хотя тогда еще не было этого термина и науки как таковой. Аристотель же выделил метафизику как самую ценную из наук, являющуюся не средством, а целью человеческой жизни и называл ее «первой философией».
Во времена средневековья, в 13-14 в.в, метафизика достигла своего расцвета. Философы метафизики значительно обогатили словарь философии новыми понятиями и терминами. Но при этом, философы стали отождествлять метафизику (познания первых причин вещей) и теологию (познания божественного).
В современном мире, метафизика стала разделом философии, изучающем все сущее, основы бытия и самого человека.
На протяжение многих веков категории бытия занимали особое положение в философской мысли. Это обусловлено двумя обстоятельствами:
Таким образом, метафизика неразрывно связана с философией, являясь ее частью и занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Проблема метафизики в истории философии
С момента возникновения метафизики и по наши дни, философы не перестаю спорить о том, что же такое метафизика, что лежит в ее основе, является ли она самостоятельной наукой или частью философии.
Метафизика Аристотеля
Как мы уже писали, термин метафизики был введен Андроником Родосским и изначально использовался как синоним философии. В древнегреческой философии метафизика приравнивалась к классической онтологии, поскольку заниматься антологией означало искать сверхчувственные основания сущего. Так в трудах Платона и Аристотеля, метафизика определялась как “наука о сверхчувственном”.
Аристотель определял метафизику как наиболее возвышенную науку, так как не связана с материальными нуждами и не преследует материальных целей. Это превращает ее в самоценную, истинно свободную науку, которая существует ради знания и понимания. Аристотель называл ее “первой философией”. В отличие от Физики — “второй философии”, задача метафизики не изучать явления окружающего мира, а постичь суть универсума как единого целого.
Аристотель выделял четыре основные области метафизики:
Эти направления гармонично связаны с собой и являлись основополагающими критериями, фундаментом для классической метафизики вплоть до 19 в.
Статус метафизики изменяется в историко-философском процессе
Во второй половине 18 — начале 19 века принципы и идеалы классической метафизики были пересмотрены философами (среди которых Л. Фейербах, Ф. Ницше, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, М. Хайдеггер, К. Маркс и др.) и претерпели изменения. Это дало начало постклассической метафизике.
Для нового типа метафизики характерны следующие принципы:
Задачей постклассической метафизики становится осмысление конкретных форм человеческого опыта путем анализа. Она должна отвечать на реальные запросы общества, чтобы стать основой для всех форм культуры, которые решают свои собственные конкретные задачи в сферах познания, мышления и деятельности.
Метафизика Аристотеля — что это такое
14 книг Аристотеля, описывающие учение о первоначалах, являющихся основой мудрости, стали основополагающей работой в области метафизики. До него метафизика как учение о всеобщем, было смешано с другими знаниями – математическими, астрономическими, физическими и т.д. Аристотель впервые отделил метафизику как особую науку и как систему знаний. И, хотя, сам термин метафизика не принадлежит Аристотелю, именно он в своих трудах заложил фундаментальные основы классической метафизики.
Учение Аристотеля строится на 4 первоначалах:
Метафизика Аристотеля – это учение о причинах и началах бытия и знания о нем, о том, что такое истинное бытие само по себе. При этом, самым достоверным знанием он называет то, которое основано на ощущении и чувстве. Материальные же формы сущностей Аристотель разделяет на:
Античное философское отображение метафизики
Античная философия — философия древних греков и римлян, зародилась около 2500 лет назад, явилась истоком западной философии, и почти всех ее последующих школ. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская культура, философия, наука возвращаются к античной философии как своему первоисточнику и образцу мышления. Сам термин «философия» пришел к нам из античной философии. Философ – человек, стремящейся к мудрости, ищущий и любящий истину.
В развитие античной философии внесли неоценимый вклад Сократ, Платон, а позже Аристотель. Аристотель, будучи учеником Платона, во многом не разделял мнения своего учителя. В частности, он подверг критике платоновскую теорию идей, что сыграло важную роль в дальнейшем развитии философии. Аристотель считал ошибочным разделение на идеи и вещи, аргументируя тем, что идеи — это копии чувственных вещей и родственны им по содержанию. Отделяя идеи от вещей, мы удваиваем то, что должно быть познано и объяснено.
Аристотель считал, что каждая вещь представляет собой единство “материи” и “формы” из которых она состоит. Форма — это реализованная возможность материи. Например, серебро будет материей для серебряного кубка. В тот момент, когда его отольют (то есть реализуют возможность материи), он примет форму. Это же серебро может быть не оформлено (не стать кубком или стать кольцом), но в потенциале содержать форму. При этом возможен переход как от материи в форме, так и наоборот. Соотношение формы и материи относительны. Так серебро может быть как материей по отношению к одному предмету, и формой относительно другого. По мнению Аристотеля существует высшая форма, являющаяся конечной, за которой не следует ни форма, ни материя. Последней формой является перводвигатель, то есть Бог.
Аристотель так же ввел в философию два очень важных понятия – это возможность и действительность, которые оказали огромное влияние на последующее развитие философии.
Его рассуждения о форме и материи вылились во множество рукописей, которые позже были обнаружены и систематизированы Андроником Родосским в 14 томов, получивших название метафизика. В дальнейшем, в слово «метафизика» стали вкладывать особый смысл, определяя его как учение о принципах и сущности бытия, основанных на умозрительных, онтологических положениях, из которых выводятся другие философские положения.
Разница между метафизикой и диалектикой
Диалектика, как и метафизика, является частью философии, но их отношения всегда носили не простой характер. Это обусловлено значительными различиями в принципах и методах, которые лежат в основе каждой из этих наук.
Диалектика в современной философии — это теория развития всею сущего и основанный на ней философский метод.
Чем же отличается метафизика от диалектики?
Расхождение наблюдается по многим вопросам:
Будучи отраслями философии, метафизика и диалектика тем не менее, представляют собой две противоположные системы познания действительности и развития.
Различия между метафизикой, эпистемологией и онтологией
Аристотель ставил метафизику выше философии, называя ее “первой философией”. С развитием общества, развивались и науки. Развивалась и философия, появились новые отрасли, которые в той или иной степени соприкасаются и оказывают влияние друг на друга.
Поскольку все три являются отраслями философии, очень часто возникает путаница в понимании
Метафизика и эпистемология
Различия метафизики и эпистемологии базируются на разном подходе и методе познания. Метафизика основывается на чувственном познании и мышлении, в то время как эпистемология — изучает знание и его строение как таковое.
Метафизика рассматривает окружающий мир с точки зрения существования вещей как таковых. Она обозначает тип вопросов, которые можно задать окружающей нас действительности без определения метода их исследования.
Эпистемология же задается вопросом как мы можем что-то узнать о реальности, а не что мы можем сказать о ней. Что составляет знание? Как мы можем его получить? Есть ли ограничения наших знаний? Все ли подвластно изучению? На сколько объективны наши знания? Это те вопросы, на которые ищет ответы эпистемология.
Метафизика изучает то, что есть или то, что существует, эпистемология изучает то, как мы знаем или получаем доступ к тому, что существует. Обе эти отрасли философии, на первый взгляд, координально отличаются и работают в разных областях, но они часто пересекаются друг с другом или зависят друг от друга. Ведь перед тем, как анализировать или задаться вопросом как изучать то или иное явление (предмет), для начала нам нужно определить, что оно существует.
Метафизика и онтология
Соотношение онтологии и метафизики двоякое. В них так много схожего, что в определенные периоды развития философии эти понятия отождествляли.
Онтология изучает бытие и его принципы. Предмет изучения метафизики много шире и включает в себя не только бытие и его познание, но так же исследование первопричин и начал всего сущего; знания о первоисточнике каждой вещи; знание о Боге, как сверхчувствительно субстанции и связи между ними. Исходя из этого онтология является частью метафизики.
Однако если мы сравним Метафизику и Онтологию с точки зрения “общее — частное”, то обнаружим, что онтология предшествовала метафизике. Познание невозможно без формулировки общих принципов, благодаря которым возможно любое познание. Эти признаки и понятия изначально формирует онтология, в рамках которых затем развивается метафизика.
Что есть метафизика
Впервые этот термин был введен Андроником Родосским при систематизации произведений Аристотеля. Помимо трудов о физике, Аристотель оставил после себя многочисленные рукописи, посвященные рассуждениям о первопричинах “первых родах сущего”. Андроник Родосский объединил их в 14 томов и расположил в сборнике после аристотелевой “Физики”, назвав “τὰ μετὰ τὰ φυσικά”, что в переводе с древнегреческого языка дословно означает «то, что после физики». Вот так случайно появился термин метафизика, который, по сути, никак не связан с содержанием книг Аристотеля. Однако, это лишенное научного или философского значения слово, не только укоренилось в научной терминологии, но и стало общепринятым обозначением фундаментальных начал системы любого философа или мыслителя.
Многие известные философы испокон веков и по наши дни пытаются дать определение метафизике. Например, Иммануил Кант в книге «Критики чистого разума» вот так говорит о метафизике:
«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят все его возможности. ‹…› Поле битвы этих бесконечных споров называется метафизикой.»
Гегель же считал, что: «Объективная логика, таким образом, занимает скорее место прежней метафизики, ‹…› Но тогда объективная логика постольку охватывает и остальные части метафизики, поскольку метафизика стремилась постигнуть чистыми формами мысли особенные субстраты, заимствованные ею первоначально из [области] представления, — душу, мир, Бога ‹…›. Логика рассматривает эти формы свободно от указанных субстратов, субъектов представления, рассматривает их природу и ценность в себе и для себя самих.»
Понять, что такое метафизика без изучения трудов десятков философов сложно из-за разницы подхода к определению. Простыми словами метафизика — это наука, которая изучает все то, что лежит за пределами физических научных явлений с целью изыскать смысл, причины, сущности и конечную судьбу всего бытия.