Что понимается под наличными и безналичными деньгами
Виды платежных средств: чеки, дебетовые карты, кредитные карты, электронные деньги – инструменты денежного рынка
В ст. 140 Гражданского кодекса РФ рубль (валюта) определен как законное платежное средство. Но законным платежным средством в Российской Федерации является не рубль, а денежные знаки (наличные платежные средства) и безналичные платежные средства.
Рубль — это официальная денежная единица Российской Федерации (ст. 27 Федерального закона от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»).
Основные виды платежных средств:
условиями кредитного договора (положение ЦБ РФ № 266П). Банк устанавливает лимит, исходя из платёжеспособности клиента.
Распространённым заблуждением является отождествление электронных денег с безналичными деньгами.
Как правило, обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платёжных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платёжными картами (банкоматы, POS-терминалы, платёжные киоски). Используются и другие платёжные инструменты: браслеты, брелоки, блоки мобильных телефонов и другие устройства, оснащённые специальным платёжным чипом.
Чеки. В России для осуществления безналичных платежей (но не для платежей через платежную систему Банка России) применяют чеки, выпускаемые кредитными организациями. Порядок обращения чеков и их образцы Банком России не утверждаются. Чеки используются на основании договоров о расчетах чеками, заключаемых между кредитными организациями и клиентами, межбанковских соглашений о расчетах чеками, а также правил проведения операций с чеками, разрабатываемых кредитными организациями. Чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
Дуализм наличных денег и безналичных денежных средств
Как известно “понятие денег имеет существенное значение для классификации некоторых частноправовых обязательств (например, для различения договоров купли-продажи и мены) и для определения ряда других частноправовых понятий (например, юридического понятия “цены”, “платежа”)”[1]. Появление безналичных денежных средств усложнило теорию денег и обострило проблему понимания их природы. Текущая скорость развития технических средств является вызовом и требует от права и всей юридической науки адекватной и своевременной реакции. В этой связи можно привести высказывание Президента РФ В.В. Путина, что “всё наше законодательство нужно настроить на новую технологическую реальность”[2]. В контексте массива нормативных правовых актов, регулирующих цифровую экономику[3], не нашлось места нормам, описывающим правовую природу наличных денег и безналичных денежных средств. Вместе с тем, проблема понимания природы такого специфического объекта гражданских прав актуальна и не дает сойтись в единстве мнений целым группам правоведов. В ст. 128 Гражданского кодекса РФ[4] безналичные денежные средства относятся к иному имуществу, а конкретно к имущественным правам. Наличные же деньги относятся к вещам. Вместе с тем возникает вопрос насколько это обосновано.
Профессор Эдинбургского университета Симон Глисон выступает против отнесения безналичных денежных средств к правам требования (имущественным правам). Он считает, что наличные деньги относятся к вещам. Автор также замечает, что в Великобритании банкноты Банка Англии являются еще и кредитными требованиями к Банку Англии. Но так как по своей сущности наличные деньги в первую очередь являются вещью, то и безналичные денежные средства по аналогии следует признавать вещами[5]. А потому у банкноты и банковской карты намного больше общего, чем кажется. И то, и другое является символом долгового обязательства. И лицо, при платеже с помощью банковской карты, по факту передает вещь – деньги (кредитное требование). Эту позицию можно соотнести с реалиями российского права. В ст. 29 ФЗ о Центральном Банке РФ[6] указано, что наличные деньги могут быть в форме банкнот и монет. Следующая статья закона определяет банкноты и монету Банка России как безусловные обязательства Банка России, обеспеченные всеми его активами. В связи с этим появляется неопределенность: ГК устанавливает для наличных денег правовой режим вещей, а ФЗ о Центральном Банке РФ определяет их, в том числе, как обязательства Банка России. Оперируя аргументацией Симона Глисона, можно прийти к выводу о том, что безналичные денежные средства следует признавать вещью. Конституционный суд РФ в одном из своих Постановлений указал на то, что безналичные денежные средства “по своей природе представляют собой охватываемое понятием имущества обязательственное требование к банку”[7]. В современной российской науке преобладает аналогичная точка зрения, в соответствии с которой безналичные денежные средства являются “правом на деньги”[8] или же просто “правом требования”[9]. В поддержку данной теории выдвигаются аргументы о том, что такие правоотношения (между собственником денег и банком) являются относительными, что характерно для обязательственного права[10]: А) Круг участников правоотношений заранее установлен. Б) Нарушение права возможно только со стороны лица, с которым заключено соглашение. В) Правомочия реализуются в результате действий банка или кредитора. Г) Права возникают по воле лиц, участников договора банковского вклада (счета).
Следует отметить, что в процессе дискуссии о природе денег выдвигались самобытные теории и предлагалось рассматривать безналичные денежные средства, как упорядоченные законом и договором результаты специальных математических операций (учетные записи), дающие определенным субъектам право получить в обмен на совершение этих операций какой-либо объект гражданского права (вещь, работу, услугу и т.д.), не уплачивая за него наличных денег[11]. В развитие данного понимания денежных средств следует привести более радикальную позицию, в соответствии с которой безналичные денежные средства являются вещью. Прежде всего следует обозначить, что вещь — это материальный объект, способный быть во владении человека. Вещь — это понятие юридическое, а не физическое или экономическое. Вещь не тело и не товар[12]. Деньги в процессе своей истории меняли свою форму многократно и тем самым озадачивали философов и экономистов. Неизменным была их материальность.
Где-то деньгами являлись камни[13], а где-то сигареты[14] или молодые девушки[15]. Однако полноценными деньгами такие “объекты” не стали, ввиду того что несли в себе сущность вещи.
Вещь-“деньги” не должна нести в себе сущностных характеристик, она должна нести лишь количественный атрибут. Безналичные денежные средства можно рассмотреть с позиции вещи, так как банком делается запись по счету, которая хранится на специальных устройствах.
Наблюдается дуализм правовой природы наличных денег и безналичных денежных средств. А потому налицо отсутствие достаточной научной разработанности проблем понимания денег как объектов гражданских прав. В связи с этим, видится необходимость нормативно закрепить в Гражданском кодексе РФ за наличными деньгами и безналичными денежными средствами режим особого объекта гражданских прав, имеющего двойственную (вещную и обязательственную) природу.
[1] Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве.: М. Статут. 2004. С. 16.
[2] Послание Президента Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/59863. Дата доступа: 10.02.2020.
[3] См: Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ “О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации” // Российская газета. 2019. № 60.; Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ “О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” // Российская газета. 2019. № 172.; Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 “О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2019. № 41. С. 5700; Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 (ред. от 07.12.2019) “О системе управления реализацией национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации” (вместе с “Положением о системе управления реализацией национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”) // Собрание законодательства РФ. 2019. № 11. С. 1119.
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // “Российская газета”, 1994. № 238-239.
[5] Simon Gleeson. The Legal Concept of Money. Oxford university press. 2018. P. 16.
[6] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020) // “Российская газета”. № 127. 2002.
[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 № 28-П // “Вестник Конституционного Суда РФ”. 2016. №1.
[8] Новоселова Л.А. О понятии и правовой природе безналичных расчетов // Законодательство. 1999. № 1. С. 19-25
[9] Маковская А.А. Залог денег и ценных бумаг. М., 2000. С. 17, 23
[10] Новоселова Л.А. Указ. соч.
[11] Сарбаш С.В. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. М.: Статут. 1999. С. 31.
[13] Furness. The Island of Stone Money // JB Lippincott. 1910. P. 53.
[14] Radford. The Economic Organization of a P.O.W. Camp // Economica November. 1945. P. 1-11.
[15] См: Nolan. A Monetary History of Ireland // PS King. 1926. Vol. 1. P. 117-118.
[16] См: Скловский К.И. О понятии вещи. Деньги. Недвижимость // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2018. № 7.
Статья 861. Наличные и безналичные расчеты
1. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.
2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами.
Комментарий к ст. 861 ГК РФ
2. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами и в безналичном порядке по выбору самих граждан.
Безналичные расчеты между гражданами регулируются Положением ЦБ РФ N 222-П, которое предусматривает следующие способы безналичных расчетов: по банковским счетам на основании договора банковского вклада, по банковским счетам на основании договора банковского счета, без открытия банковского счета. При отсутствии денежных средств на счете физического лица расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются.
3. Расчеты с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производятся по общему правилу в безналичном порядке, так как названные субъекты обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках. Безналичные расчеты между названными лицами регулируются Положением ЦБ РФ N 2-П. Если хотя бы одной стороной в расчетах является гражданин, то Положение ЦБ РФ N 2-П не применяется, а действует Положение ЦБ РФ N 222-П.
Расчеты между юридическими лицами наличными деньгами допускаются, если иное не предусмотрено законом. В настоящее время законом предусмотрены следующие ограничения наличных расчетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
1) расчеты наличными деньгами в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У // Вестник Банка России. 2007. N 39);
3) названные лица могут хранить наличные деньги только в пределах лимитов, которые устанавливаются ежегодно банком, обслуживающим данную организацию, по согласованию с ее руководителем (Положение от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России. 1998. N 1). Сверх лимита в кассе хозяйствующего субъекта могут находиться не свыше трех дней средства, предназначенные для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий;
4) наличные деньги, поступившие в кассу за проданные товары (работы, услуги), и страховые премии могут расходоваться на заработную плату, иные выплаты работникам, стипендии, командировочные расходы, оплату возвращенных товаров (работ, услуг) в пределах 100 000 рублей по одному договору. Наличные деньги, поступившие в кассу в качестве платежей в пользу третьих лиц, не могут расходоваться на названные цели и подлежат к сдаче в полном размере в кассы кредитных организаций (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У // Вестник Банка России. 2007. N 39);
5) в предусмотренных законом случаях хозяйствующий субъект должен применять контрольно-кассовую технику (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957);
6) оформление наличных расчетов осуществляется с использованием расчетных документов. Основными расчетными документами при наличных расчетах являются приходный кассовый ордер (оформляющий прием наличных денег лицом) и расходный кассовый ордер (оформляющий выдачу наличных денег из кассы), а также могут использоваться другие документы: платежные ведомости, расчетно-платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета и др.
3. Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации путем открытия в них банковских счетов и осуществления расчетных операций по таким счетам (зачисление на счет, перечисление на другой счет, списание со счета и др.).
Судебная практика по статье 861 ГК РФ
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 9, 10, 12, 140, 307, 309, 431, 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», установив, что комбинатом допустимые доказательства, подтверждающие факт надлежащего исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве не представлены, пришли к выводу о правомерности одностороннего отказа Общества от исполнения договора участия в долевом строительстве в связи с его неоплатой со стороны Комбината.
Отказывая истцам, являющимся правопреемниками Кучерова В.В. в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований, суды руководствовались статьями 431, 450, 453, 488, 549, 861 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из установленных по делу обстоятельств, подтверждающих передачу спорного имущества покупателю и факт его оплаты последним в полном объеме в соответствии с условиями договора, что следует из акта приема-передачи.
По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установлено, что предусмотренные статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют. Суды руководствовались статьями 106, 110, 111, 161, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 861 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности факта несения Поломодовым Л.Б. судебных расходов, а также обязанности заявителей по данному обособленному спору по их компенсации в указанном размере.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 64, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая фактические обстоятельства, установленные по делу N А32-27327/2016, признав доказанным факт передачи истцу денежных средств в размере 7 900 000 рублей, руководствуясь положениями статей 807, 808, 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции руководствуясь положениями статей 861, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», оценив представленные в материалы дела доказательства, исходили из отсутствия достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт перечисления истцом ответчику денежных средств.
Признавая предписание в обжалуемой части законным и обоснованным и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 1, 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», а также статьями 421, 861, 927, 934, 936 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей», статьей 30 Закона Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности», а также позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Информационного письма от 13.09.2011 N 146.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 859, 861, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности истцом наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения, ввиду удержания денежных средств (27.05.2015) после даты расторжения банковского счета общества (26.05.2015).
Апелляционный суд, ссылаясь на положения статей 8, 330, 401, 702, 711, 720, 721, 746, 753, 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 101, 110, 112 АПК РФ, разъяснения, изложенные в пунктах 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», пункте 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», оценил представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, принял в качестве доказательства квитанцию об оплате ответчиком аванса в сумме 100 000 руб., и с учетом этого изменил решение от 10.05.2016. Установив факт выполнения обществом работ по договору, некачественность которых ответчиком не доказана, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части.
НАЛИЧНЫЕ НЕ В МОДЕ
Вытеснят ли карты оплату наличными
По всему миру наличные используются более чем в 80% операций, отчего создается ощущение, что бумажные деньги останутся с нами надолго. Но всё же многое говорит о том, что не в столь отдаленной перспективе использование наличных сойдет на нет, а банкноты и монеты будут представлять ценность только для нумизматов.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАЛИЧНЫХ
Деньги, заменившие собой бартер в древности, много веков назад тоже казались инновацией. Первой твердой валютой стали золото и серебро, которые всегда высоко ценились, независимо от внешних факторов, затем появились монеты, следом — первые бумажные деньги. Валюты (хотя тогда и не было такого понятия) исчезали, завоеватели привносили свои формы оплаты, деньги эволюционировали вместе с миром. Развитие этого платежного инструмента происходило несравненно дольше, чем технологические прорывы в безналичных платежах настоящего времени. Многовековая история наличных денег постепенно подходит к концу, и писать ее все сложнее из-за активного развития безналичных платежей.
УХОД В БЕЗНАЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Большинство государств не скрывает заинтересованности в снижении доли оборотов по операциям с наличными. Страны, каждая в своем темпе, постепенно движутся в безналичное будущее. Так, ряд скандинавских стран, прежде всего Норвегия и Швеция, уже практически отказались от использования наличных, доведя уровень их использования до 2% операций. Южная Корея планирует отказаться от наличного обращения уже в 2020 году. Из обращения изымают купюры определенного номинала, ограничивают максимальную сумму расчета наличными. Яркий тому пример — Индия, которая в 2016 году провела шоковую реформу по изъятию из оборота купюр распространенного номинала, вызвав тем самым социальные волнения.
В России роль наличных по-прежнему велика, лимита на операции с наличными для граждан пока не существует. Правда есть ограничения на наличные расчеты между юридическими лицами — не более 100 000 руб. Не оставляет сомнений, что ограничение расчета наличными и для физических лиц — вопрос времени. Серьезно этому способствует развитие финансовых технологий.
Но пока новые технологии не стали поводом для отказа от разнообразия и клиентам банков есть из чего выбирать. Так в Банке Русский Стандарт одинаково легко получить кредит наличными до 2 000 000 рублей и выпустить кредитную карту. Что предпочесть зависит от того, для чего нужны деньги. Если клиент в основном собирается оплачивать покупки: мебель, технику, одежду и обувь, продукты, то удобней и выгодней пользоваться кредитной картой — например, Platinum. По ней действует льготный период до 55 дней, который легко продлить до 24 месяцев, подключив рассрочку, или вернуть до 25% суммы покупки в виде cashback. Кстати, снятие наличных по этой карте тоже доступно, причем в первый месяц — без комиссии в любых банкоматах. Если же планируются крупные траты, выручит кредит наличными, за его счет удобно оплатит приобретение машины, ремонт, свадебный банкет или даже строительство дома.
ЗА БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ!
Перевод операций в безналичное поле позволяет достичь практически 100% прозрачности операций, что самым серьезным образом усложняет расчеты по незаконным сделкам, снижает коррупционную составляющую, увеличивает собираемость налогов, повышает эффективность инструментов монетарной политики (например, использование отрицательных ставок).
Отказ от бумажных денег значительно снижает операционные издержки банков по инкассированию и учету наличных денежных средств. Безналичные расчеты также популяризируются за счет продвижения финансовыми компаниями своих услуг. Таким образом, они становятся более выгодными и для владельцев карт.
Дополнительные опции, доступные владельцам карт через программы лояльности: скидки, cashback, привилегии, начисление процентов на остаток по счетам, повышает интерес со стороны клиентов к оплате картами или электронными деньгами. И, конечно, безопасность безналичных денег выше, чем хранение и расчеты с помощью наличных. По расчетам специалистов, экономия из-за отказа от наличных может достичь 1,5% ВВП.
ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ НАЛИЧНЫХ
Развитие технологий и без команды сверху уже запустило процесс перехода на безналичную форму расчетов самым естественным образом. Такие сервисы, как мобильный банкинг, переводы по номеру телефона с карты на карту, электронные кошельки, стали ежедневной рутиной для жителей России. Оплата с помощью QR-кодов, еще совсем недавно реализованная в России через системы Alipay и WeChat, которыми пользуются гости из Китая, благодаря Системе быстрых платежей уже в этом, 2019, году стала доступна и жителям России. Запущены сервисы мгновенной конвертации валют — возможность оплатить счет картой не только в рублях, но и в валюте той страны, в которой была выпущена карта. Реализован сервис оплаты чаевых с карты. Внедрение расчетов на основе технологии блокчейна только ускорит процесс отказа о наличных.
АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ НАЛИЧНЫХ
Будущее повсеместного приема безналичных платежей все же не так близко, как хотелось бы. Если крупные торговые сети в обязательном порядке принимают карты к оплате, то малый бизнес — пока реже. Одна из причин кроется в том, что для таких предпринимателей эквайринг довольно дорого обходится по сравнению с наличными платежами, ведь оборудование стоит дорого и при небольших оборотах медленно окупается. Но и здесь появляются новые технологии, которые позволяют принимать оплату картами с помощью смартфонов, просто установив на них специальное приложение.
Конечно, как и любой прогресс, отказ от наличного денежного обращения имеет и обратную сторону. Полная прозрачность операций подразумевает неограниченный контроль со стороны государства над операциями частных лиц. Кратно повышаются риски, связанные с киберпреступностью. Но все эти и другие вызовы так или иначе придется решать в цифровой экономике, переход к которой необратим. Тем не менее спешить с прогнозами об исчезновении наличных в краткосрочной перспективе не стоит. Самым реалистичным на данный момент выглядит прогноз о том, что с бумажными деньгами мы попрощаемся не ранее, чем через десять лет.
Тема 05. Организация денежного обращения
Оглавление
Цель изучения данной темы – раскрыть механизм выпуска в обращение наличных и безналичных денег и их обращения.
Основные задачи:
05.01. Денежный оборот и его структура
В любой стране, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающей формой расчетов. Совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, при которых деньги выступают в функции средства обращения, средства платежа и накопления за период времени составляет денежный оборот страны. Денежный оборот опосредует товарный оборот, нетоварный оборот и перераспределительные операции, разделяясь по нескольким денежным потокам: товарным, трудовым, финансовым и кредитным. Из экономического содержания понятия денежного оборота можно выделить ряд частных понятий и построить взаимосвязанную, внутренне субординированную структуру денежного оборота, представив ее следующим образом:
Рисунок 05.01. Структура денежного оборота.
Платежный оборот представляет собой совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Он поглощает все безналичные платежи и часть налично-денежных, связанных с оплатой труда, с налоговыми платежами, с покупкой ценных бумаг, лотерейных билетов и т.п.
Безналичный денежный оборот – часть совокупного денежного оборота с использованием безналичных расчетов путем записей по счетам в банках и зачетов встречных требований. В странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90% всего совокупного денежного оборота, в России его доля значительно меньше.
Налично-денежный оборот – часть совокупного денежного оборота, в котором используют наличные деньги как средство обращения и средство платежа. Он включает все платежи наличными деньгами за определенный период времени (год, квартал, месяц). Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег. Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном реализацией доходов населения. Наличными деньгами производятся расчеты предприятий, организаций и учреждений с населением; между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках; частично расчеты населения с финансово-кредитной системой; в ограниченных размерах платежи между предприятиями. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен в размере 60 тыс. рублей.
Резкое расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр новыми, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. По состоянию на 1 января 2007 года в обращении находилось наличных денежных знаков Банка России образца 2452,2 млрд. руб. В общей сумме наличных денег банкноты составили 99,1%, монета – 0,9%.
05.02. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
Во всех странах существует монополия центрального банка на выпуск наличных денег. Деньги выпускаются в обращение его специальными подразделениями, а затем, через систему коммерческих банков попадают к предприятиям, частным лицам и другим банкам, при этом, происходит списание соответствующих сумм с их банковских счетов. На центральный банк возложена также обязанность организации и регулирования обращения наличных денег, в том числе, их изъятия из обращения.
Схема налично-денежного оборота в России
Рисунок 05.01.Организация налично-денежного обращения в Российской Федерации
Из схемы видно, что налично-денежный оборот начинается в Центральном банке РФ. Наличные деньги переводятся из его резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс ГРКЦ или РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков для выдачи клиентам – юридическим или физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению). Часть наличных денег из касс предприятий и организаций может использоваться для расчетов между ними, если стоимость покупки не превышает предельной суммы платежа, установленной в законодательном порядке. Но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов – заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д. Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть их расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д. Таким образом, наличные деньги от населения поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций, прежде всего, предприятий торговли и предприятий, оказывающих услуги населению. Следовательно, выпуск наличных денег в обращение и их изъятие из обращения происходят постоянно. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Но поскольку одновременно клиенты сдают наличные деньги в операционные кассы банков, то общее количество денег в обороте может не увеличиваться. Поэтому следует различать понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Под эмиссией принято понимать такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.
Эмиссия наличных денег представляет собой выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении. В Российской Федерации все операции по дополнительному выпуску денег в обращение и изъятие их из обращения производятся, как вы видели, в централизованном порядке. Централизация эмиссионных операций заключается в том, что дополнительный выпуск денег в обращение производится по указанию эмиссионного банка страны – Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию исходя из суммы выпуска денег в обращение на основе составления прогноза кассовых оборотов и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.
В плановой социалистической экономике налично-денежный оборот планировался и регулировался на основе двух планов денежного обращения: баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана Госбанка. С их помощью производилось балансирование денежной и товарной массы, определялся размер эмиссии или изъятия наличных денег из обращения. В условиях рыночной экономики эти планы утратили директивный характер, но продолжают использоваться банками в качестве прогнозов кассовых оборотов с целью определения потребности в наличных деньгах для осуществления кассовых операций, определения размеров эмиссии или изъятия денег по регионам страны.
Прогноз баланса денежных доходов и расходов населения и его фактическое исполнение помогают Центральному банку РФ и Правительству полнее учитывать спрос населения, прогнозировать тенденции сбережений населения, структуру покупательского спроса и покупательного фонда населения. Превышение доходов над расходами населения в балансе означает увеличение остатка денег на руках у населения, а обратный процесс, наоборот, его сокращение. Соответственно при оседании денег на руках у населения требуется эмиссия наличных денег для кассового обслуживания клиентов банком, при сокращении – изъятие денег из обращения.
В современных условиях баланс денежных доходов и расходов населения составляется по следующей схеме:
Структура баланса денежных доходов и расходов населения, %.
Баланс
1991
1993
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Доходы
Оплата труда
Социальные трансферты
Доходы от предпринимательской деятельности, собственности прочие доходы
Расходы
Потребительские расходы
Налоги и другие расходы
Организованные сбережения
Покупка валюты
Наличные деньги на руках
Приведенные данные показывают изменение структуры доходов населения в современной рыночной экономике России: снижение доли заработной платы и повышение предпринимательских доходов и доходов от собственности, а также уменьшение доли вложений населения в ценные бумаги и вклады, рост сбережений в иностранной валюте. В результативной части баланса наблюдается тенденция к остатка денег на руках у населения.
С 1991 г. банковская система отказалась от директивного кассового планирования и перешла к составлению прогнозов кассовых оборотов, основной целью которых является определение потребности в наличных деньгах в целом по РФ, по территориям и банкам. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в банки, размеры и целевые направления выдачи наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумму изъятия или выпуска денег в обращение. Основная задача банков всех уровней в работе по составлению прогноза кассовых оборотов состоит в определении изменения наличной денежной массы в обороте, экономному их использованию и разработке мероприятий по увеличению поступлений наличной денежной выручки в банках. Прогноз кассовых оборотов рассчитывается коммерческими банками, территориальными расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) и главными управлениями ЦБ РФ. Они составляются поквартально и на год. Если по прогнозам кассовых оборотов поступления наличных денег превышает выдачи, предполагается изъятие денег из обращения в данном квартале или году. И, наоборот, если прогнозируется превышение выдач наличных денег из кассы банка над их поступлением – ожидается эмиссия денег.
Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Выпуск наличных денег в обращение представляет собой сложный процесс, который включает несколько этапов:
Эмиссионно-кассовое регулирование наличной денежной массы в обращении включает в себя не только выпуск и изъятие денег из обращения, но и их перераспределение между территориями и регионами страны в зависимости от потребностей экономики. Функцию эмиссионно-кассового регулирования денежной массы в регионах выполняют расчетно-кассовые центры при Головных территориальных управлениях ЦБ РФ. В них по его разрешению создаются резервные фонды денежных знаков и монет. Основное назначение резервных фондов состоит в обеспечении эмиссии денежных знаков в обращении, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет новыми, экономии расходов на перевозку из центра и хранения денежных знаков.
Кроме резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из которой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Их остаток в оборотной кассе лимитируется, а при превышении установленного лимита в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения ЦБ РФ и считается изъятием денег из обращения. В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия также устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах. Все деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков устанавливаются лимиты их операционных касс, поэтому наличные деньги в сумме, превышающей лимит, они сдают в ГРКЦ или в РКЦ (КЦ), а те, в свою очередь, при превышении лимитов – переводят их в резервные фонды, т. е. фактически изымают из обращения.
05.03. Депозитно-ссудная эмиссия
Безналичные деньги попадают в обращение благодаря действию механизма банковского мультипликатора. Коммерческие банки выдают кредиты своим клиентам и тем самым создают дополнительные депозиты, что ведет к росту денежной массы.
Экономические агенты, продав свои активы, частично держат их в виде наличности у себя, а частично – в форме банковских депозитов, которые в сумме составляют денежную массу (например, соответственно, 20% и 80%). Далее будем исходить из первоначальной суммы денежной массы в 100 у.е. В этом случае общий балансовый отчет коммерческих банков можно представить так (табл. 05.02).
Исходный баланс системы коммерческих банков.
Банки могут по-разному использовать имеющиеся у них свободные резервы. Часть они резервируют на случай изъятия денег вкладчиками и других целей, а также исходя из резервных требований центрального банка, другую используют для проведения активных операций. Здесь предполагается, что 20% идет в резерв, а остаток – для предоставления ссуд. После этого баланс приобретает следующий вид (табл. 05.03).
Баланс системы коммерческих банков после предоставления ссуд.
После этой операции экономические агенты будут располагать наличностью в 84 у.е. (20+64), а коммерческие банки – в 16 у.е. В результате произошло перераспределение средств денежной базы. В то же время денежная масса возрастает, поскольку уже составляет 164 у.е. (80 у.е. депозитов + 84 у.е. наличности у экономических агентов). Депозиты представляют при этом требования агентов к коммерческим банкам на снятие денег.
Допустим, что полученные в ссуду деньги (64 у.е.) экономические агенты потратили на покупку товаров и услуг. Продавцы товаров и услуг оставляют часть наличности (например, 50%) у себя, а другую часть размещают в банке на депозите. Банки опять-таки в той же пропорции, что и раньше, распределяют между резервами и новыми ссудами. В результате баланс системы коммерческих банков примет следующий вид (табл. 05.04.). Теперь денежная база распределяется следующим образом: наличность у экономических агентов 68 у.е. (20+32+16), где 32 у.е. находится у продавцов, а 16 у.е. – новые ссуды, у коммерческих банков – 32 у.е. (16+16).
Баланс системы коммерческих банков после нового предоставления ссуд.
Процесс расширения денежной массы называется денежной мультипликацией. Этот процесс может быть продолжен и далее, однако он имеет границы. Достаточно предположить, что все наличные деньги, которые имеются у экономических агентов, размещаются ими в коммерческих банках. Тогда вся эмитированная центральным банком наличность сосредоточится в системе коммерческих банков, представляя собой резервы для покрытия депозитов. При норме резервного покрытия в 20% максимальная сумма денежной массы (депозитов) составила бы, как легко показать, 500 у.е. Дальнейшее наращивание денежной массы невозможно, так как вся имеющаяся в экономике наличность образует резервы для частичного покрытия уже открытых депозитов, включая оформление предоставленных ссуд. В экстремальном случае баланс системы коммерческих банков будет выглядеть следующим образом (табл. 05.05).
Баланс системы коммерческих банков при размещении экономическими агентами всей суммы наличности в этих банках.
Таким образом, общее увеличение денежной массы по сравнению с денежной базой по завершении эффекта мультипликативного процесса составит:
m– денежный мультипликатор;
CUR – наличность у экономических агентов;
DEP – банковские депозиты;
RES – банковские резервы;
cur – коэффициент обналичивания (currency-deposit ratio), который показывает, каким образом экономические агенты распределяют деньги между наличностью, оставляемой у себя, и депозитами;
res – коэффициент резервирования (reserve-deposit ratio), показывающий выбранное банками и установленное законодательно отношение резервов к депозитам.
Таким образом, денежный мультипликатор показывает, в какое количество денежной массы превращается каждая наличная денежная единица, выпущенная в обращение центральным банком.
Чем больше склонность домашних хозяйств к сбережениям в форме депозитов (уменьшение коэффициента cur), тем сильнее выражен эффект мультипликации. То же самое можно сказать и про уменьшение коэффициента res. В обоих случаях именно коммерческие банки в совокупности служат «передаточным звеном» в расширении денежной массы. Однако на увеличение склонности домашних хозяйств к сбережениям они не могут влиять в полной мере. В то же время нормы резервирования ими могут уменьшаться до определенных пределов, устанавливаемых центральным банком.
05.04. Денежная масса и денежная база
Предложение денег в хозяйстве, как мы видим, обеспечивается центральным эмиссионным банком страны, который выпускает наличные деньги и системой коммерческих банков, выпускающих деньги безналичные. Спрос на деньги исходит от различных экономических субъектов, которым деньги требуются для совершения покупок, проведения других платежей и для накопления. При этом, на объем спроса и предложения влияет множество факторов, как национального масштаба, так и международного значения. Как правило, размер денежного предложения зависит от основных приоритетов экономической политики государства. Причем, центральный банк имеет специальные механизмы, с помощью которых он может регулировать не только общую сумму наличных в обращении, но и безналичную эмиссию коммерческих банков. Спрос на деньги также может служить объектом государственного регулирования, хотя он в меньшей степени контролируется государством. Например, со спросом на американские доллары выступают не только население и предприятия США, а и зарубежные субъекты. Это объясняется широким применением долларов в международных расчетах и их использованием во внутреннем обороте других стран.
Структура денежного предложения сегодня такова, что наибольшая его доля приходится на безналичные деньги, которые существуют в виде записей по счетам в банках (преимущественно в электронном виде). Эти деньги являются абсолютно равноправными по сравнению с наличными, с их помощью осуществляется большая часть денежных расчетов между экономическими субъектами. Широкое применение безналичных денег вызвано их важными и весомыми преимуществами. Во-первых, издержки их выпуска и обращения для государства неизмеримо малы по сравнению с издержками выпуска и обращения наличных денег. Во-вторых, тот факт, что безналичные деньги существуют в виде записей по счетам, позволяет государству отслеживать и контролировать их движение. В-третьих, применение безналичных денег участниками хозяйства (особенно при проведении платежей на крупные суммы) позволяет им сократить затраты, связанные с хранением, охраной, перевозкой денег и т.д. и значительно ускорить сами расчеты. Однако преимущественное использование безналичных денег характерно для стабильной рыночной экономики и устойчивой банковской системы. В условиях банковского кризиса (например, в России в 1998 году), экономические субъекты больше доверия выражают наличным деньгам.
Доля наличных денег в общем объеме денежной массы в обращении зависит от множества факторов, и для каждой страны будет своей на разных этапах исторического развития. В общем количестве проведенных сделок доля налично-денежных платежей может оставаться большой. Это объясняется тем, что наличные деньги чаще всего применяются при совершении покупок на небольшие суммы и таких покупок совершается очень много. Но в общей сумме проведенных платежей на безналичные расчеты будет приходиться подавляющая часть. Развитие современных средств связи и повсеместное распространение компьютерных технологий является серьезным стимулом для дальнейшего усиления роли безналичных денег.
Денежная масса является важнейшим показателем количества денег в обращении. Денежная масса включает совокупный объем денежных средств – наличных и безналичных, который на данный момент находится в обращении, принадлежит различным экономическим субъектам. Помимо денег она может включать и другие высоколиквидные финансовые активы, которые могут быть обращены в деньги с минимальными потерями времени и средств. К ним относят, например, депозитные сертификаты крупных коммерческих банков, краткосрочные казначейские векселя, сберегательные облигации казначейства. Порядок их отнесения в состав денежной массы зависит от национальных особенностей ее измерения. Таким образом, денежная масса – это неоднородный по своей структуре показатель.
Для характеристики структуры денежной массы используются денежные агрегаты – М0, М1, М2. Денежный агрегат – это статистический показатель, характеризующий объем и структуру денежной массы.
При всем многообразии методов статистического учета денежной массы в различных странах денежные агрегаты в наиболее общем виде могут быть представлены следующим образом:
М0 – включает наличные деньги в обращении (банкноты, монеты металлические, а в некоторых странах казначейские билеты), включая денежные средства в кассах банков;
М1 – содержит агрегат М0 плюс средства на текущих банковских счетах и вклады до востребования, которые можно немедленно использовать или в функции денег как средства обращения или как средства платежа;
М2 – состоит из агрегата М1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках: средства с этих вкладов становятся доступны вкладчику лишь по истечении определенного времени, предусмотренного депозитным договором между банком и его клиентом;
М3 – содержит агрегат М2 плюс сберегательные сертификаты в специализированных финансово-банковских учреждениях;
М4 – состоит из агрегата М3 плюс акции, облигации, депозитные сертификаты коммерческих банков, векселя физических и юридических лиц, т.е. денежные обязательства, для превращения которых в «живые» деньги требуется много времени.
Разграничение денежных агрегатов производится исходя из степени их ликвидности, т.е. возможности быстрой, с наименьшими рисками и затратами конверсии различных форм вкладов и сбережений в быстрореализуемые средства. Денежные агрегаты ранжируются по степени уменьшения ликвидности. Так денежные агрегаты М0 и М1 характеризуют наиболее ликвидную составляющую часть денежно массы. Они включают в себя компоненты, подпадающие под определение денежной массы в узком смысле слова. Другие агрегаты денежной массы включают в себя денежные средства, которые используются в расчетах с определенными ограничениями. По своей сути они скорее являются субститутами, или «квазиденьгами».
Качественный состав денежных агрегатов неоднозначен в различных странах, что обусловлено как традиционно сложившимися теоретическими представлениями о деньгах, о соотношении налично-денежного и безналичного компонентов в совокупном денежном обороте, денег и финансовых активов, так и спецификой денежно-кредитной системы и используемыми методами ее регулирования центральным банком. Так, в США в составе денежной массы присутствуют 4 основных денежных агрегата:
М1 – наличные деньги в обращении, находящиеся за пределами банков, дорожные чеки, депозиты до востребования и так называемые прочие чековые депозиты;
М2 – агрегат М1 плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады в банках, однодневные операции РЕПО (покупка и продажа ценных бумаг с обратным выкупом-продажей), однодневные долларовые депозиты резидентов США, средства на счетах взаимных фондов.
М3 – агрегат М2 плюс краткосрочные государственные облигации, срочные соглашения о выкупе, заключаемые коммерческими, а также сберегательными банками, срочные евродолларовые депозиты резидентов США в зарубежных филиалах американских банков.
Спецификой системы денежных агрегатов, используемых в США, является применение агрегата L состоящего из агрегата М3 плюс казначейские ценные бумаги и банковские акцепты, размещенные вне банковской системы.
В Японии центральные банки используют 4 денежных агрегата. При этом наиболее широкий агрегат М4 включает в себя наряду с наличными деньгами в обращении, средствами на текущих и срочных депозитах в коммерческих банках также и средства, вложенные в один из видов краткосрочных ценных бумаг – в депозитные сертификаты.
Во Франции для определения денежной массы используются десять денежных агрегатов, в Швейцарии и Германии – три, в Англии – пять. Несмотря на различие качественного состава денежных агрегатов и их разное количество, в последние годы наблюдается тенденция к универсализации финансовых рынков, которая предопределила постепенное сближение и состава денежных агрегатов.
Каждая страна, являющаяся членом Международного валютного фонда (МВФ), рассчитывает денежный агрегат М1 согласно разработанной Фондом методологии – М1 включает наличную денежную массу и все виды чековых вкладов. Наряду с ним рассчитывается более широкий показатель денежной массы – «квазиденьги», то есть срочные и сберегательные счета банков и наиболее ликвидные инструменты финансового рынка.
Денежная масса в Российской Федерации рассчитывается Центральным банком по состоянию на 1-ое число месяца на основании данных сводного баланса банковской системы. В состав денежной массы России входят следующие денежные агрегаты:
М0 – наличные деньги в обращении;
М1 – состоит из агрегата М0 плюс средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, на счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, плюс средства Госстраха, плюс вклады населения и предприятий в банках, плюс депозиты населения до востребования в Сбербанке;
М2 – состоит из агрегата М1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке;
М3 – состоит из агрегата М2 плюс сертификаты и облигации государственных займов.
Такое определение структуры денежной массы повышает активность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень давления денежных средств в каждом агрегате на формирование платежеспособного спроса, а, следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. В Российской Федерации в качестве основного денежного агрегата, используемого при расчете текущих макроэкономических показателей, используется агрегат М2.
В любой стране денежная масса выступает объектом постоянного государственного регулирования. Необходимость такого регулирования определяется тем, что размер денежной массы и темпы ее прироста влияют на состояние других экономических показателей. Так, например, если денежная масса растет значительно быстрее, чем объем национального производства, то при прочих равных условиях это может привести к инфляции. В то же время государство прибегает к дополнительной денежной эмиссии с целью стимулирования экономического роста, и в этом случае рост количества денег в обращении удешевляет кредиты и способствует расширению производственных инвестиций. Если же рост денежной массы не успевает за ростом объема национального производства, то находящихся в обращении денег при неизменной скорости их обращения может не хватить для нормального обслуживания всех платежей и расчетов, и тогда под вопросом может оказаться бесперебойность работы национального хозяйства. Контрагентам просто нечем будет расплачиваться друг с другом, они не смогут погашать возникающие денежные требования. Причем, главным должником, как правило, будет государство. Именно оно будет сдерживать рост денежной массы.
Величина денежной массы, необходимой для обращения, зависит не только от объема экономического оборота в стране, но и от скорости обращения денег. При ускорении оборота денег удается обслужить больший экономический оборот с меньшей суммой денег в качестве средства обращения и средства платежа.
Кроме показателей скорости обращения денежной массы в Российской Федерации определяют:
В современной экономической литературе сформировалась общепризнанная концепция о необходимости выделения среди разнообразных видов функциональных денег так называемых наиболее сильных денег, под которыми подразумевается сумма обязательств центрального банка по отношению к частному сектору, отражаемая в его балансе. Как развитие понятия «наиболее сильные деньги» возник термин «денежная база», т.е. совокупность тех обязательств центрального банка по отношению к частному сектору, которые он имеет возможность контролировать. Компонентами денежной базы являются банкноты и монеты, находящиеся у населения и в кассах банков, денежные средства коммерческих банков, депонированные в центральном банке в форме обязательных резервов. В Российской Федерации рассчитывается «узкая» и «широкая» денежная база. В понятие узкой денежной базы включают агрегат М0 (наличные деньги в обращении), плюс денежные средства в кассах банков и обязательные резервы банков в Банке России. Денежная база в широком определении дополнительно включает в себя средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ. Изменения в структуре денежной базы характеризуются увеличением удельного веса наличных денег в обращении, сохранением почти неизменной доли обязательных резервов при относительном сокращении остальных ее составляющих.
Источниками роста денежной базы может быть как увеличение чистых международных резервов Банка России и Правительства РФ, так и объем их чистых внутренних активов. В Российской Федерации после 1998 года основным источником роста денежной базы является увеличение чистых международных резервов, которое происходит за счет покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем рынке и за счет сокращения долга Российской Федерации перед МВФ. Объем чистых внутренних активов в этот период сокращался, главным образом, в результате увеличения остатков средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на счетах Банка России.
Связь денежной базы и денежной массы осуществляется через механизм денежного мультипликатора. Управляя механизмом банковского мультипликатора, Центральный банк расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым он оказывает воздействие на объем денежной массы в обращении. Банк России ежегодно в рамках денежно-кредитной политики устанавливает ориентиры роста денежной массы, которые рассчитываются с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения рассматриваются как. В течение последних лет в Российской Федерации ориентиры роста денежной массы (агрегат М2) устанавливались как промежуточная цель денежно-кредитной политики. Они определяются исходя из таких макроэкономических показателей как динамика ВВП и прогнозируемый рост потребительских цен в предполагаемом периоде. Кроме того, в условиях долларизации отечественной экономики при прогнозировании рублевой денежной массы необходимо учитывать возможное движение средств по валютным счетам всех участников рынка.
Статистические данные показывают, что уровень расхождения в темпах роста денежной массы и номинального ВВП в последние годы не имел постоянного характера, что говорит о неустойчивости эластичности М2 по ВВП и отражает нестабильность скорости обращения денег. По мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен снижается. Поэтому в настоящее время Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т.е. не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его корректировки в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.
В процессе регулирования объема денежной массы определяется покупательная способность денег, от которой зависит качество выполнения деньгами функции меры стоимости и средства накопления. Только при стабильной покупательной способности и устойчивости денежной единицы деньги могут эффективно использоваться для соизмерения стоимостей всех товаров, для расчета и сравнения различных экономических показателей, оценки их динамики, а также создавать надежную основу регулирования экономики денежно-кредитными методами. Обесценение денег, снижение их покупательной способности приводит к тому, что в качестве меры стоимости в национальной экономике используется стабильная иностранная денежная единица, обеспечивающая сопоставимость цен во времени. Цены на все товары устанавливаются не в национальных денежных единицах, а в иностранных, например, в долларах. В качестве средства накопления обесценивающиеся национальные деньги также вытесняются иностранной валютой. Население, а вслед за ним предприятия и организации предпочитают держать свои накопления и сбережения в иностранной валюте, чаще всего в долларах. Происходит процесс «долларизации» экономики.
Выполнение деньгами функции средства обращения и средства платежа, безусловно, также зависит от их устойчивости, но в меньшей степени, чем двух других функций. Опыт показывает, что даже при высокой степени обесценения национальные деньги продолжают использоваться как средство обращения и средство платежа, поскольку выступают в роли «мимолетного посредника», что сводит потери участников расчетов к минимуму. Но при высоких темпах инфляции даже мимолетное нахождение сильно обесценивающихся денег на руках влечет за собой ощутимые потери их держателей. Поэтому в условиях гиперинфляции деньги и в функциях средства обращения и платежа также вытесняются иностранной валютой. Однако при относительной стабильности покупательной способности денег качество выполнения ими этих функций определяется, главным образом, эффективностью функционирования платежной системы.