Что понимается под организацией ведения судебной статистики в российской федерации
Предмет, задачи и источники нормативно-правового регулирования организации ведения судебной статистики
Анализ данных судебной статистики необходим для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, судов, органов юстиции, направленной на обеспечение законности.
Можно сформулировать следующие задачи судебной статистики:
Отсюда следует задача обеспечения доступности и популяризации судебной статистики, в том числе через традиционные и электронные средства массовой информации.
В судебной статистике изучается прежде всего судебная деятельность по осуществлению правосудия, и надо иметь в виду ее количественные характеристики, которые подтверждают, что судебная деятельность связана с разнообразными массовыми правовыми явлениями, которые необходимо изучать с использованием статистических методов, чтобы анализировать судебную практику, выявлять потребности в совершенствовании законодательства и определять тенденции в правосудии.
Ведение судебной статистики осуществляется как непосредственно в судах, так и в органах Судебного департамента и различается спецификой возложенных полномочий и осуществляемых этапов статистической деятельности.
Источниками нормативно-правового регулирования организации ведения судебной статистики являются:
1. Федеральное законодательство:
— Конституция РФ (ст. 71);
— Закон РСФСР «О судоустройстве в Российской Федерации»;
— Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»;
— Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;
2. Подзаконные нормативно-правовые акты:
— приказы Судебного департамента, утверждающие инструкции по ведению судебной статистики и судебному делопроизводству; формы документов первичного статистического учета и статистической отчетности; положения о структурных подразделениях, в полномочия которых входят вопросы ведения судебной статистики;
— межведомственные приказы (в том числе «О едином учете преступлений»);
— административные договоры (соглашения о разграничении полномочий по обеспечению деятельности мировых судей) между органами Судебного департамента и службами по обеспечению деятельности мировых судей.
В настоящее время действуют следующие подзаконные нормативные акты по вопросам ведения судебной статистики в судах общей юрисдикции:
— Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 с изменениями и дополнениями;
— приказы Судебного департамента от утверждении статистической карточки на подсудимого*(17) (является единым документом первичного статистического учета подсудимых);
— Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 г. N 169 (устанавливает правила формирования показателей и представления статистической отчетности);
— ежегодно издаваемые приказы Судебного департамента об утверждении табеля и форм статистической отчетности*(18);
Регламент арбитражных судов РФ, утвержденный постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 5 июня 1996 г. N 7 (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 4 марта 2010 г. N 12), приказы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об утверждении форм статистической отчетности.
Проблемы организационно-правового обеспечения мировых судей в условиях разнообразия форм организации их деятельности в субъектах Российской Федерации, включение военных судов в общую систему организационно-правового обеспечения судов органами Судебного департамента при Верховном Суде РФ*(19) нашли свое отражение и в вопросах ведения судебной статистики.
Ведение судебной статистики опирается на содержательную часть юридических наук, поскольку специфическим объектом изучения является судебная практика, а также на методологическую базу общей теории статистики и прикладные знания информатики для обеспечения автоматизированной обработки данных и представления результатов статистического анализа. Целью организации ведения судебной статистики является обеспечение на требуемом уровне всех этапов статистической работы. Задачи определяются этапами и объектами статистического исследования.
Что понимается под организацией ведения судебной статистики в российской федерации
5. Организация ведения первичного статистического учета
Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденная Приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. N 161 (с изм. и доп.), и Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная Приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 (с изм. и доп.).
5.2. Мировые судьи при ведении судебного делопроизводства должны руководствоваться документами первичного статистического учета дел по первой инстанции, утвержденными для районных судов за исключением показателей документов первичного учета, которые обеспечивают отражение характеристик по делам, не относящимся к подсудности мировых судей.
5.3. Руководитель территориального органа Судебного департамента по согласованию с органом в субъекте Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей устанавливает порядок организации ведения судебной статистики на участках мировых судей в соответствии с действующими в субъекте Российской Федерации законодательством и принятыми нормативными актами, регулирующими организационно-правовое обеспечение мировых судей.
5.4. Утвержденная статистическая отчетность о деятельности мировых судей на уровне субъекта Российской Федерации представляется по каждому судебному участку.
5.5. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, как и в случае его временного отсутствия (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) и возложении постановлением председателя соответствующего районного суда исполнения его обязанностей на мирового судью другого судебного участка того же судебного района все поступающие уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях продолжают регистрироваться в соответствии с их подсудностью на судебном участке отсутствующего мирового судьи.
5.6. Все документы первичного учета в судебном делопроизводстве, а также дела после рассмотрения хранятся на этом участке и не передаются на участок заменяющего судьи. При этом в учетно-статистических карточках указывается фамилия, имя, отчество мирового судьи, на которого возложено исполнение обязанности рассмотрения поступивших дел взамен отсутствующего мирового судьи. Для учета числа дел, рассмотренных каждым мировым судьей, в субъекте Российской Федерации составляются статистические таблицы, где указывается: сколько дел рассмотрено им по различным судебным участкам, а также количество отмененных и измененных судебных решений по каждому мировому судье согласно данным районных судов.
5.7. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления статистической информации, а также за соблюдение логического и формального контроля данных, сопоставление их с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода несут председатели областных и равных им судов, районных судов, мировые судьи, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также лица, на которых возложены обязанности по организации ведения судебной статистики и составлению отдельных отчетов. Указанные лица подписывают статистические отчеты.
Организация ведения судебной статистики в контексте развития отечественного судебного делопроизводства
Латышева Наталья Аркадьевна, начальник отдела делопроизводства, судебной статистики и систематизации законодательства Архангельского областного суда.
В статье рассмотрен организационно-правовой аспект становления ведения судебной статистики как особой отрасли правовой статистики. Шаблоны и способы формирования, сбора, обработки информации первичного статистического учета в российских судах отражали потребности государства о данных статистического наблюдения в целях фиксации количественных юридически значимых показателей при отправлении правосудия, которые реализовывались посредством ведомственной управленческой составляющей.
Ключевые слова: судебная статистика, судебное делопроизводство, первичный статистический учет, показатели статистической отчетности, организация судебной деятельности.
Organizing Judicial Statistics in the Context of Court Records Management Development in Russia
Latysheva Natalia A., Head of Record Management, Judicial Statistics and Systematization of Legislation Department of the Arkhangelsk Regional Court.
The article examines the legal aspect of the formation of conducting judicial statistics as a special branch of legal statistics. Templates and methods of formation, collection, processing primary statistical accounting in the Russian courts reflect the needs of the state statistical observation data in order to commit legally significant quantitative indicators of the administration of justice that have been implemented by the departmental management component.
Key words: court statistics, court office work, case management, primary statistical accounting, statistical reporting indicators, the organization of judicial activities.
Савюк Л.К. Правовая статистика: учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 126.
См.: Руководство в судебных делах для земских начальников, городских судей, уездных съездов, губернских присутствий и чинов полиции. СПб., 1892, С. 276.
Герцензон А.А. Судебная статистика. М.: Юрид. изд-во, 1948. С. 90.
Государственный архив Архангельской области. Ф. 69. Оп. 2. Д. 70.
См.: Гернет М.Н. Моральная статистика. М., 1922. С. 35.
Становление судебной системы социалистического государства в числе прочих задач требовало безусловного обеспечения универсальными сведениями, входящими в блок судебной статистики. Введение справочных листков об осужденных в 1918 г., статистических листов для обвиняемых в 1919 г. на местах встречало непонимание, при наличии трудностей с их заполнением. Единая карточная система в ведении судебного делопроизводства была введена циркуляром НКЮ РСФСР от 21 апреля 1925 г. N 82.
Эрлих Гинзбург. За коренную перестройку судебной статистической отчетности // Советская юстиция. 1934. N 25. С. 14.
Там же. С. 15.
Кодинцев А.Я. Уголовная ответственность за трудовые преступления в колхозах в годы сталинского режима // История государства и права. 2015. N 9. С. 61.
Гинзбург В.С., Липцис О.Я. В помощь секретарю народного суда. М.: ОГИЗ, 1935. С. 8.
См.: Постановление Совмина РСФСР от 23.01.1962 N 70 «О работе Центрального статистического управления при Совете Министров РСФСР» // СПС «КонсультантПлюс».
Добровольская Т. Применение перфокарт в судах для ведения статистической отчетности и анализа судебной практики // Советская юстиция. 1969. N 15. С. 19.
Советская юстиция. 1967. N 19. С. 19.
Тулинов А., Мурадьян Э. Компьютеризация в суде // Советская юстиция. 1987. N 14. С. 12.
Первов В. Персональная ЭВМ в работе суда // Советская юстиция. 1990. N 22. С. 4.
Там же. С. 5.
См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // СПС «КонсультантПлюс».
См.: Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 21.10.1999 N 129 «Об утверждении Временной инструкции по ведению статистической отчетности о судимости и о деятельности федеральных судов общей юрисдикции» // СПС «КонсультантПлюс».
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 02.06.2004 N 82 «Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики» // СПС «КонсультантПлюс».
См.: Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 29.12.2007 N 169.
См.: П. 1.2 Инструкции по ведению судебной статистики, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.12.2007 N 169 // СПС «КонсультантПлюс».
Что понимается под организацией ведения судебной статистики в российской федерации
1. Нормативно-правовое и организационно-методическое
обеспечение ведения судебной статистики
в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
а также в Верховном Суде Российской Федерации в части формирования статистической отчетности о деятельности судов.
Формы о деятельности судов характеризуют работу судов по рассмотрению дел и материалов по всем видам судопроизводства, формы о судимости являются статистической разработкой учетных показателей в уголовном судопроизводстве первой инстанции по лицам (подсудимым) о результатах рассмотрения уголовных дел по вступившим в силу судебным актам по существу обвинения.
Ведение судебной статистики в военных судах в части специализированных форм отчетности военных судов регламентируется приказом Судебного департамента от 24.09.2019 N 214 «Об утверждении Инструкции по составлению статистических отчетов военных судов», приказом Судебного департамента от 25.03.2021 N 56 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности военных судов и форм статистической отчетности о деятельности военных судов». Ведение первичного учета в делопроизводстве военных судов осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в военных судах, утвержденной приказом Судебного департамента от 09.10.2014 N 219. В автоматизированном судебном делопроизводстве предусмотрены особенности первичного учета и формирование специализированных форм статистической отчетности.
1.3. Правовой основой ведения судебной статистики в судебной системе Российской Федерации являются Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Правовой основой осуществления Судебным департаментом и его территориальными органами функции ведения судебной статистики (организационно-методического обеспечения ведения судебной статистики и формирования статистической информации) является Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В соответствии с положениями названного Закона Судебный департамент и УСД ведут судебную статистику (соответственно п. 12 ч. 1 ст. 6 «Полномочия Судебного департамента» и п. 4 ч. 1 ст. 14 «Полномочия управления Судебного департамента»).
Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р.
Предоставление судебной статистики по запросам и доступ к судебной статистике заинтересованных лиц определяется Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (п. 2 ч. 5 ст. 14) и регламентируется положениями Инструкции.
Пункт 12 части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
Положения Инструкции на дату утверждения соответствуют Табелю форм статистической отчетности, формам статистической отчетности, утвержденным приказом Судебного департамента от 11.04.2017 N 65 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которым формы арбитражных судов N 1 АС, 2 АС, 3 АС, 5 АС введены с 01.07.2019.
1.4. Статистическая отчетность о деятельности судов разрабатывается с учетом следующих принципов:
Использование автоматизированных технологий судебного делопроизводства должно обеспечивать единые алгоритмы формирования статистической отчетности и выгрузку статистических данных в электронные форматы, требуемые для загрузки в программное обеспечение для сбора форм статистической отчетности.
Система статистических показателей, представленная в формах статистической отчетности судов, отражает деятельность судов по различным судебным инстанциям и видам судопроизводства.
Система статистических показателей арбитражных судов представляет собой совокупность показателей форм отчетности арбитражных судов разных уровней и судебных инстанций, а также отчетности Коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации о рассмотрении дел по экономическим спорам, пересмотру дел, рассмотренных арбитражными судами в качестве вышестоящих судебных инстанций.
1.5. В Инструкции изложены основные правила заполнения форм статистических отчетов, обязательные для всех судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, Верховного Суда Российской Федерации.
В Инструкции определены основные правила формирования статистических отчетов по формам о деятельности судов и судимости на основе данных первичного статистического учета, ведущегося в судах и на участках мировых судей в соответствии с правилами судебного делопроизводства; отражает порядок формирования первичной статистической отчетности в автоматизированных картотеках судебного делопроизводства, ее обработки, получение сводной статистической отчетности, ее хранение и представление по запросам в государственные органы, предоставление доступа иным заинтересованным пользователям.
Программный шаблон формы отчетности представляет собой электронную форму для формирования отчета в формате MS Excel, содержащую реквизиты формы, отчетный период и наименование организации (абонента), представляющей отчет, необходимые для автоматизированной идентификации отчета, статистические таблицы разделов формы, формализованное описание ФЛК (обязательного и информационного), справочники абонентов и отчетных периодов и иную справочную информацию. На титульном листе содержит программные элементы (кнопки), вызывающие программы формирования электронных форм отчетов в формате, необходимом для загрузки в базы данных программных изделий «Судебная статистика» (ПИ ССт) и «СТАКС-центр». Программные шаблоны форм регламентной статистической отчетности генерируются из ПИ ССт по описанию структур форм и ФЛК.
В части сбора регламентной статистической отчетности, подготовки аналитического сборника основных показателей работы судов и иных аналитических таблиц на основе представленной статистической отчетности, подготовки сводной отчетности в программном изделии «Судебная статистика» подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика» ГАС «Правосудие».
1.7. Отделом ОМОВСС ГУОПО осуществляется разработка проектов форм статистической отчетности о деятельности судов, ФЛК проверки показателей в формах статистической отчетности, а также документов первичного статистического учета и логического контроля учетных показателей; организационно-методическое обеспечение ведения судебной статистики, ее развитие и взаимодействие с другими государственными информационными ресурсами; совершенствование аналитической деятельности на основании данных судебной статистики; координация деятельности УСД, федеральных судов в области ведения судебной статистики.
Для работы с использованием специализированного программного обеспечения необходимо руководствоваться :
Все указанные нормативно-технологические документы в актуальном состоянии размещаются в файлообменном ресурсе Судебного департамента. Также документация к соответствующим программным изделиям размещается на портале технической поддержки ГАС «Правосудие» в разделе «Программное обеспечение».
В дополнение к описанию применения ПИ ССт в файлообменном ресурсе Судебного департамента размещаются учебные материалы по работе с программным изделием.
Инструкции размещены для работников судебной системы на портале технической поддержки ГАС «Правосудие» в разделе «Программное обеспечение: ПИ «СТАКС-центр» (ограниченный доступ).
Консолидированные информационные источники судебной информации: консолидированная база данных сведений с сайтов судов общей юрисдикции, единая картотека судебных дел, консолидированные банки судебных решений, консолидированная база данных статистических карточек на подсудимых, картотека арбитражных дел и банк решений арбитражных судов.
1.10. Для обеспечения качественного и своевременного рассмотрения дел с учетом нагрузки и специализации судей, для проведения аналитической работы в судах по указанию председателя суда может вводиться оперативная статистическая и иная справочная информация, содержащая статистические показатели, носящие уточняющий и дополнительный характер, формируемая из данных автоматизированного судебного делопроизводства.
Порядок организации работы по ведению судебной статистики в суде: первичному статистическому учету в судебном делопроизводстве, формированию регламентной и нерегламентной (запросной) статистической отчетности и ответственные должностные лица за ее выполнение устанавливаются приказом председателя суда.
В целях проведения ведомственных наблюдений в форме специально организованных обследований, в том числе для проверки достоверности представленной статистической отчетности, по решению начальника УСД могут запрашиваться из судов статистические или справочные сведения. Для подготовки таких запросов готовятся разъяснения о порядке их формирования с использованием функционала используемых автоматизированных систем.
В целях исключения необоснованных трудоемких работ, увеличивающих нагрузку на аппараты судов, при подготовке к специальным обследованиям (дополнительной статистической информации) проводятся предварительные выборочные обследования. Систематическое истребование дополнительной статистической отчетности, справочных сведений из судов и судебных участков мировых судей помимо утвержденных форм должно быть согласовано с председателем областного и равного ему суда в субъекте Российской Федерации.
1.11. В программном шаблоне в реквизите «Должностное лицо, ответственное за составление отчета» указывается фамилия, имя, отчество непосредственного составителя отчета, его должность, а также номер служебного телефона, дата формирования отчета.
В реквизите «Руководитель» указывается председатель суда (мировой судья) или другой руководитель (заместитель председателя суда), на которого возложена ответственность за составление и представление соответствующей формы статистической отчетности, который несет ответственность за достоверность и своевременность ее представления.
В реквизите «Согласовано» при направлении сводной статистической отчетности по районным судам и по мировым судьям при направлении сводной отчетности по итогам года на бумажном носителе указывается председатель областного или равного ему суда соответствующего субъекта Российской Федерации или другой руководитель (заместитель председателя суда). При направлении первичных отчетов судов, а также сводных статистических отчетов о деятельности гарнизонных военных судов реквизит «Согласовано» не заполняется.
1.12. Направление сводных статистических отчетов регламентной отчетности по районным судам и мировым судьям в электронном виде в Судебный департамент сопровождается направлением сопроводительного письма за подписями начальника (заместителя начальника) УСД и председателя (заместителя председателя) областного и равного ему суда соответствующего субъекта Российской Федерации, в котором указывается об успешной загрузке электронных форм отчетов в федеральное хранилище судебной статистики в ПИ ССт. Сопроводительные письма направляются посредством электронного документооборота.
XML-файлы для загрузки в ПИ ССт.
В папке для каждого года создаются папки:
ANALIZ-STAT, где размещаются обзоры судебной статистики, сборники основных показателей работы судов, сводные отчеты по уровням судов и иные аналитические материалы на основе данных судебной статистики;
INFORM, где размещаются методические и информационные материалы;
PROGRAMS, где размещаются программные шаблоны и обновления к ПИ ССт.
Для арбитражных судов в папке Stat имеется папка ARBITRSTAT с аналогичной структурой.
1.14. Доступ на файлообменный ресурс осуществляется через сайт Судебного департамента, размещенный в сети Интернет по адресу www.cdep.ru. Доступ к указанной папке является ограниченным и осуществляется работниками судов, УСД и ООДМС с использованием логина и пароля, которые устанавливаются в централизованном порядке Судебным департаментом.
1.16. Просмотр содержимого папки «Stat», копирование новой информации, обновлений программного обеспечения по судебной статистике и программных шаблонов работниками, ответственными за ведение судебной статистики в УСД, ООДМС и в судах, должны производиться не реже одного раза в неделю (в отчетный период ежедневно).
Работы по настройке ПИ «Судебная статистика» могут быть включены в договоры технической поддержки ГАС «Правосудие».
1.18. Специалисты по судебной статистике в УСД и окружных (флотских) военных судах поддерживают в актуальном состоянии информационное обеспечение программного изделия (справочники, описание структур форм и ФЛК) и программные шаблоны в ПИ ССт.
1.19. При упразднении суда (судебного участка) не рассмотренные на конец отчетного периода дела и материалы передаются в суд (на судебный участок) и отражаются в отчетности следующим образом:
в случаях вынесения определения о передаче по подсудности (поступившие дела, по которым не было принято решение о назначении судебного заседания) дела будут учтены как оконченные, а в суде, куда передано дело, будет учтено как повторно поступившее после передачи по подсудности;
в случаях передачи по акту без вынесения судебного постановления, оканчивающего производство по делу, учет дела должен быть полностью перенесен в базу данных суда, которому дело было передано по акту (то есть с даты поступления дела в упраздненный суд). В картотеке упраздненного суда в примечании указывается о передаче дела по акту в связи с упразднением суда. При формировании отчета дела, переданные по акту, исключаются из отчета.