Что понимается под отчетной единицей

Тема 12. Основы бухгалтерской отчетности

Цель и задачи темы

Цель – раскрыть значение отчетности для управления и контроля.

Задачи:

Оглавление

12.1. Понятие и виды отчетности

Составление отчетности о работе хозяйствующего субъекта является завершающим этапом учетной работы, в ходе которого получают информацию, используемую как внутренними, так и внешними пользователями.

Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности.

Составляемая организациями отчетность классифицируется по следующим признакам.

По срокам составления и представления

По степени обобщения информации

Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу организации за определенный период времени с целью выявления типичных и массовых явлений, процессов и их результатов. С ее помощью осуществляется контроль над объемом и качеством произведенной продукции, над движением производственных, финансовых и трудовых показателей в рамках отрасли или административного региона (района, города, области, региона, страны, региона стран).

При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.

Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля над хозяйственной деятельностью организации, осуществляемого руководством. Оперативная отчетность содержит минимально необходимое количество показателей, характеризующих результаты работы по отдельным видам деятельности. Такая отчетность является способом текущего наблюдения за ходом хозяйственной деятельности. По своему содержанию и порядку составления она близка к статистической отчетности.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) представляет собой совокупность показателей, характеризующих правильность и полноту исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность исчисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов в рамках так называемого налогового учета.

Бухгалтерская отчетность. В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) «бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль над выполнением конкретных показателей работы (величиной финансового результата деятельности организации за отчетный период) и имущественным положением организации в стоимостном выражении на отчетную дату.

К отчетности как элементу метода бухгалтерского учета предъявляется целый ряд требований:

Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации, и обычно по содержанию совпадает со статистической отчетностью.

Специальная отчетность включает совокупность определенных показателей. Так, организации составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларацию о налоге на имущество и др.

Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководства производственно-финансовой деятельностью организации. Например, отчеты о работе цехов, сведения о ходе производства и т. д.

Внутригодовая отчетность содержит показатели о ходе и результатах работы за день, декаду, месяц, квартал.

Внутригодовая оперативная и статистическая отчетность называется текущей отчетностью.

Внутригодовая бухгалтерская отчетность называется промежуточной, к ней относится квартальная и полугодовая.

В состав промежуточной отчетности включают:

В состав промежуточной отчетности могут включаться и другие отчетные формы.

Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.

Годовая бухгалтерская отчетность, кроме бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2), включает также:

Индивидуальная отчетность составляется хозяйствующими субъектами- юридическими лицами и характеризует их производственно-финансовую деятельность.

Консолидированная отчетность составляется группой компаний, холдингом, головной организацией в концерне, которые имеют в своем составе дочерние и зависимые организации. Такую отчетность формирует и представляет материнская компания Группы.

Сводную отчетность составляют вышестоящие организации.

Промежуточная и годовая отчетность направляется:

Годовую бухгалтерскую отчетность представляют заинтересованным пользователям до 1 апреля следующего за отчетным года, а промежуточную — не позднее 30 дней после окончания отчетного периода.

Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей (публикуется в журналах, газетах и т. д.).

12.2. Содержание бухгалтерской отчетности

Для получения достоверных показателей отчетности и своевременного ее составления необходимо провести определенную подготовительную работу, которая осуществляется в соответствии с графиком работы подразделений бухгалтерии хозяйствующего субъекта.

Подготовительная работа состоит из ряда взаимосвязанных этапов.

Первый этап — проверяется полнота сдачи в бухгалтерию хозяйствующего субъекта первичных документов от цехов, складов, подотчетных лиц и т. д.

Второй этап — включаются в затраты на производство расходы за декабрь, поскольку регистры по затратам на производство построены по принципу накапливания итогов.

Третий этап — рассчитываются и включаются в затраты на производство амортизация основных средств, нематериальных активов и резерв на оплату отпусков работников и другие цели.

Четвертый этап – исчисляется средний процент транспортно-заготовительных расходов (отклонений фактической себестоимости от плановой) по материалам; рассчитывается фактическая себестоимость использованных в производстве материалов и списывается на соответствующие счета затрат.

Пятый этап –в установленные сроки проводится инвентаризация всех активов и обязательств хозяйствующего субъекта, результаты которой отражаются в установленном порядке.

Шестой этап заключается в расчете стоимости взаимных услуг цехов вспомогательных производств и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) цехов вспомогательных производств, после чего производится ее списание на счета затрат потребителей услуг (цехи основного производства, сторонние потребители).

Седьмой этап связан с закрытием собирательно-распределительных счетов цехов основного производства (счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»).

Восьмой этап – затраты, собранные на счете 20 «Основное производство», распределяются между выпущенной готовой продукцией и остатками незавершенного производства. На этом этапе калькулируется себестоимость произведенной готовой продукции и рассчитывается фактическая производственная себестоимость проданной продукции (работ, услуг).

Девятый этап заключается в списании внепроизводственных расходов (расходов на продажу) с целью включения их в полную фактическую себестоимость проданной продукции. Одновременно рассчитываются (начисляются) НДС и другие налоги и определяется результат по продаже продукции (работ, услуг).

Десятый этап завершает цикл учетных работ. На этом этапе производятся заключительные записи в учетные регистры, и они закрываются, так как рассчитанные в них показатели переносятся в Главную книгу.

На основе записей Главной книги составляется бухгалтерский баланс.

Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс (форма № 1).

Баланс имеет большое значение для руководства организацией. Он отражает состояние активов в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта и его финансовое состояние. Например, по данным баланса определяются обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность и др.

По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а также их причины. На основе информации, содержащейся в балансе, можно разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Данные бухгалтерского баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.

Особое значение приобретает баланс в деле контроля и изучения производственно-финансовой деятельности организации.

При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности организации.

Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов.

Действующими нормативными актами определены единые принципы и правила составления баланса для всех хозяйствующих субъектов. Структура бухгалтерского баланса отвечает в целом требованиям международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Так, например, разделы актива баланса расположены в нем в порядке возрастания ликвидности, разделы пассива сформированы по степени срочности погашения обязательств (собственный капитал, обязательства со сроком погашения более одного года, обязательства со сроком погашения менее одного года). Отчетная форма баланса – это баланс-нетто.

Действующая форма баланса содержит основные показатели, характеризующие работу организации, ее финансовое положение. На результаты работы оказывает влияние целый ряд факторов, влияние которых раскрывается в других формах отчетности.

Важнейшим показателем, характеризующим работу хозяйственного органа, являются прибыль и убытки. Данные о порядке формирования финансового результата работы содержатся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

Совокупный финансовый результат (прибыль или убыток) включает:

В отчете о прибылях и убытках все данные приводятся в сравнении с предыдущим годом, что позволяет анализировать их в динамике.

Показатели о состоянии и изменении капитала хозяйствующего субъекта содержатся в отчете о движении капитала (форма № 3). В отчете приводятся данные о начальном и конечном остатках капитала, его увеличении и использовании.

Отчет состоит из нескольких разделов.

В первом разделе раскрываются состав и движение собственного капитала (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, целевое финансирование).

Во втором разделе содержится информация об остатках и движении резервов организации, создаваемых за счет себестоимости продукции (резервы на оплату отпусков работников, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год, резерв на ремонт основных средств и другие, предусмотренные законодательством РФ и нормативными актами Минфина РФ).

В третий раздел включены показатели, характеризующие наличие и движение резервов, созданных за счет прибыли организации (резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги).

Четвертый раздел данного отчета заполняют хозяйственные общества и товарищества. В нем приведены показатели, отражающие изменения капитала отчетного года в сравнении с предыдущим.

В отчете о движении капитала представлены показатели стоимости чистых активов, используемые для оценки ликвидности организации. Под чистыми активами понимают разницу между суммой активов хозяйствующего субъекта, принимаемых к расчету, и суммой обязательств, принимаемых к расчету.

Наличие и движение (поступление и расходование) денежных средств в отчете о движении денежных средств (форма № 4) представлено по видам деятельности:

В отчете содержатся данные о поступлении наличных денежных средств, что позволяет контролировать правомерность осуществления наличных расчетов хозяйствующим субъектом. По данным отчета пользователи могут оценить возможность предприятия погашать обязательства и осуществлять инвестиции.

Детализация ряда показателей бухгалтерского баланса, характеризующих качественную работу организации, приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Вся информация, содержащаяся в этом отчете, позволяет проследить состояние и движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества, финансовых вложений, социальных показателей и др.

Составной частью годовой бухгалтерской отчетности является пояснительная записка. Содержание пояснительной записки должно соответствовать Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Вся информация, содержащаяся в пояснительной записке, подразделяется на обязательную и рекомендательную. К первой группе относится информация, раскрывающая структуру хозяйствующего субъекта, объем деятельности и достижения в его развитии (объем продаж, состав прочих активов и пассивов, показатели финансового состояния, техническая, социальная и экономическая политика, информация о налоговых платежах, распределении прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, и др.).

Рекомендательный характер носит информация, раскрывающая тенденции изменению основных показателей деятельности организации.

Между отчетной датой и датой подписания годовой отчетности существует большой временной разрыв. В течение этого периода в деятельности хозяйствующего субъекта могут произойти события, существенно влияющие на показатели отчетности. Организации обязаны информировать пользователей отчетности о таких событиях. Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) и «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/2001) определяют порядок отражения в отчетности таких явлений.

К событиям после отчетной даты относят благоприятные и неблагоприятные существенные факты хозяйственной деятельности, оказывающие влияние на финансовое состояние организации, результаты деятельности, движение денежных средств и другие факты.

События после отчетной даты делятся на две группы.

К первой группе относятся факты, подтверждающие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация осуществляла свою хозяйственную деятельность:

Ко второй группе относятся факты хозяйственной деятельности, возникшие после отчетной даты:

События после отчетной даты отражаются в отчетности посредством уточнения соответствующих данных об активах, капитале, обязательствах, доходах и расходах в денежном выражении на основе специальных расчетов.

К условным фактам хозяйственной деятельности относят такие, в отношении последствий которых по состоянию на отчетную дату существует неопределенность:

Все условные факты оцениваются в стоимостном выражении на основе специальных расчетов и отражаются в бухгалтерской отчетности за отчетный период.

Выводы

В современных условиях бухгалтерская (финансовая) отчетность служит одним из основных источников информации не столько для менеджмента различного уровня самой организации, сколько для внешних пользователей.

Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.

Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс (форма № 1).

Баланс имеет большое значение для руководства организацией. Он отражает состояние активов в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта и его финансовое состояние.

Источник

Тема 4. Международные стандарты, определяющие состав и порядок представления финансовой отчетности (МСФО 1, 7, 14, 34, 29, 8)

Цель — изучение принципов учета, порядка составления и представления финансовой отчетности.

Оглавление

4.1. МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»

Целью МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» является обеспечение базы для представления финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы достичь сопоставимости как с собственной финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Данный стандарт устанавливает ряд требований к составлению и представлению финансовой отчетности, даются рекомендации по ее структуре и содержанию.

МСФО 1 применяется при предоставлении всей финансовой отчетности общего назначения, составляемой и представляемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Стандарт не применяется к сокращенной промежуточной финансовой информации.

МСФО 1 применяется всеми типами компаний, включая банки и страховые компании.

Финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения компании и совершенных ею операций.

Целью составления финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении компании, ее финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, которая полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании.

Для достижения этой цели финансовая отчетность обеспечивает информацию о следующих показателях компании: активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах, включая прибыли и убытки, и движении денежных средств.

Каждый компонент финансовой отчетности должен быть четко обозначен. Требования к финансовой отчетности:

Каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения и не должны представляться отдельно.

Активы и обязательства не должны взаимозачитываться, за исключением случаев, когда это требуется или разрешается другим Международным стандартом финансовой отчетности.

Статьи доходов и расходов должны взаимозачитываться тогда и только тогда, если:

Сравнительная информация должна раскрываться в отношении предшествующего периода для всей числовой информации в финансовой отчетности.

Финансовая отчетность должна представляться как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период большей или меньшей продолжительности, чем 1 год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью:

Полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:

Бухгалтерский баланс. МСФО 1 не предписывает порядок или формат, в котором статьи должны представляться в бухгалтерском балансе. Как минимум баланс должен включать линейные статьи, которые представляют:

Дополнительные линейные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться в балансе тогда, когда это требуется Международным стандартом финансовой отчетности или когда такое представление необходимо для достоверного представления финансового положения компании.

Каждая компания, основываясь на характере ее операций, должна представлять краткосрочные (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные) активы и обязательства как отдельные разделы бухгалтерского баланса.

Компания должна раскрывать в балансе или примечаниях к нему:

для каждого класса акционерного капитала:

Отчет о прибылях и убытках. Как минимум отчет о прибылях и убытках должен включать линейные статьи, которые представляют:

В отчете о прибылях и убытках должны представляться дополнительные линейные статьи, заголовки и промежуточные суммы, когда этого требует Международный стандарт финансовой отчетности или когда такое представление необходимо для достоверного представления финансового положения компании.

Стандартом регламентируется составление отчета о прибылях и убытках одним из двух методов: характера затрат или функции затрат.

В соответствии с методом характера затрат расходы объединяются в соответствии с их характером (например, амортизация, закупка материалов, транспортные расходы, заработная плата, затраты на рекламу и т. д.), и не перераспределяются в соответствии с их различным назначением внутри компании. Этот метод применяется в небольших компаниях, где не требуется распределения операционных расходов в соответствии с функциональной классификацией.

Второй метод «по назначению затрат» или «по себестоимости продаж» классифицирует расходы в соответствии с их назначением как часть себестоимости продаж, затрат на распространение или на ведение административной деятельности.

Выбор метода анализа затрат зависит как от исторических, так и от отраслевых факторов и от характера организации.

Компания должна представлять в отчете о прибылях и убытках или в примечаниях к нему следующую информацию:

В виде отдельной формы финансовая отчетность должна раскрывать изменения в отношении величины капитала компании и его составляющих элементов, другую информацию, имеющую отношение к капиталу. Отчет об изменениях в капитале должен показывать:

Кроме того, компания должна представлять либо в данном отчете, либо в примечаниях к нему сведения:

Изменения в капитале за отчетный период отражают увеличение или уменьшение чистых активов, влияние отдельных факторов на динамику элементов, составляющих собственный капитал.

Таким образом, стандарт рекомендует составление отчета об изменениях в капитале одним из двух вариантов:

4.2. МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»

Цель МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» заключается в требовании предоставления информации об исторических изменениях в денежных средствах и их эквивалентах посредством отчетов о движении денежных средств, в которых производится классификация поступлений и платежей денежных средств за период, получаемых от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Компания обязана готовить отчет о движении денежных средств в соответствии с требованиями МСФО 7 и представлять его в качестве составной части своей финансовой отчетности за каждый отчетный период.

Стандарт использует и раскрывает следующие термины.

«Денежные средства» — это денежные средства в кассе и на расчетном счете компании.

«Эквиваленты денежных средств» — краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко обратимые в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения их стоимости.

«Движение денежных средств (потоки денежных средств)» — поступления и платежи денежных средств и их эквивалентов.

«Операционная деятельность» — основная, приносящая выручку деятельность компании и прочая деятельность, отличная от инвестиционной и финансовой деятельности.

«Инвестиционная деятельность» — приобретение и продажа внеоборотных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.

«Финансовая деятельность» — деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе капитала и заемных средств компании.

Отчет о движении денежных средств должен представлять данные о движении денежных средств за период, классифицируя их по операционной, инвестиционной или финансовой деятельности.

Компания должна представлять данные о движении денежных средств от операционной деятельности, используя один из двух методов:

Поощряется использование компаниями прямого метода для представления потоков денежных средств. Этот метод обеспечивает информацию, необходимую для оценки будущих потоков денежных средств, которая отсутствует при использовании косвенного метода. При использовании прямого метода информация об основных видах валовых денежных поступлений и валовых денежных платежей может быть получена из учетных записей компании либо путем корректировки продаж, себестоимости продаж и других статей в отчете о прибылях и убытках с учетом изменений в запасах и операционной дебиторской и кредиторской задолженности в течение периода.

При использовании косвенного метода чистый поток денежных средств от операционной деятельности определяется путем корректировки чистой прибыли или убытка с учетом:

Данные о движении денежных средств от операционной, инвестиционной или финансовой деятельности могут представляться в отчетах по нетто-методу:

Раскрытие этой информации может включать:

4.3. МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

Цель стандарта состоит в определении минимального содержания промежуточной финансовой отчетности и установлении принципов для признания и оценки в полной и сжатой финансовой отчетности за промежуточный период. Своевременная и надежная промежуточная отчетность повышает способность инвесторов, кредиторов и других лиц выяснить возможность создания компанией прибыли и потоков денежных средств, оценить ее финансовое состояние и ликвидность.

МСФО 34 не устанавливает, какие компании должны публиковать промежуточную финансовую отчетность. Стандарт рекомендует компаниям, чьи долговые или долевые ценные бумаги свободно обращаются на рынке, формировать промежуточную финансовую отчетность, по крайней мере, по состоянию на конец первой половины их финансового года. При этом представлять ее пользователям следует не позднее чем через 60 дней после окончания промежуточного периода.

Промежуточная финансовая отчетность — это финансовая отчетность, содержащая либо полный комплект финансовой отчетности, либо набор сжатых финансовых отчетов за промежуточный период.

Промежуточный период — это отчетный период короче полного финансового года.

Промежуточная финансовая отчетность предназначена для представления обновленной информации по сравнению с последним полным комплектом годовых финансовых отчетов. Она должна отражать новые виды деятельности, события и условия и не дублировать ранее представленную в отчетах информацию.

МСФО 34 предусматривает два возможных варианта представления промежуточной финансовой отчетности.

Первый вариант: промежуточная отчетность должна содержать полный комплект финансовых отчетов, предусмотренный МСФО 1. Формирование отчетности в этом случае должно соответствовать требованиям МСФО 1.

Второй вариант: промежуточная отчетность формируется в сжатом формате, который предполагает включение в отчет лишь названий разделов и промежуточных статей, содержащихся в последнем годовом отчете, и выборочных пояснительных примечаний. Дополнительные статьи или примечания должны включаться в том случае, если их пропуск может ввести в заблуждение пользователей финансовой информации.

Стандарт устанавливает минимальные компоненты промежуточной финансовой отчетности. Промежуточная финансовая отчетность должна включать как минимум следующее:

При составлении промежуточной финансовой отчетности компания должна применять ту же учетную политику, что и для составления годовых финансовых отчетов, за исключением изменений в учетной политике, произведенных после даты составления последних годовых финансовых отчетов, которые должны быть отражены в следующей годовой финансовой отчетности. Периодичность отчетности компании — годовая, полугодовая или квартальная — не должна влиять на оценку ее годовых результатов.

Промежуточная отчетность должна включать следующие промежуточные финансовые отчеты за периоды:

бухгалтерский баланс по состоянию на конец текущего промежуточного периода и сравнительный бухгалтерский баланс по состоянию на конец непосредственно предшествующего финансового года;

отчеты о прибылях и убытках за текущий промежуточный период и нарастающим итогом за текущий финансовый год в сравнении с отчетами о прибылях и убытках за сопоставимые промежуточные периоды предшествующего финансового года;

отчет об изменениях в капитале нарастающим итогом за текущий финансовый год в сравнении с отчетом за сопоставимый период года, непосредственно предшествующего финансового года;

отчет о движении денежных средств общим итогом за текущий финансовый год в сравнении с отчетом за сопоставимый период года, непосредственно предшествующего финансового года.

Принципы признания активов, обязательств, доходов и расходов для промежуточных периодов такие же, что и для годовой финансовой отчетности.

4.4. МСФО 14 «Сегментная отчетность»

Целью МСФО 14 «Сегментная отчетность» является установление принципов представления в отчетах финансовой информации по сегментам — информации о различных типах товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районах, в которых она работает, с тем чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:

Многие компании производят группы товаров или услуг или работают в географических районах с разными нормами рентабельности, возможностями развития, перспективами на будущее и рисками. Информация о разных типах товаров и услуг компании и ее операциях в разных географических районах имеет большое значение для оценки рисков и прибылей диверсифицированной международной компании. Таким образом, сегментная информация рассматривается как необходимая для удовлетворения потребностей пользователей финансовых отчетов.

МСФО 14 должен применяться компаниями, чьи долевые и долговые ценные бумаги свободно обращаются, а также компаниями, чьи долевые и долговые ценные бумаги находятся в процессе выпуска на открытых рынках ценных бумаг.

Стандарт выделяет два вида сегментов — хозяйственный и географический.

Хозяйственный сегмент — это выделяемый компонент компании, занятый в производстве отдельного товара (предоставлении услуг) или группы связанных продуктов или услуг, подвергающийся рискам и получающий выгоды иные, чем другие хозяйственные сегменты компании.

Товары и услуги являются взаимосвязанными, если наблюдается идентичность в их характере; характере производственных процессов; типе или классе клиентов; методах их распространения; требованиях регулирующей среды для определенных видов деятельности (например, банковской, страховой и др.)

Географический сегмент — это выделяемый компонент компании, занятый в производстве продуктов или предоставлении услуг в конкретной экономической среде, который подвергается рискам и получает доходы, отличные от рисков и доходов тех географических сегментов, которые действуют в других экономических условиях.

При определении географических сегментов должны учитываться следующие факторы: сходство экономических и политических условий; отношения между операциями в разных географических районах; сходство осуществляемых операций; специальные риски, связанные с операциями в конкретном районе; правила валютного контроля; валютные риски.

Географический сегмент может быть основан: по месту расположения производственных и сервисных мощностей и других активов компании; по месту расположения ее рынков и клиентов.

Доходы сегмента — это доходы, представленные в отчете о прибылях и убытках компании, которые непосредственно относятся на сегмент, и соответствующая часть доходов компании, которые обоснованно могут быть отнесены на сегмент.

Доходы сегмента подразделяются на доходы от операций с внешними клиентами и от операций с другими сегментами этой же компании.

В доходы сегмента не включаются результаты чрезвычайных обстоятельств, доходы от дивидендов и процентов (в том числе полученные от других сегментов), прибыль от инвестирования и от погашения долгов, если только сегмент не осуществляет операции финансового характера.

Расходы сегмента — это расходы, возникающие в результате основной деятельности сегмента, которые непосредственно относятся к нему, и соответствующая часть расходов, которые могут быть обоснованно распределены на сегмент.

Расходы сегмента подразделяются на расходы, относящиеся к продажам внешним клиентам, и расходы, относящиеся к операциям с другими сегментами этой же компании.

Расходы сегмента не включают: результаты чрезвычайных обстоятельств; проценты (в том числе от других сегментов); убытки от инвестирования и погашения долгов; долю компании в убытках ассоциированных, совместных и иных компаний, учтенных по методу участия; расходы по налогу на прибыль; общие административные расходы, относящиеся к компании в целом.

Результаты сегмента — это выручка сегмента за вычетом его расходов. Результаты сегмента определяются до выполнения любых корректировок для доли меньшинства.

Составление сегментной отчетности требует решения вопроса о том, какой формат сегментной отчетности должна выбрать компания в качестве основного (первичного). Выбор формы зависит от характера рисков и уровня прибыльности компании.

Если риски и прибыли компании определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичной признается информация по хозяйственным сегментам. При этом вторичная информация раскрывается по географическим сегментам.

Если риски и прибыли компании определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной — по хозяйственным сегментам.

В тех случаях, когда компания находится под сильным влиянием хозяйственных и географических рисков и прибылей, в качестве первичного формата отчетности применяются хозяйственные сегменты.

Стандарт требует раскрытия значительных объемов информации в отношении первичных сегментов, а в отношении вторичных сегментов эти объемы сокращены.

Отчетным сегментом, согласно стандарту, является сегмент, информация о котором должна раскрываться в сегментной отчетности. Необходимое условие признания сегмента отчетным — большая часть доходов сегмента должна формироваться за счет продаж внешним покупателям. Кроме того, МСФО 14 содержит критерии признания отчетного сегмента.

Каждый хозяйственный или географический сегмент внутренней отчетности должен формировать самостоятельный отчетный сегмент, если:

Сегмент, признанный отчетным в предыдущем периоде, должен сохранять этот статус и в текущем периоде, даже если его доходы, расходы, активы не отвечают критериям признания.

МСФО 14 устанавливает требования к раскрытию сегментной информации дифференцированно по формам отчетности.

Стандарт предлагает отражение следующих моментов в отчетности в качестве первичного раскрытия: доходы от внешних клиентов; доходы от операций с другими сегментами; сегментный результат; балансовая сумма активов; сегментные обязательства; затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов; расходы на амортизацию; неденежные расходы помимо отчислений на амортизацию; доля чистой прибыли или убытков и инвестиций по методу участия в ассоциированных компаниях или совместных предприятиях; сверка доходов, результатов, активов и обязательств.

Требования к раскрытию информации в отчетах на основании вторичного формата следующие:

4.5. МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»

Стандарт должен применяться для первичной финансовой отчетности (включая консолидированную финансовую отчетность) компании, которая составляет отчетность в валюте страны с гиперинфляционной экономикой.

Стандарт не устанавливает абсолютное значение темпа инфляции, когда она представляется переходящей в стадию гиперинфляции. На наличие гиперинфляции могут указывать типичные для такого процесса характеристики состояния экономической среды:

Для обеспечения сопоставимости показателей финансовой отчетности, составляемой в условиях гиперинфляции, МСФО 29 регламентирует пересчет стоимостных показателей отчетности за предыдущие периоды в денежных единицах, действующих на отчетную дату. Для пересчета показателей финансовой отчетности должен использоваться индекс цен, который наилучшим образом отражает изменения общей покупательной способности отчетной валюты. В большинстве стран для этой цели принято использовать индекс потребительских цен.

Правила пересчета показателей финансовой отчетности в условиях гиперинфляции, регламентируемые МСФО 29, различаются: для денежных и неденежных статей; статей, отраженных по фактической или восстановительной стоимости.

Денежными статьями являются деньги или активы и обязательства, предназначенные к получению или выплате деньгами. К денежным активам относятся денежные средства в кассе и на счетах в банке, дебиторская задолженность, соответствующая определению денежных статей, рыночные долговые бумаги и т. п. Денежные обязательства включают заемные средства, налоги к выплате, векселя к оплате, прочую кредиторскую задолженность, соответствующую определению денежных статей.

К неденежным статьям относятся: основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, долевые ценные бумаги, акционерный капитал, резервы, отложенные налоговые обязательства и требования и т. п.

Правила пересчета статей финансовой отчетности по МСФО 29 состят в следующем:

В финансовой отчетности должна раскрываться следующая информация:

Раскрытия, требуемые стандартом, необходимы для того, чтобы показать метод отражения результатов воздействия инфляции в финансовой отчетности.

4.6. МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки»

Задача МСФО 8 состоит в установлении критериев выбора и изменения учетной политики, а также в определении требований по раскрытию информации о влиянии учетных оценок и ошибок на отчетные данные.

Требования по раскрытию информации об учетной политике установлены в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Сфера применения МСФО 8 охватывает:

Порядок отражения в отчетности налогов, связанных с ошибками/корректировками, относится к сфере действия МСФО 12 «Налоги на прибыль».

Согласно стандарту, учетная политика — это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для составления и представления финансовой отчетности.

Выбранная компанией учетная политика должна применяться последовательно в последующие годы. Однако в последние годы в МСФО происходят значительные изменения правил, вводятся новые стандарты. Все это требует внесения дополнений и изменений в учетную политику компаний. Кроме того, при изменении внутренних обстоятельств организация может выбрать другой способ ведения учета, если в сложившихся обстоятельствах именно он будет более уместным и надежным относительно представления информации о финансовом положении и результатах деятельности компании. Такое изменение называется добровольным.

Изменение учетной политики может производиться ретроспективно и перспективно.

Ретроспективное применение (основной подход) — это применение новой учетной политики к сделкам, прочим событиям и обстоятельствам таким образом, как если бы она использовалась всегда. В результате сальдо нераспределенной прибыли на начало периода будет пересчитываться, равно как и сравнительные данные за предыдущий период.

Перспективное подход к изменению учетной политики предполагает, что новая учетная политика применяется только к сделкам, прочим событиям и обстоятельствам, произошедшим после даты изменения в учетной политике.

Согласно новой редакции МСФО 8, во многих случаях применение перспективного метода запрещено. Перспективный способ отражения изменений допускается только в случае изменений в бухгалтерских оценках.

Определение стоимости балансовых статей и статей отчета о прибылях и убытках часто основывается на оценках.

Оценка предполагает профессиональное суждение, основанное на самой свежей из доступной информации. Например, оценка может потребоваться для определения величины безнадежных долгов, степени обесценения, справедливой стоимости, срока полезного использования и размера обязательств по гарантийному обслуживанию.

Пересмотр оценки не связан с предыдущими периодами и не является исправлением ошибки.

Изменение учетной оценки — это процесс корректировки балансовой стоимости актива или обязательства, или корректировки целевого назначения актива.

Изменение базы оценки рассматривается как изменение учетной политики, а не изменение самой оценки.

Если разграничить изменение политики и изменение учетной оценки сложно, то принятое изменение трактуется как изменение учетной оценки.

Изменения учетных оценок, осуществленные в связи с получением новой информации или свершением новых событий, исправлением ошибок не являются.

Результат изменения в бухгалтерских оценках признается перспективно и включается в расчет прибыли или убытка в периоде:

МСФО 8 охватывает также проблемы учета ошибок, обнаруженных в финансовой отчетности прошлых периодов.

Ошибки, допущенные в предшествующих отчетных периодах — это пропуски или искажения финансовой отчетности за предыдущие отчетные периоды.

Существенные пропуски в тексте или искажения отчетности определяются как существенные, если они могут оказать влияние на решения пользователей.

Пропуск информации, которая была доступной и которую следовало включить в отчетность, классифицируется как ошибка.

К ошибкам относятся: арифметические ошибки, неправильное применение учетной политики, недосмотр и неправильное толкование объекта, намеренное искажение.

Новые правила МСФО 8 допускают применение только ретроспективного пересчета, при котором результаты исправления ошибок включаются в сальдо нераспределенной прибыли на начало самого раннего из представленного периодов.

В случае невозможности определить влияние на отдельные периоды необходимо сделать пересчет начального сальдо по статьям для самого раннего периода, для которого это возможно. Если же и такой вариант не осуществим, т. е. невозможно установить кумулятивный эффект ошибки на начало текущего периода, следует применить перспективный пересчет с того периода, для которого это реально.

Информация об изменениях оценок подлежит раскрытию, за исключением тех случаев, когда их влияние определить не представляется возможным; при этом следует указать причины, по которым информация не раскрывается.

Финансовая отчетность не соответствует МСФО, если она содержит существенные ошибки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *