Что понимается под планом
Виды планов, формы планирования, экономика предприятия
Разнообразные виды планов регулярно составляются руководством предприятий. От того, насколько четко, качественно и подробно они будут составлены, во многом зависит успех работы и достижение высоких результатов. Это своего рода ориентир, который помогает предприятию двигаться в правильном направлении с учетом внешней ситуации и степени обеспеченности ресурсами.
Планы и планирование
Принципы составления планов
Все виды планов составляются на основании определенных принципов:
Какими бывают планы
В соответствии с различными классификационными признаками, различают следующие виды планов (для лучшей наглядности материал мы оформили в виде таблицы).
Признак | Виды |
По времени | Краткосрочные. Долгосрочные. |
По целям | Тактические. Стратегические. |
По точности | Детализированные. Укрупненные. |
По сфере применения | Корпоративные. Цеховые. |
По содержанию | Производства и реализации продукции. Социальные. |
По ориентиру | Реактивные (вследствие каких-либо событий либо на основании предшествующего опыта). Интерактивные (предусматривают взаимодействие прошлых, будущих и настоящих показателей). |
Все перечисленные квалификационные признаки могут существовать как по-отдельности, так и пересекаться в одном плановом документе.
Бизнес-план
Для привлечения инвестиций или же для получения кредита на развитие собственного дела необходимо правильно презентовать свою идею. Для этого необходимо составить бизнес-план, который представляет собой сведения об организации, а также ее финансовые показатели. Состоит он из следующих разделов:
План проверок
Работа предприятия требует непрерывного контроля соответствия заданным показателям. Для этого составляется план проверок для организации в целом, а также для каждого подразделения в отдельности. Аналогичные документы также составляются налоговыми и другими контролирующими службами. На предприятии проверки могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением посторонних лиц и организаций. Это также должно быть прописано в плане.
Определение перспективной стратегии
Стратегическое планирование может включать в себя следующие моменты:
Стратегия деятельности предприятия разрабатывается топ-менеджерами фирмы. Она обязательно должна быть подкреплена финансовыми расчетами на основании ретроспективного анализа. Одним из главных требований к подобного рода планам является гибкость, ведь внешняя среда достаточно нестабильна. Также при разработке стратегии нужно учесть тот факт, что затраты на ее реализацию должны быть полностью оправданы ожидаемыми результатами.
Развитие предприятия
План развития предприятия подразумевает кардинальные изменения как в экономической, так и в организационной системе фирмы. При этом должен наблюдаться значительный финансовый и технологический рост. Центральное место занимает увеличение объемов производимой продукции и, как следствие, чистой прибыли.
Стратегический план развития предприятия может быть разработан по следующим основным направлениям:
Перспективные планы
Перспективные планы основаны на прогнозах касательно будущей экономической ситуации как внутри организации, так и за ее пределами. Период составления такой программы может охватывать промежуток времени вплоть до 15 лет.
Финансовое планирование
Финансовый план неразрывно взаимосвязан с разработкой экономических и социальных вопросов. В нем отражается использование материальных ресурсов, а также планируемая себестоимость готовой продукции. Также при составлении данного документа должно быть предусмотрено использование имеющихся материальных запасов и финансовых ресурсов с целью совершенствования процесса производства.
Финансовый план по своей форме напоминает бухгалтерский баланс. В нем должны быть четко прописаны все статьи, которые касаются доходной и расходной частей. В приходном разделе отображаются такие операции, как поступления от участия в капитале, проценты по депозитным счетам и прочее. Говоря о затратах, отмечают амортизацию, погашение задолженностей и так далее.
Годовой план предприятия
Практически каждое производственное (и даже непроизводственное) предприятие считает обязательным составлять план работы на год. В нем прописываются такие моменты, как затраты на производство узлов и деталей, а также себестоимость готовой продукции, выручка, которую предполагается получить, а также суммы обязательных платежей.
Годовой план представляет собой нечто вроде прогноза. Он основан на тенденциях развития самого предприятия, а также отрасли и рынка в целом. Данные прогнозы составляются на основе данных за предыдущие периоды, учитывая при этом возможные отклонения и непредвиденные колебания экономики.
На крупных предприятиях недостаточно составить годовой план только лишь для организации в целом. Требуются финансовые расчеты и детализация экономических показателей по каждому подразделению. При этом такие планы должны быть увязаны между собой и не иметь противоречий.
Составление оперативного плана
Оперативный план работы позволяет обеспечить выполнение стратегических целей предприятия. В отличие от долгосрочных планов, данная разновидность регулирует текущую деятельность фирмы. Такой документ может охватывать период длительностью до трех месяцев.
Содержание оперативного плана может быть описано следующим образом:
Процедура составления планов
Составление планов работы предприятий подразумевает прохождение нескольких последовательных этапов:
Без составления четких и развернутых планов невозможно обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование предприятия. Руководство должно иметь четкое представление о целях деятельности, а также о средствах, которые понадобятся для их достижения. Кроме того, все виды планов дают возможность предприятию смягчить влияние экономических колебаний.
Что понимается под планом
План — слово, происходящее от латинского слова planus (ровный, плоский), откуда происходят английские plane, plain, немецкое Plan и т. д. Первоначально это понятие означало равнину, позже стало использоваться в геометрии, где стало обозначать плоскость, а также и проекции определенного предмета на эту плоскость. В связи с этим появились следующие значения слова:
Топонимы
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «План» в других словарях:
план — план, а … Русский орфографический словарь
план — план/ … Морфемно-орфографический словарь
ПЛАН — ПЛАН, плана, муж. (лат. planum плоскость). 1. Чертеж, изображающий на плоскости, обычно в крупном масштабе, какой нибудь предмет, какое нибудь сооружение, какую нибудь местность методом прямой горизонтальной проекции. План здания. План города.… … Толковый словарь Ушакова
план — 1. ПЛАН, а; м. [от лат. planum плоскость] 1. Чертёж, изображающий в масштабе на плоскости местность, предмет, сооружение и т.п. с сохранением их реальных пропорций. П. здания. П. города. П. школы. П. космического корабля. Сильно уменьшенный п.… … Энциклопедический словарь
план — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? плана, чему? плану, (вижу) что? план, чем? планом, о чём? о плане; мн. что? планы, (нет) чего? планов, чему? планам, (вижу) что? планы, чем? планами, о чём? о планах 1. Планом называется… … Толковый словарь Дмитриева
планёр — 1) безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха с крылом для создания аэродинамической подъёмной силы. Помимо крыла, как и самолёт, имеет фюзеляж, шасси и хвостовое оперение. В свободном полёте движется со снижением (планирует) по наклонной… … Энциклопедия техники
ПЛАН — (лат. planum, от planus ровный, гладкий). 1) чертеж, изображение предмета на бумаге в малом виде. 2) в живописи: расстояние предметов одного от другого. 3) фигурально: общее распределение какой либо работы, соображения, намерения, проект; план… … Словарь иностранных слов русского языка
ПЛАН — (от лат. planum плоскость) 1) чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (в масштабе 1:10000 и крупнее) часть земной поверхности (топографический план).2) Горизонтальный разрез или вид сверху какого либо сооружения или предмета (см.,… … Большой Энциклопедический словарь
План «Z» — масштабная программа по перевооружению германского военно морского флота, принятая незадолго до начала Второй мировой войны. Содержание 1 Предыстория 2 План «Z» 3 Реализация … Википедия
Основные принципы планирования: понятие и методы
Наличие плана действий в любой ситуации помогает достичь цели более экономными средствами. Основные принципы стратегического планирования в менеджменте являются базой организации деятельности на предприятии. План позволяет скоординировать действия всех участников процесса и правильно распределить имеющиеся ресурсы. Поэтому в управлении такое большое значение придается процессам планирования.
Понятие планирования
С момента, когда человек начал задумываться о своих перспективах, появляется простейшее планирование. Постепенно человечество накапливает опыт, совершенствует приемы выстраивания программ действий, которые приводят к получению результатов. Так появляется планирование, сущность, основные принципы и методы которого сегодня изучает целая наука – менеджмент. Под ним понимается система и последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы достичь какой-либо цели. Это некий мостик между сегодняшним положением дел и желаемым состоянием.
Стратегия и планирование
Принято различать стратегическое и текущее планирование. Цели и основные принципы планирования организации работы предприятия, связанные с решением долгосрочных задач, обязательно коррелируются со стратегией компании. Необходимость наличия стратегии объясняется потребностью облегчить процесс принятия управленческих решений. Менеджер должен понимать, куда идет компания, и в рамках этого направления он может принимать решения. Выработка стратегии является наивысшей формой планирования, а уже в ее рамках осуществляются более простые формы. Текущее планирование невозможно или малоэффективно без стратегии. Так же, как тактические решения обеспечивают реализацию долгосрочных целей, так как прийти к ним «одним шагом» невозможно.
Цели и задачи
Цели и основные задачи, принципы планирования, конечно, связаны со спецификой деятельности компании, однако существуют универсальные цели, характерные для любого предприятия. К ним относятся:
Базовые принципы
Любой вид планирования имеет уникальные свойства, обусловленные спецификой предприятия. Однако существуют универсальные постулаты, которые характерны для любого вида такой деятельности. Французский теоретик менеджмента А. Файоль говорил о пяти правилах хорошей программы действий, о базовых принципах планирования. В менеджменте сегодня можно обнаружить широкий и узкий перечень основных положений. Согласно узкому списку, основными принципами планирования являются: единство, точность, непрерывность, гибкость, участие. В более широкой трактовке к ним добавляются следующие постулаты: информативность, экономическая обоснованность, а также комплексность, своевременность, целенаправленность, интеграция. Факультативными принципами можно назвать оптимальность, стабильность, непротиворечивость, конкретность и измеримость и т. д. Список этот можно продолжать, так как планирование – процесс чрезвычайно сложный и многообразный. Поэтому традиционно в менеджменте говорят о 5-7 универсальных принципах.
Единство
Все основные принципы планирования подчиняются первому ведущему правилу единства, или холизма. Оно гласит: все элементы планирования должны сосуществовать в системе и взаимодействии. Единство выражается в системном подходе к постановке целей и подборе средств их достижения. Взаимосвязь между субъектами планирования и структурными элементами предприятия должна обеспечиваться на горизонтальном и вертикальном уровнях. Невозможно планировать деятельность отдельно взятого подразделения в отрыве от прочих отделов и служб. Любые изменения в планах одного структурного элемента организации должны отражаться и учитываться в планах всех прочих отделов. Только единое, сквозное планирование деятельности организации позволяет реализовать общие цели компании и достичь частных целей подразделений и сотрудников.
Гибкость
Следует понимать, что план – это не догма и не приговор, он испытывает влияние множества факторов внешней и внутренней среды. Поэтому понятие, основные принципы планирования всегда должны отвечать правилу гибкости. Даже самое качественное и обоснованное планирование неспособно предусмотреть всего, поэтому план изначально должен обладать определенной гибкостью, чтобы он своевременно мог модифицироваться, если произошли перемены в обстоятельствах и условиях ведения деятельности компании. Однако это не должно снижать прочих характеристик плана: его конкретности, достижимости, временной определенности и т. д. Чаще всего гибкость выражается в том, что в план закладываются обоснованные возможные дополнительные вложения и вариабельность действий в определенных ситуациях. Например, в случае возникновения форс-мажорных или кризисных случаев.
Участие
Перечисляя основные принципы планирования, следует особо остановиться на участии: в процессе планирования должно участвовать максимально возможное количество сотрудников компании, в идеале – все работники. Участие в планировании позволяет человеку эмоционально прожить поставленные цели, и эта вовлеченность мотивирует его эффективнее работать. Партисипативный стиль планирования раскрывает творческий потенциал работников, обеспечивает интегративность усилий в создании плана, что повышает его качество и эффективность. Участие в планировании приносит также пользу компании, развивая сотрудника, мотивируя его размышлять о судьбе предприятия. Совместная работа над планом организации создает особый корпоративный дух в компании, усиливает активность и новаторство коллектива.
Непрерывность
Несмотря на то что план должен всегда иметь ограничение по срокам реализации, перечисляя основные принципы планирования работы организации, А. Файоль говорит о непрерывности этого процесса. В менеджменте не существует окончания планирования, так как, даже начиная реализацию программы действий, необходимо вести мониторинг ситуации и контролировать соответствие плана текущим обстоятельствам. В случае необходимости в план всегда можно и нужно вносить коррективы. После достижения поставленных целей необходимо оценить эффективность составленного плана, учитывая достижения и ошибки, приступать к новому циклу планирования. Практика показывает, что менеджер сначала вырабатывает стратегию, затем планирует текущие действия разной срочности, далее осуществляет еженедельное и ежедневное планирование. Таким образом, все его действия связаны с процессами планирования.
Точность
Как и другие основные принципы планирования, точность зависит от внешнего и внутреннего воздействия на организацию. Однако при планировании следует стремиться к максимально возможной конкретизации и детализации. Чем точнее план, тем легче его реализовать. Обычно стратегические планы имеют меньшую степень детализации, чем текущие и тактические. Чем короче временной промежуток и ближе к настоящему моменту, на который разрабатывается программа действий, тем точнее можно планировать шаги по достижению цели. Точность должна выражаться в измеримости целей, в поставленных сроках, в определенности затрачиваемых ресурсов.
Информативность
Все основные принципы планирования базируются на широком информативном обеспечении. Для разработки эффективных планов менеджерам необходимо владеть большим количеством данных: экономических, производственных, социальных. Анализ макро- и микроэкономических обстоятельств, выяснение положения компании на рынке, оценка конкурентоспособности и стабильности предприятия – все это возможно только при качественном информативном обеспечении планирования. Поэтому в организации следует выстраивать надежную и эффективную информационную систему, сопровождающую работу менеджера.
Экономическая целесообразность
Основные принципы и методы планирования всегда нацелены на достижение в конечном итоге экономического успеха компании. Поэтому менеджер должен понимать, что все его цели и планы должны быть экономически выгодными для организации и экономически обоснованны. Любое плановое решение должно приниматься исходя из экономических критериев. План должен стремиться к максимизации прибыльности компании, если только это не социальная, некоммерческая организация. Поэтому окончательные решения по планированию должны осуществляться на основе детального системного анализа, экономического прогнозирования и обоснования.
Этапы планирования
Любое планирование состоит из примерно одних и тех же последовательных действий. К этапам планирования относятся:
Стратегическое и текущее планирование
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАН:
3.1 Содержание и виды планирования
3.2 Стратегическое и текущее планирование
Планирование является естественной частью менеджмента. Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть», а «предвидеть – это уже почти действовать».
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
— делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
— проясняет возникающие проблемы;
— стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
— улучшает координацию действий в организации;
— увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
— способствует более рациональному распределению ресурсов;
— улучшает контроль в организации.
Планирование деятельности предприятия сферы сервиса и туризма – непрерывный систематический процесс определения будущих целей, средств и методов формирования, развития предприятия и управления им.
Процесс планирования рассматривается в широком и узком смысле. В подготовке и принятии решений состоит процесс планирования в широком смысле.
В процессе планирования предполагается получить ответ на три вопроса:
1. Каково наше сегодняшнее реальное положение?
2. Какой путь следует избрать для достижения целей туристской фирмы?
3. Посредством каких методов и ресурсов можно достигнуть поставленной цели?
Структура планирования:
1. Прогнозирование— составление прогнозов будущего состояния социально-экономических процессов и определение вероятности наступления тех или иных положительных или негативных ситуаций.
2. Моделирование– научное описание ситуаций и будущего состояния социально-экономических процессов с использованием математических моделей.
3. Программирование – конкретное обоснование реализации решений, прогнозов и моделей.
Планирование в узком смысле – это составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации для осуществления принятых решений.
План – официальный документ, в котором отражаются:
— прогнозы развития организации в будущем;
— промежуточные и конечные задачи, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями;
— механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;
— стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
1 этап. Фирма проводит исследование внешней и внутренней среды организации, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
2 этап. Фирма устанавливает ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.
3 этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, формирует различные варианты стратегии.
4 этап. Выбор одной из альтернативных стратегий.
5 этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
6 этап. Среднесрочное планирование.
7 этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы.
8 этап. Учет результатов выполнения плана: что организации удалось сделать, реализуя свои планы; каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.
В целом процесс планирования – это замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию планов) связью.
Система планирования туристского предприятия обычно состоит из отдельных планов.
Существуют три основных типа планов.
1. Планы-цели – это набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.
2. Планы для повторяющихся действий, содержащие сроки их выполнения, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях.
3. Планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических проблем.
По срокам выполненияпланы делят на три группы:
1. Долгосрочные (от 3 до 5 лет);
2. Среднесрочные (от 1 года до 3 лет);
3. Краткосрочные (от 1 дня до 1 года).
Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Высший уровень – стратегическое планирование – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.
Планирование, осуществляемое на нижнем уровне организации, называется оперативным планированием.
Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, общим или бизнес-планом функционирования организации.
Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы и определение тактики реализации выбранной стратегии (тактическое или текущее планирование).
Понятие «стратегия» – греческого происхождения. Первоначально оно имело военное значение и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы.
Стратегия экономической организации – это совокупность главных целей и основных способов достижения данных целей.
Основу стратегических планов составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния и оценка собственного потенциала.
Стратегия сервисного предприятия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
Термин «тактика» – также первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей.
Текущее (тактическое) планирование – это планирование на срок до 1 года, которое ориентировано на выбор средств для достижения стратегических целей. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах.
К тактическим вопросам относятся: создание определенной организационной структуры, порядок найма сотрудников, процедуры взаимодействия с потребителями продукции и т.д. Реализация стратегии предполагает, что организация устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы была достигнута стратегическая цель.
Краткосрочные планы разрабатываются в виде бюджетов, финансовых смет, производственных программ.
Оперативный план – документ, цель которого – обеспечить общее понимание задач компании, стратегии и тактики решения таких задач, а также определить объемы, качество и структуру ресурсов, выделяемых для этого. В оперативных планах содержатся плановые задания по большинству важнейших показателей деятельности предприятия и его подразделений. Оперативный план устанавливает границы количественных и качественных задач, конкретизируя их для фирмы в целом и каждого подразделения.
Знание технологий стратегического и текущего планирования позволяет специалистам сервиса и туризма уверенно планировать будущее своих предприятий.
Контрольные вопросы:
1. Какова роль планирования в деятельности туристского предприятия?
2. Дайте характеристику основным этапам процесса планирования.
3. Что понимается под планом? Назовите виды планов, разрабатываемых на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
4. Чем отличается стратегическое планирование от текущего?
5. Что составляет основу стратегического планирования? Какие виды планов составляются в рамках стратегического планирования?
6. Чем отличается оперативное планирование от текущего? Что составляет основу текущего планирования?
7. Какие факторы влияют на эффективность планирования?
Задание для самостоятельной работы: проследите развитие какой-либо сферы деятельности в социально-культурном сервисе и туризме (гостиничная индустрия, индустрия питания, транспортная индустрия, индустрия развлечений) за прошедшее десятилетие. На этом примере докажите необходимость разработки и реализации стратегии. Определите роль текущего планирования в реализации этой стратегии.