Что понимается под правовыми средствами противодействия коррупции

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3

3) нормативные правовые акты Российской Федерации:

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные правовые акты;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)

Лекционный материал на тему:

«Коррупция (понятие, ответственность,

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.

-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

-получение взятки (статья 290 УК РФ)

-дача взятки (статья 291 УК РФ);

-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);

-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Ответственность за коррупцию.

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;

в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:

получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).

— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

-обеспечение независимости средств массовой информации;

-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Источник

Правовые и организационные основы противодействия коррупции

Защита данных
с помощью DLP-системы

Что понимается под правовыми средствами противодействия коррупции. Смотреть фото Что понимается под правовыми средствами противодействия коррупции. Смотреть картинку Что понимается под правовыми средствами противодействия коррупции. Картинка про Что понимается под правовыми средствами противодействия коррупции. Фото Что понимается под правовыми средствами противодействия коррупции

У стойчивость работы государственного аппарата Российской Федерации, его независимость от внешних воздействий гарантирует развитие государства и качество жизни граждан. Если государственный служащий оказался в ситуации, когда на него оказывается воздействие с целью вовлечения в коррупционные преступления, он должен иметь механизм борьбы с этим влиянием. Принятые на настоящий момент нормативно-правовые акты должны обеспечить защиту общества от коррупции.

Нормативно-правовое регулирование

Основным нормативным актом в сфере борьбы с коррупцией в Российской Федерации стал закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Им были установлены: основные понятия; организационно-правовые меры, применяемые для предотвращения коррупционной деятельности; ограничения, которые налагаются на государственных служащих и должностных лиц в целях противодействия коррупции.

Также в зоне регулирования федерального закона оказались вопросы конфликта интересов, который иногда становится основой для противоречащего целям государства поведения госслужащего, даже без наличия явной коррупционной составляющей.

В интересах каждого государственного органа в Российской Федерации оказалось создание в рамках предлагаемой законом правовой реальности собственной системы мер, которая помогла бы предотвратить коррупцию. Эти меры могут реализовываться как организационно, принятием документов, так и технически, путем использования аппаратных и программных методов недопущения действий, совершение которых могло бы стать частью коррупционного правонарушения.

Понятие коррупции и противодействия коррупции

Общего понятия коррупции в законе, в отличие от общественного восприятия, не существует. Предложен перечень действий, каждое из которых, с одной стороны, носит характер противоправного, с другой, характеризуется неким общим признаком – должностное лицо использует свое служебное положение для получения выгод, совершая при этом действия, идущие вразрез с интересами общества и государства. Выгода может достигаться любыми путями, включая получение денежных средств или имущества от третьих лиц, заинтересованных в том или ином действии государственного служащего Российской Федерации. Таким образом, закон о противодействии коррупции в ст. 1 подводит под это понятие такие составы уголовных преступлений, как:

Далее закон вводит самостоятельное определение, которое нельзя соотнести с определенным составом: использование служебного положения вопреки интересам общества или государства для получения выгоды себе или каким-то третьим лицам. Очевидно, что это определение может быть разложено на составы, указанные ранее. Также необходимо отметить, что в законе о противодействии коррупции не рассмотрено получение выгоды неимущественного характера, например, устройство ребенка на высокооплачиваемую работу или протекция по службе. Это резко сужает возможности контроля над коррупционными проявлениями в Российской Федерации.

Под противодействием коррупции закон понимает действия уполномоченных государственных органов, структур гражданского общества, граждан, целью которых становится предупреждение коррупционных проявлений; борьба с ними; минимизация последствий этих деяний.
Таким образом, закон счел борьбу с коррупцией задачей всего общества, а не только государственного аппарата. Помимо закона, специфическая деятельность регулируется различными нормативными правовыми актами, в частности, указами Президента Российской Федерации, постановлениями, издаваемыми министерствами, ведомствами, муниципальными властями. Так, на уровне многих муниципальных районов Российской Федерации отдельными распоряжениями их глав внедряются Памятки «Как не быть вовлеченными в коррупцию» с четким перечислением обязанностей муниципального служащего, возникающих при его столкновении с коррупционными проявлениями, и задач по организации противодействия коррупции.

Особенности борьбы с коррупцией

Специфика субъекта преступления – лица, обладающего служебным положением и разветвленными связями в силовых структурах, – часто приводит к тому, что на уровне отдельно взятого муниципального района или субъекта Российской Федерации противодействие коррупции превращается в борьбу с конкурентами на государственной службе или на рынке коррупционных услуг. Именно поэтому полностью опираться на работу государственного аппарата при организации работы по противодействию коррупции достаточно сложно, ведомственная борьба иногда полностью сможет превозмочь цель очищения рядов государственных служащих от лиц, склонных к коррупции.

В то же время борьба с коррупцией невозможна без согласованных действий общества и служб экономической безопасности силовых ведомств. Каждый бизнесмен, каждое лицо в Российской Федерации, которые могли стать жертвой коррупционного преступления, совершенного в целях, выгодных конкурентам, должны иметь возможность прямого взаимодействия со службами внутреннего контроля над правоохранителями и на региональном, и на федеральном уровне. Организационной основой противодействия коррупции в этом случае станет возможность создания на правовой основе постоянной защищенной коммуникации между бизнесом и управлениями внутреннего контроля.

Второй особенностью стало создание особого правового статуса для имущества госслужащего Российской Федерации и членов его семьи. Оно по широкому перечню должно быть внесено в декларацию, которая становится доступной для изучения широкой общественности. Также декларируется имущество супругов госслужащих РФ и их несовершеннолетних детей. Фактически декларирование стало мерой ограничения правоспособности гражданина, состоящего на государственной службе. Вместе с декларированием закон о противодействии коррупции ввел норму о необходимости передачи в доверительное управление долей и акций, принадлежащих служащему. Норма призвана создать ситуацию, когда чиновник не может принимать оперативные или стратегические решения по принадлежащей ему компании, но если он владеет одним или менее процентом акций, норма не кажется целесообразной, при том, что чиновник несет расходы на оплату услуг доверительного управляющего.

Организационные меры

В основу противодействия коррупции должна лечь прозрачность всех действий власти. Чем больше света проливается на те сферы жизни РФ, где вращаются большие деньги, которые, как известно, любят тишину, тем больше шансов избежать прямого сговора или коммерческого подкупа.

Закон о противодействии коррупции предполагает введение системы мер по контролю над деятельностью государственных служащих Российской Федерации. Основными среди них стали:

Но в РФ невозможно бороться с таким многоплановым явлением, как коррупция, только методом нажима на государственный аппарат. Необходимо так выстраивать систему общественных связей, чтобы она стала или закономерно отмирающим рудиментом постперестроечной системы отношений, или порицаемым на уровне гражданского общества явлением. В этих целях закон предлагает:

Каждое ведомство, в свою очередь, должно помнить, что основой для совершения преступления становятся недоработки в сфере информационной безопасности. Часто целью коррупционного деяния становится получение конфиденциальной информации о:

Понятно, что предотвратить совершение такого преступления можно, используя современные системы защиты информации, например, DLP-системы, которые позволят предотвратить утечку данных. Помимо этого, необходимо проводить регулярные проверки состояния защиты тех информационных блоков, которые представляют наибольший интерес. Создание работающего механизма контроля над деятельностью чиновников, который позволял бы проводить проверки их личных контактов, ограничение возможности использования мессенджеров и наложение запрета на контакты с лицами, ранее замешанными в коррупционных преступлениях, при его реализации на уровне закона также могло бы стать эффективным.

Информирование госслужащих об опасности коррупционного поведения

Каким бы ни был ответственным государственный или муниципальный служащий, в большинстве случаев он работает в ситуации, когда «рука руку моет», и его отказ отреагировать на предложение взятки в той среде, где совершение коррупционных правонарушений стало нормой поведения, может стать проблемой и для него, и для службы в целом. Должен существовать работающий механизм, позволяющий ему чувствовать себя защищенным, вовремя переведя внешнее коррупционное давление на соответствующие службы, ответственные за экономическую безопасность. Памятка, принимаемая органами государственной власти или на уровне органа местного самоуправления, призвана показать такому сотруднику все возможности избегания спорных или сложных ситуаций или вовремя проинформировать об их существовании. Ответственность каждого конкретного лица должна стать основой противодействия коррупции.

Уголовно-правовая практика применения законодательства о коррупции

Основным инструментом борьбы с коррупцией становится уголовное преследование. Несмотря на широкую сеть охвата, крайне редко информация о привлечении государственного служащего к ответственности за коррупционные деяния становится достоянием прессы. Широко известный случай с министром экономического развития Улюкаевым не является показателем применения к нему мер этого характера, так как ситуация, которая стала причиной обвинения (вымогательство взятки за согласование приватизационной сделки), могла бы стать и основой для обвинений в мошенничестве или иных схожих по составу экономических преступлениях.

Более позднюю практику пока не обобщили, но при анализе находящихся в открытых источниках решений дел по коррупционным статьям УК видно, что тенденция не меняется, только в поле зрения закона оказывается больше лиц из верхних эшелонов власти.

Верховный суд обратил внимание, что коррупционные преступления не только мешают развитию государства, но и создают негативный образ России в глазах международного сообщества, и призвал усилить применение организационных мер по противодействию коррупции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *