Что понимается под предпринимательской средой

Предпринимательская деятельность гражданина: что это и кто может ее осуществлять

Предпринимательская деятельность гражданина (то есть физического лица) — это самостоятельная, со всеми рисками работа, направленная на получение прибыли, оформленная в соответствии с законом, но без образования юрлица.

Что такое предпринимательство

Предпринимательство — это самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Источники дохода — имущество, продажа товаров, труд (свой и/или наемных работников). Самостоятельность подразумевает риски как ключевое отличие свободного «коммерческого творчества» от работы «на хозяина» или «на государство» за зарплату.

По законодательству участие граждан в предпринимательской деятельности требует оформления с образованием юридического лица или без такового — в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) — статья 23 ГК РФ.

С 2020 года по всей стране действует новый закон о специальном налоговом режиме — «Налог на профессиональный доход» (НПД) (ФЗ № 422 от 27.11.2018) — то, что в народе называют «самозанятостью». То есть работа на себя, реализация товаров и услуг, но без образования ИП.

Кто вправе заниматься предпринимательством

Или другими словами, что такое предпринимательская способность гражданина — это совокупность обстоятельств, при которых он вправе зарегистрировать свое дело, никого не спрашивая.

Проще перечислить, кому это запрещено:

Какие виды предпринимательства разрешены в РФ

Кроме «внешнеотраслевых» признаков виды хозяйствования делятся на те, что требуют оформления специальных разрешений (лицензий), и на простые, где лицензия не нужна.

Важно понимать: индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина (ИП) как форма государственного оформления далеко не всегда подходит для конкретного вида производства, торговли и т.д. Есть и такие сферы, которые доступны только организациям. Например, изготовление и продажа крепкого алкоголя.

Где узнать конкретнее? В нашей стране существует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — список всех существующих работ и услуг, обозначенных специальными кодами.

С какого момента гражданин становится предпринимателем

Общее правило: гражданин вправе заниматься предпринимательством с момента регистрации в Налоговой (статья 23.1 Гражданского кодекса РФ).

Подача документов доступна как в традиционном бумажном, так и в электронном формате, например, на сайте ФНС:

Ответственность за отсутствие регистрации

Незаконная предпринимательская деятельность граждан в РФ (вообще без регистрации или без лицензии на деятельность, требующую специального разрешения) грозит налоговыми и административными штрафами, а в особо тяжелых случаях — уголовным наказанием.

Налоговые санкции — это НДФЛ на доказанные доходы + пени + штрафы (ст. 116 НК РФ).

По КоАП — штрафы с возможностью конфискации продукции или оборудования (ст. 14.1 КоАП).

Если поймали с нелегальными доходами, нанесшими ущерб государству в крупном и особо крупном размере, работает Уголовный кодекс.

Источник

Предпринимательская среда

Предпринимательство может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов, в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда.

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую; политическую; гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособных граждан для занятия предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно ими самими.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производственных сил, совершенствования производственных отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды деятельности предпринимателей и других важных условий.

Экономическая свобода наряду с другими факторами является определяющим условием развития предпринимательства. Сущность экономической свободы состоит в установлении гарантий со стороны государства на разных уровнях управления экономикой дееспособным гражданам и их объединениям (юридическим лицам) на осуществление законной предпринимательской деятельности.

Экономическая свобода означает, что всем гражданам гарантируется возможность полного использования своих способностей, личностных качеств, имущества для осуществления активной экономической деятельности. В связи с этим большое значение имеет практическая реализация положений правовых норм, не допускающих организацию экономической деятельности, направленной на монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию и рекламу.

Важное значение для обеспечения экономической свободы и, следовательно, развития предпринимательства имеет реализация на практике положений ст. 35 Конституции страны, в которой установлены следующие фундаментальные положения:

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Наличие движимого и недвижимого имущества является материально-техническим условием создания собственного дела, условием развития предпринимательства. В ГК РФ (ст. 209) говорится, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.

Важным для обеспечения прав экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности является положение п. 4 ст. 212 ГК РФ, устанавливающее, что права всех собственников защищаются равным образом. В Конституции РФ это положение сформулировано так: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (п. 2 ст. 8).

Внешняя предпринимательская среда и ее характеристики

Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиться успеха, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса.

Внешняя предпринимательская среда включает в себя ряд подсистем, которые представлены на рисунке 1.

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации появилось в конце 50-х годов 20 века. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, т.к. подчеркивалась необходимость рассматривать предприятие как целое, состоящее из взаимосвязанных частей, в свою очередь связанных с внешним миром.

Быстрые изменения в окружающем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание. Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей.

Факторы внешней среды принято делить на две основные группы: силы прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции предприятия. К этим факторам относят поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них. Это такие факторы, как состояние экономики, НТП, социально-культурные и политические изменения, влияние групповых интересов и международные события.

Дадим краткую характеристику отдельных подсистем, в совокупности представляющих внешнюю предпринимательскую среду. Существенное значение для развития в стране предпринимательства имеют позитивное состояние экономики, характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для развития их деятельности.

На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты: уровень ставки рефинансирования, устанавливаемой ЦБ России; уровень инфляции; число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок; уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий; недопущение установления монопольно высоких или, наоборот, низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках.

Все более важным становятся стабильность национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и другие экономические факторы и условия.

Успешному развитию предпринимательства способствует льготное кредитование предпринимательских проектов, сокращение числа налогов, сборов, уменьшение налоговых ставок. Развитие предпринимательства тормозят экономические и финансовые кризисы, не только в собственной стране, но и других странах и регионах.

Несомненно, для развития предпринимательства требуются стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества.

Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательством или иной законной экономической деятельностью, защищающей предпринимателей от противоправных действий государственных (муниципальных) органов, должностных лиц, криминальных структур. Необходимо установить ответственность предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность. В стране должен «править бал» его Величество закон, а не чиновники, пусть даже очень высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и не криминальные элементы. Если это положение станет правилом, а не исключением, то можно с уверенностью сказать, что предпринимательство в России будет развиваться поступательно.

Что понимается под предпринимательской средой. Смотреть фото Что понимается под предпринимательской средой. Смотреть картинку Что понимается под предпринимательской средой. Картинка про Что понимается под предпринимательской средой. Фото Что понимается под предпринимательской средой

Рис. 1. Структура внешней предпринимательской среды

К характеристикам внешней среды относятся:

1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешней среды влияет на другие. Например, в 70-е годы снижение поставок нефти в силу политических факторов и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен почти на всё. Это изменение стало катализатором серии правительственных акций, например, распределение топлива, установление нормативов на эффективность использования топлива, введение налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, разработки крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран.

Некоторые фирмы, выпускавшие автомобили и занимавшиеся автотуризмом, пострадали из-за оттока потребителей. Но в некоторых случаях эффект оказался положительным. Пошли в гору дела у ряда фирм, производящих теплоизоляционные материалы, разрабатывающих синтетические топлива и выпускающих электромобили и устройства, работающие от солнечной энергии. В то же время в этих секторах возросла конкуренция, поскольку многие фирмы решили добиваться своей доли в развивающихся отраслях производства.

2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Если говорить о числе внешних факторов, на которые предприятие вынуждено реагировать, то если на него давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, фирма, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организации, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.

Один исследователь суммирует последствия сложностей такого рода для управления: «Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом: им приходится иметь дело всего с несколькими категориями данных, необходимых для принятия решений». В менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура.

Эта тенденция является общей, но есть фирмы, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций.

Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов, а также пищевых консервов.

Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным регионам или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, фирма или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решения более трудным процессом.

4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Внутренняя предпринимательская среда

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеет разработка обоснованного бизнес-плана; прогнозирование рисков; внедрение новых технологий; диверсификация деятельности; владение знаниями и навыками в области стратегического менеджмента.

К факторам внутренней среды относится также соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

Добиваться успеха будут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры и получать причитающиеся по ним дивиденды.

Только те предприниматели, которые имеют долгосрочную обоснованную цель, поддерживаемую сотрудниками фирмы, которые принимают обоснованные решения, нацеленные не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу, могут добиться успеха.

Источник

Вопрос 25. Сущность предпринимательской среды, ее виды и влияние на предпринимательскую деятельность.

Любая фирма (организация) находится и функционирует в определённой среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только при взаимодействии с этой средой и только в том случае, если среда допускает его осуществление. Поэтому предпринимательство может успешно развиваться только при благоприятном влиянии различных факторов и условий (как внутренних, так и внешних), т.е. формировании определенной предпринимательской среды. Под предпринимательскойсредой мы понимаем сложившиеся в стране благоприятные социально-экономические, политические и гражданско-правовые ситуация, условия и факторы, которые воздействуют на функционирование фирмы и в целом обеспечивают экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики. Среда любой организации может быть подразделена на внешнюю, как правило, независимую от самих предпринимателей и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями. В свою очередь, внешняя среда подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую, или непосредственное целевое окружение, или среду прямого воздействия).

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производительных отношений, законодательства, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования предпринимателей и других важнейших условий.

Поэтому эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным предпринимателям необходимые экономические свободы, пределы которых устанавливаются гражданским законодательством, регулирующим все виды и сферы предпринимательской деятельности, что находится в полном соответствии с Конституцией РБ.

Внешняя предпринимательская среда.Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, возникающих в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, прямо или косвенного влияющих на становление и развитие предпринимательства. Состояние внешней предпринимательской среды имеет определяющее влияние на развитие бизнеса, как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Чтобы добиться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, что в дальнейшем позволит им предвидеть конечные результаты бизнеса.

Внешняя предпринимательская среда может включать следующие основные подсистемы:

— экономическое положение в стране;

— государственное регулирование и поддержка предпринимательства в стране;

— социально-экономическая обстановка в стране (уровень платежного спроса населения, уровень безработицы и др.);

— культурная среда (уровень образования населения и др.)

— научно-техническая и технологическая среда;

— институциально-организационная среда (наличие достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.)

Внутренняя предпринимательская среда.Во многом предпринимательский успех зависит также и от внутренней предпринимательской среды. В значительной мере внутренняя среда носит субъективный характер, т.к. она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, умений, навыков и др. качеств.

К внутренней предпринимательской средеможно отнести следующие основные подсистемы:

— наличие необходимого собственного капитала;

— правильный выбор организационно-правовой формы предприятия;

— обладание определенным опытом и знаниями;

— выбор направления и масштаба деятельности;

набор команды (коллектива) и управление персоналом, а также его материальное стимулирование;

— знание рынка и его основных законов;

— механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

Как уже отмечалось выше, добиться успеха смогут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо владеют правовым механизмом организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки и заключать договора. Только те предприниматели добиваются успеха, которые имеют долгосрочную обоснованную цель, устанавливают в фирмах железную дисциплину и контроль, принимают обоснованные решения на долгосрочную перспективу.

Вопрос 26. Планирование в предпринимательской деятельности, виды и особенности.

Планирование – это разработка последовательности и содержания работ, удовлетворяющих достижению цели предпринимателя.

Планирование применяется для всех видов целей и прежде всего согласования по времени и ресурсам проводимых работ.

Перечень работ, подлежащих планированию, вытекает из предмета деятельности.

В виду большой роли, которую играет планирование в принятии оптимальных решений, а также ввиду многообразия характеров личностей предпринимателей, принимающих участие в планировании, эта область управления предприятием или фирмой рассматривается как одна из наиболее важных.

Что понимается под предпринимательской средой. Смотреть фото Что понимается под предпринимательской средой. Смотреть картинку Что понимается под предпринимательской средой. Картинка про Что понимается под предпринимательской средой. Фото Что понимается под предпринимательской средой

Планирование служит для подготовки и принятия решений. Поэтому оно представляет собой организованное продумывание решений с учётом всех внешних и внутренних факторов в противоположность спонтанному, ситуативному принятию решений. Противоположностью планирования является импровизация. При импровизации решения принимаются после поступления некоторого ряда данных, с которыми должен согласовать свои действия предприниматель.

Таким образом, планирование есть систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в окружающей среде.

При таком процессе извлечения, анализа и обработки информации различные возможности и последовательности действий должны выявляться до того, как принятое решение будет осуществлено.

Процессы планирования и импровизации решений можно проиллюстрировать следующими структурными схемами (рис)

Интуиция
Цель
Что понимается под предпринимательской средой. Смотреть фото Что понимается под предпринимательской средой. Смотреть картинку Что понимается под предпринимательской средой. Картинка про Что понимается под предпринимательской средой. Фото Что понимается под предпринимательской средой Что понимается под предпринимательской средой. Смотреть фото Что понимается под предпринимательской средой. Смотреть картинку Что понимается под предпринимательской средой. Картинка про Что понимается под предпринимательской средой. Фото Что понимается под предпринимательской средой

Рис. Структурные схемы процессов планирования и импровизации.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *