Что понимается под представлением знаний

Представление знаний

Представление знаний (англ. knowledge representation) — направление в исследованиях искусственного интеллекта, посвящённое представлению информации о мире в форме, которую было бы возможно использовать в компьютерных системах для решения сложных прикладных задач. Таковыми являются, например, диагностирование заболеваний или ведение диалога на естественном языке. Представление знаний включает в себя психологические исследования по решению задач человеком для построения формализмов, которые упростили бы работу со сложными системами. Примерами формализмов представления знаний являются семантические сети, архитектуры систем, правила и онтологии.

Содержание

Графы знаний [ править ]

История [ править ]

Что понимается под представлением знаний. Смотреть фото Что понимается под представлением знаний. Смотреть картинку Что понимается под представлением знаний. Картинка про Что понимается под представлением знаний. Фото Что понимается под представлением знаний

Семантические сети [1] (рис. 1) были разработаны в 1960 году из-за растущей необходимости в инструменте для представления знаний, который мог бы охватить широкий спектр сущностей: объекты реального мира, события, ситуации и отвлечённые концепты и отношения, — в конце концов будучи применённым в задаче поддержания диалога на естественном языке. Основной целью разработки семантических сетей было решение множества задач, например, представление планов, действий, времени, верований и намерений. При этом способ решения этих задач должен был быть достаточно обобщённым.

В 1980-х гг. Гронингенский университет и университет Твенте начали работу над совместным проектом, названным «Графы знаний», базируясь на устройстве семантических сетей с рёбрами, ограниченными наперёд заданным количеством отношений — для упрощения алгебры на графах. В последовавшие десятилетия граница между понятиями «Графов знаний» и «Семантических сетей» размывалась всё больше.

Определение [ править ]

Не существует формального определения графа знаний. Однако есть ряд требований, которых следует придерживаться при его построении [3] :

Применение [ править ]

Вопросно-ответные системы. Самым распространённым применением графов знаний являются вопросно-ответные системы. Графы знаний располагают огромным количеством информации, доступ к которой проще всего получать посредством схемы вопрос-ответ.

Хранение информации исследований. Многие компании используют графы знаний для хранения результатов, полученных на разных стадиях исследований, которые могут быть использованы для построения понятных моделей, просчёта рисков, слежения за различными процессами и подобных задач.

Рекомендательные системы. Некоторые компании используют графы знаний как фундамент для своих рекомендательных систем. Здесь графы знаний позволяют находить связи между фильмами, телепрограммами, персоналиями и другими объектами. По выявленным связям можно пытаться предсказать индивидуальные предпочтения пользователя.

Управление цепочками поставок. Компании могут эффективно следить за перечнями различных составляющих, задействованного персонала, времени и других характеристик, что позволяет им передавать вещи более выгодно.

Открытые проблемы [ править ]

Онтология [ править ]

Понятие онтологии существует как в информатике, так и в философии, однако эти понятия похожи.

Определение:
Онтология (в информатике) — формализация знаний, включающая в себя представление, формальное именование и определение категорий, свойств и отношений между понятиями, данными и сущностями некоторой области знаний.

Термин «онтология» применительно к графам знаний это, прежде всего, способ моделирования и формального представления схемы данных, обеспечивающий гораздо большие возможности, чем традиционные базы данных или объектно-ориентированный подход.

Согласно общепринятому определению в компьютерных науках, онтология — это способ формализации знаний, абстрактных или специфических, в какой-либо предметной области, реализованный на основе формального описания объектов, фактов и отношений между ними.

Формализация [ править ]

Для формализации используется концептуальная схема.

Определение:
Концептуа́льная схе́ма [5] — семантическая сеть из взаимосвязанных по определенным правилам понятий и концепций. Обычно такая схема состоит из структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области.

Философия [ править ]

Термин «онтология» в информатике является производным от соответствующего древнего философского понятия.

Общее с философским понятием:

Отличия от философского понятия:

В каждой научной дисциплине или области знаний создают онтологии для организации данных в виде информации и знаний. С новыми онтологиями упрощается решение задач в этих областях. Однако при решении задач возникают определённые сложности, например, языковой барьер между исследователями разных стран. Эта сложность может быть нивелирована поддержкой контролируемых словарей [7] жаргона.

Общие компоненты онтологий [ править ]

Онтологии обычно кодируются с помощью языков онтологий — специализированных формальных языков.

Построение при помощи методов машинного обучения [ править ]

Векторные представления графов знаний [ править ]

Что понимается под представлением знаний. Смотреть фото Что понимается под представлением знаний. Смотреть картинку Что понимается под представлением знаний. Картинка про Что понимается под представлением знаний. Фото Что понимается под представлением знаний

Векторные представления графов знаний (англ. Knowledge graph embeddings, KGE) являются малоразмерными представлениями объектов-узлов и связей между ними в графе знаний. Они обобщают информацию о семантике и локальной структуре вершин.

Обучение онтологий [ править ]

Что понимается под представлением знаний. Смотреть фото Что понимается под представлением знаний. Смотреть картинку Что понимается под представлением знаний. Картинка про Что понимается под представлением знаний. Фото Что понимается под представлением знаний

Процесс получения онтологий начинается с вынесения множества термов из текста и получения их синонимов. Далее они преобразуются во множество концептов. После чего выявляются связи между концептами, и в итоге формируются схемы аксиом и извлекаются аксиомы. Данный процесс называют слоеным пирогом обучения онтологии (рис. 3).

Алгоритмы, используемые в разных слоях при построении онтологии разбивают на 3 основные группы:

Лингвистические методы [ править ]

Лингвистические методы основаны на различных особенностях языка и играют ключевую роль на начальных стадиях обучения. В основном их используют для предобработки текста, а также в извлечении термов, концептов и связей.

Предобработка текста [ править ]

На первой стадии текст предобрабатывается для уменьшения размерности и повышения точности обучаемой модели. Обычно для этого используют такие методы, как:

Извлечение термов и концептов [ править ]

Распространёнными методами данного подхода являются:

Нахождение связей [ править ]

С помощью анализа зависимостей можно находить связи между термами используя информацию, предоставленную в деревьях разбора. Таким образом, с помощью кратчайшего пути между двумя концептами в дереве разбора можно выявить связи между ними.

Статистические методы [ править ]

Статистические методы основаны на статистике и не полагаются на семантику языка. Большинство статистических методов преимущественно используют вероятностные техники и в основном применяются после предобработки текста лингвистическими методами на ранних этапах обучения (извлечение термов, концептов и связей).

Извлечение термов и концептов [ править ]

На этом этапе используются следующие статистические методы:

Нахождение связей [ править ]

Статистические методы также используют для выявления связей. Распространёнными техниками являются:

Индуктивное логическое программирование [ править ]

На последней стадии построения онтологии используется индуктивное логическое программирование (англ. Inductive Logic Programming, ILP) [31] — раздел машинного обучения, который использует логическое программирование как форму представления примеров, фоновых знаний и гипотез. ILP необходимо для генерации аксиом по схемам аксиом (положительным и отрицательным примерам и фоновым знаниям).

Оценка онтологии [ править ]

Оценка качества получения онтологии является важной частью процесса обучения. Благодаря ей можно уточнить или перестроить модели, не удовлетворяющие требованиям. Так как обучение состоит из различных этапов, процесс оценки онтологий является достаточно сложной задачей. По этой причине предлагались многочисленные техники оценки, однако их все можно разбить на следующие группы:

Золотой стандарт [ править ]

Оценка с использованием золотого стандарта основана на наличии базовой онтологии. Золотой стандарт представляет собой пример идеальной онтологии в какой-то конкретной области. Сравнивая и оценивая обученную онтологию с золотым стандартом можно эффективно определить степень покрытия области знаний и консистентность. Золотым стандартом может быть как независимая онтология, так и статистическая модель, сформированная экспертами в данной области. Наличие золотого стандарта позволяет проводить регулярные и крупномасштабные оценки на различных этапах обучения. Однако получение золотого стандарта может оказаться проблемой, так как он должен быть смоделирован в условиях и с целью похожими на соответственно условия и цель обучаемой онтологии. Очень часто это приводит к выбору моделей, созданных человеком вручную.

Экспертная оценка [ править ]

Экспертная оценка основана на определении различных критериев. По каждому критерию выставляется числовая оценка, после чего считается взвешенная сумма оценок. Основным недостатком данного способа являются огромные затраты времени и усилий на ручную работу, однако данный метод устарел и крайне редко применяется в оценке современных онтологий.

Оценка, основанная на конкретной задаче [ править ]

Данная оценка применяется при построении онтологии для конкретных задач. Результаты, полученные в процессе решения задачи, определяют качество построенной онтологии, независимо от её структуры. Данная оценка позволяет выявить неустойчивые концепты и определить адаптивность конкретной онтологии, анализируя её эффективность в контексте различных задач.

К примеру, создаётся онтология для улучшения поиска документов. В таком случае можно проверить, получило ли приложение более релевантные документы после применения данной онтологии. Для этого можно применить традиционные методы оценки, такие как F мера.

Однако стоит отметить, что использование оценок, основанных на конкретных задачах, имеет несколько недостатков. К примеру:

Оценка с использованием конкретных источников знаний [ править ]

Эта оценка использует источники знаний конкретной области, чтобы определить степень покрытия этой области обучаемой онтологией. Главным преимуществом данной оценки является возможность сравнивать одну или несколько целевых онтологий с конкретными данными. Однако возникает проблема нахождения подходящего источника знаний (как и в оценке золотым стандартом).

Особенности применения онтологии для конкретных задач [ править ]

Cистема автоматической обработки текста [ править ]

Лингвистическая онтология является одним из ключевых элементов в системе обработки текста и ее построение необходимо для решения задачи.

Как описано выше — для построения современных онтологий всегда является актуальным извлечение термов и концептов, в данном случае семантически связанных слов из текста на естественном языке. Однако общим недостатком таких онтологий является отсутствие специализированных терминов, специфичных для данной предметной области. В следствие этого появляется проблема дополнения существующей онтологии, а именно семантической сети узлами и связями из внешних источников. И так как имеется множество публичных ресурсов для дополнения новых узлов и связей, то выделяют следующие задачи:

Для решения данных задач существует множество способов анализа текстовой информации для извлечения из нее семантических отношений:

Последняя группа методов является наиболее современной и показывает наилучшую точность, но не позволяет достичь приемлимой точности и полноты в общем случае, так как данные методы используются для конкретной предметной области. Таким образом поиск наиболее подходящих признаков для обучения нейронных сетей необходим для применения лингвистической онтологии в данной задаче.

Обработка текста на русском языке [ править ]

Чтобы применить онтологию для автоматической обработки текстов, необходимо понятиям онтологии сопоставить набор языковых выражений (слов и словосочетаний), которыми понятия могут выражаться в тексте. Для русского языка, как и для многих других языков, содержащие многозначные понятия, имеется ряд проблем.

Хоть понятие, лексическое значение относятся к категориям мышления, при этом между ними есть существенные различия. Значение включает в себя помимо понятийного содержания (сигнификативно-денотативного [34] [35] компонента значения), такие компоненты как оценочный, стилистический, сочетаемостный. Также значение включает лишь различительные черты объектов, иногда относительно поверхностные, а понятия охватывают их наиболее глубокие существенные свойства. Поэтому описать значения многих слов как совокупности общих и одновременно существенных признаков может быть очень трудно. В целом, считается, что значение и понятие совпадают лишь в сфере терминологии.

Многие понятия в русском языке сложно представить в виде формальной системы, пригодной для логического вывода, например, описать таксономические связи, по следующим причинам:

Несмотря на описанные проблемы, разработка моделей представления знаний о мире и о языке в рамках онтологий имеет смысл. Так например появился РуТез [36] — онтология для автоматической обработки текста на русском языке, которая представила свое решение [37] для данных проблем.

Источник

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Полезное

Смотреть что такое «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ» в других словарях:

Представление знаний — Представление знаний вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в исследованиях искусственного интеллекта. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию. В информатике с подбором … Википедия

Представление знаний — структурирование знаний с целью формализации процессов решения задач в определенной проблемной области. См. также: Представление знаний Формальные знания Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ — (репрезентация знаний) (англ. knowledge representation) форма организации данных разной степени сложности и разного объема в квазиинтеллектуальных системах с применением компьютерной техники. См. Искусственный интеллект, Семантические сети … Большая психологическая энциклопедия

представление знаний — Организация знаний в виде структуры данных. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN knowledge representationKR … Справочник технического переводчика

представление знаний — Когнитивная наука задается вопросом, как живые организмы сортируют объекты окружающего мира по категориям. Объект может относиться к любому периодически встречающемуся классу переживаний от конкретной сущности до абстрактной идеи. Поэтому… … Словарь технической реальности: Культурная интеллигенция социальный контроль

Представление информации — Представление знаний вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в искусственном интеллекте. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию. В информатике основная цель подбор представления … Википедия

представление — См. воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. представление понятие; зрелище; воззрение, изображение, мнение,… … Словарь синонимов

представление коллективное — термин, предложенный французским социологом Э. Дюркгеймом для обозначения компонент системы знаний, мнений и норм поведения сложившихся в социальном опыте. Использовался, для объяснения социального происхождения человеческой психики, которое,… … Большая психологическая энциклопедия

Логическая модель представления знаний — Логическая модель представления знаний модель в представлении знаний. Основная идея подхода при построении логических моделей представления знаний вся информация, необходимая для решения прикладных задач, рассматривается как… … Википедия

База знаний — (БЗ; англ. knowledge base, KB) в информатике и исследованиях искусственного интеллекта это особого рода база данных, разработанная для оперирования знаниями (метаданными). База знаний содержит структурированную информацию, покрывающую… … Википедия

Источник

Модели представления знаний

Физико-математические науки

Похожие материалы

Информация, с которой имеют дело ЭВМ, разделяется на процедурную и декларативную. Процедурная информация овеществлена в программах, которые выполняются в процессе решения задач, декларативная — в данных с которыми эти программы работают. Стандартной формой представления информации в ЭВМ является машинное слово, состоящее из определенного для данного типа ЭВМ числа двоичных разрядов — битов. Однако в ряде случаев машинные слова разбиваются на группы по восемь двоичных разрядов которые называются байтами.

Параллельно с развитием структуры ЭВМ происходило развитие информационных структур для представления данных. Появились способы описания данных в виде векторов и матриц, возникли списочные структуры, иерархические структуры. В настоящее время в языках программирования высокого уровня используются абстрактные типы данных, структура которых задается программистом. Появление баз данных (БД) знаменовало собой еще один шаг на пути организации работы с декларативной информацией. В базах данных могут одновременно хранится большие обьемы информации, а специальные средства образующие систему управления базами данных (СУБД), позволяют эффективно манипулировать с данными, по необходимости извлекать их из базы данных и записывать их в нужном порядке в базу.

По мере развития исследований в области ИС возникла концепция знаний, которая объединила в себе многие черты процедурной и декларативной информации.

Итак, что же такое представление информации? В рамках этого направления решаются задачи, связанные с формализацией и представлением знаний в памяти интеллектуальной системы (ИС). Для этого разрабатываются специальные модели представления знаний, выделяются различные типы знаний. Изучаются источники, из которых ИС может черпать знания, и создаются процедуры и приемы с помощью которых возможно приобретение знаний для ИС. Проблема представления знаний для ИС чрезвычайно актуальна, так как ИС — это система, функционирование которой опирается на знания о предметной области, которые хранятся в её памяти.

Представление знаний — это одно из направлений в исследованиях по искусственному интеллекту. Другие направления это — манипулирование знаниями, общение, восприятие, обучение и поведение.

Особенности знаний

Существует ряд особенностей, присущих различным формам представления знаний в ЭВМ.

Внутренняя интерпретируемость

Каждая информационная единица должна иметь уникальное имя, по которому ИС находит её, а также отвечает на запросы, в которых это имя упомянуто. Когда данные, хранящиеся в памяти, были лишены имен, то отсутствовала возможность их идентификации системой. Данные могла идентифицировать лишь программа, извлекающая их из памяти по указанию программиста, написавшего программу. Что скрывается за тем или иным двоичным кодом машинного слова, системе было неизвестно.

Структурированность

Информационные единицы должны были обладать гибкой структурой. Для них должен выполняться «принцип матрешки», т.е. рекурсивная вложенность одних информационных единиц в другие. Каждая информационная единица может быть включена в состав любой другой, и из каждой единицы можно выделить некоторые её составляющие. Другими словами должна существовать возможность произвольного установления между отдельными информационными единицами отношений типа «часть — целое»,» род — вид» или «элемент — класс».

Связность

В информационной базе между информационными единицами должна быть предусмотрена возможность установления связей различного типа. Прежде всего эти связи могут характеризовать отношения между информационными единицами. Например: две или более информационные единицы могут быть связаны отношением «одновременно», две информационные единицы — отношением «причина — следствие» или отношением «быть рядом». Приведенные отношения характеризуют декларативные знания. Если между двумя информационными единицами установлено отношение «аргумент — функция», то он характеризует процедурное знание, связанное с вычислением определенных функций. Существуют — отношения структуризации, функциональные отношения, каузальные отношения и семантические отношения. С помощью первых задаются иерархии информационных единиц, вторые несут процедурную информацию, позволяющие вычислять (находить) одни информационные единицы через другие, третьи задают причинно следственные связи, четвертые соответствуют всем остальным отношениям.

Перечисленные три особенности знаний позволяют ввести общую модель представления знаний, которую можно назвать семантической сетью, представляющей собой иерархическую сеть в вершинах которой находятся информационные единицы.

Семантическая метрика

На множестве информационных единиц в некоторых случаях полезно задавать отношение, характеризующее информационную близость информационных единиц, т.е. силу ассоциативной связи между информационными единицами. Его можно было бы назвать отношением релевантности для информационных единиц. Такое отношение дает возможность выделять в информационной базе некоторые типовые ситуации (например «покупка», «регулирование движения»). Отношение релевантности при работе с информационными единицами позволяет находить знания близкие к уже найденным.

Активность

С момента появления ЭВМ и разделения используемых в ней информационных единиц на данные и команды создалась ситуация, при которой данные пассивны, а команды активны. Все процессы, протекающие в ЭВМ, инициируются командами, а данные используются этими командами лишь в случае необходимости. Для ИС эта ситуация неприемлема. Как и у человека, в ИС актуализации тех или иных действий способствуют знания, имеющиеся в системе. Таким образом, выполнение программ в ИС должно инициироваться текущим состоянием информационной базы. Появление в базе фактов или описание событий, установление связей может стать источником активности системы.

Перечисленные пять особенностей информационных единиц определяют ту грань, за которой данные превращаются в знания, а базы данных перерастают в базы знаний (БЗ). Совокупность средств, обеспечивающих работу со знаниями, образуют систему управления базой знаний (СУБЗ). В настоящее время не существует баз знаний, в которых в полной мере были бы реализованы перечисленные выше особенности [1].

Модели представления знаний

Во многих случаях для принятия решений в той или иной области человеческой деятельности неизвестен алгоритм решения, т.е. отсутствует четкая последовательность действий, заведомо приводящих к необходимому результату. Например:

При принятии решения в таких случаях необходимо иметь некоторую сумму знаний о самой этой области. Например: при выборе наилучшего хода в конкретной шахматной позиции необходимы знания о правилах игры, силе шахматных фигур, стратегии и тактике и многое другое. Под знаниями понимается то, что стало известно после изучения. Совокупность знаний, нужных для принятия решений, принято называть предметной областью или знаниями о предметной области.

В любой предметной области есть свои понятия и связи между ними, своя терминология, свои законы, связывающие между собой объекты данных предметной области, свои процессы и события. Кроме того, каждая предметная область имеет свои методы решения задач.

Решая задачи такого вида на ЭВМ используют ИС, ядром которых являются базы знаний, содержащие основные характеристики предметных областей [2].

При построении баз знаний традиционные языки, основанные на численном представлении данных, являются неэффективными. Для этого используются специальные языки представления знаний, основанные на символьном представлении данных. Они делятся на типы по формальным моделям представления знаний. Различные авторы по-разному эти модели классифицируют. Основные модели знаний представлены на рисунке 1.

Что понимается под представлением знаний. Смотреть фото Что понимается под представлением знаний. Смотреть картинку Что понимается под представлением знаний. Картинка про Что понимается под представлением знаний. Фото Что понимается под представлением знаний

Рисунок 1. Основные модели знаний

Продукционная модель знаний

Продукционные модели можно считать наиболее распространенными моделями представления знаний. Продукционная модель — это модель, основанная на правилах, позволяющая представить знание в виде предложений типа:

«ЕСЛИ условие, ТО действие»

Продукционная модель обладает тем недостатком, что при накоплении достаточно большого числа (порядка нескольких сотен) продукций они начинают противоречить друг другу.

Системы обработки знаний, использующие продукционную модель получили название «продукционных систем». В состав экспертных систем продукционного типа входят база правил (знаний), рабочая память и интерпретатор правил (решатель), реализующий определенный механизм логического вывода. Любое продукционное правило, содержащееся в базе знаний, состоит из двух частей: антецендента и консеквента. Антецедент представляет собой посылку правила (условную часть) и состоит из элементарных предложений, соединенных логическими связками «и», «или». Консеквент (заключение) включает одно или несколько предложений, которые выражают либо некоторый факт, либо указание на определенное действие, подлежащее исполнению. Продукционные правила принято записывать в виде антецедент-консеквент.

Примеры продукционных правил:

ЕСЛИ «двигатель не заводится» И «стартер двигателя не работает»

ТО «неполадки в системе электропитания стартера»

Основные достоинства систем, основанных на продукционных моделях:

К недостаткам таких систем можно отнести следующее:

При разработке небольших систем (десятки правил) проявляются в основном положительные стороны продукционных моделей знаний, однако при увеличении объёма знаний более заметными становятся слабые стороны.

Логическая модель знаний

Основная идея при построении логических моделей знаний заключается в следующем — вся информация, необходимая для решения прикладных задач, рассматривается как совокупность фактов и утверждений, которые представляются как формулы в некоторой логике. Знания отображаются совокупностью таких формул, а получение новых знаний сводится к реализации процедур логического вывода.

Основные достоинства логических моделей знаний:

В логических моделях знаний слова, описывающие сущности предметной области, называются термами (константы, переменные, функции), а слова, описывающие отношения сущностей — предикатами.

Предикат — логическая N-арная пропозициональная функция, определенная для предметной области и принимающая значения либо истинности, либо ложности. Пропозициональной называется функция, которая ставит в соответствие объектам из области определения одно из истинностных значений («истина», «ложь»). Предикат принимает значения «истина» или «ложь» в зависимости от значений входящих в него термов [3].

Способ описания предметной области, используемый в логических моделях знаний, приводит к потере некоторых нюансов, свойственных естественному восприятию человека, и поэтому снижает описательную возможность таких моделей.

Сложности возникают при описании «многосортных» миров, когда объекты не являются однородными. Так, высказывания:

имеют одно и то же значение «истина», но разный смысл. С целью преодоления сложностей и расширения описательных возможностей логических моделей знаний разрабатываются псевдофизические логики, т.е. логики, оперирующие с нечеткостями, обеспечивающие индуктивные (от частного к общему), дедуктивные (от общего к частному) и традуктивные (на одном уровне общности) выводы. Такие расширенные модели, объединяющие возможности логического и лингвистического подходов, принято называть логико-лингвистическими моделями предметной области.

Сетевая модель знаний

Однозначное определение семантической сети (сетевой модели знаний) в настоящее время отсутствует. В инженерии знаний под ней подразумевается граф, отображающий смысл целостного образа. Узлы графа соответствуют понятиям и объектам, а дуги — отношениям между объектами.

Семантическая сеть как модель наиболее часто используется для представления декларативных знаний. С помощью этой модели реализуются такие свойства системы знаний, как интерпретируемость и связность. За счет этих свойств семантическая сеть позволяет снизить объем хранимых данных, обеспечивает вывод умозаключений по ассоциативным связям.

Одной из первых известных моделей, основанных на семантической сети, является TLC-модель (Teachaple Languge Comprehender — доступный механизм понимания языка), разработанная в 1968 году. Модель использовалась для представления семантических отношений между концептами (словами) с целью описания структуры долговременной памяти человека в психологии.

Как правило, различают экстенсиональные и интенсиональные семантические сети. Экстенсиональная семантическая сеть описывает конкретные отношения данной ситуации. Интенсиональная — имена классов объектов, а не индивидуальные имена объектов. Связи в интенсиональной сети отражают те отношения, которые всегда присущи объектам данного класса.

Фреймовая модель знаний

Фреймовая модель основана на концепции Марвина Мински (Marvin Minsky) — профессора Массачусетского технологического института, основателя лаборатории искусственного интеллекта, автора ряда фундаментальных работ. Фреймовая модель представляет собой систематизированную психологическую модель памяти человека и его сознания.

Фрейм — это минимально возможное описание сущности какого-либо события, ситуации, процесса или объекта. Существует и другое понимание фрейма — это ассоциативный список атрибутов. Понятие «минимально возможное» означает, что при дальнейшем упрощении описания теряется его полнота, и оно перестает определять ту единицу знаний, для которой было предназначено. Представление знаний с помощью фреймов понимается как один из способов представления знаний о ситуациях. Фрейм имеет имя (название) и состоит из слотов.

Слоты — это незаполненные (нулевые) позиции фрейма. Если у фрейма все слоты заполнены — это описание конкретной ситуации. В переводе с английского слово «фрейм» означает «рамка», а слово «слот» — «щель». В отличие от моделей других типов во фреймовых моделях фиксируется жесткая структура информационных единиц, которая называется протофреймом. В общем виде структура информационных единиц выглядит следующим образом:

Значением слота может быть практически что угодно (числа, математические соотношения, тексты на естественном языке или на языке программ, ссылки на другие слоты данного фрейма). Значением слота может выступать и отдельный фрейм, что является очень удобным для упорядочивания знаний по степени общности. Исключение из фрейма любого слота делает его неполным, а иногда и бессмысленным.

При конкретизации фрейма ему и слотам приписываются конкретные имена и происходит заполнение слотов. Таким образом из протофреймов получаются фреймы — экземпляры. Переход от исходного протофрейма к фрейму — экземпляру может быть многошаговым, за счет постепенного уточнения значений слотов [4].

Рассмотрим некоторый протофрейм:

Если в качестве значений слотов использовать конкретные данные, то получим фрейм — экземпляр:

Связи между фреймами задаются значениями специального слота с именем «связь».

Фреймы подразделяются на:

Заключение

Модели представления знаний — это одно из важнейших направлений исследований в области искусственного интеллекта. Без знаний искусственный интеллект не может существовать. Действительно, представьте себе человека, который абсолютно ничего не знает. Например, он не знает даже таких элементарных вещей как: для того, чтобы не было обезвоживания, необходимо периодически пить.

Таких примеров удастся привести еще много, но уже сейчас можно легко ответить на следующий вопрос: «Поведение такого человека может считаться разумным?». Конечно же, нет. Именно поэтому, при создании систем искусственного интеллекта особенное внимание уделяется моделям представления знаний.

На сегодняшний день разработано уже достаточное количество моделей. Каждая из них обладает своими плюсами и минусами, и поэтому для каждой конкретной задачи необходимо выбрать именно свою модель. От этого будет зависит не столько эффективность выполнения поставленной задачи, сколько возможность ее решения вообще.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *