Что понимается под принципами налогообложения

Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения [7, с. 29].

Современное налоговое законодательство, провозглашая в ст. 3 Налогового кодекса РФ основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически делает ее базовой статьей, которая определяет принципы налогообложения.

Под принципами налогообложения, как правило, понимают основные исходные положения системы налогообложения [7, с. 29]. Следует отметить, что принципам налогообложения уделяется много внимания в учебной и научной литературе.

Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами [5, с. 64].

Статья 1 п. 2 НК РФ гласит, что Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ указал, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации [1].

К основным началам законодательства о налогах и сборах отнесены следующие (ст. 3 НК РФ).

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3).

В п. 1 ст. 3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3).

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3).

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3).

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3).

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3).

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3).

Таким образом, исходя из анализа ст. 3 Налогового кодекса РФ, можно говорить о принципах: всеобщности и равенства налогообложения, законности налогообложения, экономической обоснованности налогов, определенности налогообложения, единства налоговой системы РФ.

В научной литературе, в особенности юридической, можно встретить позицию о необходимости разделения понятий «принципы налогообложения» и «принципы налогового права». Так, Е.А. Лопатникова, исследуя реализацию принципов налогового права, высказывает точку зрения о том, что принципы налогообложения следует определять как руководящие идеи экономического характера, которые могут носить рекомендательный характер. Принципы же налогового права считаются руководящими идеями, получившими свое правовое закрепление [3, с. 8].

Д.А. Смирнов определяет принципы налогового права как представленную в налоговом праве совокупность нравственных, политических и экономических требований, соответствующую справедливому налогообложению и основанную на конституционных ценностях Российского государства, а также направляющую процесс его создания и функционирования [8, с. 50].

Д.В. Тютин под принципами налогового права понимает исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений [9, с. 22].

В.Г. Пансков указывает, что принципы налогообложения с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики в настоящее время сформированы в определенную систему принципов построения системы налогообложения, включающую в себя [6, с. 57]:

экономические принципы (в частности, принципы соразмерности, эффективности);

организационные принципы (в частности, принципы разделения налогов по уровням власти, стабильности, гласности);

юридические принципы (в частности, принципы законности, равенства и справедливости, определенности).

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.

5. Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2004.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Авторы материалов сборника

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Источник

Налоги: их виды и функции

Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

Определимся с понятиями

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

Источник

Как выбрать систему налогообложения для бизнеса

Алгоритм, как выбрать выгодную систему налогообложения для своего бизнеса — с расчетами всех вариантов для ООО и ИП

Что понимается под принципами налогообложения. Смотреть фото Что понимается под принципами налогообложения. Смотреть картинку Что понимается под принципами налогообложения. Картинка про Что понимается под принципами налогообложения. Фото Что понимается под принципами налогообложения

Сергей Скрябин

Система налогообложения определяет, сколько бизнес будет платить налогов и сдавать отчетов. Если на старте выбрать ее неправильно, можно потерять много денег.

В статье считаем налоговую нагрузку для разных систем налогообложения и даем алгоритм, как выбрать выгодную для себя.

Что такое система налогообложения

Система налогообложения — это все налоги, взносы и сборы, которые бизнес платит государству.

У любой системы налогообложения есть:

На некоторых системах есть еще налоговые льготы — это уже необязательный элемент.

Льгота может уменьшить сумму налогового платежа для отдельного налогоплательщика или отодвинуть сроки уплаты налога на более позднюю дату.

Какие есть системы налогообложения

Компании и ИП могут использовать пять систем налогообложения — одну основную и четыре специальных:

Компании могут работать только на ОСН, УСН, ЕСХН, а ИП — на всех пяти.

Некоторые налоги нужно платить на любой системе налогообложения, если есть объект налогообложения. Они одинаковы для ИП и компаний:

А еще все предприниматели должны платить страховые взносы:

Фиксированные взносы ИП за себя. Они не зависят от системы налогообложения ИП. Их платят все предприниматели, кроме ИП на НПД.

Фиксированные взносы делятся на обязательное пенсионное страхование — ОПС и обязательное медицинское страхование — ОМС.

Сумма взносов одинакова для всех, ее устанавливает государство. В 2021 году это:

Дополнительные страховые взносы. Их платят, если доход превысил 300 000 ₽ за год. Ставка — 1% с превышения.

Взносы за сотрудников. Если есть сотрудники, все ИП и компании платят за них страховые взносы:

У малого бизнеса из реестра МСП тариф для выплат сотрудникам сверх федерального МРОТ в месяц ниже

Эти расходы есть на любой системе налогообложения. Дальше кратко рассмотрим особенности каждого налогового режима.

ОСН. Подходит всем бизнесам, но выгоднее всего на ней работать тем, кто планирует сотрудничать с крупными компаниями. Большинство крупных компаний работают на ОСН, и если у вас тоже ОСН, они могут получить вычет по НДС. Это имеет значение, если вы, например, собираетесь заниматься оптом и будете работать напрямую с производителями и большими розничными сетями.

На ОСН попадают все компании и ИП сразу после регистрации, если не подают заявление о переходе на спецрежим.

Компании на ОСН ведут бухучет, а ИП нет, но ИП формируют книгу учета доходов и расходов.

Что понимается под принципами налогообложения. Смотреть фото Что понимается под принципами налогообложения. Смотреть картинку Что понимается под принципами налогообложения. Картинка про Что понимается под принципами налогообложения. Фото Что понимается под принципами налогообложения

Некоторые компании могут получить освобождение от НДС, если за три последних месяца выручка не превысила 2 млн рублей.

Вести учет и сдавать отчетность на ОСН без бухгалтера, скорее всего, не получится. Придется платить несколько налогов и сдавать отчетность по каждому.

УСН. Подойдет малому и среднему бизнесу, но есть ряд ограничений:

Компании и ИП на упрощенке платят один основной налог: налог 6% с объекта «Доходы» или 15% с объекта «Доходы минус расходы».

В регионах ставка УСН может отличаться: например, в Курской области — 5%. В Московской области пониженная ставка при УСН «Доходы» не установлена, поэтому для расчета надо взять общую 6%.

ЕСХН. Подойдет только тем, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает, продает сельхозпродукцию. Например, предприниматель выращивает и продает яблоки или делает из них сидр. Или компания ловит рыбу, обрабатывает и поставляет ее в рестораны города. Но если ИП покупает малину и делает из нее варенье, ЕСХН уже использовать нельзя, потому что он не выращивал сырье самостоятельно.

Если бизнес не соответствует двум этим условиям одновременно, работать на ЕСХН нельзя. Например, если сельхоздеятельность составляет 80% от дохода, но в компании работает 400 человек, применять ЕСХН не получится.

Юрлица и ИП на ЕСХН платят:

Компании и ИП могут получить освобождение от уплаты НДС, если их доходы от деятельности на ЕСХН за предыдущий год не превысили:

Патент. На патенте могут работать только предприниматели.

ИП платит фиксированную сумму за год, которую определяет государство, — стоимость патента. Эта сумма не зависит от дохода предпринимателя.

Чтобы работать на патенте, надо учесть ограничения:

На патенте нет отчетности. ИП покупает патент на срок от 1 месяца до года. Все, что нужно, — это вовремя оплачивать патент и вести книгу учета доходов.

НПД. Налоговый режим для самозанятых — на нем платят минимум налогов, не платят страховые взносы. Работать на НПД можно, пока доход не достигнет 2,4 млн рублей за год, потом придется перейти на другой режим, например на УСН.

Подойдет физическим лицам — фрилансерам и ИП: например, няням, присматривающим за детьми, копирайтерам, которые пишут статьи на заказ, кондитерам, которые сами пекут торты, фотографам. То есть тем, кто сам оказывает услуги, выполняет работы или продает товары собственного производства.

Что влияет на выбор системы налогообложения

Выбор системы налогообложения зависит от масштаба бизнеса: вида деятельности, суммы дохода, количества сотрудников, контрагентов и специфики бизнеса.

Вид деятельности. Один из основных критериев выбора системы налогообложения. Например, на ОСН может работать бизнес с любым видом деятельности, а на спецрежимах — патенте и ЕСХН — можно вести только определенную деятельность. Об этом расскажем дальше. Если компания активно расширяет бизнес и планирует новые виды деятельности, то лучше сразу зарегистрировать бизнес на ОСН.

Количество сотрудников. Например, работать на УСН может бизнес, у которого в штате 130 человек, а на патенте — ИП, у которых не больше 15 сотрудников.

Контрагенты. Если большинство ваших контрагентов работают на ОСН, вам, скорее всего, будет выгодно тоже применять эту систему. Дело в вычетах по НДС — когда два партнера на ОСН, они могут сокращать налог на сумму НДС, которую заплатили друг другу. Это может быть важно, если вы работаете с оптовыми компаниями: они почти все на ОСН. Но если у вас небольшой бизнес, то можно не ориентироваться на контрагентов и выбирать ту систему, где вы заплатите меньше.

Специфика бизнеса. Если бизнес сезонный, это тоже надо учитывать при выборе системы налогообложения. Например, если ИП работает только летом и осенью, а зимой — нет, есть смысл выбрать патент, оформить его на полгода и не платить налоги за время простоя.

Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ООО

У ООО есть три варианта системы налогообложения:

Например, ООО «Альфа» зарегистрирована в городе Дмитрове Московской области, продает оптом фрукты и овощи. Компания арендует магазин-склад.

ООО «Альфа» может применять как ОСНО, так и УСН: вид деятельности компании, численность сотрудников, размер выручки укладываются в рамки установленных лимитов.

Расчет налоговой нагрузки при ОСН

Налоги и взносы юрлица на ОСН:

30,2% — страховые взносы за сотрудников для выплат в пределах МРОТ;

15% — страховые взносы для сотрудников для выплат сверх МРОТ;

20% — налог на прибыль;

Для расчета страховых взносов берем федеральный МРОТ — 12 792 ₽.

Для расчета налога на прибыль доходы и расходы берем без НДС.

ООО «Альфа» на ОСН заплатит в бюджет 2 388 665 ₽, чистая прибыль — 1 403 002 ₽.

Расчет налоговой нагрузки при УСН «Доходы». На этой системе налогообложения расходы не учитываются, налог зависит только от доходов.

Налоги и взносы юрлица на УСН «Доходы»:

30,2% — страховые взносы за сотрудников для выплат в пределах МРОТ;

15% — страховые взносы для сотрудников для выплат сверх МРОТ;

Так как у ООО «Альфа» есть сотрудники, компания может уменьшить налог при УСН на сумму страховых взносов за сотрудников максимум на 50%.

Для расчета налога при УСН доход берем без НДС, то есть доход будет 10 000 000 ₽, а не 12 000 000 ₽. Дело в том, что НДС бизнес добавляет как бы сверх своей цены, по которой он готов продавать товар, потому что всю сумму НДС он передает в бюджет. Поэтому если компания работает без НДС, она может позволить себе продавать товар дешевле и оставаться в плюсе.

Значит, ООО «Альфа» на УСН «Доходы» заплатит в бюджет 639 998 ₽, а чистая прибыль составит 3 151 669 ₽.

Расчет налоговой нагрузки при УСН «Доходы минус расходы»

Налоги и взносы юрлица на УСН «Доходы минус расходы»:

30,2% — страховые взносы за сотрудников для выплат в пределах МРОТ;

15% — страховые взносы для сотрудников для выплат сверх МРОТ;

15% — налог при УСН с разницы между доходами и расходами.

Что понимается под принципами налогообложения. Смотреть фото Что понимается под принципами налогообложения. Смотреть картинку Что понимается под принципами налогообложения. Картинка про Что понимается под принципами налогообложения. Фото Что понимается под принципами налогообложения

Получилось, что ООО «Альфа» на УСН «Доходы минус расходы» заплатит обязательных платежей в бюджет 761 498 ₽, чистая прибыль — 2 388 502 ₽.

Сравним полученные результаты в таблице:

ООО «Альфа» выгодно применять УСН «Доходы»: на этом режиме наименьшая налоговая нагрузка и наибольшая прибыль.

Для индивидуальных предпринимателей расчеты аналогичные, только нужно учесть еще страховые взносы ИП за себя — об этом рассказываем в отдельной статье.

Пошаговый алгоритм, какое налогообложение выбрать

Шаг 1. Определяем, под требования каких налоговых режимов подходит бизнес. У ОСН ограничений нет, у спецрежимов — у каждого свои.

Шаг 2. Узнаем актуальные ставки налогов для региона, где будет работать бизнес. Это можно сделать на сайте налоговой.

Шаг 3. Рассчитываем налоговую нагрузку. Когда выбраны варианты налогообложения, нужно сделать предварительный расчет налоговой нагрузки и узнать про все доступные льготы, которые помогут уменьшить налоги.

Шаг 4. Сообщаем налоговой, какую систему будем применять. При регистрации нового бизнеса налоговая автоматически назначает ОСН. Например, чтобы начать работать на УСН вместо ОСН, нужно подать уведомление в налоговую по форме № 26.2-1 вместе с документами на регистрацию бизнеса. На ЕСХН — уведомление по форме № 26.1-1.

Как сочетать системы налогообложения

Если у бизнеса несколько видов деятельности и для каждого выгоден свой режим, их можно совмещать. Закон разрешает использовать не больше двух систем налогообложения.

ИП может совмещать режимы таким образом:

ООО совмещать налоговые режимы не может.

Предприниматели, которые совмещают два налоговых режима, должны вести учет доходов и расходов отдельно по каждому режиму. Это поможет разобраться, на какие затраты можно уменьшить налоговую базу. Если не соблюдать это правило, могут возникнуть сложности с расчетом налоговой базы на разных режимах.

Источник

фЕНБ 1.3 чПРТПУ 1
оБМПЗЙ Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК РПМЙФЙЛЕ ЗПУХДБТУФЧБ

пФМЙЮЙФЕМШОПК ПУПВЕООПУФША ПФОПЫЕОЙК ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ У ЗПУХДБТУФЧПН СЧМСЕФУС РЕТЕИПД РТБЧБ УПВУФЧЕООПУФЙ ОБ ДЕОЕЦОЩЕ УТЕДУФЧБ, ТБОЕЕ РТЙОБДМЕЦБЧЫЙЕ РМБФЕМШЭЙЛХ ОБМПЗБ, Л ЗПУХДБТУФЧХ. пДОБЛП ЬФП ОЕ ЕДЙОУФЧЕООЩК РТЙЪОБЛ ОБМПЗБ. пФМЙЮБФШ ОБМПЗ ПФ ДТХЗЙИ ЧЙДПЧ РМБФЕЦЕК УМЕДХЕФ Й РП ФБЛЙН РТЙЪОБЛБН, ЛБЛ УФТПЗП ПВСЪБФЕМШОЩК ИБТБЛФЕТ, ЙОДЙЧЙДХБМШОБС ВЕЪЧПЪНЕЪДОПУФШ (ВЕЪЧПЪЧТБФОПУФШ), ХУФБОПЧМЕОЙЕ Ч ЪБЛПОПДБФЕМШОПН РПТСДЛЕ, ЧОЕУЕОЙЕ Ч ВАДЦЕФ ЙМЙ ЧОЕВАДЦЕФОЩЕ ЖПОДЩ Ч ФПЮОП ПРТЕДЕМЕООЩИ ТБЪНЕТБИ Й Ч ПРТЕДЕМЕООЩК УТПЛ, ПВЕУРЕЮЕОЙЕ РМБФЕЦЕУРПУПВОПУФЙ РХВМЙЮОПК ЧМБУФЙ.

ъБЛПО «пВ ПУОПЧБИ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ Ч тж» ЖБЛФЙЮЕУЛЙ УФБЧЙМ ЪОБЛ ТБЧЕОУФЧБ НЕЦДХ ОБМПЗПН Й ДТХЗЙНЙ ЧЙДБНЙ РМБФЕЦЕК, ФБЛЙНЙ ЛБЛ УВПТ Й РПЫМЙОБ, ЮФП УМЕДПЧБМП ЙЪ ЖПТНХМЙТПЧЛЙ, РТЙЧЕДЕООПК Ч ъБЛПОЕ: «рПД ОБМПЗПН, УВПТПН, РПЫМЙОПК Й ДТХЗЙН РМБФЕЦПН РПОЙНБЕФУС ПВСЪБФЕМШОЩК ЧЪОПУ Ч ВАДЦЕФ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ХТПЧОС ЙМЙ ЧП ЧОЕВАДЦЕФОЩК ЖПОД, ПУХЭЕУФЧМСЕНЩК РМБФЕМШЭЙЛБНЙ Ч РПТСДЛЕ Й ОБ ХУМПЧЙСИ, ПРТЕДЕМСЕНЩИ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩНЙ БЛФБНЙ».

ч ТЕЪХМШФБФЕ ФБЛПК ОЕФПЮОПУФЙ Л УЙУФЕНЕ ОБМПЗПЧ ВЩМЙ РТЙЮЙУМЕОЩ ФЕ РМБФЕЦЙ Ч ВАДЦЕФ, ЛПФПТЩЕ ОЕ ПВМБДБМЙ РТЙЪОБЛПН ЙОДЙЧЙДХБМШОПК ВЕЪЧПЪНЕЪДОПУФЙ, Б ЙНЕООП: РМБФЕЦЙ ЪБ РПМШЪПЧБОЙЕ РТЙТПДОЩНЙ ТЕУХТУБНЙ, ЗПУХДБТУФЧЕООБС РПЫМЙОБ, МЕУОПК ДПИПД, РМБФБ ЪБ ЧПДХ, ЗЕТВПЧЩК УВПТ Й ДТ., ЛПФПТЩЕ ОБ УБНПН ДЕМЕ ОПУСФ ИБТБЛФЕТ УЧПЕПВТБЪОПК ПРМБФЩ МЙВП ПЛБЪЩЧБЕНЩИ ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ ХУМХЗ, МЙВП РМБФЩ ЪБ РПМШЪПЧБОЙЕ РТЙОБДМЕЦБЭЙНЙ ЗПУХДБТУФЧХ ТЕУХТУБНЙ.

ол тж ДБМ ФПЮОПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ РПОСФЙК «ОБМПЗ» Й «УВПТ» /12/. уПЗМБУОП УФ. 8 РЕТЧПК ЮБУФЙ ол тж РПД ОБМПЗПН РПОЙНБЕФУС ПВСЪБФЕМШОЩК, ЙОДЙЧЙДХБМШОП ВЕЪЧПЪНЕЪДОЩК РМБФЕЦ, ЧЪЙНБЕНЩК У ПТЗБОЙЪБГЙК Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ Ч ЖПТНЕ ПФЮХЦДЕОЙС РТЙОБДМЕЦБЭЙИ ЙН ОБ РТБЧЕ УПВУФЧЕООПУФЙ, ИПЪСКУФЧЕООПЗП ЧЕДЕОЙС ЙМЙ ПРЕТБФЙЧОПЗП ХРТБЧМЕОЙС ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ Ч ГЕМСИ ЖЙОБОУПЧПЗП ПВЕУРЕЮЕОЙС ДЕСФЕМШОПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ Й (ЙМЙ) НХОЙГЙРБМШОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК.

рПД УВПТПН РПОЙНБЕФУС ПВСЪБФЕМШОЩК ЧЪОПУ, ЧЪЙНБЕНЩК У ПТЗБОЙЪБГЙК Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ, ХРМБФБ ЛПФПТПЗП СЧМСЕФУС ПДОЙН ЙЪ ХУМПЧЙК УПЧЕТЫЕОЙС Ч ПФОПЫЕОЙЙ РМБФЕМШЭЙЛПЧ УВПТПЧ ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ, ПТЗБОБНЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, ЙОЩНЙ ХРПМОПНПЮЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ Й ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ АТЙДЙЮЕУЛЙ ЪОБЮЙНЩИ ДЕКУФЧЙК, ЧЛМАЮБС РТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ПРТЕДЕМЕООЩИ РТБЧ ЙМЙ ЧЩДБЮХ ТБЪТЕЫЕОЙК (МЙГЕОЪЙК).

ьЛПОПНЙЮЕУЛБС УХЭОПУФШ ОБМПЗПЧ РТПСЧМСЕФУС ЮЕТЕЪ ЙИ ЖХОЛГЙЙ. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ОБХЛЕ ОЕФ ЕДЙОПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ОБ ЛПМЙЮЕУФЧП ЧЩРПМОСЕНЩИ ОБМПЗПН ЖХОЛГЙК.

рП НОЕОЙА рБОУЛПЧБ ч. з. Й лОСЪЕЧБ ч. з. ОБМПЗЙ ЧЩРПМОСАФ 4 ЖХОЛГЙЙ:

пВЯЕДЙОЕОЙЕ ОБМПЗПЧ Ч УЙУФЕНХ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ОЕЛПФПТЩНЙ РТЙОГЙРБНЙ, РПД ЛПФПТЩНЙ РПОЙНБАФУС ПВЭЙЕ ФТЕВПЧБОЙС РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ ЗПУХДБТУФЧБ.

Что понимается под принципами налогообложения. Смотреть фото Что понимается под принципами налогообложения. Смотреть картинку Что понимается под принципами налогообложения. Картинка про Что понимается под принципами налогообложения. Фото Что понимается под принципами налогообложения

рТЙОГЙРЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ВЩМЙ УЖПТНХМЙТПЧБОЩ б.уНЙФПН (1723-1790) Ч ЛОЙЗЕ «йУУМЕДПЧБОЙЕ П РТЙТПДЕ Й РТЙЮЙОБИ ВПЗБФУФЧБ ОБТПДПЧ» ЕЭЕ Ч 1776 З.: УПТБЪНЕТОПУФШ, ПРТЕДЕМЕООПУФШ, ХДПВОПУФШ Й ЬЛПОПНОПУФШ. тБЪЧЙФЙЕ РТЙОГЙРПЧ РТЙОБДМЕЦЙФ РТПЖЕУУПТХ вЕТМЙОУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ б. чБЗОЕТХ (1835-1917), ЛПФПТЩК Ч ТБВПФЕ «оБХЛБ П ЖЙОБОУБИ» (1880) ЙЪМПЦЙМ ДЕЧСФШ ПУОПЧОЩИ РТБЧЙМ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, ЛПФПТЩЕ ПВЯЕДЙОЙМ Ч ЮЕФЩТЕ ЗТХРРЩ.

Что понимается под принципами налогообложения. Смотреть фото Что понимается под принципами налогообложения. Смотреть картинку Что понимается под принципами налогообложения. Картинка про Что понимается под принципами налогообложения. Фото Что понимается под принципами налогообложения

б.чБЗОЕТ ТХЛПЧПДУФЧПЧБМУС ФЕН, ЮФП ЗПУХДБТУФЧП РТЕДПУФБЧМСЕФ УЧПЙН ЗТБЦДБОБН ОЕПВИПДЙНЩЕ ХУМХЗЙ. пФ ЧЕМЙЮЙОЩ ОБМПЗПЧЩИ РПУФХРМЕОЙК ЪБЧЙУЙФ ПВЯЕН Й УФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ЗПУХДБТУФЧБ. оБМПЗЙ Ч ДБООПН УМХЮБЕ ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЛБЛ ГЕОБ ХУМХЗ ЗПУХДБТУФЧБ. рП НОЕОЙА б.чБЗОЕТБ, НБФЕТЙБМШОЩЕ ВМБЗБ ЮБУФОЩИ ИПЪСКУФЧ ЮЕТЕЪ ОБМПЗЙ РТЕЧТБЭБАФУС Ч ХУМХЗЙ ЗПУХДБТУФЧХ, ЛПФПТПЕ, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, УПЪДБЕФ ХУМПЧЙС ДМС ХЧЕМЙЮЕОЙС ЛПМЙЮЕУФЧБ НБФЕТЙБМШОЩИ ГЕООПУФЕК.

тЕБМЙЪБГЙС ОБЪЧБООЩИ РТЙОГЙРПЧ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ОБИПДЙФ ПФТБЦЕОЙЕ Ч ОБМПЗПЧПК ЛПОГЕРГЙЙ, ЛПФПТБС ПРТЕДЕМСЕФ:

оБМПЗПЧБС ЛПОГЕРГЙС Ч тж ПРЙТБЕФУС ОБ РТЙОГЙРЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, УЖПТНХМЙТПЧБООЩЕ Ч УФ. 3 ол тж: ЧУЕПВЭОПУФШ, ТБЧЕОУФЧП, УРТБЧЕДМЙЧПУФШ. еЕ ТЕБМЙЪБГЙС Ч УПЧТЕНЕООЩИ ХУМПЧЙСИ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС УМЕДХАЭЙНЙ ЮЕТФБНЙ:

оБ РТБЛФЙЛЕ ТЕБМЙЪБГЙС ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ЮЕТЕЪ ОБМПЗПЧЩК НЕИБОЙЪН.

пУОПЧОЩЕ ОБРТБЧМЕОЙС ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ тж ПРТЕДЕМЕОЩ Ч вАДЦЕФОПН РПУМБОЙЙ рТЕЪЙДЕОФБ тж «п ВАДЦЕФОПК РПМЙФЙЛЕ Ч 2008-2010 ЗЗ.».

оБМПЗПЧБС РПМЙФЙЛБ Ч ВМЙЦБКЫЙЕ ФТЙ ЗПДБ ДПМЦОБ ВЩФШ ПТЙЕОФЙТПЧБОБ ОБ:

еУМЙ ПВТБФЙФШУС Л ХЛБЪБООЩН ОБРТБЧМЕОЙСН ВПМЕЕ РПДТПВОП, ФП ТЕЮШ ЙДЕФ П УМЕДХАЭЙИ НЕТПРТЙСФЙСИ.

Источник

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Изучение данной темы обусловлено необходимостью глубокого теоретического осмысления такой важной экономической категории, как налог, поскольку определенное отставание теоретических разработок в сфере налогообложения применительно к условиям современной России вызывает очевидные практические трудности как у непосредственных разработчиков налогового законодательства, так и у хозяйствующих субъектов.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

Оглавление

1.1.1. Развитие налогообложения

Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов.

Ф. Нитти (1868–1953),
итальянский экономист

Налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнением им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и др. «В сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве», – писал французский социалист П. Прудон (1809–1865). О сновной целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени его развития. В этой связи формы налогообложения связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике.

Первый период развития налогообложения охватывает государственное хозяйство древнего мира и Средних веков до XVI в. (периода разложения феодализма). Тогда не существовало понятия «налог» как такового. Исторически первыми формами налогообложения были жертвоприношения, контрибуции, дань. Классики античного мира признавали видами государственных доходов сдачу в аренду государственного имущества, невольников, таможенные пошлины.

Налоги в докапиталистических формациях имели натуральную форму. Философы древности трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление. «Временами случается, что князья не располагают в до­статочном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие», – писал известный философ Фома Аквинский (1225–1274).

С XIII в. формируется система посошного обложения, единицей которой становятся соха, дым, двор, тягло. С образованием в XV в. Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу московского князя. Кроме того, доходами казны были сборы: таможенный, соляной, кабацкий и др. С местного населения взимались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др. После земской реформы в 1551 г. «посошный откуп» начал поступать в государеву казну, средства которой расходовались на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

Второй период развития налогообложения охватывает этап возникновения и становления капиталистического строя (XVI – XVIII вв.). В этот период налоги еще не носят постоянного и всеобщего характера. Для него характерно поземельное, поимущественное и подушное налогообложение. Прямые налоги отличаются многочисленностью, случайностью, а подчас и странностями (например, налог на покойников, налог на соловьев и др.). Бюджеты западно-европейских государств пополняются преимущественно за счет косвенного налогообложения. Например, в Голландии в XVII в. на порцию рыбы, поданную в гостинице, налагалось 34 различных акциза. Однако в интересах зарождавшегося капитала было уменьшить роль косвенного налогообложения. В конце XVII в. в общественном сознании Англии происходит поворот в сторону прямых налогов.

В России в первой четверти XVII в. была введена стрелецкая подать – на содержание стрельцов. С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и т. п. В Поволжье, на Урале и в Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

В эпоху Петра I в налоговую систему были введены гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и др. Для обеспечения справедливости налогообложения в это время был принят ряд мер. Так, например, в 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворовый налог, общая сумма которого назначалась правительством. Наряду с прямыми и косвенными налогами население, в основном крестьянское, несло мирские повинности. Они имели натуральную и денежную формы, были обязательными (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательными (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.).

Третий период развития налогообложения (XIX в.) отличается сокращением количества налогов, формированием налоговых систем. К этому периоду относится становление научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение. Все известные финансовые школы (немецкая, итальянская, австрийская, американская) рассматривают налоги как эквивалент за государственные услуги, производство полезности. «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов», – писал итальянский экономист Ф. Нитти. Возрастает значение права при установлении и взимании налогов. В Англии в 40–50-е гг. XIX в. происходит переход к подоходному налогообложению.

В России реформы 60-х гг. XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог – сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати был введен поземельный налог, который взимался с земли крестьян и дворян. Основную часть (свыше 75 %) при этом уплачивали крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые от взимания акцизов и винной монополии, введенной в 1894 г. В 80-е гг. XIX в. внедряется подоходное налогообложение в форме налога на доходы с ценных бумаг и др.

Четвертый период развития налогообложения приходится на конец XIX – XX в., к началу которого была сформулирована идея о своеобразном разделении труда между государством и частным хозяйством в сфере экономики. В это время сокращается доля косвенного налогообложения в мировом масштабе. В 20-е гг. XX столетия водится налог с оборота, реальный промысловый налог трансформируется в налог на прибыль. В эти годы получает большое распространение взимание подоходного налога, основанного на декларациях плательщиков.

В советский период в России было распространено мнение, что налоги с населения, прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием платежей с доходов организаций. В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налогов с заработной платы. Такие действия неприемлемы в современных условиях. Экономическая реформа предполагает не только сохранение налогов с юридических и физических лиц, но и коренное их преобразование, расширение их финансовой и социальной роли.

1.1.2. Экономическая сущность понятий «налог», «сбор»

На каждом этапе развития общества понятие «налог» уточнялось, дополняясь новыми характеристиками. Конкретное содержание налога определяется экономическим строем общества, социальной политикой государства, а также конкретными целями стратегии его развития. В экономической литературе приведены различные определения налога, экономическая сущность которого характеризуется денежными отношениями между государством и налогоплательщиками.

В своем труде «Теория налогов» известный российский ученый А. Соколов приводит следующее определение: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйственных лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщику его специального эквивалента». 2

Наиболее лаконичным с теоретических позиций можно считать экономическое определение налогов как императивных денежных отношений, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. 3

В Налоговом кодексе РФ (ст. 8, п. 1) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Исходя из вышеприведенных определений, можно выделить сущностные признаки налога, отличающие его от других экономических категорий.

В отличие от налогов взимание сборов и пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины и сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

В российском законодательстве 1991–1998 гг. сбором называли платежи за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и др.). К пошлинам относили средства, уплачиваемые за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению).

В Налоговом кодексе понятие «сбор» носит собирательный характер. Оно охватывает как сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины (оплата конкретных действий). Это объясняется употреблением понятия «сбор» в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Согласно ст. 8, п. 2. НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

По определению НК РФ к категории «сборы» можно отнести предусмотренные законодательством РФ:

Вышеназванные сборы уплачиваются при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика – принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов, а также за предоставление особого права.

Следует отметить, что до 2005 г. в налоговой системе РФ было предусмотрено два вида пошлин: государственная и таможенная. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят таможенную пошлину к категории налог, поскольку исходя из определения пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭД, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).

1.1.3. Функции налога. Роль налогов
в макроэкономическом регулировании

Фискальная функция обусловлена самой природой налогов и характерна для всех государств на всех этапах развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд, создаются материальные условия для существования и функционирования государства. Значение фискальной функции возрастает с развитием производственных отношений. Наглядным тому примером является история стран с развитой рыночной экономикой, а в настоящее время и история России.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней в РФ осуществляется в основном за счет налоговых доходов. В соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено, что доходная часть федерального бюджета должна быть сформирована за счет налоговых платежей на 60,92 % (для сравнения: в 2006 г. – 62,33 %, в 2005 г. – 61,36 %, 2004 г. – 75,5 %, в 2003 г. – 78,3 %, 2002 г. – 81,2 %, в 2001 г. – 93,5 %). В табл. 1.1 представлена структура «налоговых» доходов федерального бюджета РФ на 2005 г.

Структура доходов федерального бюджета на 2007 г.

ВСЕГО ДОХОДОВ, в том числе:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *