Что понимается под проектной деятельностью ответ
Проектная деятельность.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности.
Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановку цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов.
Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности:
— Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
— Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
— Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
— Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
· выдвижение гипотез их решения;
· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
· сбор, систематизация и анализ полученных данных;
· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
· выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
По доминирующему в проекте методу:
Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы. Результатом является, как правило, исследовательская работа (реферат).
Творческие. Результатом проекта может быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом, гербарий, изданный альманах и пр.
Игровые. Представляют собой сюжетно-ролевой сценарий, обусловленный характером и содержанием проекта. Результатом проекта являются спектакль, конференция и пр. От традиционной литературно-музыкальной композиции игровой проект отличается самостоятельностью учащихся, консультативной ролью учителя, а также обязательным присутствием поисково-исследовательского этапа и анализа полученного продукта.
Информационные. Представляют собой обобщенный информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории. Продуктом проекта может быть статистический анализ, результаты мониторинга и пр.
Практико—ориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Результатом может быть, например, план реконструкции школьной столовой и под.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
· личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
По продолжительности проведения проекты могут быть:
Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах:
1. Определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп.
2. Планирование (анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идеи, планы).
3. Принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта).
4. Выполнение (работа по выполнению проекта).
5. Проверка и оценка результатов (анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач).
6. Защита проекта (коллективный анализ деятельности).
Работа над проектом включает четыре этапа:
1) Подготовительный : выбор темы; определение цели и формулировка задач; поиск источников информации и определение списка литературы; выдача рекомендаций: требования, сроки, график выполнения и пр.
2) поисково-исследовательский : определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации (построение схемы действий); проведение исследования; сбор и систематизация материалов.
3) практический (оформительский) : доработка проекта с учетом замечаний и предложений учителя-консультанта; получение и оформление продукта; написание реферата; подготовка к публичной защите проекта.
4) заключительный (аналитический) : публичная защита проекта; подведение итогов и анализ защиты и реферата с учителем-консультантом.
I. Планирование (подготовительный).
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.
Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.
2. Определение общего направления исследовательской работы
Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем учитель:
— Выделяет наиболее удачные;
— Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;
— Помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;
— Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и т. д.).
Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:
— Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
— Ищет и собирает информацию, учитывая: • Собственный опыт; • Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.; • Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;
— Анализирует и интерпретирует полученные данные.
На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом.
1. Уточнение и формулировка задач.
Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены неправильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности. Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д.
2. Поиск и сбор информации.
Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
3. Обработка полученной информации.
Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.
III. Этап обобщения информации (практический).
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
IV. Представление полученных результатов работы (презентация).
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы.
Сущность понятия «проектная деятельность» и ее классификация
В большом толковом словаре русского языка проект дословно с латинского projectus означает выступающий вперед. В словаре приводится несколько значений этого слова:
В большой советской энциклопедии метод проектов трактуется как организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов [2].
Классификация проектной деятельности
Типология проектов очень разнообразна. На протяжении XX века зарубежные авторы разработали огромное количество классификаций. Приведем примеры основных из них:
У.Х. Килпатрик рассматривает классификацию по двум признакам:
1. по целевой установке
2. по количеству участников проекта
Э.Коллингс рассматривает классификацию проектной деятельности по видам деятельности:
— Экскурсионные проекты. Целью таких проектов является изучение детьми проблем, вязанных с окружающей средой и общественной жизнью;
— Проекты-рассказы. Также их называют повествовательные проекты. Цель данных проектов заключается в получении удовольствия детьми от рассказов разнообразных формах (письменная, музыкальная, художественная);
— Трудовые проекты направлены на самостоятельное изготовление и получение определенного продукта [7].
В школе имени Линкольна проектную деятельность рассматривают по степени взаимосвязанности учебного материала с опорой на класс:
— Проекты, направленные на сравнение и изучение географии;
— Сельскохозяйственные проекты [8].
В классификации О.Декроли (метод центров интересов) деятельность делят по темам изучения:
— Социальные проекты [9].
Ф.Л. Штоллер классифицирует проектную деятельность следующим образом:
1. По способам сбора и источникам информации
— Исследовательский (работа с библиотечными ресурсами);
— Текстовой (работа с источниками информации, но не с людьми);
— Корреспондентский (сбор информации при помощи писем, факсов, телефонных звонков);
— Обзорный (сбор и обработка данных от других лиц посредством разработанного инструментария);
— Личный (контакты с людьми).
2. По характеру решаемой проблемы:
— Моделирующий реальные условия, проблемы;
— Основанный на интересах учащихся, независимо от реальной значимости.
3. По характеру координации проекта:
4. По количеству участников проекта:
5. По продолжительности проекта:
— Средней продолжительности (несколько недель);
— Долгосрочный (длящийся в течение семестра);
6. По характеру контактов:
— Внутренний (в рамках класса);
— Внешний (за пределами класса) [10].
Е.С. Полат предлагает систему основных критериев проектной деятельности:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
2. По признаку предметно-содержательной области:
3. По характеру контактов:
— Внутренние или региональные;
4. По количеству участников проекта:
5. По продолжительности проекта:
— Доклад, альбом, сборник, каталог;
— Макет, схема, план-карта;
А.С. Сиденко классифицирует проекты следующим образом:
1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, сборник творческих работ, стенгазета и т.д.);
2. По форме (видеофильм, телепрограмма);
3.По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный);
6. По уровню контактов (внутришкольные, межшкольные, региональные, международные);
7. По количеству участников (индивидуальные, групповые, парные);
Классификация проектов, предложенная Т.М. Мартыновой.
Первым признаком является уровень творчества, который выделяет следующие виды:
— Творческим проект является тогда, когда учащиеся самостоятельно выбирают тему, находят проблему и решают ее без чьей-либо помощи, выводя готовый продукт.
По второму признаку классификации проекты делятся на индивидуальные и групповые. При индивидуальной работе присутствуют элементы групповой работы, когда необходимо оценить первоначальные идеи друг друга или при проведении мозгового штурма. При групповой работе учащиеся обсуждают и принимают общее решение, развивают навыки сотрудничества и коллективной ответственности. Осваивают элементы организационной деятельности, которая им необходима при выборе лидера, сотрудника, исполнителя. Также при групповой работе присутствуют разделы, которые необходимо выполнять индивидуально.
Третий признак классификации рассматривается с позиции организации проведения проекта в одном классе, либо в разновозрастных группах. В таких проектах учителю необходимо дифференцировать темы по уровню сложности и уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям школьников.
По четвертому признаку классификация делится на следующие виды:
— Монопроекты проекты в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами предполагает последующую индивидуальную или групповую работу во внеурочное время. При работе с данными проектами необходимо четко представлять структуру по каждому уроку. В монопроектах для решения проблемы применяются знания и из других областей, но сама проблема лежит в каком-то определенном знании. Для монопроектов необходимо выбирать наиболее сложные разделы.
— Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Такие проекты затрагивают 2-3 предмета, требуют квалифицированной координации со стороны учителей, слаженной работы между участниками проекта.
— Надпредметный проект в основном носит характер исследования. Выходит, за рамки изучения и содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения [13].
Выполнение проектных заданий помогает учащимся видеть практическую пользу предметов, повышает интерес, учит учащихся применять полученные знания на практике. Все это способствует качеству знаний, формирует творческий потенциал и развивает мотивированность учащихся.
Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно находить решение поставленной перед ними проблемы, им необходимо овладеть определёнными навыками:
В проектной деятельности существует большое количество классификаций, все они в большей степени схожи между собой. Мы считаем, что в работе со студентами более целесообразным будет придерживаться классификации Е.С.Полат. В классификации выделяются 6 основных признаков: по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта; по результатам.
Список использованных источников.
Значение проектной деятельности. ее особенности
Татьяна Кускова
Значение проектной деятельности. ее особенности
Значение проектной деятельности, ее особенности
Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей. Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей. Тематика проектов самая разнообразная.
В чем особенность этого направления инновационной деятельности? 1. Технология «метода проектов», где отношения «ребенок-взрослый» уникальны, строятся на соучастии в деятельности,- это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.
3. В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Воспитатели, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.
4. В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
Проектная деятельность выступает именно как проектная в том случае, если прямое, натуральное действие оказывается невозможным. Н-р, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности.
Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что дошкольник исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным критериям, т. е. отчетливо определяет, что ему нужно сделать.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
— к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
— в каких источниках можно найти информацию;
— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
— с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Виды проектов в детском саду
В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:
• Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т. п. ;
• Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;
• Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;
• Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты.
По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные.
Проекты по продолжительности бывают:
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона, может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.
Задачи исследовательской деятельности:
• Оценка возможностей для решения проблемы
• Разработка идеи, способствующей решению проблемы
• Формулирование целей и предположений
• Сбор и обработка необходимой информации
• Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта
• Организация и выполнение проекта
• Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы
• Представление проекта Алгоритм проектной деятельности
Постановка цели проекта. Цели четко определены, измеряемы и достижимы. Задачи проекта = реальные, измеряемые, ступеньки к достижению цели проекта. Задачи проекта = этапы проекта (решается на определенном этапе проекта) Этапы проекта последовательно ведут к достижению цели. Цель проекта Что? Задачи Как?
Этапы разработки проекта
1 этап Организационный
2 этап Планирование работы
3 этап Реализация проекта
4 этап Презентация проекта
Этапы работы над проектом
1 этап организационный.
Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует. Формулирует задачу. Определяется продукт проекта. Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией. Принятие задачи. Дополнение задач проекта Целеполагание
2 этап Планирование работы.
Помогает в решении задачи. Разрабатывает план достижения цели. Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности Привлекает специалистов к осуществлению проекта Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. Разработка проекта (план деятельности по достижении цели)
3 этап Реализация проекта.
Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) Осуществляет сбор накопленного материала Формирование специфических знаний, умений, навыков. Дети получают информацию из различных источников, различными способами (родители + педагоги + специалисты + внешние специалисты (из социума)
4 этап Презентация проекта
Подготовка к презентации. Презентация. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Непосредственно презентация продукта деятельности
«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.
Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город» С 8 по 12 октября у нас в группе прошла познавательная проектная неделя : Мой дом, мой город». Актуальность проекта: У каждого ребенка.
Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я» Традицией в нашем детском саду стало проведение праздника «День матери». Мы реализовали идеи краткосрочного проекта «Моя мамочка и я».
Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.
«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.
Отчёт проектной деятельности «Семья» Вид проекта: творческий продолжительность: долгосрочный участники проекта: родители, педагоги, бабушки, дедушки, воспитанники группы Семья.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Успехи моей ученицы в проектной деятельности — фоторепортаж Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами радостью. Недавно вы высоко оценили наш мастер – класс «Нежный букет из яичной упаковки», который.