Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается

Профессиональная направленность личности

Проблема человеческой жизни, ее смысла и ценностей издавна привлекала внимание исследователей.

Мировоззрение моделирует мир и личность в их связи и взаимодействии, вбирая в себя оба типа деятельности человека («вовне» и «вовнутрь»), воспроизводя мир и личность во всей их многогранности и целостности. В мировоззрении личности, таким образом, представлено две реальности: сам человек и окружающий его мир. В процессе усложнения собственной деятельности и системы общественных отношений человек все глубже познает внешний мир и через него себя самого. Чем, яснее и глубже в мировоззрении индивида представлен внешний мир, чем адекватнее его знание о мире, тем яснее осознание субъектом своего места в жизни и тем эффективнее его взаимодействие с миром, тем глубже и богаче его Я по своему содержанию.

В процессе развития профессиональной направленности; человек проходит ряд ступеней:

— учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуационный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и инициативности;

— имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-производственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность, формируется чувство ответственности;

— имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней, проявляет особую увлеченность, как практической, так и теоретической стороной учебного материала, идет самоутверждение личности через профессиональный труд;

— страстное увлечение своей профессией, человек и дело сливаются в единое целое, направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко» выраженных склонностей и призваний, отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничивая его источник лишь внутренним миром личности, активностью ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения более общих мотивационных факторов, в частности, идейных мотивов, стремления к самовыражению, стремления к удовлетворению материальных потребностей и др. В случае возникновения борьбы мотивов возможна либо переориентация выбора, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который в данном случае имеет для человека содержание его профессии.

Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

При преобладании побочных мотивов новая информация о требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и, следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. «Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению».

Источник

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть картинку Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Картинка про Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть картинку Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Картинка про Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть картинку Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Картинка про Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть картинку Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Картинка про Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается

Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть картинку Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Картинка про Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается

Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть картинку Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Картинка про Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается

Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера. Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать провнимание человека), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями. Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.

Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.

· Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.

· Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии:библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.

· Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона.Профессии: преподаватель, ученый, писатель.

· Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.

· Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание.Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.

· Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.

Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.

Особенности темперамента как проявление свойств нервной системы. Типы темпераментов.

Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствамиих темпераментовесть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов Маши и Даши, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.

Темперамент— проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее.

Типы темперамента

Описание особенностей различныхтемпераментовможет помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть картинку Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Картинка про Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Источник

Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается

Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Смотреть картинку Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Картинка про Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается. Фото Что понимается под профессиональной направленностью личности понимается
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

В последние годы появилось множество различных форм и методов профессионального обучения молодежи, а также целый ряд новых направлений профессиональной подготовки и специализаций. Кроме этого, в современном российском обществе наблюдается быстрое обновление ранее существующих видов деятельности. Нередко система образования не успевает за подобными изменениями, происходящими в практической деятельности людей.

В этой связи возникает проблема отбора будущих кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда и быстро овладевающих новыми профессиями, востребованными на рынке труда. Повышается необходимость углубления понятия о закономерностях процесса профессионального самоопределения молодежи, связанной с разработкой критериев его успешности, что является основным условием эффективного управления этим процессом, в том числе в ходе профессиональной ориентации и профессионального обучения. Незавершенность профессионального самоопределения, растянутость его во времени во многих случаях является причиной низкой удовлетворенности людей выбранной профессией, что приводит к снижению эффективности деятельности и негативно сказывается на психическом здоровье человека.

В отечественной психологии накоплен большой опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это в первую очередь разработки таких ученых, как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха и др. Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения.

В работах К.А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии. В другой работе можно найти аналогичное мнение: «…развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности».

Все, что не нашло решения в этом возрасте, остается травмирующим шрамом на всю последующую жизнь человека. Что, в свою очередь, подчеркивает важность изучения проблем этого возраста для понимания всего происходящего с подростком и определения путей компенсации этих проблем [1, с. 402, 403].

Жизненные планы и ценностные ориентации молодежи могут находиться под негативным влиянием известной неопределенности жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) и ее связи с особенности протекания процесса профессионального самоопределения.

Так, М.Р. Гинзбург рассматривает проблему самоопределения с точки зрения временной перспективы: отношения личности к психологическому настоящему и психологическому будущему. По его мнению, успешное самоопределение характеризуется:

1) наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих:

— сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная ориентация);

— самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей;

2) наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих:

— личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Выбор профессии (его устойчивость, определенность на конкретной профессии, наличие профессиональных требований к профессии) существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения в подростковом возрасте;

— собственно планирование, характеризующееся, прежде всего, позитивным отношением к планированию и наличием планов, представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени [2, с. 43—52]. Автор пишет о включенности профессионального самоопределения в личностное, связывая ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты, что выводит на проблему будущего, представление о котором невозможно без построения жизненного плана.

По утверждению И.С. Кона, «жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности» [7].

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь. Но процесс профессионального самоопределения этим актом не заканчивается. Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова отмечают, что «выбор профессии — это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития» [8]. До того, как человек не проверит свои возможности в ходе профессиональной деятельности либо ситуациях, максимально приближенных к таковой, не сформирует к себе как к субъекту труда устойчивого положительного отношения, об успешности процесса профессионального самоопределения говорить достаточно трудно.

В ходе формирования профессионального самосознания выделяются «идентичные профессионалы либо профессиональные маргиналы». Маргиналу соответствует позиция внутренней непричастности к сообществу своей профессии, а его система ценностей не ориентирована на достижение профессиональных целей. О профессиональной идентичности можно говорить, «если признаки, используемые для идентификации, полностью совпадают у человека, как у потребителя профессии, общества, как заказчика и профессионала, как исполнителя» [3].

К числу теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, положения, касающиеся смыслообразующего и смыслореализующего значения выбора профессии и трудовой деятельности для человека в работах В. Франкла, разработки стадий жизни личности Э. Эриксона и др.

Так, говоря о сущности профессионального самоопределения, Н.С. Пряжников подразумевает «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [12].

В работах Е.А. Климова самоопределение понимается не просто как «самоограничение», не как добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важный момент психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника «сообщества профессионалов». В общем же виде профессиональное самоопределение понимается автором «как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда» [5].

В общем, можно утверждать, что самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей развивается в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном и может рассматриваться, по крайней мере, на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях по Е.А. Климову: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе социальных отношений) [5].

Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, «как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса» [8]. Это позволило ввести понятие уровня профессионального самоопределения, показателем которого считается сформированность профессиональных намерений, согласованность этих намерений с интересами и успешность профессионального обучения (на этапе профессиональной подготовки).

Таким образом, можно выделить три уровня профессионального самоопределения:

В юношеском возрасте ценностно-ориентационная деятельность является ведущей. Такая деятельность дает «не чисто объективную, а объективно-субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях» [4]. Ценностно-ориентационный аспект профессионального самоопределения представляет собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, поиск своего призвания.

Личность является предметом специальных исследований Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, А.В. Петровского, К.К. Платонова и многих других ученых.

Направленность является ведущим структурным элементом личности, определяющим ее целеустремленность, характер деятельности, ориентацию в ценностях. Известный отечественный психолог В.С. Мерлин отмечал, что самое существенное и основное в характеристике личности человека — это ее направленность, т.е. то, от чего зависит общее направление его жизни и всей его активной творческой деятельности. От направленности зависят свойства характера личности и развитие ее способностей, социальная и нравственная ценность [10].

В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация» сущностных сил человека (А.С. Прангишвили) и т.д.

А.Н. Леонтьев называет направленность ядром личности, представляющим собой систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности [9].

Принципиальных разногласий в трактовке термина «направленность» в психолого-педагогической литературе практически не встречается. При этом, во всех приведенных определениях подчеркиваются такие свойства направленности личности, как избирательность и побудительная активность, т.е. направленность рассматривается в качестве специфически ориентированного личностного побудителя деятельности, входящего в структуру личности. Все структурные компоненты направленности личности: и потребности, и мотивы, и интересы — тесно связаны между собой.

Понятие «направленность личности», введенное С.Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в выделении различных видов направленности. В частности, в психологической литературе представлены и описаны личностная, коллективистская, деловая, гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная направленности. Особое место отводится исследованию профессиональной направленности личности. Профессиональная направленность понимается, прежде всего, как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности-неудовлетворенности человека своей профессией.

Исследование перечисленных компонентов профессиональной направленности предполагает наличие и использование соответствующих методов исследования. В психологической литературе в настоящее время существует ряд методик, имеющих отношение к исследованию различных составляющих профессиональной направленности [6].

Потребности людей тесно связаны с их интересами. Однако существующая взаимообусловленность интересов и потребностей еще не дает оснований ставить между ними знак равенства. С позиции С.Л. Рубинштейна, интерес — это направленность помыслов и мыслей; потребность — направленность желаний, влечений. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес — стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интересов — стимул их дальнейшего совершенствования и углубления.

Эмоциональная окрашенность потребностей и интересов, по мнению С.Л. Рубинштейна, также различна: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда же нет интересов или они не получают пищу, жить скучно [13, с. 112].

Таким образом, направленность личности играет существенную роль в жизнедеятельности человека. Направленность личности в профессиональном становлении связана, прежде всего, с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, связанных с развитием профессионализма. Немаловажным является и соответствие черт характера личности тому виду деятельности, интерес к которой в силу влияния различных социальных и культурных факторов, проявляет молодой человек, в частности, абитуриент.

В психике человека существует такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности. Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности. Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно-регуляционной структурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, «характерный» для него стиль.

Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы: 1) отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям; 2) отношение человека к самому себе его самосознание. Самосознание имеет свою структуру систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию; 3) отношение к труду и другим видам деятельности; 4) отношение к вещам как продуктам человеческого труда.

Развитие же самосознания в подростковом и юношеском возрастах начинается с формирования «Я»: оценки тела, внешности, поведения, способностей по определенным критериям, которые не всегда являются реалистичными [1, с. 402, 403].

Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер. Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.

Наибольшую известность получил термин Карла Леонгарда, немецкого психиатра и психолога — «акцентуированная личность». Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера». Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д.

По К. Леонгарду акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

Акцентуация предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

В России получила распространение классификация акцентуаций, которая была предложена известным психиатром профессором А.Е. Личко. По его мнению, акцентуации характера имеют сходство с психопатиями, но не являются основными причинами патологического формирования личности, хотя могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний. По мнению Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

Акцентуации рассматриваются как временные особенности характера, сглаживающиеся при взрослении, смягчаются и в большинстве случаев можно наблюдать успешную социальную адаптацию. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация — эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.

В жизни молодого человека бывает период, когда акцентуации еще значительно влияют на предпочтения при выборе своей профессиональной карьеры. Профессиональные предпочтения тесно связаны с формированием непротиворечивой системы ценностных ориентаций; определением в ближней и дальней перспективе будущего условий и способов реализации промежуточных и конечных жизненных и профессиональных целей, соответствующих собственным способностям и возможностям, посредством составления жизненного плана и включения в него плана профессионального; формированием в сознании индивида целостного образа «Я», в том числе и образа профессионала. Профессиональное самоопределение невозможно рассматривать в отрыве от жизненного и личностного.

Содержательное наполнение ценностных ориентаций традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит эмоциональное переживание внешней ситуации, в значительной степени связанное с направленностью личности. Это первая наиболее непосредственная и интуитивная связь личности с новым явлением действительности, и в процессе установления этой связи актуализируются установки, потребности, мотивы личности.

Конечно, становление профессиональных предпочтений предполагает также рациональное оценивание, связанное с осознанием побуждений, мотивов, поступков. Важное место принадлежит и поведенческому элементу, который представляет собой «практическое выражение» ценностных ориентаций, которые формируются в том числе и под воздействием особенностей характера личности.

В профессиональном самоопределении молодого человека проявляется функциональное назначение ценностных ориентаций, как и нравственной активности, что сближает данные понятия. Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей [3, с. 69—78].

Как отмечают психологи и педагоги, становление у молодых людей ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности личности, критерии оценок и самооценок, активизируется именно в подростковом возрасте и становится значимым в юности, когда основной жизненной целью становится профессиональная социализация, связанная с получением высшего профессионального образования.

При этом многообразие общественных явлений приобретает обобщенный характер и отражается в сознании молодого человека в виде предпочтений и ценностей. Именно в этот период направленность личности оказывает существенное влияние на формирование социально ценных отношений молодых людей, на выбор ими профессиональной деятельности после, на формирование их нравственной активности

Рассматривая теоретические положения по проблемам развития личности, влияющим на ее профессиональное самоопределение, и в частности, на выбор первого в жизни профессионального образования, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, профессиональное самоопределение играет важную роль в жизни молодого человека, а особенно абитуриента и недавнего выпускника школы, так как оно совпадает с серьезными переменами в жизни, которые обусловлены началом самостоятельной, так называемой «взрослой» жизни.

Во-вторых, выбор первой в жизни профессии определяется ценностными ориентациями и представлениями о ней молодого человека, которые складываются под влиянием многих факторов социально-культурного характера, например таких как: семейные традиции, средства массовой информации, друзья и круг общения и т.д.

В-третьих, развитие личности в ходе профессионального становлении связана не только с познавательной деятельностью и интересами, связанными с развитием профессионализма, но с таким существенным фактором как соответствие черт характера личности тому виду деятельности, интерес к которой проявляет молодой человек, в частности, абитуриент.

В-четвертых, акцентуации характера, будучи достаточно хорошо изученным феноменом личности, обычно учитываются только при профессиональном отборе к практической трудовой деятельности, однако им уделяется мало внимания при выборе молодым человеком высшего профессионального образования, т.е. целенаправленной учебной деятельности для освоения конкретной профессии, определенного вида профессиональной деятельности.

Таким образом, для успешного освоения профессиональных знаний и навыков в ходе профессионального образования, что является одним из важных условий профессионального успеха в дальнейшем, необходимо создать студенту условия для обеспечения возможности скорректировать свой выбор и черты характера уже на этапе профессиональной подготовки к практической деятельности.

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться под своими логином и паролем (можно войти, используя Ваш аккаунт в социальной сети, если такая социальная сеть поддерживается нашим сайтом).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *