Что понимается под прогнозированием в менеджменте
Прогнозирование и планирование
Сущность прогнозирования и его виды
Термин «прогноз» происходит от греческого «prognosis» и обозначает предсказание, предвидение о развитии чего-либо, базирующееся на определенных данных.
Прогнозирование представляет собой оценку, предсказание, предвидение будущего развития выбранного объекта исследования.
Оно должно быть первоначальным в отношении планирования. Главной целью прогнозирования является разработка научных предпосылок принятия управленческих решений. Эти предпосылки состоят из:
В среде нарастающих тенденций глобализации и ускоренного развития научно-технического прогресса резко растет уровень неопределенности в последующем развитии объектов управления, растет стоимость ошибки управленческого решения. Поэтому в XXI в. существенно возрастает роль прогнозирования.
К главным задачам прогнозирования относят:
Прогноз является системой научных аргументированных представлений о будущем состоянии объекта исследования, которые носят вероятностный, но, при этом, весьма достоверный характер.
Одним из видов прогнозов являются сценарии развития, разрабатываемые с учетом тех либо других предполагаемых действий определенных субъектов прогнозируемой ситуации.
Способы прогнозирования
Прогнозы составляются следующими способами:
В первом способе выделяют факторный и трендовый подходы.
Трендовый подход в прогнозировании предполагает использование экстраполяции выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя. Прогноз-тренд представляет собой вид прогноза, который основан на применении линейной экстраполяции тенденций, сложившихся в прошлом.
Факторный подход в прогнозировании предусматривает использование ряда факторов, которые воздействуют на объект прогнозирования. Данный подход базируется на оценке степени влияния разных факторов и их комбинации на дальнейшее развитие возможного состояния объекта управления.
Во втором способе выделяют генетический и нормативный подходы.
Генетический подход базируется на применении в прогнозируемых процессах постоянных тенденций, которые придают инерционный характер развития объекта управления. При всех своих различиях прошлое, настоящее и будущее генетически взаимосвязаны между собой и имеют большое количество общих элементов и взаимосвязей между ними.
Нормативный подход характеризует управляемость прогнозируемых процессов, их подчиненность целям развития. Вместе с этим, цель может быть задана из внешней среды в форме нормативного состояния.
Краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование
Прогнозы различаются по длительности сроков, на которые они рассчитываются. Сегодня разрабатывают прогнозы различной продолжительности:
Другие перемены занимают несколько лет и требуют более длительного времени (создание и освоение новых видов продукции, динамика внешнеэкономических связей, динамика и структура денежных доходов и накоплений населения, инвестиции в основной капитал, реализация инновационных проектов). Это все объекты среднесрочного прогнозирования и базирующихся на нем среднесрочных программ (на 3-5 лет, а иногда и более) социально-экономического развития.
Значительные изменения стране и мире, в структуре экономики и общества, формируются и проявляются на протяжении длительного отрезка времени и требуют долгосрочного прогнозирования альтернативных тенденций на протяжении 10-15 лет и более, что является базой для формирования перспективной стратегии развития.
Долгосрочное прогнозирование, в отличие от среднесрочного планирования и особенно краткосрочного, в наименьшей степени связано с тенденциями социально-экономического развития, свободнее в выборе версий будущего развития. За 15-20 лет сменяются два поколения техники и одного поколения сотрудников. Долгосрочное прогнозирование предоставляет возможность более обоснованно определять возможные структурные сдвиги в обществе и экономике, изменения некоторых качественных характеристик. В то же время долгосрочный прогноз в меньшей степени детализирован и базируется на сравнительно небольшом круге обобщающих показателей. Долгосрочный прогноз является базисом для определения концепции социально-экономического развития на долгосрочный период, выбора стратегии развития.
Методы прогнозирования
При составлении прогнозов используют следующие методы:
Методы экспертных оценок базируются на применении при разработке прогнозов мнений признанных экспертов-специалистов или одного такого эксперта.
Методы логического моделирования используются преимущественно для качественного описания прогнозных процессов. Их основой являются общие закономерности функционирования прогнозируемого объекта, анализируемые в определенной логической последовательности.
Методы экономико-математического моделирования базируются на имитации реального поведения объекта исследования посредством построения экономико-математических моделей. Данные методы являются наиболее развитыми методами в области составления прогнозов социально-экономических процессов. Их видом является широко используемый метод математической экстраполяции, который позволяет продлевать тенденцию изменения экономического параметра из области ее наблюдения в прошлом на будущее.
Планирование
Процесс планирования охватывает просчет в плановом периоде собственных потребностей материалов, сырья, финансов, основных средств, работников и пр., а так же выявление источников получения ресурсов и оценку эффективности их применения.
При существовавшей ранее плановой экономике планированием занимались на централизованном уровне, и организациям нужно было только выполнять указания вышестоящего органа.
Разработка планов предприятия представляет собой объективную оценку компании в целом, ее возможностей и реальных перспектив, в то же время планы нужны для поиска инвестиций, разработки наиболее перспективных проектов с точки зрения рыночных ситуаций.
В планах отражаются стратегические и тактические задачи, а так же пути решения данных задач.
Планирование – это сложный и трудоемкий процесс, но его результаты того стоят. Плюсами для предприятия могут стать:
Элементы планирования на предприятии
Планирование на предприятии успешно в случае наличия 4 составляющих, тесно связанных между собой и составляющих структуру данного процесса. Рассмотрим их.
Первая составляющая: внутренняя методологическая и методическая база, содержащая разработку, контроль и анализ выполнения плана, и квалифицированный персонал финансовых и экономических отделов, успешно воплощающий методики бизнес-планирования на практике.
Вторая составляющая – информационная, включает сведения о самом предприятии и внешних влияющих факторах.
Информационная составляющая содержит сведения по таким направлениям:
Третья составляющая – наличие на предприятии организационной структуры и системы управления, которые будут основой организационного блока.
Четвертая составляющая – программно–технические средства, которые будут способны охватить большие объемы данных и обладать высокой степенью надежности.
Этапы составления плана
Рассмотрим этапы процесса составления плана:
На подготовительном этапе формируется перспективная бизнес-идея. Под бизнес – идеей понимается замысел новой продукции либо услуги, либо какого-то инновационного решения в сфере экономики, техники, организации и пр. Бизнес – идеи можно почерпнуть в: отзывах покупателей; продукции конкурентов; идеи маркетологов предприятия; публикациях о патентах; результатов НИОКР.
Важным этапом планирования является ознакомление с ним заинтересованных лиц. Это достигается за счет проведения презентации. Под презентацией плана понимается краткий рассказ об основных положениях планируемого проекта при проведении переговоров. В презентации нужно рассказать о самом предприятии, о сфере деятельности, продуктах, услугах, о клиентах и конкурентах, о стратегии маркетинга, о первоочередных финансовых задачах, основных работниках, которые будут воплощать проект в жизнь, о необходимом внешнем инвестировании, о путях использования привлеченных средств, об условиях и сроке, за который будет реализован проект.
План полезен при получении кредитных средств, в данном случае банк тоже выступает инвестором и рассматривает эффективность проекта. Предприятие может получить значительную выгоду по процентам при грамотно составленном плане.
Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?
Прогнозирование в системе менеджмента
Под прогнозированием понимается процесс исследования, направленный на выявление тенденций развития организации и ее внешнего окружения.
Целью прогнозирования,прежде всего, является побуждение к размышлению о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для организации это приведет. Прогнозирование позволяет оптимизировать деятельность компании, более точно распределить ресурсы.
На основе прогнозов строится все планирование производственной и финансовой деятельности организации.
В соответствии с прогнозами принимаются решения:
о том, куда и в каких объемах направлять инвестиции,
какие дополнительные производственные мощности потребуются и через какой период времени (например, операторы сотовой связи на основании прогнозов принимают решения об увеличении кол-ва базовых станций, контроллеров, коммутаторов и других элементов сети);
какие технологии и услуги необходимо реализовать, чтобы успешно действовать на рынке в условиях жесткой конкуренции.
Прогнозирование повышает бдительность менеджеров и, следовательно, их способность реагировать на изменения.
Результатом данного этапа является некое научно обоснованное предположение о состоянии системы управления в будущем (прогноз).
Для того, чтобы успешно выполнять эту функцию необходимо знать:
q какие существуют методы прогнозирования,
q уметь применить соответствующую технику расчетов,
q преимущества и ограничения каждого из них,
q когда какие методы лучше применять.
Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, а также внешних и внутренних связей объекта прогнозирования вывести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.
Прежде чем заниматься прогнозированием в компании нам необходимо ответить на ряд вопросов:
§ Для чего нам нужен этот прогноз?
§ Что мы будем с ним делать? Кто им будет пользоваться?
§ Какой требуется уровень детализации и временной охват?
§ Какая точность прогноза необходима?
§ Какими финансовыми ресурсами мы располагаем для решения этой задачи?
§ Какие данные доступны и достаточно ли их?
Ответы на эти вопросы определяют тип прогноза, способы его получения, время и финансовые ресурсы, которые нам для этого необходимы.
Важно, чтобы в компании процесс прогнозирования был определенным образом ФОРМАЛИЗОВАН, т.е. должна быть описана методика его разработки, последовательность прохождения по всем подразделениям с четким указанием применяемых методов построения прогноза, сроков и форм подачи информации.
Если это не сделано, то процесс прогнозирования будет происходить стихийно. Выявляя отклонения прогнозных значений от фактических, мы не сможем определить, почему так произошло, соответственно, не сможем сделать выводов для недопущения этих ошибок в будущем, для повышения точности прогнозирования.
Прогнозирование как функция управления
Прогнозирование в менеджменте
Понятие прогноз означает предвидеть, предсказывать, а прогнозирование представляет собой процесс составления плана развития определенных событий. Прогнозы в соответствии со сроками можно представить в виде трех видов: краткосрочные (до 1 года и менее), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные прогнозы (от 5 лет).
Прогнозирование как функция управления является предпосылкой планирования деятельности предприятия.
Прогнозирование как функция управления занимается выявлением и предвидением объективных тенденций, а также состояний организационного развития, перспектив бизнеса, альтернативных путей этого развития и сроков их осуществления.
Прогнозирование как функция управления
Прогнозирование как функция управления дает руководству представление о том, какими способами можно достичь цели и что будет получено в конечном итоге. В процессе прогнозирования решаются основные задачи:
Прогнозирование как функция управления является фундаментальной основой предпринимательской и управленческой деятельности в разных сферах при выполнении соответствующих ей функций.
Прогнозирование в различных теориях
Существует большое количество определений понятия прогнозирование как функции управления, а также взглядов на роль и место прогнозирование в организации. Некоторые авторы утверждают, что прогнозирование представляет собой систему методических приемов, исполнение которых в соответствующей последовательности обеспечивает эффективность управленческих решений.
М. Мескон считал, что прогнозирование является методом, который использует накопленный в прошлом опыт, а также текущие допущения по поводу будущего для того, что бы его определять. Формулировки различных авторов не конкурируют друг с другом, чаще всего они дополняют друг друга.
Если прогнозирование проведено качественно, то в результате будет получена картина будущего, вполне используемая в качестве основы планирования.
Разновидности прогнозов
Существует несколько видов прогнозов, среди которых можно выделить экономические прогнозы, используемые для предсказания общего экономического состояния, объемов сбыта определенного предприятия или конкретного продукта.
Также существуют прогнозы развития технологии, которые дают возможность предсказывать, разработки каких новых технологий ожидаются, в какое время и насколько приемлемыми они могут быть. Конкурентные прогнозы развития дают возможность предсказать стратегию и тактику конкурентов.
Еще один тип прогноза — прогноз на основе опросов и исследований, который дает возможность предсказывать, что может произойти в сложных ситуациях при использовании многих областей знаний.
Для прогноза изменений в социальных установках общества широко используется социальное прогнозирование, которое может быть полезным в менеджменте с применением к мотивации сотрудников.
Прогнозирование как функция управления и ее применение
Прогнозирование как функция управления достаточно актуальна на сегодняшний день и имеет широкую сферу его применения.
Прогнозирование как функция управления широко используется в экономике, а больше всего в управлении для определения вероятного развития событий будущего. Чаще всего прогнозирование заключается в том, что бы определять значения экономических показателей будущего. Данные расчеты проводятся по ценам на продукцию, объем ее продаж. Прогнозирование всегда идет перед планированием, позволяющем выбирать на основании предполагаемого будущего реальные цели, проводить оценку возможностей, целесообразности, а также пути и средства достижения.
Принципы прогнозирования
Прогнозирование как функция управления включает в себя различные принципы, важнейшим из которых является непрерывность, то есть разработка прогноза рассматривается в качестве постоянного процесса. Принципами прогнозирования также являются сочетание перспективного и текущего характера прогнозирования, согласованность прогнозирования, большое количество вариантов прогнозов, выбор основных факторов.
Таким образом, прогнозирование как функция управления является многоступенчатым процессом, включающим в себя составление предварительного и конечного (формального) прогноза.
Основной функцией прогнозирования является обоснование вероятного состояния объекта в перспективе или поиск альтернативных путей.
Примеры решения задач
Задание | Выделить особенности, характерные для прогнозирования как функции управления: |
1.) Обеспечение распределения задач, регулирования полномочий руководства и ответственность за различные процессы деятельности.
2.) Выявление и предвидение объективных тенденций,
3.) Структурированность всех процессов производства, которые направлены на создание и интеграцию эффективной системы исполнения задач.
1.) Прогнозирование всегда предшествует планированию,
2.) Планирование предшествует прогнозированию,
3.) Прогнозирование и планирование осуществляются независимо друг от друга.
Прогнозирование в управлении – почему это важно в современных экономических условиях
Прогнозирование в управлении – почему это важно в современных экономических условиях. Способность к прогнозированию существенно повышает управляемость процессами или людьми, так как предоставляет спектр возможных изменений и условий достижения поставленных целей. Поэтому прогнозирование играет важную роль для повышения качества управления.
Данная статья для тех, кто хочет узнать о сущности и значении прогнозов, особенно в современной экономике. Кто хочет познакомиться с основными законами и закономерностями, лежащими в основе научных методов прогнозирования и предвидения будущего.
Прогнозирование это информация о будущем
Прогнозирование – это опережающая информация о будущем, позволяющая принимать обоснованные более правильные управленческие решения. Толково-экономический словарь Бернара И., Колли Ж.-К. даёт следующее определение прогноза: «прогноз – попытка составить представление о будущем. В широком смысле – результат такой попытки… прогнозирование прибегает к самым различным техническим приёмам – от классического изучения рынка до теории игр и анализа выборов в неопределённом будущем.
По словам Р. Эйреса прогнозирование является попыткой определить ход событий в будущем исходя из того, что случилось в прошлом, а Хикман и Сильва дают ещё более вольную трактовку прогноза. Они указывают, что прогнозирование представляет собой мысленное путешествие от известного к неизвестному, создание будущего путём монтажа известных фактов, надежд, мечтаний, опасностей и возможностей.
Планирование и прогнозирование
Прогноз, на наш взгляд, принципиально отличается от плана. Прогноз в большей степени носит информационный и познавательный характер, не содержит обязательных показателей, никому не адресуется для исполнения, не предполагает принятия обязательных решений, действий или ответственности за их осуществление.
План же имеет сугубо определённый, детерминированный характер, ему предшествует обоснование целей, анализ выделяемых ресурсов, разработка исходных нормативов и точных норм, установление обязательных заданий и ответственности за их исполнение. Кроме того, прогноз гораздо менее детален и конкретен, чем план. Предоставляет обобщённую опережающую информацию с учётом накопленных знаний о закономерностях развития тех или иных объектов.
Прогнозирование в управлении
Как показывает практика развитых стран, прогнозирование создаёт информационно – аналитическую базу не только для планирования, но и для любого иного управленческого решения: организационного, мотивационного, контролирующего и т.д. В этом смысле можно выделить две формы прогнозирования – предсказание и предуказание.
Предсказание – это поисковая составляющая прогноза, связанная с предвидением возможных перспектив и сценариев развития того или иного процесса.
Предуказание – нормативная составляющая прогноза, связанная с пожеланиями и ожиданиями конкретных субъектов. Предуказание реализуется в дальнейшем в форме целеполагания (предположения об идеальном результате деятельности), планирования, программирования (преобразования информации о будущем в конкретные программы), проектирования (описания ещё не существующего объекта будущей системы), организации и контроля.
Прогнозирование ситуаций, предвидение
Это очень странное заявление, не правда ли? Сегодня, когда пандемия короновируса и начало экономического кризиса планетарного масштаба. Когда нарастает хаос и снижается управляемость как на уровне отдельной личности, так и на уровне организаций, и даже стран.
Однако данный парадокс вполне объясним. Управлять можно только будущим, прошлое уже ушло и не повторится. Предвидеть – значит управлять (писал Б. Паскаль). А будущим невозможно управлять, если мы не умеем его предвидеть, хотя бы в общих чертах. Хотя бы на основе известных тенденций и закономерностей.
Оценка прогнозирования
Конечно, на результаты прогнозирования огромное влияние оказывает личность человека или групп людей, осуществляющих прогноз. В особенности этот эффект является характерным при применении экспертных методов прогнозирования. Однако субъективизм тоже имеет под собой определённую основу.
Так, результаты развития того или иного предприятия, находящегося в рыночной среде, определяются не только сложившимися тенденциями и объективными факторами, но и характером ожиданий всех участников экономического процесса (собственников и персонала предприятия, поставщиков, партнёров, клиентов и конкурентов предприятия), спецификой их целевых установок и финансовых интересов.
В частности, предприятие стремится оправдать ожидания покупателей, которые, по сути, есть прогнозные оценки ассортимента и качества товаров. Руководитель фирмы ориентирован на получение максимально-возможной прибыли, предполагаемый уровень которой являлся базовым стимулом организации бизнеса. Само понятие успеха в бизнесе является необъективным понятием, ибо определяется соответствием получаемых результатов определённым ожидаемым ценностям.
Кроме того, в социально-экономических системах, как показала практика, может происходить удивительное явление, получившее название самоосуществления (саморазрушения) прогноза. Другими словами, сами экономические ожидания, сформулированные и высказанные прогнозы и утверждения, могут оказывать обратное влияние на условия их реализации.
Так, американский футуролог О. Теффлер открыл феномен «шока от столкновения с будущим», в результате которого изменяется поведение людей, а, значит, и само будущее. Об аналогичном процессе писал Дж. Сорос в своей книге «Алхимия финансов». Автор сам был участником фондового рынка и объяснял личные сверхдоходы не только своими способностями предвидеть изменение курсов многочисленных акций, но и своими действиями по активному изменению будущего, формированию системы предпочтений действующих участников фондового рынка на основе целевой прогнозной информации.
Таким образом, субъективный фактор сопровождает весь процесс прогнозирования. От конкретных субъектов зависит качество и точность тех или иных экономических прогнозов, равно как и реализация того или иного прогнозного пути. В то же время прогноз есть научно-обоснованное предвидение будущего, так как базируется на имеющихся знаниях и закономерностях. Это противоречие в действительности является естественным и позволяет нам понять феномен растущей роли прогнозирования в настоящее время.
Виды прогнозирования
Попытки прогнозирования событий в природе и обществе сопутствовали цивилизации на всех этапах её развития. Ещё в глубокой древности возник специальный термин «прогностика», отражающий специальную область познания путём прогнозирования. Известна книга великого древнегреческого врача и исследователя Гиппократа под названием «Прогностика», написанная более двух тысяч лет назад. В ней прогнозирование понималось как искусство предвидения будущего, которое базируется как на приметах и наблюдениях за действительностью, так и на интуиции, непосредственных способностях самого прорицателя, осуществляющего прогноз.
В Древней Греции долгое время функционировал Дельфийский оракул, который предсказывал на основе астрологии и ясновидения. Процесс предсказания включал несколько стадий. У истоков прогноза стоял сам оракул, который на вопрос клиента высказывал ответ в форме слов-иносказаний. Далее жрецы расшифровывали иносказания и в письменной подробной форме излагали своё толкование. Затем вариант предсказания направлялся в Совет старейшин, который давал свою оценку и детализировал далее полученный прогноз.
Арабские историки Древнего мира аль-Бируни и Ибн Халдун выдвинули и развили теорию циклических круговоротов в истории и на этой основе сделали вывод о возможностях достоверного предсказания будущего.
Первичная техника пророчеств, предсказаний, прогнозов нашла дальнейшее развитие в Шумерском государстве. Для прогнозирования использовались, главным образом, эвристические методы, метафоры и символы, наблюдения за звёздами и природными явлениями. Особенное место уделялось провоцированию и толкованию знамений. Составление пророчеств постепенно превратилось в особую профессию. Появилось большое количество терминов, обозначающих людей, профессионально занимающихся прогнозами: пророки, прорицатели, футурологи, предсказатели, оракулы, астрологи, ясновидящие, возвещающие, прозорливцы, прогностики и т.п. В определённые периоды истории прогностики составляли целый класс, приближенный к правителям мира сего. Прогнозы считались достижениями высшего знания, а прогностиков называли царскими советниками, проводниками божественной мысли.
Концепция прогнозирования
В средние века Августином Блаженным (345-430 гг.) была разработана последовательная концепция провиденциализма (протекания исторического процесса по воле провидения, с определёнными закономерностями). Но наибольшую известность в этот период приобрели предсказания М. Нострадамуса. Он составил набор универсальных сценариев на многие случаи исторических драм. Его книга пророчеств (более 900 предсказаний) прилагается к разным эпохам и получает нередко подтверждение конкретными событиями. Следует отметить, что и современная наука не отрицает способности субъективного видения будущего как некоего природного дара.
Определённые лица в государстве обязаны быть «пророками» по должности: руководители правительственных органов, директора крупных фирм, политические деятели и др. Президенты, парламентарии, их советники должны предвидеть ситуации, используя любые методы, иначе потеряют доверие. Прогнозы становятся частью политической борьбы, каждый политик предсказывает торжество своей линии, объявляет её единственно возможной и спасительной. Пророчества политических лидеров могут сбываться как независимо от их деятельности, так и в результате предпринимаемых ими активных действий. Так, сбылись пророчества:
Чтобы обеспечить сбываемость прогнозов, политические лидеры направляют своих сторонников по пути наиболее вероятного развития событий, достижения ожидаемых и желаемых целей. Всякий раз, когда прогнозы сбываются, это приводит к повышению авторитета лидера.
Прогнозирование в экономике
Прогнозирование в экономике, науки и техники выросло из общего направления прогностики и особенно актуализировалось к концу Х1Х-началу ХХ века. Так, известный французский мыслитель Мерсье составил прогнозы развития экономики Парижа на 700 лет вперёд, из которых 33% оправдались, а 28% реализовались близко к прогнозным линиям. Прогнозы футуролога Дж. Сазерлэнда (1901 г., книга «Изобретения ХХ века») оказались достоверными на 64%. Прогностик В. Кэмпферт опубликовал в 1915 г. 25 прогнозов, из которых только 3 оказались ошибочными.
Искусство и технология прогнозирования к двадцатому столетию приобретают достаточно совершенные формы, позволяющие, с одной стороны, расширять сферу прогнозных исследований, а, с другой стороны, повышать эффективность и достоверность получаемых знаний о будущем. Современные прогнозы представляют собой многовариантное предвидение возможных изменений при тех или иных предположениях и допусках. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаруживать риски и принимать меры для избегания отрицательных результатов. Надёжные прогнозы позволяют делать правильный управленческий выбор. Прогноз вскрывает неопределённости в системе, обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели.
Более того, в условиях рыночной неопределённости и нестабильности политических процессов, увеличения числа и разнообразия хозяйствующих субъектов, прогнозирование значительно расширяет своё пространство за счёт «сжатия» традиционной сферы планирования, где было ранее возможно одновариантное и чёткое предопределение событий.
Экономическое прогнозирование
Основные законы и закономерности составляют научную базу экономического прогнозирования.
Мы свели эту базу с нижеследующую таблицу:
Наименование закона (закономерности)
Основное содержание закона (закономерности)
Закон циклического развития
Закон взаимосвязи циклов в смежных сферах экономики
«Кризисы, перевороты, подъёмы в смежных областях обычно дополняют, усиливают друг друга» (Ю.В. Яковец)
Закон больших чисел
Частота финансовых и иных потерь определённого вида может быть предсказана с высокой точностью тогда, когда есть большое количество потерь аналогичных видов
Закон денежного обращения
Количество денег, необходимых для обращения, зависит от количества продаваемых на рынке товаров и услуг, уровня цен на них и скорости обращения денег.
Закон Грэшама
Закон денежного обращения, в соответствии с которым «плохие деньги», которые менее ценятся на денежном рынке, вытесняют из оборота «хорошие»- высоко ценимые деньги, при этом «хорошие» деньги уходят в сбережения
Закон спроса
Рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях
Закон предложения
С ростом цен на товары увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях
Закон убывающей отдачи
Другое название – Закон предельной эффективности. Существует предел роста результативности данного поколения техники, технологии, экономической организации и т.п.
Закон возрастания потребностей
Потребности населения возрастают, в принципе, до бесконечности. При этом имеется в виду как количественный аспект потребностей, так и качественный (возвышение потребностей, возрастание требований к качеству и ассортименту продукции)
Первый закон Госсена или Закон насыщения
Степень удовлетворённости одним и тем же продуктом, если мы продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так, что наконец наступает насыщение
Второй закон Госсена или Закон компенсации
В домашнем хозяйстве происходит наиболее благоприятное распределение всей суммы расходов по видам потребления
Закон Энгеля
По мере роста доходов человека, семьи общее потребление ими всех благ возрастает, но в разных пропорциях, в различных структурных соотношениях
Кривая опыта
Время, необходимое на выполнение единичной операции, по мере накопления опыта уменьшается
Закон риска и доходности
«Чем больший доход захотят получать инвесторы, тем выше окажется степень риска, но и обратное тоже верно –чем выше риск, связанный с инвестициями, тем более крупный доход можно ожидать» (Стоун, с. 20)
Закон конкуренции
Закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения её удельной цены. Некачественные, а также неадекватно- дорогие товары не выдерживают «испытания рынком»
Закон развития технических систем
«Развитие фундаментальных и технических наук, накопление производственного опыта подготовили дальнейшие изменения в технологии производства, заключающиеся в отказе от старой системы операций и переходе многих операций в одну, совершенно новую. По мере развития и совершенствования это новое решение может привести к появлению целостной малооперационной технологической системы» (Мучник В.С.)
Закон единства и борьбы противоположностей
Источник развития – противоречие, в основе любого изменения лежит борьба противоположностей
Основные тенденции мирового развития (Римский клуб)
Выделяются пять основных тенденций мирового развития:
Законы управления сложными системами (Кибернетика)
«Главная заслуга кибернетики, дающая ей право называться цельной наукой – это наличие фундаментальных принципов управления, приложимых ко всем большим системам, в том числе к экономике фирмы» (С. Бир)
Теорема Лапласа
В любых случайных массовых явлениях имеются свои закономерности
Принцип Парето
С точки зрения характеристик системы существенны лишь некоторые из множества факторов, а именно: в большинстве систем 20% факторов определяют 80% свойств, а остальные 80% факторов определяют лишь 20% свойств
Закон Глушкова
(роста информации)
Любое увеличение выпуска продукции вдвое увеличивает объем информации, связанной с ним, в 4 раза
Гипотеза дискретности Г.Менша
Базисные инновации распределены во времени не равномерно, а образуют дискретные пучки или «кластеры». За базисными инновациями с необходимостью следуют улучшающие инновации (чередование революционных и эволюционных изменений)
Принцип необходимого разнообразия (Р.Эшби)
Для успешного функционирования система управления должна иметь в своём арсенале не меньшее разнообразие реакций, чем возможное количество и сложность изменений, происходящих в среде
Постулат кумуляты
Любые изменения имеют свойство накапливаться в системе. Постепенность переходит в дискретность и наоборот.
Закон эквифинальности
Каждая производственная система обладает предельными возможностями, ограничивающими её дальнейшее развитие в первоначальном виде определённым периодом времени
Принцип резерва в управлении
Лучше рассмотреть несколько лишних вариантов, чем обойти оптимальное решение
Цели прогнозирования
Прогнозирование как наиболее общий процесс опережающего отражения действительности, имеет не только исторические и теоретические, но и общефилософские предпосылки. К основным из них можно отнести следующие утверждения:
Кроме общефилософских условий, целесообразно сформулировать, на наш взгляд, и дополнительные соображения применительно к какой-либо экономической системе. Экономическое прогнозирование предполагает:
Если вы задумались, как нарастить свой прогностический потенциал и вам нужен индивидуальный подход,
вы можете записаться к нам – авторам этого сайта, на консультацию или коучинговое сопровождение.
Метки: прогнозирование, прогноз, управление, управляемость, знания, умения, навыки